Научная статья на тему 'Профессиональная многомерность: многомерные компетенции'

Профессиональная многомерность: многомерные компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1118
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МНОГОМЕРНОСТЬ / МНОГОМЕРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / МНОГОЗАДАЧНОСТЬ / СИНЕРГИЧНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / MULTIDIMENSIONAL COMPETENCES: MULTIFUNCTIONALITY / PROFESSIONAL MULTIDIMENSIONALITY / MULTITASKING / SYNERGISTICS / VIRTUAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ялалов Фарит Габтелович

Автором дано определение понятия профессиональная многомерность. В творческой сфере многомерность специалиста проявляется как способность интегрировать в своей деятельности несколько направлений, подходов, технологий. В рутинной сфере профессиональная многомерность представляет собой умение специалиста выполнять одновременно несколько видов деятельности. Раскрыты сущность и содержание таких многомерных компетенций, как многофункциональность и многозадачность, виртуальная мобильность и синергичность. Специалист, применяющий многомерные компетенции, как показывает автор, добивается более высокой эффективности в любой сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MULTIDIMENSIONALITY: MUITIDIMENSIONAL COMPETENCES

The author defines the concept of professional multidimensionality. In the creative sphere multidimensionality of experts manifests itself as an ability to integrate several directions, approaches, and technologies in their activity. In the routine sphere professional multidimensionality represents the ability of experts to perform several kinds of activity simultaneously. The paper reveals the nature and content of such multidimensional competences as multifunctionality, multitasking, virtual mobility, and synergistics, and concludes that experts applying multidimensional competences achieve higher efficiency in any field of their activity.

Текст научной работы на тему «Профессиональная многомерность: многомерные компетенции»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №2(40)

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МНОГОМЕРНОСТЬ: МНОГОМЕРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

© Ф.Г.Ялалов

Автором дано определение понятия профессиональная многомерность. В творческой сфере многомерность специалиста проявляется как способность интегрировать в своей деятельности несколько направлений, подходов, технологий. В рутинной сфере профессиональная многомерность представляет собой умение специалиста выполнять одновременно несколько видов деятельности. Раскрыты сущность и содержание таких многомерных компетенций, как многофункциональность и многозадачность, виртуальная мобильность и синергичность. Специалист, применяющий многомерные компетенции, как показывает автор, добивается более высокой эффективности в любой сфере деятельности.

Ключевые слова: профессиональная многомерность, многомерные компетенции: многофункциональность, многозадачность, синергичность, виртуальная мобильность.

Многомерность - фундаментальное свойство, присущее неживой и живой природе, в том числе человеку. Личность в многомерной концепции В.Ф.Моргуна рассматривается как активно осваивающий и сознательно преобразующий природу, общество и собственную индивидуальность человек, который имеет уникальное динамическое соотношение пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей и уровней овладения опытом, многомерных форм реализации своей деятельности [1]. Идеальная модель личности XXI века по Андрееву В.И. - это личность многомерная, вбирающая в себя и реализующая достоинства творчески саморазвивающейся, самодостаточной и конкурентоспособной личности [2: 32].

Многомерная сущность человека прежде всего проявляется в профессиональной деятельности. О многомерном человеке обычно говорят: мастер на все руки. В распространенной поговорке «И швец, и жнец, и на дуде игрец» речь идет о людях, у которых профессиональная многомерность реализована достаточно широко. В различных сферах деятельности профессиональная многомерность проявляется по-разному. Все существующие в мире профессии можно разделить на творческие и рутинные, понимая, что такое деление является нестрогим. В любой творческой профессии определенную часть времени занимает рутинная работа, требующая четкого выполнения однотипных действий. В то же время специалисту, выполняющему однообразную, механическую работу, часто приходится применять в своей деятельности элементы творчества.

В творческой сфере многомерность специалиста реализуется как способность интегрировать (синтезировать), сочетать в своей деятель-

ности различные направления, подходы и взгляды, технологии и методы. В результате интеграции творческие люди совершают открытия, синтезируют композиционные материалы, разрабатывают высокие технологии, то есть создают инновации, способствующие существенному прорыву в научно-технической и социально-экономической сферах.

