Научная статья на тему 'Социально-педагогическая модель воспроизводства самосознания личности в условиях постпенитенциарной системы'

Социально-педагогическая модель воспроизводства самосознания личности в условиях постпенитенциарной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барболин М. П., Колесов В. И.

Данная публикация посвящена остро актуальной проблеме, возникшей в пенитенциарной системе, а также в специнтернатах, в реабилитационных центрах. В условиях модернизации российского общества особое внимание стало уделяться образованию и воспитанию специфической категории людей освобожденных из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барболин М. П., Колесов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical Model of Self-consciousness Reproduction of Personality in Postpenitentiary System Conditions

This publication is dedicated to the burning issue of the penitentiary system, as well as of special social homes and rehabilitation centers. While the Russian society is rapidly changing the close attention is paid to the education and upbringing of a special social category, the former imprisoned people.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая модель воспроизводства самосознания личности в условиях постпенитенциарной системы»

М. П. Барболин, В. И. Колесов

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

В статье с позиций целостного подхода к развитию человека, разрабатываемого Б. Г. Ананьевым, излагаются фундаментальные положения и ключевые идеи формирования социальной личности на основе воспроизводства самосознания и развития общественного сознания, учитывающих ее положительный и отрицательный жизненный опыт.

Актуальность. В докладе Президента России об основных направлениях развития России до 2020 г. отмечается, что «развитие человека — это основная цель и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня и в долгосрочной перспективе наш абсолютный приоритет»1. В этой связи важнейшей становится задача формирования «инновационного поведения человека», решение которой предполагает исключение в первую очередь различных форм негативных проявлений в общественной жизни. Не случайно в июне 2007 г. на расширенном заседании Правительства России в городе Ростове-на-Дону Президент России В. В. Путин особо подчеркнул важную проблему, которая заботит все общество нашей страны — это увеличение безработицы среди бывших осужденных, которыми в субъектах Российской Федерации после их освобождения никто не занимается, а также большой процент «нетрудоустройства» среди бывших осужденных молодого возраста от 17 до 21 года, как юношей, так и девушек, что заметно влияет на демографию в нашей стране и наносит колоссальный ущерб экономике и государству в целом.

В. В. Путин особо отметил проблему социальной адаптации юношей и девушек, которые выходят из мест лишения свободы и остаются без всякой социальной поддержки. Как показывает практика, слабая психологическая подготовка взрослых и несовершеннолетних к их освобождению, т. е. адаптационная работа в исправительных учреждениях находится на весьма на низком уровне. Необходима преемственность в работе пенитенциарной и постпенитенциарной систем. Они должны работать как единая исправительная и адаптационная система.

Создание такой системы требует разработки соответствующей научной (психологической, социологической, педагогической) базы. Научной базой может служить постпени-тенциарная системная социально-психолого-педагогическая подготовка человека к жизни в социуме, ведущей идеей которой является переход к системному воспроизводству и развитию самосознания и общественного сознания и на этой основе осуществлению перевоспитания, самовоспитания и социального развития бывших осужденных в рамках системной

v 2

психолого-педагогической модели целостного развития человека2.

© М. П. Барболин, В. И. Колесов, 2008

Основные положения психолого-педагогической модели воспроизводства самосознания и развития общественного сознания личности в условиях постпенитенциарной системы

В настоящее время практически отсутствуют научно обоснованные модели социального воспроизводства человека, оказавшегося за пределами социальной сферы жизни общества, в основе которых лежали бы схемы психической и психологической реабилитации сущностных сил человека посредством самоосмысления, самосознания, саморазвития индивидуального и общественного сознания личности. Граждан, оказавшихся за пределами социальной среды и противостоящих ей, принято называть «асоциальными».

При создании такой модели необходимо исходить из психических, психологических особенностей и жизненного опыта субъекта социализации — человека, из специфики постпенитенциарной системы, места и роли этой системы (и человека в ней) в жизни общества.

