Научная статья на тему 'Социальное проектирование как фактор реализации профессиональной компетентности студентов'

Социальное проектирование как фактор реализации профессиональной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА / ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА / SOCIAL DESIGN / PROFESSIONAL COMPETENCE / PARTICIPANTS OF PROJECT / PROBLEMS OF DESIGN / CONCEPTIUON OF SOCIAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котоманова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются социальное проектирование, творческая инициатива и активность создания студентами проектов, целевая аудитория проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL DESIGN AS A FACTOR OF REALIZATION OF STUDENTS PROFESSIONAL COMPETENCE

In the article the social design, creative initiative and activity of creation projects by students, the purposeful audience of design are considered.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование как фактор реализации профессиональной компетентности студентов»

5. Величина прожиточного минимума в Респуб- 6. Средний класс в современной России / отв.

лике Бурятия за 1-й квартал 2011 года // ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова; Ин-т со-

http://burstat.gks.ru циологии РАН. - М., 2008 . - 320 с.

Бадараев Дамдин Доржиевич, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: damdin80@mail.ru

Badaraev Damdin Dorzhievich, candidate of sociological sciences, senior teacher, department of the theory of social work, Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: damdin80@mail.ru

УДК 378:316

© О.В. Котоманова СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются социальное проектирование, творческая инициатива и активность создания студентами проектов, целевая аудитория проектирования.

Ключевые слова: социальное проектирование, профессиональная компетентность, участники проекта, проблемы проектирования, концепция социального проекта.

O.V. Kotomanova

THE SOCIAL DESIGN AS A FACTOR OF REALIZATION OF STUDENTS PROFESSIONAL

COMPETENCE

In the article the social design, creative initiative and activity of creation projects by students, the purposeful audience of design are considered.

Keywords: social design, professional competence, participants of project, problems of design, concep-tiuon of social project.

Специфика дисциплин, связанных с социальным проектированием, заключается в их ярко выраженном практическом характере. В результате изучения курса студенты получают не только знания, но и овладевают технологическими приемами, необходимыми для реализации проектов. Теоретическая составляющая данного курса может быть задействована в процессе реализации студенческого социального проекта. А основным мотивирующим фактором для студентов является необходимость предоставления отчета о задуманном, разработанном и реализованном социальном проекте в ходе экзамена по дисциплине.

Эта модель обучения была нами использована в рамках теоретических и практических занятий по социальному проектированию в 2001 -2011 гг. Для сдачи экзамена по курсу студентам необходимо предложить и реализовать социальный проект в соответствии с индивидуальными целями и ресурсами. Цели и содержание социальных проектов студенты определяли самостоятельно, они выполнянли требования по соблюдению технологий социального проектирования и достижению результатов, декларированных в проекте. У преподавателя студенты

получали необходимый инструментарий и проходили экспертизу предлагаемых проектов. Всю работу над проектами они вели самостоятельно в течение всего срока. Таким образом, участниками реализации проекта становились все студенты учебной группы. Благодаря полученным навыкам и опыту в дальнейшем студенты смогут реализовывать проекты самостоятельно.

Однако наша исследовательская цель выходит за рамки инновационной формы преподавания, охватывая задачи изучения механизмов поддержки успешной социализации студентов за счет развития их профессиональной компетентности. Т.е. за счет преподавания дисциплины мы сможем стимулировать развитие творческой активности и гражданской позиции.

Актуальность темы исследования определяется тем, что современная действительность требует от людей все большей творческой инициативы и активности в создании комфортных жизненных условий для реализации их потенциала. Одним из основных инструментов как для реализации этого потенциала, так и для преобразования окружающей среды является социальное проектирование - уже не в качестве учебной дисциплины, а как повседневная соци-

альная практика. Тем самым оказывается влияние на профессиональную компетентность личности. Таким образом, в ходе изучения дисциплины на первый план выходит умение учащихся пользоваться механизмами социального проектирования, т. е. ставить перед собой цель и организовывать процесс ее достижения.