В рутинной сфере профессиональная многомерность чаще всего проявляется как способность интенсифицировать труд, выполнять одновременно несколько видов деятельности, несколько однотипных операций. Следует подчеркнуть, что здесь также присутствуют элементы творчества - выдумка, изобретательность, без которых невозможно интенсифицировать рутинную деятельность. Благодаря этой способности исполнители достигают высокого уровня профессионального мастерства, добиваются высокой производительности труда. В эпоху индустриализации широкое распространение в стране получило стахановское движение по интенсификации труда рабочих. Наивысшей производительности труда при добыче угля А.Г.Стаханов добился за счет своей способности выполнять несколько операций одновременно. В то время во всех сферах народного хозяйства были свои стахановцы.

Если обобщить эти две сферы деятельности, то можно сформулировать следующее определение ключевого понятия.

Профессиональная многомерность - это способность специалиста сочетать (комбинировать, интегрировать) несколько направлений (подходов) и/или выполнять одновременно несколько видов деятельности [3: 14].

Творческие люди добиваются высокой эффективности труда за счет интеграции, сочета-

ния, комбинации. Исполнители достигают более высокой производительности за счет интенсификации труда, способности выполнять одновременно несколько видов деятельности. Поэтому профессиональная многомерность, направленная на повышение эффективности, результативности труда, является особой формой творческого саморазвития, совершенствования профессионального мастерства специалиста в любой сфере.

Итак, профессиональная многомерность выступает универсальной технологией интенсификации труда: творческого и однообразного, интеллектуального и физического, управленческого и исполнительского. В основе профессиональной многомерности всегда лежит творческий подход к делу, какой бы деятельностью человек ни занимался. В этом выражается креативная сущность и наддисциплинарность понятия профессиональная многомерность.

Какими же компетенциями должен обладать человек, чтобы вырабатывать у себя профессиональную многомерность? Для того чтобы в профессиональной деятельности сочетать несколько направлений (подходов) или выполнять одновременно несколько видов деятельности, необходимы особые умения и способности, имеющие интегративную, объединительную основу. Инте-гративные и прикладные способности и умения, которые обеспечивают профессиональную многомерность специалиста в любой сфере деятельности, мы называем многомерными компетенциями. К ним относятся, прежде всего, многофункциональность и многозадачность, виртуальная мобильность и синергичность. Перечисленные компетенции, имеющие интегративную основу, мы еще называем интегративными многомерными компетенциями [3: 29].

Многофункциональность - это способность специалиста выполнять на достаточно высоком уровне профессиональные функции нескольких должностей, это готовность совмещать профессии, специальности, должности. Кстати, мы сегодня воспринимаем как должное многофункциональность приборов, инструментов, технических устройств, созданных по принципу «два в одном», «три в одном» и т.д. Например, очень удобно вместо пяти аппаратов на столе иметь одно многофункциональное устройство, выполняющее функции копировального аппарата, телефона, факса, принтера и сканера. С появлением смартфонов, планшетников разработку мобильных устройств стали осуществлять по принципу «все в одном». Эти мобильные устройства обладают сегодня таким многообразием функций, что даже простое их перечисление заняло бы много времени.

Многофункциональность формируется постепенно, по мере продвижения специалиста по карьерной лестнице. На каждом этапе карьерного роста специалист, обладающий гибким мышлением, способен осваивать новые профессиональные функции. Вначале специалист овладевает, как правило, основами смежных профессий. Как только он становится начальником (заведующим) отдела, начинает вникать в тонкости профессиональной деятельности своих коллег. Дальнейшее повышение предполагает овладение новыми компетенциями, связанными с совершенствованием технологических процессов, повышением рентабельности и экономичности возглавляемого направления. Руководитель предприятия, организации наряду с перечисленными выше функциями должен быть менеджером и экономистом, инженером и технологом, психологом и юристом, маркетологом и инноватором, чтобы обеспечить высокое качество продукции, локальную и глобальную конкурентоспособность возглавляемого предприятия. Таким образом, чем выше занимаемая должность, тем выше должна быть степень многофункциональности руководителя.

Сегодня работодателями востребована многофункциональность специалистов на всех уровнях. Она особо актуальна в небольших организациях, в малых и средних предприятиях. Например, руководителю малого предприятия экономически выгодно вместо плотника, электрика, сантехника иметь одного многомерного специалиста, выполняющего на качественном уровне их функциональные обязанности. В сельской малокомплектной школе, например, учитель, имеющий физико-математическое образование, прошедший соответствующую переподготовку, способен качественно вести, кроме уроков физики и математики, уроки информатики, технического труда и т. д.

