Научная статья на тему 'Проектирование региональной модели непрерывного профессионального образования лиц с особыми образовательными потребностями'

Проектирование региональной модели непрерывного профессионального образования лиц с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ / ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ / МОНИТОРИНГ / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / LEARNING MODEL / CONTINUITY / SUPPORT CENTER / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Светлана Алексеевна

В статье рассматривается вопрос об актуальности проектирования региональной модели непрерывного образования лиц с особыми образовательными потребностями с целью интеграции их в социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копылова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of Regional Model of Person with Special Educational Needs Continuous Education

This article discusses the relevance of regional planning model of continuous education for those with special educational needs in order to integrate them into society.

Текст научной работы на тему «Проектирование региональной модели непрерывного профессионального образования лиц с особыми образовательными потребностями»

строй на работу, знания предмета, умение правильно оценивать знания и хорошие взаимоотношения с учениками. В реальном образе учителя группа учеников отметила наличие неуравновешенности, агрессивности, невнимательности, недостаточной подготовленности к урокам в 63% случаев. В 37% случаев отмечено наличие коммуникабельности, наблюдательности, чувства юмора, любви к детям.

К идеальным качествам педагога, по мнению родителей, относятся: наблюдательность, эмпа-тичность, совершенствование своих навыков, знание предмета и владение методиками, умение говорить логично и выразительно в 30% случа-

ев. В реальности они отметили наличие у учителей неуравновешенности, агрессивности в 70% случаев.

Таким образом, данный срез мнений позволяет сделать вывод о наличии значительных расхождений между желаемым образом учителя и его реальным имиджем. Это дает основание считать, что существующая серьезная социокультурная проблема требует действий на всех уровнях общества по приближению существующего образа учителя к требованиям целевой аудитории, к исторически сформировавшимся представлениям об идеальном образе учителя.

Литература

1. Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. - 2006. - №3 (19). - С.59-63.

2. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 382 с.

3. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа. Стратегия. Психотехнологии. Психотехники. - М.: Омега-Л, 2006. - 304 с.

4. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект пресс, 2002. - 223 с.

5. Петрова Е.А., Шкурко Н.М. Имидж учителя в современной России. - М.: РИЦ АИМ, 2006. - 101с.

6. Белобрагин В.Я., Журавлев Д.В. Имидж как специфическое единство типичных признаков, управляющих индивидуальным, групповым и массовым сознанием // PR в образовании. - 2004. - № 2. - С. 53-60.

7. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - Киев: Норинт, 2000. - 767 с.

8. Социологический энциклопедический словарь / гл. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Энциклопедия, 2005. - 456 с.

9. Словарь иностранных слов / сост. М.Ю. Женило, Е.С. Юрченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 797с.

10. Калюжный А.А. Педагогическая имиджелогия: вчера, сегодня, завтра // PR в образовании. - 2005. - №3. - С. 53-62.

11. Петрова Е.А. Психология имиджа: Психосемиотический подход // Психология как система направлений: ежегодник Российского психологического общества. - 2002. - № 2. - С. 73-80.

12. Дюргейм Э. Социальные процессы: пер. с англ. - М.: Мысль, 2007. - 336 с.

13. Ткаченко Е.В. Имидж учителя в общественном сознании (конец XIX - нач. ХХ в.) // Российское студенчество: условия жизни и быта XVIII-XX вв.: сб. всерос. науч. конф. (г. Москва, 25-26 февраля 2003 г.). - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 45 с.

14. Макаренко А.С. Из воспоминаний. - М.: Педагогика, 1991. - 278 с.

15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Юность, 1989. - 288 с.

16. Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога // Народное образование. - 1999. - № 1. - С. 197-205.

17. Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С. 17-32.

18. Крупник Е.П., Подымов Н.А. Психологическая устойчивость учителя как условие преодоления инновационных барьеров в его профессиональной деятельности // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С. 175-178.

19. Калюжный А.А. Имидж педагога, как социально психологический феномен // РR в образовании. - 2006. - № 4. -С. 54-61.

20. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.

Ткаченко Елена Владимировна, ст. преподаватель кафедры сервиса и моды Владивостокского университета экономики и сервиса. E-mail: lev@vtc.ru

Коноплева Нина Алексеевна, кандидат культурологии, доцент, зав. кафедрой сервиса и моды Владивостокского университета экономики и сервиса. E-mail: Nina.konopleva@vvsu.ru

УДК 78.147.013.8

© С А. Копылова Проектирование региональной модели непрерывного профессионального образования лиц с особыми образовательными потребностями

В статье рассматривается вопрос об актуальности проектирования региональной модели непрерывного образования лиц с особыми образовательными потребностями с целью интеграции их в социум.

Ключевые слова: особые образовательные потребности, модель обучения, непрерывность, центр поддержки, мониторинг.

