Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение деятельности сотрудников ОВД'

Психологическое сопровождение деятельности сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3855
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение деятельности сотрудников ОВД»

Таблица З

Результаты профессионального психологического отбора курсантов

Группы пригодности Распределение курсантов, зачисленных на учебу по группам пригодности (набор 2001 г.) Распределение курсантов, зачисленных на учебу по группам пригодности (набор 2002 г.)

Кол-во % Кол-во %

Р1 4 5 4 5

Р2 ' ' " 49 63 51 63

РЗ 25 32 26 32

Р4 0 0 0 0

Согласно отзывам руководителей подразделений, степень успешности вхождения в должность выпускников можно оценить так:

- полностью (27%);

- в основном (41 %);

-частично (30%);

- неудовлетворительно (2%).

Особенности профессиональной адаптации выпускников вытекают из специфики служебной деятельности, которая требует от них не только профессиональных знаний, но и умения ориентироваться в сложных ситуациях социального взаимодействия.

О необходимости уделять больше внимания не только профессиональной, но и психологической подготовке курсантов свидетельствуют и отзывы руководителей подразделений. Они выделяют следующие характерные недостатки в служебной деятельности выпускников:

- трудности в общении с населением;

- длительную адаптацию к службе;

- недостаток ответственности;

- отсутствие инициативности;

- низкую дисциплинированность и ответственность;

- поверхностный подход к рассмотрению серьезных вопросов;

- отсутствие жизненного опыта.

Очевидно, что приступая к самостоятельной практической деятельности, выпускники сталкиваются с различными затруднениями, часть которых относится к сфере социального взаимодействия. Недостаток жизненного опыта, умения ориентироваться в нюансах человеческих взаимоотношений, инфантильность поведения приводят к ошибкам в профессиональной деятельности и негативному восприятию их руководителями ОВД, коллегами, населением.

Способности к познанию поведения людей являются предметом целенаправленного развития в ряде тренинговых программ. Однако проводимых в рамках изучения специальных дисциплин занятий недостаточно для формирования и развития таких профессионально важных качеств, как коммуникативные способности. Поэтому необходимо расширять круг занятий по психологической подготовке курсантов, включить в программу специальные тренинги, развивающие способности к социальному познанию людей.

Кроме того, показатели социального интеллекта необходимо учитывать при проведении профессионального психологического отбора, так как социальный интеллект является важным показателем в профессиях типа “человек - человек” и позволяет прогнозировать успешность освоения деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. -М., 1982.

2. Емельянов Ю.И. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.

3. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Руководство но использованию. - СПб.: Иматон, 1996.

4. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД: Справочное пособие / Под рсд. Б.Г. Боровина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафонова. - М., 1997.

20

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Доктор мед. наук, профессор Г.С. Човдырова,

гл. науч. сотрудник, И.Е. Реуцкая, науч. сотрудник ВНИИ МВД России

С. К. Клименко, доцент кафедры №3

ВИПК работников МВД России

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является ключевой для таких подразделений МВД России, как уголовный розыск, по борьбе с организованной преступностью, с экономическими преступлениями, оперативно-поисковые подразделения и некоторых других (5).

Е.Г. Самовичев (10) разделяет три этапа накопления психологических знаний об оперативно-розыскной деятельности. Четвертый этап, на наш взгляд, начался с момента появления штатных психологов в подразделениях МВД России.

Основные направления психологического сопровождения (ПС) в рамках психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД отражены в нормативных документах и рекомендациях МВД России (6; 7).

Психологическое сопровождение, являясь одним из направлений деятельности психологов по организации психологического обеспечения сотрудников ОВД, включает в себя:

-диагностику профессиональной работоспособности сотрудников;

- психологическую реабилитацию и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников, имеющих признаки психической дезадаптации, осуществление коррекции нервно-психической напряженности, переутомления и других неблагоприятных психических состояний;

- осуществление индивидуально-психологического консультирования руководителей подразделений, сотрудников и членов их семей;

- психологическую помощь молодым сотрудникам в процессе их адаптации к оперативно-служебной деятельности;

- психологическую помощь сотрудникам при их подготовке к выходу на пенсию;

- психологическую помощь сотрудникам в разрешении личных и семейных психологических проблем (8).