В качестве гипотезы исследования мы предлагаем следующие положения. Во-первых, практические занятия по курсу социального проектирования способствуют вовлечению студентов в процесс реализации проектов и дают им инструментарий, применимый не только в рамках данной дисциплины, но вообще для создания желаемых жизненных условий и самореализации в целом. Во-вторых, овладение механизмами социального проектирования способствует развитию профессиональной компетентности студентов.

Анализ показал, что проекты имеют различный масштаб и охватывают самый широкий круг тем, интересующих студентов как в профессиональном, так и в личном плане.

В ходе занятий студентам был предложен теоретический и методологический аппарат разработки, анализа и реализации социальных проектов. Для повышения уровня профессиональной компетентности студентов была проведена серия экспериментов. По итогам практических занятий осуществлялись многочисленные экспертизы социальных проектов, предложенных студентами с привлечением управленческого аппарата, преподавателей, научных сотрудников БГУ.

В связи с предположением о связи выполняемых студентами социальных проектов и их профессиональной компетентности в первую очередь нас интересовал вопрос о той группе, которая представляется для конкретного молодого человека референтной. На уровне индивидуального сознания это желание обычно формулируется как намерение «хочу быть таким, как они». Именно на этом этапе важную роль в развитии профессиональной компетентности начинает играть прогнозирование и как следствие проектирование.

Однако можно справедливо возразить, что целевой аудиторией социального проекта (т.е. той группой или организацией, на поддержку которой проект направлен) далеко не всегда может быть референтная группа. Например, в случае, когда социальный проект направлен на поддержку детей-инвалидов, очевидно, что отнюдь не желание стать членом этой группы стало для автора проекта побудительным мотивом

к его реализации. Иначе говоря, эта аудитория не является для него референтной.

Полагаем, в данном случае можно говорить, что референтной для авторов проекта является та группа, которая также помогает целевой аудитории. Так, социально ответственные граждане должны по мере возможности помогать социально незащищенным слоям населения, частью которого является дети-инвалиды. Таким образом, для авторов проекта референтной группой становится общность «социально ответственных граждан России».

Итак, в первую очередь мы проанализировали целевые аудитории, т. е. те группы, чьи проблемы желают решить авторы проектов. Большей частью социальные проекты студентов относятся к категории микропроектов, представляя собой индивидуальную инициативу (или инициативу небольшого круга людей). Лишь некоторые проекты имеют стратегические, далеко идущие цели, предполагающие масштабную инфраструктуру для их реализации.

В студенческих проектах целевые аудитории могут быть сведены к нескольким типам. Чаще всего целевая аудитория является неким закрытым кругом лиц, близких автору проекта по тому или иному параметру: студенты его группы, его соседи в микрорайоне, с одной улицы, по лестничной площадке и т.д. В качестве цели обычно выбирается конкретная инновация, приносящая ощутимую с точки зрения автора проекта пользу. Например, проект студенток Арю-ны Содномовой и Анны Жалсараевой «Навстречу новому театру, или Знакомство с оперой и балетом», в рамках которого они организовали посещение студенческой группой художественной выставки г. Улан-Удэ.

Второй тип проектов ориентирован на более широкую аудиторию. Такой проект может быть направлен на всех студентов университета, жителей района и т. д. Примером может служить работа Дарьи Любушкиной «Детская площадка для отдыха», проектирующая эту площадку в конкретных условиях двора ее дома и ориентированная на жителей нескольких окрестных домов (ул. Камова, Яковлева, Чкалова п. Восточный, г. Улан-Удэ).

В силу того, что многие студенты совмещают учебу в университете с работой, целый ряд проектов направлен на решение задач организации, в которой работает студент. Чаще всего это задачи, связанные с продвижением самой организации или ее услуг, решением внутренних проблем в коллективе и другие. Например, в проекте «Организация досуга сотрудников Сбербанка п. Бичура» Светлана Дерюгина решает задачи

сплочения коллектива и улучшения взаимопонимания между сотрудниками за счет организации корпоративных занятий спортом.