Характерная (формирующая характер) особенность объекта социализации состоит в том, что этот человек, как правило, является личностью, обладающей жизненным опытом, в основе которого лежат антисоциальный образ жизни и соответствующее поведение, характеризующееся рецидивной преступностью, неустойчивостью психики, агрессивностью, нежеланием считаться с окружающими, наличием вредных привычек и зависимостей, таких как пристрастие к алкоголю и наркотикам, отсутствием смысла и стратегии жизни, веры в собственные силы, доброжелательности и др. Такой отрицательный опыт, не будучи переосмысленным, осознанным с позиций перспектив развития жизни личности в социуме, не позволит человеку стать на путь устойчивого социального развития.

Характерной особенностью постпенитенциарной системы является тот факт, что ее нельзя рассматривать в отрыве от пенитенциарной системы, которая, как правило, качественно меняет человека как личность (в плане его отношений с обществом), меняет (не в лучшую сторону) его сознание и мышление, формирует отрицательные представления о жизни, отрицательные образы жизни и антисоциальные жизненные стратегии. На данный момент ни одна из этих систем не включена в сферы жизни человека (в его внутренний мир) или общества и не имеет ни с одной сферой жизни общества никаких жизненно важных связей, несмотря на то, что констатируется их воспитательный и исправительный характер. Кроме того, системы не формируют в достаточной степени устойчивые социально-ориентированные образы жизни и жизненные стратегии, тем более не занимаются проблемами самоосмысления, самоосознания жизненного пути человека и его «Я». Сама постпенитенциарная система часто вместо того, чтобы способствовать формированию личности и становлению индивидуальности, уничтожает человека как личность, не дает ему проявить себя как индивидуальность и субъект деятельности, способный на основе самосознания, самосовершенствования и саморазвития формировать собственный адекватный внутренней сущности образ жизни и социально значимую жизненную стратегию. В психологическом плане решение этих проблем связано с интропсихологизацией, развитием интроспективных тенденций психики и когнитивно-праксиологической функции.

Характерная особенность системы по отношению к обществу заключается в том, что главные субъекты этой системы в силу отсутствия осознаваемой с позиций индивидуальности и общества устойчивой социальной стратегии жизни несут в себе обладающий большой разрушительной силой отрицательный по отношению к себе и обществу психический, психологический и деятельностный индивидуально-личностный потенциал, который, будучи организованным, становится опасным для общества, выполняя дезорганизующую и дестабилизирующую функцию.

Совокупность перечисленных особенностей позволяет определить исходные положения построения психолого-педагогической модели воспроизводства процессов самоосмысления, самоосознания, индивидуального и социального саморазвития личности в условиях постпенитенциарной системы.

Важнейшими признаками функционирования данной системы должны стать осмысление и осознание существующего состояния (начиная с уровня индивидуальных ощущений, личных и общественных отношений), осознание человеком своего места и роли собственного «Я» в тех сферах жизни общества, в которых он находился и в которых он находится, что на языке психологов означает осмысление, осознание и формирование индивидуальности (переход от личности к индивидуальности) человека посредством самоанализа, самоосмыс-ления, самоосознания индивидуального опыта, образов сознания и образа жизни. С целью осмысления и осознания, а затем и установления связей с обществом весь этот психологопедагогический процесс должен осуществляться в условиях сравнения индивидуальных характеристик (опыта, образа жизни, целей, ценностей, настроя, стратегий, установок и т. д.) с общественными характеристиками, с привлечением общественно значимых, авторитетных для субъекта, образцов (идеалов) личностей.

Важнейшим стимулом к дальнейшему изменению ситуации, образа жизни и будущего опыта должны стать отрицательные ощущения, представления, система понятий (говорят, живут «по понятиям»), образы жизни, которые присутствуют в организме, мышлении и сознании человека и которые создают отрицательный жизненный потенциал личности. В основе этого явления лежит закон историко-генетической обусловленности жизни, который в процессе воспроизводства социальной личности проявляется как закон историко-генетической обусловленности развития сознания и образов жизни человека, в основе которых лежат исторические и генетические законы: закон генетического наследования, закон генетического программирования и др.

