Научная статья на тему 'Рецензия на учебное пособие А. Г. Айрапетова «Общественно-политическая мысль стран Европы и Америки в XX веке (либерализм, консерватизм, фашизм)» (Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. 163 с. ))'

Рецензия на учебное пособие А. Г. Айрапетова «Общественно-политическая мысль стран Европы и Америки в XX веке (либерализм, консерватизм, фашизм)» (Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. 163 с. )) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
166
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / НЕОЛИБЕРАЛИЗМ / НЕОКОНСЕРВАТИЗМ / POLITICAL THOUGHT / EDUCATIONAL / NEOLIBERALISM / NEOCONSERVATISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жуков Дмитрий Сергеевич

Рецензия затрагивает вопросы актуальности, структуры и назначения учебных пособий, посвященных политическим учениям XX в. Рассматриваются основные характеристики, теоретические подходы и состав материала лекционного курса А.Г. Айрапетова. Особое внимание уделено потенциалу модернизации учебного процесса, заложенному в рассматриваемом учебном пособии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Жуков Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of the text-book Social-political thinking of the European and American countries in the XX century (liberalism, conservatism, fascism) by A.G. Airapetov. (Tambov: Publishing house of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2010. 163

The review mentions questions of urgency, structure and assignment of educational guidebooks, devoted to political doctrines of the XX century. Basic characteristics, theoretical approaches and structure of a material of a lecture course of A.G. Airapetov are considered. The special attention is paid to potential of the educational process modernization, put in the considered manual.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебное пособие А. Г. Айрапетова «Общественно-политическая мысль стран Европы и Америки в XX веке (либерализм, консерватизм, фашизм)» (Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. 163 с. ))»

РЕЦЕНЗИЯ

УДК 019.941

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ А.Г. АЙРАПЕТОВА «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В XX ВЕКЕ (ЛИБЕРАЛИЗМ, КОНСЕРВАТИЗМ, ФАШИЗМ)»

(Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 163 с.)

© Д.С. Жуков

Рецензия затрагивает вопросы актуальности, структуры и назначения учебных пособий, посвященных политическим учениям XX в. Рассматриваются основные характеристики, теоретические подходы и состав материала лекционного курса А.Г. Айрапетова. Особое внимание уделено потенциалу модернизации учебного процесса, заложенному в рассматриваемом учебном пособии.

Ключевые слова: общественно-политическая мысль; учебное пособие; неолиберализм; неоконсерватизм.

Учебное пособие представляет собой, по существу, расширенное изложение лекций курса «Зарубежная политическая мысль XX века». Автор читает этот спецкурс у студен-тов-историков, я долгое время читал «Историю политических учений» у политологов, поэтому вопросы, поднятые в новом пособии, мне довольно близки и интересны.

Если оценивать уровень актуальности появления данного пособия, то необходимо охарактеризовать состояние рынка учебной литературы по курсу. Большинство учебников носят название «История политических и правовых учений». По моим наблюдениям, совмещение двух этих сфер знания далеко не всегда правомерно. С XIX в. политические учения уже мало связаны с правовыми, и во всяком случае - не более связаны с ними, чем с экономическими, социальными и прочими учениями. Очевидно такая ситуация с литературой сложилась во времена бурного развития «юрфаков», для которых, собственно, и предназначены подобного рода учебники.

Литература, ориентированная специально на студентов-историков или специально на студентов-политологов, есть, хотя и теряется в общем политико-правовом потоке. И тем не менее, к этой литературе также можно предъявить ряд претензий. Одни книги устарели, другие - по своему объему, построению и стилистике в принципе не предназна-

чены для студентов, хотя и носят эти труды названия «учебников».

Кстати, замечу, что учебное пособие тамбовских авторов «Зарубежная политическая мысль» (под редакцией А.Г. Айрапетова), хотя и нуждается в модернизации (ведь оно вышло в свет более пятнадцати лет назад), не устарело, ибо многие прочие учебники и пособия или хуже по содержанию, или если и не уступают тамбовскому изданию содержательно, то неудобоваримы для студентов по способу изложения.

