Научная статья на тему 'Социальное проектирование в профессиональной подготовке студентов'

Социальное проектирование в профессиональной подготовке студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2424
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА / PROJECT / PROJECTING / SOCIAL PROJECTING / VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS / METHODOLOGY OF SOCIAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Лариса Ивановна

В статье раскрываются условия и особенности использования методики социального проекта в работе со студентами, описаны этапы (технология) работы. Дается сущностная характеристика понятий «социальное проектирование», «социальный проект». Выделены основные требования, принципы, специфические черты социального проектирования. Представлен опыт организации социального проектирования в профессиональной подготовке студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROJECTING IN THE VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS

The article describes the conditions and features of the social project methodology in working with students, in particular, the stages (technology) of the work. The author gives the essential description of such concepts as "social projecting", "social project". The key requirements, principles, specific features of the social projecting are discussed. The experience of social projecting management in the vocational training of students is presented.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование в профессиональной подготовке студентов»

УДК 37.01 Еремина Лариса Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ [1]

Eremina Larisa Ivanovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Ulyanovsk State Teachers' Training University

SOCIAL PROJECTING IN THE VOCATIONAL TRAINING OF

STUDENTS [1]

Аннотация:

В статье раскрываются условия и особенности использования методики социального проекта в работе со студентами, описаны этапы (технология) работы. Дается сущностная характеристика понятий «социальное проектирование», «социальный проект». Выделены основные требования, принципы, специфические черты социального проектирования. Представлен опыт организации социального проектирования в профессиональной подготовке студентов.

Ключевые слова:

проект, проектирование, социальное проектирование, профессиональная подготовка студентов, методика социального проекта.

Summary:

The article describes the conditions and features of the social project methodology in working with students, in particular, the stages (technology) of the work. The author gives the essential description of such concepts as "social projecting", "social project". The key requirements, principles, specific features of the social projecting are discussed. The experience of social projecting management in the vocational training of students is presented.

Keywords:

project, projecting, social projecting, vocational training of students, methodology of social project.

Социальный проект выступает основной формой социально-преобразующей деятельности и средством развития социальной активности студентов. В ходе социального проекта осуществляется совместная деятельность, целью которой является конкретное социальное действие, позволяющее включать студентов в некую социальную активность. В ходе социального проектирования студенты получают опыт самостоятельного общественно-полезного действия, положительный опыт социально-преобразующей деятельности, опыт самоорганизации и принятия на себя ответственности за других людей. У студентов формируется опыт активного социального взаимодействия с миром («знаю, хочу, умею и имею опыт организации»), формируется проектная компетентность (умение предвидеть позитивные результаты социальной деятельности), развивается инициатива, самостоятельность, креативность в решении социально-значимых проблем. Социальное проектирование предполагает самостоятельное общественное действие на благо и заботу о себе и других людях.

Д.В. Григорьев, П.В. Степанов [2] отмечают, что социальный проект как социальная технология ориентирован на изменение социальной ситуации, связан с воздействием на общественное сознание либо с изменением структуры жизни определенных целевых групп, на которые этот проект направлен. С общественной точки зрения, такие проекты могут иметь значение как средства пробуждения и реализации социальной активности молодежи, формирования и развития молодежной политики на территории с участием самой молодежи.

Социальный проект как образовательная технология был разработан в Центре гражданского образования в г. Калабасас, США, в 1996 г. М. Фишер познакомил российских педагогов в области гражданского образования с особенностями методики проекта «Гражданин» в 1997 г. В России адаптированный вариант технологии проекта «Гражданин» начал применяться с 1999 г. в Самарской области, а с 2001-го по всей России.

Н.М. Новичкова [3] рассматривает социальный проект как совместную деятельность участников образовательного процесса (взрослых и детей, молодежи), направленную на решение реальной социально значимой проблемы и достижение социально значимого результата. Социальный проект - это программа практических шагов или действий, предпринятая самостоятельно некоей командой с целью решить реально существующую социальную проблему местного сообщества.

С точки зрения В.А. Лукова [4], социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Социальный проект - инструмент соци-

альных изменений, основывающийся на природном, человеческом свойстве конструировать реальность. Автор выделяет составляющие понятия «социальное проектирование»: инновация, социальная субъектность, жизненные концепции, ценности, нормы, установки, идеал.

Под социально-педагогическим проектированием, согласно И.А. Колесниковой [5], понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы. По мнению автора, специфический контекст социального проекта - это отношения социального партнерства, под которым понимается добровольное и равноправное взаимодействие в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса.

