Научная статья на тему 'Педагогическая модель в жизненной стратегии человека в условиях постпенитенциарной системы'

Педагогическая модель в жизненной стратегии человека в условиях постпенитенциарной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ / СONCEPTUAL APPROACHES / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / POST-PENAL SYSTEM / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ / STRATEGY OF LIFE / УСТОЙЧИВОСТЬ В ЖИЗНИ / LIFE STABILITY / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / СОВЕСТЬ / CONSCIENCE / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / JUSTICE / ПРАВДА / TRUTH / СМЫСЛ ЖИЗНИ / MEANING OF LIFE / ПРОЯВЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКОМ / MANIFESTATION OF ESSENCE BY PERSON / SOCIALISATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесов Владимир Иванович, Казаков Юрий Николаевич

В статье предлагается социально-педагогическая модель в жизненной стратегии человека в условиях постпенитенциарной системы. Предлагаются концептуальные положения построения педагогической постпенитенциарной системы социальности человека и формирования его социально ориентированной жизненной стратегии жизни, учитывающие ее положительный и отрицательный жизненный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесов Владимир Иванович, Казаков Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic model in vital strategy of the person in the conditions of post-penal system

The article provides the social and pedagogic model in vital strategy of the person in the conditions of post-penal system. The conceptual provisions of pedagogic post-penal person’s sociality system creation and formation of its social oriented vital strategy of life considering its positive and negative life experience are submitted.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель в жизненной стратегии человека в условиях постпенитенциарной системы»

УДК 343.8

Колесов Владимир Иванович

доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, профессор Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Казаков Юрий Николаевич

доктор медицинских наук, профессор Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

vi_kolesov@mail.ru, ur.liam@74ms-vokazak

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ В ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

В статье предлагается социально-педагогическая модель в жизненной стратегии человека в условиях постпенитенциарной системы. Предлагаются концептуальные положения построения педагогической постпенитенциарной системы социальности человека и формирования его социально ориентированной жизненной стратегии жизни, учитывающие ее положительный и отрицательный жизненный опыт.

Ключевые слова: концептуальные подходы, постпенитенциарная система, социализация личности, стратегия жизни, устойчивость в жизни, духовность, совесть, справедливость, правда, смысл жизни, проявление сущности человеком.

В июне 2007 года на расширенном заседании Правительства России в городе Ростове-на-Дону Президент России В.В. Путин особо подчеркнул важную проблему, которая заботит все общество нашей страны - это увеличение безработицы среди бывших осужденных, что заметно влияет на демографию в нашей стране и наносит колоссальный ущерб экономике и государству в целом.

Как показывает практика, слабая психологическая подготовка взрослых и несовершеннолетних к их освобождению, то есть адаптационная работа в исправительных учреждениях находится на низком уровне. Необходима преемственность в работе пенитенциарной и постпенитенциарной систем. В свою очередь создание такой системы требует разработки соответствующей научной базы. Необходим переход к системному перевоспитанию, самовоспитанию и социальному развитию бывших осужденных на основе инновационных педагогических технологий.

Основные положения концепции. В настоящее время практически отсутствуют научно обоснованные модели воспроизводства социальности человека, оказавшегося за пределами социальной сферы жизни общества.

При создании такой модели необходимо исходить из особенностей субъекта социализации - человека, специфики постпенитенциарной системы, места и роли этой системы (и человека в ней) в жизни общества. Характерная (формирующая характер) особенность объекта социализации в том, что этот человек, как правило, - личность, обладающая жизненным опытом, при этом, как правило, отрицательным (асоциальным). Особенность же постпенитенциарной системы в том, что ее нельзя рассматривать в отрыве от пенитенциарной системы. В сегодняшнем состоянии обе эти системы не включены ни в одну сферу жизни, ни в сферу жизни человека (в его внутренний мир),

ни в сферу жизни общества и не имеют ни с одной сферой жизни общества никаких жизненно важных (связанных с жизненными потребностями) ни для человека, ни для общества связей. В то время как главные субъекты этой системы несут в себе обладающий большой разрушительной силой отрицательный по отношению к себе и обществу индивидуально-личностный потенциал, который, будучи организованным, становится опасным для общества, выполняя дезорганизующую и дестабилизирующую функцию. В то же время, будучи организованным, может выполнять значительную стабилизирующую и созидающую функции.

Совокупность перечисленных особенностей позволяет определить исходные положения построения модели социализации личности в условиях постпенитенциарной системы.

