Научная статья на тему 'Социокультурный потенциал проектирования образовательного пространства региона'

Социокультурный потенциал проектирования образовательного пространства региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОН / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гоголев Н. В.

Реализация технологии социокультурного педагогического проектирования помогает обеспечить многофакторный подход к изучению и развитию социокультурной реальности, которую представляет собой региональное образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL POTENTIAL OF DESIGNING OF EDUCATIONAL SPACE OF REGION

The realization of technology of sociocultural pedagogical designing helps to ensure the multiple-factored method of approaching to studying and development of sociocultural reality, which represents the regional educational space.

Текст научной работы на тему «Социокультурный потенциал проектирования образовательного пространства региона»

4. Шевченко А.Н. Коррекция социально-профессионального инфантилизма учащихся технического колледжа. М., 2005. С. 5-19.

T.N. Vladimirovva, A.V. Utenkov

EDUCATIONAL INFANTILITY OF STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALITIES

Article is developed definition of uchebno-professional infantility is considered: it is a special, destructive way of self-realization of the person in the conditions of the educational and professional environment, under the influence of certain mental conditions and mechanisms which is characterized: negative attitude to educational and the professional work, the overestimated insistence to surrounding society, active or passive counteraction to educational process, absence of an adequate subject position in relation to own professional formation and development, and, as consequence, to educational activity, absence of professional and vital plans, real ways of their achievement; presence узколичностных orientations in professional and educational activity.

Key words: essence of the person, determinants of development of the person, uchebno-professional infantility, activity in development of the person, professional deformation, pedagogical interaction, interest, vocational training regulation, activity of the expert - the teacher, formatsionno-stadialnye types of the person.

Получено 30.10.2011 г.

УДК 378

Н.В. Гоголев, канд. пед. наук, доц., 8-903-841-65-80, tspunvg@mail.com (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н.Толстого)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА

Реализация технологии социокультурного педагогического проектирования помогает обеспечить многофакторный подход к изучению и развитию социокультурной реальности, которую представляет собой региональное образовательное пространство.

Ключевые слова: образование, регион, проектирование, образовательное пространство.

Социокультурное проектирование в регионе выступает как самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов, разработку и реализацию проектов поддержки и развития сферы образования.

Хотелось бы отметить, что само понятие «регион» в современных отечественных гуманитарных исследованиях рассматривается не столько в качестве единицы географического пространства, сколько как культурный феномен [1, 2, 7, 8, 9, 11, 12].

Социокультурное пространство региона включает в себя социум, символы и ценности, коммуникацию и информацию.

При этом специфические характеристики регионального социокультурного пространства, отражаются и на менталитете, и на образе жизни его жителей, в их ценностных приоритетах, выстраиваемых в соответствии с традиционным алгоритмом жизнедеятельности иерархически упорядоченной системы [9].

Вместе с тем, несмотря на различие в социокультурных характеристиках отдельных регионов, при проектировании регионального образовательного пространства необходимо учитывать и некие общие признаки развития социума.

По мнению специалистов, в современной России можно выделить как минимум три универсальные модели образовательного пространства, отражающие ценности и понимание роли образования, характерные для традиционного (сельские регионы), индустриального (промышленные города) и постиндустриального (крупные города) общества [4].

Кроме того, в любом региональном образовательном пространстве в латентном виде присутствуют как механизмы сохранения, так и изменения. Однако с учётом доминирования тех или иных механизмов можно выделить две модели образовательного пространства: традиционные, для которых характерно преобладание механизмов сохранения, и инновационные — с преобладанием механизмов изменения.

Оптимальный вариант развития социокультурного образовательного пространства предполагает гармоничное сочетание традиционных и инновационных процессов, их функциональную и смысловую взаимодополняемость, поддерживающую баланс изменчивости и устойчивости образования в соответствии с социокультурной региональной спецификой.

Сочетание указанных тенденций определяет новые возможности и перспективы развития образовательного пространства региона, выступает ведущим условием его саморегуляции.

На сегодняшний день региональное образовательное пространство явлется базовым понятием педагогической регионологии (В. Бацин, Л. Гудиева, М. Ешич, С. Казарцев, М. Кузьмин, В. Петровичев, А. Петрусевич, В. Подобед, Н. Пугачёва, М. Сусоколов, И. Чепурышкин и др.). В структуре образовательного пространства исследователи выделяют такие компоненты, как научные, образовательные,

культурные, просветительские, экономические институты (государственные и негосударственные, официальные и неофициальные); средства массовой коммуникации, ориентированные на образование; общественные организации и социальные системы, вовлечённые в решение проблем образования; социально-психологические стереотипы, регламентирующие поведение людей по отношению к образованию [13, 11].

