Научная статья на тему 'Роль государства в обеспечении экономической безопасности в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации'

Роль государства в обеспечении экономической безопасности в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
450
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / GOVERNMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ВТО / WTO / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / FINANCIAL SYSTEM REFORM / РЕФОРМЫ / ЭКОНОМИКА / ТОРГОВЛЯ / THE ECONOMY AND TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Песина Елена Аркадьевна

Изучена роль государства в обеспечении экономической безопасности в условиях вступления России в ВТО. Отмечены плюсы и минусы вступления страны в ВТО и необходимость усиления роли государства в правовом регулировании экономики при выделении функции по антикризисному экономическому регулированию в качестве самостоятельной чрезвычайной функции государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Песина Елена Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE ROLE IN PROVIDING ECONOMIC SECURITY IN THE CONDITIONS OF THE MEMBERSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION IN WORLD TRADE ORGANIZATION

The role of the state in providing economic security in the context of Russia's accession to the WTO. Noted the pros and cons of joining the WTO and the need to strengthen the state's role in the legal regulation of the economy in the allocation function of crisis economic regulation as an independent function of the state of emergency.

Текст научной работы на тему «Роль государства в обеспечении экономической безопасности в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации»

УДК 342

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.А. Песина

Изучена роль государства в обеспечении экономической безопасности в условиях вступления России в ВТО. Отмечены плюсы и минусы вступления страны в ВТО и необходимость усиления роли государства в правовом регулировании экономики при выделении функции по антикризисному экономическому регулированию в качестве самостоятельной чрезвычайной функции государства.

Ключевые слова: государство; экономическая безопасность; ВТО; правовое регулирование; финансовая система; реформы; экономика; торговля.

E.A. Pesina. STATE ROLE IN PROVIDING ECONOMIC SECURITY IN THE CONDITIONS OF THE MEMBERSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION IN WORLD TRADE ORGANIZATION

The role of the state in providing economic security in the context of Russia's accession to the WTO. Noted the pros and cons of joining the WTO and the need to strengthen the state's role in the legal regulation of the economy in the allocation function of crisis economic regulation as an independent function of the state of emergency.

Keywords: government; economic security; WTO; regulation; financial system reform; the economy and trade.

22 августа 2012 г. вступил в силу ратифицированный Федеральным законом «О присоединении Российской Федерации к Марракеш-скому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1995 года» Протокол от 21 июля 2012 г № 126-ФЗ (далее - Протокол) [1]. Вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) не может не сказаться на реализации экономической функции Российским государством, на обеспечении экономической безопасности как составной части национальной безопасности Российской Федерации.

Одной из целей вступления России в ВТО является расширение возможностей российских инвесторов в странах - членах ВТО, в частности, в банковской сфере. Банковская система - кровеносная система экономики, в связи с чем банковская безопасность является одним из основных элементов обеспечения экономической безопасности, особенно в условиях экономических кризисов. Именно банки могут, с одной стороны, полностью оградить экономику страны от финансового кризиса или хотя бы ослабить его глубину, с другой - именно банки являются основным источником уязвимости финансовой системы государства [21].

Вопросы национальной безопасности в Российской Федерации регулируются Феде-

ральным законом «О безопасности» и стратегиями безопасности в различных сферах. В частности, в настоящее время действует Стратегия национальной безопасности до 2020 г., принятая в 2009 г., а в области экономической безопасности - Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации от 1996 г. Основные направления безопасности определяются Президентом России, который, в свою очередь, возглавляет Совет Безопасности. Правовая основа обеспечения национальной безопасности, помимо национального законодательства, это еще и общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.

Для понимания роли государства в рамках данной темы необходимо определить следующее: 1) понятие национальной безопасности; 2) понятие экономической безопасности, кто ее обеспечивает и каков ее объект; 3) угрозы безопасности, возникающие со вступлением России в ВТО; 4) меры, которые необходимо принимать во избежание наступления негативных последствий.

Говоря о национальной безопасности, необходимо отметить, что определение национальной безопасности дается в Стратегии национальной безопасности до 2020 г. (далее - Стратегия 2020). Национальная безопас-

74

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №4(14)

ность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [10].

Важно обратить внимание на то, что в Стратегии 2020 уделяется совсем не много внимания вопросам экономической безопасности, но из текста четко понятно: экономическая безопасность - ее составная часть.

Конкретизация вопросов экономической безопасности осуществляется в Государственной стратегии экономической безопасности РФ. Президент РФ принимает решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности. В то же время к основным задачам и функциям Совета Безопасности относится применение специальных экономических мер и анализ информации об экономической ситуации в стране.

