Научная статья на тему 'Гуманистическая направленность воспитания в государственном учреждении «Специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы»'

Гуманистическая направленность воспитания в государственном учреждении «Специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвалид / люди пожилого возраста / освобожденные из мест лишения свободы / реабилитационный центр / специнтернат

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесов Владимир Иванович

Публикация посвящена остро актуальной проблеме, возникшей в пенитенциарной системе, а также в специнтернатах, в реабилитационных центрах. В условиях модернизации российского общества особое внимание стало уделяться образованию и воспитанию специфической категории людей освобожденных из мест лишения свободы. Материалы статьи могут быть использованы специалистами, работающими с данной категорией людей в системе специнтернатов, в реабилитационных центрах, и всеми, кого интересует данная проблематика в практическом и теоретическом применениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The burning problems arising in the penitentiary system, as well as in special social houses and rehabilitation centers are discussed. Special attention is paid to the education and bringing up of a special social category, the former imprisoned people. The materials of the article may be used by experts involved in professional activities connected with this social category, in the social houses system, in rehabilitation centers and by everyone interested in the problem both in the practical and theoretical applications.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая направленность воспитания в государственном учреждении «Специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы»»

В. И. Колесов

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ «СПЕЦИНТЕРНАТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ГРАЖДАН ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

Публикация посвящена остро актуальной проблеме, возникшей в пенитенциарной системе, а также в специнтернатах, в реабилитационных центрах. В условиях модернизации российского общества особое внимание стало уделяться образованию и воспитанию специфической категории людей — освобожденных из мест лишения свободы. Материалы статьи могут быть использованы специалистами, работающими с данной категорией людей в системе специнтернатов, в реабилитационных центрах, и всеми, кого интересует данная проблематика в практическом и теоретическом применениях.

Гуманистическая направленность в управлении процессом воспитания в государственном учреждении (ГУ) «Специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы» имеет своей целью гармоническое развитие личности и углубление гуманного характера отношений между участниками управленческого и воспитательного процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последнее предполагает наличие особой задачи, стоящей перед обществом в социальной сфере и в ее структурах. Гуманистическое воспитание является од-

ной из прогрессивных тенденций мирового воспитательного процесса, охватывающей всю социальную сферу России. Осознание данной тенденции влечет за собой необходимость пересмотра ранее сложившейся адаптивной парадигмы в социально-педагогических и социально-психологических науках, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм и т. п.

Это и было основным содержанием «социального заказа», на который рабо-

тала педагогическая наука в советский период своего существования. Выход из прокрустова ложа такого социального заказа требует изучения личности на более глубоком уровне, разработки подходов, стимулирующих развитие личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор и творец своей субъективности и своей жизни. Такой подход как раз и связан с утверждением и развитием в российской педагогике и социальной науке и практике идей гуманистического воспитания лиц, подвергшихся воздействию государственной пенитенциарной системы и проживающих в различных учреждениях социальной защиты населения, в частности — в государственном учреждении «Специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы». В любом случае ведущим компонентом воспитания проблемного контингента непременно является развитие личности.

Гуманистическое воспитание в специнтернате осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет индивида как россиянина. Гуманистические перспективы возрождения порождают востребованность не только таких качеств личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и, прежде всего, культурность, интеллигентность, образованность, пла-нетарность мышления, профессиональная компетентность.

Общепринятой целью мировой теории и практики гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне

и гармонично развитой. Эта цель — идеал; она дает статическую характеристику личности. Динамическая характеристика личности связала понятия саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы в управлении процессом воспитания в ГУ «Специнтернат» определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и с обществом.

Цель гуманистического воспитания в управлении процессом воспитания в специнтернате позволяет поставить адекватные ей задачи:

философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности; оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических и духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании личной ответственности за жизнетворчество;

приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, содействие выработке своего отношения к ним;

раскрытие общечеловеческих норм среди проживающих в специнтернате, гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

развитие интеллектуально-нрав-

ственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии; возвращение традиций российской мен-тальности, чувства патриотизма в един-

стве этических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства Отечества;

формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальное благосостояние страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;

развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманистической культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическое воспитание в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики.

В многообразных действиях и деятельности проживающих как личностей проявляются их специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самим себе. Благодаря оценочным отношениям личности происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для различия признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объектных) ценностей применяется категория «потребность». По существу, вся культура человека связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение — своеобразный ключ к понима-

нию истории человеческой культуры. Содержание потребностей в гуманистическом воспитании находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.

