Научная статья на тему 'К вопросу о методологических подходах к социально-культурному проектированию'

К вопросу о методологических подходах к социально-культурному проектированию Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1008
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL AND CULTURAL SPHERE / PROJECT / PROJECTION / SOCIAL AND CULTURAL PROJECTION / METHODOLOGICAL APPROACHES / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабаян Анжела Владиславовна

Статья посвящена характеристике методологических подходов к социально-культурному проектированию. Даются определения терминов «проект», «проектирование», «социально-культурное проектирование», раскрываются сущность и особенности этих явлений. Раскрываются такие методологические подходы к социально-культурному проектированию, как системный, деятельностный, ситуационный, проблемный (прогнозный), объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный, антропологический, аксиологический подходы, принцип детерминизма, дополнительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON METHODOLOGICAL APPROACHES TO SOCIAL AND CULTURAL PROJECTION

The paper is devoted to the characterization of methodological approaches to social and cultural projection. The definitions, essence and features of the terms "project", "projection", "social and cultural design" are revealed. Such methodological approaches to social and cultural projection such as systems, activity, situational, problem (forecast), object-oriented and subject-oriented, anthropological, axiological approaches, the principle of determinism and complementarity are revealed.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методологических подходах к социально-культурному проектированию»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

УДК 379.8 ББК 77.0

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Анжела Владиславовна Бабаян доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры креативно-инновационного управления и права

Пятигорский государственный университет

Пятигорск, Россия baanwl@mail.ru

Статья посвящена характеристике методологических подходов к социально-культурному проектированию. Даются определения терминов «проект», «проектирование», «социально-культурное проектирование», раскрываются сущность и особенности этих явлений. Раскрываются такие методологические подходы к социально-культурному проектированию, как системный, деятельностный, ситуационный, проблемный (прогнозный), объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный, антропологический, аксиологический подходы, принцип детерминизма, дополнительности.

Ключевые слова: социально-культурная сфера, проект, проектирование, социально-культурное проектирование, методологические подходы, методологические принципы.

ON METHODOLOGICAL APPROACHES TO SOCIAL AND CULTURAL PROJECTION

Anzhela Vladislavovna Babayan Doctor of Pedagogic Sciences Professor of the Department of Creative and Innovative Management and Law Pyatigorsk State University Pyatigorsk, Russia baanwl@mail.ru

The paper is devoted to the characterization of methodological approaches to social and cultural projection. The definitions, essence and features of the terms "project", "projection", "social and cultural design" are revealed. Such methodological approaches to social and cultural projection such as systems, activity, situa-tional, problem (forecast), object-oriented and subject-oriented, anthropological, axiological approaches, the principle of determinism and complementarity are revealed.

Keywords: social and cultural sphere, project, projection, social and cultural projection, methodological approaches, methodological principles.

В современную эпоху глобализации, увеличения темпов развития общества проекты во многих сферах жизнедеятельности становятся все более актуальными, масштабными, значимыми. Не является исключением и социально-культурная сфера, которая в настоящее время представлена совокупностью учреждений культуры и досуга, направленных на производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного назначения. Данная сфера призвана удовлетворять социально-культурные и информационные потребности населения, а также по-

вышать культурный уровень общества. Социально-культурная деятельность в начале ХХ1 века развивает и преобразует свою структуру. Основной тенденцией этого преобразования явилось освобождение от поверхностно-назидательной просветительной деятельности и переход на гуманистическое общечеловеческое содержание. Главным сегодня в социально-культурной деятельности становятся индивидуальное своеобразие, национальная самобытность, авторское начало. Выполняя социально-культурную деятельность, учреждения сферы культуры и досуга осуществляют социально-культурное проектирование, осуществляют разработку, реализацию и управление проектами.

В современной литературе даются различные трактовки термина «проект», чаще всего проектом называется целенаправленное, проработанное и запланированное создание или модернизация объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению [Мазур, Шапиро и др., 2001, с. 35]. Проект включает в себя комплекс действий и идей, объединенных единой целью, характеризующихся временем начала и окончания рабочей деятельности, потреблением разнообразных ресурсов и коммерческими ограничениями.

