УДК 379.85
Владимир ВасильевичЖуравлев Ирина Александровна Малышева
Южно-Уральский государственный университет
РАЗВИТИЕДЕТСКОГО ТУРИЗМА КАКНАПРАВЛЕНИЕДИВЕРСИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙАСПЕКТ
Челябинская область идет по пути диверсификации хозяйственной деятельности. На Южном Урале быстрыми темпами происходит развитие туристического бизнеса. Одним из важных и выгодных направлений является детский туризм. В статье рассказывается о положительном опыте создания и реализации в районе озера Турго-як проекта по строительству детских центров, что позволит предприятиям сферы индустрии гостеприимства увеличить прибыльность бизнеса, повысить конкурентоспособность и удовлетворить насущные потребности клиентов в организации детского отдыха.
Ключевые слова: туризм, детский туризм, диверсификация.
Челябинская область традиционно считается краем металлургов, шахтеров и машиностроителей. Именно эти сферы деятельности и придали Южному Уралу имидж одного из индустриальных центров страны. К сожалению, уже в конце прошлого века опора только на промышленное развитие перестала обеспечивать рост благосостояния территорий и проживающего там населения. Руководители области осознали необходимость диверсификации экономики, развития разных направлений деятельности, а бизнесмены проголосовали за это собственными активами, вкладывая финансы в сервис, туризм, гостиничное дело, в предприятия индустрии гостеприимства.
В последние годы в нашей области заниматься турбизнесом стало очень выгодно: рентабельность в туристской отрасли в 2-3 раза выше, чем в сложном, технологичном производстве, прибыль появляется также гораздо раньше, чем при вложении средств в промышленные предприятия. Это и привлекает деловых людей в сферу туризма. Желательно, чтобы процесс развития туристической отрасли на Южном Урале расширялся и приобретал необратимый характер. Исходя из сказанного, основной целью статьи является привлечение внимания бизнеса, общественности, представителей государственного, муниципального управления к проблемам и возможностям туристической деятельности и ее отдельных перспективных направлений.
В процессе работы над представленной темой, при разработке теоретических и практических вопросов были использованы труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные развитию теории организации, вопросам маркетинга и стратегического управления (Г. Б. Клейнера, Г. Р. Латфуллина, Н. И. Кабушкина, Б. 3. Мильнера, М. Портера, 3. П. Румянцевой), экономическим и управленческим исследованиям в сфере туризма (А. Ю. Александровой, Ю. В. Жилкова, Н. А.Зайцевой, М. В. Ефремовой, Ф. Котлера, Е. А. Маслаковой, М. А. Морозова) [1,3,5,6].
Туризм во многих странах мира является самым важным видом деловой активности, полноценно наполняет бюджеты таких стран, как Испания, Греция, Португалия, Таиланд, Индия, помогает решать острые социальные проблемы, в частности, проблемы занятости и роста доходов граждан многих государств [3].
©В.В. Журавлев, И. А. Малышева, 2012.
Детский туризм во всем цивилизованном мире считается важным, необходимым и популярным видом бизнеса. Зарубежные отели давно сделали ставку на клиентов с детьми. Их лозунг гласит: «Дети - наши будущие клиенты». Конечно, имеются разные подходы к обслуживанию отправляющихся в путешествие родителей с детьми. Имеется ряд отелей, в которые не допускаются дети до определенного возраста. Владельцы таких отелей руководствуются тем, что их клиенты не любят шум и гам, который устраивают дети.
Тем не менее, лучшие отели мира заботятся не только о взрослых посетителях, но и о самых маленьких гостях. Сегодня для оценки уровня того или иного отеля появились новые критерии: насколько гостиница заботится о своих самых маленьких гостях, есть ли на ее территории все необходимое для их полноценного отдыха? Впрочем, категория «звезд-ности» отеля определяется не наличием «необходимого», а избытком роскоши [4, 5].
Мы рассмотрели деятельность зарубежных отелей. Лучшие отели мира предлагают особым образом декорированные комнаты для малышей и подростков, специальные SPA для детей, миниатюрные зонтики на пляже. «Personality Hotel» в Сан-Франциско рекомендует поселить ребенка в комнате, имеющей общую дверь с родительской, однако весьма от нее отличающейся. Например, присутствием в номере огромного плоского экрана для просмотра мультиков, микрофона для караоке, шкафа с набором удивительных вещей, годящихся для переодевания в кого угодно: от удава в солнечных очках до попугая в страусиных перьях. Музыка в предоставленный ребенку iPod закачана в соответствии с его вкусами. Примерно ту же картину можно обнаружить в семейных номерах отеля «Ritz Carlton» в Бостоне. Администрация старается сделать как можно больше «детских комнат» в своих отелях, хотя удовольствие это весьма недешевое.
