Научная статья на тему 'Концептуальные основы построения созидающей постпенитенциарной педагогики'

Концептуальные основы построения созидающей постпенитенциарной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барболин Михаил Павлович, Колесов Владимир Иванович

В статье с позиций целостного подхода к развитию человека, исходные положения которого заложены в исследованиях Б.Г. Ананьева, излагаются ключевые идеи построения постпенитенциарной педагогики как единой системы воспроизводства социальной сущности и нравственных основ общественной жизни человека Данная публикация посвящена остро актуальной проблеме, возникшей в пенитенциарной системе, а также в специнтернатах, в реабилитационных центрах. В условиях модернизации российского общества особое внимание стало уделяться образованию и воспитанию специфической категории людей освобожденных из мест лишения свободы. Материалы статьи могут быть использованы специалист ами, работающими с данной категорией людей, в системе специнтернатов, в реабилитационных центрах, и всеми, кого интересует данная проблематика в практическом и теоретическом применениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барболин Михаил Павлович, Колесов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы построения созидающей постпенитенциарной педагогики»

М.П. Барболин, В.И. Колесов

НЕ*

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СОЗИДАЮЩЕЙ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Преамбула. В статье с позиций целостного подхода к развитию человека, исходные положения которого заложены в исследованиях Б.Г. Ананьева, излагаются ключевые идеи построения постпенитенциарной педагогики как единой системы воспроизводства социальной сущности и нравственных основ общественной жизни человека

Данная публикация посвящена остро актуальной проблеме, возникшей в пенитенциарной системе, а также в специнтернатах, в реабилитационных центрах. В условиях модернизации российского общества особое внимание стало уделяться образованию и воспитанию специфической категории людей - освобожденных из мест лишения свободы. Материалы статьи могут быть использованы специалист ами, работающими с данной категорией людей, в системе специнтерна-тов, в реабилитационных центрах, и всеми, кого интересует данная проблематика в практическом и теоретическом применениях.

В настоящее время практически отсутствуют научно обоснованные модели социальной адаптации, социализации, точнее сказать социального воспроизводства человека, оказавшегося за пределами социальной сферы жизни общества. Этих граждан называют еще «асоциальными».

При создании такой модели необходимо исходить из особенностей субъекта социализации

- человека, специфики постпенитенциарной системы, места и роли этой системы (и человека в ней) в жизни общества.

Характерная (формирующая характер) особенность объекта социализации в том, что этот человек, как правило, - личность, обладающая жизненным опытом, при этом, как правило, отрицательным (асоциальным).

Характерная особенность системы в том, что постпенитанциарную систему нельзя рассматривать в отрыве от пенитенциарной системы, которая, как правило, качественно меняет человека как личность (в аспекте его отношений с обществом). И в сегодняшнем состоянии обе эти системы не включены ни в одну сферу жизни, ни в сферу жизни человека ( в его внутренний мир), ни в сферу жизни общества и не имеют ни с одной сферой жизни общества никаких жизненно важных (связанных с жизненными потребностями) ни для человека, ни для общества связей (не смотря на то, что констатируется их воспитательный и исправительный характер).

Характерная особенность по отношению к обществу в том, что главные субъекты этой системы несут в себе обладающий большой разрушительной силой отрицательный по отношению к себе и обществу индивидуально-личностный потенциал, который, будучи организованным, становится опасным для общества, выполняя дезорганизующую и дестабилизирующую функцию.

Совокупность перечисленных особенностей позволяет определить исходные положения построения модели социализации личности в условиях постпенитенциарной системы.

Исходными пунктом всей деятельности системы должно стать осмысление и осознание существующего состояния (начиная с уровня индивидуальных ощущений, личных и общественных отношений), затем осознания своего места и роли собственного «Я» в сферах жизни общества в которых он находился и в которых он находится, что на языке психологов означает, осмысление, осознание и формирование индивидуальности (переход от личности к индивидуальности) человека посредством самоанализа, самоосмы-ления, самоосознания индивидуального опыта и образа жизни. С целью осмысления и осознания, а затем и установления связей с обществом весь этот педагогический процесс должен осуществляться в условиях сравнения индивидуальных характеристик с общественными характеристика-

ми, лучше с привлечением общественно значимых авторитетных для субъекта образцов (идеалов) - личностей. Питающим корнем и кщрчем к дальнейшему изменению ситуации, образа жизни и будущего опыта должны стать отрицательные ощущения, которые присутствуют в организме человека и которые создают отрицательный жизненный потенциал личности.