Технология структурирования социального проекта по методу профессора Ласуэлла строится на использовании вопросов для определения отдельных элементов проекта и взаимосвязи между ними [6].

1. «Who?» - Кто? Для кого? С кем? (определение целевой группы проекта и партнеров; определение их роли и взаимодействия в процессе; определение их мнения о проекте; определение сильных и слабых сторон их взглядов и отношений).

2. «What?» - Что? (основные мероприятия проекта; социальные, экономические, культурные, политические и образовательные измерения проекта).

3. «Why?» - Для чего? (нужды и желания, удовлетворяемые в процессе реализации проекта; мотивация и интересы участников; главные цели проекта).

4. «Where?» - Где? (социальный контекст проекта и социальное положение участников).

5. «When?» - Когда? (на каком периоде времени состоится реализация проекта; продолжительность отдельных мероприятий в проекте).

6. «How?» - Как? (процесс организации и участия; используемые средства, методы, технологии; вклад в проект опыта участников и т. д.).

Выделим основные требования к использованию технологии социального проекта [7]:

1. Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы проекта (задача, требующая интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения).

2. Теоретическая, познавательная и практическая значимость предполагаемых результатов проектной деятельности.

3. Самостоятельная деятельность студентов (в паре, команде).

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием его поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов в деятельности: определение и формулировка социально значимой проблемы, постановка целей и задач деятельности, выдвижение гипотезы их решения, поиск путей исследования, творческая презентация и др.

6. Взаимодействие с представителями власти и общественности, некоммерческих организаций и бизнес-структур.

Сущность социально-проектной деятельности в вузе, по мнению М.В. Колесниковой [8], заключается в том, что студент:

- теоретически осмысливает проектируемое явление и определяет практическую направленность действий по изменению данного явления;

- овладевает методологией и технологией выполнения конкретной специфической деятельности, алгоритм которой он выстраивает и предлагает реализовать для преобразования социального явления;

- получает возможность самостоятельно определить и реализовать конкретные действия по достижению целей и задач проекта; взять на себя роль субъекта социально-проектной деятельности (разработчика, лидера, организатора, исполнителя и т. д.);

- оказывается в ситуации необходимости актуализации и мотивирования собственной социальной активности, трансформирующейся в свойство личности.

Разработчики социальной технологии Е.В. Хижнякова и А.В. Гуревич [9] определили следующие принципы, на основе которых строится методика социально-образовательных проектов:

- востребованность и социальная значимость результатов деятельности, возможность оценить ее эффективность;

- участие воспитанника в создании замысла проекта, включающего анализ проблемного поля, личное самоопределение, постановку конкретной цели;

- опора проекта на управление ресурсами (человеческими, знаниевыми и др.), коллективно-распределенный характер деятельности, кооперацию с «внешними» социальными агентами, имеющими отношение к выявленному проблемному полю (имеются в виду необразовательные учреждения);

- образовательное сопровождение всего хода осуществления проекта с позиции обеспечения рефлексии воспитанником используемых средств, полученных результатов, эффективности деятельности, планирования нового цикла.

В социальном проектировании реализуются следующие принципы: добровольность, субъект-ность, социальность, творческость, интегративность, интегрированность, проектированность, открытость, рефлексивность [10]. И.А. Колесникова [11] выделяет общие регуляторы, нормирующие проектную деятельность: принципы прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, культурной аналогии, саморазвития.

Специфическими чертами социального проекта, с точки зрения Д.В. Григорьева, П.В. Степанова [12], являются:

- обязательная ориентация на осуществление социального действия (погружение в осмысление социальной ситуации, изучение социальной реальности, получение не только определенного знания об обществе, но и направленность на совершение преобразовательного действия);

- направленность на решение реальной, конкретной социально значимой проблемы (включение в осмысленную социальную практику; проект должен иметь адресата и социального заказчика, то есть быть реально востребованным);

- необходимость строгого учета социального контекста (анализ, исследование не только самой проблемы, но и сложившейся социальной ситуации: 1) процедуры социального исследования проблемы, степени ее выраженности, причин возникновения, значимости для целевой группы, отношения к ней других социальных групп; 2) процедуры изучения имеющейся инфраструктуры, выделения существующих ресурсов (изучение того, кто еще занимается или должен по долгу службы заниматься решением, имеет свои интересы в этой сфере (общественные организации, учреждения, службы), изучение причин недостаточности существующей практики работы с проблемой);

- групповой характер социально-образовательного проекта (командная работа основана на взаимодействии с социальными партнерами);

- ориентация на социальное партнерство (взаимодействие с носителями других социальных позиций: специалистами-профессионалами, бизнесменами, представителями органов власти; коллективное распределение деятельности по решению проблемы между партнерами);

- определенность непосредственного предмета деятельности воспитанников в рамках социального партнерства по проекту (специфика осуществляемого проектного действия, отличие от уже существующей практики, ее дополнение).