Социально-культурное проектирование, развивающееся в России уже более четверти века, привело к тому, что социально-культурные проекты стали выступать специфической формой деятельности. Реализация проектов сделала возможным существенное повышение качества организации и управления социально-культурной деятельности населения; достижение разнообразия ассортимента социально-культурных услуг; участие коллективов и отдельных граждан в проводимых конкурсах социально-культурных проектов и получение денежных средств для реализации творческих планов, поскольку денежные средства стали выделяться под конкретные проекты.

В исследованиях современных теоретиков и практиков уделяется большое внимание таким видам проектов в социально-культурной сфере, как средовому проектированию (дизайну); проектированию образовательных программ (социально-педагогических, адаптивных и т. д.); проектированию культурно-досуговых программ; сценарному проектированию (проектирование социально-культурных мероприятий, презентаций, шоу-программ и т. д.); художественно-экспозиционному проектированию (проектирование выставок, экспозиций); организационному проектированию, предполагающему функционально-содержательное определение моделей учреждений социально-культурных, системы их менеджмента, разработка новых организационно-управленческих структур данных учреждений и т. д.) [Проектные технологии, 2017, с. 7-8].

Социально-культурное проектирование является деятельностью, имеющей влияние на обогащение социально-культурной сферы, эффективность социально-культурной деятельности, устранение разнообразных социальных проблем. Социально-культурное проектирование не только позволяет достигать ожидаемого результата, но и способствует утверждению в социально-культурной практике проектного мышления. Считаем возможным определять социально-культурное проектирование как научно-познавательную деятельность, нацеленную на разработку и реализацию технологически проработанных множеств решений актуальных социально-культурных проблем, моделирование социально-культурных парадигм.

По мнению А. Н. Четверткова, развитию системы социально-культурной деятельности присущи такие явления, как эволюция, детерминация, стагнация, кризис. Справедливым считаем мнение ученого о том, что для эволюции характерными, в первую очередь, являются инновационные преобразования в технологиях социально-культурной деятельности [Четвертков, 2007, с. 12]. Важно учитывать, что эффективность деятельности работников социально-культурных учреждений во многом определяется их способностью генерировать новые идеи, создавать на их основе технологиче-

ские инновационные продукты, определяется также владением технологией социально-культурного проектирования, которая предполагает наличие умений анализировать конкретные ситуации, разрабатывать и реализовывать проекты и программы. Для специалиста социально-культурной сферы важно умение мыслить проектно, поскольку это одно из необходимых качеств для социально-культурного проектирования, получения гранта и успешной реализации проекта. Анализ теории и практики социально-культурного проектирования свидетельствует о том, что социально-культурный проект представляет собой целостную систему, а социально-культурное проектирование является инновационной творческой деятельностью, предполагающей преобразование реальности.

Умение разработать социально-культурный проект актуально для специалиста социально-культурной сферы, поскольку проект является, по мнению О. Д. Ковровой, прогрессивным средством, применение которого позволяет решать задачи опережающей подготовки выпускников в реализации своего потенциала в профессиональной деятельности: обучать механизмам поиска знаний, их использованию при решении реальных проблем, развивать навыки сотрудничества в процессе деятельности, способствовать процессу культурного самоопределения молодежи [Коврова, 2013, с. 117]. Проектную деятельность в социально-культурной сфере исследователи рассматривают в качестве управленческой и организационной активности субъектов культурной политики по анализу проблем в этой сфере и способов их разрешения в определенный временной промежуток, а также в качестве формы регулирования социально-культурных процессов [Баландина, 2016, с. 3].

Научная и учебная литература [Косенко, 2017; Баландина, 2016; Луков, 2007 и др.] свидетельствует о недостаточной разработке проблемы методологических подходов и принципов к социально-культурному проектированию. К методологическим подходам в социально-культурном проектировании ученые относят системный, деятельностный, ситуационный, проблемный (прогнозный), объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный.

Системный подход предполагает изучение объекта как системы, как совокупности взаимосвязанных элементов, взаимодействующих объектов. Принципами системного подхода в социально-культурном проектировании выступают целостность, иерархичность строения, структуризация, множественность, системность, находящие воплощение в методологически верно разработанном проекте. Системный подход к социально-культурному проектированию позволяет перейти к метасистемному (синтетическому) знанию, перейти от моноцентрического взгляда на социокультурные процессы к воспроизведению объекта в знании целиком, т. е. во всем многообразии его реальных форм и взаимодействий с другими объектами.

