Научная статья на тему 'Понятие и порядок осуществления международного розыска лиц за законодательством Украины'

Понятие и порядок осуществления международного розыска лиц за законодательством Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
519
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ЛИЦ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / INTERNATIONAL WANTED PERSONS / INTERNATIONAL COOPERATION / INTERNATIONAL LEGAL ASSISTANCE / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляшук Олеся Николаевна

В статье рассмотрены взгляды ученых по поводу сущности международного розыска лиц. Определены основные положения относительно осуществления в Украине международного розыска лиц в Украине. Установлено проблемы правового регулирования международного розыска в Украине и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and procedure of international wanted persons by legislation of Ukraine

In the article the views of scientists about the nature of the international wanted persons were considered. The basic provisions of implementation in Ukraine of international investigation within Ukraine were identified. The problems of legal regulation of international investigation in Ukraine were established and solutions to this issue were proposed.

Текст научной работы на тему «Понятие и порядок осуществления международного розыска лиц за законодательством Украины»

Section 16. Science of law

References:

1. Езикян В. И. Криминология. - Новочеркасск: ЮРГТУ 2011. - 159 с. [Electronic resource]. - Mode of access to a site: http://txtb.ru/67/index.html.

2. Поносов Е. В. Профессиональная преступность в сфере экономической деятельности: вопросы повышения эффективности уголовной политики на примере противодействия «отмыванию» преступных доходов/Е. В. По-носов//Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. -№ 31 (169). - Право. Вып. 21. - с. 67-72.

3. Коликов Н. Л. Причины и условия профессиональной компьютерной преступности/Н. Л. Коликов//Вестник ЮУрГУ - Серия: Право. - 2011. -№ 19 (236). - с. 30-33.

4. Корж В. П. Криминалистический анализ организованной преступной деятельности в сфере экономики Украины//Проблемы противодействия преступности в современныхусловиях: Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003 г. - Часть I. - Уфа: РИО БашГу 2003. - 280 с. [Electronic resource]. - Mode ofaccess to a site: http://www.kalinovsky-k.narod.ru/b/ufa20034/.

5. Рольф Уэсселер. Война как услуга. - М.: Столица-Принт, 2007. - 320 с.

6. Акаева А. А. Проблемы латентности преступлений в сфере экономики: авто-реф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.08/Аминат Абдурахмановна Акаева. -Махачкала, 2002. - 24 с.

7. Курс советского уголовного права. Часть общая. Т. 2/Отв. ред.: Беляев Н. А., Шаргородский М. Д. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. - 672 c.

Liashuk Olesia Nikolaevna, National University of State Tax Service of Ukraine postgraduate student, Faculty of Law E-mail: lisa27@uafm

The concept and procedure of international wanted persons by legislation of Ukraine

Abstract: in the article the views of scientists about the nature of the international wanted persons were considered. The basic provisions of implementation in Ukraine of international investigation within Ukraine were identified. The problems of legal regulation of international investigation in Ukraine were established and solutions to this issue were proposed.

Key words: international wanted persons, international cooperation, international legal assistance, law enforcement agencies.

262

Секция 16. Юриспруденция

Ляшук Олеся Николаевна, Национальный университет государственной налоговой службы Украины, аспирант, юридический факультет E-mail: lisa27@ua.fm

Понятие и порядок осуществления международного розыска лиц за законодательством Украины

Аннотация: в статье рассмотрены взгляды ученых по поводу сущности международного розыска лиц. Определены основные положения относительно осуществления в Украине международного розыска лиц в Украине. Установлено проблемы правового регулирования международного розыска в Украине и предложены пути их решения.

Ключевые слова: международный розыск лиц, международное сотрудничество, международная правовая помощь, правоохранительные органы.

На сегодняшний день перед правоохранительными органами Украины и международными организациями мирового, регионального и национального уровней стоит одна из главных задач — борьба с международной преступностью. Главным образом речь идет о выявлении, раскрытии, расследовании и предупреждении уголовных правонарушений международного характера [8, 77].

Человечеству давно известны уголовные правонарушения, посягающие не только на государственный, но и на международный правопорядок. Поэтому борьба с ними требует совместных усилий и особых форм международного сотрудничества. Сфера сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью зависит от того, насколько уголовные правонарушения затрагивают интересы сообщества государств.

Стремление каждого из государств противодействовать уголовным правонарушениям является основой заключения соответствующих международных соглашений, в которых особое внимание уделяется оказанию международной правовой помощи, экстрадиции, уголовном производству в порядке перенятия, признанию и исполнению приговоров иностранных судов, передачи осужденных лиц и т. п.

