Научная статья на тему 'Использование информационно-инновационных технологий в образовательном процессе'

Использование информационно-инновационных технологий в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL PROCESS / AN INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дятлов С. А., Толстобров Г. М.

В статье анализируется эффективность использования информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION-INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

In article efficiency of use of an information technology is analyzed.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-инновационных технологий в образовательном процессе»

Позиции вузов на рынке неразрывно связаны с изучением конкурентоспособности предоставляемых ими образовательных программ.

Более прочные позиции на региональном рынке займут те вузы, которые наряду со сбалансированным деловым портфелем будут работать над созданием пользующейся доверием у потребителей торговой марки (brand name). Фактором, повышающим конкурентоспособность вуза, является также его готовность предоставить образовательные услуги в инновационном режиме с использованием современных информационных технологий и ноу-хау.

Важно то, что конкурентоспособность образовательной программы определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для потребителя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Все показатели услуги, выходящие за эти рамки, не должны рассматриваться при оценке конкурентоспособности как не повышающие ценности услуги в конкретных условиях.

То есть показатели образовательных услуг, отражающие ее эффект для производителя, часто не имеют значения для потребителя. Потребителя интересуют лишь потребительские свойства, каким бы путем они ни были достигнуты.

Библиографический список

1. Тихомиров В. П. Проект Федеральной целевой программы «Создание системы открытого образования в России» (материалы для обсуждения) // Дистанционное образование. 2000. № 1.

2. Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2000

3. Волкова М. М., Звездова А. Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг. 2001. № 2

4. Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансовоэкономическое состояние предприятия: Практ. пособие. М.: ПРИОР, 2001.

5. Щиборщ К. В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона [Электр. ресурс]. -Режим доступа: http://cfin.ru

Ljubavtsev A. V.

METHODOLOGICAL BASES OF AN ESTIMATION ECONOMIC STABILITY OF THE STATE HIGH SCHOOL IN EDUCATIONAL ECONOMIC SYSTEM

In article the methodology of an estimation of economic stability of the state high school is proved. Keywords: economic stability of high school, methodology of an estimation of stability.

УДК 378 Дятлов С. А., Толстобров Г. М.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ*

В статье анализируется эффективность использования информационных технологий. Ключевые слова: образовательный процесс, информационные технологии.

В настоящее время, в условиях перехода к в научно-исследовательской литературе пробле-

информационному обществу, где важнейшим ма использования информационных технологий

фактором является интеллектуальный капитал, в высшем профессиональном образовании,

* Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект №10-02-00375а

создание и развитие информационных технологий обучения требует особого рассмотрения. Важнейшим фактором формирования интеллектуального капитала является высококачественное универсальное образование, передовые информационные технологии подготовки и повышения квалификации специалистов. Под информационными технологиями обучения в узком смысле слова понимается процесс передачи информации обучаемому, посредством компьютера или других аналогичных технических средств и коммуникационных технологий. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

В рамках развиваемой нами расширительной трактовки речь идет об инновационно-информационных технологиях обучения специалистов, с помощью которых для нужд современной конкурентной информационной экономики осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов, которые активно используют ИКТ, новые знания, новые методики обучения и направлены на формирование интеллектуального капитала, креативных способностей обучаемых, на их инновационность.

Информационно-инновационные технологии образования (ИИТО) широко и активно используются в области современного образования. Особенностью данных технологий является многообразие и значительное расширение предмета, средств и среды, в которой они применяются, и связанные с нею компоненты (вид используемой компьютерной техники, программные средства, сетевые технологии и методики обучения, интерактивное взаимодействие студентов, преподавателей, ректората и ИТ-специалистов, гибкая организация учебного процесса и контроль знаний.

Развитие глобальной компьютерной сети Intemet открыло новые перспективы совершенствования мировой и национальных образовательных систем. Сегодня традиционные методы

образования дополняются новыми методами обучения, основанными на использовании сети Интернет, электронно-компьютерных сетей и телекоммуникационных средств. Дистанционное образование, телеобучение основанные на использовании компьютерных Интернет-технологий, выполняет ряд новых функций и предполагает реализацию определенных принципов, среди которых важное значение имеет принцип распределенного сотрудничества, интеграции, вхождения в мировое сетевое сообщество.

