Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в подготовке специалистов на факультете педагогики и психологии'

Информационно-коммуникационные технологии в подготовке специалистов на факультете педагогики и психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2774
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТОВ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИМЕДИА / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE OF EXPERTS / DIDACTIC SYSTEMS / DISTANCE LEARNING / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакунова Фатимет Пшимафовна, Бузаров Ким Ибрагимович, Кагазежев Мурат Нурбиевич

Представленная статья посвящена проблеме внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему высшего психолого-педагогического профессионального образования. Раскрыты актуальность указанной проблемы, методы, формы и возникающие сложности в ее решении. Описан опыт применения информационно-коммуникационных технологий в ходе обучения студентов факультета педагогики и психологии АГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хакунова Фатимет Пшимафовна, Бузаров Ким Ибрагимович, Кагазежев Мурат Нурбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN SPECIALIST TRAINING AT PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY FACULTY

The present paper addresses the introduction of information and communication technologies in system of the higher psychological and pedagogical professional education. Relevance of the specified problem, methods, forms and arising difficulties in its solution are disclosed. The authors describe experience in application of information and communication technologies during students training at the Faculty of Pedagogy and Psychology of Adyghe State University.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в подготовке специалистов на факультете педагогики и психологии»

УДК 378.14 ББК 74.580 Х 16

Ф.П. Хакунова

Доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: pedagog-84@mail.ru

К.И. Бузаров

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; р.т. (8772) 57-19-05

М.Н. Кагазежев

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета; E-mail: kmn-06@mail. ru

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПЕДАГОГИКИ И

ПСИХОЛОГИИ

(Рецензирована)

Аннотация. Представленная статья посвящена проблеме внедрения информационнокоммуникационных технологий в систему высшего психолого-педагогического профессионального образования. Раскрыты актуальность указанной проблемы, методы, формы и возникающие сложности в ее решении. Описан опыт применения информационно-коммуникационных технологий в ходе обучения студентов факультета педагогики и психологии АГУ.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационнокоммуникационная культура специалистов, дидактические системы, дистанционное обучение, технологии мультимедиа.

F.P. Khakunova

Doctor ofPedagogy, Professor, Dean of the Pedagogy and Psychology Faculty, Adyghe State University; E-mail: pedagog-84@mail.ru

K.I. Buzarov

Doctor ofPedagogy, Professor of Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies, Adyghe State University;ph.: (8772) 57-19-05

M.N. Kagazezhev

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Natural and Mathematical Disciplines and a Technique of their Teaching in System of Preschool and Primary Education, Adyghe State University; E-mail: kmn-06@mail.ru

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN SPECIALIST TRAINING AT PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY FACULTY

Abstract. The present paper addresses the introduction of information and communication technologies in system of the higher psychological and pedagogical professional education. Relevance of the specified problem, methods, forms and arising difficulties in its solution are disclosed. The authors describe experience in application of information and communication technologies during students training at the Faculty of Pedagogy and Psychology of Adyghe State University.

Keywords: information and communication technologies, information and communication culture of experts, didactic systems, distance learning, multimedia technologies.

Процессы информатизации современного общества, в том числе и всех форм образовательной деятельности характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучающегося в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

В новом законе «Об образовании» (2012 г.) в ст.16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» обосновываются принципиальные подходы к реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Отмечается, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся.

Классиками научной информатики, берущей свое начало от кибернетики и математики, стали виднейшие отечественные и зарубежные ученые академики А.И. Берг, А.П. Ершов, А.Н. Колгоморов, П. Ланда, С.А. Лебедев, Н. Винер, Д. Нейман, С. Пейперт, К. Шеннон и др. Среди современных ученых, изучающих проблемы применения информационных средств в обучении, следует назвать Е.П. Велихова, Б.С. Гершунского, Д.В. Зарецкого, Е.В. Зворыгина, В.А. Каймина, А.А. Кузнецова, В.С. Леднева, М.П. Лапчика, Е.Д. Маргулиса, В.М. Монархова, Ю.О. Овакимяна, Ю.А. Первина и др. Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли ученые под руководством академика А.П. Ершова, осуществлявшие работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча.