В УПК Украины предусмотрена отдельная глава, касающаяся международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, которое включает в себя принятие необходимых мер с целью оказания международной правовой помощи путем вручения документов, выполнение отдельных процессуальных действий, выдачи лиц, совершивших уголовное преступление, временной передачи лиц, уголовного преследования, передачи осужденных и исполнения приговора [7].

263

Section 16. Science of law

Правовые нормы о сущности и процессуального порядка осуществления международного розыска лиц в уголовном процессуальном законодательстве отсутствуют. В УПК Украины, как и в других нормативно-правовых актах, не предусмотрено понятие международного розыска. Несовершенство законодательства и отсутствие надлежащего доктринального обоснования международного розыска органами досудебного расследования обусловливает актуальность темы исследования.

Среди ученых, которые занимались наиболее актуальными проблемами международного розыска лиц на стадии досудебного расследования, отмечаются С. Д. Штовба, Р. А. Вергелес, А. Н. Карпов, И. В. Лешукова, В. В. Игнатенко, А. В. Культенко, А. Н. Бандурка, Л. Д. Тимченко, В. Г. Буткевич, В. С. Овчин-ский, Д. А. Компаниец, Г. А. Душейко, С. Е. Житняк, В. Я. Мацюк, В. Б. Смелик, А. С. Мацко, В. Д. Сущенко, А. С. Подойник и другие.

Отметим, что некоторые ученые в своих трудах рассматривали понятие международного розыска. Так, И. В. Лешукова под международным розыском определяет комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и других мероприятий правоохранительных органов Украины и зарубежных стран, направленных на выявление, арест и выдачу (экстрадицию) лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда [4, 16].

A. Н. Карпов отмечает, что международный розыск — основан на нормах и принципах национального и международного права комплекс оперативных, информационно-справочных и поисковых мероприятий, осуществляемых по запросам специально уполномоченных органов, силами правоохранительных органов запрашиваемых стран с использованием возможностей МОУП — Интерпол [3, 11].

B. В. Игнатенко считает, что международный розыск является одной из форм (видов) правовой помощи в уголовном производстве [2, 11]. Мы согласны с этим мнением, ведь на сегодняшний день при проведении мероприятий по международному розыску лиц используются нормы, касающиеся предоставления международной правовой помощи.

Ученые В. И. Гаврилюк, В. И. Дубина, М. П. Данилюк обращают внимание на действия, которые осуществляются в процессе международного розыска: инициирование проведения розыскных мероприятий на территории одной, нескольких или всех государств-участников Интерпола; размещение в банках данных Генерального секретариата Интерпола информации о разыскиваемых или других лиц, в том числе граждан Украины, которые не находятся в розыске, но члены организованной преступной группы или склонны к совершению уголовных преступлений на территории различных государств [1, 46-47].

По нашему мнению, под международным розыском следует понимать систему законодательно определенных гласных, негласных и информационных меропри-

264

Секция 16. Юриспруденция

ятий, осуществляемых с целью выявления лица, подозреваемого в совершении уголовного преступления и совершения иных действий, направленных на реализацию принципов уголовного судопроизводства.

Отметим, что основанием для инициирования международного розыска граждан Украины есть запрос правоохранительного органа, направленный к Национальному центральному бюро Интерпола в Украине. Вопрос экстрадиции решается в порядке оказания правовой помощи, а его инициирования относятся к компетенции Генеральной прокуратуры Украины. В случае экстрадиции правоохранительные органы обращаются через соответствующих прокуроров, осуществляющих надзор, в Генеральную прокуратуру Украины с ходатайством о подготовке обращения в центральный орган юстиции (прокуратуры) соответствующей страны с просьбой о предоставлении правовой помощи [5, 32].

По поручению Генеральной прокуратуры Украины Национальное центральное бюро Интерпола в Украине по каналам Интерпола направляет копии переведенного на иностранный язык запроса о правовой помощи, организует розыск с привлечением Национального центрального бюро Интерпола одной или нескольких стран, где, вероятно, находится разыскиваемый, а также использует возможности Генерального секретариата Интерпола, соответствующих Национальных Центральных бюро Интерпола для содействия выполнению запроса о правовой помощи.

При получении сообщения о месте пребывания в иностранном государстве лица, подлежащего выдаче правоохранительным органам Украины, орган, осуществляющий расследование по делу, в соответствии с требованиями Европейской конвенции о взаимопомощи по уголовным делам, готовит и не позднее 10 дней с момента получения такой информации направляет обоснованный запрос о выдаче [6]. Такой запрос направляется в Генеральную прокуратуру Украины. Стоит заметить, что не со всеми государствами Украина имеет подписанные договоры о выдаче преступников, поэтому в таком случае нужно обмениваться преступниками между определенными странами на иных основаниях.

