Научная статья на тему 'Россия и Иран: попытки реализации новых стратегических планов на каспийско-центральноазиатском нефтегазовом поле'

Россия и Иран: попытки реализации новых стратегических планов на каспийско-центральноазиатском нефтегазовом поле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРКМЕНИСТАН / ТРАНСКАСПИЯ / ШЕЛЬФ КАСПИЙСКОГО МОРЯ / ИРАН / "ГАЗПРОМА" / "ТУРКМЕНГАЗ" / "УЗБЕКНЕФТЕГАЗ" / "КАЗМУНАЙГАЗ" / АЗЕРБАЙДЖАН / ГНКАР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махмудов Рустам

События 2008 года на рынке углеводородов стран Каспийского бассейна и Центральной Азии наглядно демонстрируют тенденцию к поиску ключевыми региональными и мировыми геополитическими игроками новых вариантов действий, которые в идеале позволят им перехватить стратегическую инициативу в конкуренции за доступ к добыче, транспортировке и закупкам нефти и газа. При этом следует особо выделить ряд оригинальных предложений и конкретных мер, принятых в первую очередь Россией и Ираном, способных вывести соперничество в энергетическом секторе региона на принципиально более высокий уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и Иран: попытки реализации новых стратегических планов на каспийско-центральноазиатском нефтегазовом поле»

РОССИЯ И ИРАН:

ПОПЫТКИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЛАНОВ НА КАСПИЙСКО-ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОМ НЕФТЕГАЗОВОМ ПОЛЕ

Рустам МАХМУДОВ

независимый исследователь (Ташкент, Узбекистан)

События 2008 года на рынке углеводородов стран Каспийского бассейна и Центральной Азии наглядно демонстрируют тенденцию к поиску ключевыми региональными и мировыми геополитическими игроками новых вариантов

действий, которые в идеале позволят им перехватить стратегическую инициативу в конкуренции за доступ к добыче, транспортировке и закупкам нефти и газа. При этом следует особо выделить ряд оригинальных предложений и конкретных мер,

принятых в первую очередь Россией и Ираном, способных вывести соперничество в

энергетическом секторе региона на принципиально более высокий уровень.

Ценовые игры России на рынке государств Центральной Азии

К концу 2007 года ситуация на рынке природного газа стран Центральной Азии развивалась довольно динамично. Этот динамизм ей придал приход к власти в Туркменистане нового президента Г. Бердымухаммедова, который сразу же продемонстрировал стремление вывести республику из внешнеполитической летаргии. Для этого он выбрал ставший уже традиционным инструмент национальной политики — активизацию контактов с внешними игроками относительно вопросов прокладки магистралей по всем возможным направлениям и продажи газа. В частности, Ашхабад инициировал многочисленные связи с европейскими и американскими дипломатами по поводу реализации прозападного Транскаспийского газопровода. Кроме того, Г. Бердымухаммедов подтвердил договоренности с Пекином предыдущего президента С. Ниязова о строительстве магистрали Туркменистан — Китай.

Это, безусловно, вызвало обеспокоенность Москвы, для которой наметились перспективы серьезного ослабления ее доминирующих позиций в транзите и закупке природного газа из Туркменистана. Кремль сразу же сделал превентивный ход против Транскас-пия. Так, в мае Россия инициировала рассмотрение проекта соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода, которое его участники подписали в декабре. Эта магистраль рассчитана на прокачку 20 млрд куб. м газа в год, и ее планируют ввести в эксплуатацию не позднее 2010-го. Данный проект призван продемонстрировать Западу твердость намерений РФ защищать свои доминирующие позиции в регионе и серьезность планов по включению в возможную конкуренцию за туркменские газовые месторождения на шельфе Каспийского моря.

