Научная статья на тему 'Модель формирования многомерных компетенций у водителя пассажирского автотранспорта'

Модель формирования многомерных компетенций у водителя пассажирского автотранспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1732
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ МНОГОМЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ВОДИТЕЛЬ / ПАССАЖИРСКИЙ АВТОТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайманов А. Д.

В статье раскрывается необходимость подготовки современных успешных специалистов-профессионалов на основе компетентностных моделей, дается трактовка многомерных компетенций водителя пассажирского автотранспорта, разработана структурно-функциональная модель и контрольно-оценочный блок их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования многомерных компетенций у водителя пассажирского автотранспорта»

УДК 377

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОМЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВОДИТЕЛЯ ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТА

А.Д.Кайманов

В статье раскрывается необходимость подготовки современных успешных специалистов-профессионалов на основе компетентностных моделей, дается трактовка многомерных компетенций водителя пассажирского автотранспорта, разработана структурно-функциональная модель и контрольно-оценочный блок их формирования.

Ключевые слова: модель многомерных компетенций, водитель, пассажирский автотранспорт.

В соответствии с транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года прогнозируется значительный рост объёмов перевозок пассажиров и грузов автотранспортом общего пользования, одним из основных видов транспорта в Российской Федерации. На его долю приходится 35,15% всего пассажирооборота и 56% пассажирооборота городского общественного транспорта. В связи с этим актуализируется проблема подготовки компетентностного водителя в части, касающейся как обеспечения безопасности перевозок, так и обеспечения качественного обслуживания пассажиров [1]. «Изменение требований производства к качеству профессиональной подготовки обусловило организацию в профессиональной школе инновационной образовательной среды, проектноинтегративный компонент которой включает, кроме прочего, компетентностные модели специалистов в новых государственных образовательных стандартах» [2].

В компетентностной модели должны быть установлены требования и качества к содержанию труда водителя пассажирского автотранспорта, которые в системе профессионального образования трансформируются в требования к результатам обучения, отражающие набор компетенций.

При разработке основных образовательных программ (ООП) компетентностного формата учебные заведения получили право свободы в определении содержания компетентностной модели выпускника, учебных планов, рабочих программ учебных курсов, модулей, практик. Каждому учебному заведению необходимо проектировать профессиональные компетенции с учетом потребностей регионального рынка труда [3]. Такие виды компетенций, как базовые (совокупность универсальных знаний, профессионально значимых качеств, обеспечивающих осуществление основных видов профессиональной деятельности специалиста в конкретной отрасли) и ключевые (общие) - (интегрированная способность личности к эффективной профессиональной деятельности и социальному взаимодействию) имеют своё отражение в существующих нормативных документах, регламентирующих требования к обучающемуся по профессии водителя пассажирского автотранспорта. В частности, в «Стандарте Российской Федерации по профессии водитель транспортного средства категории «Э» в разделе 4 прописано: «Содержательные параметры профессиональной деятельности» приводится такой (линейный, одномерный) перечень требований к уровню знаний и навыков водителя (подготовить транспортное средство к эксплуатации..., экономично его эксплуатировать, и управлять им с соблюдением безопасности движения), который неплохо работал в условиях экономической стабильности [4]. Анализируя существующую систему подготовки водителей, мы отмечаем, что в ней не учтены новые требования социально-экономического характера, интересы личности и общества. Формирование же профессионалов «.нового поколения происходит в постоянно изменяющейся внешней среде, поэтому поле деятельности лидеров нового поколения должно быть многомерным»

[5], таким образом, на данный момент более оправдан многомерный подход к профессиональному образованию. В своих исследованиях Ф.Г.Ялалов раскрывает сущность «многомерных компетенций» как необходимой составляющей успеха специалиста любой профессиональной сферы.