Я сделал обзор литературы для того, чтобы продемонстрировать, что свободная ниша в этом сегменте рынка знаний пока есть. Отчасти заполнить эту нишу и призвано новое пособие А.Г. Айрапетова.

Есть еще один момент, на котором я хотел бы остановиться, размышляя об актуальности подобного рода книг. Последнее время появляются курсы лекций в печатном виде. Усилия преподавателей в этой области предпринимаются в русле политики руководства университета (это характерно не только для ТГУ имени Г.Р. Державина), да и студенты ожидают выхода подобного рода работ. Такие пособия могли бы вывести лекции на новый качественный уровень, превратив их из надиктовывания текста в живой монолог лектора, не связанного необходимостью заменять собой учебник и имеющего возможность излагать материал более углублено, не

утопая в пересказе базовых фактов, которые фигурируют в пособии. Естественно, это новое качество «печатных» лекций достигается далеко не во всех попытках перевести на бумагу живой монолог преподавателя. Рецензируемое пособие - очень удачный образец лекций, сочетающий глубину изложения материала с прозрачно ясным стилем изложения и строгой выверенностью логических конструкций.

Аналогичная ситуация сложилась и с комплексными пособиями для самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям. Они также могли бы повысить качество подготовки, облегчить жизнь студентам и снизить аудиторную нагрузку преподавателя.

Итак, я полагаю, что новое пособие и подобные ему издания являются важнейшими компонентами перехода на новый уровень методического обеспечения учебного процесса.

Эта книга создавалась как аналитический обзор общественно-политических концепций в контексте исторических трансформаций западного общества и государства в новейшее время. Возможно, именно поэтому осевой проблемой пособия стало соперничество демократических воззрений с разного рода недемократическими теориями, которые в необычайном масштабе развернулись в XX в. Естественно, это соперничество обнаруживало необходимость трансформации классических западных форм общественно-политической жизни ради их обновления и выживания.

Конечно же, этими вопросами не исчерпывается список дискуссионных тем западной общественно-политической мысли. Горячие споры неоконсерваторов и неолибералов, неомарксистская критика и успехи ревизионизма и социал-демократии, постмодернистские интеллектуальные новации - освещению всех этих тем автор уделяет свое внимание.

Особое я хотел бы отметить структурирование материала в пособии. Дело в том, что современные общественно-политические концепции уже невозможно типологизиро-вать по какому-то одному признаку. Теории

ветвятся, взаимопроникают. И часто, например, один и тот же мыслитель по одним позициям принадлежит к стану неолибералов, по другим - неоконсерваторов, а по третьим -вообще социалист. Автор предлагает свой вариант систематизации, структурирования общественно-политического знания XX в. Я использую другой вариант. Причем не считаю их противоречивыми, ибо систематизация современных теорий является многомерной, в ней необходимо использовать множество различных критериев. Здесь нельзя составить одну универсальную схему в двухмерном или даже трехмерном пространстве. Во всяком случае, я обнаружил в пособии еще один шаг к упорядочиванию наших современных концептуальных представлений, что жизненноважно для науки в условиях постмодерна.

Наконец я хотел бы обратить внимание на неизменно присущий автору стиль изложения. Ясность, лаконизм, логичность, завершенность - все это слагаемые той простоты, которая, как известно, дается огромным трудом.

В завершение считаю нужным упомянуть, что новое пособие А.Г. Айрапетова было по достоинству оценено на федеральном уровне - книга получила гриф УМО по классическому университетскому образованию и рекомендована в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «История».

Поступила в редакцию 12.01.2010 г.

Zhukov D.S. Review of the text-book “Social-political thinking of the European and American countries in the XX century (liberalism, conservatism, fascism) by A.G. Airapetov. (Tambov: Publishing house of Tambov State University named after G.R. Derzhavin, 2010. 163 рр.).

The review mentions questions of urgency, structure and assignment of educational guidebooks, devoted to political doctrines of the XX century. Basic characteristics, theoretical approaches and structure of a material of a lecture course of A.G. Airapetov are considered. The special attention is paid to potential of the educational process modernization, put in the considered manual.

Key words: political thought; educational; neoliberalism; neoconservatism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.