Научная статья на тему 'Неблагоприятные психические состояния сотрудников ОВД и уровни развития психологических профессионально важных качеств'

Неблагоприятные психические состояния сотрудников ОВД и уровни развития психологических профессионально важных качеств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4215
749
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стресс / напряжение / тревога / профессионально важные качества / экстремальные ситуации / неблагоприятные психические состояния и их предвестники / stress / pressure / anxiety / professionally important qualities / extreme situations / unfavourable psychic states and their signs

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Човдырова Гульшат Сулеймановна, Антонова Эльвира Александровна

В статье анализируются структура профессионально важных качеств, ее связь с неблагоприятными психическими состояниями. Выявлено влияние знаний, умений, навыков на профилактику криминальных инцидентов, связанных с изменением психических состояний сотрудников ОВД. Показана динамика предвестников неблагоприятных состояний и необходимость проведения профилактических мер с учетом условий службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Interior officers' unfavourable psychic states and levels of development of professionally important psychological qualities

The article considers the structure of professionally important qualities and its relation to unfavourable psychic states. The authors reveal the knowledge, skills and abilities' influence on the prevention of criminal incidents connected with changes in psychic states of the Interior officers. The dynamics of unfavourable states and necessity to carry out preventive measures is shown, service conditions taken into account.

Текст научной работы на тему «Неблагоприятные психические состояния сотрудников ОВД и уровни развития психологических профессионально важных качеств»

психокоррекция и регуляция состоянии

УДК 159.9

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ

Г. С. Човдырова, Э. А. Антонова

В статье анализируются структура профессионально важных качеств, ее связь с неблагоприятными психическими состояниями. Выявлено влияние знаний, умений, навыков на профилактику криминальных инцидентов, связанных с изменением психических состояний сотрудников ОВД. Показана динамика предвестников неблагоприятных состояний и необходимость проведения профилактических мер с учетом условий службы.

Ключевые слова: стресс, напряжение, тревога, профессионально важные качества, экстремальные ситуации, неблагоприятные психические состояния и их предвестники.

Деятельность сотрудников ОВД постоянно сопровождается высоким уровнем ответственности, большой психоэмоциональной нагрузкой, особенно при непосредственном взаимодействии с преступными группировками, при участии в разгоне массовых беспорядков и др.

У сотрудников имеются и проблемы социально-бытового характера, негативно сказывающиеся не только на их психическом состоянии, но и на морально-психологическом климате внутри семьи, когда сотрудник не имеет возможности уделять достаточное внимание семье из-за ненормированного рабочего графика.

Долгое пребывание во власти отрицательного эмоционального фона (состояние вины, тревоги и ожидания, неудовлетворенности, жестокости, агрессивности, злости, неуверенности и др.), неумение самостоятельно уменьшить степень переживания неблагоприятных воздействий опасно тем, что разрушительно влияет не только на психическое самочувствие, но и на соматическое состояние организма в целом.

В этих затруднительных ситуациях меняется психическое состояние сотрудника, что приводит к постепенному психофизическому изменению личности, ухудшению самочувствия, невозможности нормально трудиться, к потере профессионализма и уходу из профессии.

Опыт наблюдения за поведением сотрудников ОВД показал, что неумение регулировать свое внутреннее

психическое состояние может негативно сказываться на взаимоотношениях с близкими и друзьями, на качестве выполняемой работы '.

Факторов, детерминирующих процесс адаптации сотрудников к повышенным требованиям профессии, множество. Прежде всего это профессионализм, обусловленный знаниями, умениями, навыками, опытом.

