Научная статья на тему 'Адаптационный курс химии на основе интегративного подхода как эффективное средство качественной подготовки бакалавров-аграриев'

Адаптационный курс химии на основе интегративного подхода как эффективное средство качественной подготовки бакалавров-аграриев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ / БАКАЛАВР / АГРАРНЫЙ ВУЗ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / INTEGRATIVE APPROACH / BIOLOGICALLY MEANINGFUL ELEMENT / BACHELOR / AGRICULTURAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Л.А., Воронкова М.В.

В настоящее время одной из приоритетных тенденций в образовании признана интеграция различных наук, в связи с этим разработка адаптационного курса химии проводилась на основе интегративного подхода к обучению. Интегрированию подвергались общая и неорганическая химия, аналитическая химия. Адаптационный курс химии строился на интегративном понятии «биологически значимый элемент» и предназначался для бакалавров, обучающихся по следующим направлениям подготовки «Агрономия», «Зоотехния», «Биотехнология». Необходимость разработки такого курса предопределена комплексным характером всех важнейших проблем современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова Л.А., Воронкова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTION CHEMISTRY COURSE BASED ON AN INTEGRATIVE APPROACH AS EFFECTIVE MEANS OF HIGH-QUALITY TRAINING OF BACHELORS-FARMERS

Currently the integration of different sciences is recognized as one of the priority trends in education. In this regard, the development of adaption chemistry course was conducted on the basis of an integrative approach to education. General and inorganic chemistry, analytical chemistry were subjected to integration. Adaption chemistry course was based on the integrative concept of «biologically significant element» and was intended for bachelor students studying in the following fields of training: “Agronomy», «Animal Science», «Biotechnology». The need to develop such a course was predefined by the complexity of all the major issues of our time.

Текст научной работы на тему «Адаптационный курс химии на основе интегративного подхода как эффективное средство качественной подготовки бакалавров-аграриев»

УДК 378 ЕРМАКОВА Л. A.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра биохимии и кормления животных, Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина E-mail: Ermakovanasty2012@yandex.ru ВОРОНКОВА М.В.

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, кафедра биохимии и кормления животных, Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина

E-mail: Voronkova-m78@yandex.ru

UDC378 ERMAKOVA L.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of biochemistry and feeding Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin E-mail: Ermakovanasty2012@yandex.ru VORONKOVA M.V.

Candidate of Agricultural Sciences Associate Professor Department of biochemistry and feeding Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin E-mail: Voronkova-m78@yandex.ru

АДАПТАЦИОННЫЙ КУРС XHMHH НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ-АГРАРИЕВ

ADAPTION CHEMISTRY COURSE BASED ON AN INTEGRATIVE APPROACH AS EFFECTIVE MEANS OF HIGH-QUALITY TRAINING OF BACHELORS-FARMERS

В настоящее время одной из приоритетных тенденций в образовании признана интеграция различных наук, в связи с этим разработка адаптационного курса химии проводилась на основе интегративного подхода к обучению. Интегрированию подвергались общая и неорганическая химия, аналитическая химия. Адаптационный курс химии строился на интегративном понятии «биологически значимый элемент» и предназначался для бакалавров, обучающихся по следующим направлениям подготовки «Агрономия», «Зоотехния», «Биотехнология». Необходимость разработки такого курса предопределена комплексным характером всех важнейших проблем современности.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, интегративный подход, биологически значимый элемент, бакалавр, аграрный вуз.

Currently the integration of different sciences is recognized as one of the priority trends in education. In this regard, the development of adaption chemistry course was conducted on the basis of an integrative approach to education. General and inorganic chemistry, analytical chemistry were subjected to integration. Adaption chemistry course was based on the integrative concept of «biologically significant element» and was intended for bachelor students studying in the following fields of training: "Agronomy», «Animal Science», «Biotechnology». The need to develop such a course was predefined by the complexity of all the major issues of our time.