В современных условиях возникает необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного пожизненного образования, с помощью которой человек может иметь доступ к мировым ресурсам информации и базам данных, непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки и которая позволяет ему быть профессионально мобильным и творчески активным.

Достоинства распределенного дистанционного обучения обусловлены его новыми функциями, расширением возможностей и сервиса предоставления образовательных услуг обучающимся, распределенных по различным сегментам рынка и территориям, а также использованием системы гибкого непрерывного образования, гибких графиков, проведения занятий в синхронном и асинхронном режиме. Основной особенностью гибких режимов обучения является то, что они не так жестко регламентируют временные и пространственные рамки проведения занятий и общения между преподавателями и студентами. Это позволяет преподавателям и студентам более гибко планировать время обучения и учебный процесс. Особенно это важно для студентов-заочни-ков и студентов, обучающихся в филиалах университетов в других городах.

Дистанционное обучение в сети Intemet является одним из наиболее развивающихся направлений в образовании на современном этапе. Существующие возможности аппаратно-программного обеспечения современных компьютеров и Web-серверов позволяют разрабатывать интерактивные программы для получения образования посредством глобальной сети. Базируясь на Интернет-технологиях дистанционное обучение расширяет свои возможности и рассматривается как перспективная система обучения, представляющая собой синтез технологий конкретного обучения, телевидения и международной сети

Intemet. Данный новый вид обучения не только способствует интенсификации распространения знаний для широкого круга потенциальных обучаемых, но и активно формирует рыночную среду обучения из потенциальных потребителей новых знаний и технологий.

В наибольшей мере преимущества дистанционного обучения проявляются в преподавании гуманитарных дисциплин (социологии, политологии, экономики и др.), что обусловлено возможностью гибко сочетать теорию и практику, использовать свежую информацию для иллюстрации теоретических положений и анализа современной ситуации. Новая технология предполагает использование также электронной почты и телевидения как формы контакта студентов с преподавателем в сочетании с очными учебноконсультационными занятиями.

Дистанционное образование - это средство, при котором учащиеся находятся на расстоянии от создателя учебных материалов; студенты могут учиться в любом месте по выбору (дом, работа, учебный центр) без непосредственного контакта с учителем. Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий является современной универсальной формой профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию, а также предоставляет возможность обучаемым непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. В процессе такого обучения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-практические материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя, осуществляемого с помощью сети Интернет и других средств коммуникаций.

С развитием электронно-компьютерных сетей технология дистанционного обучения предполагает использование Интернет-телефон-ной связи, электронной почты и телевидения как формы контакта студентов с преподавателем в сочетании с очными учебно-консультационными занятиями на основе гибкого плана обучения. Это позволяет использовать разнообразные интерактивные формы обучения:

- проведение занятий и воспроизведение лекций для внешних удаленных слушателей;

-электронный доступ к гипертекстовым книгам, материалам интерактивного чтения и

учебным упражнениям, программам лингвистического перевода;

- электронное дистантное взаимодействие обучаемых с профессорско-преподавательским составом, собеседования и учебно-консультационные занятия (тьюториалы);

- деловые игры и конкретные ситуации, ориентированные на специфику профессиональной деятельности и потребности реальной практики;

- телевизионные и компьютерные конференции и др.

Наибольшие перспективы дистанционного обучения связаны с интеграцией телекоммуникационных и компьютерных Интернет-технологий, одним из видов которых являются электронные интерактивные видеоконференции. Интерактивная обучающая видеоконференция представляет собой одну из наиболее передовых технологий дистантного обучения и обеспечивает распределенную он-лайновую связь обучающих и обучаемых не зависимо от их пространственного и географического местоположения. Интерактивная мультимедийная видеоконференция обеспечивает технические условия организации глобальной образовательной сети распределенной аудитории обучающихся. Объединение сотрудников университетов универсальными цифровыми информационными магистралями ведет к формированию глобальной универсальной образовательной сети гипермедиа, объединяющей обучающих и обучаемых, потребителей и производителей знаний.

