Научная статья на тему 'Подготовка водителя пассажирского автомобильного транспорта: многомерные компетенции'

Подготовка водителя пассажирского автомобильного транспорта: многомерные компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛЬ / ПАССАЖИРСКИЙ АВТОТРАНСПОРТ / МНОГОМЕРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / THE DRIVER / PASSENGER MOTOR TRANSPORT / MULTIDIMENSIONAL THE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кайманов А. Д.

В статье рассматриваются проблемы подготовки водителей пассажирского автомобильного транспорта, необходимость сопряжения ФГОС и профессиональных стандартов, интегрирующим элементом которых явились бы многомерные компетенции.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кайманов А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the problems of preparation of drivers of passenger motor transport, necessity of interface FSES and the professional standards, which integrating element would be multidimensional the competence are considered.

Текст научной работы на тему «Подготовка водителя пассажирского автомобильного транспорта: многомерные компетенции»

ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЯ ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА: МНОГОМЕРНЫЕ

КОМПЕТЕНЦИИ

А.Д.Кайманов

В статье рассматриваются проблемы подготовки водителей пассажирского автомобильного транспорта, необходимость сопряжения ФГОС и профессиональных стандартов, интегрирующим элементом которых явились бы многомерные компетенции.

Ключевые слова: водитель, пассажирский автотранспорт, многомерные компетенции.

Preparation of the driver of passenger motor transport: multidimensional the competence. In

the article the problems of preparation of drivers of passenger motor transport, necessity of interface FSES and the professional standards, which integrating element would be multidimensional the competence are considered.

Key words: the driver, passenger motor transport, multidimensional the competence.

В соответствии с «...транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года прогнозируется значительный рост объёмов перевозок пассажиров и грузов автотранспортом общего пользования» [1], одним из основных видов транспорта в Российской Федерации. На его долю приходится 35,15 % всего пассажирооборота и 56% пассажирооборота городского общественного транспорта [2].

В связи с этим актуализируется проблема подготовки компетентностного водителя в части, касающейся как обеспечения безопасности перевозок, так и обеспечения качественного обслуживания пассажиров.

Разработкой профессиональных стандартов водителей транспортных средств различных категорий занимается Федеральное дорожное агентство Минтранса РФ. Профессиональные стандарты описывают требования и качества к содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности, которые в системе профессионального образования трансформируются в требования к результатам обучения. В то же время способность выполнить какую-либо трудовую деятельность предполагает наличие не только компетенций, связанных с технологическим процессом, но и компетенций общих (ключевых) в соответствии с новым ФГОС. В результате выявлен предварительный формат профстандарта, который среди прочих ставит следующий вопрос: какими компетенциями должен владеть водитель, чтобы соответствовать требованиям водителя, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения [3]. Так понятие компетентность отражает конечный результат, свидетельствующий об эффективности работы

сотрудника, о его способности достигать цели в своей работе. Для того, чтобы продемонстрировать компетентность, люди должны проявить свои компетенции - модели поведения, позволяющие им быть компетентными[4]. Как правило, многие авторы подразделяют компетенции на два вида, в частности приведём пример определения базовых и ключевых компетенций: базовые компетенции - совокупность универсальных знаний, профессионально значимых качеств, обеспечивающих осуществление основных видов профессиональной деятельности специалиста в конкретной отрасли; ключевые компетенции (общие) -интегрированная способность личности к эффективной профессиональной деятельности и социальному взаимодействию[5]. Формирование же профессионалов «.нового поколения происходит в постоянно изменяющейся внешней среде, поэтому поле деятельности лидеров нового поколения должно быть многомерным». [6]. При разработке основных образовательных программ (ООП) компетентностного формата учебные заведения получили право свободы в определении содержания компетентностной модели выпускника, учебных планов, рабочих программ учебных курсов, модулей, практик. Каждому учебному заведению необходимо проектировать профессиональные компетенции с учетом потребностей регионального рынка труда [7]. В своих исследованиях Ялалов Ф.Г. раскрывает сущность «многомерных компетенций» как необходимой составляющей успеха специалиста любой профессиональной сферы. «Многомерными мы называем такие компетенции, которые способствуют росту производительности труда, повышению эффективности управления, достижению наивысшего успеха. К многомерным компетенциям мы относим, прежде всего, системность и структурированность, многофункциональность и многозадачность, мобильность и синергичность [8]. Под многомерными компетенциями водителя пассажирского автотранспорта следует понимать интегративные компетенции, направленные на повышение эффективности профессиональной деятельности, в условиях обеспечения безопасности данного процесса, которые формируются на основе: способности водителя общественного транспорта интегрировать различные технологии процесса обслуживания пассажиров и умения вести одновременно несколько видов деятельности: исполнительскую, управленческую, психологическую,