Keywords: additional professional education, integrative approach, biologically meaningful element, bachelor, agricultural University.

Введение

В свете решения современных задач подготовки высококлассных специалистов аграрного сектора в рамках трехуровневой системы образования достаточно остро стоит проблема дополнительного профессионального образования. На необходимость и важность дополнительного профессионального образования указывают законодательные и нормативные правовые акты, такие как Федеральный закон от 09.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2013 № 29444), письмо Министерства образования и науки России от 22.04.2015 № ВК - 1031/06 «О направлении методических рекомендаций - разъяснений по разра-

ботке Д1111 на основе профессиональных стандартов», положения и локальные акты Института профессиональной переподготовки и повышения квалификации ФГБОУ ВО Орловский ГАУ им. Н.В. Парахина.

Важность этой проблемы социально обусловлена изменениями в сфере науки, аграрного сектора, экономики, вызывающими необходимость соответствующих изменений в профессиональной подготовке будущих аграриев. Современному молодому человеку необходимо развитие качеств деловой личности. А это возможно только через научное познание своей профессии, через формирование профессиональных компетенций, через раннюю адаптацию к профессии. На наш взгляд, учебная дисциплина «химия» располагает большими возможностями и позволяет уже с первого года обучения в вузе максимально адаптировать обучающихся к своей профессии.

© Ермакова JI.A., Воронкова М.В. © Ermakova L.A., Voronkova M.V.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что разработка адаптационного курса химии на основе интегративного подхода для бакалавров первого года обучения в рамках дополнительного профессионального образования имеет научное значение, которое связано с созданием теоретических основ данного курса, социальное значение, связанное с формированием профессиональных компетенций бакалавров, а также имеет прикладное значение, связанное с разработкой и реализацией рабочей программы адаптационного курса химии с целью активного применения в дополнительном профессиональном образовании.

Цель исследования - совершенствование дополнительного профессионального образования посредством разработки адаптационного курса химии с целью формирования профессиональных компетенций бакалавров-аграриев.

Объект исследования - процесс дополнительного профессионального образования в аграрном вузе.

Предмет исследования - методические основы интегративного подхода к созданию адаптационного курса химии в рамках дополнительного профессионального образования. В соответствии с целью исследования была выдвинута гипотеза: процесс дополнительного профессионального образования в аграрном вузе, направленный на формирование и совершенствование профессиональных компетенций бакалавров первого года обучения будет более эффективным, если образовательный процесс будет базироваться на теоретической модели интегративного подхода к обучению.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы основные задачи исследования:

1. Информационный поиск и анализ литературных источников по проблеме адаптационного курса химии на основе интегративного подхода к обучению бакалавров в рамках дополнительного профессионального образования.

2. Теоретический анализ состояния проблемы интегративного подхода к обучению бакалавров в рамках дополнительного профессионального образования.

3. Обоснование по результатам теоретического анализа литературы и анализа практики дополнительного профессионального образования бакалавров первого года обучения понятийного аппарата по теме исследования.

4. Разработка теоретической модели интегративного подхода к обучению химии бакалавров первого года обучения в рамках дополнительного профессионального образования.

5. Осуществление экспериментальной проверки эффективности адаптационного курса химии на основе интегративного подхода к обучению бакалавров первого года обучения в рамках дополнительного профессионального образования.

Общая методология

С целью решения указанных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез философской, психолого-педагогической, мето-

дической, химической литературы и нормативных документов по проблеме исследования; моделирование и проектирование методики интегративного подхода к обучению химии бакалавров первого года обучения в рамках дополнительного профессионального образования, анализ результатов теоретического и экспериментального исследований; наблюдение, сравнение, обобщение; анкетирование; качественный и количественный анализ ответов респондентов; педагогический эксперимент: статистическая обработка результатов эксперимента и их методическая интерпретация.