Однако более серьезная проблема, вставшая перед Россией, — инициированный Китаем рост цен на туркменское голубое топливо. По некоторым данным, Пекин предложил Ашхабаду 195 долл. за 1 тыс. куб. м, что делало КНР более привлекательным покупателем, нежели Россия. Для Москвы появление мощного платежеспособного конкурента, обладающего огромным потенциалом роста внутреннего рынка потребления голубого топлива, не только создавало угрозу 25-летнему соглашению «Газпрома» с Туркменистаном, но и ставило ее перед фактом резкого расширения в будущем китайского геополитического влияния в ЦА. В этой связи именно зондаж вариантов решения центральноазиатской ценовой дилеммы стал основной стратегической целью России и «Газпрома» в 2008 году.

Первый шаг в этом направлении был сделан 11 марта, когда в Москве состоялась встреча с участием председателя правления «Газпрома» А. Миллера, президента НК «КазМунайГаз» У. Карабалина, руководителя НХК «Узбекнефтегаз» Н. Ахмедова и главы ГК «Туркменгаз» Я. Какаева. Согласно информации пресс-службы «Газпрома», на этой встрече они заявили, что «исходя из интересов национальных экономик, учитывая международные обязательства по обеспечению надежных и бесперебойных поставок энергоносителей, с 2009 года продажа природного газа будет осуществляться по европейским ценам»1.

1 Об итогах рабочей встречи Алексея Миллера и руководителей газовых компаний Казахстана, Узбекистана и Туркменистана см.: [www.gazprom.ru], 11 марта 2008.

Для аналитических кругов согласие «Газпрома» на обсуждение подобного вопроса стало во многом неожиданным, так как уже много лет российский концерн покупал центральноазиатский газ по ценам значительно ниже мировых и старался придерживаться этой политики. Хотя все же шаги «Газпрома» по поэтапному повышению закупочных цен, осуществленные им в последние годы, ясно давали понять, что российская компания начинает трезво оценивать ситуацию на центральноазиатском энергетическом рынке, где другие игроки уже не только выказывают намерение стать покупателями, но и приступают к реализации крупных проектов.

К дополнительным аргументам в пользу начала рассмотрения «Г азпромом» новой ценовой политики в ЦА относится и выгодная конъюнктура, сложившаяся на европейском рынке голубого топлива. В этой связи интерес представляет прозвучавшая фраза на уже упомянутой встрече в Москве о продаже центральноазиатского газа по «европейским ценам», что может привести к изменению раскладок в конкуренции на энергетическом рынке региона. На момент встречи средние цены «Газпрома» для европейских потребителей составляли 360 долл. за 1 тыс. куб. м, однако уже в июне они заметно выросли.

Как заявил глава «Газпрома» А. Миллер на Ежегодном общем собрании Европейского делового конгресса, «еще совсем недавно — на собрании ЕДК в Париже мы называли прогноз цены газа в Европе на уровне 400 долл. за 1 тыс. куб. м к концу 2008 года. Однако даже «Газпром» обладая подробнейшей информацией о газовых рынках, недооценил потенциал роста цен. Уже сегодня средняя цена наших поставок в Европе достигла 410 долл.»2

Исходя из этого, можно предположить, что закупочная цена на центральноазиатский газ составит 200—300 долл. за 1 тыс. куб. м за вычетом платы за транзит по территории России. К примеру, в декабре 2007 года между «Газпромом» и Ашхабадом было достигнуто соглашение о том, что цена на голубое топливо, приобретаемое «Газпромом» у Туркменистана, составит в первом полугодии 2008 года до 130 долл. за 1 тыс. куб. м, во втором — до 150 долл.

Какие стратегические дивиденды может получить Москва от «игры на повышение»? Проникновение Пекина на газовый рынок Ашхабада вряд ли приостановится, так как реализация проекта трубопровода Туркменистан — Китай уже началась. Но «Газпром» может получить определенные выгоды на другом направлении. Речь идет в первую очередь о поставках российского газа из Сибири в КНР. На это ориентирован проект магистрали «Алтай», по которой в рамках состоявшегося 21—22 марта 2006 года официального визита В. Путина в Китай «Газпромом» и CNPC подписали Протокол о поставках природного газа.

