Научная статья на тему 'Обеспечение доступности непрерывного профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: многоуровневый подход'

Обеспечение доступности непрерывного профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: многоуровневый подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2281
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД / ACCESS TO EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / PEOPLE WITH DISABILITIES / A MULTI-LEVEL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Ольга Алексеевна

В статье представлены модель и механизмы обеспечения доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья на различных уровнях – федеральном, региональном, муниципальном и на уровне образовательного учреждения. Модель позволяет рационально выстроить систему взаимосвязей между участниками отношений в сфере образования (обучающимися с ограниченными возможностями и их родителями, образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования, органами исполнительной власти, сообществом работодателей, общественными организациями и др.) для достижения максимального эффекта в использовании финансовых, материально-технических, учебно-дидактических, кадровых и иных ресурсов, необходимых для расширения доступности и повышения качества профессионального образования данной социальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents model and mechanisms of accessibility of vocational education for persons with disabilities at various levels Federal, regional, municipal, level of educational institution. The model allows you to build a rational system of relationships between the participants of relations in the sphere of education (students with disabilities and their parents, educational institutions of secondary and higher professional education, the bodies of Executive power, the community of employers, public organizations, etc.) to achieve the maximum effect in the use of financial, material-technical, training, personnel and other resources needed to expand access and improve the quality of professional education of this social group.

Текст научной работы на тему «Обеспечение доступности непрерывного профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: многоуровневый подход»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД

СТЕПАНОВА О.А.

В статье представлены модель и механизмы обеспечения доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья на различных уровнях - федеральном, региональном, муниципальном и на уровне образовательного учреждения. Модель позволяет рационально выстроить систему взаимосвязей между участниками отношений в сфере образования (обучающимися с ограниченными возможностями и их родителями, образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования, органами исполнительной власти, сообществом работодателей, общественными организациями и др.) для достижения максимального эффекта в использовании финансовых, материальнотехнических, учебно-дидактических, кадровых и иных ресурсов, необходимых для расширения доступности и повышения качества профессионального образования данной социальной группы.

The article presents model and mechanisms of accessibility of vocational education for persons with disabilities at various levels -Federal, regional, municipal, level of educational institution. The model allows you to build a rational system of relationships between the participants of relations in the sphere of education (students with disabilities and their parents, educational institutions of secondary and higher professional education, the bodies of Executive power, the community of employers, public organizations, etc.) to achieve the maximum effect in the use of financial, material-technical, training, personnel and other resources needed to expand access and improve the quality of professional education of this social group.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. подчеркивается необходимость решения проблемы обеспечения доступности качественного образования и создания условий для успешной социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Данные меры имеют высокую социальную значимость, а доступность основного общего и профессионального образования с последующим вовлечением в профессионально-трудовую деятельность большой социальной группы, которую составляют лица с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов, может решить как минимум две важные задачи.

Первая из них - развитие человеческого потенциала России. В контексте модернизации социально-экономической сферы развитие человеческого капитала предполагает преодоление таких негативных тенденций, как низкие качество и уровень доступности услуг в сфере образования. Ограниченная доступность качественного образования ведет к усугублению складывающегося социального неравенства и является предпосылкой маргинализации (от лат. та^та^ — находящийся на краю) тех граждан, которые не смогли его получить. Наиболее высок риск маргинализации и социальной эксклюзии, по мнению исследователей, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов, как особой группы населения, социально-экономические условия жизни которой могут вынуждать придерживаться стиля жизни, отличающегося от сложившегося в обществе (И.В. Абанкина, М.С. Астоянц, И.Г. Россихина, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.).

Вектор решения этой задачи был определен Д.А. Медведевым 22.11.2012 г. на совещании по вопросу трудоустройства инвалидов. Премьер-министр подчеркнул, что сегодня в Рос-

сии около 3,5 млн. людей с ограничениями по здоровью, включая инвалидов, трудоспособного возраста, но работает из них приблизительно пятая часть. «Причем очевидно, что работают не там, где они хотели бы с учётом их образования, а там, где получилось», - таков акцент, сделанный Д.А. Медведевым [1]. Поэтому вовлечение в занятость неработающих трудоспособных граждан с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей и способностей становится не только целью, но и ресурсом социально-экономического развития страны на ближайшие годы.