Указанные методы были использованы в процессе следующих этапов исследования:

1. Предварительного этапа по теоретическому осмыслению изучаемой проблемы, определению научного аппарата исследования, изучению состояния теории и методики интегративного подхода к обучению химии бакалавров в рамках дополнительного профессионального образования, разработке гипотезы исследования, разработке методики и педагогического эксперимента.

2. Теоретического этапа по разработке концепции и теоретической модели интеграции химических и экономических знаний, гипотезы научного исследования, подготовке экспериментального материала для педагогического эксперимента.

3. Экспериментального этапа по организации и проведению педагогического эксперимента с целью проверки выдвинутой рабочей гипотезы.

4. Заключительного этапа по анализу и интерпретации результатов педагогического эксперимента, обобщению результатов всего исследования, формулированию научных выводов

Научная новизна работы состоит в том, что впервые поставлена и решена научная задача разработки адаптационного курса химии на основе интегративного подхода к обучению в рамках дополнительного профессионального образования в аграрном вузе.

Теоретическая значимость проблемы состоит в создании методических основ адаптационного курса химии на основе интегративного подхода к обучению в рамках дополнительного профессионального образования, а также обоснована необходимость разработки такого курса на основе результатов теоретического анализа литературных данных и учета состояния образовательной практики в вузе,

Разработана и реализована теоретическая модель адаптационного курса на основе интегративного подхода, выявлено интегративное содержание этого курса, разработана и применена модульно-рейтинговая методика оценки результатов обучения адаптационному курсу химии на основе интегративного подхода к обучению в рамках дополнительного профессионального образования.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработана рабочая программа адаптационного курса по химии на основе интегративного подхода и составлено учебное пособие по выше названному курсу.

которые адресованы методистам, преподавателям вузов, студентам, слушателям юфсов Института переподготовки и повышения квалификации.

Достоверность результатов обеспечивается корректным изучением современного состояния проблемы по внедренным в образовательную практик вузов адаптационных курсов по различным дисциплинам, выбором адекватных современных методов исследования, положительными значениями показателей эффективности адаптационного курса химии на основе интегративного подхода при формировании профессиональных компетенций.

Научная проблема заключалась в том, что эффективным средством качественной подготовки бакалавров-аграриев является адаптационный ку рс химии на основе интегративного подхода к обучению.

Актуальность данной научной проблемы очевидна и проявляется в необходимости формирования профессиональных компетенций через интеграцию химических наук на фоне сокращения часов аудиторной занятости бакалавров и увеличения часов на самостоятельную работу.

Оригинальность состояла в том, что адаптационный курс химии на основе интегративного подхода к обучению разрабатывался для слушателей Института профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в качестве которых выступали бакалавры первого года обучения.

Задачи исследования заключались в следующем: адаптировать бакалавров первого курса обучения на более ранних этапах к профессиональной деятельности, показать значимость выбранной ими профессии, подчеркнуть необходимость химических знаний в формировании профессиональных компетенций.

Основная часть

Исследование данной проблемы посредством анализа педагогической, философской, методической литературы показало, что вопрос адаптации студентов к обучению в высших учебных заведениях изучается с разных позиций. Так. разработаны технологии адаптивного обучения на практических занятиях по математическому анализу и методы адаптации студентов к внеаудиторной работе с учетом форм организации учебной деятельности, изучены проблемы адаптации первокурсников к химическим дисциплинам и предложены пути их решения [7]. Для студентов первого курса смоделирована подготовительная стадия адаптационного обучения на двуязычной основе, раскрыты особенности социально-психологической адаптации студентов младших курсов к новым для них условиям обучения в вузе, выявлены трудности адаптационного процесса, их причины и возможные пути преодоления [3], определены критерии и условия, оказывающие влияние на успешность протекания адаптации студентов в ходе изучения естественнонаучных дисциплин, выделены уровни адаптации и предложены подходы к реализации условий образовательного процесса |2|. Разработана и эффективно применяется методика выявления студен-

тов, испытывающих трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности |4|. Проведены исследования по изучению адаптивных особенностей гемограммы и ци-томорфометрического анализа клеток крови студентов к условиям обучения в вузе 111. выявлены психолого- педагогические особенности адаптации первокурсников к обучению в вузе.

