Научная статья на тему 'Роль туризма в социально-экономической жизни региона'

Роль туризма в социально-экономической жизни региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
669
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ФАКТОРЫ / "ФАКТОРНОСТЬ" / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Аракчеева Зинаида Васильевна

Данная статья посвящена вопросам развитию туризма на современном этапе в Челябинской области. Рассмотрены основные проблемы в развитии регионального туризма и факторы, препятствующие развитию туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль туризма в социально-экономической жизни региона»



SCIENCE TIME

РОЛЬ ТУРИЗМА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РЕГИОНА

Аракчеева Зинаида Васильевна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

E-mail: z.eva1215@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам развитию туризма на современном этапе в Челябинской области. Рассмотрены основные проблемы в развитии регионального туризма и факторы, препятствующие развитию туризма.

Ключевые слова: туризм, факторы, «факторность», международный туризм, внутренний туризм.

На современном этапе, по оценкам специалистов, культурный и природный потенциал России используется в целях туризма только на 20 процентов. По сравнению с уровнем европейских и многих развитых азиатских стран эти цифры являются ничтожно малыми. Основные задачи и цели любого вида туризма это, восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства, необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни населения. В связи с этим развитие регионального туризма становится актуальной задачей и одним из реальных инструментов оздоровления нации.

Но многих сегодня, так же, интересует вопрос состояния и перспектив развития туризма на региональном уровне, в частности - на уровне Челябинской области. Какие виды туризма могут развиваться на этой территории. Одной заинтересованности малого и среднего бизнеса недостаточно, так как развитие туризма в целом зависит от многих факторов это:

- географический;

- климатический;

- культурно-исторический;

- природный;

- наличие экологически «чистых рекреационных зон»;

- промышленная специализация региона;

- национальный состав региона;

- вероисповедание.

В последнее время «факторность» в развитии туризма на региональном уровне не учитывалось «... оценку ситуации, как учет разнообразных факторов и подготовку эффективных решений, особенно в ограниченное время, под силу только коллективу... »[4, с. 82]. Основополагающим стал фактор занятости населения за счет сокращения в регионах промышленного производства, и высвобождения огромного количества рабочих и служащих, приватизации и разрушения системы лечебно-оздоровительных учреждений на всех уровнях, быстрое накопление капитала и его вложение в те отросли туризма, которые за короткий срок дают «суперприбыль». Это и привело к развитию однобокого камерческого туризма и к уничтожению внутреннего бюджетного туризма, доступного для детей, молодежи и работающей группы населения. Так как, внутренний туризм стал развиваться за счет частного капитала, и появились рекреационные территории с нарушением всех норм нагрузки, без учета основной цели, отдых от городской суеты и оздоровление.

В каком направлении будет развиваться туризм сегодняшнего непростого времени? И вопрос этот не праздный, для самих туристов и тем более для тех, кто выбирает себе будущую профессию в области индустрии туризма. Особое внимание нужно уделять само подготовке студентов и творческого и профессионального образования которая базируется и «. является показателем зрелой личности, которой свойственны высокий уровень мотивации...» [5, с.200].

Сегодня, опираясь на законы синергетики, необходимо предвидеть изменение в развитии туризма, изучать его грядущие тенденции, а это переареинтация потока международного выездного российского туризма на развитие внутреннего туризма, а это значит, уже сегодня необходимо быть готовыми к завтрашнему дню, к удовлетворению запросов населения области и региона. В ближайшее время, как предполагают исследователи, ожидать значительный расцвет туризма не приходится, туристический бизнес пытается хотя бы сохранить те позиции, которые уже имеет. Если это так, то к нему нужно готовиться заблаговременно, что бы «внутренняя туристская революция» не застала регион врасплох. Необходимо, в первую очередь, стратегически определить направления, касающиеся развития материальной базы, подготовки специалистов в области туризма, расширения транспортных услуг, специально предназначенного для обслуживания туристов, новых видов путешествий, новых маршрутов, новых районов массового туризма. Для боле быстрого продвижения на рынке требуется расширение и внедрение информационных технологий, «. и формирование умений работать с информацией.» [3, с.38] туристы все больше осваивают интернет пространство для поиска качественных туристских услуг.

В туризме есть свои текущие и перспективные планы, как имеются они у

промышленных предприятий, других отраслей народного хозяйства. Современный внутренний туризм, не достиг такого размаха, что дальнейший его рост немыслим без научных обоснований, рационального видения перспектив. Эти вопросы комплексно разрабатываются научными учреждениями и туристско-экскурсионными организациями, как в городе Магнитогорске, так и в регионе, «..профессиональное туристское образование приобретает существенное значение в свете осуществления туристско-рекреационной деятельности...» [1, с.17].

