Научная статья на тему 'Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема'

Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12045
1019
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терещенко М. Н.

В статье представлены подходы к осуществлению подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе. Приводятся критерии и параметры готовности к обучению в школе, результаты диагностических обследований дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Терещенко М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема»

УДК 371.015 ББК88.840

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

М.Н. Терещенко ЧГПУ

В статье представлены подходы к осуществлению подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе. Приводятся критерии и параметры готовности к обучению в школе, результаты диагностических обследований дошкольников.

Высокие требования к жизни и организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психо-лого-педагогических подходов, нацеленных на метод обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте проблема готовности дошкольников к обучению в школе получает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, исключительно важный и значимый. Однако и внутри одного аспекта существуют и могут быть выделены различные подходы. Учитывая все многообразие ведущихся в данной области исследований, мы выделили четыре основных подхода к этой проблеме. Рассмотрим каждый из них.

К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в психологии и педагогике мощное развитие в связи с вопросом о возможности обучения в школе с более раннего возраста. В исследованиях этого направления установлено: дети 5-6 лет имеют большие, чем предлагалось, интеллектуальные, психические и физические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Работы, которые могут быть отнесены к этому подходу, - это

исследования, выполненные в лаборатории подготовки детей к школе НИИ дошкольного воспитания. Их авторы (Т.В. Тарунгаева; Л.Е. Журова; и др.) убедительно демонстрируют, что путем социальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началам математики и грамоты и тем самым существенно улучшить их подготовку к школьному обучению.

Второй подход заключается в том, что, с одной стороны, определены требования, предъявляемые к ребенку школой, а с другой, исследуется новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу школьного возраста. Л.И. Божович выделяет такие новообразования в психике ребенка, которые соответствуют предъявляемым современной школой требованиям. Так, у ребенка, поступающего в школу, должны бьггь определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться; кроме того, у него должны возникнуть опосредствованная мотивация, самооценка. Совокупность указанных психологических свойств и качеств и составляет, по мнению ученых, работающих в рамках данного направления, психологическую готовность к школьному обучению.

Следует отметить, что школьное обучение и учебная деятельность далеко не однозначные понятия. При современной организации школьной жизни учебная деятельность, как указывают В.В. Давыдов и Д.Б. Элько-нин, складывается далеко не у всех учащихся, и овладение учебной деятельностью зачастую происходит вне рамок школьного обучения, поэтому проблему психологической готовно-

сти к школьному обучению, с нашей точки зрения, следует понимать не как психологическую подготовку к существующим традиционным формам обучения и жизни, а как наличие предпосылок и источников учебной деятельности. Учет названного положения составляет отличительную особенность третьего выделенного подхода. Его суть состоит в том, что в работах, принадлежащих этому направлению, исследуется генезис отдельных компонентов учебной деятельности и выделяются пути их формирования на специально организованных учебных занятиях.

В специальных исследованиях (Т.С. Комарова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова,

О.М. Аншценко) выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работы других детей. Тем самым, по мнению авторов, у детей формировалась психологическая готовность к школьному обучению.

Выявлению единого психологического новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены работы, отнесенные к четвертому подходу. Этому подходу соответствует исследование Д.Б. Эльконина и Е.М. Бохорского. Гипотеза авторов состояла в том, что новообразованием, в котором сконцентрирована суть психологической готовности к школьному обучению, является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. В рамках четвертого подхода выполнено исследование А.А. Венгера и Л.И. Цеханской. В нем мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывалось со способностью овладения общим способом действия в ситуации задачи [3].

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [6].

На основе анализа теоретических представлений относительно возрастных особенностей детей 6-7 лет, социальной ситуации

развития, ведущей деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте было выдвинуто предположение о том, что интеллектуальная, коммуникативная, эмоциональная готовность к школе, а также готовность в сфере самосознания - это тот набор составляющих, уровень развития которых должен быть достаточен для того, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе [1].

По мнению Л.С. Выготского, «...быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира». Н.Н. Гуткина отмечает, что при исследовании интеллекта на предмет готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы, второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения. Эта интеллектуальная операция рассматривается исследователями готовности к школьному обучению как основополагающая характеристика интеллектуальной готовности к школе. Некоторые исследователи выделяют процесс овладения ребенком основными мыслительными операциями (сравнением, анализом, синтезом, обобщением, классификацией, абстрагированием) в качестве наиболее информативного показателя готовности к школе [2, с. 372].

Второй компонент готовности ребенка к обучению в школе - готовность в сфере самосознания. Под самосознанием подразумевается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Представления о себе включают когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. Когнитивный компонент представлен процессами самопознания, в результате которых рождается знание о себе - образ своих качеств, внешних особенностей, способностей, возможностей, умений, социальной значимости и т.д. Эмоциональноценностное отношение к себе составляет эмоциональные переживания, в которых отражается отношение личности к тому, что она де-

Педагогика гуманно ориентированного образования

лает, узнает, понимает. Оно может протекать в виде непосредственных эмоциональных реакций и в виде оценочных суждений.