Исходными пунктом всей деятельности системы должно стать осмысление и осознание существующего состояния (начиная с уровня индивидуальных ощущений), затем осознания человеком своего места и роли собственного «Я» в сферах жизни общества в которых он находился и в которых он находится. На языке психологов означает, осмысление, осознание и формирование индивидуальности (переход от личности к индивидуальности) человека посредством самоанализа, самоосмысления, самоосознания индивидуального опыта и образа жизни.

С целью осмысления и осознания, а затем и установления связей с обществом и формирования устойчивой стратегии жизни педагогический процесс должен осуществляться в условиях сравнения индивидуальных характеристик с общественными характеристиками, лучше с привлечением общественно значимых авторитетных для субъекта образцов (идеалов) - личностей. Питающим корнем и ключом, к дальнейшему изменению ситуации и образа жизни должны стать отрицательные ощущения, которые присутствуют в орга-

© Колесов В.И., Казаков Ю.Н., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

219

низме человека и которые создают отрицательный жизненный потенциал личности. В основе этого явления лежит закон историко-генетической обусловленности жизни, который в процессе воспроизводства социальности человека проявляется как закон историко-генетической обусловленности развития сознания, образов жизни и опыта человека (в основе которых лежат исторические и генетические законы: закон генетического наследования, закон генетического программирования и др.).

Сущность и главная функция всей постпенитенциарной системы заключается в оборачивании накопившегося в человеке отрицательного жизненного потенциала и превращения его в положительный социально значимый жизненный капитал личности и общества. Ведущей целью должно служить развитие этого потенциала в пространстве общественной жизни и построение устойчивой жизненной стратегии как идеологии жизни человека в соответствии с законом опережающего воспроизводства образа жизни и жизненного опыта (жизненных ресурсов) на основе закона опережающего отражения.

Имеющийся отрицательный опыт человека и общества (свой и чужой), будучи осмысленным и осознанным, будет выступать в качестве ограничителя - меры (границы) устойчивости процессов жизнедеятельности. И тем самым он начинает играть положительную роль, определяя совместно со стратегией жизни жизненный коридор устойчивости, в котором допускается осуществление процессов жизнедеятельности. В соответствии с таким пониманием сущности и ведущей цели ядром системы должно явиться создание механизмов оборачивания этого потенциала, превращения в положительный, а также механизмов дальнейшего его развития на основе устойчивой идеологии развития жизненного процесса.

Содержанием такой педагогической системы должно стать опредмечивание этих механизмов в форме (создания) жизненного пространства системы и (создания) пространства потенциальной осуществимости человека (личности) в структуре общества, отражающего на уровне устойчивой стратегии как идейной основы - идеологии пространства будущей жизни. Полноценная социально ориентированная стратегия жизни формируется при условии, что человек в рамках образовательно-воспитательного пространства рассматривается не только как субъект будущей профессиональной или общественной деятельности, а как субъект формирования стратегии и образа жизни, развивающий собственный опыт, образы сознания, образы жизни и накапливающий востребованный в будущем жизненный ресурс и человеческий капитал. В этой связи уже в условиях пенитенциарной системы должна вестись соответствующая профессиональная подготовка, которая, с одной стороны должна

учитывать интересы и склонности конкретного человека, а с другой - возможности его самореализации в конкретных условиях общественной жизни. Недостаточный учет любого из этих факторов может привести к негативным последствиям, связанным с возвратом к прошлому негативному опыту [5].

Главным механизмом, который лежит в основе решения проблемы оборачивания жизненного потенциала, является духовно-нравственный настрой человека, создаваемый более мощным внешним генерирующим потенциалом (духовно нравственным потенциалом пространства системы и пространства потенциальной осуществимости общества и государства как среды проживания).

В целях обеспечения устойчивости формируемой стратегии (жизненных планов) необходимо так организовать педагогический процесс, чтобы по мере становления индивидуальности и превращения человека в субъект созидательной деятельности духовно-нравственный настрой личности сменился духовно-нравственным настроем коллектива и слился с духовно-нравственным настроем пространства жизни системы и пространства потенциальной осуществимости общества - пространства будущей жизни и деятельности. Результатом такого настроя должна стать базирующаяся на системе ценностей, идей и прогнозируемого образа жизни социальная установка личности на достижение личных общественно значимых целей.

