Научная статья на тему 'Рецензия на учебно-методическое пособие: айрапетов А. Г. , акользина М. К. Новая и новейшая история. Часть 1. Новая история стран Европы и Америки (XVII В. - 1870 Г. ). Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. 252 с'

Рецензия на учебно-методическое пособие: айрапетов А. Г. , акользина М. К. Новая и новейшая история. Часть 1. Новая история стран Европы и Америки (XVII В. - 1870 Г. ). Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. 252 с Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
356
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ИСТОРИЯ / АБСОЛЮТИЗМ / РЕВОЛЮЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ / НАЦИОНАЛИЗМ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / РЕЛИГИЯ / ЦЕРКОВЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ABSOLUTISM / REVOLUTION / SOCIAL THOUGHT / NATIONALISM / DEMOGRAPHIC PROCESSES / RELIGION / CHURCH / INDUSTRIAL REVOLUTION / EDUCATION / SOCIO-ECONOMIC AND POLITICAL DEVELOPMENT / NEW HISTORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Блуменау Семен Федорович

Рецензируемое учебно-методическое пособие содержит разнообразные материалы, способствующие формированию необходимых компетенций, заявленных двумя авторами во введении к своей работе: подробную программу курса, материалы к лекциям, объемную библиографию, темы и планы семинарских занятий, задания и материалы для реферативных сообщений, вопросы для общих дискуссий, глоссарий. Несомненное достоинство пособия состоит в удачной попытке представить не «событийную», т. е. фактографическую историю, а подлинно научную - проблемную. Авторы приводят обильные цитаты из трудов видных историков, знакомят с концепциями того или иного исторического явления, сталкивают различные версии, не навязывая категорично свою точку зрения. Обратившись к 12 лекционным темам, авторы учебно-методического пособия смогли разобрать большое количество важных и дискуссионных проблем - демографические процессы, экономические изменения, социальные связи, сословную иерархию, образование, идеологию, религиозные верования, - сравнить революции XVII-XIX вв. в разных странах, поразмышлять об абсолютизме, национализме и Просвещении. Обращает на себя внимание шестая тема лекций «Общественно-политическая мысль, идеология, религия и церковь в Западной Европе XIX века», в которой предпринят содержательный анализ консервативных и либеральных идей, слабо изученной религиозно-церковной истории. Полезным представляется использование авторами такого методического средства, как таблицы. Вместе с тем недостаточно полно освещена история Просвещения и повседневной жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Блуменау Семен Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF EDUCATIONAL HANDBOOK: AIRAPETOV A.G., AKOLZINA M.K. MODERN AND CONTEMPORARY HISTORY. PART 1. MODERN HISTORY OF EUROPE AND AMERICA (17 th CENTURY. - 1870). TAMBOV: PUBLISHING HOUSE TSU NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN, 2013. P. 252

Peer-reviewed teaching manual contains a variety of materials, contributing to the formation of the necessary competencies, two authors stated in the introduction to his work a detailed program of the course, materials for lectures, volume bibliography, themes and plans of seminars, assignments and materials for abstracting messages for common questions discussions, glossary. Undoubted merit aid is not a successful attempt to introduce “an event”, that is a factual story, and truly scientific-problematic. The authors provide abundant quotations from the works of eminent historians familiar with the concept of a historical phenomenon, faces different versions, without imposing a categorical point of view. Referring to the 12 lecture topics authors of the manual could disassemble a large number of important and controversial issues such as demographic trends, economic change, social cohesion, social hierarchy, education, ideology, and religious beliefs; compare the Revolution of 17 th 19 th centuries in different countries to reflect on absolutism, nationalism and Enlightenment. The sixth lecture “Political thought, ideology, religion and the church in Western Europe of the 19 th century”, which taken meaningful analysis of conservative and liberal ideas, poorly studied religious and church history, attracts attention. Helpful is the use of methodological tools authors such as tables. And there is an insufficient complete coverage of the Enlightenment and the history of everyday life.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебно-методическое пособие: айрапетов А. Г. , акользина М. К. Новая и новейшая история. Часть 1. Новая история стран Европы и Америки (XVII В. - 1870 Г. ). Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. 252 с»

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 2 (130), 2014

РЕЦЕНЗИЯ

УДК 9(075)

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: АЙРАПЕТОВ А.Г., АКОЛЬЗИНА М.К. НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ.

ЧАСТЬ 1. НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ (XVII В. - 1870 г.). ТАМБОВ: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ТГУ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА, 2013. 252 с.

