Научная статья на тему 'Социально-психологическая компетентность как критерий эффективности реабилитации лиц с нарушением слуха (на примере республики Ингушетия)'

Социально-психологическая компетентность как критерий эффективности реабилитации лиц с нарушением слуха (на примере республики Ингушетия) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ПАРАДИГМА В ОБРАЗОВАНИИ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL-PEDAGOGICAL REHABILITATION / THE PERSONALITY PARADIGM IN EDUCATION / PERSONS WITH LIMITED HEALTH ABILITIES / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Измайлова Лемка Султановна, Королева Юлия Александровна

В статье рассматривается одна из проблем современного образования республики Ингушетия оказание социально-педагогической реабилитационной помощи детям и подросткам с нарушением слуха, не охваченным своевременным обучением и впервые начинающим свое образование в преи подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Измайлова Лемка Султановна, Королева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article considers one of the problems existing in the contemporary education in Ingushetia giving social-pedagogical rehabilitation help to children and teenagers with hearing disorders who didn't started their education in time and began studying at preand adolescent age.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая компетентность как критерий эффективности реабилитации лиц с нарушением слуха (на примере республики Ингушетия)»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ)

Л. С. Измайлова, Ю. А. Королева

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE AS A CRITERION OF EFFECTIVE REHABILITATION OF PERSONS WITH HEARING DISORDERS (EVIDENCE FROM INGUSHETIA REPUBLIC)

Izmaylova L. S., Korolyova Ju. A.

The author of the article considers one of the problems existing in the contemporary education in Ingushetia - giving social-pedagogical rehabilitation help to children and teenagers with hearing disorders who didn't started their education in time and began studying at pre- and adolescent age.

Key words: social-pedagogical rehabilitation, the personality paradigm in education, persons with limited health abilities, social-psychological competence.

В статье рассматривается одна из проблем современного образования республики Ингушетия - оказание социально-педагогической реабилитационной помощи детям и подросткам с нарушением слуха, не охваченным своевременным обучением и впервые начинающим свое образование в пре- и подростковом возрасте.

Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, личностная парадигма в образовании, лица с ограниченными возможностями здоровья, социально-психологическая компетентность.

УДК 376.02

Вопросы оказания социальной, психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в последнее десятилетие находятся в центре внимания исследователей, что обусловлено переходом к новой личностной парадигме образования, изменением отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, тенденцией увеличения количества детей и подростков, нуждающихся в социально-педагогической реабилитации. Проблема организации социальной, психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в условиях Северного Кавказа приобретает большую актуальность в связи со сложной социальной, экономической и политической обстановкой. Северный Кавказ - один из наиболее нестабильных регионов России. Низкий уровень жизни населения, безработица, рост наркомании усугубляются военными конфликтами на границах республик. Эти проблемы не могут не отражаться на состоянии такой социальной сферы, как образование.

Наиболее уязвимой категорией несовершеннолетних детей, не получающих образования, являются дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья. Опираясь на положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии, можно говорить о повышенной потребности в нем у детей с нарушенным развитием (1). Речь идет о необходимости не только их образования, но и коррекции средствами обучения. Достаточно многочисленной, нуждающейся в специальном образовании, является группа детей и подростков с нарушенным слухом. Слуховая депривация и отсутствие своевременного обучения части несовершеннолетних детей пре-и подросткового возраста с этим нарушением приводит к тяжелым последствиям, заключающимся в отсутствии собственной речи и в непо-

ШЛ. С. Измайлова, Ю. А. Королева

Социально-психологическая компетентность как критерий эффективности реабилитации.

нимании обращенной к ним речи, скудном объеме знаний и представлений об окружающем мире, в трудностях социального ориентирования, что свидетельствует о значительном отставании от возрастных норм развития такого личностного конструкта, как социально-психологическая компетентность. Актуальность проблемы исследования заключается в выявлении социальных факторов, препятствующих своевременному развитию социально-психологической компетентности детей и подростков с нарушением слуха, проживающих в Республике Ингушетия, и условий, способствующих ее развитию в процессе социально-педагогической реабилитации в школе-интернате 1-11 вида.