Сущность и главная функция психолого-педагогической системы деятельности заключается в переводе накопившегося в человеке отрицательного жизненного потенциала, существующего в самых разных формах (ощущениях, представлениях, понятиях, образах, жизненном опыте и т. д.), в осознаваемый, проявляемый и развиваемый человеком положительный жизненный потенциал личности и общества. Целью, таким образом, должно служить самоуправляемое на основе интеграции образов жизни человека и общества развитие этого потенциала в пространстве общественной жизни в соответствии с законом опережающего воспроизводства образа жизни3 и жизненного опыта (жизненных ресурсов) на основе закона опережающего отражения (П. К. Анохина).

Имеющийся отрицательный опыт, а также соответствующий образ жизни и лежащие в основе его смысл жизни и стиль мышления человека и общества (свой и чужой), будучи осмысленными и переосмысленным, в частности, переориентированными и осознанными, будут выступать в качестве ограничителей, являясь мерой устойчивости жизненных процессов, определяя совместно со стратегией жизни жизненный коридор, в котором осуществляется устойчивое социальное развитие человека.

При таком понимании сущности и ведущей цели психолого-педагогической модели ее основными задачами будут создание механизмов перевода жизненного потенциала из отрицательного в положительный, а также разработка педагогических моделей воспроизводства и развития социально значимого опыта.

Содержанием такой педагогической системы должно стать опредмечивание этих механизмов в форме создания жизненного пространства системы и создания пространства

потенциальной осуществимости человека (личности) в структуре общества, образ которого является отражением пространства будущей жизни. Полноценная профессиональная подготовка к жизни должна осуществляться таким образом, чтобы человек в рамках такого образовательно-воспитательного пространства относился ней не только как к профессиональной или другой общественной деятельности, а как к процессу жизнедеятельности и формированию образа жизни, развивая соответствующие образы сознания, формируя образы и стратегию жизни и накапливая необходимый для будущей жизни опыт (жизненный ресурс, жизненный и человеческий капитал) в соответствии с законом повторения филогенеза в онтогенезе, а в более глубоком и полном понимании — в соответствии с законом генетической обусловленности мышления, сознания и образа жизни, законом оборачивания образа жизни и жизненного опыта и законом опережающего воспроизводства жизненного потенциала (историко-генетического опыта, жизненных ресурсов, человеческого капитала и т. п.)4.

В этой связи проводимая в условиях пенитенциарной системы профессиональная подготовка, с одной стороны, должна учитывать внутренние жизненные потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, интересы, склонности и другие индивидуальные качества и характеристики конкретного человека, а с другой — возможности его самореализации (самоосмысления, самопознания, саморазвития, воображения, воли, характера) в конкретных условиях общественной жизни. Недостаточный учет любого из этих факторов может привести к разочарованию в условиях гражданской жизни и негативным последствиям, связанным с возвратом к прошлому негативному опыту.

Главным механизмом, который лежит в основе решения проблемы оборачивания жизненного потенциала, является духовно-нравственный настрой человека, создаваемый более мощным внешним генерирующим потенциалом (духовно-нравственным потенциалом пространства системы и пространства потенциальной возможности существования общества и государства как среды проживания). Для правильного развития этого жизненного потенциала, кроме того, важен базовый психологический фон, психологическая атмосфера (климат), создаваемые, в частности, энергоинформационным потенциалом организации, сферы жизни, общества.

По мере становления индивидуальности и превращения человека в субъект созидательной деятельности духовно-нравственный настрой (как совокупность внутренних ощущений, создающих определенное состояние жизнедеятельности организма, мышления, образов сознания) личности должен смениться духовно-нравственным настроем коллектива (человек становится лидером) и слиться с духовно-нравственным настроем пространства жизни системы и пространства потенциальной осуществимости общества — пространства будущей жизни и деятельности. Результатом такого настроя должна стать единая социальнопсихологическая установка личности и формируемого коллектива.