Сущность и главная функция всей постпени-тенциарной системы заключается в оборачивании накопившегося в человеке отрицательного жизненного потенциала и превращения его в положительный жизненный потенциал личности и общества. Ведущей целью должно служить развитие этого потенциала в пространстве общественной жизни.

В соответствии с таким пониманием сущности и ведущей цели ядром системы должно явиться создание механизмов оборачивания этого потенциала» превращения в положительный, а также механизмов дальнейшего его развития.

Содержанием такой педагогической системы должно стать опредмечивание этих механизмов в форме (создания) жизненного пространства системы и (создания) пространства потенциальной осуществимости человека (личности) в структуре общества.

Под пространством потенциальной осуществимости понимается сфера будущей профессиональной и общественно-полезной деятельности. И к этой деятельности необходимо готовиться заранее.

В этой связи уже в условиях пенитенциарной системы должна вестись соответствующая профессиональная подготовка, которая, с одной стороны должна учитывать интересы и склонности конкретного человека, а с другой - возможности его самореализации в условиях общественной жизни. Недостаточный учет любого из этих факторов может привести к разочарованию условиями гражданской жизни и может привести к негативным последствиям, связанным с возвратом к прошлому негативному опыту.

Главным механизмом, который лежите основе решения проблемы оборачивания жизненного потенциала, является духовно-нравственный настрой человека, создаваемый более мощным внешним генерирующим потенциалом (духовно нравственным потенциалом пространства системы и пространства потенциальной осуществимости общества и государства общества в целом как

среды проживания).

По мере становления индивидуальности и превращения человека в субъект созидательной деятельности духовно-нравственный настрой личности должен смениться духовно-нравственным настроем коллектива и слиться духовнонравственным настроем пространства жизни системы и пространства потенциальной осуществимости общества — пространства будущей жизни и деятельности. Результатом такого настроя должна стать социальная установка личности и формируемого коллектива.

Исходным пунктом формирования такой установки является глубинное осмысление и осознание прошлого опыта на уровне осознаваемых внутренних ощущений с последующей их оценкой, переоценкой, формированием желаний отказаться от воспроизводства подобных ситуаций выбора иного пути. При этом оказывается не достаточно только педагогических приемов. В процессе переоценки жизненных ценностей должны быть задействованы психологические, психические и более глубинные, в частности, энерго-ин-формациокные механизмы, связанные с жизненными потребностями и жизненно важными функциями индивидуально-личностного и общественного организма. В результате совпадения внутренних индивидуальных и внешних - общественных потребностей как результат синергетики возникает личностный настрой, в результате которого у человека поднимается настроение и возникает желание реализовать возникшие потребности. И здесь возникает педагогическая проблема, заключающаяся переводе этих желаний на уровень индивидуальных ощущений с последующим осмыслением и осознанием возникшей ситуации с целью прогнозирования и осуществления конкретных действий и способов деятельности с целью удовлетворения потребностей. В этих условиях не достаточно воспользоваться стандартным алгоритмом решения задачи или разрешения проблемной ситуации. Для этого необходимо использовать специальный технологический алгоритм решения ситуативной задачи под названием «Семь «0»»> включающий семь шагов мыследеятельности обучающегося [5]: первый шаг - ощути всем телом, всем сердцем (мысленно представь ситуацию и проживи ее), второй шаг - осмысли (мысленно соотнеси переживаемой с имеющимся жизненным опытом), третий шаг — осознай (используя знания и опыт

сформирую образ пути достижения результата и оцени его), четвертый шаг ~ объяви (о своем намерении в достижении результата), пятый шаг-обнародуй (мысленно или реально сформируй коллектив), шестой шаг - огтредметь (в письменной или другой форме сделай проект реализации намерений), седьмой шаг - объективируй (мысленно включи полученный результат в объективную реальность).

И вот на этом шаге и возникает та самая критическая ситуация, которая заставляет человека задуматься о способах и результатах жизнедеятельности и в целом о жизни. Дело в том, что полученный результат может вписаться без противоречий в объективную реальность и удовлетворить одновременно личные и общественный потребности только при условии, что он является нравственным, а таковым он может быть лишь при условии нравственности исходной позиции

- нравственности настроя человека, нравственности его исходных желаний. Таким образом, в результате анализа седьмого шага педагогический процесс возвращается к исходной ситуации, делается оценка полученного на шестом шаге результата, осуществляется теперь уже осмысление и осознание способа его достижения и принимается решение о целесообразности его повторения. Так реализуется технологический цикл развития личности, ориентированный на изменение ценностных ориентаций, формирование нравственных установок, развитие творческой инициативы, проектирования и осуществления созидательной общественно-полезной деятельности, реализующей индивидуально-личностный потенциал.