Стратегия экономической безопасности (далее - Стратегия) была изначально рассчитана на 3-5 лет, тем не менее нового документа в этой области на сегодняшний день принято не было. В 1999 г. состоялась попытка внесения закона «Об обеспечении экономической безопасности Российской Федерации», запрещавшего все виды международных финансовых операций Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также запрещавшего следование принципам и рекомендациям Международного валютного фонда. Проект данного закона был отклонен. Обеспечение экономической безопасности путем отречения от мирового экономического сообщества и нарушения прав и свобод граждан - это не выход для Российской Федерации. Вспоминается фраза Б. Франклина: тот, кто готов отдать хоть толику свободы ради безопасности, не достоин ни свободы, ни безопасности. Согласно Ш. Монтескье, «свобода - это первая форма безопасности».

В соответствии со Стратегией объектами экономической безопасности являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности [11]. Следовательно, обеспечивая экономическую безопасность в рамках ВТО, государство обеспечивает защиту жизненно важных интересов перечисленных объектов, безопасности которых угрожают возможные негативные последствия вступления в ВТО.

Реализация Стратегии призвана обеспечить защиту гражданских прав населения; эффективное решение экономических задач; влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России. Экономисты выделяют следующие уровни экономической безопасности: международный, национальный, локальный, частный. Цель Стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз [11]. К примерам таких экономических угроз можно отнести крах финансово-кредитной системы в 1998 г. или мировой финансовый кризис 2008 г.

Под угрозами понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства [10].

К угрозам экономической безопасности Стратегия относит в частности: 1) низкую конкурентоспособность продукции; 2) завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России; 3) приобретение иностранными фирмами российских предприятий. Именно такие опасения вызывает в российском обществе вступление России в ВТО. Низкая конкурентоспособность отечественных банков с иностранными банками после начала создания их филиалов на территории России станет угрозой экономической безопасности. Третий же пункт объясняет наличие условия о квоте иностранного капитала в банковской системе. К угрозам экономической безопасности, связанным со вступлением России в ВТО, можно также отнести повышение зависимости от европейских и мировых кризисных явлений. Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы [10]. Угрозой является также затруднение деятельности Банка России как регулятора ввиду того, что филиалы иностранных банков не подконтрольны Банку России. Повышение рисков банковской деятельности и появление новых схем легализации доходов, несмотря на надзор международных организаций, также представляют угрозу экономической безопасности. Нельзя забывать и о таком явлении нашей действительности, как коррупция, которая тоже представляет собой угрозу экономической безопасности.

К критериям безопасного состояния экономики Стратегия относит устойчивость финансовой системы, определяемую, в частности, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг. В этой области выполнение задач по обеспечению экономической безопасности совпадает с целями деятельности Банка России, установленными Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», а именно: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы [2].

Большинство изменений банковских отношений на данном этапе связано с глобализацией экономики, созданием международных организаций и вступлением в них все большего числа стран; внедрением информационных технологий и повышением уровня конкуренции [23]. В результате интегрированности банков в мировые хозяйственные системы и еще большей интегрированности, которую сулит вступление в ВТО, возросла чувствительность банков к рискам, а воздействие рисков на банковскую деятельность стало более многообразным. Последствия кризисов ярко это демонстрируют. В условиях нестабильности мировых финансовых рынков банковская деятельность стала зоной повышенного риска. Финансовые кризисы могут влиять на безопасность национальных банковских систем и угрожать потерей экономического суверенитета. В этих условиях необходимо рассматривать банковскую безопасность как важнейшую функцию государства [21]. В науке отсутствует некая стройная система знаний в области банковской безопасности и, как следствие, правовой подход к регулированию банковской деятельности в состоянии наличия постоянных внешних угроз.

К мерам по предотвращению внутренних и внешних угроз можно отнести: создание организационно-информационной базы для мониторинга факторов, определяющих угрозы экономической безопасности РФ; разработку критериев экономической безопасности, выход за пределы которых вызывает угрозу.

Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям: 1) выявление угроз; 2) разработка мер по выходу из опасной зоны;

3) реализация разработанных мер. Данные механизмы разрабатываются и реализуются в рамках программы социально-экономического развития России.

Очевидно, что главенствующая роль по разработке и имплементации мер банковской безопасности, как части экономической безопасности, принадлежит Банку России, тем не менее ни в Стратегии 2020, ни в Стратегии экономической безопасности, ни в ФЗ «О безопасности» [4] этот орган государственного управления не упоминается. Более того, Председатель Банка России не является членом Совета Безопасности, так же как и министр экономического развития. Единственным представителем банковского сектора экономики в Совете Безопасности является министр финансов, как правило, возглавляющий Национальный банковский совет.

