Научная статья на тему 'Рецензия на учебное пособие: айрапетов А. Г. Историография всеобщей истории стран Европы и США в 1960-1990-е гг. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. 54 с'

Рецензия на учебное пособие: айрапетов А. Г. Историография всеобщей истории стран Европы и США в 1960-1990-е гг. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. 54 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / СТРАНЫ ЕВРОПЫ / США / GENERAL HISTORY / TEXTBOOK / EUROPEAN COUNTRIES / USA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобкова Марина Станиславовна

Рецензия затрагивает вопросы актуальности, структуры и назначения учебных пособий, посвященных Историографии всеобщей истории стран Европы и США в 1960-1990-е гг. Рассматриваются основные характеристики, теоретические подходы и состав материала лекционного курса А.Г. Айрапетова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бобкова Марина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW ON TEXTBOOK: AIRAPETOV A.G. HISTORIOGRAPHY OF GENERAL HISTORY OF EUROPEAN COUNTRIES AND THE USA IN 1960-1990SS. TAMBOV: PUBLISHING HOUSE OF TSU NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN, 2009. P. 541Institute of General History RAS

The review mentions questions of urgency, structure and assignment of educational guidebooks, devoted to general history of European countries and the USA in 1960-1990ss. Basic characteristics, theoretical approaches and structure of a material of a lecture course of A.G. Airapetov are considered.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебное пособие: айрапетов А. Г. Историография всеобщей истории стран Европы и США в 1960-1990-е гг. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. 54 с»

РЕЦЕНЗИЯ

УДК 019.941

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: АЙРАПЕТОВ А.Г. ИСТОРИОГРАФИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ЕВРОПЫ И США В 1960-1990-е гг. ТАМБОВ: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ТГУ им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА, 2009. 54 с.

© Марина Станиславовна Бобкова

Институт всеобщей истории РАН, г. Москва, Россия, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра истории исторического знания,

e-mail: bobkova_marina@list.ru

Рецензия затрагивает вопросы актуальности, структуры и назначения учебных пособий, посвященных Историографии всеобщей истории стран Европы и США в 1960-1990-е гг. Рассматриваются основные характеристики, теоретические подходы и состав материала лекционного курса А.Г. Айрапетова.

Ключевые слова: всеобщая история; учебное пособие; страны Европы; США.

Учебно-методическое пособие доктора исторических наук, профессора Тамбовского государственного университета Арутюна Гургеновича Айрапетова предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников», и посвящено актуальной для современной науки теме - историко-философской мысли второй половины ХХ столетия в контексте политических и экономико-социологических теорий этого времени. В пособие включены основное содержание лекций (с. 4-49), контрольные вопросы (с. 49-50) и библиографический раздел (источники и литература, с. 50-53).

История исторической мысли ХХ в. вызывает большой интерес у ученых в нашей стране и за рубежом. Этой теме посвящены десятки, сотни монографических исследований, научных статей, обзоров, изучение и освоение которых для студентов представляется крайне затруднительным. Учебной же литературы по данному периоду (как, впрочем, и по многим другим) истории исторического знания практически нет. Можно привести единичные примеры таких работ, которые, по преимуществу, носят обобщающий характер.

А.Г. Айрапетову удалось на нескольких десятках страниц, т. е. в том объеме, который

в состоянии прочитать и освоить даже слабый студент, дать общую характеристику «новой научной истории», проанализировать историографические практики 60-80-х гг. ХХ в. и историографическую ситуацию 90-х гг. В пособии А.Г. Айрапетова ясно определены общие тенденции истории исторического знания, а также подробно охарактеризованы отдельные историографические теории и концепции этого времени.

Другая особенность рецензируемого пособия состоит в том, что история рассматривается не как «вещь в себе», что было бы абсолютно неверно по отношению к этому времени, а как важная составляющая общегуманитарного и общенаучного знания ХХ в. Автору пособия удалось показать, каким образом и почему в столкновении традиционных исследовательских полей историков с новыми экономико-социологическими и политическими теориями и практиками рождались новые направления исторической науки (новая социальная история, история повседневной жизни, новая политическая история, микроистория, историческая антропология, новая культурная история, новая биографическая история и др.).

