Научная статья на тему 'По материалам конференции'

По материалам конференции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «По материалам конференции»

А.Н. Ланских

Финансовая академия при Правительстве РФ

П оследние десятилетия характеризуются ускоренным обновлением технологий и знаний. Информационные технологии стремительно входят во все сферы нашей жизни и, безусловно, в систему образования. Причем они оказывают существенное влияние как на методику, так и в целом на методологию образовательного процесса. Одним из наиболее ярких, очевидных проявлений обновления служит открытое образование, базирующееся на технологии дистанционного обучения.

Открытое образование формируется как гибкая, доступная система без строгой регламентации периодичности и длительности изучения отдельного курса, программы, развивающаяся на основе формализации, структуризации, алгоритмизации учебной информации, автоматизированной ее передачи и контроля знаний на базе технологий дистанционного обучения. Это

— непрерывное, гибкое, модульное, распределенное обучение с полным или частично опосредованным взаимодействием преподавателя и студента с доминантой управляемой самостоятельной работы обучаемого.

Дистанционное обучение (ДО) переросло «детскую болезнь» своей исключительности, переоценку

обучающих возможностей учебнометодических материалов в электронной форме, ожидаемых сверх-

результатов от организации упорядоченного доступа к ней. Практика показала необходимость переоценки роли преподавателя, дидактических аспектов обучения.

В Финансовой академии дистанционное обучение строится на сочетании традиционных методов обучения и новых информационных технологий, позволяющих обеспечить гибкость, индивидуализацию и интенсификацию процесса обучения. Мы пришли к выводу, что технологии До не станут эффективными без применения методов активного, проблемного, развивающего обучения; находит свое место и объяснительноиллюстративный метод.

Один из фундаментальных принципов дидактики определяет, что научиться чему-либо человек способен только через собственную, самостоятельную, самоуправляемую учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность

- через учение. Поэтому в основе технологий дистанционного обучения лежит управляемая преподавателем коррекционная, самостоятельная работа студента. В отличие от самообразования эта работа предполагает обратную связь с преподавателем в форме прямого и опосредованного интерактивного взаимодействия, постоянный мониторинг результатов обучения.

Система открытого образования Академии базируется на накопленном научном, методическом, кадровом потенциале, информационных ресурсах и технологиях, опыте заочного обучения, существующей телекоммуникационной инфраструктуре.

Реализации технологий дистанционного обучения предшествовала серьезная подготовка. Залогом качества и эффективности их применения служит «золотой» актив Академии, методологический, методический, научный опыт, накопленный профессорско-

преподавательским составом, научными школами. Важен опыт использования в учебном процессе программных продуктов, применяемых в практической деятельности специалистов, что позволяет имитировать финансово-экономические процессы предприятия, муниципального образования и целого региона.

Задачи организации и ведения учебного процесса с полномасштабным применением технологий дистанционного обучения выполняет Институт открытого образования Академии во взаимодействии с кафедрами, управлениями, центрами и лабораториями. Аппаратно-программный комплекс института, сформированная информационно-образовательная среда и избранные технологии дистанционного обучения обусловили модель открытого образования. Модель обеспечивает дополнение методов обучения преимуществами новых информацион-

ных технологий, возможностями средств телекоммуникаций и создает предпосылки для модернизации образовательного процесса.

Основу системы открытого образования составляет территориально распределенная информационнообразовательная среда, реализуемая в форме образовательного портала Института открытого образования и образовательных мини-порталов представительств Академии. Техническую базу системы составляет аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий ведение учебного процесса едиными технологическими средствами, его информационную поддержку и документирование.

Компьютерная база позволяет реализовать системы: управления работой локальной сети; управления документооборотом, обменом, размещением и регламентацией доступа к учебной информации; контроля результатов работы обучаемых; разработки электронных учебно-методических комплексов (УМК); обеспечения интерактивного общения преподавателя и обучающегося.

Системообразующим элементом информационно-образовательной среды служит электронная библиотека учебно-методических, учебных материалов, представляющая собой программный комплекс, обеспечивающий возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям (через телекоммуникационную сеть) полнотекстовых информационных ресурсов

учебно-методического, справочного и иного назначения со своей системой документирования и безопасности.

