Научная статья на тему 'Особенности методики преподавания дисциплины административной деятельности ОВД на факультете заочного и вечернего обучения с использованием инновационных технологий. Дистанционное обучение'

Особенности методики преподавания дисциплины административной деятельности ОВД на факультете заочного и вечернего обучения с использованием инновационных технологий. Дистанционное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности методики преподавания дисциплины административной деятельности ОВД на факультете заочного и вечернего обучения с использованием инновационных технологий. Дистанционное обучение»

могут быть рекомендованы для выполнения неоперативных видов деятельности.

Таким образом, изучение показателей адаптации бывших курсантов, закончивших криминальный факультет Московского университета МВД России, позволит провести адекватно качественный подбор кадров, имеющих профессионально важные качества, которые требует профессия оперативника от претендентов на этот вид деятельности. Такой подход позволит адекватно расставить кадры по направлениям профессиональной деятельности разных подразделений ОВД и отсеять сотрудников, не имеющих соответствующих оперативной работе профессионально важных качеств, которые обеспечивают их обладателю успешность, надежность, высокий профессионализм.

1 См.: Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. — М., 1997.

2 См.: Асямов C.B., ПулатовЮ.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД. Режим доступа: http. yurpsy. By.Ru./help/bib/tren/ tren/htm; Самовичев Е.Г. Психология оперативно-розыскной деятельности: Энциклопедия юридической психологии / Под ред. А.М. Столя-ренко. - М., 2003. - Разд. 5. - С. 148.

3 См.: Човдырова Г.С. и др. Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России: Учеб.-метод. пособие. — М., 2004.

4 См.: Сурков К.В. Принципы полицейской разведки: Учеб. пособие. - СПб., 1995.

5 Човдырова Г.С. и др. Указ. соч.

6 Там же.

7 См.: Обзорная информация ГИЦ МВД России. Зарубежный опыт // Подбор кадров на службу в полицию. -2001. - Вып. 3.

8 См.: МарковаА.К.. Психология профессионализма. - М., 1996.

9 См.: Човдырова Г.С. Психология деятельности сотрудников оперативных и специальных подразделений МВД России: Автореф. докт. психол. наук. - М., 2006.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЗАОЧНОГО И ВЕЧЕРНЕГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Э.В. МАРКИНА, кандидат юридических наук

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Инновации сами по себе не возникают, они результат научных поисков, передового педагогического опыта преподавателей и коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного процесса в профессиональном образовании Московского университета МВД России возрастает роль начальников университета, факультетов, кафедр и преподавателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При многообразии технологий обучения (дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и др.) реализация ведущих процессов остается за преподавателями. С внедрением в учебный процесс современных технологий преподаватель должен осваивать функции консультанта, советчика.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Приме-

нительно к административной деятельности ОВД в профессиональном образовании инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и слушателей.

Учебно-методическая база по административной деятельности ОВД, образовательно-информационные технологии не зависят от того, дневная ли это форма обучения или заочная. Если знания, учебный материал по административной деятельности ОВД, его дидактическая составляющая будут оформлены и находятся в формализованном виде, в компьютерах, то не имеет значения, куда подать эти знания: в аудиторию (соответственно оснащенную) или находящемуся за пределами образовательного учреждения слушателю.

Одним из видов инноваций в организации профессионального образования может стать введение дистанционного обучения курса «Административная деятельность ОВД» в МосУ МВД России.

Технологические основы дистанционного обучения. Заочно можно получить не только высшее образование, но и изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и слушателями и отсутствием контроля над учебной деятельностью слушателей-заочников в периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Качество и структура учебных курсов, как и качество преподавания при дистанционном обучении, могут быть лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, смогут не только обеспечить активное вовлечение слушателей в учебный процесс, но и позволят управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создаст новую богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится степень вовлечения слушателей в процесс обучения. Интерактивные возможности, используемые в системе дистанционного обучения программ, позволят обеспечить диалог и постоянную поддержку.

Интерактивное взаимодействие. Термин «интерактивное взаимодействие» широко используется как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие — это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). При развитых средствах ведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов) обеспечивается выбор вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше возможностей управлять программой, активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон — обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль над выполнением принятых решений и т.п. При дистанционном обучении субъекты в интерактивном взаимодействии — преподаватели и слушатели, а средства осуществления взаимодействия — электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д.

Организационно-технологические модели дистанционного обучения. Единичная медиа — использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации, например обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.

Мультимедиа — использование разных средств обучения: учебные пособия курса «Административная деятельность ОВД» на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. При необходимости используются элементы очного обучения — личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов по дисциплине административной деятельности ОВД

Гипермедиа — модель дистанционного обучения третьего поколения. Предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает в себя использование комплекса таких средств, как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций по административной деятельности ОВД) и аудиографику при одновременном использовании видеодисков.

Дистанционное обучение: модели и технологии. Термин «дистанционное обучение» означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, базирующуюся на самостоятельном обучении слушателя в области административной деятельности ОВД. Слушатель в основном, а зачастую вовсе, отдален от преподавателя в пространстве или во времени; слушатели и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации.

