Научная статья на тему 'Поисковая работа студентов при изучении химических дисциплин'

Поисковая работа студентов при изучении химических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОИСКОВАЯ РАБОТА / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ХИМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SEARCH / EDUCATIONAL AND RESEARCH WORK / SCIENTIFIC RESEARCHES / CHEMICAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прудникова Елена Геннадьевна, Маркина Валентина Михайловна

Одной из форм научно-исследовательского подхода в изучении химических дисциплин при подготовке высококвалифицированных специалистов в Орловском государственном аграрном университете является творческая поисковая работа. В ходе учебно-исследовательской деятельности, которая включена в разделы химических дисциплин, студенты вуза занимаются самостоятельной работой по тематике, применяя методы теоретического и экспериментального исследований, проводят поисковые научные исследования в Инновационном научно-исследовательском центре, оснащенном современным оборудованием. Работу студентов ОрелГАУ можно считать успешной, если они находят причинно-следственные связи в результате экспериментальной работы, а затем смогут применять полученные знания в будущей профессии. Лучшие работы докладываются на студенческих научных конференциях, семинарах, проводимых на кафедре, что позволяет творчески подходить и применять накопленные знания и приоритетные новые сведения. Поисковая творческая работа развивает потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, что имеет решающее значение в послевузовской профессиональной жизни выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прудникова Елена Геннадьевна, Маркина Валентина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH WORK OF STUDENTS IN THE COURSE OF CHEMICAL DISCIPLINES

One of the forms of research and development approach to studying che­mical disciplines in the process of training of highly skilled experts in Orel State Agrarian University is creative searching work. During scientific, educational and research work included in sections of chemical disciplines, university students carry out independent work on subjects applying methods of theoretical and experimental study, conduct exploratory research at the Innovation Research Centre, equipped with modern equipment. Orel SAU students’ works can be considered successful if they find a cause-and-effect relationship as a result of the experimental work, and then be able to apply this knowledge in their future profession. The best works are presented at student conferences and seminars conducted by the department, allo­wing students to be creative and to apply the knowledge and priority new information. Search creative work develops the needs of individuals in the intellectual, cultural and moral development, which is crucial in the post-graduate professional life of a graduate.

Текст научной работы на тему «Поисковая работа студентов при изучении химических дисциплин»

УДК 378

Е. Г. Прудникова, В. М. Маркина

ПОИСКОВАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Одной из форм научно-исследовательского подхода в изучении химических дисциплин при подготовке высококвалифицированных специалистов в Орловском государственном аграрном университете является творческая поисковая работа. В ходе учебно-исследовательской деятельности, которая включена в разделы химических дисциплин, студенты вуза занимаются самостоятельной работой по тематике, применяя методы теоретического и экспериментального исследований, проводят поисковые научные исследования в Инновационном научно-исследовательском центре, оснащенном современным оборудованием. Работу студентов ОрелГАУ можно считать успешной, если они находят причинно-следственные связи в результате экспериментальной работы, а затем смогут применять полученные знания в будущей профессии. Лучшие работы докладываются на студенческих научных конференциях, семинарах, проводимых на кафедре, что позволяет творчески подходить и применять накопленные знания и приоритетные новые сведения. Поисковая творческая работа развивает потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, что имеет решающее значение в послевузовской профессиональной жизни выпускника.

Ключевые слова: поисковая работа, учебно-исследовательская работа, химические дисциплины, научные исследования.

E. G. Prudnikova, V. M. Markina

SEARCH WORK OF STUDENTS IN THE COURSE OF CHEMICAL DISCIPLINES

Abstract. One of the forms of research and development approach to studying chemical disciplines in the process of training of highly skilled experts in Orel State Agrarian University is creative searching work. During scientific, educational and research work included in sections of chemical disciplines, university students carry out independent work on subjects applying methods of theoretical and experimental study, conduct exploratory research at the Innovation Research Centre, equipped with modern equipment. Orel SAU students’ works can be considered successful if they find a cause-and-effect relationship as a result of the experimental work, and then be able to apply this knowledge in their future profession. The best works are presented at student conferences and seminars conducted by the department, allowing students to be creative and to apply the knowledge and priority new information. Search creative work develops the needs of individuals in the intellectual, cultural and moral development, which is crucial in the post-graduate professional life of a graduate.