Само слово “сопровождение” более применимо к группе или коллективу, каковым и является личный состав МВД России, и подразумевает длительный процесс наблюдения и вмешательства в разрешение различных психологических ситуаций. Оно имеет свои особенности, начиная от момента поступления сотрудников на службу в ОВД и заканчивая моментом необходимости подготовки к реадаптации (отставки), имеет круг проблем с четко очерченными границами, ограниченными, с одной стороны, профессиональными, с другой -личностными и семейными задачами. Многие вопросы, излагаемые в настоящее время в книгах по психологическому консультированию (ПК), не имеют прямого отношения к работе психолога ОВД, более того, вообще не учитывают характер этой работы. Для психолога ОВД психологическое сопровождение включает в себя понятие “психологическое консультирование” и намного расширяет его границы.

На наш взгляд, является неправильной существующая в силу подражания психологам, работающим среди населения, тенденция выделения психологического консультирования в отдельный, автономный, независимый от основной сути функциональных обязанностей психолога ОВД вид деятельности.

В отличие от психолога ОВД (6), из числа граждан к психологу обращаются множество разнородных клиентов, зача-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

стую не объединенных в коллективы, поэтому он не всегда может проводить длительное сопровождение деятельности каждого обратившегося за помощью.

Согласно приказу МВД России № 690 (8), психологическое сопровождение сотрудников ОВД нельзя рассматривать в отрыве от их профессиональной деятельности. Это единая система, в которой психолог может поставить в основу психологического сопровождения и консультирования сотрудника психодиагностику, которой он профессионально владеет, и только после этого подобрать методы развития профессионально важных качеств (ПВК) и формирования знаний, умений и навыков (ЗУН). Далее - использовать методы психокоррекции, нарушенных или неразвитых связей и психологической реабилитации сотрудника и на этой основе составить план психологического сопровождения сотрудника На протяжении всей его службы в ОВД.

В данной работе мы остановимся на основных проблемах психологического сопровождения профессиональной деятельности оперативных сотрудников.

С.В. Асямов, Ю.С. Пулатов(1) и Е.Г. Самовичеь( 10) считают, что для определения личностных качеств, обусловливающих эффективность профессиональной деятельности, которыми должен обладать сотрудник органов внутренних дел, необходимо подвергнуть психологическому анализу саму деятельность, выявить ее специфические особенности, раскрыть ее структуру.

Предварительный поверхностный анализ структуры деятельности некоторых оперативных подразделений (ОП) МВД России показывает, что проблема повышения их профессиональной квалификации и обеспечения собственной безопасности многопланова и включает в себя комплекс вопросов, связанных с психологическими аспектами оперативно-служебной деятельности.

В последние годы наблюдается снижение уровня профессиональной мотивации личного состава подразделений МВД России (см. Итоги работы за 2000-2003 гг. ГУК МВД России), отмечены нарушения законности и дисциплины, коррупция и другие признаки делинквентного поведения. Возможно, это связано с тем, что не учитываются психологические требования, которые предъявляет профессия к сотруднику, не составляются профессиограмма и психограмма данных профессий, не проводится на должном уровне психологический отбор и обучение сотрудников.

Профессиональная деятельность сотрудников оперативных подразделений принадлежит к разряду самых сложных видов деятельности, предъявляющих ряд психологических и функциональных требований к кандидату и сотруднику. Эти требования связаны с наличием у кандидата и сотрудника психологических профессионально важных качеств (ПВК), относящихся к познавательно-интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной и другим сферам психической деятельности. Психолог, участвующий в многостороннем процессе профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений, несомненно, должен знать структуру и содержание деятельности сотрудников, которая складывается из многих составляющих.

Одной из них является комплекс профессиональных особенностей этой деятельности (напряженность и экстремальность, необходимость общения с наиболее асоциальной частью населения, социальная контагиозность и др.). Для безболезненной адаптации к этим трудностям оперативно-служебной деятельности сотруднику необходимо обладать рядом психологических профессионально важных качеств или предпосылками для их выработки и развития (13).

Другой важной составляющей является правовая регламентация этой деятельности. Она определяет наличие у сотрудников властных полномочий, конспиративный характер деятельности, что влияет на психологические особенности их профессионального поведения (10).