Неблагоприятные психические состояния (напряжение, тревога, фрустрация, аффект, стресс), рассматриваемые в психологии как эмоционально-волевые реакции, могут начинаться с предвестников и развиваться незаметно (негативизм, брюзжание, различные степени выражения жестокости в отношениях с людьми, агрессивность). Степень их выраженности у сотрудников ОВД зависит от интенсивности и частоты стрессо-генных факторов профессиональной, учебной и бытовой среды. Часто психоэмоциональные состояния, например, гетероагрессия, аутоагрессия, жестокость, раздражительность, негативизм, могут быть различными признаками проявления невежества, недостатка знаний, воспитания, которые можно устранить в процессе обучения и психокоррекции. Эти реакции чаще всего проявляются во время адаптации к повышенным требованиям среды и в периоды накопления усталости. Отсутствие профилактики таких состояний (как показывает практика) может повлечь необратимые последствия как для сотрудника, так и для всей правоохранительной системы. Много случаев, когда накопившиеся неблагоприятные психические переживания привели к печальным результатам, отразившимся как на самом сотруднике, так и на правоохранительной системе в виде неудачной скоропалительно-формальной реформы (случай с майором Евсюковым). Различные виды отрицательного эмоционального реагирования возникают особенно остро, когда в целях снижения интенсивности напряжения употребляются спиртные напитки или другие допинги. В связи с этим психопрофилактика неблагоприятных психических состояний у сотрудников особенно актуальна.

В своих исследованиях мы изучали структуру свойств личности, детерминирующую формирование симптомов, трактуемых ошибочно не как процесс адаптации к требованиям профессии, а как «синдром эмоционального выгорания», касаясь связи профессиональных и личностных качеств сотрудников полиции.

Учитывая изложенное, полагаем, неблагоприятные психические состояния можно скорректировать обучением — устранением фактора недостатка знаний, умений, навыков и опыта, препятствующих адаптации сотрудников к требованиям профессии, формирующейся на стадии обучения в вузах МВД России и др.

Поэтому цель данной работы — проанализировать влияние определенных знаний, умений, навыков и процесса обучения в целом на динамику развития предвестников неблагоприятных психических состояний курсантов — будущих оперативных сотрудников полиции. Исследование осуществлялось на базе Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя.

Проведенные ранее исследования, ориентированные на выявление профессионально важных качеств (далее — ПВК) показали, что необходимо определить профиль личности, стержневые личностные качества, так как на их основе в последующем развивается профессиональный, жизненный опыт и коммуникативная компетентность 2.

Для сотрудников ОВД, часто задействованных в тех сферах профессиональной деятельности, где характер труда предъявляет особые требования, вызывающие при определенных условиях дезорганизацию психики, т. е. неблагоприятные психические состояния, важно проведение тестовой психодиагностики. В этом аспекте определенный интерес представляют исследования наших коллег 3. С учетом названных позиций более логичным и обоснованным, на наш взгляд, будет использование (в теории и практике) формирования процесса профессионального становления личности путем накопления знаний, умений и навыков, которые в настоящее время трактуются как компетентность.

Экспериментальные наблюдения в данном ракурсе за курсантами позволили в определенной степени систематизировать психологические уровни формирования этих понятий.

Первый уровень формирования понятия «профессия» и становления профессионала в вузах системы МВД России составляют знания. Они представляют совокупность информации, полученной в теоретической или эмпирической плоскости данных. В аспекте деятельности сотрудников ОВД они могут быть разделены на несколько групп, на которых возводится фундамент принадлежности к определенной профессии.

К первой группе относят знания общеорганизационного характера, которыми в той или иной степени должны обладать практически все сотрудники полиции. По нашим экспертным оценкам, это чаще всего знание системы устройства ОВД, а также ряда основных законов и нормативных правовых документов, регулирующих вопросы функционирования органов внутренних дел в различных направлениях деятельности.

Вторую группу составляют общие профессиональные знания, необходимые для выполнения профильных задач.

Третья группа состоит из узких (или узкопрофильных) профессионально-прикладных знаний, требуемых сотруднику для эффективного выполнения задач по

всем направлениям профессиональной деятельности (следствие, дознание, уголовный розыск, криминалистика и др.).

Второй уровень формирования понятия «профессия» в процессе профессионального становления в вузах системы МВД России составляет понятие «умения» — связь когнитивных мыслительных процессов с физическими возможностями будущего сотрудника, т. е. его знания, переводимые в практическую плоскость, успешно применяемые для получения желаемого результата, при прохождении практики курсантами в профильных подразделениях системы МВД.