Многозадачность - это способность специалиста решать несколько самостоятельных задач (научных, технических, экономических, социальных, экологических и т.д.) при выполнении одной производственной задачи. Выполняя основную задачу, такие специалисты заодно решают несколько сопутствующих задач. Смысл многозадачности раскрывается в распространенной поговорке: «Одним выстрелом убить двух зайцев». Многозадачным стать непросто. Те, у кого это не получается, оправдывают свою несостоятельность поговоркой противоположного смысла: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь».

Многозадачными, как правило, становятся системные специалисты, обладающие интегра-

тивным мышлением, изобретательностью и выдумкой. Например, перед 1Т-отделом Нижнекамского муниципального института была поставлена задача - разработать программное обеспечение для организации автоматизированного обслуживания читателей. Параллельно с 1Т-отделом сотрудники библиотеки приступили к созданию электронного каталога, учебно-методический отдел начал разрабатывать электронные УМК, хозяйственный отдел - электронную пропускную систему. Все эти направления были интегрированы в одну интеллектуальную систему - АБИС «Се1еЬгйа8». Когда система была запущена, студенты и преподаватели получили многофункциональные смарт-карты, которые используются как электронный читательский билет, электронный пропуск, электронный кошелек и т. п.

За счет автоматизации библиотечных процессов удалось в пять раз сократить время обслуживания читателей (экономия времени), в два раза сократить количество штатных единиц библиотеки (экономия средств). Интегрированное решение проблемы информатизации библиотеки вызвало огромный интерес у руководителей вузов и колледжей. От внедрения программного продукта институт заработал значительные денежные средства, которые были направлены на финансирование научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов. Итак, при решении одной производственной задачи - информатизации библиотеки - удалось параллельно решить несколько самостоятельных задач: коммерциализировать научно-техническую разработку, автоматизировать пропускную систему, сэкономить бюджетные средства, увеличить объем финансирования НИР.

Виртуальная мобильность. Если до последнего десятилетия виртуальный мир развивался достаточно обособленно и был объектом узких специалистов, то сегодня виртуальные технологии внедряются во все сферы экономики, науки, образования и жизнедеятельности человека. В этих условиях виртуальная мобильность становится ведущей компетенцией современных специалистов.

Понятие мобильность вошло в широкое употребление еще в XX веке с появлением автомобилей и других транспортных средств, позволяющих человеку физически быстро передвигаться в пространстве. С появлением информационных технологий серьезно обогатился смысл понятия мобильность. Теперь мобильность больше связана с виртуальным перемещением в пространстве. Сегодня под мобильностью специалиста мы все больше подразумеваем его виртуальную мобильность. В контексте профессио-

нальной деятельности виртуальная мобильность - это способность специалиста применять в профессиональной деятельности одновременно несколько видов информационных и телекоммуникационных технологий [3: 35]. Это умение использовать контент глобальной сети Интернет, находиться в контакте для обеспечения эффекта присутствия, обмениваться актуальной информацией по различным каналам проводной и беспроводной связи, используя многомерные формы виртуальных коммуникаций: E-mail, ICQ, Skype, Adobe, Talk Fusion и т.д. Другими словами, виртуальная мобильность - это способность специалиста одновременно применять различные формы виртуальных коммуникаций.

Информационные технологии наилучшим образом способствуют формированию профессиональной многомерности специалистов, их способности сочетать несколько направлений, одновременно выполнять несколько видов деятельности. Именно в компьютерах впервые была реализована многозадачность. Современные компьютеры позволяют работать с несколькими приложениями одновременно. Это приводит к значительной экономии времени специалистов. Следующим этапом развития человечества в целом станет интеграция реального и виртуального миров. Происходящие сегодня технологические преобразования непременным образом приведут к глубочайшим социальным и экономическим изменениям. Благодаря виртуальной мобильности специалистов должна произойти значительная интенсификация профессиональной деятельности, существенно повыситься производительности труда.