Особенности правовой регламентации деятельности оперативных сотрудников. Требования к оперативным

сотрудникам служебного характера жестко регламентированы рамками закона и нормативными правовыми документами. Основным законом, регламентирующим деятельность оперативных подразделений МВД, является Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”, принятый Государственной Думой 5 июля 1995 г. (далее - Закон об ОРД).

Поскольку оперативно-розыскная деятельность является ключевой для многих подразделений МВД, согласно Закону об ОРД, принципы и правовая Основа деятельности этих подразделений одинаковы (ст.ст. 2-4), за исключением отдельных задач, связанных со специализацией деятельности.

Руководство многими специалистами различных направлений, служб одним Законом об ОРД объясняется, по-видимо-му, схожими методами решения оперативно-тактических задач по борьбе с преступностью и психологической общностью некоторых требований к личности оперативных сотрудников. Это подтверждают и некоторые функциональные задачи (обязанности), прописанные в ст. 6 “Оперативно-розыскные мероприятия”.

Первые семь пунктов оперативно-розыскных мероприятий (относящихся к наведению справок, опросу, наружному наблюдению с применением технических средств или без таковых) требуют наличия у сотрудника определенных высокоразвитых психологических способностей. Далее, от оперативного сотрудника требуются не только высокое развитие различных сфер психики, но и психологическая готовность к применению нравственно небезупречных методов вторжения в частную жизнь граждан.

В зарубежной литературе (12) такие методы называются интрузивными (вторжение в частную жизнь граждан) и к сотруднику полицейской разведки, работающему негласно, предъявляются такие квалификационные требования, без которых он не сможет служить.

Задачи психолога оперативного подразделения ОВД на этапе направления кандидата на службу исходят из необходимости решения вопроса о пригодности кандидата к видам деятельности, к которым у него есть психологическая предрасположенность. Для этого психолог должен пользоваться батареей методик и тестов, предназначенных для определения профиля личности и тех или иных психологических профессионально важных качеств, необходимых для выполнения требований, связанных с конспиративностью, экстремальностью, вторжением в частную жизнь граждан (13).

Особенности психологического отбора кандидатов на службу в оперативные подразделения (ОП) ОВД. Вопросам отбора и профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел посвящено значительное число исследований. Однако структура деятельности оперативного сотрудника в корне отличается от большинства других в системе МВД России тем, что многие ее особенности практически неизвестны молодым кандидатам в сотрудники ОГ1, определяющим свой профессиональный и жизненный путь, а также молодым психологам, направленным на службу в оперативные подразделения. Если о других милицейских профессиях можно получить информацию из газет, журналов, из общения с самими профессионалами, то подобной информации о профессии оперативного сотрудника очень мало. Если отечественные кинофильмы и детективный жанр освещают некоторые стороны работы оперативной деятельности и разведки, то чаще всего - с романтической стороны.

Успешность профессиональной деятельности сотрудника, способность переносить тяготы службы и осознанно соблюдать служебную дисциплину не могут обнаружиться сразу даже при проведении тщательной психодиагностики. Эти качества частично должны воспитываться в процессе обучения и приобретения профессионального опыта, на примере сотрудников со стажем, в ходе предварительного обучения, “натаскивания” или путем “проб и ошибок”, путем отработки психологических моделей поведения и психотренингов развития психологических ПВК. Учитывая особую закрытость отдельных направлений оперативных подразделений, на наш

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, № 1(23)

21

взгляд, процесс предварительного введения в профессию должен занимать длительное время и состоять из многих блоков, как это делается в странах Запада. Например, в Польше начальный курс ознакомления кандидатов с сущностью деятельности сотрудников полиции состоит из отдельных блоков учебной и практической подготовки в самих подразделениях, куда они направлены работать, длится семь месяцев и три недели, состоит из восьми модулей (4).

После такого длительного обучения и введения в профессиональную деятельность, когда можно предположить, что кандидат имеет достаточное представление о предстоящих особенностях и трудностях службы, необходимо проводить психодиагностику для отбора и расстановки по конкретным направлениям (линиям) оперативно-служебной деятельности.