операторскую, контролирующую. «Системность - это свойство ума, которое выражается в способности рассматривать изучаемое явление целостно.» [8]. Для водителя пассажирского автотранспорта это означает, что он должен принимать решение, рассматривая проблему, под разными углами (неодносторонне), учитывать, что процесс перевозки пассажиров должен быть организован и осуществлён таким образом, чтобы экономический аспект ведения бизнеса не ухудшал качества услуг и самое главное состояние безопасности перевозок и наоборот. Водитель пассажирского транспорта, структурируя свою деятельность, должен чётко представлять, что для достижения цели (успешная профессиональная деятельность, прибыль) необходимо обладать следующими качествами: а) знать устройство и грамотно пользоваться органами управления, современными системами высокотехнологичного оборудования автотранспортного средства: оборудования гидравлических, механических, пневматических, электрических и электронных

систем для надёжной и безопасной его эксплуатации и ремонта (инженерная и операторская деятельность); б) знать и грамотно применять требования нормативно - правовых документов, действующих в области пассажирских перевозок: ПДД РФ для недопущения ДТП (с учётом необходимости знания водителем научно - обоснованных методов применения знаний в области математики и физики), а так же особенностей психофизиологии труда водителя, КоАП РФ, УК РФ и ГК РФ, что необходимо в современных условиях, когда находясь на дороге один (без представителя юридической службы предприятия) грамотно участвовать в процессе оформления наступившего события (нарушения ПДД или ДТП), Правила перевозки пассажиров для обеспечения гражданам гарантированных законами Российской Федерации прав, инструкций для водителей по: охране труда, безопасности движения, пожарной безопасности, экологической безопасности для недопущения несчастных случаев на производстве, исключения негативного воздействия на природу и окружающую среду и обеспечения безопасных условий перевозки пассажиров, антитеррористической деятельности для исключения проявлений мероприятий террористической направленности, часто проявляющихся в современном обществе, особенно в сфере пассажирских перевозок, оказанию доврачебной помощи пассажирам в случае возникновения такой необходимости, оформлению путевой документации для недопущения нарушений существующих требований гражданского, административного и даже уголовного законодательства, что может привести к финансовым потерям автопредприятия, (исполнительская и контролирующая деятельность); в) знать законы рыночной экономики и оперировать приёмами ведения бизнеса в области оказания услуг населению. Это подразумевает, что водитель должен обладать качествами: менеджера для решения неожиданно возникающих производственных

проблем, так как на линии он является единственным ответственным лицом - представителем автопредприятия за всё происходящее в автобусе; социолога для корректного и толерантного отношения и общения с различными социальными (религиозными, общественными, корпоративными и т.п.) группами современного общества; и даже быть переводчиком для более комфортного обслуживания пассажиров, как россиян - представителей национальных регионов, так и иностранных представителей, особенно в преддверии олимпийских игр в Сочи, студенческой универсиады в Казани, чемпионата мира по футболу 2018 года и просто специалистов компаний с иностранным капиталом (управленческая и психологическая деятельность).