Синергичность. Такая многомерная компетентность как синергичность проявляется в команде в процессе профессионального взаимодействия. Синергичность происходит от греческого слова синергия, означающего совместное действие, взаимодействие. Синергичность - это способность людей к самоорганизации, коллективному взаимодействию, согласованному поведению. В контексте профессиональной многомерности нас больше всего интересует такая форма коммуникации, как си-нергетическое взаимодействие.

Синергетическое взаимодействие - это форма самоорганизации, направленная на получение синергетического эффекта S. При нестрогом подходе смысл синергетического эффекта передает выражение: 2+2>4.

Если подойти более строго, при синергетиче-ском взаимодействии результат R, которого добивается команда из n участников, всегда превосходит сумму Yin результатов тех же участников, если бы они действовали поодиночке, то есть R>Yrn. Синергетический эффект S опреде-

ляется разностью Я - и выражает приращение результата, т. е. созидательную способность команды.

Созидательная способность команды может быть выражена в виде добавленной стоимости $, которая пропорциональна величине синергети-ческого эффекта 8. Синергетический эффект тем значительнее, чем выше уровень самоорганизации, степень многомерности членов команды, чем сильнее командный дух.

Для получения синергетического эффекта должны быть выполнены, как минимум, три условия:

- наличие команды единомышленников, то есть определенного количества объединенных вокруг значимой для себя, команды и общества стратегической цели специалистов, способных к самоорганизации;

- доступность информации, обеспечивающей обратную связь между членами команды и внешней средой, то есть наличие возможностей получать и обмениваться знаниями, овладевать компетенциями, наращивать опыт, которые необходимы для выполнения функциональных обязанностей на более высоком уровне;

- профессиональная многомерность членов команды, которая основана на их виртуальной мобильности и синергичности, многозадачности и многофункциональности, способности выполнять новые функции, готовности выстраиваться каждый раз по-новому, формировать организационные структуры более высокого порядка в

соответствии с изменениями, происходящими внутри и вне команды [3: 39].

Итак, синергетический эффект возникает при выполнении этих трех условий, и тогда команда становится саморазвивающейся системой, способной к созиданию, самосовершенствованию. Величина синергетического эффекта показывает уровень творческого саморазвития и самосовершенствования команды.

За профессиональной многомерностью - будущее. В условиях кризиса сырьевой экономики и перехода России на инновационную модель развития профессиональная многомерность специалистов наилучшим образом будет способствовать решению стратегических задач, стоящих перед страной: повышению производительности труда, развитию прорывных технологий, призванных обеспечить глобальную конкурентоспособность отечественной экономики.

1. Моргун В.Ф. Концепция многомерного развития личности и ее приложения // Философская и социологическая мысль. - Киев. - 1992. - № 2 -С. 13 - 19.

2. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.

3. Ялалов Ф.Г. Профессиональная многомерность: монография. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 180 с.

PROFESSIONAL MULTIDIMENSIONALITY: MUITIDIMENSIONAL COMPETENCES

F.G.Yalalov

The author defines the concept of professional multidimensionality. In the creative sphere multidimen-sionality of experts manifests itself as an ability to integrate several directions, approaches, and technologies in their activity. In the routine sphere professional multidimensionality represents the ability of experts to perform several kinds of activity simultaneously. The paper reveals the nature and content of such multidimensional competences as multifunctionality, multitasking, virtual mobility, and synergistics, and concludes that experts applying multidimensional competences achieve higher efficiency in any field of their activity.

Key words: professional multidimensionality, multidimensional competences: multifunctionality, multitasking, synergistics, virtual mobility.

1. Morgun V.F. Koncepciya mnogomernogo razvitiya lichnosti i ee prilozheniya // Filosofskaya i soci-ologicheskaya mysl'. - Kiev. - 1992. - № 2 - S. 13 -19. (in Russian)

2. Andreev V.I. Konkurentologiya. Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti.

- Kazan': Centr innovacionnyx texnologij, 2004. -468 s. (in Russian) 3. Yalalov F.G. Professional'naya mnogomernost': monografiya. - Kazan': Centr innovacionnyx texnologij, 2013. - 180 s. (in Russian)

Ялалов Фарит Габтелович - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: yalalov51@mail.ru

Yalalov Farit Gabtelovich - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Theory and Technology in Humanities and Arts Education, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., fâzan, 420008, Russia E-mail: yalalov51@mail.ru

Поступила в редакцию 20.02.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.