Третий тип проектов направлен на решение проблем, стоящих перед открытой целевой аудиторией: жителями города, социально-

демографической группой и т.д. Для многих авторов реализация таких проектов становится своеобразным вкладом в решение проблем государственного масштаба. А с появлением термина «национальные проекты» эта форма разрешения национальных проблем получила еще большее распространение.

Суть проекта студенток Эржены Базаровой и Даримы Базаргуруевой заключалась в разработке одного из стендов выставки художественных промыслов бурят, представленной в п. Агинское (Забайкальский край). Авторы проекта постарались организовать стенд максимально инновационно и не только демонстрировали сами изделия, но и вовлекали посетителей выставки в процесс их изготовления. Цель проекта была сформулирована его авторами, как «приобщение жителей к оригинальным народным художественным промыслам».

Предмет проектирования (т.е. поддерживаемая в ходе реализации проекта ценность), у студентов весьма различен. За каждым из них стоят те или иные ценности, поддерживаемые студентами.

Чрезвычайно важными нам видятся проекты студенческих групп, которые в качестве предмета проектирования выбрали организацию праздников в детских домах, республиканских центрах поддержки населения и других организациях, заботящихся о больных или социально необеспеченных детях. Например, проект Вероники Очировой в СПИД-центре по программе «Равный обучает равного» охватил многих больных людей. Она устраивала праздник для детей - с концертом, фейерверком, угощением и подарками.

Многие студенты выбирали в качестве предмета проектирования создание или модернизацию объектов и отношений, определяющих комфортность их обучения в университете. Приведем два проекта для примера.

Проект Вадима Матонина и Игоря Савельева по созданию неофициального студенческого интернет-сайта БГУ www.bsu.ru, в котором были детально проработаны как структура сайта, так и принципы его постоянного пополнения новой информацией и обеспечения его информационной открытости, возможности любому человеку стать автором материалов, отличающей его от официального сайта университета.

Другой проект направлен на модернизацию системы безопасности территории университета, выполненный Александром Гусляковым и Александром Цыбиковым. Суть проекта сводилась к необходимости установки системы турникетов на проходных университета. Подробно описываются механизм принятия такого решения, типы турникетов, принципы и последствия организации пропускной системы и т. д. Интересно отметить, что через 2 года после защиты данного проекта проходные университета планируют оборудовать турникетами, близкими по технологии к тем, которые были рекомендованы авторами проекта.

Предметом проектирования студенты выбирают создание организации. Хотя это более редкий случай, характерный для студентов заочного отделения. Примером может служить проект Юлии Забановой по созданию театральной студии на базе студенческого ансамбля «Байкальские волны». Целью проекта является организация досуга и всестороннее развитие детей средствами театрального искусства.

Встречаются и более редкие предметы проектной работы. Например, Мария Черных ставит целью проекта «Последствия стройки» получение информации от муниципальных властей о времени окончания работ по сносу ветхого жилья в своем районе и связанных с этим неудобств для жителей центра города.

Главный вопрос, который задавали студенты: «Может ли социальный проект приносить прибыль?» - невозможно оставить без ответа, многие проекты являясь коммерческой инициативой, носили отчетливо социальный характер.

Например, проект Александра Малханова, который организовал и провел культурноразвлекательное мероприятие для студентов университета в связи с празднованием так называемого «экватора» (т. е. середины обучения в вузе - 2,5 года). Он сделал из этого настоящее коммерческое предприятие. Арендовав ночной клуб и музыкальный коллектив, договорившись об охране, персонале и решив прочие технические вопросы, а также проведя необходимую рекламную кампанию в университете, он, согласно отчету, продал на мероприятие 320 билетов по цене 150 рублей. И получил, таким образом, чистую прибыль более 30 тыс. рублей. Можно не сомневаться, что в определенном ракурсе социализация данного конкретного автора проекта происходит более чем успешно.

Изучение студенческих проектов показывает различный уровень их проработанности. И при анализе проблемы, и ее своевременности с целью успешного разрешения, и особенно в расче-

тах студентов были известные сложности. Авторами проектов должны быть изучены многообразные факторы, влияющие на рассматриваемую проблему (нередко противоположные по своему воздействию), причины, почему она не решается в настоящее время, а также вся аудитория - те, кого эта проблема затрагивает.