SA. Kopylova

Designing of Regional Model of Person with Special Educational Needs Continuous Education

This article discusses the relevance of regional planning model of continuous education for those with special educational needs in order to integrate them into society.

Keywords: special educational needs, learning model, continuity, support center, monitoring.

Социально-экономические и социокультурные условия, сложившиеся в обществе, актуализируют проблему интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в социум через получение ими профессии и дальнейшее их трудоустройство. Специфические особенности их профессионального обучения диктуют необходимость проектирования организационнотехнологической модели непрерывного профессионального образования и поиска новых моделей обучения, охватывающих различные категории и возрастные группы граждан с особыми образовательными потребностями на современном этапе [4].

Примерно 50% студентов с особыми образовательными потребностями проживает в крупных городах (Москва, С.-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург и др.), где проблемы профессионального образования лиц данной категории решаются. В каждом отдельном вузе учится до 5,2% студентов данной категории, причем обучаются они, как правило, на общих основаниях [5]. В сравнительно небольших населенных пунктах Российской Федерации их образование завершается с окончанием специальной школы.

На данный момент в России функционирует 96 специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ш-1У вида - это около 10 тысяч незрячих и слабовидящих учащихся. В Алтайском крае в двух таких учреждениях (в Барнауле с филиалом в Рубцовске и в Бийске) обучается около трехсот детей с нарушенным зрением. Ежегодно в крае только около 40 выпускников с нарушенным зрением покидает стены школ. В 2010/2011 учебном году в вузах и ссу-зах обучалось около трехсот выпускников специальных (коррекционных) учреждений региона. Однако количество трудоустроенных выпускников этих учреждений является незначительным, поскольку для таких людей необходима особая организация труда, отвечающая их физическим возможностям.

Более того, у таких абитуриентов есть две альтернативы: первая - поступать в вуз по месту

жительства, где отсутствует адаптивная «без-барьерная» среда, а преподаватели не готовы к работе со студентами с нарушенным зрением, другая - отправляться в другой регион, где такая среда создана. Но возникает еще одна проблема, связанная с тем, что студент, приехавший из другого региона, должен «привозить с собой» финансирование своей реабилитационной программы, а это затруднено в силу несогласованности ведомств (бюро медико-социальной экспертизы, служб социальной защиты, центров реабилитации) и отсутствия отлаженной технологии проведения такой процедуры.

Студент с особыми образовательными потребностями в типовых вузах и ссузах далеко не всегда идентифицирует себя в качестве инвалида. Это связано с тем, что факт признания своей особенности может иметь негативный эффект ввиду существующей практики негативного отношения молодежного сообщества к людям с инвалидностью и возможной исключительности позиции его отношения с преподавателями и сокурсниками.

За последние несколько лет в крае несколько десятков студентов с особыми образовательными потребностями было отчислено из-за неуспеваемости. Надо полагать, что они не сумели преодолеть трудности адаптации к студенческой жизни из-за отсутствия психолого-педагогического сопровождения маломобильных студентов в учебных заведениях края и безбарьерной среды, информационной поддержки, сложности проживания в общежитиях, нетерпимости окружающих [5]. Конечно, практическую помощь в обучении студентов с особыми образовательными потребностями оказывают специалисты региональных общественных организаций: Общероссийской организации инвалидов, всероссийских обществ глухих и слепых, Алтайской краевой специальной библиотеки. Но их помощь не скоординирована, не всегда удовлетворяет запросы этих лиц, а социально-педагогическую поддержку в образовательных учреждениях, структурах социальной защиты студентов им практически не оказывают. Поэтому необходимость

проектирования и разработки региональной модели интеграции таких людей в систему общего образования актуальна.

В Новосибирской области существует две формы высшего профессионального образования лиц данной категории: в рамках «обычного» высшего учебного заведения и в специальном образовательном госучреждении. Реальным свидетельством модернизации высшего образования данных студентов стал созданный в Новосибирском госуниверситете технический адаптивный центр как технологический элемент библиотеки учреждения (ежегодное количество обучающихся незрячих и студентов-колясочников

- около 20 человек). В составе центра организованы автоматизированные учебные места студентов с нарушениями зрения, которые оборудованы специальными техническими средствами. Это оказалось возможным благодаря реализации проекта «Региональная распределенная корпоративная библиотечная система». Она была осуществлена усилиями библиотеки госуни-верситета, Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих и поддержана Институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса) [7]. В задачи технического адаптивного центра входит оценка потребностей студентов с проблемами здоровья, предоставление консультаций и обучение по использованию специальной аппаратуры. Инновационным решением данного адаптивного центра стала организация технологически взаимосвязанных автоматизированных учебных мест в библиотеке госуниверситета и в областной библиотеке при поиске изданий альтернативных форматов. Основой доступа к уникальному информационному ресурсу является использование интернет-технологий, открытых международных и российских стандартов [там же].