Комплексное исследование феномена регионального образовательного социокультурного пространства позволило выделить такие подходы к его изучению, как средовой (определяет пространство как феномен, существующий в диахронической перспективе и меняющий формы своего функционирования в зависимости от изменения пространственной организации регионального образования), социологический (раскрывает сущность регионального образования как особого социального организма, в котором воспроизводятся целостные общественные структуры), культурно-семиотический (рассматривает региональное образовательное пространство, как конструированное средствами культуры пространство смысла).

Социокультурная сущность регионального образовательного пространства может быть представлена в следующих характеристиках:

• целевое назначение образовательной системы и ее стратегемность (содержание выполняемого социального заказа, целевая модель выпускника образовательных учреждений, соответствие содержания образовательного процесса национальным интересам, культурно-историческая миссия образовательной системы);

• структура и эффективность управления образовательным процессом (состав учебного управления, содержание его деятельности, соответствие учебно-управленческой деятельности содержанию деятельности учебных учреждений, минимизация ошибок и просчетов в управленческих решениях и действиях, обеспечение управленческой деятельностью высоких темпов развития образования, позитивных качественных изменений образовательного пространства);

• относительная изолированность и качественное своеобразие образовательного пространств (наличие достаточно четких территориальных, временных и качественных границ образовательного пространства, определяемых организационно-управленческим, содержательным, целевым, демографическим, географическим, социально-психологическим и другими факторами);

• своеобразие сочетания основных педагогических сред (архаичных и современных);

• динамика развития образования (темп и масштаб создания учебных учреждений);

• доступность образования (учитываются образ жизни населения и культурно-образовательные запросы, уровень благосостояния, территориальное расположение образовательных учреждений и т.д.);

• этнокультурный характер (возможность поддержания национальной культуры - традиций, норм, ценностей);

• практико-трудовая направленность;

• преемственность образования.

Национально-региональное образовательное пространство наряду с выделенными выше сущностными характеристиками образовательного пространства, имеет и особенные: своеобразная образовательная структура региона, прошедшая неповторимый исторический путь; индивидуально-особенное взаимодействие образовательных сред; специфика учреждений образования; образовательный потенциал общества; архаичная или современная интеллектуальная система, своеобычная «архитектура духа»; региональноособенные субъекты образовательных процессов [3, 13].

Социокультурная трансформация регионального образования обусловлена наличием внутренних и внешних факторов, определяющих характер и направленность социокультурных изменений его развития.

К внутренним факторам относятся особенности развития той или иной территории, его образовательного пространства.

При характеристике внешних условий развития образования, нам кажется удачной вслед за А. Петрусевичем выделять общие внешние факторы, влияние которых распространяется на все сферы жизнедеятельности общества: ускорение темпов развития; структурные изменения в сфере занятости; повышение роли информационных технологий, усиление интеграционных процессов и пр.; внешние факторы, обусловливающие социокультурные преобразования в образовании: становление нового социокультурного идеала типа личности, в котором человек становится целью образования, его субъектом и объектом; информатизация, профилизация образования и

пр. [5].

Анализ научных исследований в области педагогической регионологии позволил нам выделить ряд функций, которые выполняет социокультурное образовательное пространство региона. Во-первых, это - интегративная функция, так как социокультурное образовательное пространство позволяет интегрировать изолированные образовательные институты в некие системы взаимодействия с помощью единых образовательных стандартов поведения, норм, ценностей, региональных традиций. Во-вторых, это - регулятивная функция. С помощью образовательных норм, ценностей и обычаев происходит

упорядочивание, направление и ориентация поведения образовательных институтов и систем.

Ведущей функцией социокультурного образовательного пространства можно считать сохранение и воспроизводство (развитие) социальных типов культуры «единых культурных представлений» (Б.Гершунский), становящихся основой социальной интеграции.

В процессе нормального функционирования образования в этом качестве складывается и воспроизводится единая культурно-аксиологическая конструкция, определяющая облик образовательного пространства региона. Нарушение и сокращение объема выполнения образованием этой функции, напротив, способствует закреплению разрывов и деформаций социального единства.