Потребности обращены в будущее, вследствие чего они программируют образы жизнедеятельности, побуждающие человека преодолевать условия своего бытия, созидать новые формы жизни. Благодаря своей регулятивной функции, эти качества представляют собой наиболее значимый критерий развития личности, особенно ее нравственного потенциала. Они во многом несут в себе программу этого развития. Именно в такой связи А. С. Макаренко считал, что глубочайший смысл воспитательной работы заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей. Переход от потребности к формированию цели не совершенствуется сам собой. В управлении процессом воспитания в ГУ «Специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы» потребности и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникающих потребностей. Активность проживающих порождается в гуманистическом воспитании не самими потребностями, а противоречиями между ними и существующими условиями бытия субъекта. Именно эти противоречия стимулируют деятельность, заставляя бороться за сохранение или изменение условий. Категория «мотив» в управлении процессом воспитания в ГУ «Специнтернат», таким образом, дополняет и конкретизирует категорию «потребность», выражая отношение субъекта к условиям его жизни и деятельности.

Самые сокровенные моменты личностного Я скрыты в мотивах поступков и поведения людей. Система ценностей в

этой связи может рассматриваться как выраженная в идеальной форме стратегия поведения, а мотивы — как его тактика. Природа мотивов в целом, их сущность, особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны — со стороны «самости».

Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений, ценнностных ори-ентаций, а также обусловливает определение жизненных перспектив. Идеальным моментом в гуманистическом воспитании проживающих с специнтернате является цель, которая, с одной стороны, детерминирована потребностью (степень необходимости и возможности удовлетворения в данных условиях), а с другой — средствами, служащими ее реализации. Средства как бы вызывают цель и результат, поэтому их часто и определяют друг через друга.

В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать, так как эта задача решается на уровне потребностей, и не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, — это уровень действия интересов проживающих, — а то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты мотивации поведения, в которых проявляются самоутверждение и свобода личности. Это и есть ценностные ориентации проживающих, которые затрагивают всю личность, структуру самосознания, личностные потребности. Без них не может быть подлинной самореализации личности. Однако личность, деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек дол-

жен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение им. Свобода личности есть уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации.

Ценностные ориентации в гуманистическом воспитании проживающих в специнтернате отражаются в нравственных ценностях, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс в воспитании и идеализации действительности. Понимание ценностных ориентаций как нравственного идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личностным. Из возникающего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижения такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека. Они отражают совокупность гуманистических ценностей, соответствующих потребностям развития общества и потребностям развивающейся личности. В них проявляется органичное единство ведущих интересов личности и общества, поскольку они концентрированно выражают социальные функции гуманистического мировоззрения. Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов — вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования

личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций и, прежде всего, в воспитании человека.

Нравственные идеалы являются высшим критерием мотивационно-ценност-ного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего взамен.

Проявляясь в действиях, поступках и поведении человека в целом, отношения осуществляют взаимосвязь личности и среды и содержательно определяют сущность направленности личности, со-гласуя и связывая между собой основные феномены субъективности (установки, мотивы, потребности, оценки, эмоции, убеждения, ценностные ориентации и др.). Однако в отношениях личности отражаются не только ее субъективность, но и объективно заданные смыслы, так как в них представлены объективные цели. Объективным моментом отношений личности выступает ее социальное положение, представляющее собой совокупность связей, возникающих в системе рефлекторных межличностных отношений и социально значимой деятельности.

В мотивационно-ценностном отношении личности объектное и субъектное представлено в единстве, определяя ее избирательную направленность как на ценности деятельности, так и на процессы определения в данном воспитании.

Это единство состоит в том, что значимое не оторвано от объективной действительности, не противоречит ей, а возникает на ее основе, отталкивается от реальных возможностей ее изменения, имеющихся функциональных возмож-

ностей человека. Потребности, цели, выходящие за пределы объективных возможностей изменения действительности, выступают как неадекватные.

Мотивационно-ценностные отношения характеризуют гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность. Воспитание проживающих в специнтернате как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием человека в своих конкретных делах и поставленных себе целях и социальной средой.

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают социально-педагогический, психолого-педагогический характер закономерностей. Из этого следует, что вышеуказанные закономерности есть отражение, прежде всего, объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений проживающих с внешним миром. Однако эти отношения опосредованы другими людьми, коллективом, обществом, группами и т. п. В то же время только анализ содержания развивающейся деятельности проживающих может объяснить ведущую роль воспитания, воздействующего на деятельность проживающего, на его отношение к действительности и поэтому определяющего развитие его психики и сознания.

Значимую роль в управлении процессом воспитания в ГУ «Специнтернат» являются закономерности и метаприн-ципы воспитания. Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических метаприн-ципов воспитания — принцип непрерывного общего и профессионального развития личности в специнтернате. Ведущим он является потому, что все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, как и внутренние, и внешние условия их осуществления. Именно в этом смысле гуманизация в социально-педагогическом направлении рассматривается как фактор гармоничного развития личности.