Key words: search, educational and research work, scientific researches, chemical disciplines.

В современных условиях необходимо совершенствовать учебный процесс с целью повышения качества образования и подготовки высококвалифицированных специалистов. Это является основной задачей высших учебных заведений, где есть возможность пополнить и углубить знания студентам.

Цель работы преподавателей, помимо образовательной, заключается в формировании у молодых людей интереса к самостоятельному получению знаний, воспитании в них стремления к саморазвитию. Одним из направлений формирования навыков саморазвития у студентов Орловского государственного аграрного университета являются поисковые научные исследования в вузе - это поиск предполагаемого открытия или закономерности, который способствует развитию критического мышления у студентов, стимулирует их интерес к самостоятельной работе и расширяет образовательный опыт посредством приобщения их к научным исследованиям в академической среде кафедры и вуза. Выполнение исследовательских самостоятельных работ способствует овладению методами научного познания, приобретению опыта творческой деятельности.

В ходе поисковой научно-исследовательской работы у студентов развивается опыт аналитико-синтетической мыслительной деятельности, формируются качество мышления, организационные умения. Студенты Орел-ГАУ на занятиях по химическим дисциплинам в своей научно-исследовательской деятельности должны уметь планировать свою работу по проведению исследования, осознать последовательность выполнения действий, подобрать методики, оборудование, соответствующую литературу, правильно оформить результаты исследования.

Поисковые научные исследования имеют важнейшее значение для воспитания вузовской молодежи, ее целостного и всестороннего развития. Если в профессиональных знаниях и умениях выпускника нет творческой составляющей, значит весь учебно-воспитательный процесс в вузе нельзя признать успешным. Поддерживая поисковые научные и экспериментальные исследования, преподаватели развивают потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, формируют у обучающихся желание «докопаться» до истины. Все это имеет решающее значение в послевузовской профессиональной жизни выпускника. Студент получает неоценимый шанс развиваться в соответствии с заложенными в нем ресурсами, самореализоваться [1, 2].

Понятие «поисковая работа» (НИРС, УИРС) включает два взаимосвязанных процесса:

- обучение студентов элементам поисковой работы и привитие навыков исследовательского труда;

- собственно самостоятельное исследование, которое студенты проводят под руководством преподавателя.

Процесс обучения достигает цели и задач, стоящих перед ним, если он опирается на поисковые научные исследования студентов, что способствует развитию у них творческих способностей. Это не значит, что все выпускники должны готовиться к научной деятельности и обязательно станут учеными. Задача несколько иная: все они должны уметь трудиться творчески с учетом обстановки и условий, уметь использовать рекомендации науки, внедрять ее достижения в практику. В университетской подготовке педагогический процесс и научные исследования выступают взаимосвязанно и дополняют друг друга. Преподавание в вузе должно быть построено аналогично исследованию. Это значит, что в процессе обучения следует создавать условия, требующие применения форм и методов самостоятельного, активного познания явлений, предметов. Именно эти условия ставят студента в положение иссле-

дователя, практика, поисковика. Он должен чувствовать себя не только исполнителем предписаний преподавателя, но и участником научного поиска знаний [3, 4].

Одна из важнейших задач при подготовке специалистов в высшей школе - это выработка творческого подхода в использовании уже накопленных знаний и приобретении новых сведений. С помощью поисковых исследований студенты ОрелГАУ приобщаются к творческой деятельности, что способствует развитию их инициативы, индивидуальных интересов.

Поисковые исследования являются составной частью практических занятий и отражаются в методических разработках к ней.

Основными задачами таких исследований являются:

- обучение студентов навыкам теоретической и экспериментальной работы;

- ознакомление их с современными методами научного познания, техникой эксперимента в реальных условиях.

Для химических дисциплин определяющая форма поисковых исследований - это:

- решение лабораторных задач;

- проведение на практических занятиях экспериментов с целью исследования.

