Научная статья на тему 'Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики'

Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2977
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики»

Колинько Ирина Васильевна,

кандидат философских наук, доцент, г. Краснодар, доцент кафедры социально-культурной деятельности Краснодарского государственного университета культуры и искусств

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Р

■ ЕГИОН представляет собой совер-

I шенно конкретный объект управ-

ления (от гед1ге - править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке - режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетание развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д. Сегодня на передний план выходит проблема разработки новых механизмов региональной культурной политики на всех ее уровнях, что требует глубокого и всестороннего анализа ее теоретико-методологических оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т.д. Новая стратегия культурной политики, находящей выражение в региональных программах социокультурного развития.

Основная цель региональной культурной политики - стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального саморазвития культуры путем оптимального использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории.

Субъект культурной политики отличается многосложностью и полиструктурностью. В этом качестве могут выступать любые субъекты культурной жизни (отдельные люди, субкультурные группы, общественные объединения, инициативные группы, учреждения культуры, органы управления и т.д.), обладающие основными составляющими культурной политики, и главное - ресурсами.

Формирование региональных социально-культурных программ представляет собой довольно сложный процесс и основывается на диагностике и выявлении наиболее актуальных и типичных для региона проблем. Исследование региональной спе-

119

цифики и особенностей требует:

- анализа потенциала и ресурсов социокультурной среды конкретной территории;

- выявления меры освоения среды человеком (включая содержание его активности по освоению ценностей, норм, способов жизнедеятельности);

- рассмотрения проблем, типичных для всех составляющих среды и образа жизни (причем, проблемы как социально-культурные, так и личностные, которые обнаруживаются в каждой составляющей социокультурной среды и образа жизни).

К таким проблемам можно отнести проблемы освоения предметов и ценностей художественной культуры, организации художественной жизни и развития личности; сохранения, освоения и востребованности историко-культурной среды обитания; проблемы общения и поддержания оптимального взаимодействия с другими людьми; проблемы духовного самочувствия и самоопределения человека, утраты или поиска смысла человеческой жизни; проблемы неоптимального состояния природной среды, обусловленные деформированной системой ценностей и соответствующими отношениями человека к природе; проблемы общественно-политической жизни - в смысле возможностей и форм участия в политической жизни или их отсутствия, уровня политической культуры; проблемы профориентации, профессионального самоопределения и самореализации человека в профессии, адаптации к профессиональной субкультуре; проблемы физического и психического состояния человека, включая его отношение к собственному здоровью, меру освоения и развития физических и психических способностей. И далеко не полный перечень составляющих социокультурного пространства региона.

На региональном уровне просматривается органическая связь социально-культурного проектирования и культурной политики:

а) социокультурное проектирование выступает как инструмент реализации культурной политики, составляя ее технологический уровень и отражая специфику социокультурной ситуации в регионе, формулирует цели культурного развития, учитывает местные ресурсы и т.д.;

б) социокультурное проектирование и культурная политика обладают общими структурными элементами: культурные цели, совокупность действий и процедур, обеспечивающих их достижение, ресурсы социокультурного развития;

в) цели, задачи и приоритеты культурной политики и социально-культурного проектирования совпадают и определяются на пересечении нескольких факторов:

- предназначения культуры в жизни общества и человека, выражающиеся в принципах программирования (и культурной политики).

- типичные черты социокультурной ситуации и характер проблем для конкретной территории или социальной группы.

- историко-культурная уникальность и самобытность как российской культуры в целом, так и конкретного региона.

В этом случае научно-обоснованная культурная политика несет в себе проектные начала, а социально-культурное проектирование выполняет функцию осуществления культурной политики.

Смысл социокультурного проектирования состоит в органическом сочетании управленческих и культурных аспектов деятельности управления, набор управленческих инструментов должен быть соразмерен конкретному культурному материалу и типу региональной или местной ситуации.

