Научная статья на тему 'Анализ современного состояния специального образования в регионе Северный Кавказ'

Анализ современного состояния специального образования в регионе Северный Кавказ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / НАРУШЕНИЕ СЛУХА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / HEARING BREACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измайлова Лемка Султановна

В статье показано изучение современного состояния социально-педагогической работы с детьми и подростками с нарушением слуха на территории Северного Кавказа. Результаты исследования позволили выявить круг проблем, препятствующих полноценной реабилитации лиц с нарушением слуха в этих регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Измайлова Лемка Султановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the study of the contemporary state of the social-pedagogic work with children and teenagers, having hearing breach in the North Caucasus region. The results of the research helped to reveal the problems hindering the complete rehabilitation of people with hearing breach in these regions.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния специального образования в регионе Северный Кавказ»

49/2007 ^

_Вестник Ставропольского государственного университета

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Л.С. Измайлова

ANALYSIS OF THE CONTEMPORARY STATE OF SPECIALIST EDUCATION IN THE NORTH CAUCASUS REGION

Izmaylova L.S.

The article shows the study of the contemporary state of the social-pedagogic work with children and teenagers, having hearing breach in the North Caucasus region. The results of the research helped to reveal the problems hindering the complete rehabilitation of people with hearing breach in these regions.

В статье показано изучение современного состояния социально-педагогической работы с детьми и подростками с нарушением слуха на территории Северного Кавказа. Результаты/ исследования позволили выявить круг проблем, препятствующих полноценной реабилитации лиц с нарушением слуха в этих регионах.

УДК 376

На грани двух тысячелетий, в условиях глубоких социальных перемен, происходящих в России, идет перестройка психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей.

Северный Кавказ представляет собой регион, отличающийся тяжелой социально-экономической ситуацией, отягощенной военными конфликтами в Чеченской Республике, Ингушетии, Дагестане, на границе с Грузией. Как отмечается в книге Р.Т.Оздоевой и В.К.Шаповалова «На рубеже ХХ-Х1 веков Северный Кавказ как ни какой другой регион России подвергся межэтническим и военно-политическим конфликтам. Оказалось нарушенным складывающееся столетиями сбалансированное сосуществование народов с разными религиями и культурами» (8, с. 4).

Исследованиями Института детства Российского Детского Фонда установлено, что в условиях социальных преобразований наиболее уязвимым является подросток. Дети в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении в социуме. А среди них дети с сенсорной депривацией, в свою очередь, страдают еще больше, так как основной дефект и без того замедляет их личностное развитие.

А таких детей, в целом, по стране и в республиках Северного Кавказа немало. Это слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с различными нарушения-

ы

Ш Измайлова Л. С.

«Анализ современного состояния специального образования в регионе Северный Кавказ»

ми речи, с физическими недостатками, с расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой психического развития, умственно-отсталые.

Изучение положения со специальным образованием в регионе проводилось нами в 2005-2006 годах на основе использования методов анализа статистических данных по регионам Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чечня; анализа структуры образования в регионе, метода анкетирования родителей детей, имеющих нарушения слуха, анализа личных дел подростков с нарушением слуха.

В рамках этой работы были исследованы условия работы с детьми с отклонениями в развитии в Республике Дагестан:

Республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации г. Махачкалы;

• специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат II вида г. Махачкалы;

• специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат I вида пос. Ленкен г. Махачкалы;

в Республике Ингушетия:

• сурдологический центр при Республиканской поликлинике г. Назрань;

• отдел охраны детства и материнства при министерстве здравоохранения;

• специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат ст. Орджоникидзевской;

в Кабардино-Балкарской Республике:

• сурдологический центр г. Нальчика;

• ППМСЦ г. Нальчика;

• специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат ст. Приближненской;

в Чеченской Республике:

• специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат г. Грозного.