Наиболее традиционной формой поисковых исследований на кафедре химии ОрелГАУ является написание рефератов. Эта форма работы приобщает студентов к научному поиску, требует самостоятельной работы с литературой, обучает систематизировать, логично излагать и обобщать прочитанный материал, повышает качество знаний. Тему реферата студенты выбирают из предлагаемого списка по своим интересам, работают в библиотеке, с Интернетом. С подготовленными реферативными сообщениями они выступают в своих группах, отвечают на вопросы одногруппников. Лучшие реферативные сообщения отбираются. Затем проводится конференция, на которой студенты представляют свои сообщения для всех желающих глубже познакомиться с определенными темами.

Так, студенты второго курса, изучая дисциплину «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа», с первых дней одновременно занимаются реферативной литературно-поисковой работой и участвуют в научно-экспериментальном поиске. Тематика рефератов максимально учитывает специфику будущей профессии и индивидуальные интересы студентов. Поисковые научные исследования в сочетании с экспериментальной работой направлены на формирование самостоятельных навыков в постановке и проведении научных исследований с применением технических средств и приборов. Такая структура позволяет вовлечь студентов вуза в творческую деятельность.

Большое внимание в вузе уделяется организации студенческих научных семинаров. Накопленный опыт показал, что такие семинары способствуют формированию у студентов творческого мышления, развитию эрудиции, умению вести дискуссию, общаться с аудиторией, работать с литературой.

При таком подходе значительно расширяются воспитательные возможности коллектива преподавателей, повышается ответственность молодых людей за успешное овладение программным материалом, развиваются их творческие способности.

Для многих студентов приобщение к научному творчеству начинается с первой вводной лекции, с первого практического занятия, с первого самостоятельного реферата.

Совместно с преподавателями студенты составляют подробный план проведения исследований, уточняют методики, знакомятся с литературой. Тематика исследований зависит от курса и профиля дисциплин.

Так, в дисциплине «Неорганическая и аналитическая химия» студенты первого курса специальности «Ветеринария» ОрелГАУ принимают активное участие в поисковых научных исследованиях в сочетании с экспериментальной работой (учебно-исследовательская работа) по следующим темам: «Изучение зависимости рН растворов электролитов от различных факторов», «Изучение зависимости константы гидролизующихся солей от концентрации и температуры», «Определение ионных форм биогенных элементов в водных растворах». Например, в теме «Изучение зависимости рН растворов электролитов от различных факторов» студенты изучают влияние концентрации, температуры в растворах сильных и слабых электролитов на водородный и гидроксильный показатели. Они экспериментально определяют водородный показатель в растворах электролитов и сравнивают с теоретическими значениями. Эти учебно-исследовательские работы ставят своей целью научить студентов (в пределах учебных планов) проводить самостоятельную работу по тематике с применением научных методов теоретического и экспериментального исследования. Студенты включают в исследования теоретическую терминологию, применяя при этом правила и законы, осуществляют подготовку к работе оборудования, приборов, посуды. Они проводят исследования по плану, полученные результаты своей работы записывают в виде выводов и отчитываются на занятиях.

В курсе органической химии студенты первого и второго курсов выполняют следующие поисковые исследовательские работы: «Идентификация органических соединений по температуре плавления», «Обнаружение функциональных групп в исследуемом соединении», «Исследование содержания клетчатки в сельскохозяйственных культурах», «Исследование остаточных количеств пестицидов в продуктах растениеводства» и др. В процессе таких учебных исследований будущие специалисты пользуются приборами и оборудованием, применяют свои знания при решении конкретных задач, выполняют реальные научные исследования.

В курсе физической и коллоидной химии студенты второго курса специальности «Технология мяса и мясных продуктов», изучая химическую кинетику и термодинамику, выполняют учебно-исследовательскую работу «Изучение кинетики гидролиза уксусного ангидрида по величине электропроводности», применяя Учебно-лабораторный комплекс «Химия» с использованием модуля «Электрохимия». В ходе этих поисковых научно-экспериментальных исследований они овладевают умениями: ставят задачи, формируют план исследований, выбирают необходимые методы и методики исследования, выполняют библиографическую работу, обрабатывают полученные результаты, анализируя их, и делают выводы.