Методологическим подходом в социально-культурном проектировании является деятельностный подход, позволяющий более обоснованно подойти к всестороннему рассмотрению социальных процессов и объектов. Этот принцип «позволяет выделить подсистемы социума, сферы общественной жизни, которые объединяются в актах действия, совершаемых людьми, и рассмотреть связи между ними» [Парсонс, 2006, с. 57].

Важное место в социокультурном проектировании занимает ситуационный подход, позволяющий успешно осуществлять анализ объектных, субъектных и управленческих социокультурных ситуаций, а также проводить изучение влияющих на изменение данных ситуаций факторов (факторов внешней и внутренней среды, пространственно-временных и культурных факторов, системы управления и др.). Разносторонний анализ социально-культурных ситуаций позволяет разработать проекты, которые будут им соответствующими.

Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова и др. выделили проблемный (прогнозный) подход как самостоятельный вид проектной деятельности [Дридзе, Орлова, 2006 с. 66-77]. Прогнозная социально-проектная деятельность (проблемно-ориентированная, проблемно-ситуационная, проблемно-целевая) определена ими в качестве социальной технологии, ориентированной на объединение знаний при поиске различных вариантов, образцов разрешения социально ак-

192

туальных проблем. Проблемное (прогнозное) проектирование предполагает выполнение поисково-прогнозной, нормативно-прогнозной, прогнозной социально-проектной, программно-планировочной, исполнительской видов деятельности.

И. В. Бестужев-Лада, изучая прогнозное обоснование нововведений социальных, показал, что прогнозирование должно предшествовать планам, давать оценку процесса, результатов, последствий выполнения, невыполнения планов. Эффективность, оптимальность плана определяется также тем, что ему должен предшествовать непрерывный прогноз, научно обосновывающий планы проектирования [Бестужев-Лада, 1993, с. 118].

Социально-культурная деятельность базируется на антропологическом подходе, рассматривающем человека в качестве наивысшей ценности, и позволяет объединить действия субъектов в социально-культурном пространстве. Данный подход позволяет эффективно формировать эмоционально-ценностного отношения людей к окружающей действительности. Считаем, что использование антропологического подхода в социально-культурном проектировании будет эффективно, поскольку современное гуманитарное знание способствует гуманизации, становлению целостной личности, ее развитию, проявлению индивидуальности.

При разработке методологических основ социально-культурного проектирования целесообразна опора на принцип детерминизма. Данный общенаучный принцип определяет явления действием каких-либо причин, это принцип причинно-следственных связей явлений действительности. В рамках социально-культурной деятельности принцип детерминизма объединяет в себе научные дисциплины, характеризующие отношения в обществе и отношение общества к культуре; учет детерминирующих факторов общественного и культурного развития позволяет прогнозировать состояние социума в будущем. Проекты, разрабатываемые в соответствии с принципом детерми-

низма, дают развернутое понимание социально-культурной проблемы, имеют точный и выраженный практико-ориентированный характер.

Анализ теории и практики социально-культурного проектирования убеждает нас в том, что в ходе реализации социально-культурного проектирования происходит тесное взаимодействие и взаимодополнение социально-культурных, психолого-педагогических, технико-технологических, организационно-управленческих аспектов деятельности. Считаем возможным отнесение к методологическим принципам социально-культурного проектирования принципа дополнительности. Это методологический принцип, применяемый для описания объектов определенной природы, вводящий дополнительные, часто взаимоисключающие классы понятий, каждый из которых применим в особых условиях, а их совокупность позволяет воспроизведение целостности данных объектов. Использование принципа дополнительности в социально-культурном проектировании позволяет исследовать сущность и особенности явлений с разных ракурсов, увидеть нечто новое, невидимое ранее при рассмотрении объекта в рамках одной теории или концепции. Необходимо уметь грамотно интерпретировать, объединять совокупность результатов, полученных на основе различных теорий и практик. Опора на принцип дополнительности, на наш взгляд, позволяет создать новые понятия и теории, объясняющие природу исследуемых явлений. При этом принцип дополнительности показывает, что не существует верного и завершенного знания о чем-либо, любое знание относительно верно и завершено.

