Научная статья на тему 'Пути повышения конкурентоспособности предприятий сферы индустрии гостеприимства (на примере клуб-отеля «Золотой пляж»)'

Пути повышения конкурентоспособности предприятий сферы индустрии гостеприимства (на примере клуб-отеля «Золотой пляж») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2594
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ТУРИЗМ / COMPETITIVENESS / HOSPITALITY INDUSTRY AND TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлев Владимир Васильевич, Лопарева Альфия Мухамедовна

Повышение конкурентоспособности предприятия является одним из важных направлений деятельности менеджмента организации, без которого невозможно полноценное долгосрочное развитие бизнеса. В данной статье рассмотрены некоторые пути, способные улучшить конкурентные позиции предприятия и упрочить его положение на рынке на примере предприятия Челябинской области клуб-отеля «Золотой пляж».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Журавлев Владимир Васильевич, Лопарева Альфия Мухамедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES IN THE SPHERE OF HOSPITALITY INDUSTRY (USING THE EXAMPLE OF THE CLUB HOTEL “GOLDEN BEACH”)

The increase of enterprise competitiveness is one of the important activities of business management, which is essential to a long-term business development. This article describes several ways of improving the competitive position of the company and promoting its market position using the example of the enterprise Chelyabinsk Club Hotel "Golden Beach".

Текст научной работы на тему «Пути повышения конкурентоспособности предприятий сферы индустрии гостеприимства (на примере клуб-отеля «Золотой пляж»)»

УДК 338.45:640.4.03 + 640.4.03 ББК У43 + Ч518.1

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА (НА ПРИМЕРЕ КЛУБ-ОТЕЛЯ «ЗОЛОТОЙ ПЛЯЖ»)

В.В. Журавлев, А.М. Лопарева

Повышение конкурентоспособности предприятия является одним из важных направлений деятельности менеджмента организации, без которого невозможно полноценное долгосрочное развитие бизнеса. В данной статье рассмотрены некоторые пути, способные улучшить конкурентные позиции предприятия и упрочить его положение на рынке на примере предприятия Челябинской области - клуб-отеля «Золотой пляж».

Ключевые слова: конкурентоспособность, индустрия гостеприимства, туризм.

Повышение конкурентоспособности предприятия является одним из важных направлений деятельности менеджмента организации, без которого невозможно полноценное долгосрочное развитие бизнеса. Предприятия сферы туризма, переживающей период бурного роста в нашей стране, безусловно, также нуждаются в учете факторов конкурентоспособности и использовании соответствующих методов совершенствования организации. В данной статье рассмотрены некоторые пути, способные улучшить конкурентные позиции предприятия и упрочить его положение на рынке.

Челябинская область традиционно считается краем металлургов, шахтеров и машиностроителей. Именно эти сферы деятельности и придали Южному Уралу имидж одного из индустриальных центров страны. К сожалению, уже в конце прошлого века опора только на промышленное развитие перестала обеспечивать рост благосостояния территорий и проживающего там населения. Руководители области осознали необходимость диверсификации экономики, развития разных направлений деятельности, а бизнесмены проголосовали за это собственными активами, вкладывая финансы в сервис, туризм, гостиничное дело, в предприятия индустрии гостеприимства.

В последние годы в нашей области заниматься турбизнесом стало очень выгодно: рентабельность в туристской отрасли гораздо выше, чем в сложном, технологичном производстве, прибыль появляется также гораздо раньше, чем при вложении средств в промышленные предприятия. Это и привлекает деловых людей в сферу туризма. Желательно, чтобы процесс развития туристической отрасли на Южном Урале расширялся и приобретал необратимый характер. Исходя из сказанного, основной целью статьи является привлечение внимания бизнеса, общественности, представителей государственного, муниципального управления к проблемам и возможностям туристической деятельности и ее отдельных перспективных направлений, позволяющих повысить конкурентные позиции предприятия.

