Научная статья на тему 'Методология реализации систем дистанционного обучения'

Методология реализации систем дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3043
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИНХРОННАЯ СВЯЗЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: СИНХРОННАЯ СВЯЗЬ / ТЬЮТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девтерова Зурета Руслановна

Рассматриваются теоретические основы дистанционного обучения, его средства, методы, формы, а также подходы к организации самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения. Анализируется деятельность преподавателя по управлению процессом обучения с использованием информационных коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология реализации систем дистанционного обучения»

УДК 37.01

Девтерова Зурета Руслановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета,. zuretamgtu@rambler. г и, Майкоп

МЕТОДОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Devtevova Zureta Ruslanovna

PHD in Pedagogics, Senior lecturer at the Department offoreign languages at the faculty of information systems in economics and jurisprudence, Maikop State Technological University, Maikop

METHODOLOGY OF REALIZATION OF SYSTEMS OF REMOTE TRAINING

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей развития предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий обучения для развития личности студентов, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними. В процессе зарождения и развития информационного общества огромное значение имеют проблемы, связанные с организацией образовательного процесса.

Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками самообразования, а также самостоятельной и творческой деятельности в течение всей активной жизни человека. В последнее время в образовательной сфере предлагаются различные технологии и формы обучения, позволяющие повысить уровень и эффективность образования [2].

Это обусловливается тем, что учебный процесс в высшей школе подчинен не столько задаче информационного насыщения, сколько формированию продуктивного мышления, развитию интеллектуального потенциала личности, становлению способов логического анализа и всесторонней обработки потребляемой информации, творческому конструированию.

Сегодняшний уровень развития информационных и коммуникационных технологий закладывает реальный фундамент для создания глобальной системы дистанционного образования - одной из перспективных и эффективных систем подготовки специалистов.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения. Ключевым понятием дистанционной формы обучения является «интерактивность», т. е. систематическое взаимодействие учителя (преподавателя) и учащегося (студента) и учащихся между собой [3].

Сегодня основой педагогического процесса в высшей школе является формирование потребности в самообразовании посредством обучения методологии самостоятельной работы в информационно-образовательной среде и при увеличении ее доли в образовательном процессе. Система дистанционного обучения рассматривает студента как субъекта обучения, а образовательный процесс направлен не столько на трансляцию знаний, сколько на развитие познавательных способностей. При этом функции педагога варьируются от информационно-контролирующих до консультационно-ко-ординирующих.

Анализ существующих форм обучения подводит нас к выводу о том, что форма обучения представляет собой способ организации образовательного процесса, отличающийся двумя основными признаками:

1) соотношение объемов непосредственного и опосредованного педагогического общения со студентом (очная, заочная формы обучения);

2) соотношение между объемом обязательных коллективных занятий и самостоятельной работы студентов.

В связи с этим огромную роль играет организационно-методическая деятельность преподавателя по управлению учебным процессом с использованием информационных и коммуникационных технологий и деятельность по обеспечению процесса обучения учебно-методическими материалами, обеспечивающих самостоятельную учебную деятельность студентов.

Дистанционное обучение по своей сути может быть подразделено на несколько видов. Каждый вид обусловлен способом передачи и получения инструкций и материалов по обучению от преподавателя к студенту. В свою очередь, в этом процессе немалую роль играют те средства и носители информации, которые используются.

Важным признаком классификации дистанционного обучения является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы), объединенные в четыре группы, можно классифицировать следующим образом:

1. Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение). Для осуществления этих методов создаются различные образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).

2. Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение «один к одному»). Эти методы могут реализоваться в дистанционном обучении в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, факс, электронная почта.

3. Методы, в основе которых лежит изложение учебного материала преподавателем, при этом обучаемые не играют активной роли в коммуникации (обучение «один ко многим»). Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном обучении так называемыми электронными лекциями, т. е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений. Электронная лекция может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, которые готовят обучаемых к будущим дискуссиям. На базе технологии электронной доски объявлений развивается также метод проведения учебных электронных симпозиумов, представляющих собой серию выступлений нескольких авторитетных ученых.

4. Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие ко многим»). Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий.

Именно эти методы, которые ориентированы на групповую работу студентов, представляют наибольший интерес для дистанционного обучения. Обучение в сотрудничестве создает активный познавательный процесс, обеспечивая работу с различными источниками информации. Эти методы предусматривают широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Такие методы также наиболее эффективно решают проблемы личностно-ориентированного обучения. Студенты получают реальную возможность в соответствии с индивидуальными задатками, способностями достигать определенных результатов в различных областях знаний, осмысливать получаемые знания, в результате чего им удается сформировать собственную аргументированную точку зрения на многие жизненные проблемы [4].

При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:

- студент гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;

от умения общаться с другими членами коллектива зависит, и умение студентов четко излагать свои мысли, грамотно и логически писать;

- в процессе социальных контактов между студентами создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.