Иными словами, умения будущего полицейского — это то, что практически способен показывать курсант на основе применения имеющихся у него теоретических представлений и пониманий. Умения могут быть как формальные, связанные с физическими возможностями человека (например, применять оружие и приемы самообороны, проходить полосу препятствий), так и неформальные, связанные с вербальными или эмоциональными свойствами человека (например, находить общий язык с разными группами людей, распознавать скрываемую информацию, убеждать и склонять к признанию вины, доводить определенные моменты до сознания человека). Процесс трансформации теоретических знаний в практические умения происходит при обучении в разных формах (тренинги, деловые игры, заучивание и запоминание при повторении), но чаще всего он реализуется через мыслительные процессы — понимание, осмысление, представление механизма осуществления операции. Умения — это уровень закрепленности и автоматизма, формируемый под воздействием многократного повторения, применения в тренировках. Это уровень, практически всегда обеспечивающий получение результатов, соответствующих необходимым требованиям, но умения не всегда трансформируются в навыки. Например, умение обезвредить вооруженного преступника (т. е. знание основных техник и правил построения борьбы, дополненное практикой тренировок) может вначале вызывать у человека тревогу, волнение, сопровождаться неудачами, а в процессе повторения будет приводить к успеху и формированию определенных навыков.

Третий — высший уровень формирования — навыки, характеризуется рядом элементов, которых нет у умений: появление слаженной связи между уровнями вызываемого эмоционального, физического и умственного напряжения; более сокращенный временной интервал между получением мозгом сигнала о необходимости действия и совершаемым действием; гарантированное хорошее качество продукта в результате применения навыка. Знания, наложенные на практику их применения сотрудником, изначально формируют у него умения, которые (в случае длительного успешного решения определенных задач и выполнения служебных операций) способствуют формированию навыка. У курсантов навыки формируются только по определенным направлениям (владение оружием, самооборона и др.). Но когда они начнут самостоятельную деятельность, умения

и навыки, выработанные в процессе обучения, поспособствуют через определенное время появлению опыта.

Опыт — это главный фактор перехода умений и навыков в русло профессионализма. При снижении объемных характеристик или при возникновении временного вакуума неиспользования навыки могут обратно трансформироваться в умения. Следовательно, опыт — это продукт непрерывного совершенствования.

Знания, умения и навыки при их применении в сфере деятельности всегда проходят сквозь призму личностных качеств и ценностных установок каждого сотрудника. Говоря о личностных свойствах, мы имеем в виду не только классические: характер, темперамент, когнитивно-эмоциональные качества и способность нестандартно взглянуть на проблему, умение использовать междисциплинарные знания для решения профессиональных задач, способность видеть вопрос в системном ракурсе, но и инстинкты. Агрессия — один из «большой четверки» инстинктов (голод, секс, страх). Она свойственна всем животным и человеку, но в той или иной мере: природа таким способом позаботилась о всесторонней самозащите человека и животных. Один и тот же набор знаний, умений, навыков может приводить к возникновению различных форм и стилей поведения (в зависимости от выраженности агрессии как формы психологической защиты). У сотрудников ОВД эта форма, казалось бы, инстинктивной психологической защиты усиливается в каждодневной и однообразно тяжелой работе, сотрудники правоохранительных органов часто являются мишенью для критики и обвинений со стороны граждан, средств массовой информации, системы правосудия, прокуратуры, собственной администрации. Эти моменты, критические инциденты, экстремальные ситуации накапливаются и закрепляются в их сознании в виде определенного психотравмиру-ющего опыта, а в некоторых случаях ведут к развитию неблагоприятных психических состояний и хронических форм посттравматического стрессового расстройства. В этих условиях у многих свойственные полицейским смелость, активность, решительность сменяются инертностью и чувством вины как реакцией на профессиональный стресс. Это ведет к появлению противоречивых тенденций, порождает внутренний конфликт. Помимо стрессов, связанных со спецификой работы и социальным давлением, негативное воздействие на сотрудника оказывает ухудшение домашних и служебных отношений, что усугубляет совокупный эффект накопления усталости, который изнашивает защитные механизмы организма, делая его более уязвимым при экстремальных ситуациях. Как говорил Г. Селье, имея в виду мозговые реакции, «где тонко, там и рвется».

