Научная статья на тему 'Социально-культурная среда вуза как фактор профессионального становления личности студента (на примере Института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова)'

Социально-культурная среда вуза как фактор профессионального становления личности студента (на примере Института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT / СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЯ / SOCIAL FORMATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Мария Сергеевна

В статье дана характеристика социально-культурной среды Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова. Выделен ряд ее компонентов: ценностно-целевой, предметно-пространственный, информационный, событийный и отношенческий. Описано влияние социально-культурной среды на социальное и профессиональное становление личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristic of social and cultural environment of a higher education institution (using the example of the Institute of Pedagogics and Psychology of Nekrasov Kostroma State University)

The article presents the characteristics of the sociocultural environment of the Institute of Pedagogic and Psychology of Nekrasov Kostroma State University. It describes the impact of the environment on the social and professional development of the individual student. We describe in details the constituent components of the environment.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная среда вуза как фактор профессионального становления личности студента (на примере Института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова)»

Однако созидательная деятельность носит общественный характер, поэтому на первый план выходят межличностные отношения. И в этих условиях реализовать стратегию жизни человек может, лишь будучи субъектом общественных отношений, способным управлять этими отношениями, обладать устойчивым поведением, стилем жизни, образом жизни на основе личной социально значимой идеологии жизни.

Высшим уровнем проявления сущности человека является уровень, когда человек выходит за пределы пространства потенциальной осуществимости собственного жизненного потенциала. Тогда он из субъекта общественных отношений превращается в организатора общественных отношений, становится создателем общественных организаций, руководителем коллективов, лидером.

Решение конкретных воспитательных задач на основе предлагаемой технологии станет завершающим звеном воспроизводства социальности

и формирования устойчивой социально-значимой стратегии жизни воспитанника.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. - М.: Наука, 1977. - 384 с.

3. Барболин М.П. Основы общей методологии. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2007. - 240 с.

4. Колесов В.И. Социально-профессиональное воспитание в системе постпенитенциарной адаптации личности. - СПб: Санкт-Петербургская юридическая академия, 2007. - 295 с.

5. Колесов В.И. Социально-педагогические основы управления воспитанием в системе постпенитенциарной адаптации бывших осужденных. -КГПУ 2005. - 270 с.

УДК 378

Петрова Мария Сергеевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

petrikbog@yandex.ru

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА

КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА (на примере Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова)

В статье дана характеристика социально-культурной среды Института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова. Выделен ряд ее компонентов: ценностно-целевой, предметно-пространственный, информационный, событийный и отношенческий. Описано влияние социально-культурной среды на социальное и профессиональное становление личности студента.

Ключевые слова: студент, социально-культурная среда, социальное становления, профессиональное становление.

В последние годы особо актуальным становится вопрос значимости социально-культурной среды в социальном и профессиональном становлении студенческой молодежи.

Механизмы влияния среды на развитие личности детей и молодежи были предметом исследования ученых различных исторических периодов (Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Я. Корчак, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов и др.) Во многих исследованиях указывается значимая роль окружающей среды на растущего человека, его социализацию, социальное становление.

Социально-культурная среда представляет собой значимое пространство жизнедеятельности, в котором протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие во взаимодействии с другими людьми, общностями, культурными, духовными традициями и ценностями.

В структуру социально-культурной среды входят общественные, материальные, духовные условия, в которых осуществляется социализация и самореализация личности студента. Стоит вос-

принимать социально-культурную среду не только как значимый фактор становления личности, но и как объект педагогического воздействия, в результате чего она становится средством воспитания и пространством личностного развития молодого человека.

Особенности социально-культурной среды вуза во многом влияют на профессиональное становление студента. От ее условий и специфики зависит возможность самореализации студента внутри университетского сообщества профессиональные намерения и карьерные ожидания молодых людей, их социальная успешность.

Социокультурная среда в высшем учебном заведении является результатом целенаправленного воздействия, источником которого выступает руководство образовательной организации. В его задачу входит разработка модели формирования социокультурной среды и ее последовательная реализация в образовательном процессе. Компе-тентностный подход направлен на формирование в обучаемом комплекса индивидуально-личностных и социальных качеств, определяющих его

222

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Петрова М.С., 2016

Социально-культурная среда вуза как фактор профессионального становления личности студента..,

готовность и способность ответственно и продуктивно взаимодействовать в обществе, успешно осуществлять собственное саморазвитие, что во многом зависит от эффективности социокультурной среды [3].

В Институте педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова социально-культурная среда направлена на удовлетворение потребностей и интересов студентов, аспирантов и преподавателей в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями и представляет собой социальное пространство, посредством которого обучающиеся активно включаются в культурные связи общества. При формировании и развитии социокультурной среды можно выделить ряд компонентов: ценностно-целевой, предметно-пространственный, информационный, событийный и отношенческий.

Ценностно-целевой компонент представляет собой совокупность целей, задач, ценностей обучения и воспитания студентов. Основной задачей Института педагогики и психологии является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Декомпозиция целей высшего профессионального образования, отраженных в государственных стандартах, законодательстве, ориентирована на формирование мировоззрения и миропонимания студентов, соответствующего реалиям сегодняшнего дня и современным достижениям науки; организацию самопознания и самореализации молодежи; формирование патриотизма, гражданской позиции, толерантности, коммуникативной и правовой культуры, поведения, адекватного нравственно-этическим принципам и социальным нормам; формирование опыта участия в социально-значимой деятельности; формирование эстетической культуры личности, приобщение к наследию мировой художественной культуры.

Ценностно-целевой компонент социально-культурной среды вуза предполагает формирование общекультурных компетенций у студента в процессе обучения. Вся деятельность в ИПП ориентирована на воспитание у студента гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, эстетических и морально-нравственных норм поведения, профессиональной ответственности и коммуникативной готовности к профессиональной деятельности, уважения общечеловеческих ценностей, развитие творческого мышления.