Возможности нашего университета позволяют проводить эксперимент не только на базе кафедры химии, но и в Инновационном научно-исследовательском центре университета, оснащенном современным оборудованием. Так, студенты второго курса направления подготовки «Агрохимия и агропоч-

воведение» на приборе «Спектрометр ICAP 6300 Дио» методом атомноэмиссионного анализа исследуют химический состав биологических объектов, измеряют массовую долю аминокислот методом капиллярного электрофореза с использованием системы капиллярного электрофореза «Капель». Имея опыт работы на приборах, они подбирают методики и выполняют эксперимент. Работу студентов можно считать успешной, если сформированы навыки и умения находить причинно-следственные связи в результате экспериментальной работы, применять полученные знания в будущей профессии.

По итогам поисковых научно-экспериментальных исследований студенты первого и второго курсов принимают участие в студенческой научной конференции. Такая конференция проводится для того, чтобы научить будущих специалистов Орловского государственного аграрного университета грамотно и кратко излагать основные результаты своей работы, полученные в ходе самостоятельной творческой деятельности в химических дисциплинах. Например, при изучении органической химии проводится научная конференция «Биологически активные вещества в сельском хозяйстве», где каждый студент первого курса направления подготовки «Агрономия» излагает в доступной для своих сверстников форме результаты работы по данной тематике.

Мы стремимся, чтобы поисковые научно-экспериментальные исследования будущих специалистов стали наиболее активными формами в познавательной деятельности, предметом особого внимания преподавательского коллектива и превратились в неотъемлемый элемент обучения и воспитания.

Таким образом, поисковые научно-экспериментальные исследования предусматривают достижение способности формировать новые знания, получать фактологический материал, делать научные обобщения, способствуют расширению и углублению знаний, совершенствованию мышления путем решения отдельных проблем. Участие студентов первого и второго курсов в научно-исследовательской работе является эффективным путем преодоления противоречия между массовым характером подготовки специалистов и потребностями развития у каждого студента индивидуальных профессиональных и творческих способностей.

Список литературы

1. Чернилевский, Д. В. Технология обучения в высшей школе : учеб. пособие / Д. В. Чернилевский, О. Д. Филатов ; под. ред. Д. В. Чернилевского. - М. : Экспедитор, 1996.

2. Бикеев, И. И. НИРС. Воспитательная составляющая! / И. И. Бикеев // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2004. - № 4. - С. 7-8.

3. Гликман, И. З. Управление самостоятельной работой студентов / И. З. Глик-ман. - М., 2002. - 24 с.

4. Лернев, И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернев. - М., 1980.

References

1. Chernilevskiy D. V., Filatov O. D. Tekhnologiya obucheniya v vysshey shkole: ucheb. posobie [Education technology in higher school: tutorial]. Moscow: Ekspeditor, 1996.

2. Bikeev I. I. Studenchestvo. Dialogi o vospitanii [Students. Dialogue about education]. 2004, no. 4, pp. 7-8.

3. Glikman I. Z. Upravlenie samostoyatel’noy rabotoy studentov [Management of student unsupervised work]. Moscow, 2002, 24 p.

4. Lemev I. Ya. Protsess obucheniya i ego zakonomernosti [Education process and regularities thereof]. Moscow, 1980.

Прудникова Елена Геннадьевна

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, кафедра химии, Орловский государственный аграрный университет

(г. Орел, ул. Генерала Родина, 69) E-mail: elena-prudnikova00@rambler.ru

Маркина Валентина Михайловна

кандидат химических наук, доцент, кафедра химии, Орловский государственный аграрный университет

(г. Орел, ул. Генерала Родина, 69) E-mail: elena-prudnikova00@rambler.ru

Prudnikova Elena Gennad'evna Candidate of agricultural sciences, associate professor, sub-department of chemistry,

Orel State Agrarian University (Orel, 69 Generala Rodina str.)

Markina Valentina Mikhaylovna Candidate of chemical sciences, associate professor, sub-department of chemistry, Orel State Agrarian University (Orel, 69 Generala Rodina str.)

УДК 378 Прудникова, Е. Г.

Поисковая работа студентов при изучении химических дисциплин /

Е. Г. Прудникова, В. М. Маркина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 2 (26). - С. 206-211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.