Проблемы и педагогические условия осуществления социально-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются разными исследователями (В. А. Калягин, В. З. Кантор, И. А. Коробейников, Н. Н. Малофеев). Вопросы реабилитации лиц с нарушениями слуха нашли свое отражение в исследованиях И. А. Михален-ковой, И. А. Москалик, Л. И. Руленковой, М. И. Никитиной, Г. Н. Пенина. Смысловая нагрузка понятия «реабилитация» подразумевает цель и процесс, метод и итог, концепцию и систему. В нашей работе данный феномен рассматривается не только как процесс, но и как система работы школы-интерната. Реабилитация детей пре- и подросткового возраста с нарушением слуха предполагает удовлетворение их основных потребностей в процессе ведущего вида деятельности, в качестве которого Д. Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение (5). На первый план выходит установление взаимоотношений, в которых подростки осваивают социальные нормы, морально-этические взгляды. И здесь возникает противоречие между потребностью подростка в общении и трудностями реализации этого процесса ввиду отсутствия необходимых средств общения, низкого уровня социально-психологической компетентности, формирование которой является одной из важнейших задач реабилитации детей и подростков с нарушением слуха

Проблемы социально-психологической компетентности детей и подростков представлены в работах Ю. М. Жукова, Н. В. Калининой, Е. В. Коблянской, В. Н. Куницыной, Н. А. Рото-таевой. В исследованиях Д. Н. Исаева, И. Г. Корниловой, И. А. Коробейникова, Н. В. Москолен-ко, А. М. Щербаковой данный феномен рассматривается в условиях дизонтогенеза (нарушенного развития). Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что социально-психо-

логическая компетентность трактуется неоднозначно: как компонент психологической или социальной компетентности, синоним коммуникативной и социальной компетентности, отдельный вид компетентности личности, соотносящийся с эффективностью взаимодействия. Рядо-положенность понятий «взаимодействие» и «социально-психологическая компетентность» позволяет в структуре второго различать представления о разнообразии социальных ролей и способах взаимодействия, ориентированность в различных социальных ситуациях, стереотипы эмоционального реагирования, стратегии взаимодействия.

Акцентирование внимания на вопросах социально-психологической компетентности при разного рода нарушениях у детей и подростков связано с её ролью в социальной адаптации, успешность которой, по мнению исследователей, зависит от сформированной социально-психологической компетентности. Их взаимосвязь помогает понять один из важнейших принципов теории А. А. Налчаджяна, утверждающего, что в проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных механизмов, а их комплексов, которые, актуализируясь в сходных социальных ситуациях, закрепляясь в структуре личности, становятся личностными образованиями (4).

Социально-психологическая компетентность, являясь прижизненным личностным формированием, зависит от характера и специфики социально-психологических условий, созданных в детстве и подростничестве - в период наиболее интенсивной конструктивной динамики психического развития, закономерности которого закреплены в генетической формуле человека, но имеются и индивидуальные признаки, определяющиеся позитивным и негативным воздействием среды. Ведущим негативным фактором среды выступает позднее начало обучения детей с нарушением слуха: в 9-13 лет, 15 лет. Работа с детьми и подростками этой категории представляет собой единую систему социально-педагогической реабилитации, рассматриваемой как уникальный по содержанию и направленности процесс, основанный на комплексном подходе (2).

Кроме этого, были выделены факторы, снижающие развитие социально-психологической компетентности детей и подростков с нарушением слуха и препятствующие своевременной социально-педагогической реабилитации. Сбор статистических данных, анкетирование родителей 196 детей, позволили выделить особые социально-институциональные факторы: недостаточ-

ность или отсутствие психолого-медико-педагогической помощи, ранней диагностики и сопровождения детей с нарушением слуха. Согласно данным анкетирования, наиболее представленной эта помощь является в Кабардино-Балкарии (96 %), в Ингушетии и Чеченской Республике - 4-8 %. Результаты опроса родителей показывают, что в 196 случаях только половине детей (88 чел.) диагноз был поставлен на первом году жизни. Достаточно часто выявление нарушения слуха происходит в период от 1 года до 3 лет (36 %). В остальных случаях - позднее. Ранняя диагностика отклонений в развитии относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства - от рождения до 3 лет, когда происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга, что обусловливает сензитив-ность психики в плане развития важнейших психических функций и особенную ее чувствительность к внешнему воздействию (1,5). Поэтому негативным фактором формирования социально-психологической компетентности, во-первых, является поздняя диагностика и отсутствие психолого-медико-педагогической помощи на ранних этапах онтогенеза.