На первом этапе газопровод будет поставлять 30 млрд куб. м газа в год. Это связано с близостью месторождений Западной Сибири к действующей газовой инфраструктуре, что позволит начать поставки в более короткие сроки (к 2011 году) до Синьцзян-Уйгурс-кого автономного района КНР, где российский газ вольется в китайский трубопровод «Запад — Восток», то есть до Шанхая. Общая протяженность газопровода «Алтай» — 2 800 км, стоимость — свыше 10 млрд долл. Сегодня главная проблема его реализации состоит в наличии сложностей в переговорах между Пекином и Москвой о цене на российский газ. «Газпром» предлагает модель, принятую в Европе, которая при высоких ценах на нефть и нефтепродукты гарантирует высокую стоимость газа. КНР против подобного расклада и предлагает привязать цены на голубое топливо к стоимости дешевого китайского угля, или же фиксированную цену в 100—120 долл. на российско-китайской грани-

2 Выступление Алексея Миллера на брифинге для прессы в рамках 11-го Ежегодного общего собрания Европейского делового конгресса [www.gazprom.ru], 10 июня 2008.

це. При этом Пекин часто использует тот аргумент, что в качестве альтернативы может найти дешевый газ в Центральной Азии.

Таким образом, прощупывая вариант провоцирования в ЦА игры на повышение цен, «Газпром» может создать в регионе ситуацию с дорогим газом, стоимость которого будет на одном уровне с ценой на западносибирское голубое топливо. Не исключено, в расчет принимается и то, что возможности республик Центральной Азии по продаже своего природного газа и обеспечению потребностей импортеров из стран СНГ, Европы и Азии все же небезграничны, то есть рано или поздно Пекин будет вынужден обратиться к дорогому российскому газу.

РФ оказывает психологическое давление и на других игроков — ЕС и США. Если цены на центральноазиатский газ будут в диапазоне 200—300 долл., то европейцы и американцы столкнутся с принципиально иной, невыгодной для них ситуацией на рынке ЦА. Ранее Запад апеллировал к тому, что Россия покупает центральноазиатский газ по заниженной цене, что дает основание ставить вопрос о целесообразности сооружения Транскаспийского газопровода. Однако сам факт обсуждения РФ и странами ЦА вопроса о повышении цен на голубое топливо ставит перед ЕС и США непростой вопрос: «Какую цену они готовы предложить для перетягивания газовых потоков из региона на Запад?»

Западным игрокам будет довольно сложно найти адекватный ответ, особенно на фоне существующих рисков с неопределенностью по туркменским запасам и конкуренции со стороны России и Китая, уже имеющих функционирующие трубопроводы или заключенные соглашения о прокладке новых газовых магистралей.

Рассматривая вопрос повышения цен на газ из ЦА, необходимо отметить, что влияние этого фактора будет не только ощущаться на геополитическом раскладе сил в регионе, но и затронет некоторые другие зоны геополитического соперничества сторон, в частности Украину. Сегодня Киев покупает центральноазиатское голубое топливо у «Газпрома» по 179,5 долл. за 1 тыс. куб. м, а российское — по 314,6 долл. Еще свежи в памяти перипетии украино-российского спора, когда на переговорах с Москвой Киев жестко торговался за каждый доллар, так как с этим вопросом напрямую связаны перспективы развития украинской экономики и ее конкурентоспособности. В случае резкого повышения цены на газ из ЦА, перед экономикой и прозападными «оранжевыми» властями Украины откроется невеселое будущее. Не исключено, теоретически это может внести некоторые коррективы в развитие геополитической ситуации в Украине.

Москва уже обозначила ценовую планку для Киева. Как 6 июня 2008 года заявил глава российского МИД С. Лавров, с 1 января 2009-го цены на газ центральноазиатских стран, который попадает в Украину через территорию России, будут соответствовать европейским и рассчитываться по стандартным формулам. В этой связи стоимость для Украины увеличится почти вдвое, то есть речь идет о цене, превышающей 350 долл. за 1 тыс. куб. м.

Азербайджан — новое поле конкуренции

О том, что вопрос о повышении закупочных цен на газ до европейского уровня Россия рассматривает как вполне реальный механизм новой наступательной энергостратегии, говорят попытки использовать его на энергетическом рынке Южного Кавказа, прежде всего в Азербайджане.