Только после предварительного ознакомления кандидата с сущностью деятельности психолог может выявить, как он видит свою профессиональную перспективу, но какой причине он пришел на эту службу, насколько осознан выбор профессии и соответствует ли уровень притязаний его личностным качествам, имеются ли у него психологические ПВК для совершенствования в процессе освоения профессии. >

Однако психолог должен учитывать, что наличие у кандидата высоких профессиональных и личностных качеств человека не всегда может служить залогом успешности, если оно не подкрепляется позитивной мотивацией, которая может служить основой для воспитания и культивирования профессионализма. Отсутствие осознанной положительной мотивации при выборе профессии может привести к профессиональной неуспешное™ (2; 3), низкой эффективности деятельности, нарушениям законности и дисциплины, формированию определенных комплексов, психосоматических нарушений.

Формирование изначально положительной мотивации во многом зависит не только от качеств личности у кандидатов, но и от качества учебы на первоначальном этапе, от ее убедительности и силы внушения. В этой связи психолог и кадровые работники сталкиваются с проблемой привлечения к профессии лиц с положительной мотивацией и отсеивания лиц, поступающих на службу с корыстными целями (добычи информации для криминальных группировок, личного обогащения путем злоупотребления властными полномочиями и др.).

В этом психологу помогают методы кадрового отбора и психодиагностики (1 3)-

Таким образом, психологическое сопровождение включает проблемы отбора кандидатов для профессиональной ориентации* расстановки кадров, совершенствования мастер-.. ства сотрудника, его психодиагностики в процессе адапта- ^ ции к деятельности, щ\я психокоррекции и психопрофилактики состояний дезадаптации >и др.

Концепция психологического сопровождения сотрудников оперативных подразделений ОВД. Работая над проблемами психологического сопровождения личного состава МВД России и учитывая опыт предыдущих исследований (14), нам удалось разработать концепцию системы психологического сопровождения оперативных сотрудников и повышения их профессиональной квалификации после направления на службу в различные подразделения МВД России (13).

Для расширения и подтверждения аспектов данной концепции необходимы дальнейшие исследования в этой области. Они должны быть связаны с доскональным изучением структуры деятельности оперативных сотрудников, законов и нор-матавных документов, регламентирующих их профессиональную деятельность. Данная концепция разработана на основе изучения деятельности некоторых направлений оперативнопоисковых подразделений.

Первый этап сопровождения - отбор и стажировка сотрудников, диагностика ПВК для расстановки по различным направлениям деятельности в зависимости от выявленных психологических качеств. Этот этап в подразделениях МВД России длится значительно меньше, чем в странах Запада, и требует отдельного сравнительного изучения для оптимизации (13).

Второй этап - прием на службу и включение в оперативно-служебную деятельность, расстановка оперативных сотрудников на конкретные направления деятельности (специальности). На этом этапе практический психолог должен быть ориентирован на оценку склонностей и интересов, интеллектуального потенциала будущего работника, на определение его личностных качеств, а также на выявление тех особенностей психики, которые отвечают требованиям направления профессиональной деятельности сотрудника, т.е. развитие профессионально важных качеств (ПВК) и знаний, умений, навыков (ЗУН). Особенно высокие требования предъявляются к психической организации, к интеллекту и личностным качествам сотрудника в тех сферах деятельности, где необходимо оперативное внедрение - легендировгшное перевоплощение личное™, где нужен максимальный контроль над психофизиологическими реакциями и поведением, которые должны соответствовать декларированной оперативной роли.

Этот этап связан с углубленным изучением законов и других нормативных и правовых актов, регламентирующих деятельность криминальной милиции в целом, и - конкретного оперативного подразделения, в частности, с окончательным выбором направления деятельное™ сотрудника. На этом этапе отсутствие опыта работы у сотрудника может стать причиной фрустрационных нарушений, дезадаптации, развития тревоги и депрессии. Они могут быть связаны как с необходимостью применения сотрудником интрузивных методов оперативно-розыскной деятельности, так и нехваткой ЗУН и 1ПВК. Поэтому на данном этапе деятельности сотрудников психологическое сопровождение должно быть преимущественно индивидуальным, направленным на доскональное изучение и диагностику личностных особенностей каждого сотрудника, с целью прогнозирования профессионального поведения в сложных кризисных ситуациях, связанных с угрозой провала операции, и на профилактику дезорганизации психики.