Содержание учебно-методических материалов для разработки электронных учебно-методических комплексов формируют кафедры и представляют в Центр учебнометодического обеспечения Института открытого образования для регистрации и хранения в электронной базе данных. В Центре сетевых технологий института обычные учебные материалы трансформируются в электронные учебно-методические комплексы. Эту работу вместе с преподавателем выполняют программисты, специалисты по дизайну, по аудио-, видеосъемке. В монтажной студии электронный учебно-методический комплекс приобретает завершенный вид для представления на компакт-дисках и адаптируется для интернет-обучения (для загрузки в информационную базу на основе xDLS, IBM LLS).

Опыт применения технологий ДО в учебном процессе выявил особую роль преподавателя. Он остается основным действующим лицом учебного процесса, определяющим его качество, результативность. Деятельность педагога приобретает инновационный характер, ориентированный на переход от трансляции знания к управлению индивидуальной и групповой работой студентов, организации самостоятельной работы учащихся. В дополнение к знанию предмета, методики проведения классно-

урочных форм занятий необходимо знание групповой динамики, владение приемами проблемного изложения содержания, освоение методов активного и интенсивного обучения в виртуальной среде.

Появляются относительно новые направления деятельности, организация виртуального общения со студентами, а также виртуального общения студентов между собой, разработка групповых проектов, выполняемых территориально разобщенными обучаемыми, общающимися между собой при помощи средств телекоммуникации. Требуется умение эффективно использовать электронные УМК, пользоваться различным программным обеспечением, уверенно ориентироваться в сети Интернет. В дополнение к необходимым для традиционного преподавателя навыкам речевой коммуникации, основам ораторского искусства важнейшим компонентом преподавательского мастерства становится информационная культура, знание основ психологии общения в виртуальной среде, уяснение закономерностей влияния виртуальной среды на процесс формирования личности.

Меняется характер деятельности преподавателя, увеличивается объем работы на этапе подготовки материалов для дистанционного обучения. Особые навыки, своего рода искусство необходимы при разработке электронных УМК. В первую очередь это педагогическое управление будущей самостоятельной работой обучаемого на

базе прогностической функции, через структуру, вопросы, тесты, ситуационные задачи и параметры программной оболочки, формирующие индивидуальную образовательную траекторию.

Преподаватель содействует эффективному обучению опосредованно через созданную им информационно-образовательную среду, а также прямым интерактивным взаимодействием, дающим информационно-мотивационный эффект. Учитывая значимость и сложность деятельности преподавателей, ведущих дистанционное обучение, в Академии организована их дополнительная подготовка по интернет-технологиям дистанционного обучения и обязательные семинары-практикумы перед началом каждого семестра в Институте открытого образования.

Технологии дистанционного обучения предполагают особое отношение к обучаемому.

Прежде всего необходимо научить его осваивать специальность, используя технологии дистанционного обучения. Научить методике применения программного обеспечения, навыкам электронного конспектирования, виртуального общения, культуре подготовки сообщений в электронной форме, общению в «чатах» и «форумах», помочь преодолеть боязнь web-камеры и микрофона.

Все мы имеем навыки конспектирования обычной литературы. А вот как работать с материалами в электронной форме в процессе

обучения - это вопрос. Предстоит довести до обучаемого методику дистанционного обучения от процедуры вхождения в информационно-образовательный портал до сдачи «электронного» экзамена. Более того, выработать устойчивые навыки в пользовании программным обеспечением. Предстоит кропотливая работа по доведению формы и порядка проведения тестирования в интернет-среде, представления контрольных работ, порядка и последовательности интерактивного общения. Без этого дистанционное обучение вряд ли будет эффективным.

Нам предстоит сформировать культуру, этику дистанционного обучения, разработать и внедрить особенности кодекса поведения преподавателя и обучаемого в процессе дистанционного обучения. На конференции уже говорилось о том, что в рамках профильной подготовки, начиная со школы, целесообразно готовить будущих студентов к эффективному и качественному применению информационных технологий в учебном процессе.

Очень важно научить студента выделять главное, определять соответствие содержания теме. Научить методике самостоятельной работы, работе в виртуальной группе при совместном решении учебных задач.

По мере совершенствования технологической базы аппаратнопрограммного комплекса техноло-

гии дистанционного обучения в Академии существенно менялись. Если в период с 1999 по 2002 г. это были кейс-технологии с представлением учебной информации на бумажных носителях, с использованием электронной почты и сайта, то уже в 2003 г. мы освоили важнейший, на наш взгляд, участок работы. Мы освоили технологию разработки электронных образовательных курсов в виде cD-rom с последующей адаптацией их для применения в обучении. Приступили к обучению студентов с использованием технологий интернет-обучения, практикуется проведение видеоконференций. Видеоконференция предполагает проведение лекции, семинара преподавателем из учебного центра дистанционного обучения для обучаемых во всех представительствах Академии.