Исходным пунктом формирования такой установки является глубинное осмысление и осознание прошлого опыта на уровне осознаваемых внутренних ощущений с последующей их оценкой, переоценкой механизмов их продуцирования (как внутренних, так и внешних), развитием желаний отказаться от воспроизводства подобных ситуаций. При этом оказывается не достаточно только педагогических приемов. В процессе переоценки жизненных ценностей должны быть задействованы психологические, психические и более глубинные, в частности, энерго-информационные механизмы, связанные с жизненными потребностями и жизненно важными функциями индивидуально-личностного и общественного организма. В результате совпадения внутренних индивидуальных и внешних — общественных потребностей и их производных (мотивов, интересов, мыслей, образов и т. д.) под воздействием

синергетики возникает личностный настрой, в результате которого у человека поднимается настроение и появляется желание реализовать возникшие потребности, формируется установка, жизненная позиция. И здесь возникает психолого-педагогическая проблема, заключающаяся в переводе этих желаний на уровень индивидуальных ощущений с последующим осмыслением и осознанием возникшей ситуации с целью прогнозирования и осуществления конкретных действий и способов деятельности для удовлетворения потребностей. В этих условиях не достаточно воспользоваться стандартным алгоритмом решения такого рода педагогической задачи или разрешения проблемной ситуации. Для этого необходимо использовать специальный технологический алгоритм решения ситуативной задачи под названием «Семь „О“», включающий семь шагов преобразования и развития жизненного опыта сначала на уровне «мыследеятельности», например в форме деловой игры, а затем и реальной жизнедеятельности обучающегося5. Первый шаг — ощути всем телом, всем сердцем (мысленно представь ситуацию и проживи ее); второй шаг — осмысли (мысленно соотнеси переживаемое с имеющимся жизненным опытом); третий шаг — осознай (используя знания и опыт, сформируй образ пути достижения результата и оцени его); четвертый шаг — объяви (о своем намерении достигнуть результата); пятый шаг — обнародуй (мысленно или реально сформируй коллектив); шестой шаг — опредметь (в письменной или другой форме составь проект реализации намерений); седьмой шаг — объективируй (мысленно включи полученный результат в объективную реальность).

На самом последнем этапе и возникает та самая критическая ситуация, которая заставляет человека задуматься о способах и результатах жизнедеятельности и в целом о жизни. Дело в том, что полученный результат может вписаться без противоречий в объективную реальность и удовлетворить одновременно личные и общественные потребности только при условии, что он является нравственным, а таковым он может быть лишь в случае нравственности исходной позиции — нравственности настроя человека, нравственности его исходных не только желаний, но и образов жизни, образов сознания, образа и глубины мышления и внутреннего переживания (проживания). Таким образом, в результате анализа седьмого шага педагогический процесс возвращается к исходной ситуации — к внутренним процессам личности, — производится оценка полученного на шестом шаге результата, осуществляется теперь уже осмысление (самоосмысление) и осознание (самосознание) способа его достижения и соответствия характеристикам внутреннего «Я» — индивидуальности человека (его качествам) и принимается решение о целесообразности его повторения. Так на основе внутренних механизмов, индивидуальных качеств и характеристик человека (потребностей, мотивов, ценностей, мышления, сознания, опыта и т. д.) реализуется технологический цикл одновременного развития процессов самоосмысления, самоосознания и саморазвития, в частности социального развития личности и проявления индивидуальности. В результате многократного использования данного алгоритма в различных жизненных ситуациях у воспитанников происходит изменение ценностных ориентаций, формируются нравственные установки, развивается творческая инициатива, формируются умения проектирования и осуществления созидательной общественно-полезной деятельности, реализующей индивидуально-личностный потенциал.

Фундамент данного технологического цикла образует система нравственных категорий и соответствующих законов6: нравственности, совести, памяти, настроя, воображения, воли, характера и аналогичных качеств, присущих всем участникам образовательного процесса.

С точки зрения педагогики важнейшим компонентом являются формы реализации этого технологического алгоритма. Мировоззренческой основой этих форм служит

понимание жизни как единого пространства разнокачественных процессов жизнедеятельности, где каждый процесс и все пространство есть процесс устойчивого неравновесия (постоянного изменения с сохранением устойчивых инвариантов).

В соответствии с таким пониманием образовательно-воспитательное пространство должно представлять собой единый организм нравственно настроенных процессов жизнедеятельности, адекватных пространствам будущей реальной жизни как пространствам потенциальной осуществимости, обладая при этом билатерально-иерархической (в терминологии Б. Г. Ананьева) организацией (структурой), чтобы соответствовать структуре внутреннего мира человека и общества.