Например, Женя Монгуш в своем проекте «В гости к Деду Морозу» предлагала в школе №4 г. Ак-Довурак (Республика Тыва) на собранные в результате продажи билетов на школьный благотворительный спектакль деньги отправить учеников из неблагополучных семей на экскурсию в столицу г. Кызыл. Сборы от продажи билетов составляют единственный источник дохода в проекте. Стоимость путевки на одного человека зафиксирована, поэтому для определения жизнеспособности проекта важно точно знать количество человек, которых затрагивает проблема отсутствия возможности достойно встретить Новый год. Другими словами, автору проекта необходимо было выяснить точное количество детей из неблагополучных семей, обучающихся в школе. К проекту была приложена подготовленная директором школы справка о составе учащихся по социальному статусу их семей, в которой содержались данные о неблагополучных детях.

Существенным фактором в проекте является проработка актуальности поставленной проблемы. Не достаточно сформулировать проблему в общем виде - необходимо подробно описать, каким образом она соотносится с той или иной целевой аудиторией. К примеру, в проекте «В помощь детям» Мария Шелковникова предлагает механизм помощи детям, находящимся в социальном приюте Территориального центра социальной помощи семьи и детям пос. Загорск г. Улан-Удэ. Автор проекта не просто обращает внимание на проблему нехватки детских вещей в связи с «недостаточным бюджетным финансированием», но классифицирует детей по их возрасту и подробно описывает, какие именно вещи нужны каждой из групп. Разумеется, это лишь первый уровень дифференциации задачи, но он имеет значение на этапе проектных расчетов, когда составляется бизнес-план необходимых материальных средств для реализации проекта.

Суть любого проекта, без сомнения, заключается в предлагаемом решении социальной проблемы. Поэтому в идеальном социальном проекте проработке решения отведено наиважнейшее место. Автор должен не только подробно описать предлагаемое им решение, разобраться в условиях его реализации, но и дока-

зать, что предложенные действия оптимальным образом разрешают существующую проблему.

Однако практика свидетельствует, что у многих студентов процесс определения оптимального решения социальной проблемы носит инверсивный характер: студент сначала выбирает некое решение, а потом искусственным путем «додумывает» проблему, которою можно разрешить с его помощью.

Например, студенческий авторский коллектив в составе Яны Намсараевой, Эржены Степановой, Валентины Базаровой формулирует проблему: «В результате анализа социологического опроса выяснилось, что студенты лучше усваивают информацию, которая была озвучена, а не написана. И у большинства студентов выявлена явная необходимость в музыке на территории БГУ. А также ни для кого не секрет, что наши студенты любят музыку и порой эта симпатия проявляется в учебных корпусах, мешая учебному процессу». Какой же неожиданный вывод делают авторы проекта из этого более чем сумбурного и спорного анализа проблем своих коллег по университету? «Мы пришли к выводу, что на территории университета необходимо студенческое радио, которое бы доносило информацию до студентов, а, кроме того, несло музыку в студенческие массы...». Очевидно, что студенты искали не решение проблемы, а проблему к решению; причем даже не удосужились сделать это четко и доказательно.

Степень разработанности и обоснованности решения зависит не столько от сложности в реализации, сколько от готовности студента продвинуться вперед по этому пути. К примеру, в проекте «Открытие ветеринарной клиники» студент Эрдэм Базаров не только описал все этапы его реализации, но и привел подробный перечень задач клиники по отделениям, должностные обязанности для всех уровней персонала, спектр оказываемой клиникой услуг и т. д.

Важно подчеркнуть, что хорошо проработанное решение в социальном проекте является для нас показателем готовности студента реализовать его на практике. В связи этим авторские коллективы хорошо осмысленных проектов представляются нам потенциально наиболее социализированными группами студентов. По крайней мере это показывает относительно высокую степень профессиональной компетентности и готовности идти в данном направлении.