В процессе работы над представленной темой при разработке теоретических и практических вопросов были использованы труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные развитию теории организации, вопросам маркетинга и стратегического управления (Д. А. Баевой, О. С. Вихан-ского, Г.Р. Латфуллина, Н.И. Кабушкина, Б.З. Мильнера, М. Портера, З.П. Румянцевой), экономическим и управленческим исследованиям в сфере туризма (А.Ю. Александровой, Ю.В. Жил-кова, Н.А. Зайцевой, М.В. Ефремовой, Ф. Котлера, Е.А. Маслаковой, М.А. Морозова) [1, 2, 3, 7, 8].

Конкурентоспособность предприятия - это способность организации реально и потенциально вступать в опосредованные рынком взаимодействия с другими его субъектами, заинтересованными в достижении целей, аналогичных целям данного предприятия [1, с. 68].

Основываясь на научных трудах таких исследователей конкурентоспособности организации, как О.С. Виханский, Д.А. Баева, В.Б. Чернов, Г. Минцберг, М. Портер, можно выделить следующие виды конкурентоспособности: проявленная (фактическая), потенциальная, конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность деятельности, включающая в себя текущую эффективность деятельности и адаптивную.

При анализе и оценке конкурентоспособности используют различные методы, которые можно, по мнению Баевой Д.А. и Чернова В.Б., разбить на две группы - методы, которые носят фактический характер, и методы, не имеющие фактической направленности. Каждый из них имеет определенные положительные и отрицательные стороны. Так, методы, не носящие фактический характер, основаны на косвенных показателях - доля рынка, стоимость бизнеса - они просты и удобны в использовании, но их невозможно применить для управления конкурентоспособностью. Вторая

группа методов носит факторный характер, они более затратны, однако обладают высокой применимостью в целях управления процессом развития конкурентоспособности предприятия [1].

Мы присоединяемся к мнению исследователей, считающих, что необходимо применять комплексный подход к управлению конкурентоспособностью, использовать разные направления и пути совершенствования деятельности организации. Это касается, конечно же, и предприятий сферы индустрии гостеприимства.

Туризм во многих странах мира является самым важным видом деловой активности, полноценно наполняет бюджеты таких стран, как Испания, Греция, Португалия, Таиланд, Индия, помогает решать острые социальные проблемы, в частности, проблемы занятости и роста доходов граждан многих государств [8]. Не является исключением и Россия, которая должна занять достойное место на рынке туризма, завоевать и укрепить конкурентные позиции, использовать ключевые факторы успеха.

Наша работа основывается на деятельности клуб-отеля «Золотой пляж», горнолыжного центра «Солнечная долина» и ряда других предприятий, расположенных на озере Тургояк. Данные предприятия привлекли внимание кафедры «Экономика и менеджмент сервиса» ЮУрГУ, так как считаются стратегическими партнерами кафедры и являются одними из лидеров туристического бизнеса на Южном Урале.

Проведенные челябинскими предпринимателями совместно с преподавателями и студентами кафедры «Экономика и менеджмент сервиса» ЮУрГУ маркетинговые исследования показали, что наш край способен привлечь в недалеком будущем определенное количество европейских туристов, которые смогли бы заполнить уже имеющиеся и предполагаемые объекты туристической деятельности, обеспечивая стабильный доход субъектам рынка. Конечно, при этом необходимо обеспечить туристам европейский уровень сервиса и внедрить новые схемы бизнес-процессов, которые позволят гарантировать бесперебойный приток туристов [6, с. 41].

К данному процессу в качестве стратегического партнера ряда туристических организаций, таких как ГЛЦ «Солнечная Долина», клуб-отель «Золотой пляж», национальный парк спорта и туризма «Тургояк», компания «Пегас-Тур», подключилась кафедра экономики и менеджмента сервиса ЮУрГУ, осуществляющая подготовку кадров для сферы индустрии гостеприимства. Откликаясь на потребности рынка, преподаватели и студенты совместно с представителями соответствующих фирм предложили к разработке несколько конкурентоспособных направлений развития туристической деятельности, которые помогут и уже позволяют повысить уровень доходов предприятий, количество клиентов, развить новые и востребованные рынком виды бизнеса. В частности, были разработаны предложения и инвестиционные проекты по созданию детских клубов, молодежных центров, развитию системы таймшеров и др.