Таким образом, анализ современного состояния проблемы разработки адаптационных курсов показал, что для успешного изучения учебных дисциплин в вузе внедрение в практику адаптационных курсов достаточно эффективно и способствует более быстрому привыканию студентов к условиям вуза.

Вопросы применения интегративного подхода к обучению студентов в вузе рассматриваются многими авторами. Так, приоритет в разработке методологии и методов интегративного подхода в обучении принадлежит М.С. Пак: под интегративным подходом в обучении понимается методологический подход со своеобразной «призмой видения» всего учебно-воспитательного процесса, в основе которого интеграция содержания и методов обучения.

В настоящее время изучены современные подходы к реализации программы предвузовской подготовки иностранных студентов в российских вузах, рассмотрены характеристики и центральные понятия личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса и юмпетентностного подхода к описанию образовательных результатов в рамках интегративного подхода. Интегративный подход рассматривается как одно из условий усиления учебной мотивации и успешного обучения в вузе, как условие усиления профессиональной мотивации студентов [10]. На основе интегративного подхода происходит процесс формирования профессиональных компетенций при проведении деловой игры [9]. На основе интегративного подхода разрабатываются компетентностно-формирующие дисциплины [8]. Более того, формирование профессиональной компетентности студентов на основе интегративного подхода рассматривается как одно из условий модернизации учебного процесса аграрных вузов при двухуровневой системе образования [6]. Также примечательны попытки ученых увязать интегративный подход в обучении с «фрактализацией» учебного процесса [8]. Кроме того, интегративный подход в обучении помогает решить проблемы адаптации студентов первых курсов к химическим дисциплинам [5].

Много исследований посвящено преподаванию отдельных дисциплин на основе интегративного подхода. Например, преподавание дисциплины «Физическая и коллоидная химия» на основе интегративного подхода направлено на формирование профессиональных компетенций бакалавров-агрономов. Исследование носит прикладной характер, его результаты можно применять в учебном процессе аграрного вуза. Рассмотрены вопросы изучения биологически значимых элементов в процессе подготовки бакалавров биологических специальностей аграрных вузов и др.

Обзор научной и методической литературы показал, что проблема разработки и внедрения адаптационного ку рса химии на основе интегративного подхода для бакалавров первого года обучения как поднималась в на-

учных кругах и требует рассмотрения.

Для решения данной проблемы авторами настоящей статьи была предложена теоретическая модель:

Теоретическая модель адаптационного курса химии на основе интегративного подхода

Понятие «биологически значимый элемент» рассматривается как системообразующее адаптационно-интегративное понятие при изучении химии. Образует систему целостного представления бакалавров о значимости химических элементов для живого организма и способствует скорейшей адаптации к профессиональной деятельности. В качестве вспомогающего средства для формирования целостного представления о химическом элементе и его биологической роли используется интегративный подход к обучению.

В целях реализации данной педагогической модели была разработана дополнительная общеобразовательная программа адаптационного курса химии на основе интегративного подхода. Программа направлена на

удовлетворение потребностей детей и взрослых в интеллектуальном совершенствовании. К освоению программы допускаются любые лица, без предъявления требований к уровню образования.

Срок освоения программы - 40 часов. Форма обучения - очно-заочная (вечерняя). Категория обучающихся - бакалавры 1 курса обучения. Формы аттестации обучающихся - промежуточная аттестация (после освоения соответствующего модуля программы), итоговая аттестация. Документ об обучении - сертификат образца, установленного ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

Основные цели обучения заключались в совершенствовании уровня фундаментальной химической подготовки, ориентации на обучение студентов химическим

методам исследования, формировании у студентов умения самостоятельно расширять и углублять свои химические знания; в повышении химической культуры студентов до уровня, достаточного для содержательного и качественного освоения последующих химических дисциплин в вузе, формировании системы умений и навыков в оперировании фундаментальными понятиями химии; в приобретении знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем заниматься научной и прикладной деятельностью, направленной на анализ реальных химических процессов на основе проведенных исследований.