© Семен Федорович БЛУМЕНАУ

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск, Российская Федерация, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории, e-mail: blumenausf@mail.ru

Рецензируемое учебно-методическое пособие содержит разнообразные материалы, способствующие формированию необходимых компетенций, заявленных двумя авторами во введении к своей работе: подробную программу курса, материалы к лекциям, объемную библиографию, темы и планы семинарских занятий, задания и материалы для реферативных сообщений, вопросы для общих дискуссий, глоссарий. Несомненное достоинство пособия состоит в удачной попытке представить не «событийную», т. е. фактографическую историю, а подлинно научную - проблемную. Авторы приводят обильные цитаты из трудов видных историков, знакомят с концепциями того или иного исторического явления, сталкивают различные версии, не навязывая категорично свою точку зрения.

Обратившись к 12 лекционным темам, авторы учебно-методического пособия смогли разобрать большое количество важных и дискуссионных проблем - демографические процессы, экономические изменения, социальные связи, сословную иерархию, образование, идеологию, религиозные верования, -сравнить революции XVII-XIX вв. в разных странах, поразмышлять об абсолютизме, национализме и Просвещении. Обращает на себя внимание шестая тема лекций «Общественно-политическая мысль, идеология, религия и церковь в Западной Европе XIX века», в которой предпринят содержательный анализ консервативных и либеральных идей, слабо изученной религиозно-церковной истории. Полезным представляется использование авторами такого методического средства, как таблицы. Вместе с тем недостаточно полно освещена история Просвещения и повседневной жизни населения.

Ключевые слова: Новая история; абсолютизм; революция; общественная мысль; национализм; демографические процессы; религия; церковь; промышленный переворот; образование; социально-экономическое и политическое развитие.

Рецензируемое учебно-методическое пособие чрезвычайно полезно для студентов-историков, обучающихся по программе бакалавриата. Оно подготовлено преподавателями кафедры всеобщей истории Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина: профессором, доктором исторических наук А.Г. Айрапетовым и доцентом, кандидатом исторических наук М.К. Акользиной. Пособие содержит самые разнообразные материалы, способствующие формированию необходимых компетенций, заявленных двумя авторами во введении к своей работе. Многое направлено здесь на достижение высокого конечного результата: подробная программа курса, объемная библиография, темы и планы семинарских занятий, задания и ма-

териалы для реферативных сообщений, вопросы для общих дискуссий. Добавить к этому можно было бы только оценочные средства: тесты и вопросы к экзамену. Центральным пунктом являются, конечно, лекционные материалы, заслуживающие особого внимания.

Наиболее сильная сторона данного учебного пособия состоит в удачной попытке представить не «событийную», т. е. фактографическую историю, а подлинно научную - проблемную. Авторы приводят обильные цитаты из трудов видных историков, знакомят с концепциями того или иного исторического явления, сталкивают различные версии, не навязывая категорично свою точку зрения. Все это побуждает студентов об-

ращаться в поисках ответов непосредственно к историческим исследованиям. Они овладевают необходимыми для выпускника навыками научного анализа. Одновременно студентов подготавливают к освоению других учебных дисциплин: «Источниковедение», «Историография». Наконец, подход, осуществленный А.Г. Айрапетовым и М.К. Аколь-зиной, обостряет интерес к нашей науке. Тамбовским коллегам удалось сделать едва ли не самое сложное для нескольких поколений вузовских преподавателей всеобщей истории - вырваться из плена страноведческого дискурса. В лекционных материалах речь идет не об отдельно взятых государствах, а о процессах и явлениях, охватывавших большую часть западного мира. Любопытны и тексты, в которых дан сравнительный анализ того, что происходило в странах, лидерах европейской цивилизации ХУИ-Х1Х вв. -Англии и Франции.

Обратившись к 12 темам, А.Г. Айрапе-тов и М.К. Акользина смогли разобрать большое количество важных и дискуссионных проблем. Им удалось объять экономические изменения, социальные связи, сословную иерархию, образование, идеологию, религиозные верования, сравнить революции ХУП-ХГХ вв. в разных странах, поразмышлять об абсолютизме, национализме и Просвещении. Особенно ценно внимание авторов пособия к демографии - проблематике, весьма запущенной в нашей стране. Между тем от происходившего в этой сфере во многом зависело и все остальное, включая хозяйственную жизнь. К сожалению, нередко в учебных пособиях и монографиях «гуляют» цифры, некритически заимствованные из литературы позапрошлого столетия. Так, например, население Франции перед Революцией 1789 г. оценивается в некоторых солидных учебниках в 25 млн человек, тогда как, согласно современным исследованиям, страну населяло 28,6 млн жителей, что совсем не одно и то же. Рецензируемое же пособие позволяет проследить демографические сдвиги и формирует у студентов необходимые представления.

Удачно разработана шестая тема учебного пособия «Общественно-политическая мысль, идеология, религия и церковь в Западной Европе XIX века». Здесь, в частности, предпринят содержательный анализ кон-

сервативных идей, и, прежде всего, классического труда Э. Бёрка «Размышления о революции во Франции». В советское время консерватизм нередко и необоснованно приравнивался к реакционности и на этом основании не столько рассматривался и обсуждался, сколько безоговорочно осуждался.