Проекты с проработанным решением сразу выделяются среди других в первую очередь своим объемом - авторы стремятся вместить в проект всю полноту имеющейся информации, иногда перегружая его излишними подробно-

стями и деталями. Например, автор проекта Коновалова Вера «Центр поддержки семьи “Счастье малыша”», направленный на институциональную поддержку беременных пар, на 5-ти страницах подробно описывает направления деятельности этого центра и те занятия, которые предусмотрены в нем. Например, «Воссоединение» - курс для семейных пар, осознанно стремящихся к отцовству и материнству, «Навстречу малышу» - подготовка к родам для будущих мам, «Гимнастика для беременных», «Школа молодых родителей» и т. д.

Для многих проектов, которые разворачиваются в правовой плоскости, принципиально важным является правовое обоснование их предполагаемой деятельности. Проект Даши Цындымеевой «Реклама в городе» направлен на очистку центральных улиц Улан-Удэ от «несанкционированно размещенной печатной рекламной продукции». «Выцветшие, полуобор-ванные листовки не только портят внешнее состояние улиц, но и свидетельствуют о безграмотном, варварски потребительском использовании рекламного пространства города отдельными рекламодателями, о неразвитости культуры включения в единое информационное поле. И, конечно же, это проявление неуважения к тем, на кого направлена данная рекламная продукция, к жителям нашего города». Решение указанной проблемы автор видит в привлечении подростков из нескольких молодежных организаций к очистке улиц, объединению их в бригады при поддержке городских властей. Автором проекта весьма серьезно проработаны аспекты правого обоснования предлагаемого решения, включающего отсылки к Гражданскому кодексу РФ, федеральному закону «О рекламе» и другим нормативным правовым актам, которые не только очерчивают формальные границы данной деятельности (снятие незаконно повешенных рекламных листовок), но и открывают дальнейшую возможность правового преследования недобросовестных рекламодателей в перспективе развития проектной идеи.

Другой важной практической характеристикой социального проекта является его финансовое обоснование: качество составления бюджета, его полнота и реалистичность, источник получения средств. Анализ студенческих проектов показывает, что практически все авторы еще не готовы трезво рассчитывать затраты на реализацию своих проектов и находить источники получения этих средств.

Частая проблема в оценке финансовой обоснованности проекта со стороны студентов - незнание реального уровня цен на те или иные то-

вары и услуги. Например, затраты, предусматриваемые Людмилой Александровой в проекте «Обеспечение сотрудников университета жильем» на весь цикл строительства дома из 12 однокомнатных квартир в п. Силикатный, составляют всего 100 тыс. дол. США, что, очевидно, несоответствует реальности.

Излишний оптимизм проявляют многие учащиеся, рассчитывая на получение благотворительных или бюджетных средств для реализации своих проектов. Желание воспользоваться безвозмездной финансовой помощью обычно сочетается с необоснованностью причин, которые могли бы побудить потенциальных инвесторов и спонсоров вложить в проект свои средства. Так, практически все студенты, чьи проекты реализуются в стенах университета, рассчитывают на безвозмездную финансовую помощь администрации вуза, вплоть до совсем уж абсурдных предложений «взять деньги в деканате», где их по определению нет и быть не может.

Другой типичной проблемой является отсутствие в проектах бюджетного прогноза при организации долгосрочных проектов, требующих не только единовременных затрат на начальном этапе, но и регулярных вложений для их функционирования. Так, при формировании бюджета дворовой игровой площадки группа студентов детально описала все необходимое для ее создания и рассчитала стоимость постройки. Однако авторам проекта, по всей видимости, не пришло в голову, что детская игровая площадка - объект крайне недолговечный, активная эксплуатация которого подростками требует постоянного обновления ее элементов. Но даже если дети будут бережно относиться к игровой площадке во дворе и играть в хоккейной коробке исключительно в шахматы, то, планируя установку мачт освещения, авторский коллектив проекта не мог предположить, что они будут потреблять электроэнергию. Произвести несложный расчет затрат на освещение и вычислить необходимую ежегодную сумму на эти цели авторы проекта уже не смогли.

При реализации проекта подчас наибольшую сложность представляет для автора объективная оценка проделанного. Подойти к этому процессу непредвзято, признать сделанные ошибки и непринятые во внимание при планировании факторы - задача, подчас требующая от автора больших сил и мужества, нежели само проектирование и реализация проекта.