Отличительной особенностью предметно-пространственного компонента социокультурной среды ИПП является отдаленный корпус с наличием собственной инфраструктуры: библиотека, читаль-

ный зал, компьютерный класс, ресурсный центр, блоки образовательной и социально-педагогической службы, учебные аудитории, актовые залы, музей. Это с одной стороны затрудняет взаимодействие с представителями других структурных подразделений университета, с другой - создает условия для формирования собственной студенческой субкультуры и традиций. На развитие предметно-пространственного компонента оказывают особое влияние внешние связи ИПП с рядом учреждений, общественных объединений города и области. На базе Института проводится областные и общероссийские конкурсы, научно-практические конференции, форумы. В настоящее время Институт педагогики и психологии имеет долгосрочные контакты в различных областях деятельности (оказание учебно-методической и научно-методической работы, прохождение практики студентов, проведение методических обучающих семинаров и др.) с образовательными организациями, учреждениями молодежной сферы, здравоохранения, социальной защиты населения г. Костромы и Костромской области.

Информационный компонент социокультурной среды ИПП является источником получения, хранения, передачи различной информации и включает в себя следующие блоки: ресурсный центр, информационные стенды, сайт, страницы в социальных сетях. С их помощью решаются задачи социально-педагогического и учебно-методического сопровождения образовательного и воспитательного процесса Института педагогики и психологии, информационного обеспечения студентов, аспирантов, преподавателей по различным направлениям. Особое место в оформлении стендовых докладов занимает информация социально-педагогической службы. Наличие стендов с информацией о социальных акциях, деятельности Школы профессионального вожатого, комплексной программе «Палитра фестивалей», социальной защиты студенчества позволяют обучающимся успешней ориентироваться в инфраструктуре ИПП и получать необходимую информацию в короткие сроки в полном объеме.

Событийный компонент представляет собой совокупность мероприятий различного характера (творческие, учебные, научные). Одним из значимых элементов событийного компонента является комплексная программа «Палитра фестивалей», целью которой является социально-педагогическое обеспечение процесса социального творчества студентов. Комплексная программа «Палитра фестивалей» предполагает участие студентов в различных видах творческой деятельности с использованием различных форм ее организации. В зависимости от направления, участие студентов в фестивалях может быть как индивидуальным, групповым, так и коллективным. Главными орга-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

223

низаторами фестивалей становятся сами студенты, тем самым приобретая опыт социального творчества, организаторской деятельности. Преподаватели и специалисты выступают консультантами и координаторами работы. Данная программа реализуется ежегодно и предполагает в течение года определенную логику, динамику внеаудиторной деятельности студентов как чередование периодов отдыха и периодов активной работы фестивалей. Кроме событий в рамках Фестивалей социально-культурная среда ИПП наполнена такими мероприятиями, как праздники на этаже, приуроченным к основным календарным датам.

Отношенческий компонент играет очень важную роль в жизнедеятельности ИПП и представляет собой систему взаимодействий, взаимоответственности студентов, аспирантов и сотрудников. Отношения Института педагогики и психологии строятся во взаимодополняющих видах деятельности: образовательной, научно-исследовательской, социально-педагогической, административно-хозяйственной, методической.

Субъектами целеполагания, планирования и организации различных направлений являются директорат, образовательная, социально-педагогическая и административно-хозяйственные службы, кафедры, координационный совет ИПП, творческие объединения.

Профессиональное становление студента во многом зависит от его участия в управлении образовательной организацией, влиянии на принятие важных решений. Особенности отношенческого компонента социокультурной среды отражаются в деятельности органов студенческого самоуправления. За время существования Института педагогики и психологии сложилась система работы органа студенческого самоуправления - координационного совета, в который входят культорги, профорги, старосты академических групп, представители творческих объединений (организаторы Фестивалей, кураторы «Школы профессионального вожатого, кураторы 1 курса, методисты и др.).

Логика отношений в ИПП строится на горизонтальном и вертикальном уровнях. Студенты входящие в орган самоуправления являются организаторами процессов целеполагания и планирования различных видов деятельности в Институте, обеспечивают взаимодействие академических групп с преподавателями, представляют интересы

сторон. Представители самоуправления в академической группе взаимодействуют с социально-педагогической, образовательной, административно-хозяйственной службами, кафедрами, директоратом, а также со студенческим клубом и профкомом студентов университета.

Таким образом, социокультурная среда ИПП представляет собой условия, созданные для развития личности студента и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.

Конструирование социально-культурной среды напрямую зависит от образовательной и воспитательной программы, специфики взаимодействия администрации и органов студенческого самоуправления вуза. Кроме того, она находит свое отражение в учебных планах, программах, проектах вуза, в организации взаимодействия с внешними партнерами. Социально-культурная среда образовательной организации становится не только условием личностного развития, но и ключевым фактором профессионального становления студентов. Взаимосвязанные компоненты среды создают условия для формирования профессиональной коммуникации, этики взаимодействия будущих специалистов, кроме того, у студентов формируются организаторский и управленческий опыт, умение работать в коллективе. Социально-культурная среда позволяет формировать общекультурные и профессиональные компетенции студентов, а также непосредственно способствует освоению основной образовательной программы.

Библиографический список

1. Петрова М.С. Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 3. - С. 151-153.

2. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: дис. ... д-ра пед. наук. - Кострома, 2008. - 402 с.

3. Филатова М.Н. Конструирование социокультурной среды вуза в условиях компетентностного подхода к образованию: автореф. дис. . д-ра соц. наук. - М., 2012. - 47 с.

224

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.