Чаще отели пытаются найти компромиссное решение: отдохнуть маленьким посетителям и их родителям с минимальными затратами. «Bentley Beach Hotel» во Флориде обошелся маленькими зонтиками на пляже, а «Reid’s Palace» на Мадейре добавил в свои ванные комнаты специальные детские пеньюары, банные халаты, гели для душа и шлепанцы, а в свои рестораны - адаптированное детское меню. Гостиница «One&Only Kanuhura» на Мальдивах предлагает девочкам «быть как мама» и посетить SPA, в которых можно принять цветочную ванну, овладеть искусством раскрашивания ногтей и заплетать причудливые косы.
Издание «Independent» назвал шесть самых лучших отелей в мире для отдыха с детьми. Обратим внимание на зарубежные предложения, касающиеся обслуживания маленьких клиентов.
В Париже гостиница «Plaza Athénée» предлагает любительницам кукол, а также их родителям, специальный Barbie Suite. Розовая мебель и прочая обстановка - настоящий кукольный домик, размеры которого подойдут для настоящей девочки, обойдется в 1 600 евро за ночь. В цену включена смежная комната для родителей.
В Берлине в отель «Propeller Island City Lodge» детям предлагают номер под названием Castle Suite. Кроватью в нем служит хорошо защищенная средневековая крепость, на полу - поле для мини-гольфа.
Отель «Loews Portofino Bay» в Орландо (США), посвящен создателю Гринча - доктору Сьюзу. Тематические номера изобилуют фигурами героев этого автора, а неподалеку находится парк Universal Studios, где можно заказать тематическую экскурсию. Номер стоит $609 в сутки.
В Лондоне отель «Dorchester» предлагает детям шик, который до сих пор был доступен только взрослым: в семейных номерах установлены кровати с роскошными балдахинами, на которых изображены герои книг детской писательницы Беатрис Поттер. Детям дарят фирменную коробку сладостей и предлагают посмотреть сказки в живом исполнении артистов Национального балета. Проживание - от $600 в двух смежных номерах.
Датский отель «Scandic The Reef» в приморском Фредрикшавне посвящен «Пиратам Карибского моря». Для детей проживание бесплатное, однако платными остаются водные развлечения и аттракционы, игровые комнаты и кинотеатр. Для взрослых ночь в отеле стоит 90 евро.
И, наконец, ещё один отель в Орландо - «Nickelodeon Suites Resort». Семейные номера украшены многочисленными изображениями Губки Боба Квадратные штаны, к услугам детей - 4Б-кинотеатр и даже детский spa-центр, в котором малышей ждут после аквапарка. Цена номера - от $207.
В рамках отелей открываются детские клубы, которые призваны организовывать качественный отдых маленьких клиентов. Программа составляется в зависимости от возраста детей: для маленьких - игры, занимательные экскурсии, для подростков - тоже экскурсии, но еще ролевые игры. Проводится большое количество разнообразных мастер-классов, соревнований, костюмированных представлений. Естественно, для работы отбираются педагоги, экскурсоводы, которые могут и умеют общаться с детьми. Игры в бассейне, море, пляж, дискотеки, спорт, здоровый сон в обязательном порядке включены в программу детского отдыха. Живут дети в отелях, с непременным бассейном, качественным питанием, хорошей территорией и т. д. [6].
Одним словом, развитие детского туризма за рубежом поставлено на широкую ногу, что уже давно оценили российские туристы. При этом возникают закономерные вопросы: способны ли предприятия туристического бизнеса России, Южного Урала удовлетворить запросы отечественных, а может быть, и иностранных туристов в качественном отдыхе вместе со своими детьми; каковы перспективы развития детского туризма в России, Челябинской области; какие существуют проблемы в организации отдыха маленьких клиентов?
Сотрудники и студенты кафедры «Экономика и менеджмент сервиса» ЮУрГУ в рамках стратегического партнерства с предприятиями сферы сервиса и туризма Южного Урала провели определенные исследования и постарались в какой-то степени ответить на заданные вопросы. Были использованы различные методы маркетинговых исследований: социологический опрос, изучение научной, деловой, специальной литературы, сайтов туристических фирм, контент-анализ, STEP и SWOT-анализы и другие специальные методы исследования рынка [2. С. 61-65].