Решение такого сорта технологических задач ориентировано на изменение преимущественно психологических компонентов личности, ее мышления и сознания. В психологическом плане воспитанник постпенитенциарной системы, как правило, личность, имеющая свое лицо. В то же время эта личность еще не осознает себя как индивидуальность, своих внутренних способностей и возможностей. Приведенная технология именно эту задачу и решает. Осознавая собственные потенциальные возможности в условиях общественной жизни, человек становится индивидуальностью, а, осуществляя планирование и прогнозирование индивидуальных возможностей, он становится субъектом творческой деятельности

- он творит свой собственный внутренний мир и

тем самым самого себя. Человек учится управлять собой, собственными чувствами, эмоциями, побуждениями, мыслями, сознанием.

Однако для лиц, имеющих практический жизненный опыт такой переориентации на уровне мышления и сознания для обеспечения адаптации и устойчивости индивидуального жизненного процесса в обществе не достаточно. Человек, опираясь на собственный жизненный опыт должен стать субъектом созидательной деятельности, способным управлять собственным жизненным процессом в конкретных социально-экономических условиях, в конкретном пространстве общественной жизни. Без практической реализации - опредмечивания в реальных социально-экономических условиях предлагаемой технологии и накопления индивидуального положительного опыта может привести к скепсису, неудовлетворенности и разочарованию. Поэтому в пространстве потенциальной осуществимости должна быть организована на систематической основе конкретная общественно-значимая производственная и профессиональная деятельность, в результате которого каждый участник нарабатывал бы такой индивидуальный опыт, который он мог бы использовать в будущем и, возможно, не только в этой сфере, но и на данном рабочем месте. Иными словами, речь идет о конкретной социальной и профессиональной адаптации в рамках специально созданной социально-педаго-гической системы постпенитенциарной подготовки человека к общественной жизни, к включению его в производственные, социальные и другие общественные отношения, а с другой стороны - принятию его конкретными сферами жизни общества. В сущностном плане человек в процессе такой деятельности становится не просто субъектом деятельности, как пишет Б.Г. Ананьев [1], а субъектом созидательной деятельности, реализующим собственный творческий потенциал, представленный в форме результатов собственной творческой деятельности (прогнозов, планов, проектов) на предыдущем шаге [5, с. 7].

Вместе с тем любая созидательная деятельность носит общественный характер и на первый план в условиях общественной жизни выходят межличностные отношения. И в этих условиях реализовать собственные потенциальные возможности творческой и созидательной деятельности человек может, лишь, будучи субъектом общественных отношений [7], способным управ-

лять этими отношениями, ориентироваться в жизненных ситуациях, принимать правильный решения, обладать устойчивым поведением,-стилем жизни, образом жизни, способным управлять собственным жизненным процессом на всех уровнях. В таком случае о человеке говорят как о хозяине собственной жизни в лучшем понимании этого слова.

Высшим уровнем сущности человека, его творческого потенциала является уровень развития человека, когда человек выходит за пределы субъективной реальности, собственного пространства жизнедеятельности и даже пространства потенциальной осуществимости собственного жизненного потенциала. Он из субъекта общественных отношений превращается в организатора общественных отношений [7], становится создателем общественных организаций, руководителем коллективов, лидером. Те, у кого не сломлена воля, как правило, даже без посторонней помощи достигают этого уровня. Однако без решения нравственных проблем и переоценки жизненных ориентиров и ценностей, что, как правило, почти невозможно без посторонней помощи, эти люди остаются за пределами общественной жизни, даже не будучи асоциальными.

Выделенные уровни социального развития человека определяют развивающуюся систему социально-педагогических образовательно-вос-питательных задач, характеризующуюся повышением уровня общего развития, духовно-нрав-ственного и профессионального совершенства как проявления сущности человека, его нравственного творческого потенциала в условиях общественной жизни. Система включает [5;7]: задачи на осмысление опыта и формирование нравственных качеств индивидуальности, задачи на осознание и проявление индивидуальных творческих способностей, задачи на формирование профессиональных социально значимых качеств, задачи на формирование субъект-объектных нравственных отношений, задачи на развитие организаторских способностей.

Г.А. Балл [3] пишет, что в процессе решения задачи осуществляется из исходного состояния в требуемое. Характерными чертами представленной системы задач являются [5, с. 7]: 1) система задач ориентирована на уровневое циклическое формирование интегральных качеств человека, характеризующих степень его (духовно-нравственного, социального, профессионального)

совершенства (воспитанности), 2) в основе всех их лежит один и тот же технологический алгоритм «Семь «О»», 3) решение предусматривает осуществление перехода в интегральной структуре жизнедеятельности человека с одного качественной) уровня на другой - более высокий уровень совершенства.