Национальный парк спорта и туризма «Тургояк» расположен в изумительном месте, где находится замечательное озеро, лесистые горы и сохраняются виды почти первозданной природы. Летом, в течение 120 дней все заполнено до отказа, в гостиницах не хватает койко-мест. Доходы от туризма оказываются очень высокими, но заканчивается летний сезон, и наступают проблемы с заполняемостью курорта, прибыль резко снижается. То же самое происходит и с горнолыжным курортом «Солнечная долина», который заполняется только зимой, а летом гора пустует. Понятно, что возникает вопрос, как выстраивать бизнес, чтобы он приносил доход круглогодично.

Проанализировав ситуацию, учитывая зарубежный опыт, кафедра совместно с бизнес-партнерами предлагает различные варианты действий, предполагающие опору на следующую схематическую цепочку выстраивания бизнес-процесса: мотивация, идея, модель, стратегия реализация бизнеса [2, 4, 5].

Опросы организаций, осуществляющих туристическую деятельность в районе озера Тургояк, указывают на мотивацию бизнеса. Она заключается в сохранении сегмента рынка и в увеличении прибыли. В качестве основной идеи предлагается увеличение емкости курорта без серьезных капиталовложений, а также увеличение спектра услуг.

Модель предлагается очень простая, заимствованная из опыта ведущих зарубежных мировых туристических предприятий [7]. Предлагается строить курортную недвижимость, инфраструктуру, дороги и большую часть данной недвижимости продавать всем желающим, тем самым окупая проект и получая стабильную прибыль. То есть участники проекта, обычные граждане покупают квартиру, апартаменты на территории курорта, вкладывают личные средства в строительство и затем, чтобы окупить свои вложения и в дальнейшем получать стабильный доход, сдают эти помещения в аренду курорту. Эта технология ведет начало с 1985 года, когда впервые был разработан таймшер (продажа времени проживания в гостинице). Развился бизнес по обмену таймшеров. Затем в 1995 году стали продавать курортную недвижимость, которую курорт брал у владельцев в свое управление. Владелец, собственник квартиры, коттеджа жил 3-4 месяца на курорте, а затем отдавал жилье, ничего не получая взамен [8]. По предлагаемой новой схеме владелец недвижимости на Тургояке сможет пользоваться недвижимостью на других курортах в разных странах, обмениваясь койко-днями, причем бесплатно, а также получать стабильный доход, процент от сдачи своей собственности курорту в управление. Проведенные расчеты показали, что проект окупается для гражданина в течение 8 лет, помимо этого он получает стабильный доход в размере 10 процентов годовых. Выгодно и обычному человеку, и курорту, который, не вкладывая собственные инвестиции,

получает возможность для дальнейшего развития и формирования инфраструктуры туристической деятельности.

Итак, стратегия развития парка предусматривает следующее. Шаг первый предполагает рост курорта за счет формирования инфраструктуры (дороги, спортивные и развлекательные объекты и др.); увеличение номерного фонда за счет арендованной курортом недвижимости, которую купили обычные граждане, вложив в строительство личные сбережения. Шаг второй предусматривает развитие технологии таймшера. Шаг третий предполагает создание ОАО, которое займется покупкой курортной недвижимости за рубежом. Данную недвижимость будут отдавать в управление туроператору, что позволит получать прибыль курорту и даст возможность бесплатно отдыхать за рубежом владельцам недвижимости в национальном парке «Тургояк». Обеспечить реализацию проекта позволит развитие партнерских связей, подключение к бизнесу известной европейской фирмы «Dolomiti Superski» [6].

Другим направлением расширения туристских услуг является развитие детского туризма, создание детских клубов на озере Тургояк. С подачи заведующего кафедрой Шмидта А.В., по заказу президента национального парка спорта и туризма «Тургояк» Олега Сиротина, студентка пятого курса Байракаева Алия под руководством доцента Худяковой Т.А. разработала и внедрила проект детского клуба. Данный клуб в настоящее время является своеобразной экспериментальной площадкой для дальнейшего развития детского туризма в окрестностях Миасса и Челябинской области.