Было изучено 58 личных дел учащихся с нарушением слуха, проведено анкетирование родителей, имеющих детей с нарушением слуха в Дагестане - 50 человек, в

Ингушетии - 50 человек, в Кабардино-Балкарии - 50 и в Чечне - 50.

Интервьюированы 9 респондентов в том числе: руководители сурдоцентров - 2, руководитель ППМСЦ - 1, заместители директора РЦСТАиП-2, директора СКОШИ-4.

Отследим систему мероприятий по реабилитации детей с нарушением слуха в регионе Северного Кавказа. Основным звеном в этой системе является образование лиц с нарушением слуха.

Начнем обзор с дошкольного обучения и воспитания, так как обучение и воспитание детей, имеющих нарушения слуха, взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга в специально организованном образовательном процессе, в ходе которого происходит усвоение необходимого для социализации опыта, воспитание личности, формирование речевой деятельности и умственных способностей, развитие речевого слуха.

Анализ анкет показал, что медицинские учреждения, обеспечивающие раннее детство, не занимаются выявлением нарушений слуха у детей первого года жизни, чаще всего ввиду отсутствия специального оборудования в родильных домах. Выявление нарушений слуховой функции у детей раннего возраста происходит в подавляющем большинстве случаев спонтанно, в основном, в семье. Это подтверждает материал анкетирования родителей в четырех республиках.

Семья, имеющая ребенка раннего возраста с нарушением слуха, не может из-за отсутствия специалистов, недостаток которых ощущается во всех вышеперечисленных республиках (а в Чечне и Ингушетии особенно), получить квалифицированную помощь в воспитании детей, что приводит к более позднему началу коррекционной работы.

Важную роль в успешной компенсации нарушений слуха играют социальные факторы, условия семейного воспитания, ограничивающие, например, эмоциональный опыт ребенка на ранних этапах онтогенеза, в том числе уровень образования родителей, своевременность их обращения к специали-

49/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

стам, степень участия в коррекционной работе.

В Чечне и Ингушетии очень невысок процент раннего протезирования и нет случаев, когда ребенок получил бы педагогическую помощь в дошкольном возрасте. Кроме того по результатам тех же анкет видно, что очень низок процент информированности родителей, имеющих в семье детей с нарушением слуха, об учреждениях: медицинских, социальных, образовательных, где они могли бы получить квалифицированную помощь. В этих двух республиках нет ни одного специального ДОУ, либо даже группы в ДОУ обычного типа, которые оказывали бы помощь детям с нарушением слуха. В штате Ингушского республиканского сурдологи-ческого центра имеется штатная единица сурдопедагога, но нет в республике человека со специальным образованием для работы с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что кадры для работы с данной популяцией детей в республике стали готовить только с 2003 года, то есть с момента открытия первой коррекционной школы-интерната.

В Чеченской же республике нет пока и самого сурдологического центра, так как в результате боевых действий разрушен не только жилищный фонд, но и вся социальная инфраструктура республики. Здесь выявлено среди всех опрошенных лишь два респондента, которые получили слуховые аппараты в дошкольном возрасте.

Существенно отличается картина в Кабардино-Балкарской Республике, где многие годы работает Республиканский сурдо-логический центр под руководством М.С. Ахриевой. Этот центр насчитывает не один десяток лет работы, что сказывается и на результатах раннего выявления и ранней помощи детям с нарушением слуха. Из пятидесяти опрошенных, сорок восемь человек обращались за помощью для детей, возраст которых от первых месяцев до в основном трех лет и получили квалифицированную медицинскую помощь, качественное слухопротезирование, во многих случаях помощь сурдопедагогов. Некоторые из детей были направлены в ДОУ-сад № 74 г.Нальчика, где

имеется группа детей с нарушением слуха. В этом ДОУ с 2000 года здесь занимаются с детьми с «ограниченными возможностями здоровья». В настоящее время в группе для детей с нарушением слуха занимаются двадцать слабослышащих и два глухих ребенка. Направление в детский сад получают, как указывалось выше, не все дети, так как это группа дневного пребывания и дети с отдаленных районов не могут попасть сюда, как не могут они посещать и занятия двух сурдопедагогов, работающих при республиканском сурдоцентре.