Этот недостаток был отчасти компенсирован принятием Указа Президента «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» от 06.05.2011 г. №590 [12]. Его составной частью является Положение о межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сферах (далее - Комиссия). Но даже в нем нет прямого упоминания о Банке России, говорится только, что в Комиссию входят представители государственных органов. На данный момент на основании Указа Президента от 29 января 2009 г. №102 «О составе Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сферах» Первый заместитель Председателя Банка России входит в состав данной Комиссии, так же как и министр экономического развития [13].

На Комиссию возлагаются функции по подготовке предложений по обеспечению экономической безопасности, анализу социально-экономической ситуации в стране и мире, выявлению внутренних и внешних угроз.

На наш взгляд, недостатком является то, что экономической безопасности в Стратегии 2020 и в целом в системе национальной безопасности не отводится должного места. Представляется важным Стратегию 2020 дополнить положениями об экономической безопасности и банковской безопасности. Д.Г. Алексеева в докторской диссертации предлагает внести в данную стратегию новую главу «Банковская безопасность (публично-правовой аспект)» [21]. По нашему мнению, было бы логично в основные характеристики состояния национальной безопасности включить банковские показатели и не выделять банковскую безопасность из присутствующей в

Стратегии 2020 главы «Экономический рост». Это общее понятие, обеспечивающее единство экономического регулирования, а также совпадающее с конкретной, экономической функцией государства. Обеспечение безопасности осуществляется по основным направлениям деятельности государства (функциям). В Стратегии экономической безопасности важно конкретизировать понятие «банковская безопасность» и добавить критерии банковской безопасности.

К этой гипотезе можно добавить предложение по дополнению компетенции Совета Безопасности функциями по обеспечению экономической безопасности, которые на данный момент там отсутствуют. Также в состав Совета Безопасности имеет смысл ввести Председателя Центрального банка как постоянного члена.

Задача заключается в том, чтобы структурировать правовое регулирование банковской деятельности таким образом, чтобы предотвратить негативные последствия в деятельности банков. Перед государствами стоит важная задача по внедрению международных стандартов, норм-принципов и процедур в национальное банковское регулирование. Это, прежде всего, принципы в сфере защиты мировых финансовых систем от легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

В связи с этим необходимо упомянуть рекомендации по совершенствованию банковского надзора Базель I, Базель II, и Базель III и Конвенцию ОЭСР. Имплементация этих принципов в российское банковское регулирование будет способствовать «эффективному позиционированию российских банков на международных финансовых рынках, а также интегрированию национальной банковской системы в мировую финансовую систему без ущерба для собственной национальной (экономической) безопасности» [21].

Необходимыми направлениями банковского регулирования с целью обеспечения экономической безопасности в условиях интегрированных экономик и вступления России в ВТО являются: надлежащее правовое обеспечение банковских операций и сделок, установление ответственности для кредитных организаций, контрольно-надзорные полномочия Банка России, эффективное взаимодействие Банка России с другими органами, уполномоченными на регулирование деятельности финансового рынка. В научном сообществе и в государственных структурах в настоящее время на обсуждении находится вопрос о создании «мегарегулято-

ра», который обеспечивал бы взаимодействие всех контролирующих органов в финансовом секторе. Создание его планируется либо на базе Банка России, либо на базе Федеральной службы по финансовым рынкам.

8 августа 2001 г. было принято распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Плана мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации» [14]. Интересующим нас в рамках данной тематики законом является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», положения которого претерпели изменения. В частности, драгоценные металлы и драгоценные камни были исключены из перечня валютных ценностей в соответствии с правилами ВТО [6].

Мы можем наблюдать существенное реформирование правового регулирования банковской деятельности. Принят ФЗ «О национальной платежной системе» [9]; Положение Банка России №2-П утратило силу в результате вступления в силу Положений Банка России № 383-П [16] и 384-П [17]; готовятся изменения в Гражданский кодекс РФ, касающиеся банковской деятельности, а именно: видов счетов, видов переводов денежных средств и расчетов, осуществления операций с электронными денежными средствами. Такие операции признаются видом безналичных расчетов, подлежат контролю Банка России и лицензированию.

В настоящее время правовое регулирование минимизации кредитными организациями рисков явно не достаточно, более того, отсутствует единый правовой акт, закрепляющий единообразные подходы к осуществлению кредитными организациями риск-ориентированной банковской деятельности.

Банковские услуги, в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами, являются частью сектора финансовых услуг. Основной принцип деятельности ВТО заключается в предоставлении режима наибольшего благоприятствования для всех стран-участниц в соответствии с принципом недискриминации.