Социокультурное проектирование как проблема начало формироваться в середине 60-х годов и вплоть до середины 80-х годов протекало в форме семинарской работы, симпозиумов и организаци-онно-деятельностных игр. Основная часть результатов методологической и теоретической проблематики проектирования и проектной культуры почти не публиковалась.

Проектирование - универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, целенаправленный на создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. Включает:

- разработку документируемого в каком-то профессиональном языке проекта (описания, изображения, системы формул, компьютерной программы, вообще «текста»), удовлетворяющего принятым в данной области критериям проектосообразности;

- научно-техническое и социокультурное обоснование, оценку и согласование проекта среди заинтересованных сторон (официальных или общественных организаций, потребительских групп или отдельных лиц), заканчивающееся решением о принятии проекта;

- реализацию его доступными для изготовителя технологическими, организационными, инвестиционными и прочими средствами.

На современное состояние проектирования большое влияние оказали условия его становления в качестве самостоятельного вида деятельности: отталкивание от ремесленнического изобретения механизмов на основе «практической мудрости» и от изготовления продукции по совершенствуемым образцам (прототипам); обращение к точным методам расчета проектируемых конструкций (сначала в основном механического типа), ставшего возможным по мере развития математического естествознания; характерная для объектов механики и биологии очевидная взаимосвязь функции, конструкции и воспринимаемой формы объектов; реорганизация кустарного и цехового хозяйства в массовое промышленное производство и строительство.

В 60-е годы в связи с широким распространением системного подхода значительный объем про-

120

ектных работ выполнялся в рамках системного проектирования, где объект и деятельность, и все сопутствующие ей вспомогательные образования описывались в терминах системного подхода (как функции, функциональные процессы и структуры, целостности и элементы и т.д.). В то же время права гражданства получили такие специальные виды проектирования, как инженерно-психологическое, переросшее далее в эргономическое и имеющее дело с созданием приемлемых условий жизни и работы человека в проектируемых системах: социальное, связанное с распространением проектного подхода к социологическим объектам - системам обслуживания и коммуникации, социального управления и образования и т.д.

Прогнозирование - познавательное отношение к будущему, дающее по идее объективное знание о нем. Его условием является невмешательство в будущее со стороны прогноза (через проектирование или управление). Поскольку же проекты и управленческие программы с некоторой вероятностью могут быть реализованы, проект можно использовать в качестве прогноза, как-то предлагается в проектном прогнозировании.

Принципиальной для проектирования является его ориентация на реализацию проекта в материальных, технологических и организационных условиях. Даже в тех случаях, когда фактически реализация не осуществляется или не предполагается в проектах, ориентированных на игровые, учебные или методологические цели, реализуемость является априорной предпосылкой проектного сознания.

Одна из характерных особенностей современного периода развития общества заключается в том, что окружающий нас мир стремительно изменяется, преобразуется во взаимосвязанные общности. Объединяющей основой стало развитие и преображение самого человека, его эмоционального и нравственного мира, интересов, ценностей и мотиваций, потребностей и сущностных сил, преображение его личности. Представления людей о мире зависят от множества конкретных условий и обстоятельств как внешнего - социально-экономического и культурного, так и внутреннего - психологического - планов. В связи с этим даже в рамках одной культурно-исторической среды они могут иметь массу оттенков и разновидностей, начиная от самых размытых и примитивных и заканчивая рациональными и научно обоснованными системами взглядов.

Социокультурное пространство - это важный аспект формирования модели мира, обладающий характеристиками протяженности и структурности, сосуществования и взаимодействия, координации элементов культуры и смысловой наполняемости структурной организации.