Знаковым в этом плане стало заявление главы «Газпрома» А. Миллера в ходе его встречи с президентом Азербайджана И. Алиевым (Баку, июнь 2008 г.): «Азербайджан как крупный производитель углеводородов в СНГ является объективным партнером России, у нас общие интересы. Нас уже связывает развитая газотранспортная инфраструктура. Мы заинтересованы в развитии взаимовыгодного сотрудничества между «Газпромом» и Азербайджаном в энергетической сфере»3. При этом особо было подчеркнуто, что «Газпром» готов покупать природный газ по рыночным ценам.

А первая информация о возможности сотрудничества Азербайджана и России в газовой сфере появилась еще в июле 2007 года. Тогда, ссылаясь на неназванный источник в Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР), ряд российских СМИ сообщил, что Баку готов продавать «Газпрому» излишки голубого топлива, возникшие после ввода в эксплуатацию месторождения Шах-Дениз. При этом озвучили цену (230 долл. за 1 тыс. куб. м), но объем предполагаемых поставок не указали4.

В то же время из этого заявления не было понятно, какой газ готов поставлять Азербайджан — с Шах-Дениза или других месторождений. Вероятно, это может быть и шах-денизский газ, принимая во внимание, что ГНКАР имеет 10%-ю долю в международном консорциуме по разработке данного месторождения.

Предложение «Газпрома» о покупке азербайджанского газа по рыночным ценам является знаковым по нескольким причинам. Во-первых, оно выглядит признанием перспективности Азербайджана на региональном рынке голубого топлива, тем более что до 2007 года эта страна сама импортировала российский газ. Ключевую роль в усиливающихся позициях Азербайджана на газовом рынке сыграли ввод в эксплуатацию такой мощной газовой структуры, как Шах-Дениз с запасами, превышающими 1,2 трлн куб. м газа и 240 млн т газового конденсата, а также завершение строительства магистрали Баку — Тбилиси — Эрзерум. В 2008 году Баку планирует добыть минимум 11 млрд куб. м голубого топлива.

Согласно прогнозам ГНКАР, к 2015 году страна будет добывать 23 млрд куб. м газа при внутренней потребности в 12—13 млрд. Если же оценочное бурение, в которое будет вложено минимум 2,7 млрд долл. подтвердит наличие 1,4 трлн куб. м на месторождениях Умид, Зафар-Машал, Апшерон и Нахчеван, то ГНКАР рассчитывает увеличить доказанные запасы голубого топлива5.

Во-вторых, поступившее Баку предложение от «Газпрома» может свидетельствовать о попытках РФ переосмыслить свою политику в отношении Азербайджана и прощупать почву для активизации действий в энергетической сфере непосредственно в странах Южного Кавказа. Вполне очевидно, что посредством зондирования обстановки для газового сотрудничества Москва стремится наладить новые механизмы экономических и, как следствие, геополитических связей с Баку.

Дело в том, что сегодня позиции России в Азербайджане довольно слабы. В свое время Москва скептически оценила перспективы разработки месторождений Азери — Чираг — Гюнешли и строительство нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Это предоставило Западу геополитический шанс закрепиться на западном побережье Каспия и наладить доверительные отношения с официальным Баку.

Еще больше ослабило позиции РФ решение о поставках ее газа в Азербайджан по рыночным ценам — 235 долл. за 1 тыс. куб. м (до того — 110 долл.). Это вынудило пре-

3 ОАО «Газпром» предложило Азербайджану закупать азербайджанский газ по рыночным ценам на основе долгосрочного договора, 3 июня 2008 [www.day.az].

4 См.: «Газпрому» предлагают излишки азербайджанского газа, 7 июля 2007 [www.oilru.com].

5 См.: Хошбахт Юсифзаде: «В 2015 году ежегодная добыча газа составит 23 млрд куб. м в год», 4 июня 2008 [www.day.az].