Лекции, семинарские занятия проводятся в реальном масштабе времени с обеспечением возможности как преподавателю, так и обучаемым видеть друг друга, а также слайды, графическую информацию, задавать вопросы и получать на них ответы. Если обучающийся по каким-либо причинам не имеет возможности именно в это время прослушать лекцию, ему предоставляется право ознакомиться с ней в записи и по электронной почте, либо в режиме «чат» пообщаться с преподавателем.

В текущем году нам предстоит закончить разработку электронных учебно-методических комплексов

по четырем годам обучения для двух специальностей: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и от опытной эксплуатации перейти к полномасштабному внедрению системы администрирования учебного процесса. Это наиболее сложные, трудоемкие задачи.

Также в этом году мы планируем провести несколько экспериментальных занятий по применению телевизионных систем в учебном процессе. Организационные вопросы практически решены. Нам предстоит оценить эффективность, степень влияния телевизионной технологии на качество учебного процесса. И на этой основе будет принято решение о целесообразности, либо нецелесообразности наращивания возможностей дистанционного обучения с применением технологий телевизионного обучения.

Как уже говорилось, дистанционное обучение базируется на опосредованном и прямом интерактивном взаимодействии преподавателя с аудиторией.

Прямое интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемых, реализующее идею расширения аудитории, создает виртуальную аудиторию, объединяющую территориально разделенных преподавателя и обучаемых. Нет необходимости в одно и то же время, в единой точке пространства собирать вместе обучаемых и преподавателя. Достаточно установить «клиентское место» Same-

time и иметь выход в Интернет со скоростью 512 кбт в секунду. Практически все наши вузы, ресурсные центры, созданные в рамках программы «Электронная Россия», имеют такие возможности, а учебные центры корпораций, например Лукойл, Газпром, имеют на порядок больше возможности для применения этих технологий.

Особо актуальны технологии дистанционного обучения для системы подготовки, переподготовки специалистов финансово-

экономического профиля, учитывая пространственный размах нашей страны и, соответственно, огромные транспортные расходы. Возможна альтернатива этим затратам: размещение информации на сайте dofa.ru, ведение консультаций, обсуждений в «чатах», «форумах», общение с применением электронной почты, а лекции, мастер-классы, записанные на CD-rom, передавать обычной почтой. Мы получили эффективную, менее затратную систему с сохранением качественных параметров подготовки специалиста.

Понимая значимость профессиональной подготовки, многие промышленные корпорации организуют свои учебные подразделения с учебным, методическим отделами, сетью региональных центров. Практически создаются минивузы, вкладываются при этом значительные средства. Но без методического мастерства профессорско-преподавательского состава эти учебные структуры вряд ли смогут работать эффективно. На наш

взгляд, одним из вариантов решения этой проблемы может служить создание учебной структуры, сочетающей финансовые, программно-технические возможности корпорации и учебно-методический потенциал вуза для совместного решения задач переподготовки специалистов, в т.ч. и с использованием технологий дистанционного обучения.

Другим способом обеспечения интерактивности учебного процесса служит опосредованное взаимодействие преподавателя с обучаемыми через электронные учебно-методические комплексы, электронную почту, трансформирующее традиционную учебную аудиторию, создающее предпосылки для реинжиниринга учебного процесса.

Основой этого взаимодействия служит электронный учебнометодический комплекс, сочетающий в себе учебную, справочную информационную базу, систему тестирования, методические указания для самостоятельной работы студента и своеобразный путеводитель обучаемого, реализуемый через удобный, понятный интерфейс. Это логически построенная, с учетом межпредметных связей, совокупность содержательных блоков, увязывающая предметную область дисциплин с практикумом, сочетающая в себе функции доведения предметной информации, управления самостоятельной работой обучаемого и интерактивного общения.

Опосредованное управление самостоятельной работой обучаемого осуществляется путем представления содержательных блоков в определенной последовательно-

сти. Каждый содержательный блок включает информационную часть, практическое задание или несколько ситуационных задач и тесты. Время работы над учебными материалами блока выделяется исходя из возможностей обучаемого (6-10 страниц учебно-методического материала на 1 час самостоятельной работы), бюджета учебного времени для данной дисциплины, определенного в учебном плане и распределенного преподавателем по блокам. Для конкретного обучаемого время работы над со-

держательным блоком определяется как произведение базового времени на коэффициент работоспособности, рассчитываемого по результатам тестирования и вводимого в программу, управляющую самостоятельной работой студента.