Вторая задача связана с личностными смыслами и развитием жизненных перспектив лиц с ограниченными возможностями здоровья. «Возможность получить качественное образование, выстроить карьеру по выбранной специальности во многом определяет просто психологический комфорт, устойчивость любого человека - и с ограничениями по здоровью, и абсолютно здорового», - считает Д.А. Медведев [1], а государство и общество должны создать условия для реализации этой возможности.

Согласно материалам коллегии Министерства образования и науки РФ, состоявшейся 19.05.2010 г., в последние годы наметилась тенденция к увеличению количества образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное образование и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, и рост числа обучающихся данной социальной группы. В 2009 г. по всем формам обучения в государственных учреждениях высшего профессионального образования обучалось более 24 тысяч инвалидов, среднего профессионального образования - более 14 тысяч инвалидов и более 26 тысяч - в учреждениях начального профессионального образования. Становится очевидной специализация целого ряда образовательных учреждений профессионального образования на профессиональной подготовке определенных категорий лиц с ограничениями по здоровью, ежегодному увеличению их приема и концентрация в этих целях материально-технических, дидактических, методических и кадровых ресурсов. Это - результат выверенного анализа современных социально-экономических факторов (демографическая ситуация, трудовая миграция и т.п.) и понимания того, что лица с ограниченными возможностями здоровья составляют ту потенциально большую группу обучающихся, которые хотят и при соответствующих условиях могут в разных формах обучаться в учреждениях профессионального образования. Например, в системе высшего профессионального образования принимают на обучение граждан с нарушениями слуха Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана; с нарушениями зрения - Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; с нарушениями опорно-двигательного аппарата - Московский государственный социально-гуманитарный институт, Челябинский государственный университет, Государственный специализированный институт искусств и др. Успешно осуществляют обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам начального, среднего профессионального образования и профессиональной подготовки колледжи, техникумы и училища в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске, Пензе, Новосибирске, Красноярске, Йошкар-Оле, в других субъектах Российской Федерации.

Наряду со стремлением сохранить и преумножить достижения и традиции специализации образовательных учреждений в вопросах обучения и социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья в современной ситуации отчетливо прослеживается новый -интеграционный (инклюзивный) - тренд. Федеральный Закон «Об образовании в Российский Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 рассматривает инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [2]. В Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы» от 01.06.2012 г. № 761 в перечень мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включены:

- законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ог-

раниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней;

- достижение гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту

жительства;

- соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения

для ребенка.

Для этого предлагается обеспечить нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования этой социальной группы в случае нарушения права на инклюзивное образование. Повышение уровня образования инвалидов, в том числе в условиях инклюзивного образования, уровня доступности объектов и услуг, предоставляемых населению, должно повлиять на степень их экономической активности, способствовать более высокому уровню занятости и относительной независимости от социальных выплат (пенсия по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты и др.).

Реализация инклюзивных подходов в системе профессионального образования уже началась. Однако имеют место как позитивные, так и негативные примеры инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледжах и вузах. До настоящего времени существует ряд проблем, решение которых требует фокусировки на концептуальных подходах, моделировании системы преемственности деятельности образовательных учреждений общего и профессионального образования, а также выстраивания стратегии и тактики их взаимодействия со стейкхолдерами - объединениями работодателей, общественными и иными организациями, заинтересованными в успешном решении вопросов расширения доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Например, согласно материалам научного отчета, подготовленного в 2012 г. в рамках Государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ для государственных нужд города Москвы (аппарат Уполномоченного по правам человека в городе Москве), в столичных нормативных документах, как и в практической деятельности московских властей, «основной упор делается на развитие дошкольного и среднего общего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». При этом вопросы развития профессионального образования данной социальной группы «остаются пока на периферии интересов, свидетельствуя о недостаточной комплексности подхода к проблеме обучения указанного контингента» [3, с. 145].

Аналогичные выводы были сделаны нами по результатам исследования проблемы доступности и качества профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в столичном регионе в 2007-2012 гг. [4]. Среди причин, не позволяющих пока внедрить эффективные механизмы и инструменты профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессиям/специальностям, востребованным современным рынком труда, были выделены следующие.

1. Отсутствие концептуально-методологической основы для органичного встраивания в систему непрерывного профессионального образования вариативных форм профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Во многих образовательных учреждениях прием лиц этой категории происходит лишь эпизодически и, как правило, в этом случае они вливаются в обычные учебные группы стихийно, без учета их особых образовательных потребностей и, следовательно, без создания специальных образовательных условий и соответствующей образовательно-реабилитационной среды.