зидента республики И. Алиева принять решения о приостановке закупок российского газа, наращивании собственной добычи и сокращении поставок азербайджанской нефти в направлении России по трубопроводу Баку — Новороссийск. Последнее решение обусловливалось тем, что Баку необходимо направить дополнительные объемы нефти на внутренний рынок для предотвращения энергетического кризиса.

Таким образом, Россия потеряла значительную часть своего экономического ресурса партнерства с Азербайджаном, и в этой связи попытка наладить сотрудничество с Баку в газовой сфере выглядит как стремление вернуть хотя бы часть утраченных позиций.

В то же время возможное взаимодействие с Азербайджаном может представлять собой и стратегический шаг с дальним прицелом в обостряющемся энергетическом соперничестве в Евразии, и здесь особое внимание вызывает предложение РФ покупать азербайджанский газ по рыночным ценам.

Как считает помощник заместителя госсекретаря США по Европе и Евразии М. Брай-за, подобное предложение «Газпрома» свидетельствует, что объем ресурсов у компании недостаточен для выполнения контрактных обязательств по поставкам в Европу6. Следует признать, что в этом предположении есть определенная доля истины, но суть дела, скорее всего, сложнее.

Предлагая сотрудничество, основанное на рыночных принципах, Москва теоретически может двигаться к ряду целей. Прежде всего, если «Газпром» законтрактует хотя бы половину из 1G—11 млрд куб. м газа, которые Азербайджан планирует экспортировать в 2G15 году, то он станет одним из ключевых энергетических и, как следствие, геополитических партнеров Баку. А это ослабит ныне прочные позиции западного капитала в энергетическом секторе республики.

Если Москва и Баку достигнут принципиального соглашения о поставках азербайджанского голубого топлива, то «Газпром» может рассчитывать на доступ к резервам месторождения Шах-Дениз через свои партнерские связи с норвежской компанией «StatoilHydro», которая имеет в проекте 25,5% акций, то есть столько же, сколько и главный оператор («British Petroleum»). Кроме того, «StatoilHydro» — оператор проекта по коммерческим планам.

Основой крепких связей «Газпрома» и «StatoilHydro» служит то, что эти фирмы выступают партнерами по разработке гигантского месторождения «Штокман», расположенного на российском шельфе Баренцева моря. Доли сторон в проекте распределены следующим образом: «Газпром» — 51%, французская «Total» — 25%, «StatoilHydro» — 24%. К тому же российская и норвежская компании регулярно проводят бизнес-встречи, в ходе которых затрагивается и вопрос о возможной покупке «Газпромом» газа с месторождения Шах-Дениз.

Что касается интересов Азербайджана и его будущих шагов, то пока сложно делать прогнозы. Не исключено, что, исходя из политических соображений, Баку может принять предложение о создании второго российского маршрута экспорта, так как он позволит снизить чрезмерную зависимость азербайджанской элиты от Запада. На подобную возможность указывает заявление министра промышленности и энергетики республики Н. Алиева, согласно которому «Азербайджан свободен в принятии решения, кому и за сколько продавать свой газ. ...Россия уже выразила готовность покупать у нас газ. Этот вопрос будет изучен»7.

6 Мэтью Брайза: «Видимо, у «Газпрома» не хватает газа для выполнения обязательств перед Европой», 4 июня 2008 [www.day.az].

7 Натик Алиев: «Азербайджан свободен в принятии решения, кому и за сколько продавать свой газ»,

4 июня 2008 [http://www.apsny.ge/news/1212642191.php].

1OS

При этом сдерживающим фактором в развитии российско-азербайджанского газового сотрудничества может стать определенное расхождение позиций сторон по проблеме Нагорного Карабаха.

«Газпром», предлагая Баку рыночную цену, уже фактически оказывает поддержку последним шагам ГНКАР по повышению цен на азербайджанский газ, поставляемый в Грузию, Турцию и страны Европы. Это особенно важно для Баку, учитывая его стремление избавиться от диктата Анкары в вопросах транзита и установленных ценовых рамок. Согласно подписанному 12 марта 2001 года соглашению ГНКАР с турецкой фирмой «Боташ», последняя обязалась закупить у Азербайджана в течение 15 лет (2004—2018 гг.) 89,2 млрд куб. м газа по 70—120 долл. за 1 тыс. куб. м.