В настоящее время разработан перспективный план развития туризма Постановление от 19 октября 2011 г. N 361-ПОб областной целевой программе "Развитие туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области на 2011 - 2016 годы".

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

а) развитие туристской индустрии Челябинской области в целях обеспечения позитивного имиджа и узнаваемости Челябинской области на туристском рынке;

б) разработка маркетинговой стратегии продвижения региональных туристских ресурсов на внутреннем и международном рынках;

в) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в туристскую индустрию;

г) развитие материально-технической базы объектов туристской индустрии;

д) содействие повышению конкурентоспособности региональных туристских ресурсов за счет улучшения качества обслуживания туристов;

е) увеличение количества рабочих мест в сфере туристской деятельности;

ж) создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров, занятых в туристской индустрии;

з) формирование нормативной правовой базы в сфере туризма;

к) увеличение количества объектов индустрии туризма;

л) популяризация исторических и природных памятников Челябинской области.

Следует отметить, что будущее туризма области базируется на достижениях дня сегодняшнего. Сейчас одним из важных направлений является создание мощного гостиничного фонда в крупных городах Уральского региона. Ведется строительство туристских гостиниц, которые рассчитаны на приток туристов, ориентированных преимущественно на горнолыжные курорты региона. Особое географическое положение создает уникальные возможности для развития горнолыжного туризма. Всего в Челябинской области насчитывается около 15 горнолыжных комплексов. Наиболее крупными являются "Аджигардак", "Завьялиха", "Солнечная долина", "Евразия". Они

отвечают самым высоким европейским стандартам и пользуются большой популярностью как среди российских любителей активного отдыха, так и среди иностранных туристов. Большой интерес представляет Южный Урал для распространения активного туризма. Бурно развиваются горный туризм, спелеотуризм, горнолыжный спорт, водный речной, озерный туризм, дайвинг озерный, парусный озерный спорт.

Анализируя развитие туризма за последние 10-20 лет в Челябинской области, следует констатировать, что уже сегодня положено начало строительству крупных туристских комплексов, например в таких городах как, Миасс, Аша, Миньяр, Сатка, инициировано проектирование туристских комплексов в Златоусте и других традиционных туристских районах области. Наряду со строительством капитальных объектов круглогодичного действия были построены и действуют туристские базы летнего типа в горных районах области это Тургояк. Зюраткуль.

Таким образом, если говорить о будущем туризма области, то все основные его направления, сложившиеся уже сегодня, должны получить в ближайшие время еще большее развитие. Эти направления известны: развитие массовости туризма, современная материальная база, комфорт, высокое качество обслуживания, освоение новых районов, развитие всех видов туризма, подготовка высококвалифицированных кадров, «. особое значение имеет способность будущих специалистов самостоятельно получать профессионально-значимую информацию» [2, с.54].

В настоящее время в Челябинской области только ограниченное количество гостиниц отвечает современному уровню гостиничного сервиса. Рынок гостиничных услуг характеризуется недостаточным уровнем конкуренции. Каждая гостиница ориентирована на определенную целевую группу, что позволяет ей обеспечивать определенный уровень заполняемости. В то же время подобная ситуация не может способствовать улучшению качества оказываемых услуг и развитию материальной базы. Гостиничный сектор Челябинской области в целом требует существенной модернизации. Для дальнейшего развития коллективных средств размещения Челябинской области и увеличения объемов оказываемых услуг необходимо решать имеющиеся проблемы программными методами и предпринять меры по выходу на новый этап развития.

По данным Управления Федеральной миграционной службы по Челябинской области, только в 2009 году Челябинскую область посетили 114 тысяч иностранных граждан. И этот фактор говорит о том, что регион интересен и зарубежному потребителю.

Челябинская область не может пока удовлетворить потребности всех туристов, еще существуют проблемы, где приобрести путевку, где отдохнуть

вместе с детьми, как совершенствовать сувенирное дело, производство в достаточном ассортименте и высокого качества туристское снаряжение. Сегодня, отмечая положительные моменты в развитии туризма, следует сказать о позитивном подходе к использованию памятников истории и культуры, строительству туристских объектов. Если раньше, ввиду слабой материальной базы, наблюдался основной упор на сооружение туристских баз, стремясь связать их ниткой маршрута, то теперь все более широкие возможности получает принцип комплексного подхода к использованию туристских достопримечательностей того или иного района. Пример тому - строительство учреждений отдыха на Зюраткуле, озерах Тургояк, Увельды, историко-культурного заповедника областного значения "Аркаим".

