Научная статья на тему 'Проблемы развития непрерывного образования для людей с граниченными возможностями здоровья'

Проблемы развития непрерывного образования для людей с граниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития непрерывного образования для людей с граниченными возможностями здоровья»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Е.М. Старобина

Согласно концепции ЮНЕСКО, современное направление развития образования связано с образованием для всех. Инвалиды составляют в России примерно 10% от всего населения. Их общая численность с 2001 г. к 2004 г. выросла с 10720897 человек до 10933040, а де-тей-инвалидов (в возрасте от 0 до 17 лет снизилась с 617096 до 583550 человек. Из общего числа детей-инвалидов интегрированы в образовательную среду немногим более половины. На начало 2006 г. по данным статистики: в 1936 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучалось 235,4 тыс. детей; на надомном обучении находилось 39 тыс. детей; в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении, было 15,9 тыс. детей; в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ обучалось 187,9 тыс. детей.

По международным стандартам обязательного всеобщего обучения в России в настоящее время необходимо преодолеть дискриминацию и обеспечить обучение более 1 млн. детей с особенностями в развитии, имея в виду и тех, кого относят к необучаемым. Если в мире охват обучением достигается за счет интеграции, то в России по-прежнему делается ставка на специальные (коррекционные) учреждения. За последние десять лет количество учреждений для детей с задержкой психического развития увеличилось на 48 единиц (с 83 - в 1997г. до 131 - в 2005г.), для слабовидящих - на 31 (с 63 до 94 соответственно), с нарушениями опорно-двигательного аппарата - на 17 (с 55 до 72 соответственно). Если и дальше на государственном уровне проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья будет основываться на этих мерах, то количество образовательных учреждений для них потребуется еще увеличивать. Но если будет поддерживаться политика, направленная на интегрированное обучение, то проблема может быть решена на основе имеющегося потенциала общеобразовательных учреждений, имеющих специальные (коррекционные) классы.

Педагогическая практика показывает, что, в зависимости от успехов дошкольного и школьного образования, от интенсивной работы семьи, от активности и желания самого ребенка, дети с ограниченными возможностями здоровья достигают различных уровней интеграции (высокого

359

или частичного). Однако много и таких инвалидов, которые не могут интегрироваться в общество и продолжают жить в специальных учреждениях.

Система непрерывного образования инвалидов имеет свою специфику, отражающую особенности обучающихся. Эта специфика заключается в различной ведомственной подчиненности учреждений (система образования, система социальной защиты и другие ведомства), в различных уровнях педагогической интеграции (полная, частичная интеграция, сегрегация и индивидуальный уровень), реализуемых этими учреждениями.

На основании анализа современного состояния системы непрерывного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья можно выделить следующие тенденции ее развития: (а) расширение доступности образования; (б) постепенный выход из замкнутости, закрытости на всех уровнях образования, стремление к открытости с направленностью на внешние факторы; (в) расширение рынка образовательных и реабилитационных услуг, усиление реабилитационной функции; (г) налаживание взаимосвязей и преемственности между учреждениями различного уровня и различной ведомственной подчиненности; (д) расширение диапазона многоуровневое™ учреждений профессионального образования; (е) постепенное создание условий для частично интегрированного образования; (ж) расширение форм и видов реабилитационно-образовательных учреждений и программ, педагогической интеграции и др.

Основные элементы коррекционно-реабилитационной составляющей процесса образования инвалидов включают доступную среду обучения, специальные технологии и сопровождающие службы.

Специальная коррекционно-реабилитационная среда в образовательном учреждении должна обеспечить условия для освоения образовательных программ, адаптации личности в учебном заведении и в социуме, решения сопутствующих обучению проблем. Эта среда должна компенсировать обучающемуся полностью или частично ограничения жизнедеятельности и предоставить ему условия для оптимального образовательного процесса. Можно выделить следующие составляющие коррекционно-реабилитационной образовательной среды: (а) специальные образовательные технологии; (б) беспрепятственная (за счет архитектурно-планировочных решений и технического обеспечения) среда обучения, общения и жизнедеятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; (в) информационное обеспечение коррекционно-реабилитационного и образовательного процессов для обучающихся, а также для их родственников, педагогов и других специалистов;

360

(г) психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение образовательного процесса; (д) благоприятная доброжелательная психологически комфортная атмосфера в образовательном учреждении.

Специализированные коррекционно-реабилитационные образовательные технологии представляют собой совокупность организационных форм, методов и средств, которые обеспечивают педагогический и коррекционно-реабилитационный процессы на необходимом уровне (с учетом специфики контингента обучающихся и конкретных условий учебного заведения). Коррекционно-реабилитационные образовательные технологии должны обеспечивать: (а) органическую связь и единство образовательного и коррекционного/реабилитационного процессов; (б) физический доступ к учебному оборудованию; (в) информационную доступность; (г) доступность межличностного общения; (д) психологическую комфортность коррекционно-реабилитационного и образовательного процессов; (е) доступ к высоким технологиям обучения, коммуникации и реабилитации (если доступ к ним затруднен в силу конкретных ограничений жизнедеятельности) и др.

Технологическая база должна обеспечивать доступность и оптимальную эффективность коррекционно-реабилитационного и образовательного процессов для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, создание специальной коррекционно-реабилитационной среды и образовательного пространства, приспособленных к потребностям инвалидов. Сопровождающие службы (методическая, психологическая, социальная, медицинская, техническая) обеспечивают психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение инвалидов. Для непрерывного образования инвалидов необходимо создать межрегиональных образовательные учебно-методические комплексы, учебное книгоиздание, а также организовать центры Интернета, выпуск специальной учебной видео- и аудиопродукции и других технических средств обучения.

Созданию единого информационного пространства по проблемам непрерывного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способствовала бы организация банка данных комплексного методического обеспечения учебного процесса ( в т.ч. на базе Интернет), что позволило бы учесть особенности всех обучающихся и внедрить современные обучающие и реабилитационные технологии. Этому, в частности, будет способствовать подготовка информационно-аналитических, статистических и методических материалов по непрерывному образованию инвалидов и деятельности реабилитационных (сопровож-

361

дающих) служб. Проблема специальных образовательных и реабилитационных технологий является одной из основных проблем при совершенствовании системы непрерывного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Формируя технологическую базу системы непрерывного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, необходимо: отдать предпочтение интенсивным и высоким технологиям обучения; признать приоритет информационных технологий, которые позволяют обеспечит доступ к персональным компьютерам как к инструменту профессиональной деятельности.

Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы: во-первых, на данном этапе развития страны необходима и возможна вариативная система непрерывного образования инвалидов с различными уровнями педагогической интеграции (от сегрегированного обучения в специализированных учебных заведениях до частичной интеграции в специализированных группах и полной интеграции в учреждениях общего типа); во-вторых, для интегрированного общего и профессионального образования инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время в стране пока нет соответствующих финансовых, кадровых, научно-методических и иных условий; в-третьих, система непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья хотя и включает практически все свойственные системе образования структурные элементы, однако является неполной. Это связано с тем, что органы управления относятся к различным ведомствам, и отсутствует постоянно действующий механизм их координации и взаимодействия.

362

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.