А.Г. Айрапетов и М.К. Акользина зримо продемонстрировали обстоятельность доводов Э. Бёрка в оспаривании революционных идей. Английский мыслитель противопоставлял абстракциям, умозрительности и утопизму, с которыми революционеры обычно подходили к прошлому и будущему своих стран, традиции, исторический опыт и политическую практику. Подход Э. Бёрка лег в основу современного консерватизма - влиятельного политического течения. Освоение его творчества студентами должно подвигнуть их к продуктивной мысли об отсутствии прямых и легких путей общественного прогресса.

Столь же тщательному анализу подверглись в учебном пособии либеральные теории первой половины XIX в. Дополнительным плюсом стало обращение к взглядам людей, не столь известных в России, о которых студенты могли знать, в лучшем случае, лишь понаслышке. Речь, конечно, идет об Иеремии Бентаме и Бенжамене Констане. Идеи первого представляют интерес не только для специалистов по истории философии. Утилитаризм во многом проливает свет на умонастроения среднего класса в викторианской Англии, до времени которой Бентам немного не дожил. Его, казалось бы, бесхитростные мысли об индивидуальной и общественной пользе, о роли государства сохраняют известное значение в т. ч. и для нашей страны, в которой британский интеллектуал побывал, будучи гостем князя Г. Потемкина. На лекциях авторов пособия, конечно, приводятся данные о большой популярности И. Бентама среди русской элиты начала XIX в., о его переписке с императором Александром I, о стремлениях содействовать либеральным реформам в России.

Крупной фигурой либерального лагеря во Франции был Б. Констан. Авторы пособия правомерно акцентировали внимание студентов на его мыслях о личной инициативе, общественной самодеятельности граждан. Тем самым в творчестве философа и писате-

КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 2 (130), 2014

ля действительно отразился процесс отделения гражданского общества от государства. Любопытно и оригинально учение Констана о пяти органах государственной власти. Оно характеризовало своеобразие политического режима, установившегося во Франции в период реставрации Бурбонов.

Краткий очерк общественно-политической мысли Западной Европы первой половины XIX в. получился насыщенным и, несомненно, полезным для будущих бакалавров истории. Он приобрел бы, на наш взгляд, совсем уж завершенный характер благодаря анализу радикальных идей того времени.

Заслугой двух авторов стало широкое обращение к религиозно-церковной истории. Если в советский период эти сюжеты разбирались мало, то сегодня их рассмотрению часто не хватает систематичности. Со своей стороны, А.Г. Айрапетов и М.К. Акользина подошли к данной тематике с большим тщанием. Они уделили значительное место не только противостоянию католиков и протестантов, но и религиозным течениям в Английской революции, успехам веротерпимости в XVIII в. и даже противоположным тенденциям в политике римской курии позапрошлого столетия. Тем самым текст пособия открывает перед будущими бакалаврами возможность цельного представления о религии и церкви в Западной Европе XVI-XIX вв.

Тем не менее отдельные характеристики авторов кажутся нам все же спорными. Несколько упрощенно обрисован конфликт реформатских церквей с католицизмом. Недооценивается способность последнего к глубокой перестройке. Речь, конечно, идет не об обновлении догматов, но о серьезных сдвигах в подготовке священников, об изменении их морального облика, о решительной активизации миссионерской деятельности как в самой Европе, так и далеко за ее пределами.

За рамками пособия остался значимый материал об успехах в Англии XIX в. нового нонконформизма. Если для ортодоксальной англиканской церкви того времени свойственна определенная самоуспокоенность, утрата наступательной позиции, то британские евангелисты, напротив, сумели оказать сильное и позитивное воздействие на обще-

ственное мнение, умонастроения миллионов граждан.

В пособии сообщены интересные сведения об антицерковных мероприятиях французских якобинцев, в т. ч. о революционном календаре. Здесь в текст вкралась небольшая фактическая ошибка: календарь прекратил свое действие не в 1799 г., а позднее - в 1806 г.

Заслуживает похвалы обращение авторов пособия к такому средству обучения, как таблицы. Одна из них, заимствованная из монографии П. Ласлетта, проливает свет на иерархию сословий и рангов в Англии XVII в. Эта таблица очень полезна, поскольку студенты плохо представляют себе сословную структуру, оперируя лишь общими понятиями: «дворянство», «духовенство», «крестьянство», «купечество». Еще меньше они знают о дворянских титулах.