«Многомерными мы называем такие компетенции, которые способствуют росту производительности труда, повышению эффективности управления, достижению наивысшего успеха. К многомерным компетенциям мы относим, прежде всего, системность и структурированность, многофункциональность и многозадачность, мобильность и синергичность»

[6]. Под многомерными компетенциями водителя пассажирского

автотранспорта следует понимать интегративные компетенции,

направленные на повышение эффективности профессиональной деятельности, в условиях обеспечения безопасности данного процесса, которые формируются на основе: способности водителя общественного транспорта интегрировать различные технологии процесса обслуживания пассажиров и умения вести одновременно несколько видов деятельности: исполнительскую, управленческую, психологическую, операторскую,

контролирующую.

В современных социально-экономических условиях острой конкурентной борьбы пассажирские автопредприятия вынуждены проводить корпоративное обучение своих водителей с целью развития у них многомерных компетенций, разрабатывая при этом инновационные образовательные технологии, программы и методы обучения. Для оценки результатов обучения (в целях решения вопроса о дальнейшем использовании водителей, обладающих разными уровнями компетенций, на том или ином виде пассажирского перевозочного процесса) возникает необходимость в качественной оценке уровней обладания многомерными компетенциями водителями пассажирского автотранспорта и разработке контрольно-оценочных дидактических условий реализации модели многомерно компетентных водителей пассажирского автотранспорта.

Для научного подхода к решению этой проблемы необходимо разработать модель профессиональных компетенций с делением на уровни, т.е. ступени достижения учебно-профессиональной успешности (сформированности профессиональных компетенций) и контрольно -

оценочные условия её реализации. В процессе разработки данной модели учитывались требования профессионального сообщества, образовательных учреждений, ведущих подготовку водителей пассажирского автотранспорта и материалы научных работ по данной теме (исследованием проблем профессиональной многомерности занимается Нижнекамское отделение кафедры ЮНЕСКО).

В исполнительской сфере, к какой относится и деятельность водителя пассажирского автотранспорта, профессиональная многомерность больше всего проявляется, как способность выполнять одновременно несколько видов деятельности, а различные условия работы (городские, пригородные, междугородные, туристско-экскурсионные, заказные, вахтовые и т.д. пассажирские перевозки) определяют необходимость наличия разных психофизиологических свойств и навыков. Исходя из выше изложенного, мы определили два вида многомерных компетенций водителя пассажирского автотранспорта: базовые (системность и структурированность) и

интегративные (многофункциональность, многозадачность, мобильность и синергичность). В процессе измерения результатов мы выделяем три уровня сформированности многомерных компетенций водителя пассажирского автотранспорта: высокий (компетентностный или «продвинутый), средний (функциональный или «развитый»), низкий (элементарный или «пороговый»). Выделение трёх уровней было сделано в целях исключения информационной избыточности, которая затрудняет диагностику результатов образования.

Таблица 1. Характеристика уровней многомерных компетенций водителей пассажирского автотранспорта

и

к

X

ч

В

а

о

X

ю

к

£

и

н

X

X

''а оЗ н

^ о ^ 2 о и

К « о «

ас н ?3 «

л н о

о

н

и

ей

о

ей

С

«

5

Ё

ч

о

и

к

к

а

к

и

н

и

с

2

о

и

2

2

х

о

и

о

X

3

2 5 О §

И Й о 2

& Н * § * 3

и

к

X

ей

2

К

X

ю

о

X

л

о

ё

и

И

о

и

о

к

л к; и Й ' X

X ей И О

л

к л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. .

л н И И

л РР о

«

2

н

X

X

ю

ч

о

л

с

«

2

х

н

о

о

X

н

X

н

и

с

2

о

«

35

2

X

Л Г-)

ч Л

Й « к ■

л

н

к

ю

о к а и х

^ л

О

35

2

ю

о

и

о

л

о

с

«

2

х

л

ей

Н

X

2

и

ч

О

1.Имеет высокий уровень мотивации к рабочей деятельности.

2. Рассматривает процесс управления транспортным средством и перевозки пассажиров как систему экономического (зарабатывание денег), качественного (обслуживание пассажиров, сервис) и безопасного аспектов в осуществлении своей деятельности. Принимая решение, рассматривает проблему под разными углами (системность).

