Научная статья на тему 'Социальное проектирование в правовом образовании'

Социальное проектирование в правовом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулаева Анжела Магомедовна

Статья посвящена проблеме внедрения проектной деятельности в образовательный процесс вуза, подготовки студентов к проектированию. Автор считает, что подготовка будущих учителей права к проектной деятельности способствует формированию творческой личности, развитию познавательных способностей, целеустремленности, коммуникабельности. Анализируются результаты подготовки студентов к реализации социального проекта в условиях общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулаева Анжела Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование в правовом образовании»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 378

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ

©2°п Абдулаева А.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена проблеме внедрения проектной деятельности в образовательный процесс вуза, подготовки студентов к проектированию. Автор считает, что подготовка будущих учителей права к проектной деятельности способствует формированию творческой личности, развитию познавательных способностей, целеустремленности, коммуникабельности. Анализируются результаты подготовки студентов к реализации социального проекта в условиях общеобразовательной школы.

The article deals with the problem of the implementation of the project activities in the educational process of the university, the students’ training for the projecting. The author believes that the future Law teachers’ training for the project activity contributes to the development of the creative person, his/her cognitive abilities, purposefulness, communicative skills. She analyzes the results of the students' training for realization of the social project at the secondary school.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, социальное

проектирование, правовое образование.

Keywords: project, project activity, social projecting, Law education.

С разрушением системы воспитательной работы в вузах и школах российское общество получило множество социальных болезней, идущих из молодежной среды. В первую очередь это привело к росту преступности и правовому нигилизму среди молодежи. Попытки изменить ситуацию только через правовое просвещение учащихся пока не дают необходимого эффекта. Поэтому представляется важным в правовом образовании обратить внимание на социальное

проектирование. Под правовым

образованием мы понимаем процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой

действительности, которые

позволяют иметь не только

теоретические представления об

определенных юридических нормах жизни, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности. Целями правового

образования является формирование у учащихся уважения к праву; собственных представлений и

установок, основанных на

современных правовых ценностях общества; компетенции, достаточной для защиты прав и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции. Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются посредством

целенаправленного формирования в образовательном процессе

способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредсказуемым результатом;

способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий, их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действий; коммуникативных

способностей, прежде всего устной речи; систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных

способностей и составляющих основу социальных умений и навыков; конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.

Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования

индивидуальных способностей,

получения знаний и навыков социального функционирования, что предполагает создание особых учебных курсов, построенных в форме социальной практики, включающей в себя правовое знание [2. С. 44-56].

Современное общество

предъявляет высокие требования к выпускнику вуза, будущему учителю, как в России, так и за рубежом. Перед всей системой образования стоит задача максимального раскрытия индивидуального своеобразия

творческого потенциала каждой личности. В основе нового направления педагогического

процесса лежит идея развивающего обучения, причем имеется в виду не только развитие потенциала каждого учащегося, но и постепенное саморазвитие учителя. Процесс обучения все больше отходит от

информационной модели к развивающей. Важнейший компонент образования - перенос

приобретаемых способов и видов деятельности во все новые ситуации, предполагающий согласование,

переплетение новых качеств и видов деятельности. Поэтому для овладения способами самостоятельного

действия в обучении большое значение имеет метод проектов.

Сегодня актуальным направлением профессиональной подготовки

будущего учителя является социальное проектирование, так как предполагает соединение

теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции [4. С. 37].

Педагогический процесс как особое социальное явление обретает свою жизнеспособность в результате осуществления различных видов деятельности, в которых реализуются потенциальные возможности

личности обучающегося. Именно в деятельности реализуется

потребность быть личностью. Одним из видов деятельности и является проектирование. Проектирование -это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).

Подготовка будущего учителя к проектной деятельности является потребностью общества и самой личности. Теория и практика проектного обучения показывают, что творческая проектная деятельность студентов, обеспечивая целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспитание студентов. Проектное образование - это образование, предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, с другой - обучение использованию старых и

производству новых знаний в форме проектов.