2. Отсутствие единой стратегии долгосрочного планирования работы учреждений профессионального образования с лицами, имеющими сенсорные, двигательные, интеллектуальные и иные нарушения развития, что не позволяет им в полной мере реализовать себя как форма подготовки рабочих кадров и специалистов с учетом индивидуальных психофизических осо-

бенностей, реабилитационного потенциала и трудового прогноза обучающихся - с одной стороны, а с другой - в соответствии с требованиями постоянно обновляющегося рынка труда.

3. Отсутствие нормативно-правовых документов, регулирующих организационные, материально-технические, дидактические, методические, информационные, кадровые аспекты деятельности образовательных учреждений, ведущих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и развернутых методических рекомендаций для педагогических работников по реализации основных и дополнительных образовательных программ в отношении данной категории обучающихся.

4. Несоблюдение преемственности в комплексном (психолого-педагогическом и медикосоциальном) сопровождении лиц с ограниченными возможностями здоровья в системах основного общего и профессионального образования: в большинстве случаев такое сопровождение завершается с окончанием обучения в специальной (коррекционной) или инклюзивной школе/классе, а в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования оно представлено лишь в отдельных случаях и не всегда в полном объеме.

Считаем, что в целях обеспечения доступности профессионального образования всех уровней для лиц с ограниченными возможностями здоровья, успешности их социальнопрофессиональной интеграции необходимо разработать и реализовать многоуровневую модель, обеспечивающую доступность непрерывного профессионального образования как важной составляющей процессов реабилитации и социальной интеграции данной социальной группы. При ее создании должны быть учтены не только существующие нормативные правовые акты и результаты научно-исследовательских работ, но и статистические данные Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Всероссийской службы государственной статистики, демонстрирующие ежегодный рост количества людей с ограниченными возможностями здоровья и их потребность в профессиональном образовании разных уровней. Так, по состоянию на 01.10.2010 г. в Российской Федерации насчитывалось 13,15 млн. инвалидов, среди них к первой, самой тяжелой группе инвалидности относились 1,9 млн. человек, второй - около 7 млн., третьей -3,76 млн. По данным Росстата, в 2009 г. впервые были признаны инвалидами 934 тыс. человек, среди них 46,7% - люди трудоспособного возраста.

Внедрение многоуровневой модели обеспечения доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями призвано устранить дисбаланс между:

- специальными образовательными потребностями и запросами на профессиональное образование и обучение людей с ограниченными возможностями здоровья,

- заинтересованностью государства в их эффективном включении в профессиональнотрудовую деятельность в соответствии с индивидуальными способностями, реабилитационным потенциалом и трудовым прогнозом,

- запросами работодателей на подготовку рабочих и специалистов по наиболее востребованным на современном рынке труда профессиям/специальностям;

- ресурсами действующей системы учреждений профессионального образования в плане предоставления образовательных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В основе предлагаемой нами модели обеспечения доступности непрерывного профессионального образования всех уровней для лиц с ограниченными возможностями здоровья лежит систематизация видов доступности образования как отношений человека, стремящегося его получить, с экономикой (экономическая/финансовая доступность), «природой» (транспортная/географическая доступность), обществом/государством (социальная и информационная доступность), самой системой образования (содержательная доступность) [5]. В качестве конструктивной основы модели выступает возможность беспрепятственного получения профессионального образования, его продолжения, повышения квалификации, а в случае

необходимости - профессиональной переподготовки, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и в форме электронного обучения.

Доступность непрерывного профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в этом контексте как качество социальной среды, позволяющее им выбирать и в удобной форме осваивать основные и дополнительные образовательные программы профессионального образования; беспрепятственно посещать учреждения профессионального образования и другие связанные с ними объекты; ощущать физический, психологический комфорт и уверенность себе в процессе обучения, коммуникации, взаимодействия с другими обучающимися и педагогическими работниками; получать необходимые услуги по комплексному сопровождению с учетом вида ограничений в здоровье и обусловленных им специальных образовательных потребностей.

Модель предлагает стратегические и тактические решения по обеспечению непрерывного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе обобщения и анализа результатов научно-теоретических, научно-экспериментальных исследований российских и зарубежных ученых, и продуктивного педагогического опыта, накопленного в российских регионах. Модель предусматривает:

- определение принципов, условий и механизмов реализации прав данной социальной группы на профессиональное образование и обучение в течение всей жизни в наименее ограничивающей среде;

- оптимизацию разрозненных и децентрализованных в настоящее время форм профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в организационно-целостную, гибкую и открытую подсистему непрерывного профессионального образования, обладающую собственной структурно-содержательной спецификой;

- разработку стратегии и тактики взаимодействия данной подсистемы со стейкхолдерами -сообществом работодателей, общественными организациями и др.