В системе специализированных технологий, направленных на обеспечение эффективного функционирования и развития регионального образования, важная роль принадлежит технологии социально-культурного проектирования, представляющей собой конструктивную, творческую деятельность, в ходе которой происходит разработка образовательных социокультурных проектов.

В этой связи социокультурное образовательное пространство региона можно рассматривать как совокупность «проектных» способов и результатов преобразования региональных образовательных систем и институтов.

Проектирование региональных образовательных процессов можно рассматривать, с одной стороны, как надёжный канал реализации государственной образовательной политики. С другой стороны, социокультурное проектирование в регионе выступает как самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее изучение и развитие историко-культурной самобытности территории, определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов, выработку методологических оснований региональной образовательной политики; разработку и реализацию региональных проектов поддержки и развития сферы образования.

Согласно классификации проектов, предложенной Л. Гурье, проект образовательного пространства региона может быть классифицирован как педагогический (по типу), региональный (по масштабу), долгосрочный (по длительности), сложный (по сложности), научно-исследовательский (по виду).

Опираясь на уровневую организацию педагогического проектирования, технология социокультурного проектирования регионального образовательного пространства представляет алгоритм, включающий в себя последовательную реализацию четырёх уровней: диагностического, концептуального, технологического и аналитического.

С учётом того, что образовательное пространство региона как разновидность сложной социальной системы, формируется под воздействием множества факторов, в том числе не педагогических, на диагностическом уровне организации проектной деятельности должен осуществляться сбор, обработка, анализ информации о разнообразных (политических, экономических, демографических, территориально-географических, социальных, культурных) социокультурных процессах в регионе.

На этом же уровне определяются приоритетные направления развития регионального образования. Выявление направлений проектирования образовательных процессов осуществляется, преимущественно, путем анализа образовательной социокультурной ситуации, представляющей собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов и обстоятельств, определяющих направление и содержание развития социокультурных процессов в пространстве образования в определённый момент времени.

Понятие «образовательная социокультурная ситуация» нами рассматривается в качестве одного из ключевых понятий, используемых в рамках технологии социально-культурного проектирования. Характеристика образовательной ситуации выступает технологической основой разработки социально-культурных проектов.

В ходе анализа образовательной социокультурной ситуации происходит всесторонняя диагностика региональных образовательных проблем, четкое определение их источника и характера; поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся ресурсов; оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов; выбор оптимального решения. В данном случае, образовательные социокультурные проекты представляют собой инструменты, ориентированные на преодоление либо профилактику различного рода образовательных проблем, путем содержательных и структурных изменений в региональном пространстве.

Анализ социокультурной ситуации предполагает рассмотрение величины показателей, характеризующих ситуацию не только в определённый момент, но и в динамике, что позволяет выявить основные закономерности в развитии образовательных процессов в регионе за длительный период и даёт возможность определить тенденции этого развития, зон сопротивления и рисков, составить карту прогноза с учётом благоприятных и неблагоприятных факторов и пр.

На концептуальном уровне проектирования регионального образовательного пространства определяется совокупность базовых положений (принципов), обеспечивающих эффективную разработку вариантов социокультурных проектов для системы образования региона.

В качестве ведущих принципов организации проектной деятельности следует выделить:

• гуманизацию (ориентация на человека его потребности, интересы, возможности);

• культуросообразность (соответствие идеалам, ценностям, моделям поведения, характерным для данной территории, типу культуры и пр.);

• принцип системности (выделение системных объектов и взаимосвязей между ними);

• комплексного подхода (учет новых социальных и культурных изменений, происходящих в региональном пространстве);

• непрерывность (взаимосвязь и взаимозависимость этапов проектной деятельности);

• саморазвитие (проектируемых предполагает создание систем, процессов динамичными, гибкими, способными к изменениям и перестройке);

• диагностируемость (организация постоянной обратной связи, реализацию измерительного инструментария, мониторинг функционирования образовательных систем и процессов на практике).

На концептуальном уровне определяется и совокупность условий (материально-технических, организационных, кадровых,

информационных и пр.), обеспечивающих реализацию проекта; обосновываются требования к функционально-содержательным моделям деятельности; предлагает организационные формы внедрения проекта в образовательную практику; разрабатываются варианты социокультурных проектов для системы образования региона; определяются перспективы развития регионального образования в условиях реализации предлагаемых социокультурных проектов.