Особо необходимо отметить, что важнейшей характеристикой духовно-нравственного, социального, профессионального и иного совершенства человека, осуществляемого в условиях постпенитенциарной системы является самостоятельность в принятии решений, разработке и осуществлении жизненных стратегий. С целью формирования этих качеств социально-педагогические постановка задач и их решение должны обладать определенной степенью неопределенности, в результате чего перед решающим встают проблемы нравственного, социального, профессионального и иного выбора, который они в дальнейшем должны будут делать самостоятельно, причем в постоянно меняющихся социально-экономических условиях.

Основой такого выбора в условиях общественной жизни служат ценностные ориентации. Однако индивидуальные ценности контингента постпенитенциарной системы и ценности общества, как правило, существенно различаются. Поэтому ключевым звеном в процессе постановки и решения социально-педагогических задач становятся выявление соотношения индивидуальных и общественных ценностей, согласование, формирование и развитие индивидуальных общественно значимых ценностей.

В силу особенностей контингента, наличием жизненного опыта, определенного уровня взрослости управление педагогическим процессом со стороны субъектов управления должно отличаться от управления педагогическим процессом в системе традиционного институционального образования, включая образование взрослых. Оно должно носить в большей степени организаци-онно-коррекционный характер. Применяемые методы и методики не должны ноешь жестко регламентирующий характер. Они должны предоставлять свободу мысли, побуждать к размышлениям и творчеству. А это означает, что в их основе должны лежать методы философии, идеологии (как стратегии жизни), методологии как науки об организации жизни (МП. Барболин, В.М. -Барболин, 2004).

Главными механизмом и гарантией устойчивости дальнейшего жизненного процесса бывшего субъекта пенитенциарной и постпенитенци-арной системы может служить именно коллектив, обладающий сформированными духовно нравственными качествами (и соответствующей этикой и культурой общественных отношений) и нравственной социальной установкой, подкрепленной конкретными жизненными целями и условиями их потенциальной осуществимости, гарантируемыми, как правило, обществом и государством.

Для данного контингента условия потенциальной осуществимости и гарантии со стороны общества и государства на первоначальном этапе жизни превращаются в главные механизмы выживаемости, а в дальнейшем становятся механизмами (и критериями), определяющими границу (грань смены полюсов жизненной энергии) качества их жизни.

В содержательно-деятельностном плане основой жизнедеятельности системы является духовно-нравственный настрой: а) коллектива, б) жизненного пространства, в) всех процессов жизнедеятельности.

В рамках духовно-нравственной атмосферы необходимым условием создания коллектива является определенная организация жизни, основанная на гармонизация процессов жизнедеятельности индивидов (заметим, эти лица как правило, нуждаются в помощи, обладают свойствами коллективизма, но не терпят подчинения и унижения). В свою очередь реализация сущностных и содержательных задач социализации требует создания определенной предметно-деятельностной среды способной в условиях жизненных пространств выполнять генерирующую функцию по отношению к субъектам этих пространств. Такие жизненные пространства (учреждения, организации и т.п.) могут существовать и функционировать при наличии единого социального общественно-государственного института (в частности, системы) социального воспроизводства человека, осуществляющего коррекцию и адаптацию не только асоциальных личностей, но лиц, принадлежащих группам риска.

Полноценная система педагогической деятельности в условиях постпенитенциарной включает две качественно отливающиеся сферы деятельности: сфера деятельности в реабилитационных учреждениях постпенитенциарной системы

и сфера общественной жизни - организации и учреждения будущей общественно-полезной деятельности. В учреждениях постпенитенциарной системы педагогический процесс носит преимущественно образовательно-воспитательный характер, а в пространстве общественной жизни -преимущественно организационно-социальнопедагогический. Однако в той и другой сфере в основе педагогического процесса лежит продуктивная общественно-полезная деятельность, включающая производительный труд, удовлетворяющий индивидуальные и общественные потребности.

Производительный труд в учреждениях постпенитенциарной системы, образуя фундамент воспитательного процесса открывают перед воспитателями и воспитанниками перспективы для решения стратегических и тактических педагогических задач [9]. Решение в условиях общественно-полезной деятельности за пределами учреждений постпенитенциарной системы в реальных условиях производственных коллективов психо-лого-педагогических и социально-педагогических задач адаптации и реабилитации в социуме имеет особую значимость, если при этом учитываются приобретенные ранее профессиональные умения, навыки. Такая деятельность формирует качественно новый опыт проживания в социуме и прочно ассоциируется у воспитанников с полноценной включенностью в продуктивную общественную жизнь. Воспитанники, принимающие участие в производительном труде в условиях коллективов быстрее осознают ответственность не только за конечный результат, но и друг перед другом, благодаря чему формируются нравственные коммуникативные отношения и складываются коллективы, которые могут стать залогом устойчивости жизненного пути и невозврата к прошлому членов этого коллектива. Деятельность педагога в этих условиях приобретает характер организации, коррекции и психологической помощи в формировании коллектива и установлении контактов со средой.