Декомпозиция модели позволяет рассмотреть органичное единство необходимых и достаточных ее компонентов: целевого, содержательно-функционального и результативного (рис. 1). Целевой компонент включает в себя:

- социальный заказ на подготовку рабочих кадров и специалистов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, востребованных на региональных рынках труда;

- цель: создать в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, образовательно-реабилитационную среду и специальные образовательные условия, обеспечивающие доступность непрерывного профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках содержательно-функционального компонента выделяются:

- основное содержание деятельности составляющих модель следующих структурных элементов:

1) существующие учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования и учреждения дополнительного профессионального образования, реализующие образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения/классы 1^Ш видов и общеобразовательные учреждения, работающие в инклюзивном режиме;

3) сообщество работодателей;

4) общественные и иные организации, заинтересованные в расширении доступности профессионального образования для данной социальной группы;

- виды связи между структурными элементами (управление и контроль; координация и мониторинг деятельности; научно-методическое сопровождение; взаимодействие; повышение квалификации и др.).

Результативный компонент включает:

критерии и показатели оценки результатов функционирования модели в целом, а также составляющих ее структурных элементов и взаимосвязей.

Г~

• Профессиональная ориентация, профессиональное консультирование

•Оценка доступ и ости ОУ социальная адаптация)! интеграция

------------------------------>

•Подготовка по

востребованным экономикой профессиям/специальностям, комплексное сопровождение

•Рациональное трудоустройство, профессиональности зводсшенная адаптация и интеграция

Рис. 1. Модель обеспечения доступности профессионального образования разных уровней для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Данная модель отражает, с одной стороны, логику развертывания образовательного процесса в системе профессионального образования, преемственность и последовательность его этапов (профессиональная ориентация - профессиональное образование и обучение - рациональное трудоустройство - профессионально-производственная адаптация и интеграция). С другой стороны, она демонстрирует механизмы взаимодействия, которые существуют между образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы основного общего, среднего общего, начального, среднего и высшего профессионального, дополнительного профессионального образования, и возможными потребителями результатов их деятельности - объединениями работодателями, производственными предприятиями и организациями во взаимодействии с социальными партнерами - общественными и иными организациями, заинтересованными в качественных результатах профессионального образования разного уровня для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Действующая структура образовательных учреждений предусматривает различные уровни (профессиональная подготовка, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование) и формы обучения (очная, очнозаочная, заочная, семейное образование, экстернат) разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, выбор которых должен определяться их индивидуальными психофизическими особенностями, уровнем общего образования, реабилитационным потенциалом и трудовым прогнозом.

Виды доступности профессионального образования в структуре модели представлены во взаимосвязи, поскольку находятся в отношениях прямой и косвенной взаимозависимости. При этом экономическая (финансовая) составляющая является определяющей и находится в

прямой связи с территориальной (транспортной), социальной и содержательной доступностью (рис.2).

Рис. 2. Взаимосвязь видов доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Экономическая (финансовая) доступность предполагает государственную поддержку де-тей-инвалидов, детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья для реализации ими «равных возможностей» в виде финансовых стимулов и льгот при получении профессионального образования всех уровней и в случае успешных результатов обучения.

Территориальная (транспортная) доступность предусматривает возможность выбора региона, места получения профессионального образования любого уровня в зависимости от индивидуальных образовательных запросов, интересов и склонностей, а также ресурсов субъекта Российской Федерации предоставить данной социальной группе запрашиваемую образовательную услугу в различных формах, включая электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. В этом контексте поощряется выбор абитуриентами учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, направлений подготовки с учетом запросов региональных рынков труда, и их стремление к непрерывному профессиональному и карьерному росту, профессиональной мобильности, проявлению и реализации предпринимательских способностей. Так, по данным Министерства образования РФ, сегодня обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья распределены в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования неравномерно. До недавнего времени у абитуриентов с инвалидностью было только две альтернативы. Первая - поступать в вуз/колледж/профессиональное училище по месту жительства, где вряд ли есть приспособленная безбарьерная среда и должная степень готовности преподавателей к работе с инвалидами. Вторая альтернатива - обучаться в другом регионе, где такая среда есть.