Исторически дистанционное образование (ДО) прошло через следующие этапы:

1. Использование одной технологии и отсутствие непосредственного взаимодействия между преподавателем и студентом. Типичным примером является заочное обучение - обучение по переписке.

2. Интегрирование различных технологий, упор на односторонний поток информации и на самообучение; использование тьютора для взаимодействия со студентами. Типичный пример -открытые университеты.

3. Широкое использование двусторонних коммуникационных технологий для взаимодействия преподавателя со студентами и студентов между собой. Пример - распределенные системы дистанционного образования, использующие Интернет.

4. Использование интегрированных сетей (программ, баз данных) и виртуально-электрон-

ных университетов, лабораторий, тест-центров, а также специализированных интерактивных (он-лайновых) образовательных порталов.

Существует несколько моделей дистанционного обучения, представляющих ДО, как систему взаимосвязанных компонент. Рассмотрим две наиболее популярные модели. Первая модель описана в книге Michael Moore “Distance Education. A Systems View”.

В этой модели потребности студентов и специфика организации (миссия, экспертиза, философия) порождают решения в отношении разработки курсов. Дизайн курсов осуществляется специальными командами, объединяющих специалистов в области разработки учебного процесса, специалистов в области графики, продюсеров, программистов, специалистов по оценке эффективности обучения и т. д. Возможности студентов и педагогические принципы обуславливают выбор технологии. В учебные курсы встраивается система взаимодействия студентов друг с другом, с преподавателями и экспертами, с администратором, и т. д. Особое внимание уделяется природе учебной среды и предвидению потенциальных проблем, обусловленных ее спецификой, -например, эффект одинокого обучающегося.

Все элементы, представленные в описанной выше модели являются взаимозависимыми и все они существенны для использования в дистанционной образовательной системе.

Вторая модель была разработана Tony Bates и описана в его книге “Technology, Open Learning and Distance Education”. Эта модель называется ACTIONS (ДЗПИОНС) и предназначена для принятия решений в области дистанционного образования, в особенности для выбора технологий. Модель получила название по заглавным буквам слов, выражающих следующие критерии:

-Access (Доступность) - Насколько используемая технология доступна для студентов;

- Costs (Затраты) - Какова структура затрат на использование технологии. Каковы затраты на одного обучаемого.

- Teaching and Learning (Преподавание и обучение) - Какие виды обучения необходимы. Какой педагогический подход реализует их наилучшим образом. Каковы наиболее эффективные технологии для выбранной методики преподавания и обучения.

- Interactivity and User-friendliness (Интерактивность и легкость в использовании) - Какова

интерактивность выбранной технологии. Как она может быть реализована.

- Organizational issues (Организационные вопросы) - Каковы организационные барьеры на пути внедрения выбранной технологии. Как они должны быть преодолены. Какие изменения в организации потребуются для этого.

- Novelty (Новизна) - Насколько нова выбранная технология.

- Speed (Скорость) - Насколько быстро могут быть подготовлены курсы с использованием этой технологии. Насколько быстро могут быть внеснены в них изменения.

Доступность технологии является одним из важнейших факторов при ее выборе. Она зависит от выбранной целевой группы и учебной среды (обучаемые находятся дома, на рабочем месте, в университете, в учебном центре). Технология должна быть доступна для всех членов целевой группы, а не быть дополнительным средством для избранных. Часто доступность технологии дополняется ограничениями на место и время. Возникает возможность самостоятельно проанализировать доступность печатных материалов, аудио- и видеокассет, телефона, телевизора, компьютера, Интернета для ваших условий.

Затраты также являются важнейшим фактором при выборе технологии. В структуре затрат важно выделить затраты на подготовку, производство, распределение и доставку материалов, административные расходы, коммуникационные расходы и др. Часть расходных статей напрямую зависит от числа студентов, часть зависит от объема учебных материалов, некоторые расходы представляют собой накладные расходы, являющиеся фиксированными в рамках разработки и проведения учебного курса. Важной характеристикой затрат является затраты на одного студента и на один час учебного процесса, которые в свою очередь определяются соотношением фиксированных и переменных издержек. Ясно, что эти затраты падают с увеличением числа студентов, что делает экономически выгодным обучение большого числа студентов как одновременно, так и путем многократного проведения разработанного курса.