Интересны таблицы, связанные с подготовкой к семинарским занятиям. Они характеризуют и сравнивают европейские революции 1848-1849 гг., выделяют основные положения французских конституций 1791, 1793, 1795 гг. Подобный самостоятельный анализ хорош тем, что полученные таким образом знания запоминаются прочно и надолго.

Пособие, несомненно, заинтересует широкую студенческую аудиторию как глубиной подхода, так и стремлением охватить многие стороны общественной жизни. И все же остаются отдельные пробелы в освещении истории Запада XVII-XIX вв. Речь идет о том, что обычно называют повседневной жизнью. Важно утолить интерес будущих специалистов, расширить их представления об одежде людей и быстро меняющейся моде, о жилищах бедняков, особняках богачей, дворцах королей и знати, об особенностях питания в разных странах и разной социальной среде. Любопытны для студентов и отношения в семье, в т. ч. к детям и пожилым людям в Новое время. Определенное развитие получила в последние десятилетия и ген-дерная история. Конечно, невозможно объять все в небольшом учебном пособии, но в какой-то форме стоило обсудить эти вопросы со студентами, если не на лекциях, то в рамках семинаров.

Некоторые претензии можно предъявить к избранной проблематике Просвещения. Она находит отражение и в «Материалах к

лекциям», и особенно в планах практических занятий. Но в данном пособии феномен Просвещения рассматривается традиционно. Главной задачей, на наш взгляд, не должно стать стремление разобрать взгляды как можно большего количества идеологов. Современная наука уже несколько десятилетий решает другой вопрос: как идеи просветителей транслировались и трансформировались в широкой общественной среде?

Действительно сами по себе мысли нескольких десятков даже гениальных людей не способны вызвать мощное социально-политическое брожение, а тем более грандиозное революционное движение. Студентам важно понять механизм, благодаря которому резко критические настроения смогли проникнуть в «толщу» народа, часто неграмотного. А сделано это было посредством широкой аудитории Просвещения, составлявшей, например, во Франции полмиллиона человек. Образованные и мыслящие люди входили в ячейки общественного пространства, среди которых следует назвать не только масонские ложи, но также литературные и агрономические общества, провинциальные акаде-

мии, салоны и другие объединения. Здесь новые идеи обсуждались и «обкатывались». Далее благодаря адвокатам сельских общин, вступавших в судебные процессы с сеньорами, приходским кюре и иным представителям городской культуры до крестьянской массы в упрощенной, адаптированной форме доводились «взрывоопасные» мысли. Результатом стало осознание многомиллионным крестьянством к концу ХУШ в. глубинной несправедливости сеньориального режима, хотя его конкретные тяготы и сильно преувеличены. Все это могло бы быть рассмотрено студентами с помощью современной переводной научной литературы.

Высказанные нами отдельные замечания носят дискуссионный характер. Последнее слово остается за авторами чрезвычайно нужного, полезного пособия. Написанное к тому же хорошим слогом, оно привлечет к себе заинтересованное внимание как студенчества, так и преподавательского корпуса.

Поступила в редакцию 11.12.2013 г.

UDC 9(075)

REVIEW OF EDUCATIONAL HANDBOOK: AIRAPETOV A.G., AKOLZINA M.K. MODERN AND CONTEMPORARY HISTORY. PART 1. MODERN HISTORY OF EUROPE AND AMERICA (17th CENTURY. - 1870). TAMBOV: PUBLISHING HOUSE TSU NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN, 2013. P. 252.

Semen Fedorovich BLUMENAU, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovskiy, Bryansk, Russian Federation, Doctor of History, Professor, Head of General History Department, e-mail: blumenausf@mail.ru

Peer-reviewed teaching manual contains a variety of materials, contributing to the formation of the necessary competencies, two authors stated in the introduction to his work a detailed program of the course, materials for lectures, volume bibliography, themes and plans of seminars, assignments and materials for abstracting messages for common questions discussions, glossary. Undoubted merit aid is not a successful attempt to introduce "an event", that is a factual story, and truly scientific-problematic. The authors provide abundant quotations from the works of eminent historians familiar with the concept of a historical phenomenon, faces different versions, without imposing a categorical point of view.

Referring to the 12 lecture topics authors of the manual could disassemble a large number of important and controversial issues such as demographic trends, economic change, social cohesion, social hierarchy, education, ideology, and religious beliefs; compare the Revolution of 17th - 19th centuries in different countries to reflect on absolutism, nationalism and Enlightenment. The sixth lecture "Political thought, ideology, religion and the church in Western Europe of the 19th century", which taken meaningful analysis of conservative and liberal ideas, poorly studied religious and church history, attracts attention. Helpful is the use of methodological tools authors such as tables. And there is an insufficient complete coverage of the Enlightenment and the history of everyday life.

Key words: New History; absolutism; revolution; social thought; nationalism; demographic processes; religion; church; industrial revolution; education; socio-economic and political development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.