Во-вторых, это особенности семейного уклада, обусловленные национальными традициями. Многие ингушские семьи проживают в сельской местности и имеют статус многодетных. Культура и условия семейного быта приводят к нежеланию осуществлять обучение своих детей с особенностями в развитии. Родители в кавказских семьях при распределении внимания между детьми, как правило, расставляют акценты в сторону здоровых детей. Дети же, нуждающиеся в специальном образовании и проживающие в отдаленных высокогорных районах, зачастую не попадают в образовательные учреждения, занимаясь выпасом скота, ведением домашнего хозяйства. При осуществлении отбора детей для обучения в специальной (коррекционной) школе Ингушетии, при ее открытии в 2003 году, были выявлены дети с нарушением слуха, ранее не обучавшиеся и не зарегистрированные в медицинских и социальных учреждениях

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье требует от родителей больших физических и душевных сил (3). Само появление такого ребенка способствует повышению нервно-психической нагрузки на родителей, приводя к усталости, напряжению, тревоге. Снижается социальный статус семьи, нарушаются семейные взаимоотношения, что создает препятствия для формирования у ребен-

ка навыков взаимодействия, социально-психологической компетентности.

В-третьих, важнейшим социально-институциональным фактором является отсутствие на Северном Кавказе развитой системы специальных учреждений, осуществляющих социально-педагогическую и психологическую помощь (в Ингушетии СКОШ 1-11 типа - 1, в КБР специальная группа в ДОУ - 1, СКОШ 1-11 типа - 1, специальные классы в ОШ - 1, в Чеченской Республике СКОШ 1-11 типа - 1, в Дагестане специальная группа - 1, СКОШ I типа - 1, СКОШ II типа - 1.

В-четвертых, актуальной проблемой является недостаточная оснащенность специальных образовательных учреждений квалифицированными кадрами для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, что обусловлено снижением возможностей подготовки специалистов в условиях Северного Кавказа из-за небольшого количества ВУЗов и факультетов необходимого профиля. Осложнение же ситуации в учреждениях характеризуется сокращением количества узких специалистов в системе дошкольного и школьного образования в связи с переходом на новую систему оплаты труда.

В-пятых, это проблема двуязычия, являющаяся одной из наиболее болезненных и одновременно значимых при обучении детей и подростков с нарушением слуха. По мнению исследователей, столкновение или сосуществование двух языков в одном этническом коллективе (народе, нации) существенно затрагивает интересы коллектива. Как показывает практика, кавказские дети, особенно с отклонениями в развитии, в большинстве своем не получают в семье необходимых для успешного обучения в школе навыков взаимодействия. К этому фактору добавляется и то, что многие семьи в регионе не относятся к русскоязычным, а обучение в школах ведется на русском языке. Это приводит к тому, что дети без специальной подготовки при поступлении в школы-интернаты для глухих и слабослышащих не имеют возможности воспринимать русскую речь, что затрудняет становление социально-психологической компетентности.

Таким образом, были выделены социальные факторы, препятствующие развитию социально-психологической компетентности детей и подростков с нарушением слуха. Их анализ позволяет констатировать необходимость создания специальных условий для формирования социально-психологической компетентности. Но если в России создана сеть социальных институтов, способствующих реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, то в Ингуше-

ШЛ. С. Измайлова, Ю. А. Королева

Социально-психологическая компетентность как критерий эффективности реабилитации.

тии существует единственное учреждение для лиц с нарушением слуха - специальная (коррек-ционная) общеобразовательная школа-интернат 1-11 вида. Практика показала, что в связи с поступлением в это учреждение детей пре- и подросткового возраста, впервые начинающих свое образование, возникают острые потребности не столько в формировании общеучебных и трудовых навыков, сколько в развитии у них социально-психологических основ для успешного общения, социального взаимодействия, профессиональной подготовки. Реабилитация детей средствами образования предполагает выделение частных задач и критериев успешности реализации этой деятельности, одним из которых является достижение уровня социально-психологической компетентности.

Отсутствие системы социально-психолого-педагогической помощи детям и подросткам с нарушением слуха в дошкольный период, учет специфики состояния учащихся (уровня развития речи, навыков взаимодействия, эмоционального состояния), поступающих в школу-интернат для детей с нарушениями слуха, учет возрастных особенностей контингента учащихся позволили нам определить условия эффективности в достижении целей реабилитации. Базой для реализации основной экспериментальной программы стало ГОУ СКОШИ Ингушетии. Начиная с 2003 года, ежегодно в школе открываются два новых класса. Первый - подготовительный для детей 68 лет, второй - для детей и подростков 9-13 лет (в некоторых случаях 14-15 лет), начинающих свое обучение в этом возрасте. Каждый из респондентов экспериментальной группы находится в школе-интернате от 3 до 6 лет, в зависимости от возраста поступления в школу и овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками.