В процессе проектного обучения преподаватель вводит студентов в проблему, формулирует ее, создает

проблемные ситуации, помогает

найти методы решения учебных

проблем, с помощью наводящих вопросов вовлекает студентов в диалог, оказывает помощь в формулировании выводов.

Социальный проект является

формой постановки задачи, научного обоснования ее решения и выработки предложений по реализации

намеченного. При подготовке

студентов к работе над проектами целесообразно проводить экскурсии в социальные учреждения, встречи со специалистами, социальные акции, что может послужить стартовой площадкой для студенческих исследований. Овладению приемами проектирования студентам

факультета права ДГПУ помогает и участие в таких проектах, как «Воскресная школа прав человека», «Трудный подросток», «Права

ребенка», которые реализуются преподавателями кафедры теории и методики обучения праву.

Для эффективной подготовки студентов к проектной деятельности на факультете «Права» предлагаем ввести спецкурс «Социальное проектирование в правовом образовании», нацеленный на подготовку будущего учителя права к проектной деятельности.

Обязательным же минимумом содержания образования должно стать знание понятий «проект», «социальный проект», «социальное проектирование», методов и средств социального проектирования,

методики работы над социальным проектом.

Новизна данного подхода

заключается в том, что в истории отечественного образования проекты практически никогда не были связаны с правовой областью. Отсюда

проистекает хроническая правовая неграмотность граждан практически во всех областях общественной жизни.

Основной целью спецкурса является выявление

интеллектуального потенциала

будущих учителей права и

формирование ценностей участия в общественной жизни и

взаимодействия для полноценного раскрытия способностей, а также формирование общей научной и правовой культуры среди

подрастающего поколения.

Поэтому в задачи данного спецкурса входит: рассмотреть

возможные варианты социального

проектирования в правовом

образовании, дать некоторые

рекомендации по организации проектной деятельности в вузе, познакомить с существующим опытом и проблемами; развивать умения в области анализа и использования правовой информации, написания

правовых документов, обращения к властным органам, участия в законотворческой работе;

способствовать формированию

правового сознания, уважительного отношения к праву, умения жить в правовом пространстве, быть законопослушным и добиваться

изменений, используя законные

средства и методы.

Для реализации поставленной цели предполагается выполнить следующее: выделить особенности социального проектирования в правовом образовании и его место в системе школьного образования; способствовать распространению существующего опыта в области социального проектирования; научить студентов заинтересовать учащихся в разработке социальных проектов, помочь в приобретении необходимых знаний и умений в этой работе; определить круг правовых проблем, которые могут быть затронуты в

проектах; дать рекомендации по подготовке, проведению и анализу результатов проектирования в правовом образовании, рассмотреть возможные трудности в проведении проекта; познакомить с конкретными примерами социальных проектов в правовой сфере, на их основе проанализировать методические подходы к организации данного вида деятельности в образовательном

учреждении; выявить потенциал использования проектной

деятельности при изучении правовых дисциплин, пути интеграции учебной и внеучебной воспитательной работы, возможности установления

межпредметных связей [1. С. 5-9].

Социальной проектной

деятельности будущих учителей права нужно обучать, так как современному учителю необходимо уметь самому осуществлять данную деятельность, чтобы использовать в обучении учащихся в школе. Студенты должны уметь применять полученные знания в процессе работы над проектом. Важным моментом в работе над социальным проектом является формулирование проблемы. С этой целью используются различные

методические приемы: помощь

студентам в выявлении противоречия

- найти способы их разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; предложение рассмотреть явления с различных точек зрения (например, как политик, юрист, журналист и др.); побуждение преподавателя делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации. Выбор основной темы проекта может быть проведен разными путями: после изучения общественного

мнения с помощью социологического

опроса, например, по проблеме

соблюдения прав человека в школе и уровню правовой защищенности;

после обсуждения наиболее распространенных ситуаций,

возникающих в школе и характеризующих уровень

представлений о правах человека и их реальное воплощение; тема может быть выбрана и на основе наиболее волнующих школьников вопросов, о которых они будут говорить в ходе проведения интервью.

