Научная статья на тему 'Подготовка учителя к социальному проектированию в школе'

Подготовка учителя к социальному проектированию в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1086
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КАДРОВЫЙ РЕСУРС / ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / COMPETENCE / ACTIVITY / PROJECT / SOCIAL PROJECT / MANPOWER RESOURCE / IDEAL MODEL OF SCHOOL GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Ольга Владимировна

С введением новых ФГОС разрабатываемая нами технология социального проектирования становится приоритетной педагогической технологией обучения и воспитания старших школьников. Учитель-предметник должен быть компетентен в руководстве социально-проектной деятельностью старшеклассников и в оценке достижения целей современного школьного образования в логике компетентностной парадигмы на основе системно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers training for using social project at school

A teacher is a basic unit of the pedagogic system. While the new FSES of general education are being introduced, social project technology is becoming the priority pedagogic education technology for the senior school. Therefore, a teacher should be able to guide social-project activities of senior pupils at school.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя к социальному проектированию в школе»

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ j

О.В. ПАНОВА, аспирант Подготовка уЧитеЛЯ

Московский гуманитарный К социальному

тджмшежш институт проектированию в школе

С введением новых ФГОС разрабатываемая нами технология социального проектирования становится приоритетной педагогической технологией обучения и воспитания старших школьников. Учитель-предметник должен быть компетентен в руководстве социально-проектной деятельностью старшеклассников и в оценке достижения целей современного школьного образования в логике компетентностной парадигмы на основе системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: компетентность, деятельность, проект, социальное проектирование, кадровый ресурс, идеальная модель выпускника.

Для реализации современных целей образования требуются соответствующие им содержание и формы образования. Все это приводится в движение, реализуется в педагогическом процессе через совместную деятельность педагога и воспитанника как в урочной, так и во внеурочной деятельности школьников и одухотворяется личностью педагога.

Одной из перспективных педагогических технологий является разрабатываемая нами технология социального проектирования. В ее основе лежит механизм придания многообразным учебным заданиям школьников статуса социального проекта, что качественно меняет воспитательный потенциал широко применяемого сегодня в школьном образовании метода проектов [1, 2].

В широком смысле слова социальный проект - это любое общественно значимое или общественно полезное дело, которое может улучшить жизнь вокруг нас - в школе, во дворе, в нашем доме, нашем городе и т.д., - и которое имеет определенных заказчиков и потребителей. Социальные проекты масштабны как по целям и временным рамкам, так и по задействованным и привлекаемым ресурсам. Это значит, что для ихреализации необходима команда единомышленников. Проблемы для проектов бе-

рутся из окружающей подростков действительности, поэтому тематика и содержание социальных проектов многообразны и неисчерпаемы, как сама жизнь, а порой неожиданны.

Социальное проектирование можно реализовать на материале любого учебного предмета. Придание многообразным учебным проектам школьников статуса социального проекта достигается путем постановки ряда последовательных вопросов:

1. Кто выступает в роли заказчика проекта (физическое, юридическое или общественное лицо)?

2. Кто является потребителем проекта? На какую социальную группу ориентирован проект?

3. Что еще можно привнести в проект, чтобы расширить аудиторию его социальных потребителей?

4. В каких социальных/профессиональных ролях выступают участники проектной группы?

5. С какими социальными и/или общественными институтами возможно сотрудничество (экспертиза проекта, использование материальной и информационной базы и др.)?

6. Каковы социальные эффекты или риски в краткосрочной и/или долгосрочной перспективе от реализации проекта?

128

Высшее образование в России • № 6, 2012

7. Как данный проект может расширить общность интересов для дальнейшего сотрудничества? Как избежать узковедомственных, «корпоративных» интересов?

8. Что лично я могу сделать в этой проблемной ситуации?

Пример создания социального проекта на базе учебного проекта «Теорема Пифагора» (учебный предмет «Математика», 8-й класс). Суть теоремы: в прямоугольном треугольнике а2 + в2 = с2, где а, в - катеты, с - гипотенуза (прямая и обратная теоремы). Продуктом проекта может быть:

• дидактический плакат / слайд-презентация для вводного урока или урока-обобщения по указанной теме;

• дидактический плакат / слайд-презентация по расширению кругозора и популяризации учебного предмета среди младших школьников, например, во время проведения предметной недели «Математики» в школе; шефская кружковая работа;

• математические расчеты при планировании и строительстве пандусов к различным общественным объектам инфраструктуры;

• разработка и выпуск памятки при проведении строительных работ на садовом участке: разметка прямоугольника под фундамент дачного дома, беседки и т.п.; вычисление длины стропил при заданной высоте крыши и ширине основания и др.;

• доказательство теоремы в стихах, чтобы другим было легче осваивать и запоминать ее (школьный фольклор).

