Научная статья на тему 'Применение инновационных технологий при изучении химических дисциплин для подготовки специалистов аграриев'

Применение инновационных технологий при изучении химических дисциплин для подготовки специалистов аграриев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ЭКСПРЕССНЫЕ МЕТОДЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATION TECHNOLOGIES / CONTEMPORARY EXPRESS METHODS / THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркина В. М., Прудникова Е. Г.

При изучении химических дисциплин для подготовки специалистов аграрного сектора применяются комбинированные методы: компьютерные технологии в сочетании с современной экспрессной аппаратурой, что позволяет повысить эффективность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркина В. М., Прудникова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE INNOVATION TECHNOLOGIES DURING THE STUDY OF CHEMICAL DISCIPLINES FOR TRAINING OF AGRARIAN SPECIALISTS

During the study of chemical disciplines for training of the specialists of agrarian sector apply the combined methods: computer technologies in combination with the contemporary express equipment, that allows increasing the effectiveness of teaching.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных технологий при изучении химических дисциплин для подготовки специалистов аграриев»

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 378.147+372.854

UDC 378.147+372.854

В.М. МАРКИНА

кандидат химических наук, доцент кафедры химии Орловского государственного аграрного университета Е.Г. ПРУДНИКОВА

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры химии Орловского государственного аграрного университета

E-mail: elena-prudnikova00@rambler.ru

V.M. MARKINA

c.ch.s., assistant professor chairs chemistry of Orel State

Agrarian University E.G. PRUDNIKOVA c.a.s., assistant professor chairs chemistry of Orel State

Agrarian University E-mail: elena-prudnikova00@rambler.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ - АГРАРИЕВ

APPLICATION OF THE INNOVATION TECHNOLOGIES DURING THE STUDY OF CHEMICAL DISCIPLINES

FOR TRAINING OF AGRARIAN SPECIALISTS

При изучении химических дисциплин для подготовки специалистов аграрного сектора применяются комбинированные методы: компьютерные технологии в сочетании с современной экспрессной аппаратурой, что позволяет повысить эффективность обучения.

Ключевые слова: инновационные технологии, современные экспрессные методы, качество образования.

During the study of chemical disciplines for training of the specialists of agrarian sector apply the combined methods: computer technologies in combination with the contemporary express equipment, that allows increasing the effectiveness of teaching.

Keywords: innovation technologies, contemporary express methods, the quality of education.

Инновационное образование в российских вузах приобретает особую актуальность, так как изменение содержания образования требований к его качеству должно коррелировать с темпами научно-технического процесса. Это обстоятельство требует переориентации сферы образования на инновационный путь развития. При проектировании комплексных инноваций в образовании необходимо обеспечивать единство новых образовательных технологий, экономических инноваций, педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания и обучения) [4].

С целью повышения качества образования и подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо совершенствовать учебный процесс в аграрных вузах. Рациональное сочетание традиционных и новых форм подачи учебного материала позволяет на данном этапе активизировать творческий потенциал студентов в открытой образовательной системе [2]. Все это делает процесс обучения более самостоятельным и повышает уровень подготовки специалистов - аграриев. Важной задачей студентов, изучающих химические дисциплины в ОрелГАУ, является выработка творческого подхода в приобретении новых сведений с использованием электронных технологий:

- дистанционного обучения с помощью информационных и моделированных систем (компьютерный и мультимедийный курс);

- интернет-страницы с рекомендациями и данными информационно-познавательного характера;

- кружковая работа и лабораторный практикум

с целью исследования с применением компьютерного моделирования объектов и процессов в сочетании с физико-химическими методами.

Сегодня трудно спорить на тему о потенциальных возможностях нового способа обучения, основанного на информационных технологиях. Роль компьютеров в системе образования пока сводится к тому, что они позволяют на новом уровне вести подготовку учебного материала и организовывать учебный процесс: ни одна система образования не обходится без методического обеспечения, в основу которого положены информационные технологии. Компьютерная мультимедийная система является важным составляющим элементом современной компьютерной технологии, которая все шире используется в учебном процессе. Широкое внедрение в учебный процесс вузов современных компьютерных технологий позволяет расширить арсенал методических приемов, что повышает эффективность педагогического труда, стимулирует познавательную деятельность студентов. Появляется возможность создания зрелищных компьютерных средств обучения с элементами графики, звука, видео, мультимедиа гипертекста [1].

Мультимедийная система в химических дисциплинах Орел ГАУ включает программы курса: решение задач для самостоятельного решения, вычерчивание графиков, диаграмм, таблиц, запись расчетных формул, пакет контрольных вопросов для подготовки к зачетам, экзаменам. Это позволяет освоить спектр теоретического материала в новой образовательной среде (преподаватель - студент - компьютер - современный прибор

© В.М. Маркина, Е.Г. Прудникова © V.M. Markina, E.G. Prudnikova

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (54), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 54. 2013

для анализа объектов аграрного сектора).