В процессе студенческой практики у будущих специалистов развиваются не только общеучебные и специальные умения и навыки, но и контрольно-оценочные. Метод

проектов позволяет формировать у

студентов умения самоконтроля и самооценки, обеспечивает активную позицию субъекта учения. Процесс овладения практическими умениями и навыками становится интересным, способствующим формированию личности, готовой самостоятельно управлять своей деятельностью, а также выработке научного способа мышления. Применение метода проектов при организации практики учит студента выявлять связи и отношения в социальной

действительности, осмысливать и моделировать социальные процессы и явления [3. С. 47]. Овладению приемами проектирования помогает участие студентов в реализации школьных проектов «Права ребенка в школе», «Выборы в школе».

Во время педагогической практики в школе № 36 г. Махачкалы студенты 5 курса факультета права совместно с учащимися 9-10 классов реализовали проект «Права ребенка в школе». Целью проекта является выработка нового подхода к решению проблемы низкой правовой культуры школьников. Основные задачи проекта: научить школьников

ориентироваться в нормативных

документах, регламентирующих их права; создать условия и реальные возможности для творческой

самореализации личности;

способствовать усвоению учащимися практических и теоретических знаний в области прав ребенка. Защита прав человека должна являться приоритетным направлением не только деятельности каждого цивилизованного государства, но и функционирования любой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общественной или государственной структуры, в том числе и школьной системы. Права человека лучше всего постигаются на собственном опыте, в реальной жизни. Подобный опыт можно извлечь из повседневной школьной жизни, которая

способствует изучению таких понятий, как свобода, терпимость и справедливость.

В ходе реализации проекта мы провели социологический опрос среди учащихся 9-10-х классов школы № 36 г. Махачкалы (всего 75

учащихся), который показал, что только 25% из числа опрошенных владеют знаниями о своих правах и обязанностях.

На основе анализа сложившейся ситуации были сформулированы конкретные предложения по институциональной защите прав ребенка в школе:

- создание института

уполномоченного по правам при совете школы;

- создание специальной школьной комиссии по защите прав ребенка;

- организация правовой почтовой службы (почтовый ящик в вестибюле школы, куда могут поступать письма от детей, родителей, учителей);

- организация службы

психологической помощи с использованием телефона доверия;

- организация работы пресс-центра с выпуском еженедельной газеты «Права ребенка»;

- использование психологической

службы (привлечение школьных

психологов к оказанию помощи школьникам);

- проведение юридических консультаций (создание специального консультационного центра);

- оформление стенда со

специальной информацией,

посвященной правовому положению участников образовательного

процесса;

- проведение традиционной ежегодной конференции по правам ребенка (учащиеся готовят рефераты по названной проблеме и защищают их, создают и реализуют проекты, проводят социологические опросы, приглашают специалистов в области реализации прав человека);

- создание детских клубов, работа которых будет направлена на правовое просвещение и защиту прав ребенка;

- включение в школьные программы спецкурса «Права человека», обращение особого внимания на этот вопрос в учебной деятельности;

- проведение классных часов,

педагогических советов и

родительских собраний, посвященных правам ребенка, Недели прав

человека.

Применение проектных методов в студенческой практике позволяет подготовить выпускника к

самостоятельной профессиональной деятельности. При этом большое внимание уделяется

процессуальному аспекту получения знания и осуществляется оценка не только результата выполнения проекта, но и процесса работы над ним.

Примечания

1. Организация внеурочной работы по праву / Сборник статей. М. : Изд. дом «Новый учебник», 2002. С. 5-9.2. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву. М., 2003. С. 44-56. 3. Педагогическое образование и наука // глав. ред. В. А. Сластенин. 2009. № 10. С. 45-48. 4. Проекты и исследования в развивающейся школе / авт -сост. и науч. ред. А. С. Сиденко М. : АПКиППРО, 2007 С 3-7.

Статья поступила в редакцию 22.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.