Детский туризм во всем цивилизованном мире считается важным, необходимым и популярным видом бизнеса. Зарубежные отели давно сделали ставку на клиентов с детьми. Их лозунг гласит: «Дети - наши будущие клиенты». Конечно, имеются разные подходы к обслуживанию отправляющихся в путешествие родителей с детьми. Имеется ряд отелей, в которые не допускаются дети до определенного возраста. Владельцы таких отелей руководствуются тем, что их клиенты не любят шум и гам, который устраивают дети.

Тем не менее, лучшие отели мира заботятся не только о взрослых посетителях, но и о самых маленьких гостях. Сегодня для оценки уровня того или иного отеля появились новые критерии: насколько гостиница заботится о своих самых маленьких гостях, есть ли на ее территории все необходимое для их полноценного отдыха? Впрочем, категория «звездности» отеля определяется не наличием «необходимого», а избытком роскоши [8, 9].

Мы рассмотрели деятельность зарубежных отелей. Лучшие отели мира предлагают особым образом декорированные комнаты для малышей и подростков, специальные SPA для детей, миниа-

тюрные зонтики на пляже. «Personality Hotel» в Сан-Франциско рекомендует поселить ребенка в комнате, имеющей общую дверь с родительской, однако весьма от нее отличающейся. Например, присутствием в номере огромного плоского экрана для просмотра мультиков, микрофона для караоке, шкафа с набором удивительных вещей, годящихся для переодевания в кого угодно: от удава в солнечных очках до попугая в страусиных перьях. Музыка в предоставленный ребенку iPod закачана в соответствии с его вкусами. Примерно ту же картину можно обнаружить в семейных номерах отеля «Ritz Carlton» в Бостоне. Администрация старается сделать как можно больше «детских комнат» в своих отелях, хотя удовольствие это весьма недешевое.

Чаще отели пытаются найти компромиссное решение: отдохнуть маленьким посетителям и их родителям с минимальными затратами. «Bentley Beach Hotel» во Флориде обошелся маленькими зонтиками на пляже, а «Reid’s Palace» на Мадейре добавил в свои ванные комнаты специальные детские пеньюары, банные халаты, гели для душа и шлепанцы, а в свои рестораны - адаптированное детское меню. Гостиница «One&Only Kanuhura» на Мальдивах предлагает девочкам «быть как мама» и посетить SPA, в которых можно принять цветочную ванну, овладеть искусством раскрашивания ногтей и заплетать причудливые косы.

Издание «Independent» назвал шесть самых лучших отелей в мире для отдыха с детьми. Обратим внимание на зарубежные предложения, касающиеся обслуживания маленьких клиентов.

В Париже гостиница «Plaza Athenee» предлагает любительницам кукол, а также их родителям, специальный Barbie Suite. Розовая мебель и прочая обстановка - настоящий кукольный домик, размеры которого подойдут для настоящей девочки, обойдется в 1600 евро за ночь. В цену включена смежная комната для родителей.

В Берлине в отель «Propeller Island City Lodge» детям предлагают номер под названием Castle Suite. Кроватью в нем служит хорошо защищенная средневековая крепость, на полу - поле для мини-гольфа.

Отель «Loews Portofino Bay» в Орландо (США) посвящен создателю Гринча - доктору Сьюзу. Тематические номера изобилуют фигурами героев этого автора, а неподалеку находится парк Universal Studios, где можно заказать тематическую экскурсию. Номер стоит $609 в сутки.

В Лондоне отель «Dorchester» предлагает детям шик, который до сих пор был доступен только взрослым: в семейных номерах установлены кровати с роскошными балдахинами, на которых изображены герои книг детской писательницы Беатрис Поттер. Детям дарят фирменную коробку сладостей и предлагают посмотреть сказки в живом исполнении артистов Национального балета. Проживание - от $600 в двух смежных номерах.

Датский отель «Scandic The Reef» в приморском Фредрикшавне посвящен «Пиратам Карибского моря». Для детей проживание бесплатное, однако платными остаются водные развлечения и аттракционы, игровые комнаты и кинотеатр. Для взрослых ночь в отеле стоит 90 евро.

И, наконец, ещё один отель в Орландо -«Nickelodeon Suites Resort». Семейные номера украшены многочисленными изображениями Губки Боба Квадратные штаны, к услугам детей -4D-кинотеатр и даже детский spa-центр, в котором малышей ждут после аквапарка. Цена номера - от $207.