Социальная, информационная доступность обеспечивается своевременностью информирования лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- о рекомендуемых при различных ограничениях в здоровье направлениях профессиональной подготовки;

- профессиях и специальностях, наиболее востребованных на региональных рынках труда;

- возможности получения услуг по профессиональному консультированию и профессиональной ориентации;

- формах получения профессионального образования разных уровней, перспективах трудо-

устройства выпускников;

- программах дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки для инвалидов из числа взрослого трудоспособного населения и др.

Содержательная доступность предусматривает индивидуализацию форм, методов и технологий обучения на основе установления соответствия содержания основных и дополнительных программ профессионального образования индивидуальным особенностям лиц с ограниченными возможностями здоровья (способы восприятия учебной информации и ее переработки, запоминания и воспроизведения; возможность усвоения образовательных программ определенного профессионального уровня; возможность усвоения содержания образовательных программ в полном объеме в установленные сроки или при их увеличении и др.), а также с учетом ресурсного обеспечения образовательных учреждений (материальнотехническое, методическое, кадровое и др.), влияющих на образовательные результаты.

Инструменты обеспечения доступности профессионального образования дифференцируются в зависимости от уровня их использования - федеральный, региональный, муниципальный или уровень образовательного учреждения. Примерный перечень инструментов представлен в таблице 1.

Таблица 1. Инструменты обеспечения доступности непрерывного профессионального образования для лиц с ограниченными

возможностями здоровья

Виды доступности образования Уровень обеспечения Инструменты

1. Экономическая (финансовая) доступность Федеральный Гарантированная финансовая поддержка и льготы на этапе выбора направления профессиональной подготовки (профессиональное консультирование, профессиональная ориентация), в период получения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, в том числе с использованием дистанционных технологий и в форме электронного обучения, а также при трудоустройстве выпускников

Региональный Разработка и реализация региональных программ стимулирования профессионального образования и переобучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по направлениям подготовки, востребованным экономикой региона

Муниципальный Развитие социального партнерства образовательных учреждений общего основного, начального, среднего и высшего профессионального, дополнительного профессионального образования, сообщества работодателей и общественных организаций. Стимулирование сообщества работодателей к привлечению на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья, оценке качества профессионального образования и профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений

Уровень образовательного учреждения Соблюдение условий предоставления финансовых льгот лицам с ограниченными возможностями здоровья в период получения профессионального образования. Дополнительное денежное и иное поощрение высокой академической успеваемости и социальной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья

2. Транспортная (географическая) доступность Федеральный Правовое регулирование прав маломобильных групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на обеспечение транспортными услугами; контроль за проектированием зданий и территорий образовательных организаций с учетом возможностей подвоза и самостоятельного передвижения данной группы обучающихся

Региональный Разработка и реализация региональных программ обес-

Виды доступности образования Уровень обеспечения Инструменты

печения транспортной доступности учреждений профессионального образования для маломобильных групп населения

Муниципальный Учет транспортной доступности при утверждении государственных заданий образовательных учреждений на профессиональное образование и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья

Уровень образовательного учреждения Предварительный анализ транспортной доступности образовательных учреждений при проведении профориентационной работы. Выполнение обязательств по подвозу лиц с ограниченными возможностями здоровья к месту обучения

Федеральный Гарантия равенства прав на получение профессионального образования разного уровня для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение социальной поддержки и социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья при получении профессионального образования любого уровня. Обеспечение открытости информации о мерах социальный поддержки и помощи, социальных льготах, возможности профессионального образования и трудоустройства разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья

3. Социальная и информационная доступность Региональный Реализация региональных программ социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Организация взаимодействия и координация деятельности учреждений образования и здравоохранения, социальной защиты населения по социальной и иной поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья. Информирование лиц с ограниченными возможностями здоровья об образовательных учреждениях и доступных для них образовательных программах профессионального образования разных уровней, ступеней. Развитие инфраструктуры (подключений к глобальным информационным сетям и т.д.), компенсирующей транспортную дискриминацию и позволяющей получать образование дистанционно, независимо от места проживания

Муниципальный Развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на современном рынке труда с учетом региональных особенностей. Просветительно-информационная работа с населением, обеспечивающая формирование установок на принятие и понимание социальных, физических, информационных и иных барьеров, возникающих в процессе жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья

Уровень образовательного учреждения Предоставление услуг по комплексному (психологопедагогическому и медико-социальному сопровождению) профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разработка электронных образовательных ресурсов, позволяющих реализовывать программы профессионального образования с использованием дистанционных технологий. Информирование выпускников с ограниченными возможностями здоровья о возможности трудоустройства,