При полноценном формировании образов сознания, образа жизни, воспроизводства процессов самосознания, саморазвития и развития соответствующего жизненного опыта в таком пространстве каждый субъект этого пространства принимает участие (на соответствующем уровне) в каждом жизненном процессе — «живет жизнью всего пространства». На философском языке это означает «единство бытия». Но это идеальный вариант и наиболее высокий уровень и форма реализации технологии. Более низким уровнем является уровень со-бытия, когда в едином жизненном пространстве каждый субъект обладает собственным, вполне качественно определенным подпространством, в котором реализует собственный процесс жизнедеятельности, который находится в гармонии с другими процессами. Еще более низкими уровнями уже не бытия (по отношению к другим субъектам), а события являются уровни погружения в «чужой процесс» жизнедеятельности, вызывающий адекватные внутренние ощущения, т. е. проживания ситуаций. Далее в порядке убывания идут уровни со-переживания, со-чувствия, со-действия, со-гласования. В психологии эти уровни называют также состояниями и ранжируют по глубине и степени воздействия на организм человека, например, говорят об экстазе, увлеченности, заинтересованности и т. п.

В результате формируются нравственные коммуникативные отношения, развиваются способности управлять чувствами, эмоциями, развиваются чувства коллективизма и ответственности, единства устремлений и целей.

С целью осуществления этих форм используются специальные педагогические методы и приемы, ориентированные на создание и коррекцию соответствующих состояний, известные из исторической практики прогнозирование, планирование и коррекция, предписания и ограничения, взаимодействие, взаимопомощь, соревнование и т. п.

Поскольку эти технологические формы присущи не только специально организованному пространству жизнедеятельности, но и любому пространству жизни, то они служат основой (психологическим фундаментом, говорят еще базовым психологическим фондом и одновременно фоном) и сущностью, обеспечивающей перенос опыта, образов жизни в пространства потенциальной осуществимости идей человека, в конкретные производственные коллективы.

Решение такого рода технологических задач ориентировано на изменение преимущественно психологических компонентов личности, ее мышления и сознания. В психологическом плане воспитанник постпенитенциарной системы, как правило, — человек с ярко выраженными индивидуальными чертами. В то же время эта личность еще не воспринимает себя как индивидуальность, не осознает своих внутренних способностей и возможностей применительно к новому жизненному пространству социума. Именно эту задачу и решает приведенная технология. Осознавая собственные потенциальные возможности в условиях общественной жизни, человек становится индивидуальностью, а осуществляя планирование

и прогнозирование индивидуальных возможностей, он становится субъектом творческой деятельности — он творит свой собственный внутренний мир и тем самым самого себя как человека социального, в частности, посредством таких базовых психологических механизмов, как воображение, воля, характер. Человек учится управлять собой, собственными чувствами, эмоциями, побуждениями, мыслями, сознанием в конкретных социально-экономических условиях, в конкретном пространстве общественной жизни, развивая способности интеграции индивидуального и общественного сознания, образа жизни, опыта.

Однако для обеспечения адаптации и устойчивости индивидуального жизненного процесса в обществе такой переориентации на уровне мышления и сознания для лиц, имеющих практический жизненный опыт, не достаточно. Человек, опираясь на собственный жизненный опыт, должен стать субъектом созидательной деятельности (ибо, как известно, сознание человека разумного формируется в процессе деятельности и общения), способным управлять собственным жизненным процессом в конкретных социально-экономических условиях, в конкретном пространстве общественной жизни, в конкретном производственном коллективе. Без практической реализации — опредмечивания воображаемых результатов мышления и образов сознания, конкретной стратегии и конкретных жизненных планов и установок в реальных социально-экономических условиях — восприятие предлагаемой технологии и накопление индивидуального положительного опыта могут привести к скепсису, неудовлетворенности и разочарованию. Поэтому в пространстве потенциальной осуществимости на конкретных производствах, предприятиях, трудовых коллективах должна быть организована общественно-значимая профессиональная деятельность, адекватная прогнозируемым образам жизни участников и реализующая индивидуальные стратегии жизни. В сущностном плане человек в процессе такой деятельности становится не просто субъектом деятельности, как пишет Б. Г. Ананьев7, а субъектом созидательной деятельности, созидающим не только внешнее пространство жизни, но и созидающим себя и реализующим собственный творческий потенциал.