3. Четко структурирует виды своей деятельности (технический аспект (устройство и ремонт транспортного средства); знаниевый аспект (действующие правовые и нормативные документы); психофизиологический аспект (память, внимание, мышление) (структурированность).

4. Проявляет ответственность, деловую направленность и точность (ответственность за свои действия, грамотное ведение документооборота).

5. Проявляет коммуникативную компетентность в отношении других

участников дорожного движения и перевозочной деятельности (интенсивно использует общепринятые знания для личного совершенствования)._________________________________________________

1.Имеет достаточный уровень мотивации.

2. Рассматривает процесс управления транспортным средством и перевозки пассажиров без учета всех аспектов успешного ведения бизнеса (рассматривает не все элементы системы, т.е. принимая решение, учитывает не все факторы) (системность).

3. Нечетко структурирует виды своей деятельности не в полной мере обладает содержанием знаниевого, технологического и психофизиологического аспектов (структурированность).

4. Не всегда проявляет ответственность и точность в своей работе.

5. Не в полной мере проявляет коммуникативную компетентность.

Личное совершенствование осуществляется по возникновению необходимой потребности.____________________________________________

1.Мотивация низкая или отсутствует.

2. решение проблемы в процессе трудовой деятельности производится односторонне, без учета всех факторов, влияющих на получаемый результат (системность).

3. Слабо развиты (на элементарном уровне) технический, знаниевый и психофизиологический) аспекты трудовой деятельности (структурированность).

4. Личностное совершенствование осуществляется пассивно.

л

н

о

о

X

л

ч

ев

X

о

к

а

и

х

-е-

о

и

о

к

ев

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

о

с

о

X

ев

СР

н

о

н

ю

ев

О

и

о

И

о

л

к

%

ев

О

о

ев

С

«

ч

и

н

к

ч

о

ю

к

к

а

к

и

н

и

л н о о X л ч

_ к с ю ^ 2 о 2 и

л

к о 2 2 к £ и к ч и СР и X X о

л" н о о X ЕТ ев

ч

о

и

о

к

л к

И

к

ев ев

& 8 и и

£ ° к к

К 2

«

2

н

X

X

ю

ч

о

л

с

«

2

X

н

о

о

X

н

X

н

и

с

2

о

35

2

н

к

ю

35

2

X

л

ч

ев

X

о

к

а

и

х

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«

2

ю

о

и

о

л

о

с

35

2

х

СР

ев

н

X

2

и

ч

о

1.Четко и безошибочно осуществляет управление транспортным средством, не допускает нарушения требований ПДД РФ и других нормативных документов, возникновения опасных дорожнотранспортных ситуаций, не совершая ДТП (многофунциональность). Грамотно принимает решения, устраняющие проблемы нестандартных профессиональных ситуаций, связанных с поведением, состоянием и просьбами пассажиров в различных условиях внешней среды (многофукнциональность).

2. Рационально организует свою деятельность с учетом требований всех заинтересованных участников перевозочного процесса (многозадачность).

3. Эффективно работает в команде: «водитель - экипаж-диспетчер -начальник эксплуатации - заказчик» (синергичность).

4. Умело ориентируется в информационном поле и оперирует

информационным инструментарием. Постоянно находится в поиске новой информации (мобильность).____________________________________

1. Периодически допускает ошибки в управлении транспортным средством и нарушения требований ПДД РФ и других действующих нормативных документов, не допуская при этом дорожнотранспортных происшествий (многофукнциональность).

Принимая решения в нестандартных профессиональных ситуациях, учитывает не все аспекты, влияющие на положительное для всех сторон разрешение ситуации (многофукнциональность).

2. Не всегда рационально организует свою деятельность с учетом требований всех заинтересованных участников перевозочного процесса (многозадачность).

3. Работая в команде, использует потенциал не всех её звеньев (синергичность).

4. Информационная мобильность осуществляется при возникновении

необходимой потребности (мобильность)._____________________________

1.Управляя транспортным средством, допускает возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций, ошибки и нарушения требований ПДД РФ и других действующих нормативных документов, не допуская ДТП по своей вине (многофукнциональность).

