Научная статья на тему 'Возможности формирования предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школе'

Возможности формирования предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
563
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / СУБЪЕКТ ТРУДА / PRESCHOOL AGE / LABOUR ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL / THE SUBJECT OF WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Истратова Оксана Николаевна, Кузнецова Татьяна Сергеевна

Обсуждается вопрос возможности развития ребенка как потенциального субъекта труда на ранних стадиях онтогенеза – в дошкольном возрасте. Проанализированы структура и особенности трудовой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста. Отмечена роль взрослого в формировании адекватной трудовой мотивации ребенка. Выделены компоненты психологической готовности ребенка к школе (интеллектуальный, личностный, социальный, эмоциональной) и определена возможность использования потенциала трудовой деятельности в формировании отдельных компонентов готовности ребенка к школьному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of formation of preconditions of qualities of the subject of work by preparation of the child for school

In an article the question of possibility of development of the child as potential subject of work at early stages of ontogenesis at preschool age is discussed. The structure and features of labour activity of the child of the senior preschool age are analiesed. The role of the adult in formation of adequate labour motivation of the child is noted. Components of psychological readiness of the child to school (intellectual, personal, social, emotional) are allocated and possibility of use of potential of labour activity in formation of separate components of readiness of the child to school training is defined.

Текст научной работы на тему «Возможности формирования предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школе»

УДК 159.922.8

О.Н. Истратова, Т.С. Кузнецова ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК КАЧЕСТВ СУБЪЕКТА ТРУДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Обсуждается вопрос возможности развития ребенка как потенциального субъекта труда на ранних стадиях онтогенеза - в дошкольном возрасте. Проанализированы структура и особенности трудовой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста. Отмечена роль взрослого в формировании адекватной трудовой мотивации ребенка. Выделены компоненты психологической готовности ребенка к школе (интеллектуальный, личностный, социальный, эмоциональной) и определена возможность использования потенциала трудовой деятельности в формировании отдельных компонентов готовности ребенка к школьному обучению.

Дошкольный возраст; трудовая деятельность; психологическая готовность к школе; субъект труда.

O.N. Istratova, T.S. Kuznetsova

POSSIBILITIES OF FORMATION OF PRECONDITIONS OF QUALITIES OF THE SUBJECT OF WORK BY PREPARATION OF THE CHILD FOR SCHOOL

In an article the question of possibility of development of the child as potential subject of work at early stages of ontogenesis - at preschool age is discussed. The structure and features of labour activity of the child of the senior preschool age are analiesed. The role of the adult in formation of adequate labour motivation of the child is noted. Components of psychological readiness of the child to school (intellectual, personal, social, emotional) are allocated and possibility of use of potential of labour activity in formation of separate components of readiness of the child to school training is defined.

Preschool age; labour activity; psychological readiness for school; the subject of work.

Дошкольный возраст - важный этап в развитии как психических, так и личностных качеств растущего человека. За 3-4 года этого периода ребенок проходит сложный и динамичный путь развития. К семи годам, на пороге школьной жизни это фактически сложившаяся личность со своими мотивами, которые теперь не только регулируют его поведение с точки зрения собственных желаний, но и согласно общественным нормам и правилам. Он отдает себе отчет в том, какое место среди людей занимает, и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Дошкольник уже ориентируется в семейнородственных отношениях и умеет занять соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Игровая деятельность, ведущая в этом возрасте, дает начало следующим видам деятельности, которые займут свое доминирующее положение в более поздних возрастах: учебной и трудовой.

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте или, как часто ее называют, элементарный труд, существует в следующих формах [4]:

♦ самообслуживание;

♦ изготовление поделок;

♦ выполнений поручений взрослого;

♦ дежурство;

♦ общий и совместный труд, где результат труда зависит от вклада каждого ребенка;

♦ коллективный труд, где к совместному характеру труда добавляется организация ситуаций, требующих взаимопомощи, поддержки, общей ответственности за результат.

Как и любая другая деятельность, трудовая деятельность дошкольников имеет слою структуру: цель, мотивы, трудовые действия, результат, его оценка.