Основные типы технологий. Используемые сегодня технологии дистанционного обучения можно разделить на три большие категории:

1) неинтерактивные — печатные материалы, аудио-, видеоносители;

2) средства компьютерного обучения — электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа;

3) видеоконференции — развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Видеокассеты — это уникальное средство для дистанционного обучения курса «Административная деятельность ОВД». Не требуя больших расходов на

тиражирование учебных видеоматериалов, видеомагнитофон получил широкое распространение. Видеокассеты используются как компоненты наборов учебных материалов по административной деятельности ОВД, частично заменяя традиционные лекции.

Электронная почта является эффективной технологией, может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части курса «Административная деятельность ОВД» и обеспечения обратной связи слушателя с преподавателем. В то же время она имеет ограниченный эффект из-за невозможности реализации «диалога» между преподавателем и слушателем, принятого в традиционной форме обучения. Однако, если слушатели имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволит реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.

Видеоконференции по административной деятельности ОВД с использованием компьютерных сетей могут предоставлять возможность организации дешевого среднего качества видеосвязи. Этот тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции будут обеспечивать возможность совместного управления экраном компьютера: создание схем и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.

Методы дистанционного образования:

Ф самообучение;

Ф индивидуализированное преподавание и обучение;

Ф активное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Самообучение есть метод обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых. Для развития самообучения характерен мультимедийный подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы (печатные, аудио- и видеоматериалы). Это прежде всего интерактивные базы данных, электронные журналы и компьютерные обучающие программы (электронные учебники).

В интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые могут быть доступны посредством телекоммуникаций. Используя эти ресурсы, разработчики курсов могут, например, поддерживать локальные базы данных как для слушателей, так и для преподавателей.

Электронные журналы представляют собой периодические издания, которые распространяются среди подписчиков через компьютерные сети. Они становятся все более важным источником получения информации и обучения. Слушатели будут подписы-

ваться на такие журналы с целью использования их как неотъемлемой части курса «Административная деятельность ОВД».

Для методов индивидуализированного преподавания и обучения характерны взаимоотношения одного слушателя с одним преподавателем или одного слушателя с другим слушателем. Эти методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.

Значение методов, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса, и интенсивность их использования возрастают с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Иными словами, интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися становятся важным источником получения знаний в области административной деятельности ОВД. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видеоконференций позволят активно развивать такие методы в дистанционном образовании. Особую роль в учебном процессе будут играть компьютерные конференции, которые позволят всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями.

Компьютерно-опосредованные коммуникации позволят активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, форумы.

Электронный учебник как средство дистанционного обучения. Электронный учебник — это форма представления нового материала по административной деятельности ОВД. Кроме этого, электронный учебник может включать в себя одновременно практические работы и тесты по административной деятельности ОВД.

Основной принцип дистанционного обучения — установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непосредственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков курса «Административная деятельность ОВД» и его программы при заданной информационной технологии.

Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. Слушатели не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения.

На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях:

Ф в центре технологии обучения — слушатель;

Ф суть технологии — развитие способности к самообучению;

Ф слушатели играют активную роль в обучении;

Ф в основе учебной деятельности — сотрудничество.

Успешное создание и использование дистанционного учебного курса «Административная деятельность ОВД» должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, таким как Административная деятельность ОВД».

Дидактические особенности курса дистанционного обучения обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:

Ф стимулирование интеллектуальной активности слушателей с помощью определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения слушателей в отбор, проработку и организацию материала по административной деятельности ОВД;

Ф развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.

К числу дидактических принципов следует отнести следующие:

Ф активность;

Ф самостоятельность;

Ф сочетание коллективных и индивидуальных форм учебной работы;

Ф мотивация;

Ф связь теории с практикой;

Ф эффективность.

Средства учебного назначения, которые используются в образовательном процессе дистанционного обучения, должны:

Ф индивидуализировать подход к слушателю и дифференцировать процесс обучения;

Ф контролировать обучаемого с диагностикой оши -бок и обратной связью;

Ф обеспечивать самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности слушателя;

Ф демонстрировать визуальную учебную информацию по административной деятельности ОВД;

Ф моделировать и имитировать процессы и явления (на примере темы «Деятельность ОВД при возникновении чрезвычайных ситуаций»);

Ф проводить практические занятия по административной деятельности ОВД в условиях виртуальной реальности;

Ф прививать умение в принятии оптимальных решений;

Ф повышать интерес к процессу обучения.

Для построения четкого плана курса «Административная деятельность ОВД» необходимо определить основные цели, устанавливающие, что слушатели должны изучить по дисциплине, а также конкретизировать поставленные цели, определив, что слушатели должны уметь делать.

Важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить, что ожидается от слушателя после изучения курса «Административная деятельность ОВД». Конкретизация целей позволит дать представление о том, что слушатель в состоянии будет сделать в конце каждого занятия. Необходима постановка целей для каждого занятия курса.

Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельности слушателя и определить, на какой стадии он находится. Правильно сформулированные цели позволят слушателям:

Ф настроить мышление на тему обучения курса «Административная деятельность ОВД»;

Ф сфокусировать внимание на важных проблемах в области административной деятельности ОВД;

Ф подготовиться к тестам по административной деятельности ОВД, заданиям и другим средствам оценивания.

При планировании и разработке дистанционного учебного курса «Административная деятельность ОВД» необходимо принимать во внимание, что основные три компонента деятельности педагога, а именно изложение учебного материала по административной деятельности ОВД, практика, обратная связь, сохраняют свое значение.

Разработанный подход к дистанционному обучению заключается в следующем:

Ф перед началом дистанционного обучения должно производиться психологическое тестирование слушателя с целью разработки индивидуального подхода к обучению;

Ф учебный материал по административной деятельности ОВД должен быть представлен в структурированном виде, что позволит слушателям получать систематизированные знания по каждой теме курса.

Первоначально обучающемуся предлагается комплекс психологических тестов и пробное занятие. Полученные результаты психологического тестирования обрабатываются, на основе этого строится психологический портрет учащегося, с помощью которого выбираются методы и индивидуальная стратегия обучения.

Программа обучения курса «Административная деятельность ОВД» — один из наиболее важных видов раздаточных материалов для слушателей, которые будут обучаться дистанционно. Учащиеся обращаются к ней для получения точной информации. Такое руководство включает в себя:

Ф информацию о системе и методах дистанционного обучения;

# биографическую информацию о преподавателе;

Ф технологию построения учебного курса «Административная деятельность ОВД»;

# цели курса «Административная деятельность ОВД»;

# критерии окончания обучения;

Ф часы телефонных консультаций;

Ф описание экзаменов, проектов письменных работ.

Развитие дистанционного обучения требует использования новых инструментов и методов обучения, построения новых моделей обучения. Вместе с тем следует отметить и недостатки дистанционного обучения, а именно:

Ф отсутствие прямого очного общения между обучающимся и преподавателем;

Ф необходимость в персональном компьютере и доступе к Интернету, в постоянном доступе к источникам информации, т.е. нужна хорошая техническая оснащенность и готовность к использованию средств дистанционного обучения;

Ф высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей;

Ф ощущение недостатка обучающимися в практических занятиях; отсутствие постоянного контроля над обучающимися;

Ф высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе создания системы, большие расходы на создание курсов дис-

танционного обучения и приобретение технико-технологического обеспечения;

Ф высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения (создание 1 ч интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1 тыс. ч работы профессионалов).

Научно-технический и информационный прогресс, к сожалению, мало повлиял на процесс юридического образования в России. Как в организационном, так и в методическом отношении обучение в вузах остается на низком уровне. Этому способствуют многие факторы, среди которых и искренняя убежденность, что можно подготовить необходимую массу высококачественных специалистов по лекалам прошлого, и недостаток средств, выделяемых для модернизации отечественного образования. В результате глобальная компьютеризация образования в России находится в зачаточном состоянии. Количество компьютеров и «евроремонт» помещений затмевают содержательную сторону процесса: зачем все это, что это дает и дает ли вообще, а современные образовательные технологии внедряются с большим трудом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В.И. ПАШКОВ

Научный руководитель - С.Ю. Дивногорцева, кандидат педагогических наук, профессор

В условиях современного образования одной из главных задач является передача традиционного для нашей страны духовного опыта, общих ориентиров, в качестве которых выступают духовно-нравственные ценности, связанные со становлением мировоззрения военнослужащих.

Сложность и глубина проблемы духовно-нравственного воспитания состоит в понимании сути категорий «духовность» и «нравственность» для педагогики. Решение этой проблемы зависит от логики развития историко-педагогического процесса в обществе и объясняется воздействием общекультурных факторов на его членов. Это, в свою очередь, позволяет проследить динамику становления личностного духовного идеала человека. Следовательно, важно определить общие контуры становления категорий «духовность» и «нравственность».

Традиционно философское понимание духовности включает в себя три начала — познавательное, эстетическое и нравственное. Этим трем способностям соответствуют три сферы духовной деятельности, со-

здающие научное знание, — философия, искусство и нравственность. В классической греческой философии высшими человеческими ценностями считались истина, добро, красота. Нравственность выступала регулятором отношения людей, обеспечивала здоровье общества в рамках нормы поведения через осознание долга и выполнение его.

Античные философы, начиная с Сократа, учили доказательству каких-либо явлений в природе или особенного поведения человека через конкретное определение. Сократ говорил о душе как о части человека, но части, которая находится в высшем мире, духовном и вечном. Понимая, что существует объективная истина и пытаясь доказать людям, что эта истина существует, Сократ пришел к выводу, что люди творят зло по неведению, потому что не знают истины; если бы люди знали истину, они стали бы творить только добро. Философ особое значение придавал таким ценностям, как справедливость, честность, истина, названным позднее общечеловеческими ценностями. Он утверждал, что объектом исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.