В результате освоения программы обучающийся должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

- углубить базовые знания в области химических наук и научиться применять полученные знания в профессиональной деятельности; познакомиться с конкретными методами химического анализа, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для применения полученных знаний в зоотехнической и ветеринарной практике и для продолжения образования;

- систематизировать и развить знания о химическом элементе, строении атома, о химических свойствах элемента и его соединениях, о биологической роли элемента, о методах идентификации:

- давать характеристику элементу по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, писать формулы химических соединений элемента, уравнения реакций, электронно-графические формулы строения атома элемента, производить расчеты рН и рОН растворов, вычислять относительные молекулярные и молярные массы веществ, степень диссоциации, выражение константы диссоциации слабого электролита, писать уравнения диссоциации и гидролиза солей, производить качественный анализ и количественный анализ по определению элемента;

- владеть основными химическими понятиями, навыками решения основных типов химических задач, методами качественного и количественного анализа.

Программа содержала следующий учебный план:

№ п/п Наименование модулей Всего часов В том тесле, часов

Л ПР

1. Химия биологически значимых элементов. 12 6 6

ПА Зачет в форме тестирования после освоения модуля № 1

2. Методы идентификации биологически значимых элементов. 28 8 20

ПА Зачет в форме тестирования после освоения модуля №2

Всего по программе: 40 14 26

Итоговая аттестация после освоегшя всех модулей программы зачет

Примечание: JI - лекции, ПР - практическая работа, ПА - промежуточная аттестация.

Для осуществления контроля за реализацией дополнительной общеобразовательной программы авторами разработан фонд оценочных средств, содержание которого базировалось на системообразующем адаптационно-интегративном понятии «биологически значимый элемент».

Например, в перечень вопросов для промежу точной аттестации модуля №1 «Химия биологически значимых элементов» входили следующие:

понятие биологически значимых элементов, ма-кро- и микроэлементы, биогенные элементы, строение атомов биологически значимых элементов и их электронно-графические формулы.

Итоговая аттестация включала харктеристику биологически значимого элемента по следующему плану:

1. Название элемента, его химический символ.

2. Положение элемента в периодической системе.

3. Химические свойства элемента.

4. Химические свойства соединений элемента: оксиды, гидроксиды, соли.

5. Изотопы элемента.

6. Валентность элемента, степень окисления.

7. Периодические свойства атомов элементов.

8. Расчет рН, рОН, степени диссоциации, константы диссоциации для 0,1М раствора гидроксида элемента.

9. Расчет рН, рОН , степени гидролиза, константы гидролиза для 0,1 М раствора соли элемента.

10. Определение элемента качественным анализом.

11. Определение элемента методом гравиметрии.

12. Определение элемента методом нейтрализации.

13. Определение элемента методом окислительно-восстановительного титрования.

14. Определение элемента хелатометрическим методом.

15. Определение элемента физико-химическими методами анализа.

Оценка результатов освоения обучающимися программы проводилась в форме промежуточной и итоговой аттестации на основе 100 - бальной системы оценивания

Для оценки освоения отдельных модулей программы, а также при проведении итоговой аттестации используется система «зачет» и «незачет» в соответствии с критериями оценивания:

- оценка «зачтено» при промежуточной аттестации ставится в случае, если набрано не менее 60 баллов из 100 возможных. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

- оценка «зачтено» на итоговой аттестации ставится в случае, если набрано 50 баллов из 100 возможных. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- программа считается освоенной, если успешно выполнены все промежуточные тесты и успешно пройдена итоговая аттестация.