Более того, профессия полицейского как социальная функция предъявляет сотруднику противоречивые требования. С одной стороны, диктуется необходимость подчинения, жесткая иерархия, обусловливающая авторитарный стиль управления, нивелирующая индивидуальность. С другой стороны, даются властные полномочия, требующие способности самостоятельно мыслить, принимать решения. Умение сочетать способности вла-

ствовать и подчиняться требует от человека не только определенного запаса знаний и эрудиции, но наличия мыслительной гибкости, опыта.

Для изучения развивающего и корректирующего влияния обучения (учебного процесса) на ПВК мы исследовали 4 группы курсантов — будущих оперативных сотрудников, на которых еще не повлияли психо-травмирующие факторы профессиональной деятельности, — до обучения курсу формирования коммуникативной компетентности и конструктивного поведения при общении в социуме (тренинги) и после прохождения курса. Ниже мы представляем данные исследований групп (наблюдения и тестирования) — будущих оперативных сотрудников полиции — по методике коммуникативной установки и психологической защиты в общении В. В. Бойко.

Предвестники неблагоприятных психических состояний и профессиональной психической дезадаптации (перенапряжение психики в связи со сложной трудовой деятельностью или учебой) часто проявляются в виде завуалированной или открытой жестокости, агрессии, «психологического дискомфорта — брюзжания», в обиходе это называется нервозностью. Их можно выявить тестовыми методами до того, как это обнаружится другими способами, даже раньше, чем это дойдет до сознания окружающих или самого человека. Поэтому методы психодиагностики (т. е. диагностики психических свойств и состояния человека) являются надежным и тонким инструментом предупреждения развития нервного срыва, алкоголизации, аутоагрес-сивных и гетероагрессивных проявлений у сотрудников и курсантов. На рисунках 1 и 2 представлен анализ результатов исследования на итоговом этапе обучения курсантов. Распределение средних результатов предварительного и итогового тестирования показало снижение проявления негативных коммуникативных установок в учебной группе.

Для определения влияния учебного процесса, включающего тренинг по общению, мы использовали ^кр. Стьюдента для зависимых выборок.

ГЪ

Ж-1

Завуалированная жесткость

Открытая жесткость

Брюзжание

Негативный опыт общения

— предварительное

— итоговое

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов исследования негативных коммуникативных

установок по методике В. В. Бойко между предварительным и итоговым тестированием по окончании курса обучения (баллы)

70

Сравнительный анализ результатов исследования по окончании учебного курса (рис. 1) показывает, что у курсантов значительно снизился уровень проявления завуалированной (р < 0,01) и открытой жестокости (р < 0,05). Появилось умение смягчить открытость и резкость в суждениях по отношению к окружающим и находить способы устранения негативной оценки, сделанной ранее. На уровне статистической значимости выявлено снижение проявлений негативизма (р < 0,05), что демонстрирует формирование у курсантов умения разумно переоценивать отношение к людям и взаимодействовать в общении.

Уровень брюзжания в общении также статистически значимо снизился (р < 0,01), что свидетельствует об исчезновении склонности делать необоснованные обобщения негативных фактов в социуме.

Негативный опыт общения снизился (р < 0,05), что говорит о переоценке и пересмотре определенных ситуаций в прошлом, в которых курсанты переживали конфликт в учебной группе и не могли разобраться, кто прав.

Уровень проявления психологической защиты при общении выявлялся методикой диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко (рис. 2). На предварительном тестировании доминирование миролюбия наблюдалось только у 15,6%, в то время как на итоговом этапе тестирования — у 51,8%.