Реализация проекта предполагает следующее: 1) заказчиком проекта могут выступить учитель-предметник или учитель начальных классов, а также социальный педагог школы и родители учеников; 2) потребителями продукта проекта могут быть одноклассники, младшие школьники, группа лиц с ограниченными возможностями здоровья; 3) возможность расширения группы потенциальных потребителей за счет членов семьи ученика) 4) распределе-

ние социальных ролей участников проектной группы: учитель; вожатый; «консультант строительства»; 5) возможность сотрудничества с классными руководителями младших классов, администрацией школы, органами местной исполнительной власти; 6) различные социальные эффекты: глубокое усвоение учебного материала (задействована эмоциональная природа процесса усвоения знаний в решении дидактической задачи), популяризация учебного предмета среди младших школьников, развитие кругозора и навыков применения получаемых знаний; 7) установление длительных дружеских отношений между всеми участниками разновозрастной группы в ходе выполнения общего дела; 8) исполнение некой социальной/профессиональной роли в соответствии с ожиданиями школьного сообщества.

Социальный проект коррелирует с педагогическим принципом возрастосообразно-сти и идеально подходит для подростковой аудитории с её потребностью в доверительно-личном общении и формировании Я-кон-цепции в контексте просоциальной деятельности. Он позволяет эффективно решать задачи формирования новообразований подросткового периода «в естественной логике его становления» [3].

Учитель-предметник и ученик (группа учеников) выступают в проекте как коллективный субъект деятельности, в которой учитель играет роль организующего начала: он не только транслирует знания по предмету, но и демонстрирует себя как «идеальную личность » - Человека - Гражданина - Специалиста. Доверительный характер отношений в проектной группе позволяет учителю-руководителю оказывать существенное влияние на активно формирующуюся личность подростка.

Определив методом экспертной оценки оптимальный состав проектной группы (23 человека), путём несложных вычислений можно определить возможную «проектную нагрузку» на одного учителя-предметника

Научный дебют

129

- это два или три групповых проекта в год. А на одного ученика - не более одного-двух проектов в год, чтобы исключить привлечение в проекты одних и тех же детей и охватить этой деятельностью всех старших школьников. Оптимальная средняя продолжительность работы над проектом, по нашим наблюдениям, составляет примерно пять недель, чтобыдвигаться в хорошем темпе и не «засушить » интерес к делу.

Изменение целей и разработка нового содержания школьного образования влекут за собой работу по соответствующему обновлению содержания педагогического образования. Учительская профессия имеет высокую социальную значимость, она полифункциональна, наполнена личной инициативой и творчеством, поскольку конкретные педагогические обстоятельства всегда уникальны. А значит, для отбора абитуриентов, склонных к педагогической деятельности, целесообразно введение творческого экзамена (как в вузы, где готовят специалистов творческих профессий). Таковым может стать презентация абитуриентом разработанного и реализованного собственного социального проекта (индивидуального или группового, с выделением своей роли) и его убедительная защита. Введение такого экзамена поможет молодым людям укрепиться в своем профессиональном выборе, а экспертам приемной комиссии даст возможность сопоставить жизненные притязания абитуриентов с требованиями профессии к качествам личности, а также позволит сформировать будущие студенческие группы.

Для студентов на педагогической практике необходимо ввести требование обяза-

тельного руководства ими учебными проектами школьников и придания этим проектам социальной направленности (не менее пяти групповых проектов в год). Ведение одновременно большого числа проектов поможет студентам глубоко освоить саму технологию метода и реализовать его педагогический потенциал по сути, а не по внешней форме. Методическую помощь студентам-практикантам в данном вопросе может оказать социальный педагог школы.

Решение задач профессиональной подготовки и переподготовки учителей по овладению и широкому применению ими разнообразных педагогических технологий деятельностного типа, таких как представленная нами технология социального проектирования, должно опережать начавшуюся модернизацию школьного образования, вооружая учительский корпус универсальным инструментом для достижения целей современного школьного образования в логике компетентностей и универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода.

Литература

1. Колесникова И.А. Педагогическое проекти-

рование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластени-на, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2008.

2. Панова О.В. Социальное проектирование в

процессе воспитания школьников // Воспитание школьников. 2011. № 8. С. 31-34.

3. Фундаментальное ядро содержания обще-

го образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 59 с. (Стандарты второго поколения).

PANOVA O. TEACHERS TRAINING FOR USING SOCIAL PROJECT AT SCHOOL A teacher is a basic unit of the pedagogic system. While the new FSES of general education are being introduced, social project technology is becoming the priority pedagogic education technology for the senior school. Therefore, a teacher should be able to guide social-project activities of senior pupils at school.

Key words: competence, activity, project, social project, manpower resource, ideal model of school graduate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.