По мнению Д. Дьюи, последователя автора метода проекта У.Х. Килпатрика, обучающийся воспринимает знания как действительно нужные, если он ставит перед собой и решает значимую для себя проблему, взятую из жизни. Отвергая традиционную школу, Д. Дьюи предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности обучающегося в социальной среде, ориентированную на обогащение их индивидуального опыта. Проекты, связанные с интересами студентов, через практическую совместную деятельность подводят их к познавательной деятельности, к развитию творческих возможностей.

Проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимся комплекс действий по решению значимой для него проблемы. Завершается созданием продукта. Проектирование - технология сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося и организация образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные проблемы. Принципиально, что технология проектной деятельности не сводится к методу проектов. Последний ориентирован на достижение четко запланированного, оформленного строгими процедурами и выраженного в виде продукта деятельности результата (продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования). Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Технология проектной деятельности в первую очередь требует от самого участника деятельности стать субъектом собственной активности, сформулировать компетенции на каждом этапе проектирования [13].

Выделяют следующую технологическую цепочку в проектной творческой деятельности [14]:

1. Поисковый этап. Преподаватель совместно со студентом определяют проблему предстоящей работы, формулируют творческое задание на проектирование. Студент обдумывает выдвинутую проблему, предлагает различные идеи реализации намеченной цели. Преподаватель

помогает определить задачи предстоящего задания, рекомендует источники получения информации. На данном этапе важен положительный мотивационный настрой на предстоящую творческую деятельность.

2. Аналитический этап. Студент анализирует и выясняет, какая идея выглядит более перспективной («погружение в задание»). Составляет план действий и разрабатывает лучшую идею. Собирает материал. Работает с литературой или другими источниками. Устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью преподавателя-наставника, позднее с нарастанием самостоятельности, инициативы и творчества студента. Преподаватель наблюдает, координирует, поддерживает студента, стимулирует состояние творческого вдохновения.

3. Практический этап. Студент непосредственно выполняет задание, корректирует собранный материал, выбирает форму и готовит презентацию проекта. В целом по возможности позиция преподавателя должна быть скрытой, дающей простор развитию самостоятельности и креативности студента.

4. Презентационный этап. Студент представляет проект, показывает презентацию (продукт проектной деятельности), который может быть различной формы: альбомы, газеты, гербарии, журналы, книжки-раскладушки, модели, сувениры, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и пр. Выбирая форму продукта проектной деятельности, студент проявляет свою фантазию, воображение, креативность.

5. Контрольный этап. Студенты участвуют в обсуждении и оценке результатов проделанной работы. Преподаватель осуществляет аналитико-оценочную деятельность. Результаты задания на проектирование оцениваются (похвала, поощрение, выставка работ, награждение, публикация и пр.). Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам проекта. Важно оценивать не только результат проектной деятельности, но и сам процесс ее осуществления (то есть качество работы в целом).

На факультете педагогики и психологии УлГПУ им. И.Н. Ульянова реализуется программа социального творчества студентов «Мы вместе - значит, мы сила», включающая в себя один из модулей «Я и общество». Содержание и характер деятельности данного модуля раскрывает особенности, специфику социального проектирования студентов в Поволжском регионе [15].

В ходе исследования этапами работы над социальным проектом (основа - технология социального проектирования - самарская модель социального проекта «Гражданин») выступили следующие шаги: Шаг 1. Подготовка к работе над проектом. Шаг 2. Выбор проблемы проекта. Шаг 3. Сбор информации. Шаг 4. Выбор варианта решения проблемы. Шаг 5. Реализация плана действия. Шаг 6. Подготовка к защите проекта. Шаг 7. Защита проекта. Шаг 8. Рефлексия.

Выделим следующие социальные проекты, реализованные на факультете педагогики и психологии УлГПУ:

- в рамках конкурса социальной рекламы «Новый взгляд» - социальный проект «Дорогой добрых дел»;

- в рамках организации благотворительной помощи детям-сиротам (Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - Ульяновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко») - социальный проект «Дари добро детям»;

- в рамках изучения социального пространства - социальный проект «Твори. Люби. Дружи. Заботься».