В формировании нравственных качеств воспитанников особое место занимают национальная культура и патриотическое воспитание, связанные с родовыми корнями культурным наследием прошлого особенно малой родины и семейной родословной. На этой основе осуществляется поликультурное воспитание на основе принципа целостного единства многообразного,

утверждающего достоинство каждой нации, на-родности в необходимости выживания и развития одной благодаря и для выживания и развития Другой.

В индивидуально-личностном плане необходимым условием реализации представленной модели социального воспроизводства человека, имеющего опыт жизни в постпеиитенциарной системе, является наличие нравственного отношения, основанного на соблюдении нравственных норм со стороны общества и государства.

Кардинальное изменение ситуации в стране с воспитанием и перевоспитанием лиц, имеющих опыт жизни в пенитенциарной системе возможно при условии наличия единого социального организма общественно-государственного механизма социальной коррекции и социального воспроизводства человека, предполагающего в качестве базовых компонентов духовно-нравственную атмосферу в обществе (в частности, в рамках жизненного пространства и пространства потенциальной осуществимости человека), общественно-государственной постпеиитенциарной системы социального воспроизводства человека и соответствующей государственной политики. Предлагаемая концепция может служить основой создания такого социального организма, проектирования и разработки соответствующего общественно-государственного механизма.

Первоочередными задачами создания такого организма в создавшихся социальных условиях России являются:

1. Подготовка специалистов для постпенитен-циальной системы (руководителей учреждений, педагогических кадров, социальных работников, психологов, консультантов, менеджеров, специалистов по общественным связям и т.д.)

2. Разработка научно-педагогических и соци-ально-педагогических основ управления социально-профессиональным воспитанием в постпенитенциарном периоде социальной адаптации личности.

3. Проектирование и внедрение региональных и общероссийской системы постпенитенциарной системы адаптации для разных категорий граждан бывших осужденных (для юношей и девушек в возрасте 16-21 лет, для мужчин, дня женщин, лиц пенсионного возраста и др.).

Подготовкой кадров для постпенитенциарной системы, как и разработкой научно-педагогичес-

ких основ ее функционирования в настоящее время не занимается ни одно учебное заведение. Поэтому с целью кардинального изменения в функционировании пенитенциарной и постпенитенциарной целесообразно создавать в высших учебных заведениях дополнительные инновационные центры и, возможно, кафедры, занимающиеся подготовкой специалистов для работы в пенитенциарных и постпенитенциарных учреждениях.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания - М.: Наука, 1977. - 384 с.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.Т.1.-М.: Педагогика, 1980. -232 с.

3. Балл ГА. Теория ученых задач: психологопедагогический аспект. -М., 1990.-С. 34—35.

4. Барболин М. П. Методологические основы развивающего обучения. ~ М. Академия педагогических наук, «Высшая школа», 1991 - 232 с.

5. Барболин М. П. Методология развития и образования человека. - СПб.: Издательский Дом «Петрополис», 2005. - 398 с.

6. Барболин М.П., Барболин В. М. Основы общей методологи.—СПб.: Издательский Дом «Петрополис», 2007. -240 с.

7. Барболин М.П. Социолизация личности // Под ред. проф. В.Т. Пуляева. - СПб.: Издательский Дом «Петрополис»,2007. - 372 с.

8. Колесов В. И. Сущность педагогического процесса в постпенитенциарном учреждении. -Учебное пособие. - СПб: ГНУ ИОВ РАО. - 2002. -98 с.

9. Колесов В.И. Социально-педагогические основы управления воспитанием в системе постпенитенциарной адаптации бывших осужденных. -Монография. КГГГУ, 2005.-270 с.

10. Колесов В.И Управление процессом воспитания в постпенитенциарном учреждении. -Учебное пособие. СПб: ГНУ ИОВ РАО. - 2005. -360 с.

11. Колесов В. И. Социально-профессиональное воспитание в системе постпенитенциарной адаптации личности - Монография. СПб: ЮА, 2007.-295 с.

12. Колесов В. И. Постпенитенциарная педагогика. -Учебное пособие. - СПб ЮА, 2007. - 430 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.