Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в системе подготовки персонала промышленного предприятия'

Информационно-коммуникационные технологии в системе подготовки персонала промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
960
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЭКОНОМИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING / MODERN TECHNOLOGY OF DISTANCE LEARNING / THE ECONOMY OF DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терновский О. А.

В статье показаны состав и структура информационно-коммуникационных технологий, которые могут применяться в процессе подготовки персонала. Рассмотрены интерактивные и неинтерактивные информационно-коммуникационные технологии, проведена их группировка по сравнительным характеристикам. Проведен анализ системы дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терновский О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and communication technologies in the training of personnel of industrial enterprises

The article shows the composition and structure of information and communication technologies that can be used during training. Considered interactive and noninteractive information and communication technologies, held their grouping on comparative performance. The analysis of the distance learning system.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в системе подготовки персонала промышленного предприятия»

Информационно-коммуникационные технологии в системе подготовки персонала промышленного предприятия

О.А. Терновский

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им.

М.И. Платова, Новочеркасск

Аннотация: В статье показаны состав и структура информационно-коммуникационных технологий, которые могут применяться в процессе подготовки персонала. Рассмотрены интерактивные и неинтерактивные информационно-коммуникационные технологии, проведена их группировка по сравнительным характеристикам. Проведен анализ системы дистанционного обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, современные технологии дистанционного обучения, экономика дистанционного обучения.

За последние годы система подготовки персонала промышленных предприятий претерпела существенные изменения [1,2]. Не в последнюю очередь это связано с развитием и внедрением современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). ИКТ становятся более доступными не только в плане цены, но и более дружественными к пользователю. Особенно это заметно в ИКТ, предназначенных для электронного обучения [3].

Система образования по технологическому принципу может применять как традиционные, так и дистанционные технологии обучения. По нашему мнению, определение дистанционного обучения (далее ДО), которое наиболее полно и точно раскрывает его суть в современных реалиях следующее: это способ реализации процесса обучения, который использует информационно-коммуникационные технологии, осуществляющие процесс обучения через дистанционные коммуникации как с участием преподавателя и студента в виртуальной аудитории, так и без него. Численность вузов применяющих данные технологии неуклонно растет.

Опираясь на определение можно выделить технологическую базу ДО -это ИКТ. В начале 1990-х в нашей стране началось создание образовательных сетей различных уровней. На федеральном и региональном уровнях они были поддержаны соответствующими концепциями и проектами внедрения ИКТ [4-6], многие из которых в настоящее время интегрированы в мировую информационную среду. Широкое внедрение ИКТ во все сферы деятельности человека, массовость и финансовая доступность позволили эффективно применять их не только в сфере производства, но и внести соответствующие коррективы в традиционные формы обучения.

Перейдем непосредственно к термину «информационно-коммуникационные технологии». Он начал широко использоваться в литературе сравнительно недавно. Широкое и повсеместное развитие интернет-коммуникаций послужило предпосылкой для его применения. Некоторые исследователи используют термин ИКТ, заменяя термин «информационные технологии». В современных условиях развитие именно коммуникаций и коммуникационной активности, доступности широкополосного доступа в сеть интернет, сетей 3G и 4G, технологий wi-fi и wimax, информационной грамотности населения позволяют утверждать, что ИКТ являются тем инструментом, который позволяет более эффективно взаимодействовать преподавателю и студенту в образовательной среде.

По нашему мнению сущность самого термина ИКТ наиболее точно сформулирована в [7]: информационно-коммуникационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Существующие средства организации ДО можно разделить на следующие группы:

- собственные разработки вузов и организаций занимающихся ДО;

- системы управляющие контентом;

- системы, управляющие обучением;

- системы, управляющие учебным контентом.

Применяемые на сегодняшний день технологии дистанционного обучения Мирошин Д.Г. [8] предлагает разделить на следующие: интернет-технологии, спутниковые технологии и кейс-технологии.