Однако любая созидательная деятельность носит общественный характер, и на первый план в условиях общественной жизни выходят межличностные отношения, образ жизни общества, общественный настрой, психологический климат. В этих условиях реализовать собственные потенциальные возможности творческой и созидательной деятельности человек может, лишь будучи субъектом общественных отношений, способным управлять этими отношениями на разных уровнях (начиная с потребностей и заканчивая результатами деятельности и общественных отношений), ориентироваться в жизненных ситуациях, принимать правильные решения, обладать устойчивыми самосознанием и стратегией жизни, поведением, стилем жизни, образом жизни.

Высшим уровнем социального человека, его творческого потенциала является уровень развития человека, когда человек выходит за пределы субъективной реальности, собственного пространства жизнедеятельности и даже пространства потенциальной осуществимости собственного жизненного потенциала в форме мировоззрения и опережающего формирования образов жизни (воображения). Он из субъекта общественных отношений превращается в организатора общественных отношений, становится созидателем общественных организаций, руководителем коллективов, лидером.

Выделенные уровни целостного (психологического, творческого, социального) развития и саморазвития человека определяют развивающуюся систему психолого-педагогических и образовательно-воспитательных задач, ориентированную на повышение уровня развития мыслительных процессов, сознания, самосознания, саморазвития, духовно-нравственного

и профессионального совершенствования как проявления сущности человека, его нравственного творческого потенциала в условиях общественной жизни. Система включает в себя: задачи осмысления и осознания опыта и формирования нравственных качеств индивидуальности; задачи осмысления, осознания и проявления индивидуальных творческих способностей; задачи проявления, развития и формирования профессиональных социально значимых качеств; задачи проявления, развития и формирования субъект-объектных нравственных отношений; задачи развития организаторских и управленческих способностей.

Г. А. Балл пишет, что в процессе решения задачи осуществляется переход из исходного состояния в требуемое8. Характерными чертами представленной системы задач являются следующие: 1) система задач ориентирована на уровневое циклическое формирование интегральных качеств человека, характеризующих степень его духовно-нравственного, психологического, социального, профессионального совершенства (воспитанности); 2) в основе всех их лежит один и тот же технологический алгоритм «Семь „О“»; 3) решение предусматривает осуществление перехода в интегральной структуре жизнедеятельности человека с одного качественного уровня на другой — более высокий уровень внутреннего и внешнего (проявляемого в форме процессов общественной жизни) совершенства.

Особо необходимо отметить, что важнейшей характеристикой духовно-нравственного, психологического, социального, профессионального и иного совершенства человека, осуществляемого в условиях постпенитенциарной системы, является основанная на самосознании и саморазвитии самостоятельность в принятии решений, прогнозировании и проектировании (предвидении) поступков, поведения, стиля, образа жизни, разработке и осуществлении жизненных стратегий. С целью формирования этих качеств жизнедеятельности человека психолого-социально-педагогическая постановка задач и их решение должны обладать некоторой степенью неопределенности, в результате чего перед решающим встают проблемы нравственного психологического, социального, профессионального и иного выбора, который они в дальнейшем должны будут делать самостоятельно, причем в постоянно меняющихся социально-экономических условиях.

Основой такого выбора в условиях общественной жизни служат ценностные ориентации, опыт, прошлый образ жизни, жизненные стратегии и т. п. Механизмами служат процессы мышления, сознания, самосознания и саморазвития. Однако обозначенные индивидуальные характеристики контингента постпенитенциарной системы и аналогичные характеристики общества, как правило, существенно различаются. Поэтому ключевым звеном в процессе постановки и решения социально-педагогических задач становятся выявление соотношения между соответствующими индивидуальными и общественным характеристиками, их согласование и адаптация индивидуальных характеристик к общественным.

В силу особенностей контингента и наличия жизненного опыта, определенного уровня взрослости, управление образовательно-воспитательным процессом со стороны субъектов управления должно носить в большей степени организационно-коррекционный характер. Применяемые психологические и педагогические методы и методики не должны быть жестко регламентирующими. Они должны предоставлять свободу мысли, побуждать к размышлениям, воображению, творчеству. А это означает, что в их основе должны лежать методы психологии, философии, идеологии (как стратегии жизни), методологии как науки об организации жизни9.