Психокоррекция в этот период должна быть направлена как на развитие ПВК и ЗУН, обеспечение собственной безопасности, так и на применение психологических методов снятия тревоги и депрессии, связанных с адаптацией к деятельности, со стрессовыми ситуациями и особенностями конспиративного характера деятельности некоторых направлений службы оперативных сотрудников.

Па этом этапе адаптации к деятельности в различных оперативных подразделениях, при вхождении новичка в коллектив, вопросы развития навыков, накопления знаний о профессии и конкретного овладения методами профессиональной деятельности выступают на первый план, они требуют специального системного обучения развитию ПВК и ЗУН. В дальнейшем от успешности сотрудника в профессиональной деятельности во многом зависит состояние его психофизической уравновешенности, отсутствие провалов при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Для того чтобы определить характер сотрудника, его способности и наклонности, тип реагирования на раздражители, существует большое количество различных психологических методик - тестов (13). С их помощью можно выявить индивидуальные особенности психики, оценить скрытые ресурсы сотрудника, определить степень его напряженности, неудовлетворенности и прогнозировать его успешность в том или ином виде деятельности, поведение в непредвиденных сложных ситуациях, склонность к риску. Поэтому очень важно сначала определить профиль личности, стержневые личностные качества, так как на них в последующем наращивается профессиональный и жизненный опыт и вырабатываются ПВК и ЗУН, способствующие стрессоустойчивости.

Предвестники профессиональной психической дезорганизации (перенапряжение психики в связи со сложной трудовой деятельностью) часто проявляются в виде “психологического дискомфорта”. Их можно выявить тестовыми методами раньше, чем это обнаружится другими способами, и даже раньше, чем это дойдет до сознания самого человека.

22

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

Методы психодиагностики (т.е. диагностики психических свойств и состояния человека) являются надежным и тонким инструментом предупреждения развития нервного срыва, нервно-психических расстройств, криминального поведения, алкоголизации, агрессивных проявлений, стремления покончить с собой и др. ( 1 1).

В деятельности оперативного сотрудника особенно важно определить эти предвестники, дабы предотвратить провал операции при проведении различных оперативно-розыскных мероприятий, связанных с риском для жизни и здоровья.

Третий этап -устойчивой адаптации к профессиональной деятельности, самый длительный, может иметь несколько периодов (1,2, 3,4) в зависимости от характера адаптации каждого сотрудника, от ее успешности и безуспешности. На этой стадии психолог может выделить группы сотрудников, имеющих определенный стаж работы (до 3-х лет, от 3 до 7 лет, 8-15лет, свыше 15-20 лет). В различных периодах этого этапа можно диагностировать накопление опыта (становление высокого профессионализма), формировать группы для работы в направлении развития нужных и важных профессиональных качеств, а также в направлении психокоррекции, в случаях профессиональной дезадаптации, развития деструктивных поведенческих реакций, несоблюдения собственной безопасности. На этом этапе можно выявить у опытного оперативного сотрудника качества, отмечаемые Е.Г. Самовичевым (10): умение давать правовую оценку действиям в различных криминальных ситуациях, выявлять высокий уровень рефлексии, самоконтроля поведения в соответствии с внешне естественным следованием принятой легенде, и ГІ..Я. Прыгуновым (9) - высокий уровень самостоятельности, персональной активности, проявление склонности к разумному риску, умение оказывать психологическое воздействие на лиц, представляющих оперативный интерес, умение безошибочно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов и др.

На этом этапе психологу важно определить задачи построения ролевой модели поведения во время оперативно-служебных мероприятий и психологической реабилитации после участия в сложных спецоперациях, связанных с риском для жизни и здоровья, воизбежание синдрома психофизического истощения, после неоднократно проводимых операций.

Четвертый этап - завершение профессиональной деятельности в ОВД, подготовка к отставке. Этот этап должен начаться, по меньшей мере, за 6-8 месяцев до отставки. Если учесть конспиративный характер деятельности сотрудников оперативных подразделений, то данный этап может характеризоваться возникновением высокого уровня тревоги (опасной для здоровья) даже у самых стрессоустойчивых личностей по поводу предстоящей реадаптации к другим условиям социума. Особенно болезненным он может оказаться у секретных сотрудников, служба которых протекала под легендой. На данном этапе помощь психолога сотрудникам неоценима. Этот этап наиболее опасен для сотрудников, у которых к тому времени происходит значительное снижение, а у некоторых даже истощение психофизических ресурсов, растраченных на экстремачьные виды оперативно-розыскной деятельности, так же болезненно он может протекать у бывших руководителей. При отсутствии помощи психолога и дружеской поддержки окружения эти сотрудники могут прибегать на данном этапе или сразу после отставки к самоуничто-жающей стратегии поведения (это выражается в алкоголизации, наркотизации, суицидах, нарушениях законности, дисциплины и др.).