Проверка эффективности применения адаптационного курса химии на основе интегративного подхода на формирование профессиональных компетенций

В настоящее время существует достаточно много методических разработок по проблеме оценивания сформированное™ профессиональных компетенций. Разработчики предлагают диагностические средства оценки компетенций, которые базируются на компе-тентностных кластерах, определяемых как мировоззренческие, нормативные и инструментальные, дают их характеристику, способы и формы оценки, уровни сложности, разработана модель определения уровня сформированное™ общекультурных и профессиональных компетенций.

Созданы измерители для оценки компетенций обучающихся, рассмотрены методические подходы к оценке уровня сформированности компетенций студентов в процессе изучения дисциплин и обучения в вузе в целом, а также исследован опыт российских вузов по мониторингу сформированности компетенций студентов и его документационному сопровождению и др.

В нашем исследовании при проверке эффективности применения адаптационного курса химии на основе интегративного подхода на формирование профессио-

нальных компетенций мы опирались на понятие «фрактала в образовании».

Термин «фрактал» (от латинского «дробный», «изломанный») был введен в научный оборот в середине 1970-х гг. французским математиком Бенуа Мандельбротом для обозначения нерегулярных геометрических форм, обладающих самоподобием во всех масштабах. Самоподобие означает, что любая подсистема фрактальной системы повторяет конфигурацию целой системы. Фрагмент фрактала, подобный целостной форме, воспроизводится на каяедом последующем уровне меньшего масштаба, образуя своего рода «вложенную» структуру.

Взяв за основу предложенное выше представление о фрактале, мы создали модель фрактализованного формирования профессиональных компетенций с последующей оценкой их сформированности.

Модель фрактализованного формирования профессиональных компетенций с последующей оценкой их сформированности по направлению подготовки 35.03.04. Агрономия.

ПК-3. Способность к лабораторному анализу образцов почв, растений и _продуктов растениеводства_

Последующие химические _дисциплины_

Специальные дисциплины

Промежуточная 4 фракталы t Итоговая

аттестация аттестация

Виды контроля

Мини-ПК-3 , фракталы

Лекции

, Мини - ПК-3

j V

Практические занятия

к

Виды учебных занятий

Рис. Адаптационный курс химии на основе интегративного подхода

Схема структуры фрактала (мини-компетенции) ПК-3.

Способность к лабораторному анализу образцов почв, растений ипродуктов растениеводства

Знать: 1. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории - 10 б. 2. Лабораторное оборудование и химическая посуда. Правила использования - 10 б. 3. Методики проведения анализа образцов почв, растений и продуктов растениеводства - 20 б. 4. Методы анализа - 20 б. 5. Роль биологически значимого элемента - 20 б. 6. Конкретные спеце фиче-ские методы определения биологически значимых элементов - 20 б. Уметь: 1. Применять правила техники безопасности - 10 б. 2. Применять лабораторное оборудование и химическую посуду по назначению - 10 б. 3. Проводить анализ образцов почв, растений и продуктов растениеводства согласно разработанным методикам анализа -20 б. 4. Подбирать под конкретный биологически значимый элемент метод химического или физико-химического анализа -20 б. 5. Интерпретировать результаты анализа - 20 б. 6. Обобщать, систематизировать, делать выводы - 20 б. Владеть: 1. Основными химическими понятиями: «биологически значимый элемент», «биогенный элемент», «макроэлемент», « микроэлемент». 2. Методикой выполнения эксперимента по определению биологисески значимых элементов. 3. Элементарными способностями к интерпретации результатов.

Так, при проведении практического занятия «Определение кальция и магния в водной вытяжке из почвы» формировалась мини-компетенция (фрактал), состоящая из знания методики приготовления водной вытяжки из почвы, умения определять суммарное содержание ионов кальция и магния, умения определять содержание кальция, навыков вычисления содержания магния по разности. Подобно тому, как одна ветка дерева очень похожа на само дерево, или подобно снежинке Коха, из мини-компетенций постепенно формируется профессиональная компетенция.