Отличительные признаки специального образовательного госучреждения заключаются в наличии своей нормативно-правовой базы и организационной структуры; максимальном учете особенностей при обучении различных категорий лиц с проблемами в обучении; в необходимости организации образовательной деятельности системы реабилитационно-образовательного и воспитательного процессов. Большой опыт работы Института социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета со студентами с проблемами слуха, а в последнее время зрения и других заболеваний, позволяет выделить особенности и распространить общие подходы, формы и методы обучения лиц с особыми нуждами [3].

Предлагаемая в Алтайском крае модель непрерывного образования для лиц с особыми потребностями в обучении должна включать в себя следующие образовательные этапы: школа -допрофессиональная подготовка - вуз (ссуз) -послевузовская подготовка с последующим трудоустройством. Непрерывное образование на вышеперечисленных уровнях осуществляется во взаимосвязи, обеспечивая доступность и создание равных условий для обучения в средних специальных и высших учебных заведениях. Для создания равных условий студентам с проблемами развития необходимо создание Регионального центра поддержки студентов, в работе которого могут использоваться разработанные Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования методические материалы и программы. Функционирование центра будет успешным при кооперации и координации усилий, существовании единого методологического подхода заинтересованных лиц организаций и ведомств - министерства социального развития и здравоохранения, министерства образования. Тогда будут созданы предпосылки для повышения действенности приложения закона «О специальном образовании инвалидов с детства» в части расширения возможностей использования компьютерных технологий, электронной библиотеки, создании банка данных по вопросам образования инвалидов.

Региональный центр поддержки студентов должен:

- разработать на региональном уровне систему мониторинга и учета численности детей и подростков с особыми образовательными потребностями в создании условий для получения образования, регламентировать порядок взаимодействия органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медикосоциальной экспертизы [там же];

- создать компьютерные классы для студентов, имеющих различные проблемы в обучении, оснастить их необходимыми специальными техническими средствами обучения;

- определить возможность персонифицированного выбора формы получения образования

- интегрированное или дистанционное - и обеспечить психолого-педагогическое, методическое, медицинское, социологическое сопровождение учебного процесса;

- обеспечить допрофессиональную подготовку таких лиц для расширения доступности среднего специального и высшего образования на базе профессиональных учебных заведений,

имеющих развитую технологическую, информационную базу, гуманитарный потенциал, региональные связи, где необходимо найти и апробировать определенные механизмы межведомственного взаимодействия, которые могут быть аппроксимированы на федеральный уровень [2];

- реализовать комплекс мероприятий на вузовской и послевузовской ступенях образования с учетом особенностей регионального характера, при этом необходима разработка мероприятий специального научно-методического обеспечения образовательной и реабилитационной составляющих учебного процесса, содержания учебных планов и программ курсов, учитывающих специфику интеллектуальной и производственной деятельности лиц с особыми образовательными потребностями;

- создать адаптивную развивающую безбарь-ерную дистанционную, модульную и коммуникативную формы обучения для обеспечения возможности обмена опытом с коллегами-инвалидами. В настоящее время в России учтено более 5000 работающих по полученной специальности незрячих специалистов и более 1300 студентов с ограничениями по зрению. Реальное их число гораздо больше. По предварительным оценкам, среди получивших образование насчитывается несколько десятков тысяч лиц с серьезной патологией зрения, которые по тем или иным причинам не признаны инвалидами. До 1990 г. Всероссийское общество слепых регулярно проводило конференции и тематические семинары для незрячих специалистов, студентов и специалистов в области образования и трудоустройства, что облегчало решение вопроса объединения и аккумулирования знаний и практического опыта по проблемам получения ими профессионального образования и их трудоустройства [там же].

Создание в Алтайском крае регионального Центра поддержки студентов с особыми образовательными нуждами позволит выделить и внедрить оригинальные формы и методы образования в отношении оказания помощи данным лицам. Инновационные наработки по организации образовательного процесса в средних профессиональных и высших учебных заведениях, где студенты реально получат возможность качественного обучения, позволят оказать значительную помощь преподавателям, кураторам групп, профессорско-преподавательскому составу вузов и ссузов [там же].

Вообще система непрерывного профессионального образования лиц с особыми потребно-

стями должна базироваться на взаимосвязи наук, лежащих в основе их профессионального образования: педагогика (общая, специальная, профессиональная), реабилитология, психология, экономика, философия, социология, медицина, акмеология, технология и т.д.; взаимообусловленность профессионализации и социализации как двуединого процесса становления личности профессионала и интеграции в общество; взаимообусловленность результатов профессионального образования данных студентов их психофизиологическими возможностями, условиями обучения и его организационнопедагогическим сопровождением.