Роль преподавателя при таком обучении сводится к тому, что он задает тему для студентов (ставит учебную задачу), а далее он должен создать и поддерживать такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве. При этом в отличие от других методов обучения преподаватель сам является полноправным участником процесса обучения, что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем.

Обучение в сотрудничестве может иметь различные формы.

Метод проектов предполагает комплексный процесс обучения, позволяющий обучаемому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Этот метод обучения всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую обучаемые выполняют в течение определенного отрезка времени.

Методы проблемного обучения основаны на рассмотрении сложных познавательных задач, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В процессе проблемного обучения внимание студентов фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению проблем. Образовательный процесс строится вокруг обучаемого, вся работа организуется в малых группах. Роль преподавателя сводится к наблюдению и поддержке, но не более.

Для исследовательского метода обучения характерно наличие четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов. При этом принцип доступности и содержания методов исследования становится ведущим. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные проблемы развития предметной области, учитывать их значимость для развития исследовательских навыков обучаемых.

Игровые методы в условиях дистанционного обучения получают новое рождение. Они способны решить много проблем, вызванных спецификой образовательной среды виртуального общения. При этом игровой средой

становится Интернет, что диктует свои законы дидактической реализации этого метода обучения. С педагогической точки зрения можно выделить следующие виды игр: обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические и др. По характеру игровой методики выделяются предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и другие игры.

Обучение в сотрудничестве предполагает групповую совместную работу студентов. Для того чтобы она была успешной, обучаемые осваивают ряд алгоритмов, приемов и методов совместного принятия решений, выработки общей стратегии действий и решения возникающих проблем, поиска их решений, которые успешно используют в дальнейшем в ходе сетевых дискуссий, проектов и т. д. При этом иногда может возникнуть ситуация, когда требуется принять коллективное решение или сгенерировать новую идею в очень жесткие сроки. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой прием, как «мозговая атака». В условиях Интернета метод «мозговой атаки» эффективен при проведении мультимедийных, аудио- и видеоконференций и он-лайновых чатов, т. е. в условиях интенсивного общения в режиме реального времени [3].

Средствами дистанционного обучения могут быть:

- учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронные варианты учебников, учебно-методических пособий, справочников и т. д.);

- сетевые учебно-методические пособия;

- компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

- учебно-информационные аудиоматериалы;

- учебно-информационные видеоматериалы;

- лабораторные дистанционные практикумы;

- тренажеры с удаленным доступом;

- базы данных и знаний с удаленным доступом;

- электронные библиотеки с удаленным доступом.

Печатные издания, представляющие собой традиционные учебники и учебно-методические пособия, широко используются в системах дистанционного обучения, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок. Как правило, печатные издания для системы дистанционного обучения имеют блочно-модульную структуру, содержат инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы. Обязательными элементами в них являются контрольные задания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами и тренировочные задания.

В интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые могут быть доступны посредством телекоммуникаций. Используя эти ресурсы, разработчики курсов, например, могут поддерживать локальные базы данных, как для студентов, так и для преподавателей. Другим ре-

шением является предоставление доступа к внешним базам данных. Число баз данных, доступных через компьютерные сети, растет очень быстро.

Электронные издания представляют собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают компактностью хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможностью оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте. При наличии принтера такие издания легко превращаются в твердую копию.

Электронные журналы распространяются среди подписчиков через компьютерные сети. Они становятся все более важным источником получения информации и обучения. Студенты подписываются на такие журналы в целях использования их в качестве неотъемлемой части курса или как дополнения к курсовым работам.

Компьютерные обучающие системы (программно-методические комплексы, программные средства учебного назначения, обучающие и контролирующие программы) стали применяться как средства обучения в начале 1970-х годов. В этих средствах отражаются предметные области, в той или иной мере реализуются технологии их изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности [1]. Компьютерные обучающие системы позволяют:

- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

- осуществлять контроль с диагностикой ошибок и обратной связью;

- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности, экономить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

- визуализировать учебную информацию;

- моделировать и имитировать изучаемые процессы и явления, проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального эксперимента;

- формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

- развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образ-ного, теоретического);

- усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или использования игровых ситуаций);

- формировать культуру познавательной деятельности.

В зависимости от выбора средств дистанционного обучения и формы коммуникации можно выделить три вида представления учебной информации.

1. «Единичная медиа» - предполагает использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или теле- передачи. В этой модели доминирующим средством обучения является печатный и графический материалы. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает такой метод дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.

2. «Мультимедиа» - предполагает использование различных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные обучающие системы на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т. п. Однако доминирует при этом передача информации в «одну сторону» при ограниченной двусторонней коммуникации. При необходимости используются элементы очного обучения: личные встречи обучаемых и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т. п.

3. «Гипермедия» - модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии этот вид дистанционного обучения предполагает использование комплекса таких средств, как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций), аудиографику в трехмерном изображении и анимации при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.