Главными механизмом и гарантией устойчивого развития мышления, сознания, процессов самосознания и саморазвития, наконец, жизненного процесса в социуме бывшего субъекта пенитенциарной и постпенитенциарной системы может служить именно коллектив,

обладающий духовно-нравственной атмосферой, нравственными качествами (и соответствующей этикой и культурой общественных отношений), нравственной психологической и социальной установкой, подкрепленной конкретными жизненными целями и условиями их потенциальной осуществимости, формируемой у человека стратегией жизни, гарантируемыми, как правило, не только самим человеком и коллективом, но обществом в целом и государством.

Полноценный коллектив обладает единым пространством жизнедеятельности и единым пространством потенциальной осуществимости. Если при этом жизненные процессы (и стратегии) членов коллектива качественно отличаются, то речь может идти о со-бытии членов коллектива. Если же деятельность всех членов образует органическое единство процессов, представляющее собой единый жизненный пространство-процесс (пространственный процесс), то речь идет о бытии в полном смысле этого слова, о формировании единого образа жизни, о формировании единого (тождественного) жизненного опыта, о единстве образов сознания, единой стратегии (идеологии), методологии, философии жизни. Качественным отличием такого коллектива является ответственность а) за себя, б) за других, в) за весь коллектив, основанная на самоосмыслении, самосознании и предвидении (воображении) результатов жизнедеятельности. В условиях такого коллектива человек ощущает (чувствует) себя счастливым (этимологически «с-часть-е можно рассматривать как соответствующую часть единого, говорят, «счастье — когда тебя понимают»).

Для данного контингента и конкретного человека, входящего в новую сферу жизни, общественные условия потенциальной осуществимости человека как индивидуальности и как субъекта деятельности в совокупности с гарантиями со стороны общества и государства на первоначальном этапе жизни превращаются в главные механизмы выживаемости, а в дальнейшем становятся механизмами (и критериями), определяющими границу качества их жизни, регулируемую жизненным опытом, внутренними ощущениями, мышлением, образами сознания.

В содержательно-деятельностном плане основой жизнедеятельности системы является духовно-нравственный психологический (и более глубинный, психический и т. д.) настрой а) коллектива, б) жизненного пространства, в) всех процессов жизнедеятельности.

В рамках духовно-нравственной атмосферы необходимым условием создания коллектива является определенная организация, основанная на гармонизации процессов жизнедеятельности индивидов (заметим, эти лица, как правило, нуждаются в помощи, обладают свойствами коллективизма, но не терпят подчинения и унижения). В свою очередь, реализация сущностных и содержательных задач индивидуального и социального развития требует создания определенной предметно-деятельностной среды, способной в условиях жизненных пространств выполнять генерирующую функцию по отношению к субъектам этих пространств. Такие жизненные пространства (учреждения, организации и т п.) могут существовать и функционировать при наличии единого социального общественно-государственного института (в частности, системы) индивидуального и социального воспроизводства человека, осуществляющего коррекцию, адаптацию и развитие не только асоциальных личностей, но и лиц, принадлежащих к группам риска.

Полноценная психолого-педагогическая деятельность по воспроизводству сознания и социализации личности в условиях постпенитенциарной системы включает две качественно отличающиеся сферы деятельности: сфера деятельности в реабилитационных учреждениях постпенитенциарной системы и сфера общественной жизни — организации и учреждения будущей общественной деятельности — конкретные производства и производственные

коллективы10. В той и в другой сфере в основе воспитательно-образовательного процесса лежит продуктивная общественно-значимая созидательная деятельность, включающая производительный труд, удовлетворяющий одновременно внутренние индивидуальные и общественные потребности, объединяя их тем самым в единое целое. Как писал К. Маркс, человек удваивает себя в пространстве общественной жизни. С позиций управления здесь ключевым оказался смыслообразующий мотив деятельности, в процессе формирования которого у воспитанника меняется отношение к делу, к окружающим. Смыслообразующий мотив в совокупности с ценностными ориентациями формирует смысл жизни и приводит воспитанников к изменению жизненной установки и выстраиванию социально значимой стратегии жизни.