Для проверки эффективности предложенного адап-

Диаграмма 1.

Формирование профессиональных мини-компетенций на направлении подготовки 35.03.04 «Агрономия»

КГ-контрольная группа, ЭГ-эксперпментальная группа

тационного курса химии на основе интегративного подхода нами изучались на каждом направлении подготовки две группы бакалавров первого года обучения: 1-я группа - контрольная (бакалавры, не изучающие адаптационный курс химии), 2-я группа- экспериментальная (бакалавры, которые одновременно с учебным курсом общей химии изучали адаптационный курс химии на основе интегративного подхода).

Анализу подвергались результаты промежуточной и итоговой аттестации бакалавров (зачет и экзамен), а также формируемые мини-компетенции на каждом занятии.

По результатам анализа были построены диаграммы.

Диаграмма 2.

Формирование профессиональных мини-компетенций на направлении подготовки 36.03.02 «Зоотехния»

КГ-контрольная группа, ЭГ-экспериментальная группа

Диаграмма 3.

Формирование профессиональных мини-компетенций на направлении подготовки 19.03.01 «Биотехнология»

80 70 60 50

г? 40 ВО 20 10 О

J1 ЭГ

КГ р

III

III 1 11

II

]Знать i Уметь SВладеть

КГ-контрольная группа, ЭГ-экспериментальная группа

Выводы

1. Сформированность мини-компетенций у бакалавров первого года обучения по направлению подготовки 35.03.04. «Агрономия» в контрольной группе составила 40 %, в экспериментальной - 70 %.

2. Сформированность мини-компетенций у бакалавров первого года обучения по направлению подготовки 36.03.02. «Зоотехния» в контрольной группе

составила 30 %, в экспериментальной - 50 %.

3. Сформированность мини-компетенций у бакалавров первого года обучения по направлению подготовки 19.03.01. «Биотехнология» в контрольной группе составила 60 %, в экспериментальной группе - 80 %.

Таким образом, применение адаптационного курса по химии на основе интегративного подхода в рамках дополнительного профессионального образования способствует эффективному формированию профессиональных компетенций на более раннем этапе.

Резюме

В настоящее время в научной педагогической практике вопрос разработки адаптационных курсов по дисциплинам в вузах рассматриваются только с позиции приспособления, привыкания студентов к новым условиям обучения. Нами же предложен адаптационный курс химии на основе интегративного подхода с целью более раннего понимания профессиональной деятельности, полноценного формирования профессиональных компетенций. Положительно то, что данный курс разработан для бакалавров первого года обучения в рамках дополнительного профессионального образования.

Эффективность применения этого адаптационного курса химии на основе интегративного подхода подтверждена на практике и требует более широкого внедрения в процесс дополнительного профессионального образования.

Библиографический список

1. Анфиногенова О.II. Влияние условий обучения в вузе на адаптационные возможности организма студентов /О.И. Афиногенова // Вестник ставропольского государственного университета. 2012. № 19. С.44-45.

2. Виноградова А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе. // Образование и наука. 2008. № 3. С.12-14.

3. Власова ТА. Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе / Т.А. Власова //Вестник челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С.25-26.

4. Дубовицтя Т.Д., Крылов А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе / Т.Д. Дубовицкая и др. // Электронный журнал «Психологическая наука и образование. 2010. №2,- www.psyedu.rii.

5. Ермакова Л.А. Преподавание дисциплины «Физическая и коллоидная химия» на основе интегративного подхода как условие формирования профессиональных компетенций бакалавров-агрономов. // Сборник материалов VII Международной научно-практической Интернет-конференции. 2015. С.11-14. ОрелГАУ.