Особенности социокультурного пространства отражаются в сознательной и целенаправленной деятельности человека или социума через взаимосвязанные компоненты:

- мировоззренческое восприятие внутреннего мира общества, что может осуществляться путем осознания сущности происходящих культурных явлений, познания законов и закономерностей функционирования социально-культурной деятельности в обществе, воздействия ее на личность, теоретического осмысления в контексте культуры;

- морально-этическая оценка и нормативные принципы и убеждения, лежащие в основе межличностной коммуникации;

- психологическая реакция на социокультурные технологии и методики, адекватное поведение личности и осуществление рационального отбора социокультурной информации, навыки психогигиены и рациональные привычки, исходящие из свойств личности;

- уровни социализации личности и социокультурного потенциала общности (и общества), проявляющиеся в совместном существовании и выполнении многообразных социальных функций и ролей;

- коммуникативные навыки взаимоотношений в обществе, основанные на творчестве, исполнительстве, инициативности, профессионализме членов общества;

- конструктивность социально-культурной деятельности на основе циркулирования социокультурной информации;

- организационная культура совместной деятельности в процессе рационального и эффективного сотрудничества в достижении целей общества и собственной деятельности;

- проектирование собственной будущей социально-культурной деятельности и поведения для эффективного взаимодействия в обществе.

В процессе многостороннего исследования социокультурного пространства устанавливаются многообразные связи между различными областями знания и реализуются при проектировании нового социокультурного объекта и осуществлении социально-культурной деятельности.

Социокультурное проектирование - это осмысленный, включающий в себя принятие решения, целостный процесс отражения явлений, ситуаций и событий, возникающий в непосредственной социокультурной деятельности.

В ходе формирования социокультурного пространства принимаются как типовые, так и конкретные организационные решения. Типовые организационные решения должны быть: во-первых, вариантными, а не однозначными; во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью; в-третьих, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отличаются от четко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления.

Характеристику такого понятия как социокультурное проектирование социокультурного пространства следует, по нашему мнению, основывать на системном подходе. Системный подход - это методо-

121

логическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов. Наиболее широкое применение системный подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов - многоуровневых, иерархических, самоорганизующих. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Особый акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта.

Методы социокультурного проектирования повышают эффективность деятельности различных социально-культурных учреждений и производств, так как, во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям современных общественных отношений, в том числе рыночных, и создают опасность деформации самих задач управления; во-вторых, в сферу управления социокультурной организацией невозможно переносить закономерности управления техническими системами, в-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и, наконец, интуицию, а также на научные методы социокультурного проектирования; в-четвертых, социокультурное проектирование -сложнейший механизм управления, который должен возлагаться на специалистов, профессионалов, владеющих методологией формирования организационных социокультурных систем.

Рассмотрению философских проблем социокультурного пространства также способствуют методологические принципы системного подхода. Наиболее важные из них:

Принцип динамического равновесия. Этот принцип пришел на смену доминирующему ранее принципу статического равновесия и означает, что конечного статичного результата нет и не может быть.

Принцип обратной связи, который констатирует, что не только причина вызывает следствие, но и следствие влияет на свою причину, ослабляя или усиливая ее действие. В свете такого понимания все оказывается связанным со всем. Лапласовский детерминизм сменяется кибернетическим детерминизмом и признанием неопределенности как существенной характеристики развития событий. Если раньше будущее было следствием настоящего, то теперь будущее оказывает влияние на настоящее. Представления «о зоне ближайшего развития» об-

щества становится важнейшей детерминантой его развития. Естественноисторическое (причинно-следственное) миропонимание сменяется культурно-историческим, в котором значительную роль в развитии актуальных событий приобретают представления о будущем.

Принцип преемственности. Понятие «традиция» приобретает амбивалентность (двойственность). С одной стороны, критика традиционных представлений как устаревших, а с другой - поиск в прошлом, в забытой традиции решения современных проблем. Традиция понимается одновременно и как объект критики, и как источник новых идей.

Методология изучения и формирования любых объектов, которые представляют собой системы, в нашем случае это социокультурное пространство, базируется на принципе целостности: набор элементов системы должен точно соответствовать ее цели и через их взаимосвязь обеспечивать наилучший способ ее достижения. Управление является фундаментальной функцией любой искусственно созданной системы, однако, для социокультурного пространства оно приобретает особое значение в силу того, что является фактором во многом определяющим результаты ее деятельности.