При разработке компьютерных технологий обучения, особенно на начальном этапе, они опирались на принципы и приемы программированного обучения Д. Брунера, Б.

Скинера, Н.Ф. Талызиной, П. Ланда и др.

Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить (в совокупности) о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств.

Информатизация образования в России - один из важнейших механизмов,

затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основной задачей является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-компьютерных технологий:

-возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребности - мотивы -цели - условия - средства - действия-операции);

- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;

- коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;

- возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения;

- создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий: информационно-коммуникационная среда, информационнокоммуникационные технологии, информация образования, педагогическая инфографика, кибернетическая педагогика, информационно-коммуникационная культура и др.

Информационно-коммуникационная среда - это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом по сбору, обработке, продуцированию, транслированию, применению информации, знания (в том числе и с распределенным информационным ресурсом глобальной сети Шете^, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.

Информационный подход заключается в том, что системы различной природы рассматриваются с позиций информатики и могут быть описаны посредством понятий и терминов информатики («источник информации», «приемник информации», «система управления», прямой и обратный «канал связи», «сигнал», «объект», «модель» и т.п.). Информация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Информатизация любой сферы общественного производства - условие его дальнейшего социально-экономического, научного и культурного прогресса.

Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественного производства, ибо здесь закладываются основы овладения информационными технологиями, информационная культура всего общества.

Информационные технологии (ИТ) представляют собой создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения. Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

Очевидно, что с позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации. Когда компьютеры стали использоваться в

образовании, появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационнокоммуникационные технологии» (ИКТ).

Сегодня перед руководителями и педагогическими коллективами образовательных учреждений встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры учителей и учащихся, для чего необходимо: подготовить кадры, способные освоить новые средства ИКТ, организовать непрерывное обучение школьников информатике, внедрить информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе.

Исходя из этого, на факультете педагогики и психологии АГУ проводится работа по внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий для решения следующих дидактических задач:

- совершенствование организации преподавания;

- повышение индивидуализации обучения и эффективности работы самого преподавателя;

- активизация познавательной и научно-исследовательской деятельности;

- усиление мотивации к обучению;

- повышение продуктивности самоподготовки;

- обеспечение гибкости процесса обучения.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с обучающимися посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда Интернет-пользователей. Дистанционное обучение занимает все большую роль в модернизации образования, оно позволяет:

- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещения, поездок к месту учебы как учащихся, так и преподавателей и т.п.);

- проводить обучение большого количества людей;

- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.;

- создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения);

Для реализации дистанционной формы обучения по направлению «Психологопедагогическое образование» профиль «Психология и педагогика начального образования» (бакалавриат) разработаны электронные версии учебно-методических комплексов по всем дисциплинам учебного плана. Доступ к базе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) открыт для всех студентов и преподавателей факультета, имеющих индивидуальный логин и пароль.

Опираясь на имеющиеся у каждого преподавателя УМК своей дисциплины, составлены комплекты учебных, учебно-методических материалов, электронные варианты лекций, все виды занятий для текущего и итогового контроля, обеспечивающих самостоятельную работу обучаемого с возможностью прямого и опосредованного взаимодействия с преподавателем. Весь учебный материал поделен на модули, к каждому из которых разработана система вопросов для самостоятельного изучения, тесты на усвоение понятийно-фактического компонента курса дисциплин. За успешное усвоение материала и выполнение заданий студент получает баллы, которые по триместрам суммируются.

Новое качество в системе дистанционного обучения (ДО) приобретают контрольные

мероприятия. Стандартный набор контролирующих функций, обеспечиваемый программной средой, включает: создание баз задач и вопросов, формирование заданий (тестов) с применением различных алгоритмов, автоматизацию проверки результатов с учетом или без учета затрачиваемого на решение времени, создание баз результатов и др.

В системе ДО предусмотрен учет накапливаемых студентом баллов, и каждый обучающийся имеет возможность просматривать свою успеваемость. Кроме того, у преподавателя есть возможность оставлять комментарии для студента в категории «Оценки» по поводу его ответов на задания для самостоятельной работы.