О решимости Баку пересмотреть правила игры говорят заявления ряда официальных лиц относительно возможности приостановить разработку второй очереди месторождения Шах-Дениз, что ударит по планам поставок газа в направлении Турции. Как в апреле 2008 года отметил вице-президент ГНКАР Э. Насиров, «мы дадим согласие на санкционирование «Стадии-2» тогда, когда будем уверены в получении наиболее высокой прибыли от продажи газа в рамках проекта. В целом партнеры по «Шах-Дениз» согласны с нами в том, что нам не следует продавать газ только ради того, чтобы продать. То есть должны быть объемы газа для поставок в Турцию, надежный, прозрачный, долгосрочный транзитный тариф для поставок газа в Европу»8.

Появление российского ценового предложения может оказать поддержку Азербайджану и на европейском направлении. В последнее время Баку пытается войти в такие европейские проекты, как Трансадриатический газопровод и трубопровод «Посейдон», где основными участниками являются Италия, Греция и Турция. Предложение Москвы особенно ценно на фоне попыток Баку сыграть в тонкую дипломатическую игру по выторго-выванию выгодных для себя условий в этом вопросе.

Рассматривая это предложение РФ сквозь призму геополитики и соперничества с Евросоюзом и США, можно отметить, что в данном случае прослеживается схожая логическая линия, что и в случае с республиками Центральной Азии. Способствуя повышению цен на азербайджанский газ и продвижению относительно дорогого азербайджанского голубого топлива на некоторые сегменты европейского рынка, «Газпром» может лишить сторонников западного проекта магистрали «Навуходоносор» источника дешевого газа как альтернативы дорожающему российскому.

Цена на голубое топливо — достаточно серьезный аргумент в разворачивающемся газовом соперничестве, если принимать во внимание, что Европа стремится в своей газовой политике на Кавказе и в ЦА решить не только задачи по диверсификации маршрутов импорта указанного сырья, но и получить более дешевое. ЕС необходим дешевый газ по той простой причине, что при равных ценах на него государства Европы все же менее экономически конкурентоспособны по сравнению с КНР и другими странами Азии.

Как раз в ценовой составляющей кроется одно из слабых мест энергетической политики ЕС в Каспийско-Центрально-Азиатском регионе, поэтому РФ ныне изучает возможность поддержать усилия государств-экспортеров из этих зон поднять цены на свой газ. Расчет может делаться на то, что высокие цены на данный вид сырья снизят интерес Запада к реализации дорогостоящих проектов в обход РФ и укрепят в ЕС позиции выступающих за сотрудничество с Москвой в вопросе транзита голубого топлива.

8 Асим Ф. Азербайджан все активней внедряется на грузинский рынок. ГНКАР не спешит с добычей природного газа на Шах-Денизе [www.zerkalo.az], 26 апреля 2008.

Нефтепроводные амбиции Ирана на Каспии

Иран, занятый геополитическим соперничеством с США на Ближнем Востоке и проблемой защиты своей ядерной программы, давно не демонстрировал прорывных шагов по расширению своих партнерских связей с энергоэкспортерами из региона Каспийского моря. Однако на состоявшейся в Баку в апреле 2008 года Нефтяной торгово-транспортной конференции один из высокопоставленных чиновников Министерства нефти ИРИ Амин Эскендери заявил о планах Тегерана по расширению его участия в транзите каспийской нефти на мировые рынки9.

Суть вышеуказанных проектов заключается в расширении технических возможностей нефтяных терминалов в каспийском порту Нека и в прокладке трансиранского трубопровода Нека — Джаск, по которому нефть Каспийского моря пойдет к побережью Оманского залива.