Старшие дошкольники способны удерживать цель и следовать ей на протяжении всего процесса достижения результата. Однако это характерно только для хорошо знакомых ребенку видов деятельности (самообслуживание, уборка). Достаточно развитый уровень произвольности поведения способствует целенаправленности в трудовой деятельности у дошкольников. При осуществлении трудовой деятельности дошкольниками важно не только то, что и как делает ребенок, но и ради чего. Мотивы труда в дошкольном возрасте могут быть самые различные: это и похвала взрослого, и самоутверждение, и желание чему-то научиться, и стремление оказать помощь. К сожалению, среди современных дошкольников стал заметен мотив получения материальной выгоды за труд. Так известный отечественный психолог Е.А. Климов приводит следующий пример из зарисовки учительницы о третьеклассниках: «Во время экскурсии на сельскохозяйственное предприятие ребята захотели бескорыстно помочь взрослым работникам, вручную убирающим свеклу в междурядьях фруктового сада. «Я разрешила им, рассказывает учительница, и сама показала, как надо копать свеклу. Все ребята с воодушевлением принялись за работу. Каково же было мое удивление и недоумение, когда я увидела, что один мальчик спокойно сидит под деревом и «от нечего делать» дергает травку!

Я его спросила:

- Тима, что с тобой, ты нездоров?

- Почему? отвечает Тима вопросом на мой вопрос. Я здоров.

- Почему же ты не работаешь?

- А зачем работать бесплатно?» [цит. по:3, с. 204].

Данный пример подчеркивает большую роль взрослого в организации элементарного детского труда и воспитании мотивов трудового поведения. Ведь именно моральная мотивация определяет развитие личностных качеств.

Трудовые действия формируются из предметных и орудийных, которые, в свою очередь, активно развиваются еще с раннего детства в непосредственном взаимодействии со взрослым. Постепенно формируются и элементарные трудовые умения (подметать, мыть посуду и др.).

Результат своей деятельности видят все дошкольники, однако только для 6-7летних детей характерна направленность деятельности именно на результат, а не на процесс. Старшие дошкольники более критичны и в оценке результата своего труда, так как, в силу возраста, способны его соотнести с требованием.

Несмотря на достаточно сформированные компоненты трудовой деятельности в дошкольном возрасте многие психологи не склонны говорить о ее оформлении в полном смысле слова [4, 5, 6]. Так наибольшее значение в развитии элементарного труда в этом возрасте, по мнению многих психологов, имеет именно стремление ребенка помочь, а не тот реальный результат, которого он достиг. За счет сформированности только элементарных трудовых умений, ребенок в целом не может выполнить взрослую деятельность идеально: подмести пол, помыть посуду и др. Поэтому часто взрослый (например, мама, няня в детском саду) говорит: «Мне легче сделать самой, чем потом переделывать результаты такой «помощи»», тем самым «убивая» ростки как трудовой мотивации, так и мотивации помощи вообще. При этом старшие должны понимать, что стремление оказать помощь взрослому, выполнять (даже не в полной мере) «взрослую» работу - одна из характерных черт детства в стремлении стать взрослым.

К семи годам ребенок «вырастает» из игры, которая все дошкольное детство ориентировала его в мире человеческих отношений (семейных, профессиональных и др.) и теперь воспринимается им как «забава для маленьких». В своем стремлении к взрослости ребенок начинает понимать, что участвовать в трудовой и общественной жизни «наравне» со взрослым в современных условиях он не может. Однако он видит, как ценится взрослыми новая для него деятельность - учебная. Однако и к ней современное образование предъявляет довольно высокие требования для будущего первоклассника.

К сожалению, в современной системе образования смещены акценты в работе с детьми в подготовке их школьной жизни: в силу вступают все новые и новые законы об образовании, реформируется сама система образования, процесс преподавания совершенствуется, и к детям предъявляются все новые и новые требования. Современный первоклассник при поступлении в школу должен уметь то, что его предшественники определенное количество лет назад постигали непосредственно после поступления в образовательное учреждение. Прогресс не стоит на месте, времена меняются. Техническое оснащение процесса обучения детей также несет в себе все новые требования, предъявляемые детям. Ребенок, поступая в школу, должен быть к ней готов. Однако под школьной готовностью зачастую понимается в основном набор навыков: чтение, счет, письмо и т.д., то есть внимание уделяется лишь интеллектуальной готовности ребенка к школе. Однако в последние годы, среди родителей и педагогов отмечается тенденция использования термина «психологической готовности» к школе, в основе которой находится не только определенный уровень развития мыслительной деятельности, но и определенная степень сформи-рованности познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника [1].

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший фундамент - залог надежности и качества будущей постройки [2].

Многие авторы выделяют в структуре психологической готовности различные компоненты. Так, например, В.Ф. Виноградова, Л.И. Божович, О.М. Ушакова в структуре готовности детей к обучению в школе выделяют следующее [7].

