Научная статья на тему 'Психологическая адаптация сотрудников оперативных подразделений к профессиональной деятельности'

Психологическая адаптация сотрудников оперативных подразделений к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
473
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Клименко Т. С., Борисенко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая адаптация сотрудников оперативных подразделений к профессиональной деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является ключевой для многих подразделений МВД России, таких как уголовный розыск, подразделения по борьбе с организованной преступностью, с экономическими преступлениями, оперативно-поисковые подразделения1. Основные направления психологического сопровождения в рамках психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД отражены в некоторых нормативных документах и рекомендациях МВД России.

Профессиональное психологическое сопровождение, являясь одним из направлений деятельности сотрудников ОВД по организации психологического обеспечения, согласно Положению о порядке организации психологического обеспечения сотрудников внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД России от 26 июня 2000 г. № 690, включает в себя:

Ф психологическую адаптацию к деятельности в разные этапы службы, психологическую помощь молодым сотрудникам при их адаптации к началу трудовой деятельности, диагностику профессиональной работоспособности сотрудников;

Ф реабилитацию и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников, имеющих признаки психической дезадаптации, осуществление коррекции нервно-психической напряженности, переутомления и других неблагоприятных психических состояний, связанных с напряженной и экстремальной деятельностью;

Ф индивидуально-психологическое консультирование руководителей подразделений, сотрудников и членов их семей;

Ф психологическую помощь сотрудникам при их подготовке к выходу на пенсию.

Слово «адаптация» подразумевает длительный процесс психосоциального приспособления сотрудников к разным этапам и условиям службы. Этот процесс включает в себя наблюдение и вмешательство в разрешение психологических ситуаций, связанных в том числе с профессиональной деятельностью, с целью наилучшей адаптации сотрудников к напряженным условиям труда и достижению определенных успехов в борьбе с преступностью. У оперативных сотрудников служба и адаптация к ней имеют особенности, круг проблем, начиная от поступления на службу в ОВД и заканчивая подготовкой к реадаптации (отставки), имеет границы, ограниченные, с одной стороны, профессиональными, а с другой — личностными и семейными проблемами.

Т.С. КЛИМЕНКО, В.В. БОРИСЕНКО

Согласно Положению о порядке организации психологического обеспечения сотрудников внутренних дел РФ психологическую подготовку сотрудников ОВД нельзя рассматривать в отрыве от их профессиональной деятельности. Это единая система, в которой необходимо поставить в основу психологической подготовки сотрудника психодиагностику, после этого подобрать методы развития профессионально важных качеств и формирования знаний, умений и навыков, способствующих быстрой и оптимальной адаптации сотрудников к деятельности.

С.В. Асямов, Ю.С. Пулатов и Е.Г. Самовичев считают, что для определения личностных качеств, обусловливающих эффективность профессиональной деятельности, которыми должен обладать сотрудник ОВД, необходимо подвергнуть психологическому анализу саму деятельность, выявить ее специфические особенности, раскрыть ее структуру2.

Проблема повышения профессиональной квалификации и обеспечения собственной безопасности оперативных подразделений МВД России многоплановая и включает в себя вопросы, связанные с психологическими аспектами оперативно-служебной деятельности и особенностями их психосоциальной адаптации к службе в ОВД.

В последние годы отсутствует профессиональная мотивация личного состава подразделений МВД России. Наблюдаются нарушения законности и дисциплины, коррупция и другие признаки делинквентно-го поведения молодых сотрудников. Возможно, это связано с тем, что не учитываются психологические требования, которые предъявляет профессия к сотруднику, не составляются профессиограмма и психограмма профессий, которые необходимо учитывать при психологическом отборе и обучении сотрудников на первых этапах деятельности. Не диагностируются морально-нравственные склонности будущих сотрудников при поступлении на службу.

Профессиональная деятельность сотрудников оперативных подразделений принадлежит к разряду сложных видов деятельности, предъявляющих психологические и функциональные требования к кандидату и сотруднику. Требования связаны с наличием у кандидата и сотрудника психологических профессионально важных качеств, относящихся к познавательно-интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной и другим сферам психики человека.