В ходе прохождения педагогической практики студентами группы НОП-12 были успешно реализованы социально-творческие проекты «В зимней сказке» (Анна А.), «Мое имя» (Ольга К.), «Я и мое здоровье» (Анастасия А.), «Моя малая Родина» (Оксана А.), «Новогодняя игрушка» (Эльвира А.), «Здоровая Россия» (Олеся К.), «Бусинка» (Мария К.), «Открытка и творчество детей» (Наталья Ч.), «Давайте в сказку поиграем» (Екатерина И.), «Незнакомец - друг нам или враг» (Маргарита С.), «Моя семья» (Анастасия Х.), «Мир скорости» (Анна Ж.), «Занимательная наука» (Алсу Х.), «Зимнее небо» (Татьяна Х.). Рассмотрим в качестве примера несколько таких проектов.

Интересен замысел социально-творческого проекта «В зимней сказке», автором которого является студентка Ульяновского государственного педагогического университета Анна А. Проект направлен на развитие личности школьника, его творческих способностей, на формирование толерантности и эмоционально-позитивного отношения к себе и окружающим, воспитание эстетических чувств, формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций, расширение кругозора.

В ходе проекта участники знакомятся с социальными, нравственными и культурными ценностями, получают обширное и достоверное представление о традициях, культуре и менталитете своего народа, а также знакомятся с традициями и культурой других стран на примере про-

ведения зимних праздников. В течение зимнего периода планируется на основе партнерства инициативной группы обучающихся с детскими общественными объединениями города, администрацией района создать «Зимний город» (лепка снежных фигур, создание зимних аттракционов, фестиваль юных художников зимних картин и пр.), разработать и внедрить в образовательные организации программу внеурочной деятельности в рамках досугово-развлекательной деятельности, провести праздник Рождества. Одним из центральных продуктов должно стать новогоднее шоу для жителей района.

Для достижения цели автор проекта считает необходимым выявить и проанализировать социальные потребности детей, обеспечить психолого-педагогическую поддержку участников проекта, а также привлечь детей к организации и проведению различного рода мероприятий (конкурс поделок «Новогодние игрушки», викторина «Письмо Деду Морозу», мастер-классы «Такие разные снежинки», культпоходы в театр и кинотеатр «Чудеса под Новый год», конкурсы рисунков «Рождество», конкурс чтецов стихов о зиме, посещение выставки «Елочные игрушки», проект «Классная комната под Новый год», диспуты «Культура празднования Нового года и Рождества в России» и «Культура празднования Рождества в мире», коллективное творческое дело «Фабрика Деда Мороза», спортивные соревнования «Зимние игры народов России», ярмарка новогодних подарков, спортивная зимняя олимпиада, фотоконкурс «Сказочная зимняя природа» и пр.).

Проект «Занимательная наука» адресован детям и подросткам и призван вовлечь в активную социальную деятельность тех, кто пробует силы в исследовательской деятельности. Цель проекта формирование целостной картины мира, научного мировоззрения, творческого мышления в процессе совместной деятельности в ходе реализации практических опытов. Предполагается, что результатом проектной деятельности будет являться удачное проведение экспериментов (опытов с воздухом, водой, электрическими зарядами), стремление транслировать сверстникам свой опыт социального действия, поиск нового в познании окружающего мира. В качестве продукта проектной деятельности выступает придуманная детьми и подростками сказка, где главными героями выступают вода, воздух и электрический заряд, инсценировка данной сказки.

В проекте под названием «Моя семья» приняли участие не только младшие школьники 7-10 лет, но и их родители (законные представители), члены семьи (родственники). Цель проекта -обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности. Задачи проекта связаны не только с активизацией социально-преобразующей деятельности, но и с формированием социально позитивной мотивации у школьников, воспитанием ответственного отношения к себе и окружающим, созданием условий для включения детей в исследовательскую деятельность через проявление заботы и уважения ко всем членам семьи, развитием творческих способностей. В ходе поискового этапа с использованием методов исследования (анкетирование, опрос, беседа, изучение литературы и др.) дети отвечают на вопрос «Что я знаю о своей семье?». Практический этап включает в себя следующие формы работы: беседа «Какие мы», аппликация «Семья глазами ребенка», рисунок «Дом, в котором я живу», занятие «Едем в гости к бабушке», разработка эмблемы семьи, талисмана, девиза, выявление семейных традиций и др. Продуктом проекта могут выступать презентация «Древо семьи», фотоколлаж «Какие мы разные», видеофильм «Моя семья».