Для усиления своих конкурентных преимуществ в борьбе за каспийский нефтяной транзит Иран намерен в первую очередь ликвидировать слабые места в своей портовой инфраструктуре на Каспии. Дело в том, что нынешние технические параметры порта Нека не позволяют принимать танкеры дедвейтом свыше 5—7 тыс. т. Согласно планам Министерства нефти ИРИ, в ближайшее время в порту предусмотрены дноуглубительные работы, что даст возможность принимать танкеры дедвейтом до 63 тыс. т. Кроме того, мощности по хранению нефти в порту Нека будут увеличены с нынешних 1,5 млн до 2,5 млн баррелей. Ожидается, что к 2015 году порт сможет пропускать до 25 млн т нефти в год.

Трубопровод же Нека — Джаск рассчитан на прокачку 1 млн баррелей в день, будет состоять из нескольких участков по 300—500 км каждый при общей протяженности в 1,5 тыс. км. Первый из них Нека — Семнан; далее, соответственно, Семнан — Йезд; Йезд — Керман; Керман — Джаск.

В пакет мер Тегерана по привлечению каспийского черного золота включена и его переработка на соответствующих предприятиях ИРИ. Предположительный объем — 350 тыс. баррелей в день. На переработку каспийской нефти будут нацелены НПЗ «Тебриз» (80 тыс. бар/д), «Исфахан» (150 тыс. бар/д) и «Тегеран» (120 тыс. бар/д). Ожидается, что на это сырье Каспия также будут ориентированы планируемые к строительству НПЗ «Шахрияр» (150 тыс. бар/д) и «Каспийский» мощностью 300 тыс. бар/д.

На серьезность намерений Ирана реализовать столь масштабную серию проектов указывает ряд факторов. Так, Тегеран уже озвучил цены на прокачку нефти через свою территорию по трубопроводу Нека — Джаск. Тариф должен составить 45 долл. за

1 тонну — он считается самым низким среди всех функционирующих в каспийском регионе проектов. Например, цена прокачки нефти по магистрали Баку — Тбилиси — Джейхан равна 75 долл. за 1 тонну, по КТК — 55 долл., а по железной дороге Баку — Батуми/Кулеви — 73 долл.

Наряду с этим иранские эксперты приступили к изучению технических параметров сооружения упомянутой магистрали. По словам заместителя министра нефти Ирана Мохаммеда Резы Наамат-заде, в настоящее время проект находится на стадии инженерно-технической разработки. После ее завершения будет проведен тендер с целью выбора подрядчика для начала строительства трубопровода10. По некоторым данным, диплома-

9 См.: Иран готов стать транзитером для экспорта каспийской нефти на мировой рынок [www.iran.ru], 25 апреля 2008.

10 См.: В строительстве нефтепровода Нека — Джаск примет участие Казахстан [www.rusenergy.com], 17 июня 2008.

ты и бизнесмены ИРИ уже зондируют возможность присоединения к проекту Казахстана и Азербайджана в качестве поставщиков сырья.

Если исходить из коммерческой выгоды, то трубопровод Нека — Джаск весьма перспективен для каспийских экспортеров нефти. Сегодня львиная доля черного золота из Азербайджана, Казахстана и России идет в первую очередь на рынок стран ЕС, где отмечается высокая конкуренция между многочисленными поставщиками из государств Африки, СНГ и Ближнего Востока. Частично порвать с этой зависимостью смог лишь Казахстан — после ввода в строй нефтепровода Атасу — Алашанькоу, однако и он замыкается лишь на китайском рынке.

Для повышения гибкости поставок необходимо найти выход к портам Мирового океана и наладить транспортировку нефти танкерами. Такие возможности предоставит в перспективе трубопровод Нека—Джаск. С побережья Оманского залива нефть пойдет на бурно растущие рынки стран Южной и Юго-Восточной Азии, а также Дальнего Востока, которые испытывают усиливающуюся энергетическую «жажду» и стремятся диверсифицировать источники импорта нефти для снижения чрезмерной зависимости от ближневосточных поставщиков. Экспорт с побережья Оманского залива выгоден и тем, что позволит обойти чрезмерно загруженный Ормузский пролив — главную нефтяную магистраль мира.