Структура и содержание деятельности сотрудников оперативных подразделений складывается из многих сторон. Одной них является комплекс профессиональных психосоциальных особенностей этой деятельности (напряженность и экстремальность, необходимость общения с наиболее асоциальной частью населения, социальная контагиозность — «заразность» определенных влияний социума на психику и др.). Для безболезненной адаптации к этим трудностям оперативно-служебной деятельности сотруднику необходимо обладать психологическими профессионально важными качествами или предпосылками для их выработки и развития3.

Следующей стороной является правовая регламентация этой деятельности. Она определяет наличие у сотрудников властных полномочий, конспиративный характер некоторых видов деятельности.

Все стороны влияют на психологические особенности профессионального поведения сотрудников (адаптацию к деятельности, профессиональную надежность и др.).

Психологические особенности правовой регламентации деятельности оперативных сотрудников. Требования к оперативным сотрудникам служебного характера регламентированы рамками закона и нормативными правовыми документами. Основным законом, регламентирующим деятельность оперативных подразделений МВД России, является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД)

Оперативно-розыскная деятельность является ключевой для многих подразделений МВД России. Согласно ФЗ об ОРД принципы и правовая основа деятельности этих подразделений одинаковы (ст. 2-4), за исключением отдельных задач, связанных со специализацией деятельности.

Руководство многими специалистами разных направлений служб одним ФЗ об ОРД объясняется, по-видимому, схожими методами решения оперативно-тактических задач по борьбе с преступностью и психологической общностью некоторых требований к личности оперативных сотрудников. Это подтверждают и некоторые функциональные задачи (обязанности) (ст. 6 «Оперативно-розыскные мероприятия»).

Многие оперативно-розыскные мероприятия, относящиеся к наведению справок, опросу, наружному наблюдению с применением технических средств или без таковых, требуют наличия у сотрудника развитых психологических способностей. От оперативного сотрудника требуется также психологическая готовность к применению нравственно небезупречных методов вторжения в частную жизнь граждан. В зарубежной литературе такие методы называются интрузивными (вторжение в частную жизнь граждан), и к сотруднику полицейской разведки, работающему негласно, предъявляются основные квалификацион-

ные требования, без которых он не сможет служить4.

Задачи оперативного подразделения ОВД на этапе направления кандидата на службу исходят из необходимости решения вопроса о пригодности кандидата к определенным видам деятельности, к которым у него есть психологическая предрасположенность. Для этого существуют методики и тесты, предназначенные для определения профиля личности и тех или иных психологических профессионально-важных качеств, необходимых для выполнения требований, связанных с конспиративностью, экстремальностью, вторжением в частную жизнь граждан5.

Особенности психологического отбора кандидатов на службу в оперативные подразделения ОВД. Структура деятельности оперативного сотрудника отличается от большинства других в системе МВД России тем, что многие ее особенности не известны молодым кандидатам в сотрудники оперативных подразделений, определяющим свой профессиональный и жизненный путь, направленным на службу в оперативные подразделения. Если о других милицейских профессиях можно получить информацию из газет, журналов, общения с самими профессионалами, то подобной информации о профессии оперативного сотрудника очень мало. Если отечественные кинофильмы и детективный жанр освещают некоторые стороны работы оперативной деятельности и разведки, то чаще всего с романтической стороны.

Г.С. Човдырова считает, что успешность профессиональной деятельности сотрудника, способность переносить тяготы службы и осознанно соблюдать служебную дисциплину не могут обнаружиться сразу даже при проведении тщательной психодиагностики. Эти качества частично должны воспитываться в процессе обучения и приобретения профессионального опыта, на примере сотрудников со стажем, в ходе предварительного обучения, «натаскивания» или путем «проб и ошибок», а также путем отработки психологических моделей поведения и психотренингов развития психологических профессионально важных качеств6.

Учитывая закрытость отдельных направлений оперативных подразделений, процесс предварительного введения в профессию должен занимать длительное время и состоять из многих блоков, как это делается в странах Запада. Так, в Польше начальный курс ознакомления кандидатов с сущностью деятельности сотрудников полиции состоит из отдельных блоков учебной и практической подготовки в самих подразделениях, куда они направлены работать, и длится семь месяцев и три недели, состоит из восьми модулей7.