STEP-анализ позволил выделить значительное количество положительных и отрицательных факторов внешней среды оказывающих непосредственное влияние на состояние дел с детским туризмом в России. Укажем на основные из них и начнем с факторов отрицательного влияния. Пожалуй, на первом месте для большинства предприятий сферы туризма находится инфраструктурный фактор, включающий в себя и наличие благоустроенных территорий, и подъездные пути, и транспортное сообщение, соответствующий уровень сервиса и т. п. Другой серьезный фактор - недостаточное инвестирование, особенно ощущается невнимание со стороны зарубежного бизнеса, имеющего опыт организации туризма, в том числе и детского, и соответствующие этому технологии.
Тем не менее, положительных факторов намного больше, что позволяет с оптимизмом смотреть на развитие туризма в целом и детского, в частности. Прежде всего, отметим улучшение социального, экономического, политического климата, изменение отношения в стране со стороны политиков, чиновников, бизнесменов, населения к внутреннему туризму и детскому отдыху. Развитие детского туризма востребовано рынком.
В России принята концепция современной семейной политики. Ее основная задача заключается в решении демографических проблем, повышении уровня рождаемости, укреплении семьи. Подтверждением данного тезиса может служить то внимание, которое уделяется вопросам семьи в политических заявлениях руководства страны, в программах действия правительства, направленных на улучшение условий жизни се-
мьи. Такие действия правительства в этой области, как, например, увеличение размера детских пособий, введение «материнского капитала», программа поддержки молодых семей привели к реальным результатам. По данным Росстата наблюдаются положительные тенденции. Увеличение числа родившихся наблюдалось в 67 субъектах Российской Федерации, снижение числа умерших - в 75 субъектах. За январь и февраль 2012 года родились 294 334 человек, против 266 547 за тот же период 2011 года. Число смертей немного снизилось: 324 181 смертей, против 325 550 в 2011 года. Население сократилось на 29 847 человек, против снижения на 59 003 человек в 2011 году. Как следствие при текущих положительных тенденциях Россия может выйти на естественный прирост населения уже в2015 году [3.С. 149-150].
Наряду с государственной политикой, предприятия разных отраслей поддерживают клиентов с детьми. Наглядный пример - рост числа открытых и успешно работающих детских развлекательных центров, таких как: «Планета Смайлс», «Crazy Park», Мегаленд и др. Увлекательный досуг для детей можно найти в любом торговом комплексе и в развлекательных местах. Услуги детских досуговых центров стали очень востребованы с ростом рождаемости. Родители охотно водят своих детей в эти центры: играют вместе с ними, оставляют на присмотр гувернеров, устраивают праздники. Наличие детских центров в городах России, в том числе Урала, их популярность показывает помимо роста численности населения и увеличения уровня жизни, достатка жителей, также желание родителей заботиться о своих детях. Многие родители, побывав на популярных для россиян курортах Испании, Турции, Кипра и других стран, изменили свое отношение к направлениям и уровню обслуживания в российских фирмах и требуют от них европейского подхода к обслуживанию клиентов, разнообразия видов и форм отдыха детей.
В последние годы складывается благоприятный инвестиционный климат для быстрого и успешного развития туризма во многих регионах России, в том числе на Южном Урале. Урал всегда считался опорным краем нашей Родины, территорией кузнецов и металлургов. И в настоящее время богатство уральской земли основано на индустриальном развитии. Однако при этом приоритеты бизнеса начинают меняться, многие уральские предприниматели предпочитают вкладывать деньги в сферу туриндустрии, чему есть логическое объяснение: прибыль и рентабельность туристического бизнеса на порядок выше, чем в тяжелой промышленности, а технических и экономических рисков гораздо меньше.
Коренным образом меняется отношение руководства страны и регионов к туристической деятельности. На въездной туризм делают ставку многие российские регионы: Краснодарский край, Санкт-Петербург, Великий Новгород, города «Золотого кольца».
В Челябинской области с одобрения и при поддержке губернатора Михаила Юре-вича намерены раскрутить региональный туристический брэнд. Сфера туризма должна стать одной из точек роста региональной экономики, иметь системообразующий характер. Для этого более 13 миллиардов рублей направит Челябинская область в ближайшие пять лет на развитие туризма в регионе. В октябре 2011 г на заседании правительства была рассмотрена новая программа развития туристско-рекреационной деятельности на Южном Урале, которая включает в себя 28 инвестиционных проектов. Из общего объема финансирования программы, 12 миллиардов - это средства инвесторов, которые уже сегодня готовы строить новые экопарки, горнолыжные центры, санаторно-курортные зоны и улучшать уже существующие объекты.
Средства областного бюджета в основном будут направлены на развитие инфраструктуры объектов - дороги, электричество. Будет создан единый туристический портал Южного Урала. Он предусматривает продвижение области как привлекательного туристского региона, поддержку предприятий туриндустрии, развитие социального туризма и проведение научно-исследовательских работ в сфере туризма.