Дистанционное обучение предусматривает развитие следующих трех видов технологий:

1) кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и передаются (пересылаются) студенту для самостоятельного изучения с периодическими консультациями и контролем знаний преподавателями;

2) ТУ-технология, которая базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями;

3) сетевая технология, построенная на использовании возможностей локальных и глобальных сетей как для обеспечения студента учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия преподавателя и студента.

При применении кейс - технологии обучающиеся получают комплект учебно-методических материалов. Данный комплект может включать в себя пособия, методические указания, задачники, выполненные на бумажных или электронных носителях, аудио- и видеоматериалы. Обучаемые изучают их сахмостоятельно в ходе выполнения контрольных заданий, курсовых проектов, следуя прилагаемым указаниям. При необходимости существует возможность обращения за помощью к персональному тьютору - препода-вателю-консультанту, сертифицированному базовым учебным заведением, которое осуществляет учебный процесс в дистанционной форме.

Для обеспечения связи обучаемых с тьюторами базовое учебное заведение, как правило, организует сеть региональных учебных центров. Очные встречи с тьюторами осуществляются периодически несколько раз в месяц, возможны также консультации по телефону, факсу, электронной почте. Экзамены проводятся очно с оформлением соответствующих документов.

Особенностью локально-сетевой технологии является осуществление различных форм индивидуальной и групповой учебной работы на базе локальной компьютерной сети. Взаимодействие преподавателя и обучаемых происходит в компьютерном классе с использованием, как традиционных вербальных средств, так и в режиме, предусмотренном изучаемым дистанционным курсом, например при автоматизированном тестировании с целью проверки уровня усвоения знаний.

В условиях глобально-сетевой технологии обучение происходит с использованием сети Интернет. В настоящее время это наиболее перспективная и развивающая технология дистанционного обучения, так как она позволяет наиболее полно использовать технические возможности сети Интернет для организации обучения.

Методика дистанционного обучения не исчерпывается решением вопросов «чему учить и как учить», но и предполагает разрешение вопроса «как учиться». Существуют два основных режима дистанционного обучения: синхронное и асинхронное.

Синхронной называется такая связь, когда приемник и передатчик информации работают в одних временных параметрах, как это происходит, например, в образовательном телевидении. При синхронном обучении дистанционно разделены вуз, обеспечивавший проведение занятий (лекций, консультаций), и группа одновременно занимающихся студентов (это может быть виртуальная учебная группа, студенты в которой не обязательно находятся в одной аудитории и даже в одном городе). При этом взаимодействие между преподавателем и студентами происходит в реальном масштабе времени.

Асинхронной называется такая связь, когда прием и передача сообщения осуществляются в разных временных параметрах, как, например, на курсах обучения по переписке. При асинхронном обучении студенты, удаленные от вуза, составляют группы одного курса и занимаются по индивидуальному учебному плану с использованием единых учебно-методических материалов.

Связь на уровне традиционной учебной аудитории легко переключается с синхронного на асинхронный режим в процессе перехода преподавателя и студентов с обсуждения темы (синхронная работа) к упражнению, которое преподаватель записывает на доске, или к заданию для курсовой работы (асинхронная работа).

В системе телекоммуникаций также можно осуществлять переключения между двумя режимами обучения, но такие переключения проходят не очень гладко, поскольку приходится переходить с одной технологии на другую. Так, факс, электронная почта, компьютерная телеконференция являются для дистанционного обучения асинхронными режимами, а видеоконференция - это синхронная система связи, позволяющая преподавателю и студенту общаться в масштабе реального времени в форме электронного телеприсутств ия.

Видеоконференция в системе дистанционного обучения является одним из самых мощных средств повышения эффективности учебного процесса. Именно она может служить основой синхронного режима обучения, фактически стирающего грань между очным и дистанционным обучением. Действительно, такая телекоммуникационная связь реализует возможность «естественного» общения между преподавателем и студентами виртуальной учебной группы, занимающимися по технологии дистанционного обучения. Она позволяет не только видеть и слышать друг друга, но и проводить совместное рассмотрение и обсуждение таблиц, графиков, видеосюжетов и т. п.

Таким образом, дистанционное обучение - это специфичный учебный процесс, который строится, как и любой другой, в соответствии с логикой познавательной деятельности, но реализуется средствами Интернет-техно-логий, видеоконференций, интерактивного телевидения, другими интерактивными средствами. Основной идеей методики дистанционного обучения является создание учебной информационной среды, включающей в себя компьютерные информационные источники, электронные библиотеки, видео - и аудиотеки, книги и учебные пособия. Информационно-образовательная среда предоставляет уникальные возможности обучаемым для получения знаний как самостоятельно, так и под руководством преподавателей.

Библиографический список

1. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение, ч. II. [Текст]/ А. А. Андреев. - М.: МЭСИ, 1998. - 50 с.

2. Волженина, Н. В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие [Текст]/Н. В. Волженина. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 67 с.

3. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др./ Под ред. Е. С. Полат. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академии», 2008.-400 с.

4. Уваров, А. Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов [Текст]/ А. Ю. Уваров. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. - 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.