На кафедре химии в ОрелГАУ чтение лекций на темы: «Пищевые добавки и их влияние на биохимические свойства пищевых продуктов», « Физико-химические свойства мяса и мясных продуктов», «Процессы, протекающие в водных растворах», «Биохимические и химические изменения молока и молочных продуктов при хранении и переработке» и др. осуществляется мультимедийной системой. Это существенно повышает методический уровень, усиливает наглядность изучаемого материала, уровень его доступности для студентов соответствующих специальностей. Повышается эффективность лекций, экономится время учебного процесса. А эстетичность и красочность вызывает дополнительный интерес у студентов-аграриев. Преподаватели кафедры химии многие демонстрационные эксперименты заменяют показом на интерактивном экране в виде информационных и наглядных слайдов.

Сегодня вузовское образование нельзя представить без современной научной основы преподавания, без использования компьютерных технологий [3]. Изучение учебных химических дисциплин воспринимается как соответствующая отрасль научных знаний. Преподаватели кафедры химии проводят лабораторные занятия с применением компьютерного моделирования объектов и процессов и при этом используют современную аппаратуру. Орел ГАУ являясь победителем конкурса инновационных программ Вузов России имеет современный инновационный научно-исследовательский центр, где преподаватели, аспиранты и студенты выполняют исследования на самом современном оборудовании. Изучая химические дисциплины: неорганическую, аналитическую, органическую, физическую и коллоидную химии, биохимию и др., студенты 2-го курса вовлекаются в учебно-исследовательские, а затем и в научные исследования и эксперименты по направлению подготовки специалистов-профессионалов через интернет-страницы с учебно-методическими разработками, рекомендациями и данными информационно-познавательного характера. Одним из приоритетных направлений в Орел ГАУ является разработка инновационных технологий, которая не обходится без современных экспрессных методов анализа. Химический контроль продукции агропромышленного сектора осуществляется с помощью химических и физико-

химических методов исследования, с применением современных приборов с компьютерным оснащением, которые имеются на базе ИНИИЦ в ОрелГАУ: «Клима», «СПАЕ». «Капель», СФ-56, И-500, «Миллихром», ион-нообменный хроматограф «Стайер».

Студенты, изучающие химические дисциплины, при непосредственном контроле преподавателей, используют современную аппаратуру с компьютерной системой для научно-исследовательских направлений. Например, студенты определяют содержание макро- и микроэлементов, водородного показателя в природных объектах: воде, почвах, растительных кормах, продуктах питания растительного и животного происхождения; такие показатели, как сахара, глюкоза, холестерин, креатин в крови, в белке-щелочи, фосфатазы. На современных приборах, которые в ИНИИЦ ОрелГАУ измеряют массовую долю аминокислот с использованием системы капиллярного электрофореза «Капель», исследуют химический состав биологических объектов на приборе спектрометре (САР 6300 ДИО). Студенты, работая с приборами, применяют компьютерные технологии, формируя навыки и умения находить причинно-следственные связи, применяя знания в будущей профессии.

При изучении курса физической и коллоидной химии студенты второго курса, изучая химическую кинетику и термодинамику, выполняют учебно-исследовательскую работу «Изучение кинетики гидролиза уксусного ангидрида по величине электропроводности», применяя учебно-лабораторный комплекс «Химия» с использованием модуля «Электрохимия». В ходе этой работы студенты овладевают современными методами и методиками компьютерного моделирования. По мере накопления опыта открываются новые возможности использования компьютерных технологий с целью эффективного обучения студентов-аграриев.

Таким образом, в современных условиях на качество образования влияют применяемые экспрессные комбинированные методы преподавания: компьютерные технологии в сочетании с современной аппаратурой. Инновационная деятельность в сфере образования в аграрном вузе стала основным видом деятельности в связи с развитием инновационной экономики в стране, где специалист - аграрий-профессионал должен быть готов к перспективной инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Ан А.Ф., Самохин А.В. Информационно-обучающая среда непрерывного физического образования. Высшее образование в России. 2007; 7: 77-79.

2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980 .

3. Плаксий С.И. Качество высшего образования. М.: 2003, С.196.

4. Тодосийчук А.В. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в образовании. Инновации в образовании С.1-9.

References

1. An. A.F., Samohin A.V. Information and training environment of continuous physical education. Higher Education in Russia. 2007, 7: 77-79.

2. Lerner I. Ya. The learning process and its laws. Moscow, 1980.

3. Plaksiy SI The quality of higher education. M.: 2003, p.196.

4. TodosiychukA.V. Problems and prospects of the development of innovation in education. Innovations in Education P. 1-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.