Созидательный производительный труд в условиях нравственной атмосферы коллектива в учреждениях постпенитенциарной системы, образуя фундамент воспитательного процесса, открывает перспективы для решения стратегических и тактических педагогических задач. Решение этих задач в реальных условиях производственных коллективов имеет особую значимость для социального становления личности. Такая деятельность формирует качественно новый опыт проживания в социуме и прочно ассоциируется у воспитанников с полноценной включенностью в продуктивную общественную жизнь. Воспитанники, принимающие участие в производительном труде в условиях коллективов их будущей жизнедеятельности, быстрее осознают себя, а также и ответственность не только за конечный результат, но и друг перед другом, благодаря чему, как известно из общественно-исторической практики, развиваются сознание и разум, формируются нравственные коммуникативные отношения и складываются коллективы с единым образом жизни, которые могут стать залогом (аттрактором) устойчивого жизненного пути и невозврата к прошлому членов этого коллектива. Образовательно-воспитательная деятельность в этих условиях приобретает характер организации, коррекции — психологической и иной социально значимой помощи в формировании коллектива и установлении контактов со средой11.

В формировании нравственных психологических качеств воспитанников особое место занимают национальная культура и патриотическое воспитание, связанные с родовыми корнями, культурным наследием прошлого, особенно малой родины и семейной родословной, наиболее распространенных и раскрывающих духовно-нравственные основы жизни нравов, традиций, обычаев. На этой основе осуществляется поликультурное воспитание с применением принципа целостного единства многообразного, утверждающего достоинство каждой нации и народности, а также необходимости выживания и развития одной нации благодаря (и для) выживанию и развитию другой.

В индивидуально-личностном плане необходимым условием реализации представленной модели воспроизводства самосознания социальной личности, имеющей опыт жизни в постпенитенциарной системе, является создание особого нравственно-психологического климата, основанного на соблюдении нравственных норм со стороны коллектива, общества и государства.

Предлагаемая модель построена с использованием опыта работы созданного в Санкт-Петербурге государственного учреждения «Специнтернат»12, который находится в поселке Усть-Ижора Колпинского района Санкт-Петербурга.

Проведенный мониторинг показал, что у воспитанников исчезла рецидивная преступность и стало исключением кризисное поведение (запои, наркомания и т. п.); изменилось отношение к самому себе (в частности в плане веры в собственные силы); повысился потенциал жизненной активности, выросла работоспособность; появились смысл жизни

и целеустремленность; повысился уровень волевой и эмоциональной саморегуляции; изменились в сторону общественной значимости ценностные ориентации, появились стратегические жизненные цели; изменились отношения внутри коллектива (в плане сотрудничества и взаимопомощи), повысилась степень включенности воспитанников в коллективный труд. 10 % воспитанников в возрасте до 30 лет заканчивают школы и техникумы, 90 % воспитанников в возрасте до 45 лет устраиваются на работу на предприятия, 4 % остаются работать на территории интерната, 4 % обретают семьи, но 2 % — бывшие осужденные, отбывшие в учреждениях пенитенциарной системы 35 и более лет — не поддаются социальной переориентации.

I http://www.kremlin.ru/appears/2008/02/08/1542_type63374type63378type82634_159528.shtml.

2Ананьев Б. Г Избр. психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1.

3 Барболин М. П. Социализация личности / Под ред. проф. В. Т. Пуляева. СПб., 2007.

4 Барболин М. П., Барболин В. М. Основы общей методологии. СПб., 2007.

5 Барболин М. П. Методология развития и образования человека. СПб., 2005.

6 Барболин М. П. Социализация личности...

7 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

8 Балл Г. А. Теория ученых задач: Психолого-педагогический аспект. М., 1990. С. 34-35.

9 Барболин М. П., Барболин В. М. Введение в общую методологию. СПб., 2007.

10 Колесов В. И. Постпенитенциарная педагогика: Учеб. пособие. СПб., 2007.

II Колесов В. И. Социально-профессиональное воспитание в системе постпенитенциарной адаптации личности. СПб., 2007.

12 Колесов В. И. Социально-педагогические основы управления воспитанием в системе постпенитенциарной адаптации бывших осужденных. Петрозаводск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.