После длительного обучения и введения в профессиональную деятельность, когда можно предположить, что кандидат имеет достаточное представление о предстоящих особенностях и трудностях службы, необходимо проводить психодиагностику для отбора и расстановки по конкретным направлениям (линиям) оперативно-служебной деятельности.

Наличие у кандидата на оперативную работу высоких профессиональных и личностных качеств не всегда может служить залогом успешности, если оно не подкрепляется позитивной мотивацией, которая может служить основой для воспитания и культивирования профессионализма, а следовательно, быстрой адаптации к деятельности. Отсутствие осознанной положительной мотивации при выборе профессии может привести к профессиональной неуспешности8, низкой эффективности деятельности, нарушениям законности и дисциплины, формированию определенных комплексов, т.е. к нарушениям адаптивности поведения.

Существует мнение, что неудовлетворительная адаптация к условиям службы, обусловленная недостатком нужных психологических профессионально важных качеств и знаний, умений и навыков сотрудников оперативных подразделений, может проявляться в неадекватных поведенческих и коммуникативных реакциях, приводящих к нарушению законности и правопорядка, несоблюдении собственной безопасности, а в субъективной характеристике — мотивационной, интеллектуальной и психоэмоциональной неадекватности. В этих случаях серьезной опасностью является риск провала при оперативном внедрении и других мероприятиях. Ни специальная экипировка, ни ле-гендированность действий не гарантируют оперативному сотруднику успешной адаптации к конспиративным условиям и легкого обнаружения доказательств преступных действий без наличия соответствующих психологических профессионально важных качеств и знаний, умений и навыков. Это предположение необходимо подтверждать углубленными научными исследованиями в этой области9.

Процесс успешной психологической адаптации включает в себя проблемы правильного отбора кандидатов для профессиональной ориентации, их расстановки, совершенствования мастерства сотрудника, использования результатов его психодиагностики в процессе адаптации к деятельности для психокоррекции и профилактики нарушения адаптации и др.

Концепция психологической адаптации сотрудников оперативных подразделений ОВД к деятельности. Нами проведены наблюдения по адаптации курсантов Московского университета МВД России, ранее находившихся согласно этой концепции на нулевом этапе и перешедших после окончания университета на первый этап адаптации к служебной деятельности.

Изучение адаптации сотрудников (бывших курсантов) проводилось путем включенного наблюдения, психодиагностики профессионально важных качеств для расстановки по разным направлениям деятельности в зависимости от выявленных психологических качеств. Первый этап в подразделениях МВД России длится меньше, чем в странах Запада, и требует отдельного сравнительного изучения для оптимизации. У изучаемого контингента наблюдаются многие психо-

физиологические признаки общего адаптационного синдрома, описанного Г. Селье, связанного с предъявлением новых требований к бывшим курсантам, отличающихся от предыдущих.

В первые 3—6 месяцев молодые сотрудники выявляли повышенную тревожность, неуверенность в себе в процессах коммуникации и при оформлении документации, при возникновении необходимости конкретного применения полученных в университете знаний, хотя в устной беседе большинство выявляли системные теоретические знания и готовность терпеливо преодолевать тяготы службы. Внешне поведенческие особенности бывших курсантов говорили о том, что им не хватает опыта, умений и навыков при достаточной теоретической подготовленности и они нуждаются в поддержке и поощрении старших опытных сотрудников, обмене опытом и практическими знаниями.

Результаты включенного наблюдения за сотрудниками были дополнительно дифференцированы психодиагностическими методами совместно с нашими психологами и выявлялись применением методов Спилбергера—Ханина, САН, Люшера и др. Предварительные данные позволили выделить следующие три группы сотрудников.