На данный момент Протокол предусматривает коммерческое присутствие иностранных банков только в форме юридического лица Российской Федерации, а также в форме представительства иностранного банка. Основным учредителем и участником дочерней кредитной организации с иностранным участием должен быть иностранный банк, являющийся

таковым по законодательству страны места нахождения (регистрации) [1]. Создание филиалов иностранных банков на территории Российской Федерации в настоящее время невозможно. По пути планомерного допуска иностранных банков свои банковские системы ведут многие страны. Китай, в частности, разрешил создание филиалов лишь через 5 лет после вступления в ВТО. Это обусловлено тем, что на филиалы иностранных банков не распространяются российские нормы регулирования. Это представляет угрозу появления новых схем легализации, а также подавления российских банков иностранными.

Участие иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации ограничено 50%. Для целей контроля над квотой иностранного участия в банковской системе Российской Федерации для некоторых действий требуется предварительное разрешение Банка России. Это такие действия, как: создание кредитной организации с иностранным участием, увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов, отчуждение акций (долей) кредитных организаций в пользу нерезидентов. Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями при достижении установленной квоты.

Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации.

Основным источником правового регулирования со стороны ВТО является Генеральное соглашение по торговле услугами (далее - ГАТС) и конкретно приложение по финансовым услугам. Участникам ГАТС не создается препятствий к принятию мер предосторожности, включая защиту инвесторов, вкладчиков, поставщиков финансовых услуг, или меры для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы. Если такие меры не соответствуют положениям ГАТС, они не должны использоваться в качестве средства уклонения участника от обязательств в соответствии с ГАТС. Участник может признавать меры предосторожности любой другой страны при определении применения им мер, относящихся к финансовым услугам. Такое признание, которое может быть достигнуто посредством гармонизации или иным образом, может

основываться на соглашении или договоренности с заинтересованной страной или может быть предоставлено в одностороннем порядке.

ГАТС закрепляет принцип, в соответствии с которым должны приниматься меры по дальнейшей либерализации доступа на рынок услуг. Относительно национального режима, означающего предоставление помощи национальному производителю (это зачастую единственный способ поддержать его), необходимо отметить, что такие условия являются предметом переговоров и фиксируются в списке специфических обязательств.

Говоря об особенностях правового регулирования, необходимо отметить, что федеральные законы «Об инвестициях» [7] и «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [8] не распространяются на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, которые регулируются законодательством о банках и банковской деятельности.

Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» устанавливаются основные требования к государственной регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и выдаче им лицензий [3].

Банк России осуществляет правовое регулирование в сфере создания и регистрации кредитных организаций с иностранным участием на территории Российской Федерации, а также создание российских банков за границей. Касательно открытия на территории Российской Федерации иностранных банков действует Положение Банка России «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» от 23.04.1997 г. №437-П [18]. Относительно же создания российскими банками филиалов за границей действует Положение Банка России «О порядке выдачи Банком России кредитным организациям разрешений, предоставляющих возможность иметь на территории иностранного государства дочерние организации» от 04.07.2006 г. № 290-П [15].

Можно сделать вывод о том, что ВТО не вмешивается в вопросы безопасности. Государства-участники ВТО имеют право свободно осуществлять полномочия по обеспечению экономической безопасности на основании двусторонних и многосторонних соглашений и в соответствии с принципом недискриминации.

Безусловно, вступление России в ВТО имеет свои плюсы, но и порождает дополнительные угрозы экономической безопасности. Тем не менее они преодолимы при наличии строй-

78

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №4(14)

ной системы обеспечения экономической (банковской) безопасности; имплементации норм-принципов международного права; постоянном мониторинге экономической ситуации в мире; при совершенствовании правового регулирования банковской деятельности. Это еще раз подтверждает усиление роли государства в правовом регулировании экономики и необходимость выделения функции по антикризисному экономическому регулированию как самостоятельной чрезвычайной функции государства.

Список литературы

1. О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.: федер. закон от 21.07.2012 г. № 126-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2012. № 30, ст. 4177.

2. О Центральном банке РФ (Банке России): федер. закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от

19.10.2011 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 28, ст. 2790.

3. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. от

28.07.2012 г.) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 6, ст. 492.

4. О безопасности: Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 1, ст. 2.

5. О федеральной службе безопасности: федер. закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011 г.) // Собр. законодательства РФ. 1995. № 15, ст. 1269.

6. О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2003. № 50, ст. 4859.

7. Об инвестициях: федер. закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) // Собр. законодательства РФ. 1999. № 28, ст. 3493.

8. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) // Собр. законодательства РФ. 2003. № 50, ст. 4850.

9. О национальной платежной системе РФ: федер. закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 27, ст. 3872.

10. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // Собр. законодательства РФ. 2009. №20, ст.2444.

11. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации: Указ

Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 // Собр. законодательства РФ. 1996. № 18, ст. 2117.

12. Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от

06.05.2011 г. № 590 // Собр. законодательства РФ.

2011. № 19, ст. 2721.

13. О составе Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сферах: Указ Президента РФ от 29.01.2009 г. № 102 (ред. от

30.09.2012 г.) // Собр. законодательства РФ. 2009. № 5, ст. 591.

14. Об утверждении плана мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации: распоряжение Правительства РФ от 21.06.2002 г. № 832-р // Собр. законодательства РФ. 2002. № 26, ст. 2613.

15. О порядке выдачи Банком России кредитным организациям разрешений, предоставляющих возможность иметь на территории иностранного государства дочерние организации: Положение Банка России от 04.07.2006 г. № 290-П // Вестник Банка России. 2006. № 47.

16. О правилах осуществления перевода денежных средств: Положение Банка России от 12.06.2012 г. №383-П // Вестник Банка России.

2012. № 34.

17. О платежной системе Банка России: Положение Банка России от 29.06.2012 г. № 384-П // Вестник Банка России. 2012. № 36.

18. Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями: Положение Банка России от 23.04.1997 г. № 437-П // Вестник Банка России. 1997. № 25.

19. Генеральное соглашение по тарифам и торговле / Всемирная торговая организация (ГАТТ/ВТО).

20. Генеральное соглашение по торговле услугами / Всемирная торговая организация (ГАТС/ВТО).

21. Алексеева Д.Г. Банковская безопасность: правовые проблемы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011.

22. Оськина Е.А. Функции государства по обеспечению экономической безопасности России: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2006.

23. Чапчиков С.Ю. Теоретико-правовые аспекты защиты экономической безопасности как функция государства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

24. Удычак Ф.Н. Государственно-правовой механизм обеспечения государственной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011.

ПЕСИНА Елена Аркадьевна - ассистент кафедры административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: rector@coop.chuvashia.ru

PESINA, Elena Arkadyevna - Assistant to Chair of the Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: rector@coop.chuvashia.ru

УДК 342

РАЗБИТИЕ правовых основ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СИЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

М.С. Тимофеев

Рассматриваются организационно-правовые основы формирования системы общественного контроля в современной России, устанавливается факторная роль институтов общественного контроля в формировании сильного государства и его роль в становлении институтов гражданского общества.

Ключевые слова: общественный контроль; формы общественного контроля; субъекты общественного контроля; правовое регулирование общественного контроля; гражданское общество; сильное государство; легитимность.

M.S. Timofeev. DEVELOPING LEGAL FRAMEWORKS FOR PUBLIC OVERSIGHT SYSTEM AS A FACTOR OF STRONG RUSSIAN STATE

Considered organizational and legal basis for the formation of the system of social control in modern Russia, the role of institutions established factorial public control in the formation of a strong state and its role in the development of civil society institutions.

Keywords: social control; forms of social control; subjects of social control; legal regulation of social control; civil society; powerful state; legitimacy.

Развитое гражданское общество составляет социальную базу сильного государства. Оно постепенно формирует такую государственность, которая получает высокую легитимность, является сильной и активной в осуществлении управленческой деятельности, устанавливает партнерские отношения с институтами гражданского общества. Установки либеральных фундаменталистов «сильное гражданское общество - слабое государство» не выдерживают испытания временем, свидетельством чему, в частности, является появление таких работ, как «Сильное государство» Ф. Фукуямы [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо осваивать методологию и методику новой парадигмы - «сильное гражданское общество - сильное государство». В этой связи теоретическое и практическое значение имеет проблема развития правовых основ системы общественного контроля как фактора формирования сильного Российского государства.

В современных условиях развитие правовых основ общественного контроля идет в

основном в двух направлениях: слабо скоординированное развитие правовых основ различных форм общественного контроля по отдельным направлениям деятельности органов власти и движение по принятию специализированного базового федерального закона об общественном контроле.

Рассмотрим поставленную проблему в рамках первого направления. В последнее десятилетие, в связи с попыткой проведения административной реформы в России, усилилось внимание к развитию нормативно-правовой базы общественного контроля в сфере государственного управления. В Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г №17789-р, в разделе III «Система мероприятий по проведению административной реформы» констатируется на тот период необходимость повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества, преодоление информационной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.