Все перечисленные факторы, безусловно, способствуют ускоренному развитию туризма на Южном Урале. Кроме этого следует выделить и географический фактор, богатые природные ресурсы Урала. Недаром наш край называют уральской Швейцарией. Для развития въездного туризма Южный Урал имеет значительный потенциал в виде богатых рекреационных ресурсов: парков (национальные парки «Зюраткуль», «Таганай», Ильменский заповедник); исторических памятников, в т. ч. и мирового масштаба (музей-заповедник Аркаим — «Страна городов», ровесник Трои); довольно развитой туристической инфраструктуры.
В регионе было условно сформировано шесть туристических зон с рабочими названиями: «Этническая деревня», «Владения хозяйки местной горы», «Край трех тысяч озер», «Страна степных городов», «Малахитовое ожерелье Урала», «Великий шелковый путь». В области 17 гор, обеспеченных подъемниками. Наиболее популярные курорты - Солнечная долина, Металлург-Магнитогорск и Абзаково.
Туристам уже сейчас могут предложить интересные исторические и паломнические маршруты, этнографические туры, экстремальный туризм, горный отдых, сплавы, конные туры, действуют охотхозяйства, стрелковые центры.
Планомерное, целенаправленное развитие взрослого туризма закономерно вызовет и уже поднимает интерес бизнесменов к организации отдыха подрастающего поколения.
В целях объективной оценки рынка детских услуг, составления портрета посетителей детских развлекательных центров и выявления их потребностей кафедрой Экономики и менеджмента ЮУрГУ был проведен социологический опрос в крупнейших детских развлекательных центрах города Челябинска.
Вопросы для анкеты создавались при участии руководства ОАО клуб-отель «Золотой пляж» и горнолыжного центра «Солнечная Долина», для которых кафедра в 2012 году разработала инвестиционный проект детских клубов. В опросе приняли участие посетители крупнейших детских центров г.Челябинска. Большинство результатов (55 %) были получены путем устного индивидуального опроса родителей в детских развлекательных центрах, а 45% путем онлайн заполнения анкет. В опросе приняли участие 623 родителя. Анкеты были внесены и обработаны при помощи веб-интерфейса Google в приложении Googledoc - Form.
Целью опроса было выявить:
• Средний возраст ребенка (с кем пришли в центр), частота посещения;
• Продолжительность пребывания в детском центре, средняя стоимость одного посещения;
• Предпочтения клиентов, какие развлечения, аттракционы нравятся;
• Статистику тех, кто пользуется услугами детских клубов в отелях на отдыхе.
Опрос выявил, что больше половины посетителей приходят с детьми от 3 до 6 лет
(52,8 %)и27% посетителей - с детьми от 7 до 10 лет (рисунок 1).
□ Менее Зхлет -4,65%
■ 3-6 лет - 52,8%
■ 7 -10 лет -27,6%
Рис. 1. Возрастная структура спроса на услуги детских центров Средняя продолжительность посещения: 2-3 часа (рисунок 2).
Сколько времени проводите в детском центре
4 часа 11%
3 часа
1 О О,
1 час
2 часа
49%
Рис. 2. Структура длительности посещения детских центров
Средняя стоимость одного посещения: 500 - 1500руб (рисунок 3).
Какую сумму денег в среднем в оставляете за одно
Рис. 3. Ценовая структура спроса в детских центрах
Обычно посетители, которые пользуются только лабиринтом или оставляют ребенка на присмотр гувернеров проводят в детском центре примерно 1 час (18 %) и тратят менее 500 рублей. В среднем родители платят за одно посещение от 500 до 2000 рублей.
Многие (47 %) посещают детские центры раз в месяц. Это объясняется дороговизной развлечений и фактором времени (рисунок 4).
Как часто вы пользуетесь услугами детского
Раз в 6 мес
Рис. 4. Структура частоты посещения детских центров
Результаты показали, что 38 % родителей пользуются услугами детских центров чаще, чем раз в месяц (раз в неделю - 23 % и два раза в месяц - 15 %). Это посетители торгово-развлекательных центров, им удобно оставить ребенка на присмотр гувернеров и заниматься своими делами. Они же обычно оставляют менее 500 руб. (менее 500 руб. -24 %), так как оплачивают только посещение лабиринтов и присмотр гувернеров.
Для 79 % критерием выбора детского центра (рисунок 5) является наличие лабиринтов, батутов, игровых площадок.