Работая над социальными проектами, студенты придерживались следующей последовательности (идея Е.В. Хижняковой и А.В. Гуревич):

- обсуждение со студентами социальной ситуации, актуализация несистематизированного опыта, а именно: исходная смысловая и эмоционально окрашенная фиксация проблем, личностная отнесенность к заявленной теме;

- проведение пробных исследований по выбранной тематике, исходя из интересов учреждений образования, групп детей, педагогического ресурса и программ, реализуемых в образовательной организации (проведение наблюдений, анкетирования, социологических опросов и пр.);

- обсуждение со студентами смысла и сущности ситуации (в чем состоит ситуация, что мы можем (хотим) в ней изменить, как это сделать?);

- занятие по анализу ситуации, поиск литературы по существующим способам решения данной проблемы, подготовка предварительных планов работы, проектирование деятельности;

- оценка имеющихся ресурсов, в том числе партнеров, структур, заинтересованных в решении проблемы; распределение ролей в проекте; организация встреч и взаимодействия с потенциальными партнерами, поиск консультантов и заинтересованных компаньонов;

- осуществление практических действий, предусмотренных проектом, предъявление результатов партнерам;

- анализ (рефлексия) результатов и эффективности способов деятельности, соотношения предпринятых действий с исходным замыслом.

По мнению Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, социально-образовательные проекты могут стать составной частью местных (региональных, муниципальных) «сквозных программ» как формы координации интересов органов власти и инициативных групп детей и учреждений образования в целом. Интересно, что чем серьезнее берется проблема, тем эффективнее решаются воспитательные цели и задачи: растет ответственность подростков за свой муниципалитет; усиливается идентификация с «нашей», «своей» детской общностью; формируется ощущение наполненности жизни значимыми вопросами и делами, межпрофессиональным и межпоколенче-ским взаимодействием и др.

Основными условиями успешности социального проекта (по Н.М. Новичковой) выступают: добровольность участия в проекте как студента, так и преподавателя; оптимальное распределение времени работы над проектом; четкое распределение обязанностей между участниками проекта; учет личных качеств, умений, интересов членов команды; особая позиция преподавателя: он - консультант, координатор, арбитр; поддержка проекта руководством факультета и вуза; заинтересованность в результатах проектной деятельности органов власти.

Результаты проведенного исследования показывают, что социальное проектирование в ходе организации социально-преобразующей деятельности повышает не только социальную активность студентов, но и способствует успешному развитию креативности личности.

Таким образом, социальное проектирование позволяет улучшить окружающую жизнь, повысить социальную активность студентов, вывести социальное творчество на новый уровень развития. Благодаря социальному проектированию студенты обучаются социальному действию и взаимодействию в совместной социально-преобразующей деятельности, а также в освоении, изучении студентом социального пространства, развитии социальной и проектной компетентности [16].

Таким образом, в ходе творческого проектирования студенты учатся аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта [17].

Важен этап перехода теоретического компонента проекта к его практической реализации и воплощению в реальной социально-преобразующей деятельности. Именно баланс процесса теоретической разработки модели и практической реализации проекта в окружающем социуме будет способствовать результативному развитию социальной активности студентов.

Ссылки и примечания:

1. Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ (проект № 13-16-73004а (р)).

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М., 2010. 223 с.

3. Технология воспитания и обучения / под ред. Н.Н. Никитиной. Ульяновск, 2011. 207 с.

4. Луков В.А. Социальное проектирование. М., 2007. 397 с.

5. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М., 2007. 288 с.

6. Царёва Н.П. Социальное творчество как современная форма реализации идей коммунарской педагогики // Кармин-ские чтения-2013. СПб., 2013. С. 77-83.

7. Современная методика гражданского образования. Самара, 2003. 359 с.

8. Колесникова М.В. Развитие социальной активности студентов в процессе профессионального становления : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007. 22 с.

9. Гуревич А.В., Хижнякова Е.В. Социальное проектирование // Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования - стратегическое направление развития образования. М., 2007. С. 56-68.

10. Луков В.А. Указ. соч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Колесникова И.А. Указ. соч.

12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Указ. соч.

13. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., 2010. 744 с.

14. Еремина Л.И. Творческое развитие личности младшего школьника // Психолого-педагогические особенности младших школьников. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. C. 126-129.

15. Еремина Л.И. Влияние групповой креативности на социальное творчество студентов в Поволжском регионе. Ульяновск, 2014. 144 с.

16. Еремина Л.И., Нагорнова А.Ю., Нагорнов Ю.С. Технологии креативного развития студентов технических специальностей // Фундаментальные исследования. 2013. № 1. С. 78-81.

17. Нагорнова А.Ю. Факторный анализ взаимосвязи успешности учебной деятельности будущего педагога с его психическими состояниями // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1. С. 63-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.