Исходным пунктом формирования такой установки является глубинное осмысление и осознание прошлого опыта на уровне осознаваемых внутренних ощущений с последующей их оценкой, переоценкой, формированием желаний отказаться от воспроизводства ситуаций выбора иного пути. При этом оказывается не достаточно только педагогических приемов. В процессе переоценки жизненных ценностей должны быть задействованы психологические, психические и более глубинные, в частности, энергоинформационные механизмы, связанные с жизненными потребностями и жизненно важными функциями индивидуально-личностного и общественного организма. В результате совпадения внутренних индивидуальных и внешних - общественных потребностей как результат синергетики возникает личностный настрой, в результате которого у человека поднимается настроение и возникает желание реализовать возникшие потребности. И здесь возникает педагогическая проблема, заключающаяся в переводе этих желаний на уровень индивидуальных ощущений с последующим осмыслением и осознанием возникшей ситуации с целью выстраивания стратегии жизни, прогнозирования и осуществления конкретных действий и способов деятельности с целью удовлетворения потребностей. В этих условиях не достаточно воспользоваться стандартным алгорит-

220

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

мом решения задачи или разрешения проблемной ситуации [1]. Для этого необходимо использовать специальный технологический алгоритм решения ситуативной задачи под названием «Семь "О"», включающий семь шагов мыследеятельности обучающегося: первый шаг - ощути всем телом, всем сердцем (мысленно представь ситуацию и проживи ее); второй шаг - осмысли (мысленно соотнеси переживаемой с имеющимся жизненным опытом); третий шаг - осознай (используя знания и опыт сформируй образ пути достижения результата и оцени его); четвертый шаг - объяви (о своем стратегическом намерении в достижении результата); пятый шаг - обнародуй (мысленно или реально сформируй коллектив); шестой шаг - опредметь (в письменной или другой форме сделай проект реализации намерений); седьмой шаг - объективируй (мысленно включи полученный результат в объективную реальность).

И вот на этом шаге и возникает та самая критическая ситуация, которая заставляет человека задуматься о способах и результатах жизнедеятельности и в целом о жизни. Дело в том, что полученный результат может вписаться без противоречий в объективную реальность и удовлетворить одновременно личные и общественные потребности только при условии, что он является нравственным, а таковым он может быть лишь при условии нравственности исходной позиции - нравственности настроя человека, нравственности его исходных желаний. Таким образом, в результате анализа седьмого шага педагогический процесс возвращается к исходной ситуации, делается оценка полученного на шестом шаге результата, осуществляется теперь уже осмысление и осознание способа его достижения и принимается решение о целесообразности его повторения.

Фундамент данного технологического цикла образует система нравственных категорий и соответствующих законов [4]: нравственности, совести, памяти, настроя, воображения, воли, характера и соответствующих качеств, присущих всем участникам образовательного процесса, в первую очередь организаторам, и создаваемой ими нравственной атмосферы.

С точки зрения педагогики важнейшим компонентом являются формы реализации этого технологического алгоритма. Мировоззренческой основой, формирующей единую устойчивую жизненную стратегию человека и общества, является понимание жизни как единого пространства разнокачественных процессов жизнедеятельности, где каждый процесс и все пространство есть процесс устойчивого неравновесия [3]. В соответствии с таким пониманием образовательное пространство представляет собой единый организм гармонично настроенных процессов жизнедеятельности, адекватных пространствам будущей реальной жизни,

обладая при этом билатерально-иерархической организацией (в терминологии Б.Г. Ананьева), соответствующей структуре внутреннего мира человека. С целью формирования устойчивой стратегии жизни каждый субъект этого пространства должен принимать участие (на соответствующем уровне) в целостном процессе жизни, «жить жизнью всего пространства». На философском языке это означает «единство бытия», реализуемой на разных уровнях гармонизации жизненных процессов: события, когда в едином жизненном пространстве собственный процесс жизнедеятельности находится в гармонии с другими процессами: погружения, сопереживания, со-чувствия, содействия, согласования. В психологии эти уровни называют состояниями и их ранжируют по глубине и степени воздействия на организм человека, например, говорят, об экстазе, увлеченности, заинтересованности. Выделенные семь форм присущи любому пространству жизнедеятельности, а, значит, могут служить основой стратегии, а если будут представлены в форме обладающих законами, закономерностями, логикой структур, - то и сущностью, обеспечивающей перенос опыта в пространства потенциальной осуществимости человека (субъекта). Каждому из этих уровней соответствуют определенные способы, методы изменения состояний, известные из практики, например, медитация, соревнование (вызывающее состояние увлеченности).