1. Личностную готовность. Включает в себя формирование новой социальной позиции, выражается в отношении ребенка к деятельности, к другим людям, к самому себе; сюда входит и определенный уровень мотивационной и эмоциональноволевой сферы.

2. Интеллектуальную готовность. Предполагает наличие у ребенка устойчивого внимания, дифференцированного восприятия, логического запоминания, словесно-логических операций, произвольности и интеллектуальной активности.

3. Социальную готовность. Включает в себя формирование коммуникативной активности.

4. Эмоциональную готовность. Включает эмоциональную устойчивость, способность к эмоциональным переживания и анализу эмоций, их адекватности и способности к регуляции.

С точки зрения различных авторов (Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер и Л.И. Це-ханская) предпосылками психологической готовности ребенка к школе является умение ориентироваться, подчинять свои действия заданным правилам, выполнять инструкции взрослого, а также умение слушать.

Психологическая готовность к школе - это, как уже отмечалось, тот фундамент, на котором основывается дальнейшее обучение, развитие ребенка в школе. В связи с этим детей-дошкольников перед школой подвергают различного рода тестированиям, для определения уровня той самой психологической готовности. Следствием этого является открытие разнообразных курсов, групп и школ раннего развития. Стоит отметить, что зачастую при подготовке детей к обучению в школе основное внимание, как педагогов, так и родителей, уделяется развитию познавательной сферы без достаточного учета огромного потенциала значимых для ребенка дошкольных видов деятельности (игра, элементарный труд, рисование, восприятие сказки и др.).

Определенный пессимизм среди некоторых специалистов отмечает Е.А. Климов относительно возможностей развития у ребенка качеств потенциального субъекта труда: «Можно предвидеть отрицательную эмоциональную реакцию некоторых специалистов по вопросам детства на истолкование ребенка как возможного субъекта труда. Основной довод «Не лишайте ребенка детства, пусть поиграет!». С понятием «труд» часто почему-то связывают чуть ли не одну лишь переноску тяжестей. На самом деле до банальности общеизвестным фактом является то, что дети, осваивая произвольное поведение, как раз тянутся к воспроизведению действий и деятельности взрослых, а в дошкольном возрасте начинают играть именно «во взрослых» - во врача, в шофера, в продавца, в машиниста подъемного крана и т.д. И в этом состоит важное условие и общее направление их психического развития» [3. С. 203].

Ориентировка работников образования в подготовке ребенка к школе за счет внедрения новых форм обучения, различных технологий формирования навыков чтения, письма, счета, «иногда заслоняет в сознании работников дошкольного дела важную, но более отдаленную цель - воспитание человека как субъекта труда» [3. С. 206].

Проведенный нами анализ компонентов психологической готовности ребенка к школе позволил нам сформулировать некоторые направления развития качеств ребенка-дошкольника как потенциального субъекта труда в контексте его подготовки к школьному обучению и развития предпосылок учебной деятельности в условиях трудового воспитания и специально организованной психологопедагогической развивающей работы с детьми.

Обучение в школе потребует от ребенка больших волевых и физических усилий, умения добросовестно и ответственно выполнять задания, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Все эти навыки успешно прививаются в дошкольном возрасте.

Формирование мотивационного (личностного) компонента психологической готовности к школе возможно в контексте развития мотивов трудовой деятельности (трудиться ради достижения положительного результата, с пользой для себя и для других людей). Упражнения в достижении положительного результата в труде как ведущий метод воспитания детей (спокойно переделывать плохо выполненную работу, стараться дорабатывать детали не спеша, тщательно и аккуратно и т.д.) может применяться как педагогами, так и психологами в коррекционноразвивающей работе с дошкольниками.

Развитие интеллектуального компонента готовности к школьному обучению возможно через приучение к умственному труду (решение логических задач, задач-головоломок, задач-шуток, поиск ответа на интересующий вопрос в книге, изготовление поделок и последующий анализ процесса работы). Экспериментирование и опыты как средство умственного воспитания в труде, формирование интереса к мыслительному процессу и чувства удовлетворения от самостоятельно найденного решения также рассматриваются психологами и педагогами как формы развития интеллектуальной готовности ребенка к школе [4].