Преподавание и обучение менее важно для выбора технологии, но важно для ее использования в учебном процессе, поскольку технологии различаются по своим презентационным характеристикам. Печатные материалы более

подходят для передачи текста, диаграмм и графиков (как правило, черно-белых). Радио, аудио кассеты, телефон - для передачи звука. Телевидение и видеокассеты - для передачи образов и движения. Компьютеры для работы с базами данных, создания интерактивных программ и анимаций.

Интерактивность определяется как по отношению к учебным материалам, так и к обучаемым. Первый вид интерактивности лучше всего обеспечивается компьютерными программами, в особенности, с применением мультимедия. Второй вид интерактивности обеспечивается двусторонними коммуникационными каналами: аудио- или видеоконференция, телефон, факс, Интернет. Взаимодействие студентов и преподавателей может при этом быть как синхронным (одновременным), так и асинхронным (с задержкой во времени).

Организационные вопросы включают в себя техническую и человеческую инфраструктуру, создаваемую или используемую для разработки и проведения учебного курса. Это может быть наличие компьютеров, подключение к Интернет, наличие кабельной сети, аппаратуры для видеоконференций, занятость преподавателей в разработке дистанционных курсов и система вознаграждения, система технической поддержки преподавателей, наличие специалистов необходимых в разработке и проведении дистанционных курсов, и т. д.

Новизна технологии требует с одной стороны больших инвестиций в нее, с другой стороны позволяет получать бесплатные продукты (в маркетинговых целях) или дополнительное финансирование. Новизна также тесно связана со временем, требуемым для внедрения и распространения технологии.

Скорость производства и обновления курсов связана с требованиями технического прогресса, устаревания технологии, жизненного цикла материалов курса, изменения спроса и т. д. Она также напрямую связана с затратами на разработку курсов. Например, использование видеоконференций позволяет за короткое время провести массу учебных мероприятия, в то время как для разработки Интернет- курса или мультимедийного курса требуется гораздо больше времени.

Организация дистанционно-образовательного курса начинается с формулировки задач, выбора методик, отвечающих заданным целям, выбора технологии, отвечающей заданным це-

лям и методикам и создания разнообразных учебных ситуаций.

Технологии дистанционного образования делятся на:

Интерактивные:

- аудиоконференции (audioconferencing)

- видеоконференции (videoconferencing)

-видеоконференции на рабочем столе

(desktop videoconferencing)

- электронные конференции через:

О e-mail

О online services

- голосовая коммуникация (voice mail)

- двусторонняя спутниковая и СВЧ связь

- виртуальная реальность (virtual reality)

Неинтерактивные:

- печатные материалы

- аудиокассеты

- видеокассеты

- односторонняя спутниковая и СВЧ связь

- телевизионные и радио передачи

- дискеты, CD-ROMbi

Часто дистанционное образование осуществляется не с помощью какого-то одного средства, а с помощью системы средств, например, телевизионный курс в сочетании с печатными материалами, рассылаемыми по почте и т. д. Интернет очень успешно используется при таком системном, смешанном подходе к дистанционному образованию, соединяя в себе все достоинства вышеперечисленных средств и используя и образы, и текст, и звук, и поиск, и реальное общение. Использование Интернета для дистанционного образования требует большего планирования и подготовки, чем все другие виды образования. Подготовка материалов и программ, использующих эти материалы, становится важнейшим компонентом образования.

Следует отметить, что процесс обучения является по своему содержанию и форме информационным процессом. Но только с появлением возможности широкого использования компьютеров и Интернет в образовательном процессе «информационно-коммуникационные технологии» приобрели новую роль, стали ведущим фактором, обеспечивающим высокое качество подготовки современных специалистов.