Осознавая собственные потенциальные возможности в условиях общественной жизни, человек становится индивидуальностью. Осуществляя планирование и прогнозирование индивидуальных возможностей, он становится субъектом творческой деятельности, человек учится управлять собой.

Однако, для обеспечения устойчивой стратегии индивидуального жизненного процесса в обществе, имеющегося практического жизненного опыта не достаточно. Человек, опираясь на собственный жизненный опыт должен стать субъектом созидательной деятельности, способным в соответствии с выработанной стратегией как идеологией жизни управлять собственным жизненным процессом в конкретных социально-экономических условиях. Поэтому в пространстве потенциальной осуществимости должна быть организована общественно-значимая профессиональная деятельность, в результате, которого каждый участник нарабатывал бы такой индивидуальный капитал (опыт), который мог бы обеспечить уверенность человека в реализации стратегии и достижении цели. В сущностном плане человек в процессе такой деятельности становится не просто субъектом, как пишет Б.Г. Ананьев [2], а субъектом созидательной деятельности, реализующим собственный творческий потенциал в рамках жизненной стратегии, представленной в форме прогнозов, планов, проектов.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

221

Однако созидательная деятельность носит общественный характер, поэтому на первый план выходят межличностные отношения. И в этих условиях реализовать стратегию жизни человек может, лишь будучи субъектом общественных отношений, способным управлять этими отношениями, обладать устойчивым поведением, стилем жизни, образом жизни на основе личной социально значимой идеологии жизни.

Высшим уровнем проявления сущности человека является уровень, когда человек выходит за пределы пространства потенциальной осуществимости собственного жизненного потенциала. Тогда он из субъекта общественных отношений превращается в организатора общественных отношений, становится создателем общественных организаций, руководителем коллективов, лидером.

Решение конкретных воспитательных задач на основе предлагаемой технологии станет завершающим звеном воспроизводства социальности

и формирования устойчивой социально-значимой стратегии жизни воспитанника.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. - М.: Наука, 1977. - 384 с.

3. Барболин М.П. Основы общей методологии. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2007. - 240 с.

4. Колесов В.И. Социально-профессиональное воспитание в системе постпенитенциарной адаптации личности. - СПб: Санкт-Петербургская юридическая академия, 2007. - 295 с.

5. Колесов В.И. Социально-педагогические основы управления воспитанием в системе постпенитенциарной адаптации бывших осужденных. -КГПУ 2005. - 270 с.

УДК 378

Петрова Мария Сергеевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

petrikbog@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА

КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА (на примере Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова)

В статье дана характеристика социально-культурной среды Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова. Выделен ряд ее компонентов: ценностно-целевой, предметно-пространственный, информационный, событийный и отношенческий. Описано влияние социально-культурной среды на социальное и профессиональное становление личности студента.

Ключевые слова: студент, социально-культурная среда, социальное становления, профессиональное становление.

В последние годы особо актуальным становится вопрос значимости социально-культурной среды в социальном и профессиональном становлении студенческой молодежи.

Механизмы влияния среды на развитие личности детей и молодежи были предметом исследования ученых различных исторических периодов (Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Я. Корчак, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов и др.) Во многих исследованиях указывается значимая роль окружающей среды на растущего человека, его социализацию, социальное становление.

Социально-культурная среда представляет собой значимое пространство жизнедеятельности, в котором протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии с другими людьми, общностями, культурными, духовными традициями и ценностями.

В структуру социально-культурной среды входят общественные, материальные, духовные условия, в которых осуществляется социализация и самореализация личности студента. Стоит вос-

принимать социально-культурную среду не только как значимый фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она становится средством воспитания и пространством личностного развития молодого человека.

Особенности социально-культурной среды вуза во многом влияют на профессиональное становление студента. От ее условий и специфики зависит возможность самореализации студента внутри университетского сообщества профессиональные намерения и карьерные ожидания молодых людей, их социальная успешность.

Социокультурная среда в высшем учебном заведении является результатом целенаправленного воздействия, источником которого выступает руководство образовательной организации. В его задачу входит разработка модели формирования социокультурной среды и ее последовательная реализация в образовательном процессе. Компе-тентностный подход направлен на формирование в обучаемом комплекса индивидуально-личностных и социальных качеств, определяющих его

222

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Петрова М.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.