Таким воспитание в специнтернате становится в том случае, если, согласно Л. С. Выготскому, оно ориентировано на зону ближайшего развития. Эта ориентация требует выдвижения таких целей в социальной сфере при работе с данным контингентом, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности проживающих в специнтернате в том или ином возрастном периоде. Сегодня реально дать возможность проживающим овладеть общечеловеческой культурой, на этой основе обеспечить развитие всех сторон личности, учитывая благоприятные субъективные (потребности

личности) и объективные условия, связанные с материальной базой специнтерната кадровым потенциалом во всей социальной сфере. Закономерностью эффективного управления процессом воспитания в специнтернате, связанной с его центрацией на развитие личности, обусловлен и такой принцип, как приро-досообразность воспитания.

Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы Я и ближайшего социума, помогая осознавать глобальные проблемы человечества, почувствовать сопричастность природе и обществу, ответственность за их состояние и развитие.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания — принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, Ф. Э. Дзержинский и др. Современная трактовка принципа культуроспособно-сти предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной куль-

тур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том числе, если в них участвуют исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимость для личности деятельности, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

В управлении процессом воспитания в ГУ «Специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы» важным принципом организации деятельности проживающих является уважение к личности проживающего в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности проживающего. Это две стороны, взаимосвязанные как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Социально-педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная, твердая требовательность предъявляется одинаково ко всем проживающим. Это,

однако, не противоречит тому, что в практической работе социальные работники, психолог, делают требовательность гибкой, индивидуалиризиро-ванной.

Опыт показывает, например, что целесообразно использовать требования в жесткой, категоричной форме по отношению к дисциплинированному проживающему и в мягкой — по отношению к ленивому и безответственному. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни была, не принесет пользы, если она не реалистична, невыполнима, если она не рассчитана на достигнутый заданный уровень развития личности проживающего. У хорошего специалиста-педагога требовательность к проживающим органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В специнтернате приходится иметь дело с проживающими, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, которые нарушают свои права и обязанности, склонны к алкоголизму, неадекватному поведению, пренебрежительно относятся к окружающим и к руководству специнтерната.

Выявляя в проживающих положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, специалисты как бы предвосхищают процесс становления и возвышения личности. Если проживающий овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, то в нем утверждается уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту.

Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи проживающего в развитии и поведении замечают и отмечают специалисты-педагоги, товарищи, коллектив. Воспитание в организации управления процессом воспитания в специнтернате с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: «К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

Большое практическое значение в управлении процессом воспитания в ГУ «Специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы» имеет принцип сочетания прямых и параллельных социально-педагогических действий. Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Сущность и проявления прямого педагогического действия (воздействия) очевидна, в то время как параллельное действие наглядно не представлено. Сущность же его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу, коллектив в целом, специалист искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя специнтерната интересует как будто бы коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.

На фоне социально-педагогических, психолого-педагогических требований к специалистам, работающим в данном коллективе, формируется общественное мнение, которое выполняет регулирующую функцию в системе коллек-

тивных и межличностных отношений. Сила и авторитет общественного мнения тем выше и влиятельнее, чем больше сплочен и организован коллектив проживающих. Формирование же коллектива происходит не стихийно, а под руководством специалистов специнтерната в результате совместных целесообразно организованных коллективных воздействий.

Принципы воспитания в управлении процессом воспитания в ГУ «Специнтернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освобожденных из мест лишения свободы» тесно взаимосвязаны и функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процесса, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности всех служб и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и уменьшение роли других неизбежно приводит к снижению эффективности управления процессом воспитания в специнтернате в целом.

При изолированном рассмотрении действия принципов управления процессом воспитания в ГУ «Специнтернат» не раскрываются его диалектика, взаимодействие и борьба противоположных сил и тенденций в нем. Принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности и постепенности; принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием управляющей роли педагога; принцип прочности и длительности результатов, в свою очередь, предполагает обеспечение сознательности и активности.

V. Kolesov

HUMANISTIC ORIENTATION OF UP BRINGING AT A STATE INSTITUTION «SPECIAL SOCIAL HOUSES FOR INVALIDS AND RETIRED CITIZENS RELEASED AFTER DETENTION»

The burning problems arising in the penitentiary system, as well as in special social houses and rehabilitation centers are discussed. Special attention is paid to the education and bringing up of a special social category, the former imprisoned people. The materials of the article may be used by experts involved in professional activities connected with this social category, in the social houses system, in rehabilitation centers and by everyone interested in the problem both in the practical and theoretical applications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.