Таким образом, даже в такой более успешной в плане работы с детьми-инвалидами по слуху республике, как Кабардино-Балкария, квалифицированную помощь могут получить не все дети с нарушением слуха.

И здесь мы подходим к проблеме недостаточной разработанности системы мер помощи родителям, имеющим детей раннего возраста с отклонениями в развитии, являющейся общей, в целом, по стране.

Это:

- отсутствие диагностических служб;

- плохая осведомленность родителей о существующей проблеме;

- отсутствие качественного диспансерного учета детей группы «высокого риска»;

- отсутствие квалифицированных сурдопедагогов в отдельных районах.

На сегодня не сформирована комплексная система помощи семье, имеющей ребенка с нарушенным слухом. Различные учреждения не в полном объеме оказывают медицинскую, педагогическую, коррекци-онную помощь семьям, имеющим ребенка раннего возраста с нарушенным слухом. Учреждения не имеют четкой информации о работе специалистов-сурдопедагогов.

В Кабардино-Балкарии большинство опрошенных получали не только информацию, но и квалифицированную медицинскую и психолого-педагогическую помощь в сурдоцентрах.

В Чечне и Ингушетии даже при определенной информированности проблема упирается в отсутствие специалистов.

ы

Ш Измайлова Л. С.

«Анализ современного состояния специального образования в регионе Северный Кавказ»

Ответы большинства респондентов на вопрос анкеты «Какую вы получили помощь?» - «Никакую» (62 из 96 опрошенных) показывают, что насущной необходимостью является создание системы квалифицированной медицинской и психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии.

В регионе республик Северного Кавказа складываются особые условия, создающие определенные трудности в воспитании и обучении детей с нарушением слуха. Обнаруживаются факторы, препятствующие выявлению детей с отклонениями в развитии и включению их в систему специального образования. Кавказские семьи, как правило, семьи многодетные, институт брака в них силен. Наличие в них ребенка с отклонением часто скрывается, не афишируется с тем, чтобы выдать замуж или женить ребенка с незначительными отклонениями. Родители по горским обычаям не должны выказывать чувств в отношении к детям, не принята в горской семье сентиментальность в отношениях. Многие дети с отклонениями в развитии из высокогорных сел не попадают в образовательные учреждения вообще, занимаясь выпасом скота, ведением домашнего хозяйства.

Родители таких детей, - отмечу еще раз, что семьи многодетные, - делают акцент на воспитание и образование других, здоровых детей в семье.

Это подтверждается многими случаями из практики, когда уже школа начинает выявлять детей с отклонениями в развитии. При открытии коррекционной школы в Ингушетии были выявлены семьи, в которых имеются дети с нарушением слуха, ранее нигде не обучавшиеся и даже не зарегистрированные в медицинских и социальных учреждениях. Это семья из с. Верхние Ачалу-ки (трое детей с нарушением слуха 6, 7 и 8 лет, из которых лишь один зарегистрирован как инвалид, семья, где двое глухих детей, не состоящих нигде на учете, без постоянного места жительства. Так, в 2003 году наряду с первым набором в подготовительный класс (дети шести-семи лет) пришлось сформировать переростковую группу (9-18 лет).

Существенно усложняет проблему образования детей с нарушением слуха в республиках Северного Кавказа и проблема двуязычия. Так как семьи в этом регионе не русскоязычные, ребенок находясь не в ДОУ, а в семье до школы русскую речь не слышит.

Таким образом, кавказские дети, особенно с отклонениями в развитии, не получают в семье необходимого для успешного обучения в школе общего развития.

Недостаток ранней помощи детям с нарушениями слуха школы, в свою очередь, пытаются решить за счет подготовительного класса.