В рамках отелей открываются детские клубы, которые призваны организовывать качественный отдых маленьких клиентов. Программа составляется в зависимости от возраста детей: для маленьких - игры, занимательные экскурсии, для подростков - тоже экскурсии, но еще ролевые игры. Проводится большое количество разнообразных мастер-классов, соревнований, костюмированных представлений. Естественно, для работы отбираются педагоги, экскурсоводы, которые могут и умеют общаться с детьми. Игры в бассейне, море, пляж, дискотеки, спорт, здоровый сон в обязательном порядке включены в программу детского отдыха. Живут дети в отелях, с непременным бассейном, качественным питанием, хорошей территорией и т. д. [6].

Одним словом, развитие детского туризма за рубежом поставлено на широкую ногу, что уже давно оценили российские туристы. При этом возникают закономерные вопросы: способны ли предприятия туристического бизнеса России, Южного Урала удовлетворить запросы отечественных, а может быть, и иностранных туристов в качественном отдыхе вместе со своими детьми; каковы перспективы развития детского туризма в России, Челябинской области; какие существуют проблемы в организации отдыха маленьких клиентов?

Сотрудники и студенты кафедры «Экономика и менеджмент сервиса» ЮУрГУ в рамках стратегического партнерства с предприятиями сферы сервиса и туризма Южного Урала провели определенные исследования и постарались в какой-то степени ответить на заданные вопросы. Были использованы различные методы маркетинговых исследований: социологический опрос, изучение научной, деловой, специальной литературы, сайтов туристических фирм, контент-анализ, STEP и SWOT-анализы и другие специальные методы исследования рынка [1, 2, 4].

STEP-анализ позволил выделить значительное количество положительных и отрицательных факторов внешней среды, оказывающих непосредственное влияние на состояние дел с детским туризмом в России. Укажем на основные из них и начнем с факторов отрицательного влияния. Пожалуй, на первом месте для большинства предприятий сферы туризма находится инфраструктурный фак-

тор, включающий в себя и наличие благоустроенных территорий, и подъездные пути, и транспортное сообщение, соответствующий уровень сервиса и т. п. Другой серьезный фактор - недостаточное инвестирование, особенно ощущается невнимание со стороны зарубежного бизнеса, имеющего опыт организации туризма, в том числе и детского, и соответствующие этому технологии.

Тем не менее, положительных факторов намного больше, что позволяет с оптимизмом смотреть на развитие туризма в целом и детского, в частности. Прежде всего, отметим улучшение социального, экономического, политического климата, изменение отношения в стране со стороны политиков, чиновников, бизнесменов, населения к внутреннему туризму и детскому отдыху. Развитие детского туризма востребовано рынком.

В России принята концепция современной семейной политики. Ее основная задача заключается в решении демографических проблем, повышении уровня рождаемости, укреплении семьи. Подтверждением данного тезиса может служить то внимание, которое уделяется вопросам семьи в политических заявлениях руководства страны, в программах действия правительства, направленных на улучшение условий жизни семьи. Такие действия правительства в этой области, как, например, увеличение размера детских пособий, введение «материнского капитала», программа поддержки молодых семей привели к реальным результатам. По данным Росстата наблюдаются положительные тенденции. Увеличение числа родившихся наблюдалось в 67 субъектах Российской Федерации, снижение числа умерших - в 75 субъектах. За январь и февраль 2012 года родились 294 334 человек, против 266 547 за тот же период 2011 года. Число смертей немного снизилось: 324 181 смертей, против 325 550 в 2011 года. Население сократилось на 29 847 человек, против снижения на 59 003 человек в 2011 году. Как следствие, при текущих положительных тенденциях Россия может выйти на естественный прирост населения уже в 2015 году [3, с. 149-150].