В случае со студенческими работами оценка реализованных проектов невсегда возможна, так как многие проекты за время курса были только подготовлены и спланированы, но не реализова-

ны (в частности на коротких по продолжительности курсах для студентов заочной формы обучения).

Отдельным интересным предметом изучения стало оформление и презентация проектов. Важность этих двух составляющих проектирования в реальной жизни нельзя переоценить, так как именно внешний вид и форма представления проекта во многом определяют его дальнейшую судьбу и непосредственно сказываются на принятии решения о его поддержке, выделении необходимых ресурсов и т. д.

Оформление проектной документации студентами свидетельствует, с одной стороны, о «тяжелом наследстве» многолетнего написания рефератов и курсовых работ, в ходе которого теряется навык доказательного, яркого изложения собственных мыслей. С другой стороны, для многих студентов задача изложить свое видение проблемы и методов ее решения оказалась практически непосильной. В целом ряде случаев нам так и не удалось добиться от авторов проектов сколько-нибудь внятного оформления их проектной документации, хотя многие из этих проектов представляли большой интерес и практическую значимость, были выполнены с применением интересных технологий и авторских решений. Увы, около десятка проектов представляют собой 1-2 страницы слабоструктурированного текста.

Однако выбор авторами проекта актуальной проблемы, корректный выбор ее решения не всегда определяет качество подготовки проекта как текста. В частности, значительную трудность для студентов представляет в социальном проекте определение различий между понятиями «проблема», «цель», «задача» и «деятельность».

Следующим образом описывает социальную проблему и ее предполагаемое решение группа студентов в проекте «Культурологи в помощь детям»: «Мы каждый день сталкиваемся с бедными, без крова и тепла детьми, которые живут на улице, а на хлеб себе зарабатывают, прося деньги, особенно в метрополитене. Наш проект был создан для того, чтобы помочь детям и порадовать их. Он был направлен на детей в детском доме, у которых нет родителей либо они лишены родительских прав! Чтобы его осуществить в реальной жизни, мы поставили перед собой цель и задачи! Задачи: собрать вещи, игрушки и другие нужные вещи, организовать праздник для детей. Цель: выполнить все поставленные нами задачи!!»

Отдельные проекты прямо предполагают, что иллюстрации в них имеют не меньшее значение, чем сопроводительный текст. Так, например, проект студенток Натальи Семеновой и Светланы Ощепковой «Институтская мода», целью которого

стало создание форменной одежды для студентов университета, подчеркивающей их высокий статус, стиль и уникальность. Из 9-ти страниц проекта, 4 заполнены разработанными студентками эскизами различных вариантов предполагаемой университетской формы одежды.

Презентация проектов студентов также в большинстве случаев представляет малохудожественное чтение отдельных фрагментов написанных ими проектов. Презентации менее трети проектов представляли собой живой и интересный аудитории рассказ о значимых проблемах и эффективных механизмах их решения, предложенных авторами. И лишь единичные презентации сопровождались демонстрацией графических и фотоиллюстраций, а также результатов проектной деятельности, помогающих понять суть проекта. Здесь в качестве позитивного примера хочется отметить проект группы студенток, в фокусе которого была помощь детям-пациентам реабилитационного центра. Проектная группа собрала и передала детям предметы, необходимые для творческих занятий во время реабилитационного периода: карандаши, цветную бумагу, пластилин и т.д. Помимо благодарственного письма от директора социально-реабилитационного центра авторы проекта получили в подарок от детей поделки, с большой фантазией выполненные из всевозможных подручных средств. Эти детские работы значительно украсили презентацию проекта, а вклад проектной группы в процесс выздоровления детей сделали более наглядным.

Примером яркой презентации проекта, которая сама по себе концентрирует основную часть проектной идеи, может служить проект «Слайд-шоу», выполненный группой студентов, цель которого заключалась в «составлении фотоистории нашей группы с первого по середину третьего курса». Авторы проекта «постарались воссоздать картину нашей жизни в виде слайд-шоу», для которого они собрали формальные и неформальные фотографии студентов и показали своим согруппникам в виде мультимедийной презентации. Презентация проектной группы стала, таким образом, не только результирующей, но и наиболее эффектной частью их работы.