Для избегания характерно нулевое стремление к кооперации, отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Мы рассматривали избегание как пассивную форму защиты в общении, оно наблюдалось у 43,7% курсантов от всей выборки до обучения, на итоговом тестировании — только у 15%, что свидетельствует об эффективности учебного процесса, который включал обучение конструктивным формам и приемам ас-сертивности в общении с партнером.

Снижение агрессивности по отношению к партнеру тоже отражено на рис. 2. Произошло замещение доминирующих форм агрессивной защиты в общении миролюбивыми. Эти результаты говорят о формировании таких форм поведения в общении курсантов, которые не приводят к конфликтам и агрессии, что очень важно выявлять у лиц, которым выдается огнестрельное оружие.

Миролюбие

Избегание

— предварительное

Агрессия

— итоговое

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов исследования защит предварительного и итогового тестирования (по методике В. В. Бойко)

Статистический анализ показал повышение уровня миролюбия (р < 0,01) на 35,69% по отношению к предварительному тестированию и снижение уровня агрессивности в общении (р < 0,01) на 25,38%.

Процесс обучения (получение знаний, умений, навыков), являясь основой формирования профессионально важных качеств, способствует снижению уровня такого неблагоприятного психического состояния, как агрессивность, особенно при обучении бесконфликтным формам преодоления барьеров общения.

Данные, полученные при тестировании до и после обучения, позволяют говорить о трансформации неблагоприятных психических реакций в разумные, уравновешенные процессы, не вызывающие накопления разрушительных, деструктивных последствий в поведении будущих сотрудников полиции. Прогностические оценки, полученные с помощью статистического анализа, показали, что уровень негативизма и агрессии (как характеристики неблагоприятных психических предвестников и коммуникативного барьера) снижается при условии повышения уровня знаний, коммуникативных способностей и умений формировать бесконфликтные ситуации.

Неблагоприятные психические предвестники состояния курсантов показали, что снижение психофизических возможностей связано с нарушением процессов психической уравновешенности и адаптивности. После обучения и приобретения навыков общения наметилась тенденция к снижению открытого и скрытого жестокого обращения с окружающими, эмоций негативизма и брюзжания, негативного опыта общения и приобретению умения реагировать обдуманно в случае агрессивного воздействия (см. рис. 1, 2).

Результаты диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении (см. рис. 2) показали нарастание миролюбия, сотрудничества, компромисса, а в целом — параметров конфликтоустойчиво-сти, гибкости в общении. Выявлены и другие улучшения в сфере когнитивной и эмоционально-волевой сферы.

Проведенные исследования показали, что в процессе обучения нивелируются неблагоприятные психические качества личности, связанные с недостатком знаний и, возможно, дефектами воспитания, что устраняет условия возникновения и развития неблагоприятных психических состояний, обусловленных адаптацией к требованиям учебного процесса. Практическим психологам необходимо учитывать, что у многих курсантов при поступлении на службу имеется основа требуемых профессией качеств. В процессе деятельности (в связи с завышенными требованиями и вредностями среды), с одной стороны, у них накапливается опыт, с другой — происходит нивелировка необходимых психологических профессионально важных качеств. Возможно, этот феномен связан с необходимостью у многих сотрудников постоянной конспирации, с длительным контактом с негативными явлениями социума, с экстремальными факторами оперативно-служебной обстановки, с отрицательным восприятием их деятельности со стороны граждан и отсутствием своевременной квалифицированной психологической помощи.

Проведенный анализ литературы и психодиагностика свойств личности претендентов на деятельность показали, что при всем многообразии исследований психические состояния полицейских, приведшие к криминальным результатам, изучены мало и поверхностно. Поэтому существует необходимость интеграции и разработки новых знаний о профессиональных особенностях деятельности сотрудников ОВД.

При проведении психокоррекционной работы и отборе сотрудников по направлениям деятельности, связанным с ношением оружия, практическим психологам необходимо диагностировать уровень выраженности предвестников неблагоприятных психических состояний (негативизм, агрессия, жестокость), которые способствуют возникновению конфликтов при общении, могут привести к фрустрации, аффектам, стрессам и деструктивному поведению в виде суицидов и гетероагрессий.