Первая группа, с хорошими показателями адаптации показала среднюю степень ситуативной тревожности, но внешнее поведение было вполне адаптивным, не выходило за рамки общепринятых в профессии уставных норм. Сотрудники были уверены, что справятся с заданиями и выдержат напряженный режим службы, проявляли азарт и склонность к выполнению рискованных задач, были общительными, находчивыми, доброжелательными, мотивированными на длительную службу в ОВД на оперативной работе. Группа имела явные перспективы работы в оперативных подразделениях МВД России.

Вторая группа, со средними показателями адаптации, выявляла высокую степень личностной и ситуативной тревожности, при этом в их поведении замечались некоторые отклонения от общепринятых норм. Они часто опаздывали на работу по причине случайно возникших по ходу обстоятельств, не соблюдали точность при исполнении поручений, а иногда и при выполнении задания, хотя в ходе исполнения очень старались все сделать вовремя и были мотивированы на службу в ОВД. Сотрудники имели перспективу для выполнения аналитической документирующей деятельности.

Третья группа сотрудников, с низкими показателями адаптации, обнаружила высокий или средний уровень тревожности. При использовании метода включенного наблюдения в их поведении отмечалось нежелание выполнять сложные задания, часто затягивалось их исполнение, находились разные причины. У них отмечалась вялость, отсутствие мотивации на оперативную работу и дальнейшую службу в практических подразделениях МВД России. Сотрудники

могут быть рекомендованы для выполнения неоперативных видов деятельности.

Таким образом, изучение показателей адаптации бывших курсантов, закончивших криминальный факультет Московского университета МВД России, позволит провести адекватно качественный подбор кадров, имеющих профессионально важные качества, которые требует профессия оперативника от претендентов на этот вид деятельности. Такой подход позволит адекватно расставить кадры по направлениям профессиональной деятельности разных подразделений ОВД и отсеять сотрудников, не имеющих соответствующих оперативной работе профессионально важных качеств, которые обеспечивают их обладателю успешность, надежность, высокий профессионализм.

1 См.: Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. — М., 1997.

2 См.: Асямов С.В., ПулатовЮ.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД. Режим доступа: http. yurpsy. By.Ru./help/bib/tren/ tren/htm; Самовичев Е.Г. Психология оперативно-розыскной деятельности: Энциклопедия юридической психологии / Под ред. А.М. Столя-ренко. - М., 2003. - Разд. 5. - С. 148.

3 См.: Човдырова Г.С. и др. Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России: Учеб.-метод. пособие. — М., 2004.

4 См.: Сурков К.В. Принципы полицейской разведки: Учеб. пособие. - СПб., 1995.

5 Човдырова Г.С. и др. Указ. соч.

6 Там же.

7 См.: Обзорная информация ГИЦ МВД России. Зарубежный опыт // Подбор кадров на службу в полицию. -2001. - Вып. 3.

8 См.: МарковаА.К Психология профессионализма. - М., 1996.

9 См.: Човдырова Г.С. Психология деятельности сотрудников оперативных и специальных подразделений МВД России: Автореф. докт. психол. наук. - М., 2006.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЗАОЧНОГО И ВЕЧЕРНЕГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Э.В. МАРКИНА, кандидат юридических наук

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Инновации сами по себе не возникают, они результат научных поисков, передового педагогического опыта преподавателей и коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного процесса в профессиональном образовании Московского университета МВД России возрастает роль начальников университета, факультетов, кафедр и преподавателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При многообразии технологий обучения (дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и др.) реализация ведущих процессов остается за преподавателями. С внедрением в учебный процесс современных технологий преподаватель должен осваивать функции консультанта, советчика.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Приме-

нительно к административной деятельности ОВД в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и слушателей.

Учебно-методическая база по административной деятельности ОВД, образовательно-информационные технологии не зависят от того, дневная ли это форма обучения или заочная. Если знания, учебный материал по административной деятельности ОВД, его дидактическая составляющая будут оформлены и находятся в формализованном виде, в компьютерах, то не имеет значения, куда подать эти знания: в аудиторию (соответственно оснащенную) или находящемуся за пределами образовательного учреждения слушателю.

Одним из видов инноваций в организации профессионального образования может стать введение дистанционного обучения курса «Административная деятельность ОВД» в МосУ МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.