Можно выделить следующие основные особенности применения ИИТО в процессе обучения:

- сетевой источник информации;

-сетевое распределенное взаимодействие и творчество;

- средство иллюстрации текста учебника;

- среда апробация дидактических идей;

- средство имитации различных устройств и объектов;

- средство моделирования различных явлений и процессов;

- видеолаборатория;

-тренажер, позволяющий учащимся закреплять знания, умения и навыки;

- вычислительное устройство;

- средство контроля знания учащихся;

- локальная информационно-справочная система

- средство моделирования различных явлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- помогают контролировать знания учащихся;

-обучают выполнению алгоритмических

предписаний;

- помогают проводить исследовательские работы.

ИТТО создают также новые возможности для интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на индивидуальное обучение и творческое развитие личности обучаемого:

- оперативная прямая и обратная связь между пользователями (преподавателем и обучаемыми);

- компьютерная визуализация учебной информации об объектах, процессах, явлениях, как реальных, так и “виртуальных”;

-архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к различным базам данных;

- автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного процесса с возможностью многократного его повторения, контроля и коррекции;

- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля над результатами усвоения;

- большая индивидуализация обучения, учитывающая историю обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления;

- новизна работы с новыми ИКТ вызывает у обучаемых повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию обучения;

- цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;

- с помощью компьютера и Интернет может быть реализовано межличностно-сетевое общение;

- компьютер активно включает студентов в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением;

- значительно расширяются варианты применяемых учебных задач.

Современные стандарты высшего профессионального образования предполагают повышение роли и объемов самостоятельной работы студентов. В связи с этим можно выделить следующие новые возможности:

- значительное увеличение объема получаемой информации от преподавателя на электронных носителях, особенно актуально для студентов заочной, очно-заочной и заочно-ускоренной форм обучения;

- доступ к различным источникам информации для подготовки к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам, выполнением лабораторных работ, написания курсовых, дипломных работ;

- дистанционное консультирование по электронной почте, через форумы, что особенно актуально для студентов заочной и заочно-ускоренной форм обучения;

- участие в проведении электронных конференций, семинаров и получение научной информации через них;

- участие в совместных научно-исследовательских работах не только внутривузовских, но и межвузовских, и всероссийских, и международных;

- оперативный обмен информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам;

- индивидуальное обучение - возможность заниматься в удобное время, в удобном месте и темпе при получении электронных материалов на дискеты, диски или в сети Интернет через авторизацию на специальных порталах и сайтах;

- повышение доступности образования и социального равноправия (равные возможности для получения образования независимо от места проживания и состояния здоровья) за счет получения дистанционного образования, особенно актуально для отдельных социальных

групп (инвалиды) и жителей из удаленных от вуза регионов;

-повышение адаптивности выпускников для работы на предприятиях, использующих современные ИКТ.

Для преподавателей высших учебных заведений особенно важным преимуществом применения информационных технологий является облегчение контроля при проведении промежуточных и итоговых проверок знаний студентов, с одной стороны, четко отслеживается самостоятельность выполнения заданий из-за возможности большой вариабельности вплоть до индивидуальных заданий каждому, с другой стороны, непосредственный подсчет результатов и времени выполнения можно полностью автоматизировать, снижая рутинную нагрузку на преподавателя. Выгоды от использования преподавателями ИКТ заключаются в больших возможностях для создания, модификаций и хранения электронного банка разнообразных тестов и заданий, а также позволяет максимально индивидуализировать промежуточные и итоговые контрольные задания с учетом профессиональной направленности обучения, специализации, уровнем подготовки студентов, групп и потоков.

В конечном итоге использование ИТТО при проведении самостоятельных, контрольных работ, зачетов и экзаменов не только экономит время преподавателя, но и поднимает контроль знаний на новый уровень качества, индивидуализации и разнообразия заданий для студентов. Применение информационных технологий для проверки и оценки знаний позволяет стандартизировать и унифицировать требования, предъявляемые к знаниям студентов, и существенно повысить объективность оценки преподавателем студенческих работ.

Следует особо выделить использование тренажерные программы для студентов, которые позволяют им заранее самостоятельно подготовиться к выполнению тестов, получить необходимые навыки тестирования. Преимуществом также является снижение лекционной нагрузки при чтении лекций и переход на качественно новый уровень - интерактивное обсуждение лекционных тем, так как студенты могут прочитать их заранее, получив их в электронном варианте.