Эти принципы позволяют увидеть внутри социокультурного пространства самонастраивающийся режим, осуществляемый на основе статических и вероятностных закономерностей, обеспечивающих сохранение «порядка» в сложной динамике процессов, надежность этого «порядка», а также обусловливает тактику поиска оптимального режима самоорганизации системы и самонастройки на этот режим.

Выделение основой социальной общности культуру - и как среду формирования, и как результат внутреннего развития общества, - актуализировало парадигмы культурологического подхода к анализу общества и поведения человека в нем. Особенно заметна роль социокультурной среды в условиях социально-политического и экономического реформирования российского общества, когда организационные схемы «старой» культуры деформируются и оказываются совершенно непригодными в новой измененной социокультурной среде.

Культурологический подход - совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психологической жизни через призму системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и интересы. Общая культурология (философия культуры и специфическое методологическое знание) получает возможность значительно расширить рамки конкретного приложения своих представлений, привнося их в социокультурное пространство. Культурология создает основу для изменения подхода к социокультурному пространству как линейному пространству трансляции социальных норм и ценностей.

122

Применение культурологического подхода можно рассматривать как одно из условий становления философии социокультурного пространства. Это позволяет выделить функции культуры, которые являются наиболее важными при рассмотрении социокультурного пространства как культурного процесса:

- наследование, развитие и изменение систем ценностей и обеспечение условий их постоянного обновления, создания новых образцов в целях обеспечения жизни сообществ и их разнообразия;

- создание и обеспечение адекватных связей, взаимодействий и коммуникаций в сообществе (в том числе межпоколенных);

- обеспечение качества жизнедеятельности сообществ и человека в них;

- создание условий для социальной реализации и творческой самореализации человека, выявления и роста его индивидуальных особенностей.

Деятельность человека направлена на познание окружающего его мира и на создание так называемой «второй природы» или социокультурного пространства. Человек формируется этим же окружающим его природным и социальным миром. Это обстоятельство создает проблему соотношения антропологического и социологического подходов в познании социокультурного пространства. Гуманитарное знание как знание о человеке отличается от социального, в котором отражаются законы, структуры, функционирование социальных систем. Социологический подход основу гуманизма видит в обществе и системе его ценностей.

Направления взаимодействия научного знания о социокультурном пространстве могут быть охарактеризованы:

- в содержательном аспекте как трансляция в повседневное знание (социальный опыт) научных идей и представлений о мире, их освоение и трансформация;

- в функциональном аспекте как реализация постклассических программ реформирования науки;

- в методологическом аспекте околонаучное знание выступает одновременно и как попытка восстановления некоторых черт классического образа науки, современной наукой утраченных.

Широкий круг проблем, возникающих в ходе формирования социокультурного пространства как научного направления, определяет необходимость постановки рассмотрения в дальнейшей перспективе таких вопросов как:

- поиск нового способа мышления при решении проблем социокультурного пространства как философской проблемы;

- определение основных направлений в формировании философской концепции социокультурного пространства;

- характеристика мировоззренческой, информационной и социокультурной парадигм развития общества;

- характеристика мировоззренческого и культуротворческого потенциала социокультурного проектирования;

- определение воздействия этносоциальных территориальных общностей на организацию социокультурного пространства региона.

С этими направлениями знания связаны также потребность теоретиков и практиков осмыслить универсальные, общечеловеческие ценности, дать новую интерпретацию целям и методам проектирования социокультурного пространства, особенностям его организации и задачам управления.

Таким образом, понимание проблем формирования полноценного социокультурного пространства вызывает потребность более глубоко осмыслить многообразие возникающих вопросов и повышает заинтересованность в концептуальном, контекстовом и комплексном анализе. Перечисленные проблемы социокультурного пространства - одна из содержательных причин актуализации поиска в обозначенном направлении.

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.