Научная статья на тему 'Преподавание органической химии в аграрном вузе с учетом профиля специальности'

Преподавание органической химии в аграрном вузе с учетом профиля специальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / QUALITY OF EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATION / ACTIVE LEARNING METHODS / ORGANIC CHEMISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прудникова Елена Геннадьевна

В современных условиях жизни вуз должен идти в ногу со временем и готовить творчески мыслящих и мобильных выпускников. Химия как одна из основополагающих, фундаментальных и мировоззренческих дисциплин является методологической основой приобретения общепрофессионального опыта становления естественнонаучной культуры специалиста АПК. Использование активных методов обучения при изучении химических дисциплин позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, способствует развитию творческих способностей, развивает умения и навыки практической деятельности. Развитие существующих и поиск новых научно-методологических подходов в преподавании курса химии на различных этапах образования личности остается актуальной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прудникова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Of Organic Chemistry In Agricultural University In View Profile Specialities

In modern living conditions higher educational establishment must keep up with the times and prepare creatively thinking and mobile graduates. Chemistry as one of the basic, fundamental and philosophical disciplines is the methodological basis for the acquisition of general professional experience in the formation of natural-scientific culture agribusiness specialist. The use of active methods of teaching during the study of chemical disciplines makes possible to activate the cognitive activity of students, it contributes to the development of creative abilities, develops skills and habits of practical activity. The development of existing and search for new scientific and methodological approaches in teaching chemistry course at various stages of formation of the personality remains an urgent task.

Текст научной работы на тему «Преподавание органической химии в аграрном вузе с учетом профиля специальности»

Прудникова Е.Г. Преподавание органической химии в аграрном вузе с учетом профиля специальности // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №2. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/428-00177. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147:372.854

Прудникова Елена Геннадьевна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», г. Орёл

elena-prudnikova00@rambler.ru

Преподавание органической химии в аграрном вузе с учетом профиля

специальности

Аннотация. В современных условиях жизни вуз должен идти в ногу со временем и готовить творчески мыслящих и мобильных выпускников. Химия как одна из основополагающих, фундаментальных и мировоззренческих дисциплин является методологической основой приобретения общепрофессионального опыта становления естественнонаучной культуры специалиста АПК. Использование активных методов обучения при изучении химических дисциплин позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, способствует развитию творческих способностей, развивает умения и навыки практической деятельности. Развитие существующих и поиск новых научно-методологических подходов в преподавании курса химии на различных этапах образования личности остается актуальной задачей.

Ключевые слова: качество образования, инновационное образование, активные методы обучения, органическая химия.

Профессиональное аграрное образование России переживает сегодня период серьезных преобразований. Идет поиск нового содержания обучения в соответствии с компетентностным подходом и инновационных форм его реализации в учебном процессе. Проблема подготовки высококачественных специалистов в аграрных вузах нашла своё отражение в разработке и реализации сразу двух приоритетных национальных проектов «Образование» и «Развитие АПК».

Современные социально-экономические условия развития общества требуют пересмотра системы профессионального образования в сторону усиления его практической и личностной ориентированности: важно не только то, что знает выпускник вуза, но и как он умеет реализовать свой личностный потенциал; важно не только выдерживать конкуренцию, но и побеждать.

Химия как одна из основополагающих, фундаментальных и мировоззренческих дисциплин является методологической основой приобретения общепрофессионального опыта становления естественнонаучной культуры специалиста АПК. Поэтому развитие существующих и поиск новых научно-методологических подходов в преподавании курса химии на различных этапах образования личности остается актуальной задачей общей и профессиональной педагогики [1].

Дисциплина «Органическая химия» в учреждениях высшего профессионального образования призвана обеспечить углубление и расширение знаний студентов о природе,

природопользовании. Это осуществляется на основе преемственности и развития основных химических понятий, усвоения ведущих законов, следствий, теорий, научных фактов, показывающих практическое применение химических знаний в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Курс органической химии включает в себя материал, необходимый для подготовки специалистов в области агрономии, агроэкологии, ветеринарии, зоотехнии. Дисциплина содержит в себе общетеоретические сведения, которые необходимы будущим выпускникам для восприятия важных сведений по специальной части курса на современном научном уровне. В ходе освоения предмета изучаются необходимые данные о веществах и процессах, важных для сельскохозяйственного производства, причём основное внимание обращается на химическую сторону явлений.

Но при этом не стоит забывать делать акцент нате разделы, и даже отдельные вопросы курса, которые ближе всего отвечают профилю избранной специальности. Например, будущим ветеринарным врачам и зоотехникам рекомендуется особенное внимание уделить аминокислотам, белкам, нуклеиновым кислотам, ферментам, витаминам, антибиотикам и др.; агрономам и агроэкологам более основательно изучить биологически активные вещества, липиды, углеводы, пестициды.

К сожалению, на сегодняшний день традиционное образование как система получения знаний отстаёт от реальных потребностей современной науки и производства. Ему на смену приходит инновационное образование, предполагающее обучение в процессе создания новых знаний - за счёт интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Стимулирование этого передового направления является первоочередной задачей приоритетного национального проекта «Образование».