Анализ организации обучения и учебных программ специальных коррекционных общеобразовательных школ-интернатов республик Ингушетии, Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии показал, что имеется подготовительное отделение. Время обучения на этом отделении (один год) несоизмеримо мало для решения проблем подготовки глухого или слабослышащего ребенка к школе. Проблема усугубляется, как отмечалось выше, двуязычием, так как дети приходят в школу, в основном, не из русскоязычных семей и параллельно с психическим и общим развитием идет и обучение русскому языку.

Усвоение школьных программ предполагает достаточно высокий уровень психического развития ребенка, требует от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, переносить усвоенные приемы мыслительной деятельности на новый материал.

Психолого-педагогическая коррекция подразумевает выбор и реализацию специальных средств и условий педагогического воздействия на ребенка, основанных на учете его индивидуально-типологических особенностей (Никитина В. Б.) (2).

При выборе этих условий, по словам Шипицыной Л.М., «наибольший коррекци-онный эффект может быть достигнут лишь в условиях специализированного обучения, представленного на сегодня различными организационными формами: классами индивидуального обучения, классами вырав-

49/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

нивания, а также специальными школами-интернатами для детей с нарушениями развития» (10, с. 34).

В анализируемых республиках условия специализированного обучения представлены на сегодняшний день единственным классом интегрированного обучения в средней школе № 4 г. Нальчика КБР, и СКОТТТИ 1-11 вида в республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чечня и двумя специализированными школами-интернатами в Дагестане.

В Дагестане имеется СКОШИ I вида, расположенная в г. Махачкале, где обучаются глухие дети со всей республики в количестве 194 человека. Школа не имеет при себе ДОУ, есть подготовительный класс при школе. В ДОУ № 95 г. Махачкалы имеется одна группа для глухих детей, откуда они дети поступают в эту школу. В текущем учебном году в школе открыт 10-й класс.

В СКОШИ II вида, расположенной также в г. Махачкале по улице Кошевого №34, обучаются слабослышащие дети в количестве 198 человек. Школа круглосуточного содержания, многие дети уезжают в семьи лишь на каникулах.

В Ингушетии единственное коррекци-онное учреждение, СКОШИ станицы Орд-жоникидзевской, открыто в 2003 году. Здесь обучаются как глухие, так и слабослышащие дети. Всего их 58 человек. Дети выезжают в семьи на выходные. Проектная мощность школы не позволяет вести раздельное обучение глухих и слабослышащих детей по классам. Педагоги применяют дифференцированное обучение. Профессиональное образование дети получают в расположенном рядом ПТУ № 4, с которым у школы заключен договор. Училище не располагает специально подготовленными кадрами для обучения детей с нарушением слуха. Дети получают удостоверения на право управления легковым транспортом. Школа оснащена современной звукоусилительной аппаратурой. Учителями-дефектологами и сурдопедагогами укомплектована на 30%. Школа не располагает собственным ДОУ, имеется лишь подготовительный класс. В республике на сегодняшний день нет ни одного дет-

ского сада, где имелись бы группы для детей с отклонениями в развитии, не говоря о специализированном детском дошкольном учреждении.

В Кабардино-Балкарии функционирует СКОШИ в станице Приближненской, которой исполняется в этом году 65 лет. Естественно, что за такой срок школа сумела укомплектовать себя специализированными кадрами на 100%. В школе так же, как и в Ингушетии, обучаются совместно глухие и слабослышащие дети. Школа не располагает собственным ДОУ, имеется подготовительный класс. Дети проживают в интернате круглосуточно. Учащиеся из отдаленных сел возвращаются в семьи только на каникулы, из приближенных районов - в выходные дни. Постшкольного, либо профессионального образования дети не получают. Школа оснащена необходимой ЗУА.