Рис. 5. Структура потребительских предпочтений посетителей
Также стоит отметить, что лабиринты, надувные аттракционы рассчитаны для детей от 4 - 7 лет (больше 50 %). Спортивные аттракционы и игровые аппараты тоже пользуются особой популярностью - больше половины признались, что игровые аппараты и спортивные аттракционы доставляют максимум удовольствия детям и самим родителям (например, аэрохоккей).
Что касается образовательных программ, большинство опрошенных родителей посчитали, что детям будет полезнее развивать творческие способности (51 %), моторику (39 %) и играть в спортивные игры (46 %). 23 % отметили «изучение иностранных языков» (рисунок 6).
Образовательные программы
Спортивные игры Изучение иностранных языков Развитие творческих способностей Развитие моторики
о
100 200 300
К оличество посетителей Рис. 6. Структура спроса на образовательные программы
400
На вопрос: «Какими дополнительными услугами детского центра (организация детских праздников, аквагрим, фото и видео съемка, услуги футкорта, воздушные шары) вы пользуетесь?», самым популярным ответом стал: «Организация детских праздников» (37,8 % - 236 голосов). Заказ детского праздника в развлекательном центре, по мнению
родителей, - это очень удобно, весело, качественно и приводит детей в восторг. 16 % (104 чел) опрошенных признались, что пока не пользовались дополнительными услугами детского центра (рисунок 7).
Какими дополнительными услугами детского центра Вы
пользуетесь
Воздушные шары Услуг футкорта Фото н видео съемка Аквагрим
Организация детских праздников
0 50 100 150 200 250
Количество посетителей
Рис. 7. Структура спроса на дополнительные услуги
Также опрос выявил предпочтения родителей относительно детских клубов в отелях. 38 % опрошенных пользуются услугами детских клубов на отдыхе. Родители отметили, что в детских клубах детям больше всего нравиться интересные программы, игры на свежем воздухе, игры в бассейне, профессионализм аниматоров и мини-дискотеки. Только 7 % всех опрошенных сказали, что пользуются услугами няни в отелях. Из них 57 % оставляют детей на 1-2 часа, а38 %-на 3-4 часа.
Мы специально приводим большое количество диаграмм, графиков, цифр, чтобы подтвердить популярность у населения Челябинска различных видов детского отдыха, необходимость и возможность полноценного развития на Южном Урале детского туризма, в частности детских клубов.
Таким образом, исследования показали необходимость проектирования детских клубов в курортных зонах Южного Урала. Кстати, первый детский клуб, согласно разработанного проекта, был незамедлительно создан на озере Тургояк, в курорт-отеле «Золотой пляж» и получил признание родителей и детей, а главное, оправдал себя как выгодный бизнес-объект. В настоящее время происходит расширение работы по данному проекту, возглавляемому выпускницей кафедры «Экономика и менеджмент сервиса» ЮУрГУ Байракаевой Алией.
Итак, развитие детского туризма на Южном Урале имеет серьезные перспективы и возможности бурного роста. Создавая продукты для семей с детьми, предприятия удовлетворяют спрос на детский досуг, увеличивают долю рынка за счет привлечения посетителей с детьми и, конечно, поддерживают семью, детей. ОАО «Золотой пляж» в городе Миассе, перенимая успешный опыт зарубежных отелей, открывает детский клуб. Данная услуга, бесспорно, является актуальным ответом на мировую тенденцию организации качественного детского отдыха в отелях, удовлетворяющим спрос российского рынка.
Список литературы
1. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст] / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.- 485 с.
2. Журавлев, В. В. Основы стратегического менеджмента [Текст] / В. В. Журавлев. -Челябинск : Изд-во НОУВПО РБИУ, 2012. - 160 с.
3. Жилкова, Ю. В. Влияние демографической обстановки в России на развитие детского туризма [Текст] / Ю. В. Жилкова, 3. В. Киримова // Всероссийская научно-практическая конференция «Пути развития и совершенствования детско-юношеского, молодежного и спортивно-оздоровительного туризма». Москва, 4-5 декабря 2010 года / И. А. Дрогов (отв. ред.) - М. : ГУУ, 2010. - С. 149-151.
4. Кабушкин, Н. И. Менеджмент туризма [Текст] / Н. И. Кабушкин. - Минск : Новое знание, 2009. - 420 с.
5. Кабушкин, Н. И. Менеджмент гостиниц и ресторанов [Текст] / Н. И. Кабушкин. -Минск : Новое знание, 2009. -216 с.
6. Маслакова, Е. А. Концепция управления развитием детского туризма в современных экономических условиях [Текст] / Е.А. Маслакова // Вестник университета (ГУУ). -М. : ГУУ, 2011. - № 17.