Наряду с указанными странами, данный проект геополитически и коммерчески привлекателен также для России. Направление растущих объемов добываемой Казахстаном и Азербайджаном нефти в страны Азии через Иран обусловит возможность ослабить позиции поддерживаемых Западом нефтепроводов Баку — Тбилиси — Джейхан и Одесса — Броды. Это также позволит Москве ослабить прессинг на позиции нефтяных компаний РФ на европейском рынке со стороны казахских и азербайджанских поставщиков. Предполагается, что это конкурентное давление будет нарастать в связи с ожидаемым вводом в эксплуатацию месторождения Кашаган в Казахстане и дальнейшим наращиванием добычи на структурах Азери — Чираг — Гюнешли в Азербайджане.

Что касается внерегиональных игроков, то нефтепровод Нека — Джаск, скорее всего, будет отвечать интересам Индии — растущей мировой экономической силе и ведущему азиатскому потребителю черного золота. Перспективность этого проекта для Дели очевидна с двух точек зрения. Во-первых, нефтепровод позволит Индии получить доступ к высококачественной каспийской нефти и диверсифицировать источники импорта. Во-вторых, он обусловит повышение активности индийских компаний в нефтедобывающих странах Каспийского бассейна.

Иранский нефтетранспортный проект и вовлечение в него Индии могут придать импульс к изменению значительной части сложившегося экономического и политического сотрудничества в государствах Центральной Азии, Каспийского моря и Южной Азии. В первую очередь это отразится на динамике развития такой международной структуры, как ШОС.

Дело в том, что Индия, имеющая статус наблюдателя при Организации, еще слабо вовлечена на реальном уровне в ее проблемы и планы развития, поскольку точек совпадения интересов со странами-членами немного. Конечно, у Дели есть общие интересы с государствами ШОС в обеспечении региональной безопасности, но в сфере экономики — второго ключевого направления развития данной структуры — ситуация оставляет желать лучшего.

В этой связи трубопровод Нека — Джаск может создать прочную первоначальную базу для расширения экономических связей экспортеров нефти из стран ШОС — РФ и Казахстана — с Индией. Не исключено, что появление нового энергетического коридора придаст стимул для реализации других транспортных проектов типа коридора «Север — Юг».

Вместе с тем главной проблемой в осуществлении проекта будут, конечно же, сложные отношения между Ираном и США. Вашингтон всегда выступает против любых мас-

штабных иностранных инвестиций в экономику ИРИ, а в последнее время его позиция лишь ожесточается, что вызвано кризисом вокруг иранской ядерной программы. Это, в свою очередь, затруднит Тегерану решение вопросов о привлечении партнеров в финансирование проектов, а также о получении гарантий, связанных с экспортом каспийской нефти по трубопроводу Нека — Джаск.

3 а к л ю ч е н и е

Ход большой энергетической игры в Центральной Азии и на Каспии в 2008 году показывает, что ни Россия, ни Иран не намерены отказываться от своих планов по укреплению партнерских связей с региональными энергопоставщиками. Примечательная особенность последних действий Москвы и Тегерана — поиск новых, более эффективных моделей сотрудничества, способных составить реальную конкуренцию западными проектам в сфере поставок нефти и газа из стран Каспийско-Центрально-Азиатского региона.

Как показывает анализ российских и иранских предложений, 2008 год представляет собой для обоих игроков период зондирования поставщиков из Каспийского бассейна и ЦА относительно возможности сблизить позиции по ряду ключевых вопросов ценообразования и взаимодействия при реализации совместных нефтегазовых проектов. Скорее всего, в 2009 году мы увидим активное осуществление ряда наиболее успешных наработок.

В то же время необходимо отметить, что реализация новых проектов России и Ирана прямо зависит не только от действий их конкурентов, но и в значительной степени от позиций самих каспийских и центральноазиатских поставщиков. Последние — на фоне растущих цен на углеводородное сырье и разворачивающегося в мире ажиотажа по поводу обеспечения глобальной экономики нефтью и газом — все больше осознают значение своих ресурсов и в этой связи стремятся получить как можно больше выгод экономического и геополитического характера. Учитывая это, свою благосклонность к продвигаемым внешними партнерами проектам они будут ставить в прямую зависимость от предлагаемых преференций, а также от экономических и политических дивидендов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.