Односторонне принимает решение в нестандартных профессиональных ситуациях, без учёта всех аспектов, влияющих на положительное для всех сторон разрешение ситуации (многофукнциональность).

2.Не всегда рационально организует свою деятельность и без с учёта требований всех заинтересованных участников перевозочного процесса (многозадачность).

З.Отсутствует умения работать в команде (максимально только с ближайшим звеном) (синергичность).

4.Информационную мобильность проявляет пассивно (мобильность).

Несмотря на острую критику, в оценке уровня профессионально важных психологических качеств (в нашем случае - базовых многомерных компетенций, т.е. мышления, памяти, внимания) ведущим остаётся метод

тестов. На основании проведённого анализа методик тестирования были выбраны тесты для определения уровня профессионально важных качеств [7] - тесты К.Томаса, Р.Бурдона, Г.Айзенка, Дж.Голланда, опросник Е.Климова. Вместе с тем подчеркнем, что результаты оценки по отдельным методикам, получаемые в различной количественной или качественной форме, сами по себе имеют ограниченное значение для оценки профессиональнопедагогической компетентности. Только агрегированные и обобщенные на основе единого интегративного подхода результаты диагностики позволят обеспечить решение актуальной задачи оценивания сформированности многомерных компетенций, для чего определяется средне-арифметический коэффициент освоения определённого уровня многомерных компетенций. В социологии существует термин «социальная гармония» близкое к понятию «золотое сечение». Он выражается в показателе - 62%, именно при таком значении возможно рациональное (эффективное) использование водителей в трудовой жизни предприятия. При наличии такого (62% и выше) показателе мы определяем наличие у водителя «компетентностного» (продвинутого) уровня многомерных компетенций, при показателе от 30% до 62% -«функционального» (развитого) уровня многомерных компетенций, ниже 30% - «элементарного» (порогового) уровня многомерных компетенций.

В связи с отсутствием возможности установления границ профессиональной пригодности - обладания многомерными компетенциями с помощью математических методов или расчёта, для оценки уровня интегративных многомерных компетенций (многозадачность, многофункциональность, синергичность и мобильность) применяется метод экспертной оценки (по методике В.И.Янковской [8]), а так же используются такие критерии как снижение количества ДТП, нарушений ПДД РФ, снижение количества жалоб и претензий со стороны заказчика пассажирских перевозок, повышение уровня удовлетворённости водителей результатами своей работы.

Итак, в результате исследований автором данной статьи были предложены и обоснованы необходимые профессиональные качества водителя пассажирского автотранспорта, на основании чего была построена модель многомерных профессиональных компетенций водителя пассажирского автотранспорта, подобраны апробированные методики оценки указанных многомерных компетенций. Всё это в конечном итоге необходимо учитывать при разработке профессиональных и образовательных стандартов, основных образовательных программ компетентностного формата в целях качественной подготовки и повышения квалификации водителей пассажирского автотранспорта.

Источники:

1. Кайманов А.Д. Подготовка водителя пассажирского автомобильного транспорта: многомерные компетенции // Казанский педагогический журнал, 2012. №1 (91). С. 68-72.

2. Мухаметзянова Г.В. Подготовка специалиста в условиях организации инновационной

образовательной среды // Профессиональное образование: вопросы теории и

инновационной практики. Материалы международной научной практической конференции, посвященной 35-тилетию института педагогики и психологии профессионального образования РАО / под науч. ред. Г.В. Мухаметзяновой. Казань, 2011. С. 3-8.

3. Багманов И.Р., Сабирова Н.Г. Компетентностный подход к профессиональному образованию: проблема реализации // Казанский педагогический журнал, 2009. № 9. С. 1216.

4. Стандарт Российской Федерации. Образование: начальное профессиональное.

Профессия: водитель транспортного средства категории «Д» ОСТ 9 ПО 04.02.04-96 Издание официальное Дата введения 15 апреля 1996 г. Утвержден Департаментом профессионального образования Министерства образования Российской Федерации 15 октября 1996 г.