Также в категории «Глоссарий» для студента предусмотрена возможность не только знакомиться со всеми терминами, включенными преподавателем в данный словарь, но и добавлять свои термины, усвоение которых, по его мнению, необходимо при освоении данной дисциплины. Преподаватель, ознакомившись с введеными новыми терминами, имеет возможность оценить данный вид работы и к накапливаемым баллам добавить определенное количество.

Таким образом, дистанционное обучение характеризуется гибкостью и доступностью предоставляемого образования, реальной индивидуализацией обучения, применением в учебном процессе инновационных информационно-коммуникационных технологий и специальных средств передачи знаний. В целом можно констатировать, что система дистанционного обучения с присущими ей механизмами обеспечивает эффективность образовательной деятельности вуза, способствует расширению доступа к европейскому образованию.

Подготовка будущих педагогов начального образования требует более активного внедрения современных форм и методов их обучения. Использование традиционных форм изложения учебной информации уже не достаточно.

В связи с этим с учетом имеющихся возможностей преподавателями внедряются разнообразные информационно- коммуникационные технологии в учебный процесс. На лекционных занятиях используются мультимедийное оборудование и интерактивная доска. Изложение учебной информации сопровождается презентационным материалом. Преподавателями кафедры естественно-математических дисциплин разработаны мультимедийные лекции «Опорные конспекты по методике преподавания математики» (электрон. диск CDRW). Преподаватели кафедры русского языка и методики преподавания подготовили электронные учебные пособия: «Лексическая работа на уроках русского языка», «Занимательная орфография», «Состав слова», «Занимательный материал по развитию речевой культуры младших школьников», «Методическое пособие по фразеологии для младших школьников», «Занимательный материал по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка», «Развитие связной письменной речи учащихся начальной адыгейской школы» и др.

Преподавателями кафедры педагогики разработаны электронные версии 14 учебных курсов, которые имеют полную компьютерную поддержку. В данных пособиях учтены уровни обучения студентов (полный, сокращенный, углубленный).

Одним из требований госстандарта профессиональной подготовки будущих специалистов является формирование у них информационно-коммуникационной культуры. В связи с этим в использовании информационных и коммуникационных технологий в профессиональной подготовке будущих педагогов и психологов мы выделяем следующие направления:

- ИКТ в структуре педагогической деятельности;

- подготовка дидактических материалов, отчетной документации и оформление научных работ информационно-компьютерными средствами;

- технологии мультимедиа, телекоммуникации и «Виртуальная реальность» в образовании;

- информационные технологии в психологической службе;

- Интернет в образовательной деятельности.

Коротко охарактеризуем содержание работы по каждому направлению.

ИКТ в структуре педагогической деятельности:

- проектирование личного информационного пространства;

- составление аннотированных библиографических списков (с использованием электронной библиотеки Online);

- тестирование на персональных компьютерах для выявления степени подготовленности студентов в течение семестра и в конечном итоге для отслеживания динамики качества знаний по изучаемым дисциплинам;

- ведение школьной документации на электронных носителях.

Подготовка дидактических материалов, отчетной документации и оформление научных работ информационно-компьютерными средствами:

- создание портфолио;

- создание графических объектов (WordArt, IQBoard);

-редактирование и форматирование объектов диаграммы;

-презентации рефератов, докладов на научно-практических конференциях и выступлений на предзащитах, защитах квалификационных работ;

- формирование у студентов инфографических умений.

Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедиа позволяет обеспечить в работе со студентами взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, которые объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном техническом представлении. Примером может служить работа со студентами по курсу «Основы геометрии в начальной школе». При объяснении нового материала в одном объекте- контейнере содержатся текстовая, аудио,-графическая и видеоинформация, а также возможен способ интерактивного взаимодействия с ней.

Далее, работая с учебниками по математике начальной школы разных авторов, студенты старших курсов создают свои папки, файлы на компьютере, представляя методику использования элементов наглядной геометрии при сравнении множеств, в обучении младших школьников счетной деятельности, или составляют конспекты медиауроков.

Особенно интересно используются мультимедиа-технологии для иллюстрации этапа объяснения нового материала. Студенты понимают, что медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:

- повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;

- возможность научить школьников применять компьютерную технику для моделирования объектов и явлений, решения учебных и трудовых задач за счет практической обработки информации на компьютере;

- организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной

самостоятельности и творчества;

- повышения мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

- развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;

Все это, несомненно, способствует формированию информационной культуры школьников.