Одним из важных компонентов самосознания является самооценка. Самооценка -оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка - достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которые проходят различные этапы, и находятся на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Всякая самооценка - это единство рационального и эмоционального компонентов. Происходит развитие эмоционально-ценностного отношения к себе. В большей степени оно зависит от развития эмоциональной сферы ребенка. На основе общего эмоционального опыта у ребенка и формируется эмоционально-ценностное отношение к себе. Самооценку нельзя напрямую связать с успешностью обучения в школе, однако имеются экспериментальные данные, подтверждающие то, что отношение ребенка к самому себе связано с успешностью обучения в школе.

Также важным является коммуникативный аспект готовности ребенка к обучению в школе. Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина). В психолого-педагогичес-кой литературе сделаны попытки определить основные компоненты, наиболее полно характеризующие коммуникативную готовность детей к школе. Так, Е.Е. Кравцова считает, что основными критериями готовности к школе является общение с взрослым, взаимодействие со сверстниками, так как эти компоненты создают, по терминологии Л.С. Выготского, «социальную ситуацию развития», в которой развивается и меняется ребенок, а также отношение ребенка к самому себе [2]. Не во всех образовательных программах и не в полном объеме отражены разделы, направления, отвечающие за коммуникативную готовность ребенка к школе, хотя специальные психологические исследования убедительно показали, что одним из важнейших условий подготовки детей к школе является обучение их взаимодействию друг с другом и с взрослым. При этом было установлено, что коммуникативная готовность к обучению в школе не возникает сама по себе и не формируется на традиционных занятиях. Необходима спе-

циальная работа, направленная на обучение детей взаимодействию друг с другом.

Четвертый компонент готовности к обучению в школе - личностная готовность. Личностная готовность включает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции (положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей) и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности подчинять свое поведение законам детских групп, готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что требует сформиро-ванности иерархической системы мотивов.

Личностная готовность предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу обучения в школе у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. У детей формируется произвольность как способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью [4].

На базе дошкольных образовательных учреждений нами был проведен эксперимент по определению уровня готовности детей к обучению в школе. В процессе психологической диагностики определения готовности к школьному обучению было обследовано 143 ребенка по методике «Определение готовности к школьному обучению» (авторы

Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев) [5]. Обобщение результатов диагностики уровня готовности детей к обучению в школе позволяет сделать вывод о достаточной готовности выпускников 2006 года к школьному обучению: 68,2% имеют высокий, 19,6% средний и 12,2% низкий уровень интеллектуальной готовности, при этом лишь 19,6% детей имеют высокий уровень мотивационной готовности, 31,8% имеют устойчивую мотивационную готовность, у 48,6% детей был выявлен низкий уровень мотивационной готовности к школьному обучению. У детей в структуре мотивации преобладает мотив общения, они

ориентированы на общение с товарищами, а не на учебную деятельность, у некоторых детей преобладает игровой мотив, это свидетельствует о том, что еще не произошла смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Дети со средним и высоким уровнем интеллектуальной готовности к обучению в школе отмечают:

- хорошие знания об окружающем мире в рамках программы в соответствии с возрастными требованиями, наличие дополнительных знаний в данной области;

- отличаются готовностью и легкостью приобретения новых знаний;

- умело используют опыт предыдущего обучения, т.е. имеющиеся умения, знания, навыки;

- умение налаживать контакт с взрослыми;

- умение применять силу воли при выполнении трудных заданий и не бросать задания, не выполнив его до конца.

Причиной слабой подготовки к обучению в школе послужили:

- слабость сформированное™ начальных представлений об основных закономерностях, существующих в мире, причинах различных явлений в социальной области;

- не умение фиксировать явления в памяти, выделять причинно-следственные отношения и связи, в которые включено то или иное событие;

- сложность абстрагирования при выполнении простейших арифметических операций, трудность оперирования числовым материалом;

- слабая речевая активность при пересказе;

- преобладание игрового мотива.

На основании нашего исследования можно утверждать, что дети хорошо подготовлены в интеллектуальном плане, но педагогам в ДОУ следует обратить внимание на мотивационную готовность. В евши с вышеизложенным, можно констатировать, что готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, что у него уже к моменту поступления в школу складываются психологические черты, кото-

рые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. Итогом же развития ребенка в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематическому обучению. К таким предпосылкам относится, прежде всего, желание стать школьником, выполнять учебную деятельность. Такое желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с кризисом развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра.

Литература

1. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к

школе / Л.А. Венгер; под ред. Т.Д. Марццнков-ская. - М.: Знание, 1994. -192 с. Г

2. Выготский, Л. С. Кризис семи лет: Собрание сочинений: в б т. / Л. С. Выготский. — М: Просвещение, 1984. - Т. 4.- 486с.

3. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. -152 с.

4. Рябыгиева, Е.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: методическое пособие для воспитателей детских садов, психологов, методистов, учителей начальных классов и родителей / Е.В. Рябышева. - Челябинск: Образование, 2002. -116 с.

5. Мельникова, Н.Н. Методика диагностики готовности к школе /Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, О.Б. Елагина - Челябинск: Образование, 2000. - 49 с.

6. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы: метод, пособие/ИВ. Дубровина, АД. Андреева, Т.В. Вохмянина и др.; под ред. ИВ. Дубровиной.

- 5-е изд. - М: Издательский центр «Академия», 1999. -118 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.