Особое место среди разрабатываемых социокультурных проектов занимают модели новых образовательных учреждений, отражающих социокультурную специфику региона. Создание инновационных образовательных институтов может стать одним из факторов развития социокультурного образовательного пространства региона.

В разрабатываемой концепции образовательного пространства региона необходимо раскрыть значимость предлагаемых социокультурных проектов (новизну, масштабность, системность, транслируемость); их содержательность (полноту, проработанность структурных элементов, согласованность проектных мероприятий, направленных на его реализацию) и обоснованность (реалистичность, реализуемость, управляемость).

В ходе технологического этапа происходит последовательное осуществление образовательных проектов, их внедрение в образовательное пространство региона.

Аналитический этап предусматривает определение эффективности реализации образовательного проекта и его корректировку в соответствии с обнаружившимися просчетами с целью оптимального решения поставленных задач.

В качестве критериев эффективности могут выступать следующие:

• полнота реализации проектного замысла (целей, задач, принципов, содержания этапов и пр.);

• оптимальность достигнутых проектных решений (соответствие затраченных материальных и духовных ресурсов полученным результатам);

• инновационный характер представленного проекта в целом (степень новизны, отсутствие аналогов и пр.);

• соответствие контексту проектирования (культуросообразность проекта).

Наряду с ними можно использовать систему критериев сформированности воспитательного пространства региона как подсистемы регионального образовательного пространства, предложенную М. Питиль: представленность основных ценностных ориентиров (интеллект, гражданственность, здоровье) в сознании субъектов проектирования (педагогов, управленцев, представителей общественности) и в системе ценностных ориентиров учащихся; сформированность структуры воспитательного пространства региона как ряда факторов, влияющих на актуализацию указанных ценностных ориентиров (согласованность целей развития воспитательного пространства на уровнях: образовательное учреждение-муниципалитет-регион; качество программ развития воспитательных систем и пр. [6].

Таким образом, реализация социокультурного педагогического проектирования помогает обеспечить многофакторный подход к изучению и развитию социокультурной реальности, которую представляет собой региональное образовательное пространство.

Список литературы

1. Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. М.: Изд-во РАГС, 2004. 314 с.

2. Востряков Л.Е. Государственная культурная политика современной России: региональное измерение: автореф. дис...д-ра. полит. наук. Москва, 2007. 35 с.

3. Гудиева, Л.Х.-У. Становление и развитие образовательного пространства в Ингушетии с 1868 по 1934 гг.: автореф. дис.д-ра. педагог. наук. Москва, 2008

4. Могилёв А.В., Шильман А.Н. О понятии «образовательное пространство» // Педагогическая информатика. 2005. №2

5. Петрусевич А. А. Социокультурная трансформация общеобразовательной школы в процессе перехода к профильному образованию: автрореф. дис. ... д-ра. пед. наук. Омск, 2008. 45 с.

6. Питиль М.В. Проектный подход к формированию воспитательного пространства региона: автореф. дис... канд. пед. наук. Самара, 2008.

7. Регионы и регионализм в странах Запада и России. - М., ИВИ РАН, 2001 - 260 с.;

8. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы. / под ред. А.И. Трейвиша и С.С. Артоболевского. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 296 с.

9. Социокультурный портрет региона. Типовая программа и методика, методологические проблемы./ под ред. Н.И.Лапина, Л.А.Беляевой. М.: ИФ РАН, 2006. 325 с.

10. Стрелецкий В.Н. Географическое пространство и культура: мировоззренческие установки и исследовательские парадигмы в культурной географии // Известия РАН. Серия географическая. 2003. № 2. С. 114-120

11. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М.: Издательство: ГУ ВШЭ, 2006. 792 с.

12. Фролова Ю.С. Социокультурные изменения современной российской полиэтнической провинции: Автореф. дисс. соц. наук. Москва 2007

13. Чепурышкин И.П. , Пугачёва Н.Б. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. 2008. № 8. С. 9-17э

N. V. Gogolev

SOCIOCULTURAL POTENTIAL OF DESIGNING OF EDUCATIONAL SPACE OF REGION

The realization of technology of sociocultural pedagogical designing helps to ensure the multiple-factored method of approaching to studying and development of sociocultural reality, which represents the regional educational space.

Key words: education, region, designing, educational space.

Получено 10.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.