Наряду с государственной политикой, предприятия разных отраслей поддерживают клиентов с детьми. Наглядный пример - рост числа открытых и успешно работающих детских развлекательных центров, таких как: «Планета Смайлс», «Crazy Park», Мегаленд и др. Увлекательный досуг для детей можно найти в любом торговом комплексе и в развлекательных местах. Услуги детских досуговых центров стали очень востребованы с ростом рождаемости. Родители охотно водят своих детей в эти центры: играют вместе с ними, оставляют на присмотр гувернеров, устраивают праздники. Наличие детских центров в городах России, в том числе Урала, их популярность показывает помимо роста численности населения и увеличения уровня жизни, достатка жителей, также желание родителей заботиться о своих детях. Многие родители,

побывав на популярных для россиян курортах Испании, Турции, Кипра и других стран, изменили свое отношение к направлениям и уровню обслуживания в российских фирмах и требуют от них европейского подхода к обслуживанию клиентов, разнообразия видов и форм отдыха детей.

В последние годы складывается благоприятный инвестиционный климат для быстрого и успешного развития туризма во многих регионах России, в том числе на Южном Урале. Урал всегда считался опорным краем нашей Родины, территорией кузнецов и металлургов. И в настоящее время богатство уральской земли основано на индустриальном развитии. Однако при этом приоритеты бизнеса начинают меняться, многие уральские предприниматели предпочитают вкладывать деньги в сферу туриндустрии, чему есть логическое объяснение: прибыль и рентабельность туристического бизнеса на порядок выше, чем в тяжелой промышленности, а технических и экономических рисков гораздо меньше.

Коренным образом меняется отношение руководства страны и регионов к туристической деятельности. На въездной туризм делают ставку многие российские регионы: Краснодарский край, Санкт-Петербург, Великий Новгород, города «Золотого кольца».

В Челябинской области с одобрения и при поддержке губернатора Михаила Юревича намерены раскрутить региональный туристический брэнд. Сфера туризма должна стать одной из точек роста региональной экономики, иметь системообразующий характер. Для этого более 13 миллиардов рублей направит Челябинская область в ближайшие пять лет на развитие туризма в регионе. В октябре 2011 г. на заседании правительства была рассмотрена новая программа развития туристско-рекреационной деятельности на Южном Урале, которая включает в себя 28 инвестиционных проектов. Из общего объема финансирования программы, 12 миллиардов - это средства инвесторов, которые уже сегодня готовы строить новые экопарки, горнолыжные центры, санаторно-курортные зоны и улучшать уже существующие объекты.

Средства областного бюджета в основном будут направлены на развитие инфраструктуры объектов - дороги, электричество. Будет создан единый туристический портал Южного Урала. Он предусматривает продвижение области как привлекательного туристского региона, поддержку предприятий туриндустрии, развитие социального туризма и проведение научно-исследовательских работ в сфере туризма.

Все перечисленные факторы, безусловно, способствуют ускоренному развитию туризма на Южном Урале. Кроме этого следует выделить и географический фактор, богатые природные ресурсы Урала. Недаром наш край называют уральской Швейцарией. Для развития въездного туризма Южный Урал имеет значительный потенциал в

виде богатых рекреационных ресурсов: парков (национальные парки «Зюраткуль», «Таганай», Ильменский заповедник); исторических памятников, в т. ч. и мирового масштаба (музей-заповедник Аркаим - «Страна городов», ровесник Трои); довольно развитой туристической инфраструктуры.

В регионе было условно сформировано шесть туристических зон с рабочими названиями: «Этническая деревня», «Владения хозяйки местной горы», «Край трех тысяч озер», «Страна степных городов», «Малахитовое ожерелье Урала», «Великий шелковый путь». В области 17 гор, обеспеченных подъемниками. Наиболее популярные курорты - Солнечная долина, Металлург-Магнитогорск и Абзаково.

Туристам уже сейчас могут предложить интересные исторические и паломнические маршруты, этнографические туры, экстремальный туризм, горный отдых, сплавы, конные туры, действуют охотхозяйства, стрелковые центры.

Планомерное, целенаправленное развитие взрослого туризма закономерно вызовет и уже поднимает интерес бизнесменов к организации отдыха подрастающего поколения.

В целях объективной оценки рынка детских услуг, составления портрета посетителей детских развлекательных центров и выявления их потребностей кафедрой экономики и менеджмента сервиса ЮУрГУ был проведен социологический опрос в крупнейших детских развлекательных центрах города Челябинска.