Хуже всего обстоят дела со специальным образованием в Чеченской Республике. В разрушенном войной г. Грозном СКОШИ ютится в приспособленном двухэтажном частном доме. В штате имеет двух учителей-дефектологов, остальные - учителя общеобразовательных школ. На сегодняшний день в школе обучается 98 учащихся, хотя по республике их насчитывается 450 человек. Это связано с тем, что несмотря на свое наименование, это школа дневного пребывания, и родители из отдаленных районов не имеют возможности, при отсутствии школьного транспорта, доставлять детей на занятия. В школе имеется два аудиокласса, подаренных польской гуманитарной организацией. Не все дети имеют слуховые аппараты. Ни о каком дошкольном образовании пока нет речи, как и о профессиональном образовании детей с нарушением слуха.

Таким образом, анализ современного состояния обучения и воспитания детей с нарушением слуха показал, что в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Чечне очень слабо развита система дошкольного образования и воспитания, школьная система представлена специализированными школами-интернатами, система предпрофес-сиональной и профессиональной подготовки почти отсутствует, что не способствует со-

Измайлова Л. С.

«Анализ современного состояния специального образования в регионе Северный Кавказ»

циальной адаптации и инкультурации данной популяции детей.

Во всех четырех республиках подростки овладевают профессиями лишь в рамках трудового обучения в СКОШИ, так как в регионе нет специальных профессиональных училищ, а в вышеперечисленных республиках нет больших предприятий, таких как «Арсенал» в г. Санкт-Петербурге, «ЗИЛ» в г. Москве или Челябинский тракторный завод, где люди, имеющие слуховую недостаточность, являются, несмотря на это, востребованными.

В г. Грозном на заводе «Красный молот», до войны трудилось много молодежи с нарушением слуха, а во дворе завода был даже установлен бюст лучшего слесаря, которым являлся глухой рабочий.

В регионе отсутствует система среднего профессионального образования, представленная в России колледжами-интернатами, колледжами, техникумами-интернатами и техникумами.

Анализ занятости лиц с нарушением слуха показывает, что они имеют очень невысокий процент занятости, да и тот приходится, в основном, на частный, а не на государственный сектор.

Таким образом, анализ состояния образования детей с нарушением слуха позволяет выделить следующие, наиболее значимые социально-экономические и педагогические факторы, влияющие на состояние системы воспитания и образования детей с нарушением слуха в Северо-Кавказском регионе:

• Особенности семейного уклада.

• Преимущественное проживание детей с отклонениями в развитии в районах сельской местности.

• Многодетность семей.

• Национальные традиции.

• Двуязычие.

• Недостаточность организации ранней помощи детям с нарушением слуха.

• Недостаточность системы специальных коррекционных учреждений.

• Неподготовленность кадров для работы с контингентом с нарушением слуха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы интеграции и обучения детей с нарушениями развития: Межвузовский сборник научных трудов. - М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея. Зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения пед.задач. -СПб, 2000.

3. Белякова И.В., Петрова В.Г. Кто они - дети с отклонениями в развитии? - М.,1988.

4. Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Миха-ленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицына Л.М. Психологическая диагностика отклонений в развитии детей младшего школьного возраста / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной - СПб.: Речь, 2004.

5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.

6. Выготский Л.С. Проблемы обучения и развития в школьном возрасте: Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Кара-бановой О.А., Подольского А.И. - М., 1999.

7. Никитина В.Б. Причинная обусловленность задержки психического развития у детей: социально-психологический анализ / Под ред. Новикова В.В., Ярославль, 2000.

8. Оздоева Р. Т., Шаповалов В. К.: Образование детей вынужденных переселенцев в Республике Ингушетия. - Ставрополь: Сервисшко-ла, 2005.

9. Социальная защита в Республике Ингушетия: итоги и перспективы развития,/ под ред. Дзейтова А.М. - Нальчик, 2003.

10. Шипицына Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики в процессе коррекцион-но-развивающего обучения // Дефектология. - 1999.

Об авторе

Измайлова Лемка Султановна, директор ГОУ Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната. Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук. Научные интересы - коррекционная педагогика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.