6. Ермакова Л.А. Проблемы адаптации студентов первых курсов к химическим дисциплинам. Инновационные технологии преподавания химии в аграрных высших и средних профессиональных образовательных учреждениях / JI.A. Ермакова // Материалы Международного учебно-методического семинара.-2009. С. 5-6,-ОрелГАУ

7. Ермакова Л.А. «Биологически значимый элемент» как системообразующее интегративное понятие при обучении химии бакалавров биологических специальностей аграрных вузов. // Материалы Международного учебно-методического семинара. 2009. С.7-9. ОрелГАУ.

8. Ермакова Л.А., ВоронковаМ.В. Курс «Химия в животноводстве» на основе интегративного подхода как компетентностно-формирующая дисциплина при подготовке зооинженеров-бакалавров в аграрных вузах / JI.A. Ермакова и др. // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки. 2015. North Charleston, USA. Том 2. С17-22.

9. Ермакова Л.А., Коноишна С.Н., Хилкова Н.Л. Деловая игра на основе интегративного подхода как эффективный метод формирования профессиональных компетенций студентов в аграрных вузах / JI.A. Ермакова и др. // Современные проблемы науки и образования. 2012. №2. С.11-13. ОрелГАУ

10. Ермакова Л.А., Прудникова Е.Г., Хилкова Н.Л. Усиление профессиональной мотивации на основе интегративного подхода к обучению / JI.A. Ермакова и др. // Сборник материалов II Международной научно-практической Интернет-конференции. 2010. С.22-26. ОрелГАУ.

References

1. Anfinogenova O. I. Influence of education conditions at the University on the adaptive capability of student organism /Aflnogeno va O. L // Bulletin of Stavropol State University. 2012. No. 19. Pp. 44-45.

2. Vinogradova A. A. Adaptation of junior students to study at higher educational establishment / A. A. Vinogradova // Education and Science. 2008. No. 3. Pp. 12-14.

3. Vlasova T.A. Social-psychological adaptation of junior students to training conditions at higher educational establishment. // Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University.-2009. No. 1. Pp. 25-26.

4. Dubovitska\'a T.D., Krylov A.V. Methodology of student adaptation study at higher educational establishment / T. D. Dubovitskaya etc. / / Electronic journal «Psychological Science and Education. 2010. No. 2,- www.psyedu.ru.

5. Emiakova L. A. Teaching the discipline «Physical and colloid chemistry» on the basis of an integrative approach as a condition of professional competence formation of bachelors- agronomists / L. A. Ermakova // Collection of materials of VII International Scientific-Practical Internet-Conference. 2015. Pp. 11-14. Orel State Agrarian University.

6. Emiakova L.A. Problems of the first-year student adaptation to chemical disciplines. Innovative technologies of teaching chemistry in agrarian higher and secondary professional educational establishments. // Materials of the International Training-Methodical Seminar. 2009. Pp. 5-6. Orel State Agrarian University.

7. Emiakova L.A. "Biologically significant element" as a system-forming integrative concept in chemistry teaching of bachelors of biological specialties of agrarian higher educational establishments. // Materials of the International Training-Methodical Seminar. 2009. Pp. 7-9. Orel State Agrarian University.

8. Emiakova L. A., Vomnkova, M. V. "Chemistry in animal husbandry" course on the basis of an integrative approach as competence-based and formative discipline in zoo-engineers-bachelors training in agrarian higher educational establishments / L.A. Emiakova et al. / / Fundamental Science and Technologies - Promising Developments.-2015.- North Charleston, USA. V. 2. Pp.17-22.

9. Emiakova L.A., Konshina S.N., Khilkova N.L. Business simulation on the basis of the integrative approach as an effective method of students professional competence formation at agrarian higher educational establishment! / L.A. Emiakova et al. / / Modem Problems of Science and Education. 2012. No. 2. Pp. 11-13. Orel State Agrarian University.

10. Emiakova L.A., Prudnikova E.G., Khilkova N.L. Strengthening of professional motivation on the basis of integrative approach to teaching / L. A. Emiakova et al. / / Collection of materials of II International Scientific-Practical Internet-Conference. 2010. Pp. 22-26. Orel State Agrarian University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.