Инновационное образование ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем приобретать знания самостоятельно. В связи с этим фраза «учись учиться» в современном контексте звучит особенно актуально. Правильная организация самостоятельной работы по дисциплине позволяет студенту не только сознательно и прочно усвоить знания по предмету, но и овладеть необходимыми способами и приёмами самообразования. Эффективность самостоятельной работы зависит от различных факторов: от планирования преподавателем самостоятельной работы студентов, насыщения учебного процесса разнообразными формами самостоятельной работы (домашние задания, индивидуальные контрольные работы, восполнение конспектов лекций, написание рефератов). Студент должен быть готов к поиску информации из различных источников и эту информацию он должен переработать в знание. Компетентность и мобильность выпускника вуза должны стать его основной характеристикой.

Технический прогресс не стоит на месте. Объём информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждый год. Поэтому для освоения знаний необходимо и освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Компьютерное оборудование, мультимедийные системы, новейшие приборы, установки, целые автоматические модули должны активно использоваться в учебном процессе на современном этапе. Студенчество должно находиться в авангарде технического прогресса и способствовать интеграции науки и производства.

В связи с этим на данном этапе актуальным вопросом высшей школы является разработка таких форм организации учебного процесса, которые позволяли бы наиболее полно решать поставленные задачи. Научить будущего специалиста познавательной деятельности, умению самостоятельно выбирать методы для решения поставленной задачи возможно в процессе обучения с использованием современных активных методов обучения. Рациональное сочетание традиционных и новых форм подачи учебного материала позволяет активизировать творческий потенциал студента в образовательной системе, сделать процесс обучения более самостоятельным, повысить уровень подготовки будущих специалистов [1, 2].В результате использования активных методов в вузовском учебном процессе повышается

эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении, способствуют развитию творческих способностей студентов, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление[3, 4, 5].

В нашем вузе по дисциплине «Органическая химия» широко используются такие методы как проблемные лекции, лекции-конференции. Лекция закладывает в вузе основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в справочной литературе и др. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. Проведение данного вида занятия возможно при наличии в нашем вузе библиотечного фонда, в том числе и электронного ресурса, оборудования кафедры и Инновационного научно-исследовательского испытательного центра Орловского ГАУ, имеющихся у студентов навыков работы с оборудованием и реактивами, консультационной помощи преподавателя.

Особенно актуальны лабораторные работы, в которых материалом исследования служат биологические объекты. Примером тематики таких работ служат работы для направления подготовки «Агрономия»: «Биологически активные вещества корнеплодов», «Измерение массовой доли аминокислот корнеплодов методом капиллярного электрофореза». Целью данных работ является определение содержания протеина, клетчатки, крахмала, аминокислот. Студенты, имея опыт работы на приборах, подбирают методики и выполняют эксперимент. Работу студентов можно считать успешной, если сформированы навыки и умения находить причинно-следственные связи в результате экспериментальной работы, применять полученные знания в будущей профессии [6].

Таким образом, студенты-аграрии, работая с биологическими объектами активно «вовлечены» в будущую профессию и активно осваивают современныеметоды исследования. Их работа помимо профессиональной мотивации развивает научное мышление, логику, аналитические способности.

При этом не стоит забывать фразу - «обучая, воспитывай». Личность специалиста с университетским образованием в качестве ведущей черты должна иметь дисциплину -дисциплину ума, характера, работы.

Подобный подход к образованию, в том числе и химическому, позволит добиться успешной реализации одного из направлений национального проекта «Развитие АПК», призванному провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов, предприятий промышленного рыбоводства и ввести в эксплуатацию новые мощности. Для этого стране нужны молодые, энергичные, знающие специалисты сельскохозяйственного производства с широким кругозором и искренним желанием жить и работать на благо России.

Ссылки на источники:

1. Ермакова Л.А., Хилкова Н.Л., Прудникова Е.Г.Роль личности педагога в инновационной образовательной сфере аграрных вузов на примере учебной дисциплины «Химия»/ Международный журнал экспериментального образования. 2009, №5. С.42-43.

Изучение отдельных тем курса в форме ролевых игр, круглых столов, дискуссий, диспутов, творческих заданий, тренажеров, эссе - перспективные направления, реализующие суть инновационного образования.

3. Плаксий С.И. Качество высшего образования. М.: 2003, С.196.

2. Хилкова Н.Л., Маркина В.М., Прудникова Е.Г. Активные формы обучения при изучении химических дисциплин / Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. 2013. № 3. С. 150-152.

3. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

5. Сизарева Ю.В., Прудникова Е.Г.Исследовательская работа студентов — первые шаги к науке / Молодой ученый. 2014. № 15. С. 302-304.

Prudnikova E.G.

candidate of agricultural sciences, assistant professor of biochemistry and animal nutrition, Federal State Educational Establishment of Higher Professional Training «Orel State Agrarian University named after N.V. Parahina»

Teaching Of Organic Chemistry In Agricultural University In View Profile Specialities

Abstract. In modern living conditions higher educational establishment must keep up with the times and prepare creatively thinking and mobile graduates. Chemistry as one of the basic, fundamental and philosophical disciplines is the methodological basis for the acquisition of general professional experience in the formation of natural-scientific culture agribusiness specialist. The use of active methods of teaching during the study of chemical disciplines makes possible to activate the cognitive activity of students, it contributes to the development of creative abilities, develops skills and habits of practical activity. The development of existing and search for new scientific and methodological approaches in teaching chemistry course at various stages of formation of the personality remains an urgent task.

Keywords: the quality of education, innovative education, active learning methods, organic chemistry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.