Вопросы для анкеты создавались при участии руководства ОАО клуб-отель «Золотой пляж» и горнолыжного центра «Солнечная Долина», для которых кафедра в 2012 году разработала инвестиционный проект детских клубов. В опросе приняли участие посетители крупнейших детских центров г. Челябинска. Большинство результатов (55 %) были получены путем устного индивидуального опроса родителей в детских развлекательных центрах, а 45 % путем онлайн заполнения анкет. В опросе приняли участие б23 родителя. Анкеты были внесены и обработаны при помощи веб-интерфейса Google в приложении Googledoc - Form.

Целью опроса было выявить:

• средний возраст ребенка (с кем пришли в центр), частота посещения;

• продолжительность пребывания в детском центре, средняя стоимость одного посещения;

• предпочтения клиентов, какие развлечения, аттракционы нравятся;

• статистику тех, кто пользуется услугами детских клубов в отелях на отдыхе.

Опрос выявил, что больше половины посетителей приходят с детьми от 3 до б лет (52,В %) и 27 % посетителей - с детьми от 7 до 10 лет. Средняя продолжительность посещения: 2-3 часа. Средняя стоимость одного посещения: 500-1500 руб. Обычно посетители, которые пользуются только лабиринтом или оставляют ребенка на при-

смотр гувернеров, проводят в детском центре примерно 1 час (18 %) и тратят менее 500 рублей. В среднем родители платят за одно посещение от 500 до 2000 рублей.

Многие (47 %) посещают детские центры раз в месяц. Это объясняется дороговизной развлечений и фактором времени. Результаты показали, что 38 % родителей пользуются услугами детских центров чаще, чем раз в месяц (раз в неделю - 23 % и два раза в месяц - 15 %). Это посетители торговоразвлекательных центров, им удобно оставить ребенка на присмотр гувернеров и заниматься своими делами. Они же обычно оставляют менее 500 руб. (менее 500 руб. - 24 %), так как оплачивают только посещение лабиринтов и присмотр гувернеров.

Для 79 % критерием выбора детского центра является наличие лабиринтов, батутов, игровых площадок.

Также стоит отметить, что лабиринты, надувные аттракционы рассчитаны для детей от 4-7 лет (больше 50 %). Спортивные аттракционы и игровые аппараты тоже пользуются особой популярностью - больше половины признались, что игровые аппараты и спортивные аттракционы доставляют максимум удовольствия детям и самим родителям (например, аэрохоккей).

Что касается образовательных программ, большинство опрошенных родителей посчитали, что детям будет полезнее развивать творческие способности (51 %), моторику (39 %) и играть в спортивные игры (46 %). 23 % отметили «изучение иностранных языков».

На вопрос: «Какими дополнительными услугами детского центра (организация детских праздников, аквагрим, фото- и видеосъемка, услуги фут-корта, воздушные шары) вы пользуетесь?», самым популярным ответом стал: «Организация детских праздников» (37,8 % - 236 голосов). Заказ детского праздника в развлекательном центре, по мнению родителей, это очень удобно, весело, качественно и приводит детей в восторг. 16 % (104 чел.) опрошенных признались, что пока не пользовались дополнительными услугами детского центра.

Также опрос выявил предпочтения родителей относительно детских клубов в отелях. 38 % опрошенных пользуются услугами детских клубов на отдыхе. Родители отметили, что в детских клубах детям больше всего нравиться интересные программы, игры на свежем воздухе, игры в бассейне, профессионализм аниматоров и мини-дискотеки. Только 7 % всех опрошенных сказали, что пользуются услугами няни в отелях. Из них 57 % оставляют детей на 1-2 часа, а 38 % - на 3-4 часа.

Мы специально приводим большое количество цифр, чтобы подтвердить популярность у населения Челябинска различных видов детского отдыха, необходимость и возможность полноценного развития на Южном Урале детского туризма, в частности детских клубов.