Интерактивные ИКТ, применяемые как при традиционной, так и при дистанционной формах обучения, можно разделить на две категории. В первую категорию отнесем те ИКТ, которые обладают средней степенью интерактивности (e-mail, www, ftp и др.), а во вторую - с высокой степенью (видеоконференции в режиме on-line)

Неинтерактивные ИКТ, применяемые в основным при обучении в традиционной форме включают в себя печатные и аудио/видео учебно-методические материалы. Средства компьютерного обучения, которые могут применяться как при ДО так и при традиционной форме обучения включают в себя методические материалы:

- на основе экспертных обучающих систем и систем виртуальной реальности;

- сгруппированные в электронные учебно-методические пособия с локальным и сетевым доступом;

- сформированные в компьютерные обучающие системы в текстовом и мультимедийном вариантах;

Т.о. можно выделить следующие учебные системы, применяющие

ИКТ:

- синхронные системы обучения;

- асинхронные системы обучения;

- смешанные системы обучения.

Синхронная система обучения предполагает общение студентов и преподавателей в режиме реального времени, с использованием средств проведения интерактивных видеоконференций в режиме on-line.

Асинхронная система обучения предполагает самостоятельное определение обучающимися сроков и интенсивности обучения. Студенты получают задания и информацию для ознакомления на различных носителях и, в заранее оговоренные сроки, в соответствии с учебным планом высылают готовые материалы преподавателю. Такие системы обычно применяются при кейсовых технологиях дистанционного образования, которые постепенно уходят в прошлое, уступая место on-line технологиям.

У смешанных систем отсутствуют собственные уникальные модели, они опираются на элементы асинхронных и синхронных систем.

В последнее время наиболее активно в процесс дистанционного образования внедряются системы все более использующие on-line технологии. Это обусловлено следующими причинами:

- особенностью современных internet-технологий является то, что любая учебная модель может быть проинсталлирована на любом компьютере, который подключен к сети Интернет;

- подключение к сети Интернет становится возможным не только в крупных городах, но и в средних и малых, причем имеется ввиду широкополосное подключение, позволяющее проводить одновременные online сеансы со многими входящими поключениями;

- ценовая политика большинства российских интернет-провайдеров нацелена на снижение стоимости и порога доступности широкополосного подключения.

Исходя из вышесказанного, сравнительные характеристики ИКТ приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные характеристики средств ИКТ

Технология Характеристики

Интерактивнос ть Стоимость Инфраструкт ура

Неинтерактивные Низкая Пропорциона льная1 Развитая

Средства компьютерного обучения Низкая Низкая Развитая

Интерактивные со средней степенью интерактивности Средняя Средняя Развитая

Интерактивные с высокой степенью интерактивности Высокая Высокая Достаточно развитая

Обозначим основные достоинства дистанционной системы образования:

- дистанционное обучение для повышения квалификации специалистов, которые хотят повысить свой профессиональный уровень является одним из выходов при наличии работы, требующей постоянного присутствия и при наличии малой мобильности таких специалистов.

- обучение с применением дистанционных технологий в интернет-университетах (например, национальный открытый университет ИНТУИТ2) позволяет обучаемому организовывать не только время своего обучения, но и его темп, а также проходить контрольные задания в удобное время. При этом обучаемый получит электронную версию сертификата после выполнения контрольных заданий, а бумажную по почте, через некоторое время;

- методическое обеспечение учебного процесса включает в себя полный набор учебных материалов, собранных на едином носителе (это может быть компакт-диск, флэш-накопитель или удаленный доступ к личному кабинету на сервере), хорошо структурированных, иллюстрированных. При этом

1 Стоимость обучения (производства средств обучения) прямо пропорциональна числу обучаемых;

http://www. intuit.ru/

наличие расписания on-line консультаций, обычно в различное время, позволяет обучаемому получить ответы на все необходимые вопросы;

- система ценообразования дистанционной формы обучения, как правило требует более скромных финансовых затрат, обычно в 2 и более раза от очной формы.

Приведем основные недостатки, которыми по нашему мнению наделено ДО, отметим, что указанные недостатки не являются чем-то негативным, а, скорее являются особенностью технологий применяемых в ДО:

- контрольные работы и тестирование являются одним из основных инструментов контроля при ДО, не давая при этом достаточно полной картины об уровне знаний обучаемого;

- в настоящее время вузами не в полной мере созданы условия для получения диплома государственного образца с применением исключительно электронного обучения;

- процесс применения дистанционных образовательных технологий может быть критично связан с наличием широкополосных каналов связи;

- создание режима видеоконференций в учебных центрах может потребовать высоких затрат на аппаратную часть, программное обеспечение и коммуникационную составляющую.

