Научная статья на тему 'Семейная стратегия в подготовке ребенка к обучению в школе'

Семейная стратегия в подготовке ребенка к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
913
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кульчицкая И.Ю.

В статье рассматривается проблема подготовки ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Те основные требования, которые предъявляются к ребенку младшего школьного возраста. Исходя из приоритетности современного общего начального образования, одним из главных аспектов в подготовке ребенка к школе является формирование универсальных учебных действий на этапе преемственности дошкольного и школьного образования. В статье раскрыта роль семьи в подготовке ребенка к обучению в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семейная стратегия в подготовке ребенка к обучению в школе»

СЕМЕЙНАЯ СТРАТЕГИЯ В ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

© Кульчицкая И.Ю.*

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

В статье рассматривается проблема подготовки ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Те основные требования, которые предъявляются к ребенку младшего школьного возраста. Исходя из приоритетности современного общего начального образования, одним из главных аспектов в подготовке ребенка к школе является формирование универсальных учебных действий на этапе преемственности дошкольного и школьного образования. В статье раскрыта роль семьи в подготовке ребенка к обучению в школе.

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В зарубежной психологии такая переориентация нашла отражение в создании новых подходов - деятельностно-ориен-тированном учении и обучении; учении, ориентированном на решении задач (проблем), учении, ориентированном на процесс, т.е. на осознанное овладение самим процессом учения, входящими в его состав действиями, их последовательностью и связями между понятиями; учении в процессе решения задач, имеющим непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни; проектной работе. По сути, происходит переход - от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реального жизни; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

Для того чтобы ребенок мог овладевать всеми новыми знаниями, умениями, навыками, личностными новообразованиями в начальной школе, необходима серьезная подготовка будущего ученика к школьному обучению.

* Доцент кафедры Начального и дошкольного образования, кандидат педагогических наук.

Исследованием подготовки детей к школе занимались ученые под руководством психолога-академика А.В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д.Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

В старшем школьном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» [5].

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Рассмотрению семейной стратегии в подготовке ребенка к обучению в школе и посвящена данная статья.

Семья - первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому необходимо изучить вопрос влияния семьи на подготовку ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.

Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, форми-

рованию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др.

Все начинается с семьи. Варга А.Я. в своей книге «Радости родительских забот» пишет: «Семейная система - это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой» [3]. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться - результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ори-ентаций, которые в ней усваиваются. Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суеты и разнобоя в предъявляемых ему требованиях. Родителям необходимо определить, что нужно требовать от ребенка, точно решить, что он должен делать сам, а чего он делать не должен; что можно ему разрешить, а чего разрешить нельзя. И придерживаться своих требований неукоснительно, и не уступать никаким просьбам, слезам, крикам. Вскоре ребенок поймет, что круг требований родителей для него обязателен, требования неизменны, их надо выполнять.

Чем старше ребенок, тем внимательней следит за постоянством и обоснованностью предъявляемых ему требований. И если отношение к ним складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на требования, предъявляемые школой. Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить детей читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Семья не должна забывать о том, чем питает ум, сердце и душу ребенка [7].

Ко времени поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем развития. Значение общего развития ребенка родители, как правило, хорошо понимают. Они усердно следят, как развивается их ребенок, и делают все возможное, чтобы способствовать этому. Все дети очень любознательны, их интересует все новое, родителям важно не погасить эту искорку интереса к окружающему, неизвестному миру, а поддержать ее своим живым участием. Поэтому родители обязательно должны рассказывать много интересного своему ребенку, читать книги, объяснять различные явления природы, которые привлекают внимание детей, на-

пример, во время прогулок и, тем самым, взрослые способствуют расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересов своего ребенка.

Родители часто спрашивают у воспитателя: «Сколько времени требуется, чтобы подготовить ребенка к школе?» Много - несколько лет, ведь подготовка к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства. Чтобы подготовить ребенка к школе не требуется дополнительного внимания - обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасные результаты, даже если им отводится совсем немного времени [6].

Таким образом, мы видим, что важно не количество времени, уделяемого взрослыми для общения с детьми, а качество общения, смысловое содержание бесед между взрослыми членами семьи и детьми. Однако без соответствующей работы необходимый уровень развития ребенка не будет достигнут. В школе нередко в первом классе встречаются дети, которые свободно владеют речью, обладают необходимым запасом знаний об окружающем, умеют читать, считать, но, в то же время, являются неподготовленными к школьной жизни.