Таким образом, проблема методологических подходов и принципов социально-культурного проектирования нуждается в дальнейшей разработке, поскольку современная отечественная социально-культурная сфера постоянно развивается и совершенствуется, а теория и практика социально-культурного проектирования вносят существенный вклад в обогащение социально-культурной сферы.

Библиографический список

1. Баландина Г. А. Основы социально-культурного проектирования: учебное пособие / Г. А. Баландина. Пермь: ПГИК, 2-е изд., исправл. и доп. 2016. 124 с.

2. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И. В. Бестужев-Лада. М.: Наука, 1993. 240 с.

3. Дридзе Т. М. Проблемно-ситуационный подход к проектированию, социологическое проектирование в сфере культуры: Методологические проблемы / Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова. М.: НИИК, 2006. С. 66-77.

4. Коврова О. Д. Социально-культурное проектирование досуга молодежи в Республике Саха (Якутия) // Ценности и смыслы. 2013. №5(27). С. 111-117.

5. Косенко О. Ю. Основы управления проектами: учебное пособие. Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2017. 145 с.

6. Луков В. А. Социальное проектирование: учеб. пособие. 7-е изд., М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007. 240 с.

7. Мазур И. И. Управление проектами. Справочник для профессионалов: справочное пособие /под редакцией И. И. Мазура,В. Д. Шапиро. М.:Высшаяшкола, 2001. 875 с.

8. Марков А. П. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. СПб.: ИГУП, 1998. 364 с.

9. Парсонс Т. О структуре социального действия: Пер. с англ. / Т. Парсонс. М.: Академический проект, 2018. 435 с.

10. Проектные технологии в социально-культурной сфере: научно-методическое пособие для работников культуры / науч. рук. Е. А. Макарова. Минск: ГУК «Минский областной центр народного творчества», 2017. 128 с.

11. Четвертков А. Н. Развитие системы социально-культурной деятельности в России в XX веке: аксиологический подход: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.05 / А. Н. Четвертков. Тамбов, 2007. 26 с.

References

1. Balandina G. A. (2016) Fundamentals of social and cultural projection: educational aid/ G. A. Balandina. Perm: PGIK, 2nd ed., 2016. 124 p. (in Russian)

2. Bestuzhev-Lada I. V. (1993) Forecast substantiation of social innovations / I. V. Bestuzhev-Lada. Moscow: Nauka, 1993. 240 p. (in Russian)

3. Chetvertkov A. N. (2007) Development of the system of social and cultural activities in Russia in the XX century: axiological approach: synopsis of the thesis... kand. Ped. Sciences: 13.00.05 / A. N. Chetvertkov. Tambov, 2007. 26 p. (in Russian)

4. Dridze T. M. (2006) Problem and situational approach to projection, sociological projection in the field of culture: Methodological problems / T. M. Dridze, E. A. Orlova. Moscow: NIIK, 2006. Pp. 66-77. (in Russian)

5. Kosenko O. Yu. (2017) Fundamentals of project management: educational aid. Pyatigorsk: Pyatigorsk State University, 2017. 145 p. (in Russian)

6. Kovrova O. D. (2013) Social and cultural projection of youth leisure in Sakha (Yakutia) Republic // Values and meanings. 2013. №5(27). Pp. 111-117. (in Russian)

7. Lukov V. A. (2007) Social projection: educational aid. 7th ed., Moscow: Publishing House of the Moscow Humanitarian University: Flinta, 2007. 240 p. (in Russian)

8. Markov A. P. (1998). Fundamentals of social and cultural projection: educational aid / A. P. Markov, G. M., Birzhenyuk. St. Petersburg: IGUP, 1998. 364 p. (in Russian)

9. Mazur 1.1. (2001) Project Management. Reference for professionals: reference aid / edited by I. I. Mazur, V. D. Shapiro. Moscow: Vysshaya shkola, 2001. 875 p. (in Russian)

10. Project technologies in the social and cultural sphere: scientific and methodical aid for cultural workers / supervised by E. A. Makarova. Minsk: GUK "Minsk regional center of folk art", 2017. 128 p. (in Russian)

9. Parsons T. On the structure of social action: translation from English. / T. Parsons. Moscow: Academic project, 2018. 435 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.