Виды доступности образования Уровень обеспечения Инструменты

непрерывности профессионального образования. Привлечение социальных партнеров для расширения мер социальной поддержки и возможностей трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Федеральный Разработка Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования разных уровней, ступеней с учетом специальных образовательных потребностей разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный государственный контроль качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Региональный Разработка регионального компонента Федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки с учетом специальных образовательных потребностей разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и запросами на подготовку квалифицированных кадров регионального рынка труда. Разработка и реализация краткосрочных программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья по наиболее востребованным экономикой региона специальностям, профессиям

4. Содержательная доступность Муниципальный Обеспечение вариативности реализуемых в образовательных учреждениях программ профессионального образования, по которым могут обучаться лица с ограниченными возможностями здоровья. Мониторинг запросов на профессиональное образование и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, оперативное реагирование на результаты мониторинга при разработке и реализации учреждениями профессионального образования новых программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и др.

Уровень образовательного учреждения Адаптация учебных планов, примерных программ учебных дисциплин и учебных модулей в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Выбор технологий, методов и средств обучения с учетом специальных образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Подбор и расстановка кадров на основе анализа готовности и способности педагогических работников к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для развития профессиональной компетентности и повышения квалификации педагогов в области специального и инклюзивного образования

Несмотря на сложность создания специальных образовательных условий и в целом высокую ресурсную затратность образования лиц с сенсорными, двигательными и иными нарушениями, их прием в образовательные учреждения профессионального образования необходимо расширять - таков посыл Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Считаем, что решение этой задачи лежит в плоскости внедрения многоуровневой модели обеспечения доступности непрерывного профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и разработки одноименных региональных программ при организации эффективного взаимодействия между всеми участниками отношений в сфере образования (образовательными учреждениями, федеральными государственными органами, органами госу-

дарственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, общественными организациями и др.) в рамках следующих направлений.

Первое направление - повышение информированности социальных партнеров о возможностях образовательных учреждений профессионального образования в подготовке кадров по направлениям, востребованным экономикой субъекта Российской Федерации. В этом случае организации-работодатели могут быть заинтересованы в целевой подготовке квалифицированных рабочих, специалистов, а для образовательных учреждений открывается перспектива гарантированного трудоустройства выпускников.

Второе направление - использование ресурсной базы социальных партнеров - государственных и частных предприятий и организаций, общественных и иных организаций для прохождения производственной (профессиональной) практики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что нередко дает основание планировать возможность их возвращения по окончании обучения на эти же рабочие места уже в качестве штатных сотрудников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третье направление - привлечение некоммерческих организаций инвалидов и сообщества работодателей для оценки доступности учреждений профессионального образования как объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп граждан. В фокусе внимания в этом случае находятся архитектурно-планировочные и организационные решения вопросов предоставления образовательных и иных услуг с учетом основных структурно-функциональных зон образовательного учреждения.

Четвертое направление - организация культурно-просветительской, рекреационной, оздоровительной и физкультурно-спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья. Результатом реализации совместной деятельности образовательных учреждений с социальными партнерами могут стать полностью или частично финансируемые из негосударственных источников социокультурные, экологические, оздоровительные и иные проекты, позитивно влияющие на процессы профессионализации и социальной интеграции обучающихся и выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Пятое направление - организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениями дополнительного профессионального образования, сообществом работодателей, общественными организациями и другими социальными партнерами для реализации (в различных сочетаниях) основных и дополнительных программ профессионального образования разных уровней и направлений подготовки с учетом образовательных запросов граждан с ограниченными возможностями здоровья и потребностей экономики субъекта Российской Федерации.

Библиографический список:

1. Совещание по вопросу трудоустройства инвалидов [Электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации (сайт) URL: http://government.ru/docs/21565/(дата обращения: 17.01.2013).

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3. [Электронный ресурс] / Российская газета (сайт) [1998-2013] URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 18.01.2013).

3. Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. М.: ООО «Международная Актуарная компания», 2012. 212 С.

4. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // инновации в профессиональной школе. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2012. № 8. 60 С.

5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Структура системной теории развития профессионального

образования [Электронный ресурс] / Сайт академика А.М.Новикова (сайт) [2005-2012] URL: http://www.anovikov.ru/artikle/str_sys.htm (дата обращения: 15.12.2012).

Ключевые слова: доступность образования, профессиональное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, многоуровневый подход

Keywords: access to education, vocational education, people with disabilities, a multi-level approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.