В период с 2003 г. по 2010 г. экспериментальной работой было охвачено 30 учащихся в возрасте 9-15 лет с нарушением слуха, но сохранным интеллектом. В эксперименте принимали участие учителя и воспитатели, психологи, сурдопедагог. Согласно протоколам ПМПК, учащиеся экспериментальной группы имеют нарушение слуха Ш-1У степени. Основные причины снижения слуха у детей - наследственные факторы, различные заболевания: гнойный менингит, хронические и гнойные отиты, применение антибиотиков, краснуха, осложненный грипп. У нескольких детей нарушение слуха стало результатом травмы или реакции на прививку. У большинства детей (90 %) нарушение слуха является врожденным или приобретенным в раннем детстве (до овладения речью). Уточнение

условий дошкольного воспитания и обучения показало следующее: среди 30 учащихся 25 не посещали дошкольные учреждения, 2 имели возможность посещения специального (коррек-ционного) дошкольного учреждения в других республиках, 3 - нерегулярно посещали массовый детский сад. Изучение социальной ситуации показало, что в дошкольном и младшем школьном возрасте они не получали педагогической помощи.

Для определения задач реабилитации учащихся пре- и подросткового возраста, поступающих для обучения в специальную школу-интернат, на I этапе была осуществлена диагностика уровня и специфики таких критериев, как эмоциональное благополучие, адекватное взаимодействие с социальной средой. Кроме того, большое внимание уделялось развитию речи. На последующих этапах (2 и 3 - промежуточные -после 1 и 2 года обучения, 4 - обобщающий) отслеживалась динамика развития каждого из компонентов.

Ввиду отсутствия возможности предлагать детям и подросткам, не владеющим устной и письменной речью, а также невербальными средствами общения на этапе поступления в школу, анкеты, опросники, тесты, акцент при выборе диагностического инструментария ставился на методы наблюдения, сбора мультимо-дального анамнеза, опроса родителей, воспитателей и учителей. Были использованы «Схема мультимодального анамнеза», Карта Стотта, психолого-педагогическое обследование речи (модифицированная схема И. А. Михаленковой), авторские методики «Анкета для родителей» и «Опросник для педагогов и воспитателей детей и подростков с нарушением слуха». Результаты диагностического этапа показали низкий уровень владения вербальными и невербальными средствами общения, высокий уровень тревожности у детей и подростков с нарушением слуха, выраженный уровень агрессивности, наличие невротической симптоматики, отсутствие навыков контроля своих эмоций, трудности социального ориентирования, отсутствие навыков межличностного и социального взаимодействия.

Основными задачами по формированию социально-психологической компетентности стали: развитие речи и актуализация потребности ее использования в деятельности, формирование навыков самоконтроля и взаимодействия, потребности в общении. Для решения поставленных задач с учетом региональной специфики, особенностей семейного воспитания, специфики нарушенного развития, возраста и состояния

воспитанников была разработана система социально-педагогической реабилитации. Деятельность педколлектива школы осуществлялась в диагностико-консультативном, коррекционно-педагогическом, психолого-педагогическом, социально-трудовом направлениях. И хотя формирование социально-психологической компетентности у воспитанников школы-интерната - прерогатива соответствующих специалистов (психолога, сурдопедагога), элементы программы были использованы учителями и воспитателями для формирования адекватных поведенческих установок и самооценки учеников, нормализации отношений между детьми и учителем, формирования нравственного поведения, совершенствования коммуникативных навыков, снятия эмоционального напряжения.

Основными направлениями коррекционной работы по формированию социально-психологической компетентности у детей пре- и подросткового возраста с нарушением слуха стали следующие: 1)организация внеучебной, внешкольной деятельности, досуга как социальной среды, выполняющей комплекс психолого-педагогических функций; 2)расширение сферы межличностного и социального взаимодействия, организация позитивного взаимодействия с нормально слышащими сверстниками, создание условий для компенсации фрустрированных актуальных потребностей; 3)создание эмоционально значимых условий для личностного самоутверждения каждого ребенка, формирования адекватной самооценки и самоуважения, создание психолого-педагогических условий успешности, эмоциональной комфортности; 4)развитие потребности в общении, навыков социального ориентирования, формирование навыков конструктивного взаимодействия.