Структура спецкурса проста, логична и последовательна. Автор начинает свое изложение материала с общей характеристики

«новой научной истории», отмечая значительную роль в ее формировании теории модернизации, индустриального общества, конвергенции, ставших своего рода альтернативой марксистской концепции общественноэкономических формаций. Далее А.Г. Айрапетов выделяет основные направления «новой научной истории», такие как новая экономическая история, новая социальная история, новая политическая история, история повседневности, историческую антропологию, научную биографическую историю и др. Совершенно справедливо замечая при этом, что в исследовательской практике эти виды «новой научной истории» часто переплетаются (с. 11). Автор пособия отразил особенности развития «новой научной истории» в различных национальных историографических школах Франции, Англии, Германии, Италии и США.

Второй раздел пособия посвящен краткому анализу содержания основных направлений «новой научной истории» и их конкретному содержательному наполнению в национальных историографических практиках.

Заключительная часть учебного пособия характеризует историографическую ситуацию 90-х гг. ХХ в., которая в определенном смысле развивается в русле или в противостоянии «новой научной истории». В этом разделе автор отмечает достижения «новой научной истории» и указывает на ее недостатки. Он пишет: «Сильными сторонами новой научной истории являются расширение и обновление предмета исследований, анализ массовых источников, применение междисциплинарных подходов. Однако «замена» события процессом разрушала хронологию» (с. 44). Важные для этого периода развития исторического познания моменты (например, стремление возродить «чистую» историю с апологией нарратива и отказом от проблемного изложения) А.Г. Айрапетов связывает с

влиянием на конкретно-исторические исследования постмодернистской методологии, которое особенно отчетливо можно проследить в трудах по социальной и политической истории. Влияние постмодернизма, безусловно, предопределило и многие черты современной исторической науки.

Библиографический список представляется вполне достаточным и содержит необходимые источники и литературу. Единственно, заметим, что в списке рекомендуемой литературы, на наш взгляд, стоило бы порекомендовать работы Ю.Л. Бессмертного, связанные с микро-историей, а не с оценкой школы «Анналов», потому что в отечественной традиции с именем Ю.Л. Бессмертного связываются научные судьбы именно микроистории.

Особенно хочется отметить, что не только содержание пособия, но также форма и способы подачи материала, используемые автором, соответствуют современным принципам и методикам преподавания. Пособие А.Г. Айрапетова отражает историографическую ситуацию в зарубежной исторической науке второй половины ХХ в., им удобно пользоваться, оно поможет слушателям и читателям составить представление как о ряде направлений исторической мысли, так и об авторах - создателях определенных концепций.

Считаю, что это учебное пособие можно рекомендовать к использованию в высших учебных заведениях по специальности и направлению подготовки «история». Без всякого сомнения, оно будет востребовано в университетах, академиях, институтах, на курсах повышения квалификации преподавателей средней и высшей школы.

Поступила в редакцию 21.04.2011 г.

UDC 019.941

REVIEW ON TEXTBOOK: AIRAPETOV A.G. HISTORIOGRAPHY OF GENERAL HISTORY OF EUROPEAN COUNTRIES AND THE USA IN 1960-1990SS. TAMBOV: PUBLISHING HOUSE OF TSU NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN, 2009. P. 54.

Marina Stanislavovna Bobkova, Institute of General History RAS, Moscow, Russia, Doctor of History, Leading Researcher, Head of History of Historical Knowledge Center, e-mail: bobkova_marina@list.ru

The review mentions questions of urgency, structure and assignment of educational guidebooks, devoted to general history of European countries and the USA in 1960-1990ss. Basic characteristics, theoretical approaches and structure of a material of a lecture course of A.G. Airapetov are considered.

Key words: general history; textbook; European countries; USA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.