К дипломам, получаемым при дистанционном образовании, за рубежом отношение такое же, как и к дипломам, полученным при традиционной форме обучения. Современные технологии передачи знаний позволяют поддерживать уровень преподавания при дистанционном образовании таким же, как и при очном образовании. Российские же предприятия с опаской относятся к дипломам и сертификатам, полученным при дистанционном обучении. Однако в последнее время ситуация меняется в положительную для дистанционного образования сторону, опираясь прежде всего на рост

уровня подготовки персонала на самих предприятиях. В настоящее время Минобрнауки РФ уже проводит работы по разработке системы показателей оценки вузов в области электронного обучения [9].

Астахова Т.А. приводит ряд технологий, используемых сегодняшними новаторами в сфере организации ДО[10]:

- симуляторы 2-0 - и 3-0, которые применяются в системах обучения сложным продуктам, работе с оборудованием, формированию маршрутов в логистике и т.д.;

- специально разработанные визуализированные среды, применяемые для совместной групповой работы в основном при проектной работе в рамках проблемно-ориентированных сессий;

- wiki-проекты, позволяющие стереть грань между формальным и неформальным обучением и привлечь работников, обладающих экспертными знаниями к созданию, актуализации и модернизации обучающего контента;

- микроблоги внутренних экспертов, фактически являющиеся частью внутрикорпоративной системы управления знаниями;

- видео - и аудиоподкасты, позволяющие обогатить учебный контент выступлениями не только профессиональных тренеров, но и лучших исполнителей, а также руководства организаций, тем самым реализуя «идеологический» компонент обучения;

- виртуальные сообщества профессионалов, позволяющие обмениваться опытом и знаниями в рамках отдельных профессионально- или проблемно-сфокусированных групп;

- технологии Веб 2.0 [11], позволяющие решать, с одной стороны, задачи продвижения услуг/продукции и бренда компании за счет перепубликации в открытых источниках элементов создаваемого организацией контента, а с другой — задачу обогащения внутрикорпоративного контента за счет обеспечения связей с открытыми

источниками информации;

- средства разработки, позволяющие с оптимальными временными затратами формировать курсы ДО в традиционных форматах (SCORM и др.) не только внешними провайдерами подобных услуг, но и внутрикорпоративными экспертами.

Т.о. можно утверждать, что при достаточно низкой стоимости и широкой доступности ДО позволяет обеспечивать высокоэффективное обучение во время нахождения сотрудника предприятия либо в специализированном учебном классе, либо у себя дома, без отвлекающих от работы поездок в учебное заведение. Применяя технологии ДО при формировании стратегии подготовки персонала предприятие обеспечивает свое устойчивое развитие[12-14].

Подводя итоги вышесказанному, отметим что использование методов и моделей ДО позволяет существенно сократить затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала, не отрывая при этом его на долгое время на тех типах производства, где особенностью является непрерывность. Основным инструментом, применяемым в ДО является ИКТ. Применение ИКТ позволяет не только получить положительные экономический и временной эффекты, но и повысить уровень информационной грамотности персонала, уровень его коммуникабельности, что также окажет положительный эффект на работу предприятия в целом.

Литература

1. Одлис Д.Б., Аверин А.С. Инновационные формы взаимодействия университетов и производственных предприятий // Инженерный вестник Дона. 2014. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2568.

2. Воронин А. В. Шегельман И.Р. Зарубежный опыт интеграции университетов // Инженерный вестник Дона. 2013. № 2. URL:ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1642.

3. Nordin N., Subramaniam S. Problem Based Learning Approach in the Designing of E-content for Engineering Courses. Asian Social Science; Vol. 9, No. 10; 2013. URL:dx.doi.org/10.5539/ass.v9n10p300.