Здесь следует остановиться на личностном компоненте универсальных учебных действий самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания, которые определяют прежде всего личностную готовность ребенка к школьному обучению. Личностная готовность предполагает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Мотивационная готовность определяется сформированностью социальных мотивов (стремление к социально-значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга) и учебных и познавательных мотивов. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных. Сформированность Я-кон-цепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребенком социальных норм выражения чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения, что безусловно ребенок получает в родительской семье. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является развитие высших чувств - нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств («радость познания»), эстетических чувств (чувство прекрасного).

Безусловно, одной из задач стоящих перед родителями является формирование внутренней позиции школьника (Л.И. Божович). Социальная

ситуация развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется, с одной стороны объективным изменением места ребенка в системе социальных отношений, с другой стороны, субъективным отражением этого нового положения в переживаниях и сознании ребенка. Именно неразрывное единство двух этих аспектов определяют перспективы и зону ближайшего развития ребенка в этом переходном периоде. Субъективный аспект социальной ситуации развития - внутренняя позиция ребенка - понятие, введенное Л.И. Божович для обозначения совокупной характеристики той системы внутренних факторов, которая преломляет и опосредствует воздействия среды, определяя формирование у ребенка основных психологических новообразований в этом возрасте. Фактического изменения социальной позиции ребенка недостаточно для изменения направленности и содержания развития, необходимо, чтобы эта новая позиция была принята и осмыслена самим субъектом. Новая социальная позиция должна быть принята ребенком, т.е. должна быть отражена в его внутренней позиции как мотивационно-потребностной системе жизнедеятельности ребенка и обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Только благодаря принятию новой социальной позиции и становится возможной реализация новых потенциальных возможностей развития субъекта, воплощенной в новой социальной ситуации развития ребенка. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, ответственным за динамику освоения ребенком действительности школьной жизни [2].

Развитие мотивов учения является важным показателем сформиро-ванности внутренней позиции школьника. На ступени предшкольного развития старших дошкольников привлекает учение, как серьезная содержательная деятельность, имеющая социальное значение [1]. Решающее значение для формирования мотивационной готовности к обучению имеет развитие познавательной потребности, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новым знаниям и умениям. Произвольность поведения и деятельности обеспечивает такое строение моти-вационной сферы, которое обеспечивает способность ребенка подчинять импульсивные желания сознательно поставленным целям (соподчинение мотивов). Возникают и формируются новые моральные мотивы - чувство долга и ответственности, и родители создают социально-психологические условия для формирования данного вида мотивов [10].

В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению старшего дошкольника. Одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми (родителями).

Следует отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации.

При несформированности адекватности мотивов учения можно прогнозировать неблагоприятный результат успешности обучения и низкую (относительно низкую) успеваемость.

Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого (родителя). Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения [5].

До семи лет ребенок поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано схемой: «захотел - осознал - сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д. Родителя должны стать для своих детей помощниками в данном направлении развития.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе - большие, а в детском садике - только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» - «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» - «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности [4].

Амонашвили Ш.А. обращал внимание родителей на то, что оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от личности ребенка. Демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослые формируют у него тем самым уверенность в себе и стремление к успеху, обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно анализировать свои действия. Уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе позитивного оценивания. Использование этой схемы родителями при оценке деятельности и поведения ребенка старшего дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свое поведение. Проведенные исследования Е.Т. Соколовой и И.Г. Чесновой показали, что у дошкольников, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная самооценка, а в семьях с жестким типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития [9].

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых (родителей), бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии. В других - формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых (родителей), когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка

выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний [8].

Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте - расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире. И родители создают адекватные условия для таких действий.

В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит», «Мне стыдно» и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности («Я это не умею», «У меня так не получится», «Со мной никто не хочет играть»). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии - способности анализировать себя и свою деятельность, в чем на первых порах ему помогают родители -как самые близкие, любящие и мудрые люди [5].

Рассмотрев основные направления подготовки старшего дошкольника к обучению в школе, мы приходим к выводу о серьезном влиянии семьи на личность ребенка. Именно в атмосфере семейного комфорта ребенок наиболее активно адаптируется к новым требованиям и нормам, которые предъявляет ему социальное окружение в течение первых шести лет жизни. Роль родителей, конечно, неоспорима, но стоит актуализировать вопрос повышения психолого-педагогической культуры семьи в рамках современного образовательного пространства.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.

3. Варга Д. Радости родительских забот. - М., 1983.

4. Дмитриева В.Г. Готовимся к школе: Книга для родителей / В.Г. Дмитриева. - М.: Эксмо, 2007. - 352 с.

5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., Педагогика, 1991.

6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999.

7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. - 448 с.

8. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

9. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., Педагогика, 1988.

10. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М.: Педагогика, 1988. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.