5. Ялалов Ф.Г. Воспитание лидеров в многомерном поле деятельности [Электронный ресурс] Новости НМИ. Статьи Ялалова Ф.Г. Дата обновления 30.11.2011. URL: http//www.nmi.su/doku.php/nauka:stat-nauka:yalalov:2010 2 (дата обращения: 25.12.2011).

6. Ялалов Ф.Г. Основы лидерства: многомерные компетенции [Электронный ресурс]

Новости НМИ. Статьи Ялалова Ф.Г. Дата обновления 28.04.2011. ЦКЬ:

http//www.nmi.su/doku.php/nauka:stat-nauka:yalalov:2010 2 (дата обращения: 29.09.2011).

7. Смирнова О.Ю. Диагностика шоферского характера // Трудовое и пассажирское автохозяйство, 2009. №6. С. 38-40.

8. Янковская, В.И. Оценка результативности обучения работников в процессе

деятельности на предприятии // Этнодидактика народов России: многомерные

профессиональные компетенции. Материалы X Международной научно-практической конференции: (Нижнекамск, 11 мая 2012 г.) / под ред. Ф.Г.Ялалова. Нижнекамск: Нижнекамский муниципальный институт, 2012. С. 230 -231.

References:

1. Kaymanov A.D. Podgotovka voditelya passajirskogo avtomobil'nogo transporta: mnogomerny'e kompetencii // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal, 2012. №1 (91). S. 68-72.

2. Muhametzyanova G.V. Podgotovka specialista v usloviyah organizacii innovacionnoy obrazovatel'noy sredy' // Professional'noe obrazovanie: voprosy' teorii i innovacionnoy praktiki. Materialy' mejdunarodnoy nauchnoy prakticheskoy konferencii, posvyasch'ennoy 35-tiletiyu instituta pedagogiki i psihologii professional'nogo obrazovaniya RAO / pod nauch. red. G.V. Muhametzyanovoy. Kazan', 2011. S. 3-8.

3. Bagmanov I.R., Sabirova N.G. Kompetentnostny'y podhod k professional'nomu obrazovaniyu: problema realizacii // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal, 2009. № 9. S. 12-16.

4. Standart Rossiyskoy Federacii. Obrazovanie: nachal'noe professional'noe. Professiya: voditel' transportnogo sredstva kategorii «D» OST 9 PO 04.02.04-96 Izdanie oficial'noe Data vvedeniya 15 aprelya 1996 g. Utverjden Departamentom professional'nogo obrazovaniya Ministerstva obrazovaniya Rossiyskoy Federacii 15 oktyabrya 1996 g.

5. YAlalov F.G. Vospitanie liderov v mnogomernom pole deyatel'nosti [E'lektronny'y resurs] Novosti NMI. Stat'i YAlalova F.G. Data obnovleniya 30.11.2011. URL: http//www.nmi.su/doku.php/nauka:stat-nauka:yalalov:2010 2 (data obrasch'eniya: 25.12.2011).

6. YAlalov F.G. Osnovy' liderstva: mnogomerny'e kompetencii [E'lektronny'y resurs] Novosti NMI. Stat'i YAlalova F.G. Data obnovleniya 28.04.2011. URL: http//www.nmi.su/doku.php/nauka:stat-nauka:yalalov:2010 2 (data obrasch'eniya: 29.09.2011).

7. Smirnova O.YU. Diagnostika shoferskogo haraktera // Trudovoe i passajirskoe avtohozyaystvo, 2009. №6. S. 38-40.

8. YAnkovskaya, V.I. Ocenka rezul'tativnosti obucheniya rabotnikov v processe deyatel'nosti na predpriyatii // E'tnodidaktika narodov Rossii: mnogomerny'e professional'ny'e kompetencii. Materialy' X Mejdunarodnoy nauchno - prakticheskoy konferencii: (Nijnekamsk, 11 maya 2012 g.) / pod red. F.G.YAlalova. Nijnekamsk: Nijnekamskiy municipal'ny'y institut, 2012. S. 230 -231.

Зарегистрирована: 11.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.