После отработки рассчитанного времени с учебными материалами конкретного блока, выполнения практического задания обучаемый проходит тестирование. Тестирование предполагает обучающий, тренажерный и контрольный режимы.

Контроль результатов изучения дисциплины проводится в форме сетевого электронного экзамена, предполагающего наряду с тестами отработку практических заданий. Например, электронный экзамен по «Теории бухгалтерского учета»

предусматривает выполнение обучаемым бухгалтерских проводок, хозяйственных операций и составление итогового баланса. Идентификацию сдающего экзамен осуществляет преподаватель либо сотрудник в представительстве Академии. Результаты экзамена получает администратор учебного процесса и преподаватель.

Разработка сетевого электронного экзамена - сложный, трудоемкий процесс. Например, продолжительность работы над электронным экзаменом по «Теории бухгалтерского учета» составила более четырех месяцев.

Мы подготовили четыре варианта этого экзамена, опробовали его в учебном процессе очного обучения и получили результат, который нас устраивает. А именно: списать

нельзя никаким путем. Почему нельзя списать? Потому что программное устройство генерирует вопросы. Не преподаватель заблаговременно формирует экзаменационные билеты, а программа составляет их с началом экзамена, следовательно, и ознакомиться с ними заранее нельзя. Для каждой учебной группы они индивидуальные. Программа вносит определенные изменения в условия практических заданий, считает и получает результат, с которыми сравнивает ответ студента. Каждый студент сдает по своему варианту. Вот это и есть тот результат, который позволяет нам с большой долей уверенности пола-

гать, что мы объективно оцениваем уровень подготовки студентов.

Сказать, что все вопросы электронного экзамена решены, видимо, было бы не совсем правильно. Мы только начинаем внедрение электронного экзамена для оценки уровня подготовки по всем дисциплинам. Безусловно, в процессе работы возникают трудности, «шероховатости», и мы их вместе с преподавателями решаем.

Тем не менее важнейшим компонентом системы дистанционного обучения является электронный учебно-методический комплекс.

Первый вариант УМК предполагал структурированное изложение учебно-методической информации, учебных пособий, тесты. По каждой теме было около 30 тестов, что позволяло оценивать и уровень подготовки, и ход работы студентов над учебными материалами. В процессе работы студенты и преподаватели высказывали замечания, в частности отметили сложность чтения информации с экрана. Поэтому во второй редакции электронных учебников наряду с полнотекстовым вариантом учебного пособия был применен краткий курс, представляющий собой совокупность структурно-логических схем с пояснениями, что позволяет сформировать общее представление о дисциплине, понять предмет, объект ее изучения. Сокращение времени работы с текстовыми файлами обеспечивается дополнением структурно-логических схем звуковыми, видеофайлами. Для само-

стоятельной работы студента по написанию эссе, рефератов, контрольных, курсовых работ в состав электронного УМК включается дополнительная литература, журнальные статьи, ссылки на интернет-ресурсы.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть роль и значение работы преподавателя в разработке электронных учебно-методических комплексов. Суть ее - в реализации прогностической функции управления будущей самостоятельной работой студента через подготовленные учебно-методические материалы, систему ситуационных задач и мероприятия контроля не только результатов, но и хода работы обучаемого. Сочетание особо структурированной, разделенной на смысловые модули предметноинформационной учебной среды, удаленных компьютерных практикумов, тренажеров специалиста финансово-экономического профиля и системы контроля результатов процесса обучения и составляют учебно-методическую основу технологий дистанционного обучения.

Формируя культуру дистанционного обучения, следует, на наш взгляд, более широко применять игровые формы овладения учебным материалом. Компьютерные средства позволяют моделировать, менять входные параметры, экспериментировать практически с любыми процессами. Даже контроль можно сделать занимательным, интересным. Например, в дисциплине «История экономических учений» на-

ряду с тестированием были опробованы кроссворды в электронной форме. Они существенно повысили заинтересованность студентов в усвоении, осознании категорийнопонятийного аппарата учебной дисциплины.

Прививая необходимые навыки и умения, мы должны вместе с тем, используя технологии дистанцион-

ного обучения, побуждать человека к совершенствованию, формировать его способность адаптироваться к условиям меняющегося окружения, научить быть полезным обществу, государству. Это достаточно трудоемкий творческий процесс, и нам всем вместе предстоит значительная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.