Изучение проблем психологического сопровождения сотрудников оперативных подразделений выявило, что это должны быть не просто психодиагностика и развитие психологических ПВК, а целая поэтапная система профессионального отбора, адаптаций, развития и реабилитации.

В заключенйе.сЛедует сказать, что:

во-первых, эффективное осуществление оперативно-розыскной деятельности, соответствующее требованиям современности, невозможно без создания хорошо разработанной

системы психологической подготовки кадров, в которой психологическое изучение кандидата и сотрудника и последующее психологическое сопровождение его профессиональной деятельности, от момента поступления на службу до отставки, занимают не последнее место; детали этого сопровождения нуждаются в разработке;

во-вторых, к личности сотрудника оперативных подразделений предъявляются особые требования, связанные с конспиративным характером деятельности. Они включают в себя наличие соответствующих различным направлениям службы психологических профессионально важных качеств. Своевременная диагностика и развитие этих качеств являются важными задачами, которые должны решать психологи этих подразделений. Эти задачи по своей сути должны быть направлены на осуществление правильной профориентации сотрудников и их быстрой адаптации к стрессогенным особенностям основных направлений оперативно-розыскной деятельности;

в-третьих, мы полагаем, что неудовлетворительная адаптация (дезадаптация) к условиям службы, обусловленная недостатком нужных психологических ПВК и ЗУН сотрудников ОГ1, может проявляться в неадекватных поведенческих и коммуникативных реакциях, приводящих к нарушению законности и правопорядка, несоблюдению собственной безопасности, а в субъект йеной характеристике - мотивационной, интеллектуальной и психоэмоциональной неадекватности. В этих случаях весьма серьезной опасностью является риск провала при оперативном внедрении и других мероприятиях. Ни специальная экипировка, ни легендированность действий не гарантируют оперативному сотруднику успешной адаптации к конспиративным условиям и легкого обнаружения доказательств преступных действий, без наличия соответствующих психологических ПВК и ЗУН. Это предположение необходимо подтверждать углубленными научными исследованиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД // http, yurpsy. By.Ru./help/ bib/tren/ tren/htm.

2. Дебольский M.T Разработка профессиограммы психолога и ее использование при профотборе специалистов. М., 1999.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

4. Обзорная информация ГИЦ'МВД России. Зарубежный опыт. Подбор кадров на службу в полицию. - 2001. - Вып. № 3.

5. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие. - М.: МВД РФ, 1997.

6. Пбздняков В.М., Шевелев М.Б. Основы индивидуального психологического консультирования: Учебно-методичсскрс пособие. - Рязань, 1994.

7. Приказ МВД России “Концепция кадровой политики

Министерства внутренних дел Российской Федерации”: Прил. 1 к Решению коллегии МВД России от 23 декабря 1998 г. № 6 км/1. -1999. № 12.

8. Приказ МВД России “Об утверждении положения о порядке организации психологического обеспечения сотрудников внутренних дел Российской Федерации”. 2000. - № 690.

9. Прыгунов П.Я. Психологическое обеспечение специальных операций: (Ролевое поведение). - Киев, 2000.

10. Самовичев Е.Г. Психология оперативно-розыскной деятельности: Энциклопедия юридической психологии / Под общ. рсд. проф. А.М.Столяренко. -:М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.

11. Собчик JI.Н. Психодиагностика в профориентация и кадровом отборе. --СП(Т;( Pc^fc,. 2002,.

12. Сурков К.В Принципы полицейской разведки; Учебное пособие. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1995.

13. Човдырова Ґ. С., Акентьев П.В., Бродченко О.И., Логунова О.А., 'Рёуцк<&‘*Й'‘Ё-'Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных Подразделений системы МВД России: Учебно-методическое Пособие. - М., 2004.

14. Човдырова Г.С. Введение в экстремальную патопсихологию: Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 2003. „

7

23

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.