При этом работа студентов в оборудованной компьютерами аудитории организуется по-разному:

- фронтально - просмотр видеофрагментов, наблюдение за изменениями объектов;

- индивидуально - выполнение практических работ, решение задач, создание проектов;

-малыми группами - выполнение общего учебного проекта, постановка модели эксперимента и др.

В структуре занятия со студентами отражаются все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:

- актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;

- формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера;

- применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала -за компьютером и (или) без компьютера.

Технологии мультимедиа, телекоммуникации и «Виртуальная реальность в образовании»:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- конструирование уроков в НШ, занятий в ДДУ, внеклассных мероприятий с использованием презентаций мультимедийных пособий для начальных классов;

- работа в интерактивном режиме на доске IQBoard;

- конструирование занятий в ДДУ в интеграции с трансляцией детского интерактивного телеканала Niске1оdion Junior.

Особое внимание уделяется использованию материалов СD-дисков при подготовке к учебным занятиям в начальной школе, в детском саду. Используются методические возможности электронных ресурсов.

Информационные технологии и психологические службы:

- использование программного обеспечения психологических тестов, психологодиагностического инструментария сайта «Детский психолог», диагностические методики и тесты для дошкольного и школьного возраста;

- ИТ и разработка модели поведения человека в ситуации риска, выбора, депрессии и

т.д.

Интернет в образовательной деятельности:

- консультирование студентов по электронной почте;

- участие в форумах психологических служб в режиме ОиЫи;

- участие в обсуждении круга очерченных проблем на образовательных сайтах;

- создание аннотированного списка образовательных сайтов.

При работе со студентами по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» наиболее часто посещаемыми стали сайты:

- сайт «Открытый класс» http://www.openclass.ru/sub/ сайт «Психология», «Практическая психология».

- сайт «Начальная общеобразовательная школа» http://www.86schhmrg omoprawdinsk3.edusite.ru.p177aal. Мт1.

- сайт «Эти дети» http://www.ito.edu.ru/2010/Arkhangelsk/IX/IX-0-3.html

- сайт «Методическая копилка педагога-психолога»_http://www.nsportaLm.nachalnaya-shkola/raznoe/library/ispolzovanit-irt-v-rabote-pedagoga-psikhologa.

В связи с переводом всей системы образования РФ на многоуровневое и вариативное образование изменились методологические подходы к организации профессиональной подготовки бакалавров по педагогическим специальностям. Это привело, наряду с другими существенными изменениями, к сокращению аудиторных часов и приоритетной роли самостоятельной работы студентов. Перед каждым преподавателем встал острейший вопрос об оптимизации профессиональной подготовки студентов-бакалавров, организации самостоятельной работы с использованием новых информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим принципиально изменились функции преподавателя, он перестал быть лишь источником информации - знаний, скорее всего, его миссия заключается в формировании у студентов - бакалавров информационной культуры, обеспечивающей развитие их когнитивной сферы, с одной стороны, владение познавательными и коммуникативными компетенциями, и, с другой стороны, обеспечивает доступ к информационным ресурсам, к нахождению необходимой информации в освоении профессиональных компетенций.

Открытое и дистанционное обучение студентов факультета педагогики и психологии АГУ ориентировано на потребности общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, способных к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях. Для решения поставленных задач был создан учебно-методический Интернет-Кабинет (Библиотека, Консультационный пункт). Этот Кабинет входит в состав Международного Интернет-сообщества друзей «В компании с Евой». Благодаря Кабинету осуществляется не только непосредственное вузовское обучение студентов, но и применяются технологии открытого и дистанционного образования. Весь материал Кабинета подключен к дистанционному образованию ВЦ АГУ Особую роль в обучении студентов играют материалы, расположенные в учебно-методическом Интернет-кабинете. В информационном обеспечении реализуемых дисциплин оказывает помощь библиотека АГУ-книжные фонды библиотеки АГУ- http://agulib.adygnet.ru/; «Библиотека АГУ Онлайн». Зарегистрировавшись в «Библиотеке АГУ Онлайн», студенты получают доступ к информационным ресурсам библиотек других ВУЗов.