Таким образом, профессиональные стандарты интегрируются с ФГОС в сфере изучения психологии, менеджмента, конфликтологии. Интегрирующим звеном является элемент структурированности многомерных компетенции. Так же как многофункциональность предполагает овладение правовыми знаниями и основ безопасности жизнедеятельности. «Многофункциональность - это способность выполнять одновременно несколько обязанностей на достаточно высоком уровне» [9]. Многофункциональность водителя пассажирского транспорта -это его способность сочетать в своей деятельности такие функции как: операторские, исполнительские (выполнение в процессе профессиональной деятельности требований

нормативных документов), управленческие и психологические (принятие решений по фактам возникновения нестандартных профессиональных ситуаций, связанных с поведением, состоянием, просьбами пассажиров в различных условиях внешней среды), контролирующие (осуществление контроля за исполнением пассажирами и другими участниками перевозочного процесса требований законодательства, действующего в области антитеррористической безопасности, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения). «Многозадачность - это умение решать несколько самостоятельных проблем при выполнении одной управленческой задачи» [8]. Так же способствует достижению успеха такое интегральное качество, как синергичность или командность. Водителю пассажирского автотранспорта, как никому более, необходимо данное качество - работать в команде: экипаж - бригада - диспетчеры - начальник автоколонны для решения внезапно возникающих проблем, связанных с поломкой автобусов, самочувствием водителей, заявками заказчиков.

Из вышеизложенного следует, что до последнего времени основным требованием к специалистам - профессионалам являлось обладание базовыми и общими (ключевыми) компетенциями, что в современных условиях недостаточно для успешного ведения бизнеса. В связи с этим в современном образовательном пространстве выделяется новое направление, изучающее применение многомерных компетенций при подготовке и повышении профессиональной

квалификации. Таким образом, подготовка водителя пассажирского автомобильного транспорта, на основе многомерно-компетентностного подхода требует сопряжения образовательных и профессиональных стандартов. Подготовка водителя на основе многомерных компетенций интегрирует в себе все необходимые и достаточные элементы компетенции субъекта профессиональной деятельности, позволяет дифференцировать цели и задачи педагогического процесса направленное на его формирование.

Литература:

1. Чуков, В.И. О совершенствовании нормативно - правовой базы подготовки водителей транспортных средств. Обсуждение лицензионных нормативов / В.И. Чуков // [Электронный ресурс] URL: www.maash.ru/?c tribune&v=chukov2011 (дата обращения: 20.11.2011)

2. Храпач, С. Социальная роль и особенности правового регулирования пассажирского транспорта общего пользования в России /С. Храпач // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2010. -№ 6. С. 10.

3. Краткая пояснительная записка к проектам профессиональных стандартов водителей транспортных

средств различных категорий. [Электронный ресурс] URL:

http://www.avtoinstruktor.lact.ru/uploads/f1/s/16/218/basic/560/39/Poyasnitelnaya zapiska.pdf (дата обращения: 30.12.2011)

4. Копчегашева, И.В., Швайко, В.В. Различия в определении компетенций в России и на западе / И.В. Копчегашева, В.В. Швайко // Этнодидактика народов России: Многомерность, многомерные компетенции. Материалы IX Международной научно - практической конференции: сб. статей / под ред. Ф.Г. Ялалова. Нижнекамск, 2011. С. 232-234.

5. Гильмеева, Р.Х. Профессиональная компетентность педагога как условие безопасной жизнедеятельности студентов / Р.Х. Гильмеева // Гуманитарная составляющая профессионального образования: материалы Всероссийской научно - практической конференции: сб. статей в 2-х ч. Ч.2. / Под научной редакцией Г.В. Мухаметзяновой. Казань. 2010. С. 183-195.

6. Ф.Г. Ялалов. Воспитание лидеров в многомерном поле деятельности. [Электронный ресурс] Новости НМИ. Статьи Ялалова Ф.Г. Дата обновления 30.11.2011. URL: http//www.nmi.su/doku.php/muka:stat-nauka:yalalov:2010 2 (дата обращения: 25.12.2011)

7. Багманов, И.Р. Сабирова, Н.Г. Компетентностный подход к профессиональному образованию: проблема реализации /И.Р. Багманов, Н.Г. Сабирова // Казанский педагогический журнал. 2009. № 9. С. 12-16.

8. Ф.Г. Ялалов. Основы лидерства: многомерные компетенции. [Электронный ресурс] Новости НМИ. Статьи Ялалова Ф.Г. Дата обновления 28.04.2011. URL: http//www.nmi.su/doku.php/nauka:stat-nauka:yalalov:2010 2 (дата обращения: 29.09.2011)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.