Знания, умения, навыки, опыт, формируя фундаментальную начальную структуру психологических профессионально важных качеств, в определенной степени превентируют разрушительное действие неблагоприятных психических состояний в процессе деятельности.

1 Човдырова Г. С., Осипова М. И., Клименко Т. С. Психологические свойства, препятствующие эмоциональному «выгоранию»

личности как синдрому развития хронического стресса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3(58). С. 88-90.

2 Човдырова Г. С., Клименко Т. С. Психологическая диагностика и развитие коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие. М., 2014. 97 с. ; Човдырова Г. С., Акентьев П. В., Бродченко О. И. [и др.]. Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России: учебно-метод. пособие. М., 2004. 178 с. ; Човдырова Г. С., Кубышко В. Л., Клименко С. К. [и др.]. Психология профессионального общения оперативных сотрудников полиции с гражданами: учебное пособие. М., 2013. 127 с.

3 Караваев А. Ф., Крук В. М., Носс И. Н., Виноградов М. В. Проблемы личностно-профессиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в органах внутренних дел и оценки надежности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 106-113 ; Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 22-26 ; Караваев А. Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов сотрудников органов внутренних дел : методическое пособие. М., 2005. 332 с. ; Его же. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел : монография. Омск, 2005. 284 с. ; Пряхина М. В. Личностно-ориентированные технологии в работе с кадрами полиции Земли Северный Рейн-Вестфалия // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 2(50). С. 244-246.

УДК: 616.89-008.4-08:316.624.3+37.015.3

НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМИ ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ И С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

И. В. Гранкина, Т. И. Иванова

В статье представлены результаты исследования патогенетических факторов формирования девиантных форм поведения у детей с психическими расстройствами, включающие анализ влияния конституционально-биологических, ранних органических нарушений и социализации ребенка, определяющих направление психолого-педагогической коррекции.

Ключевые слова: дети, девиантные формы поведения, факторы формирования.

В настоящий момент одной из актуальных и злободневных задач отечественной и мировой психиатрии является изучение причин роста несовершеннолетней преступности, связанной с насилием и жестокостью '. Темпы прироста с 1992 по 1997 гг. умышленных убийств, совершенных несовершеннолетними, составили 177,8%, тяжких телесных повреждений — 120,8%, разбоев — 139,0% 2. Согласно данным МВД РФ, показатели криминальной активности в стране у несовершеннолетних остаются высокими, сохраняется тенденция роста тяжких и особо тяжких преступлений 3. С 1989 по 2000 гг. количество участников преступлений в возрасте 16-17 лет увеличи-

лось на 55%, а несовершеннолетних правонарушителей, не достигших 14 лет (возраст привлечения к уголовной ответственности), — на 14,6 %. В некоторых регионах страны треть «подростковых» преступлений совершается детьми до 13 лет 4. Одна из причин данного обстоятельства — высокая распространенность отклоняющихся (девиантных) форм поведения в детско-подростковой среде. Количество детей и подростков, имеющих отклоняющиеся формы поведения, составляет 20-60% детей школьного возраста 5.

Многочисленные исследования детско-подростко-вой психиатрии разных школ подчеркивают тот факт, что расстройства поведения в детском возрасте, приводящие к росту подростковой преступности, тесно связаны с психической патологией 6. По некоторым данным, от 60 до 80% несовершеннолетней преступности приходится на подростков, имеющих психические аномалии 7. При этом Т. Б. Дмитриева отмечала: чем младше несовершеннолетний правонарушитель, тем чаще у него отмечаются нарушения развития, психические расстройства и социально значимые болезни8. Существует мнение, что рост агрессивного поведения среди детей и подростков связан с общим увеличением количества детских психических расстройств 9. Считается, что наличие психической патологии приводит как к большей распространенности, так и к большей тяжести нарушений поведения у детей и подростков 1 0. Выраженные наруше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.