Следует заметить, что комплексный подход полностью себя оправдывает и в туризме, Так, Зюраткуль стал центром экологического и зимнего туризма с десятками комфортабельных туристских баз, гостиниц и рыболовных заказников, зимних приютов, со всеми необходимыми современными службами. Да и экономическое развитие всего края тоже будет связано с туризмом. Речь идет возрождении народных промыслов, строительстве предприятий по выпуску сувениров, о повышении культуры работы турбаз и гостиниц, предприятий торговли и общественного питания. Таким образом, туристский комплекс предполагает строительство учреждений отдыха и развлечений, киноконцертных залов, широкой сети физкультурно-оздоровительных сооружений.

Как показывает анализ туристских потоков, большим успехом пользуются у наших и иностранных туристов памятники древнерусского зодчества, живописи, прикладного искусства. Поэтому со всей актуальностью встает вопрос о создании туристских центров на базе памятников культуры «старых купеческих» городов. Среди них можно назвать Верхнеуральск, Златоуст, Троицк, Челябинск и другие. Это будет способствовать ознакомлению туристов с бесценным культурным наследием прошлого, сохранению и реставрации памятников, расширению археологических, исторических и этнографических исследований. В заключении, следует затронуть ещё одно, особо перспективное направление - создание национальных парков, расширение этнографических музеев-заповедников, музеев деревянного зодчества, которые, вне сомнения, должны заинтересовать новые десятки тысяч туристов.

В 2010 году туристскими фирмами Челябинской области отправлено за границу 110 тысяч человек. Из всех обслуженных туристов в туры по России отправилось 24 тысячи человек, в Челябинской области принято 63 тысячи человек. Большое количество туристов путешествуют диким образом, благо в Челябинской области большое количество водоемов и лесных массивов. На развитие внутреннего туризма ориентировано примерно 15 процентов туристских фирм Челябинской области. В 2010 году они сотрудничали с

коллегами из 20 регионов Российской Федерации. Наиболее популярными направлениями выезда туристов из Челябинской области являются Краснодарский край, Башкортостан, Пермский край, Тюменская область, город Москва, город Санкт-Петербург, город Екатеринбург. Лишь несколько туристских фирм специализируются на предложении туристского продукта Челябинской области. В Челябинскую область приезжают туристы из Свердловской, Тюменской, Курганской, Самарской областей, Республики Башкортостана, Пермского края, городов Москвы, Санкт-Петербурга. В 2009 году туристские услуги в платном обмене Челябинской области составили 4,0 процента, услуги гостиниц - 1,7 процента, санаторно-оздоровительные услуги -1,7 процента.

Сегодня, анализируя перспективы развития туризма в целом, мы должны стремиться к тому, чтобы каждый человек, однажды отдохнув на туристской базе или совершив поход по родному краю, навсегда взял туризм себе в спутники и захотел снова и снова провести своё время отдыха в путешествии по нашей необъятной стране.

Реализация туристско-рекреационного потенциала Челябинской области возможна только при условии системного и комплексного решения проблем, сдерживающих развитие туризма, программно-целевым методом при поддержке государства.

Реализация Программы позволит:

- обеспечить привлекательность Челябинской области в качестве туристского региона;

- создать конкурентоспособные региональные туристские ресурсы;

- интенсивно развивать смежные отрасли экономики;

- сконцентрировать финансовые ресурсы в рамках конкретных проектных направлений развития туризма в Челябинской области и предотвратить их распыление;

- привлечь дополнительные инвестиции в Челябинскую область на условиях государственно-частного партнерства;

- значительно повысить уровень занятости населения Челябинской области в сфере туристской деятельности и смежных отраслях;

- увеличить приток туристических потоков в Челябинскую область.

Литература:

1. Аракчеева З.В.География туризма : учебно-методическое пособие в двух частях для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм», «Документоведение и архивоведение» / Часть I. М -Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МаГУ», 2013. - 92 с.

SCIENCE TIME

2.Аскерко Ю.И., Исаенков Н.Г., Баранова И.В. Новые информационные технологии как фактор повышения качества обучения общетехническим дисциплинам ИнВестРегион, №4.1(34): научный информационно-аналитич. журнал. - Воронеж. 2013. - С. 37-41

3.Аскерко Ю.И., Исаенков Н.Г., Норец А.И. Формирование информационной компетентности студентов в процессе обучения общетехническим дисциплинам средствами новых информационных технологий Инновационный Вестник Регион, 2014, №3 (37). С. 53-57

4. Плотникова Е.Б. Менеджмент производства, торговли и сферы услуг: учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений вузов /Автор -сост. Е.Б.Плотникова. - Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2010 г. - 316 с.

5. Социализация студентов в профессиональном образовании: монография/ Л.И. Савва, А.Л. Солдатченко,Е.Б. Плотникова, Е.И. Рабина, Л.С.Рязанова; под общей ред. Л.И. Савва. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2012. - 300 с.

6. Туристический портал Уральского региона [Электронный ресурс]. - ЦЕЬ:-www.utravel.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.