Следует заметить, что при всех положительных моментах использования информационно-коммуникационных технологий также имеются негативные последствия психолого-педагогического характера и негативное влияние на физиологическое состояние и здоровье обучаемых. Компьютерное общение (тотальная индивидуализация) часто свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса: преподавателей и студентов, студентов между собой.

В течение всего срока дистанционного обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. Он не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования умения мыслить на профессиональном языке. При использовании ИКТ срабатывает принцип экономии интеллектуальных сил: заимствование из сети Интернет готовых проектов, рефератов, докладов, решений задач - все это, конечно же, не способствует повышению качества и эффективности обучения и воспитания.

Трудность реформирования образования заключается в том, что нельзя просто добавить существующие средства ИКТ к существующей дидактической системе и надеяться, что революция в образовании произойдет сама по себе. На наш взгляд, не надо отказываться от уже разработанных и доказавших свою эффективность форм обучения. Включение ИКТ должно помочь совершенствованию и разнообразить традиционные формы передачи и усвоения учебного материала, а не создавать видимость самообразования обучаемых.

Как видим, интеграция современных информационных и педагогических технологий способствует созданию дополнительных возможностей для формирования и развития языковой и информационной компетенции студента. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать современные технологии в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых умений и навыков.

В системе образования наметилось много новых проектов, основанных на широком использовании возможностей информационных и телекоммуникационных технологий. Но для выполнения основной задачи - обеспечения разнообразного непрерывного образования требуется разработка новых концепции, обеспечивающих изменения на уровне парадигм. Такая измененная образовательная система, в которой современные технологии будут взвешенно и разумно сочетаться с достижениями педагогики, предоставит преподавателям и обучаемым новые возможности и преимущества: от пассивного восприятия учебного материала к самостоятельной продуктивной деятельности; от сообщаемого обучения к дискуссиям и совместному творческому поиску; от сухих баллов к интегрированной оценке развития личностных качеств; от ограниченной помощи обучаемому к широкомасштабным образовательным услугам; от одного диплома ко многим дипломам и сертификатам, составляющим комплексный профессиональный портрет специалиста.

Реализация всего выше перечисленного на практике и будет свидетельствовать о подлинной модернизации образования. Очевидно, что решение возникающих задач возможно только в том случае, если они будут проводиться на уровне организационной структуры учебного заведения, а не изолированной группы специалистов. Это и представляет одну из основных проблем, справиться с которой можно только в случае действительной потребности всех участников учебно-воспитательного процесса в обеспечении качественного и доступного образования.

Примечания:

1. ТДО Информационные технологии дистанционного обучения. 2007. URL: http://www.ict/edy/ft/003625/Lhtml.

2. WebSoft: Технологии дистанционного обучения. 2007. URL: http://www.WebSoft.ru/db/wb

3. Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Информатика и образование. 2011. № 1.

4. Материалы Центра дистанционного образования Института общего среднего образования РАО. URL: http://www.ioso.iip.net/distant/

5. Стариков Д.А. Педагогические условия внедрения мультимедиа-технологий в образовательный процесс Вуза // Образование и наука. 2009. № 9 (66). С. 55-62.

6. Майер Р.В. Кибернетическая педагогика: имитационное моделирование процесса обучения. Глазов: Изд-во ГГПИ, 2013. 138 с.

References:

1. TDO Information technologies of distance learning. 2007. URL:

http://www.ict/edy/ft/003625/Lhtml.

2. WebSoft: Technologies of distance learning. 2007. URL: http://www.WebSoft.ru/db/wb

3. Solovov A.V. Information technologies of education in vocational training // Informatics and

education. 2011. No. 1.

4. Materials of the Center of distance education of the Institute of the general secondary education of RAO. URL: http://www.ioso.iip.net/distant/

5. Starikov D.A. Pedagogical conditions of introduction of multimedia technologies in educational process of a higher school // Education and science. 2009. No. 9 (66). P. 55-62.

6. Mayer R.V. Cybernetic pedagogy: imitating modelling of an educational process. Glazov: GGPI publishing house, 2013. 138 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.