4. Ваграменко Я.А., Каракозов С.Д. и др., Проект создания Федерального узла телекоммуникационной связи системы образования Российской Федерации. - М., 1996. - 45с.

5. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988, № 6. - С. 25.

6. Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования РФ. М.: ГК ВШ, 1994. - 85с.

7. Совместный проект Британского Совета в России, Института развития информационного общества и проекта "Российский портал развития". URL: iis.ru/glossary/ict.ru.html.

8. Мирошин Д.Г. Онлайн-видеотехнология дистанционного обучения студентов техническим дисциплинам // Социосфера. 2013. №1. С. 96-99.

9. Малинов М.Б., Мочалов С.П., Третьяков В.С., Ермакова Л.А., Павлова Л.Д., Кондратова О.А. Разработка системы показателей для мониторинга вузов в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Открытое и дистанционное образование. 2013. №4(52). С. 1013.

10. Астахова Т.А. Возможности и проблематика дистанционных форм обучения, выбор системы дистанционного обучения // Управление человеческим потенциалом. 2012. №1. С. 56-63.

11. Abedin B. Web 2.0 and Online Learning and Teaching: A Preliminary Benchmarking Study. Asian Social Science Vol. 7, No. 11; November 2011. URL: dx.doi.org/10.5539/ass.v7n11p5

12. Терновский О.А., Филиппов С.В. Обеспечение устойчивого развития предприятия как социально-технической системы // Интеграл. 2013. №1, 2 (69-70). С. 110.

13. Кузьминов А.Н. Концептуальная модель ценологического управления в социально-экономических системах // TerraEconomicus. 2009. №4. С. 127-131.

14. Родионов А.В. Формирование стратегии управления кадровым потенциалом предприятий // Культура народов Причерноморья. 2011. №197. С. 24-26.

References

1. Odlis D.B., Averin A.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014. №4. URL: ivdon. ru/ ru/ magazine/archive/n4y2014/2568.

2. Voronin A. V. Shegel'man I.R. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013. № 2. URL:ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1642.

3. Nordin N., Subramaniam S. Problem Based Learning Approach in the Designing of E-content for Engineering Courses. Asian Social Science; Vol. 9, No. 10; 2013. URL: dx.doi.org/10.5539/ass.v9n10p300.

4. Vagramenko Ya.A., Karakozov S.D. i dr., Proekt sozdaniya Federal'nogo uzla telekommunikatsionnoy svyazi sistemy obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii. [The project to create the Federal telecommunications node of the education system of the Russian Federation] - M., 1996. - 45p.

5. Kontseptsiya informatizatsii obrazovaniya [The concept of education informatization] Informatika i obrazovanie. 1988, № 6. - P.25.

6. Kontseptsiya razvitiya seti telekommunikatsiy v sisteme vysshego obrazovaniya RF [The concept of development of telecommunications networks in the higher education system of the Russian Federation] . M.: GK VSh, 1994. -85p.

7. Sovmestnyy proekt Britanskogo Soveta v Rossii, Instituta razvitiya informatsionnogo obshchestva i proekta "Rossiyskiy portal razvitiya"[ The joint project of the British Council in Russia, Institute of the Information Society and the project "Russia Development Gateway"]. URL: iis.ru/glossary/ict.ru.html.

8. Miroshin D.G. Sotsiosfera. 2013. №1. pp. 96-99.

9. Malinov M.B., Mochalov S.P., Tret'yakov V.S., Ermakova L.A., Pavlova L.D., Kondratova O.A. Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie. 2013. №4 (52). pp. 10-13.

10. Astakhova T.A. Upravlenie chelovecheskim potentsialom, 2012, №1. pp. 56-63.

11. Abedin B. Web 2.0 and Online Learning and Teaching: A Preliminary Benchmarking Study. Asian Social Science Vol. 7, No. 11; November 2011. URL: dx.doi.org/10.5539/ass.v7n11p5

12. Ternovskiy O.A., Filippov S.V. Integral. 2013. №1,2 (69-70) . pp. 110.

13. Kuz'minov A.N. TerraEconomicus. 2009. №4. pp. 127-131.

14. Rodionov A.V. Kul'tura narodov Prichernomor'ya. 2011. №197. pp. 24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.