Как основные были выделены следующие задачи психологической службы школы-интерната по формированию способностей взаимодействия у воспитанников: 1)снятие эмоционального напряжения, агрессивных проявлений, формирование позитивных установок на взаимодействие; 2)освоение тактики продуктивного взаимодействия ребенка с нарушением слуха в среде сверстников в процессе активной совместной деятельности; 4)закрепление и перенос умений и навыков продуктивного взаимодействия в реальные жизненные ситуации. На основании выделенных задач были использованы такие формы работы, как ролевая игра, психогимнастика, методы проективного рисования, элементы арттерапии. Особое место в процессе реабилитации отводилось работе с семьей: реализова-

лись специальные программы педагогической помощи родителям, имеющие комплексный характер, ориентированные на различные группы семей, в зависимости от условий жизнедеятельности, характера отношений в них.

Еще одним условием успешной реабилитационной деятельности школы-интерната является привлечение внимания родителей к проблемам детей и включение их в коррекционную работу. На общем состоянии и развитии ребенка благоприятно сказывается речевое общение со слышащими детьми и взрослыми, способствующее мотивированному использованию разных речевых единиц и развитию его словесной речи. Создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья-ребенок-образовательное учреждение» является необходимым условием, обеспечивающим эффективность реабилитационной работы. Деятельность специалистов осуществлялась в рамках единой стратегии сопровождения, под которой мы понимаем создание условий для успешности каждого ребенка на основе комплексной деятельности всех специалистов образовательного учреждения.

Процесс социально-педагогической реабилитации позволил подросткам экспериментальной группы достичь определенного уровня социально-психологической компетентности. Позитивная динамика наблюдалась по всем выделенным ранее критериям. Анализ результатов психолого-педагогического обследования свидетельствует о значительных изменениях в развитии речи и сопутствующих умений у детей и подростков экспериментальной группы. К концу первого года обучения большинству из них удалось овладеть навыками чтения с губ, дактиль-ной и устной речью, жестовым языком. К окончанию третьего года обучения подростки показали владение средствами общения, укрепились в своем желании общаться, стали проявлять самостоятельность и инициативность в ситуациях социального взаимодействия. Достижение воспитанниками школы-интерната определенного уровня социально-психологической компетентности сказалось на общем уровне реабилитиро-ванности учащихся, эффективность которой подтверждается такими фактами адаптированности выпускников в социуме, как создание собственной семьи (4 чел.), трудоустройство (12 чел.).

Таким образом, социально-психологическая компетентность выступила в качестве важнейшего критерия успешности социально-педагогической реабилитации детей и подростков с нарушением слуха. Основными условиями, определяющими ее развитие в школе-интернате 1-11

ы

ШЛ. С. Измайлова, Ю. А. Королева

Социально-психологическая компетентность как критерий эффективности реабилитации.

вида, стали следующие: 1)разработка системы социально-педагогической реабилитации детей и подростков с нарушением слуха с учетом специфики нарушения, состояния и возраста воспитанников, культурных особенностей их семей; 2)использование научного и практического опыта России по обучению, внедрению коррекцион-но-развивающих программ, формированию социально-психологической компетентности; 3) координация деятельности специалистов школы

в диагностико-консультативном, коррекционно-педагогическом, психолого-педагогическом и социально-трудовом направлениях и в рамках единой стратегии - сопровождения; 4) оптимизация речи и актуализация потребности в ее использовании для продуктивного общения; 5) опора на индивидуальный опыт семейно-бытового воспитания и создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья-ребенок - образовательное учреждение».

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский -М., 1995. - 524 с.

2. Лаврентьева З. И. Методологические основы исследования реабилитации как педагогического феномена // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2006. Том 12, вып. 9. С. 52-62.

3. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московки-на - М, 2003. - 408 с.

4. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности / А. А. Налчаджян. -Ереван, 1988. - 261 с.

5. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 384 с.

Об авторах

Измайлова Лемка Султановна, кандидат педагогических наук, министр образования Республики Ингушетия. Сфера научных интересов автора - коррекционная педагогика. lema-i @yandex.ru

Королева Юлия Александровна, Оренбургский государственный педагогический университет, кандидат психологических наук, доцент кафедра специальной психологии. Сфера научных интересов автора: специальная психология. koroleva-y@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.