Социальная готовность ребенка к школе может быть рассмотрена в контексте развития необходимых навыков общения у ребенка при переходе на новую социальную позицию - позицию школьника. Совместная деятельность, в том числе и учебная, и трудовая, требует развития важных коммуникативных качеств у ребенка: эмпатии, сотрудничества, взаимопомощи. Анализ возрастных особенностей процесса общения детей в предшкольном и младшем школьного периодах показывает необходимость развития навыков общения дошкольников при подготовке к школе, важность коммуникативной готовности воспитанников к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе. Сама ситуация школьного обучения, включающая в себя все компоненты структуры общения и сформирован-ность всех элементов процесса общения, несет в себе необходимость для первоклассника контроля своего поведения на основе элементарного анализа обратной связи и степени восприятия партнеров, достаточного для успешного освоения школьной программы. Новые типы общения ребёнка со взрослым и сверстниками играют немаловажную роль для последующего обучения детей в школе, так как дети переходят на более высокий уровень взаимоотношений, который сопровождается деловым общением и является важнейшим компонентом учебной деятельности -принятием учебной задачи и возможности усвоения ребёнком общих способов её решения. Таким образом, овладев новыми формами общения, ребёнок может сознательно организовывать свою деятельность, строить взаимоотношения с окружающими, что является необходимым условием успешного обучения в школе.

Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации. Коммуникативная готовность воспитанников ДОУ играет немаловажную роль для успешного перехода к самостоятельной школьной жизни, является целью, условием и результатом эффективного педагогического взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса. Организация совместного дежурства, выполнений поручений по подгруппам, как некоторых форм элементарного труда, может стать продуктивным направлением в развитии данного компонента готовности ребенка к школе и его самого как потенциального субъекта труда.

Таким образом, рассмотрение особенностей трудовой деятельности дошкольников, современного состояния проблемы психологической готовности к школе, позволяет нам планировать коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста с использованием всего потенциала именно детских возможностей в их деятельности, развивая, к тому же, субъектные качества уже на ранних стадиях онтогенеза.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: АСТ, 1995.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., МГУ, 1996. - 64 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 304 с.

4. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др. / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 192 с.

5. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.

7. Ушакова О.М. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9.

Статью рекомендовал к опубликованию д.мед.н., профессор Б.И. Марченко.

Истратова Оксана Николаевна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: oksana-istratova@yandex.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, ГСП 17А; тел.: 88634312016; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; доцент.

Кузнецова Татьяна Сергеевна - e-mail: toga83@mail.ru; кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; магистрант.

Istratova Oksana Nikolaevna - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: oksana-istratova@yandex.ru; GSP 17A, 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634312016; the department of psychology and safety of existence; associate professor.

Kuznetsova Tatyana - e-mail: toga83@mail.ru; the department of psychology and safety of existence; undergraduate (student).

УДК 81.95.57

М.В. Картавенко

МЕТОДОЛОГИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧАЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Представлена методология эргономической оценки различных прикладных программ в области информационной безопасности. Предлагается модульный подход к построению методологий для оценки конкретного программного обеспечения и выбора соответствующих метрик. Описанная в статье методология может использоваться для оценки персональных и корпоративных антивирусов, сетевых экранов, систем защиты от утечек и т. д. Полученные результаты могут быть использованы для сравнительного тестирования приложений или формулирования предложений по доработке пользовательского интерфейса приложений с целью увеличения удобства их использования.

Эргономичность; метрики; антивирус.

M.V. Kartavenko METHODOLOGY OF SOFTWARE ERGONOMIC EVALUTION IN INFORMATION SECURITY AREA

Methodology of applied software ergonomic evaluation in information security area is enlighted in the article. It is proposed a modular approach to construction of methodologies for the evaluation of specific software and selection of appropriate metrics. The methodology can be used to evaluate the personal and corporate antivirus, firewalls, security systems against leaks, etc. The obtained results can be used for comparative testing of applications or the formulation of proposals for the revised user interface of applications to increase their usability by users.

Ergonomics; metrics; antivirus.

Новые вызовы в области информационной безопасности приводят к тому, что увеличивается сложность специализированного программного обеспечения, решающего эти задачи и усложняются реализуемые в программах алгоритмы. В свою очередь это увеличивает требования к такому параметру, как удобство использования, или эргономичность. В персональных продуктах (например, антивирусах) большое значение имеют средства обучения, позволяющие пользователям быстро осваивать продукт и понимать реализованные в нем функции. Для корпоративных продуктов важным параметром является цена ошибки, которая может привести к остановке работы компании (например, при заражении компьютеров в сети вирусом) или потери финансов (например, при утечке информации). Предла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.