Таким образом, исследования показали необ-

ходимость проектирования детских клубов в курортных зонах Южного Урала. Кстати, первый детский клуб, согласно разработанного проекта, был незамедлительно создан на озере Тургояк, в курорт-отеле «Золотой пляж» и получил признание родителей и детей, а главное, оправдал себя как выгодный бизнес-объект. В настоящее время происходит расширение работы по данному проекту, где в качестве стартменеджера выступила выпускница кафедры «Экономика и менеджмент сервиса» ЮУрГУ Байракаева Алия.

Итак, развитие детского туризма на Южном Урале имеет серьезные перспективы и возможности бурного роста. Создавая продукты для семей с детьми, предприятия удовлетворяют спрос на детский досуг, увеличивают долю рынка за счет привлечения посетителей с детьми и, конечно, поддерживают семью, детей. ОАО «Золотой пляж» в городе Миассе, перенимая успешный опыт зарубежных отелей, открывает детский клуб. Данная услуга, бесспорно, является актуальным ответом на мировую тенденцию организации качественного детского отдыха в отелях, удовлетворяющим спрос российского рынка.

В целом, подводя итог, необходимо отметить, что многие предприятия сферы индустрии гостеприимства имеют прекрасные перспективы для дальнейшего развития, завоевания и укрепления конкурентных позиций, повышения эффективности деятельности за счет верной оценки потребностей рынка, использования ключевых факторов успеха, использования лучшего опыта зарубежных предприятий и применения современных технологий деятельности в сфере туризма.

Литература

1. Баева, Д.А. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия /Д.А. Баева, В.Б. Чернов. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 190 с.

2. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О. С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2010. - 485 с.

3. Жилкова, Ю.В. Влияние демографической обстановки в России на развитие детского туризма /Ю.В. Жилкова, З.В. Киримова // Всероссийская научно-практическая конференция «Пути развития и совершенствования детско-юношеского, молодежного и спортивно-оздоровительного туризма». Москва, 4-5 декабря 2010 года / И.А. Дрогов (отв. ред.) - М.: ГУУ, 2010. - С. 149-151.

4. Журавлев, В. В. Основы стратегического управления / В.В. Журавлев. - Челябинск: Изд-во НОУВПО РБИУ, 2012. - 166 с.

5. Журавлев, В. В. Возможные направления роста и развития предприятий сферы туризма и гостиничного хозяйства Южного Урала / / В. В. Журавлев // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2012. - № 4. - С. 48-52.

6. Журавлев, В. В. Развитие туристического бизнеса как направление диверсификации экономики Челябинской области / В.В. Журавлев, А.М. Лопарева // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: сборник научных трудов 14-й Международной научно-практической конференции /В.Р. Окороков (отв. ред.) - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 476 с.

7. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма / Н.И. Кабушкин. - Мн.: Новое знание, 2009. - 420 с.

8. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов /Н.И. Кабушкин. - Мн.: Новое знание, 2009. - 216 с.

9. Худякова, Т.А. Экономика предприятия / Т.А. Худякова, А.В. Шмидт. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. - 143 с.

Журавлев Владимир Васильевич. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент сервиса», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - экономика и менеджмент сервиса. Контактный телефон: 89080519520.

Лопарева Альфия Мухамедовна. Старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент сервиса», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - экономика и менеджмент сервиса. Контактный телефон: 89514879075.

WAYS OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES IN THE SPHERE OF HOSPITALITY INDUSTRY (USING THE EXAMPLE OF THE CLUB HOTEL “GOLDEN BEACH”)

V.V. Zhuravlev, A.M. Lopareva

The increase of enterprise competitiveness is one of the important activities of business management, which is essential to a long-term business development. This article describes several ways of improving the competitive position of the company and promoting its market position using the example of the enterprise Chelyabinsk Club Hotel "Golden Beach".

Keywords: competitiveness, hospitality industry and tourism.

Vladimir Vasilievich Zhuravlev. Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of the Department of Economics and Service Management, South Ural State University (Chelyabinsk). Area of research interests: economics and service management. Tel.: 89080519520

Lopareva Alfiya Mukhamedovna. Senior lecturer of the Department of Economics and Service Management, South Ural State University (Chelyabinsk). Area of research interests: economics and service management. Tel.: 89514879075

Поступила в редакцию 28 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.