Профессиональное среднее специальное и высшее образование развивается сегодня вопреки существующему негативному социальному отношению, которое выражается в бездействии, явном или неявном противодействии со стороны общества, в скрытых дискриминирующих практиках, реализуемых приемными комиссиями вузов и ссузов. Централизованную помощь в процессе обучения лица с особыми образовательными нуждами получают далеко не всегда, и создание адекватных образовательных условий в основном зависит от усилий семьи, от частной инициативы однокурсников, профессорско-преподавательского состава, администрации вузов. Административные работники хотя и признают необходимость расширения доступности профессионального образования, но во избежание лишних неприятностей предпочитают не разворачивать широкомасштабных мероприятий по социально-образовательной интеграции данной категории лиц [5].

Сегодня новые адаптивные информационные и телекоммуникационные технологии формируют и нового студента с особыми образовательными потребностями, новый образ его мышления, новые потребности в коммуникации. Это является уже состоявшимся и распространенным опытом в западных странах и лишь первыми шагами в России и в Алтайском крае, в частности. Качественное профессиональное образование для таких лиц является базовым условием его социально-экономической независимости. Необходимо создание системы профессионального образования данных лиц как интегрированной непрерывной образовательной структуры, обеспечивающей многоуровневое образование, допрофессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в течение активной трудовой жизни индивида в соответствии с объективными потребностями личности, общества, производства, требованиями к

конкурентоспособности, профессионализму, различных категорий лиц с ограничениями жиз-

востребованностью на рынке труда, социально- недеятельности [6].

экономическими условиями и возможностями

Литература

1. Гриф М.Г. Модель социально-психологической адаптации и интеграции лиц с нарушениями зрения и слуха в системе высшей школы // Проблемы высшего профессионального образования лиц с нарушениями зрения: материалы науч.-практ. конф. - Н.Новгород, 2000.

2. Зарубина И.Н. Коррекционно-педагогическая поддержка студентов с нарушением зрения, обучающихся в высших учебных заведениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., - 2006.

3. Левитская А.А. Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации // Логопед в детском саду. - 2008. - №7. - С.49-60.

4. Маллаев Д.М. Модель и методические подходы к непрерывному образованию слепых // Профессиональное образование лиц с нарушением зрения: проблемы, опыт, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. - М.: Флинта: Наука, 2003. - Ч. 2. - С. 44-47.

5. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Научная книга, 2006. - С. 260.

6. Старобина Е. М. Концептуальная модель системы непрерывного профессионального образования инвалидов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - СПб., 2004. - С. 417.

7. Лесневский Ю.Ю. Технический адаптивный центр Новосибирского государственного университета (НГУ) как инновационная модель формирования межбиблиотечных ресурсов для незрячих и слабовидящих студентов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gpntb.ru

Копылова Светлана Алексеевна, аспирант Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, учитель Алтайской краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школs III-IV вида, E-mail: svetakopy@mail.ru.

УДК 37.031.4

©Л.Г. Логинова К проблеме качества в дополнительном технологическом образовании детей

Статья посвящена одной из актуальных проблем теории и практики современного дополнительного образования детей. Представлен концептуальный подход к осмыслению качества современного технологического образования. Названы основные направления решения проблемы качества в дополнительном технологическом образовании детей.

Ключевые слова: качество, качество образования, образовательная услуга, потребитель, производитель, технология, культура, метакачества личности, творец, гуманитаризация, гармонизация, технологическое творчество, креативное обучение, модель элитного специалиста, коммуникативная сеть, сотрудничество.

L. G. Loginova

^ the Problem of Quality in Additional Technological Education of Children

The article touches upon on of the actual problem of theory and practice of contemporary supplementary education of children. The conceptual going is presented near the comprehension of quality of modern technological education. Basic directions of decision of problem of quality are adopted in additional technological education of children.

Keywords: quality, quality of education, educational service, consumer, producer, technology, culture, meta-quality personalities, creator, humanitarization, harmonization is technological creation, creative teaching, model of elite specialist, communicative network, collaboration.

Изменение общества происходит постоянно, образование волей-неволей всегда вплетено в этот непрерывный процесс. В образование вводятся какие-то новации, преимущественно организационные или методические. Сегодня суть всех реформ в образовании - качество. Интерес к качеству корректирует любые обсуждения технологического образования в России, включая выработку его новой концепции. Присоединяясь к обсуждению качества технологического

образования, отметим несколько принципиальных положений:

Качество есть первичная и сложная категория познания, к которой мы обращаемся, определяя сущности, раскрывая содержание предметов и явлений действительности. Несмотря на множество определений, лучшего, полного и единственного определения этой категории дать нельзя, но можно описать ее употребление по отношению к чему-либо (вещи, процессу). Соответственно, применение этой категории к образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.