Итак, мы видим, что качество выполненных студентами и студенческими коллективами работ различно. Среди них есть и чрезвычайно интересные проектные идеи, выполненные, проработанные и реализованные с большой тщательностью и на высоком уровне. Но есть и явно небрежные работы, имеющие целью исключительно выполнение необходимых квалификационных требований для получения положительной оценки по дисциплине.

Однако даже за такими проектами стоит подмеченная автором некая проблема и способ ее разрешения, пусть и нереализуемый. И это очень важно в том отношении, что сама попытка проектирования по-новому вовлекает студентов в жизнь общества и открывает новые возможности. Молодой человек постепенно становится не только потребителем общественных благ, но и носителем социальных инноваций, улучшающих жизнь в обществе.

На первый план выходит вопрос: «Почему авторы проектов ставят перед собой именно эти цели, признавая их социально значимыми?» То есть кто должен их решать и почему они не решаются без помощи студентов, изучающих социальное проектирование? В большинстве проектов речь идет о муниципальных властях, службах ЖКХ, администрации вуза, руководстве или отделе кадров предприятий и т.д. Основные причины того, что проблемы не решаются, - недостаток внимания к проблеме, недостаток финансирования, неадекватное и некачественное решение проблемы.

Перечисленные выше группы небезосновательно могут быть признаны референтными для студентов. Решая проблемы их уровня, авторы проектов ставят себя на их место, пытаются разобраться в технологии принятия решений, оценивают имеющиеся ресурсы и предлагают новые варианты их использования и т.д. Таким образом, символически принимают на себя роли тех групп, в которые они стремятся войти, а работа над соци-

альными проектами дает им возможность своеобразной «тренировки» движения по этой социали-зационной траектории, стимулируя к более полной адаптации к перспективной социальной роли.

На разных этапах реализации проектов - от осознания проблемы и сбора информации до осуществления конкретных действий - авторы проекта активно взаимодействовали с большим количеством людей, по-разному относящихся к идее и методам реализации студенческих проектов. Авторам приходилось вступать с этими людьми в контакт, понимать их мотивы, убеждать их включиться в проектную деятельность и т.д. Все эти факторы и формируют профессиональную компетентность студентов.

Литература

1. Базарова Т.С. Система научнометодического обеспечения профессиональной подготовки социального работника // Вестник Бурят. гос. ун-та. - Вып.5: Психология. Социальная работа. - 2010. - С. 151-162.

2. Рычкова Л.П. Самопредвидение и самопро-ектирование на уровне личности. - Социальное прогнозирование, планирование, проектирование. - Красноярск, 2010. - С. 19-29.

3. Степин В.С. Устойчивое развитие и перспективы цивилизации. - М.: Изд-во МГУ, 2011. -242 с.

4. Хлынов В.И. Японские секреты управления персоналом. - М.: ДРОФА, 2011. - 167 с.

Котоманова Ольга Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: kotomanova@yandex.ru

Kotomanova Olga Vladimirovna, candidate ofphilosophical sciences, associate professor, department of the theory of social work, Buryat State University. E-mail: kotomanova@yandex.ru

УДК 316.356.2

© А.М. Бадонов ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

В статье говорится о проблемах выявления жестокого обращения в условиях семьи. Насилие в семье носит латентный характер в современном обществе. Выявление фактов жестокого обращения в семье сталкивается со многими трудностями.

Ключевые слова: насилие, семья, жестокое обращение, родители, дети, супруги.

A.M. Badonov THE PROBLEMS OF REVEALING BRUTAL TREATMENT UNDER THE FAMILY CONDITIONS

In the article the problems of revealing the brutal treatment under the family conditions are discussed. Violence in the family is of latent character in the modern society. The identification offacts of brutal treatment in the family meet many difficulties.

Keywords: violence, family, brutal treatment, parents, children, spouses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.