Компьютерные обучающие электронно-сетевые системы - это современные профессиональные системы обучения, с наглядными ком-

пьютерно-графическими моделями, с возможностью непосредственного моделирования изучаемых процессов.

Компьютеризованная система образования с одной стороны, нивелирует роль преподавателя, как передатчика информации, трансформируя ее до уровня методиста, модератора, консультанта, а с другой способствует резкому повышению значимости преподавателя как творческой личности, более полно реализующей свой интеллектуальный потенциал. Такая система образования предъявляет повышенные требования к профессиональным качествам преподавателей. Вследствие этого меняется и сама роль центров образования: они становятся научными и информационными центрами, аккумулирующими модели и методы передовых технологий, имеющими штат высококвалифицированных специалистов, консультирующих по нужным вопросам. В условиях информационного общества и открытого образования только это позволит сохранить их социальное значение в социальной среде.

Повышение квалификации дистанционно без выездов в командировки и без отрыва от основной деятельности - так же считается важным преимуществом использования информационных технологий, особенно учитывая дефицит денежных средств, выделяемых на эти цели бюджетом и достаточно высокую нагрузку самих преподавателей в высших учебных заведениях.

Важнейшим преимуществом является увеличение информационной базы при доступе в Интернет как для создания учебно-методических материалов в электронном виде, так и получение готовых программных средств, учебнометодических материалов возможно бесплатно или за символическую плату.

Активно развивающиеся информационные технологий в обучении привели к возникновению нового типа учебно-методического обеспечения образования - электронных изданий. Различают следующие формы электронных изданий, предназначенных для учебного процесса:

- электронные копии учебных изданий на полиграфической основе (учебников и учебных пособий, методических материалов и т. п.);

- электронные копии учебных материалов (полиграфически не изданные лекции, методические материалы);

-электронные библиотеки, каталоги, энциклопедии, справочники;

-электронные учебники, электронные задачники;

- электронные учебные занятия различных организационных форм: лекции, семинары, лабораторные работы;

- электронные тренажеры, электронные репетиторы, электронные игры;

- электронные диагностирующие методики контроля.

За короткий промежуток времени информационные технологии в высших учебных заведениях стали формироваться в ведущее, оперативно управляемое учебно-методическое, материальное и виртуальное обеспечение аудиторных и самостоятельных занятий целого ряда основных ведущих дисциплин разных специальностей и специализаций.

Создание и распространение обучающих информационных технологий, операций, методов, инструментария является основной тенденцией, определяющей стратегию развития образовательного процесса в высших учебных заведениях, поскольку стремительное развитие компьютерной техники, локальных и глобальных сетей вывело на качественно новый уровень образования.

В концепции федеральной целевой программы развития образования в Российской Федерации в разделе “Основные цели и задачи образования” отмечается, что необходима подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильно-

сти в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Важнейшая роль образовательных информационных технологий отводится в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Изучение информационных технологий в учебном процессе - важнейший компонент подготовки студентов к дальнейшей профессиональной жизни, поскольку для большинства выпускников высших учебных заведений будущая профессия связана с использованием передовых ИТТО в трудовой деятельности и во многом обусловливает их каръер-ный рост и инновационность их профессиональной деятельности.

В целом активное и широкое использование ИТТО (Интернет-технологии, электронные средства коммуникаций, сетевые технологии и методики обучения, интерактивное взаимодействие студентов, преподавателей, ректората и ИТ-специалистов, гибкая организация учебного процесса и контроль знаний) открывает новые перспективы совершенствования мировой и национальных образовательных систем, позволяет перейти на новый этап развития распределенного сотрудничества и интеграции всех элементов научно-образовательной системы в организационной, учебно-методической и научно-исследовательской областях, что способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, выступающих главным фактором обеспечения высокой конкурентоспособности и достижения устойчивого инновационного экономического роста.

Djatlov S. А., Tolstobrov G. M.

USE OF INFORMATION-INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS

In article efficiency of use of an information technology is analyzed.

Keywords: educational process, an information technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.