Генеральная прокуратура Украины после изучения и проверки материалов, при условии наличия предусмотренных законом оснований для обращения, направляет запрос в Министерство юстиции Украины, которое готовит и как можно сжатые сроки направляет соответствующему органу иностранного государства запрос о выдаче лица в Украину для привлечения к уголовной ответственности. Распределение функции международного розыска между Генеральной прокуратурой Украины и Министерством юстиции Украины повлечет неравномерное распределение полномочий и трудности с международного розыска лиц. По нашему мнению, эту функцию нужно перевести на один орган — Генеральную прокуратуру Украины.

265

Section 16. Science of law

Срок рассмотрения запросов о выдаче не должен превышать 45 суток. Согласно Европейской конвенции о выдаче правонарушителей выдача лица осуществляется при условии совершения им преступления, за которое по законодательству стороны, требует выдачи, может быть назначено наказание в виде лишения свободы сроком не менее одного года [5, 33].

При поступлении соответствующего органа иностранного государства согласия на выдачу разыскиваемого лица и сообщения о ее задержании (ареста) Генеральная прокуратура Украины направляет Министерству внутренних дел Украины поручение об организации приема этого лица и взятия его, в случае необходимости, под стражу. Министерство внутренних дел Украины организует прием этого лица на границах соседних государств на пунктах пропуска через государственную границу Украины.

Запросы правоохранительных органов зарубежных стран, поступивших в правоохранительные органы Украины по каналам Интерпола, является правомерным основанием для осуществления международного розыска на территории Украины [5, 34].

Таким образом, рост уровня преступности определил борьбу с ней одной из главных социальных проблем и обусловил необходимость международного сотрудничества. Международно-правовая практика показывает, что одним из наиболее эффективных форм сотрудничества государств становится международный розыск лиц. Но, к сожалению, процессуальный порядок осуществления этой процедуры в уголовном процессуальном законодательстве Украины отсутствует, что в свою очередь затрудняет процесс уголовного производства. Решить данную проблему можно только внесением соответствующих изменений в законодательство.

Список литературы:

1. Гаврилюк В. И. Актуальные аспекты международного сотрудничества органов внутренних дел Украины на направлении противодействия торговле людьми/В. И. Гаврилюк, В. И. Дубина, М. П. Данилюк. - К.: Цифра, 2007. - 171 с.

2. Игнатенко В. В. Розыск и обеспечения конфискации имущества в механизме сотрудничества государств в борьбе с преступлениями: автореф. дис. на соискание наук. степени канд. юрид. наук: спец. 12.00.09 «Уголовный процесс и криминалистика и судебная экспертиза, оперативно-розыскная деятельность»/В. В. Игнатенко. - Запорожье., 2010. - 23 с.

3. Карпов А. Н. Использование возможностей международных европейских организаций в розыске преступников: автореф. дис. на соискание наук. степени канд. юрид. наук: спец. 12.00.09 «Уголовный процесс и криминалистика и судебная экспертиза, оперативно-розыскная деятельность»/А. Н. Карпов. - К., 2011. - 22 с.

266

Секция 16. Юриспруденция

4. Лешукова И. В. Процессуальные особенности международного сотрудничества органов внутренних дел Украины при расследовании преступлений: автореф. дис. на соискание наук. степени канд. юрид. наук: спец. 12.00.09 «Уголовный процесс и криминалистика и судебная экспертиза, оперативнорозыскная деятельность»/И. В. Лешукова. - К., 2004. - 22 с.

5. Методические рекомендации следственно-оперативным подразделениям Украины по использованию возможностей НЦБ Интерпола в Украине в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений. - К., 2001. - 240 с.

6. Европейская конвенция о взаимопомощи по уголовным делам от20.04.1959 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/ show/995_036.

7. Уголовный процессуальный кодекс Украины: Закон Украины от 13.04.2012 № 4651-V: по состоянию на 15 декабря 2013. [Электронный ресурс]/Офици-альный сайт Верховной Рады Украины. - Режим доступа: http://zakon2.rada. gov.ua/laws/show/4651 % D0 % B017/print1329932-924471646.

8. Черноус Ю. Н. Международная организованная преступность: криминалистически значимые признаки/Ю. Н. Черноус//Борьба с организованной преступностью и коррупцией (теория и практика). - № 24. - 2011. - с. 77-83.

Ostapets Oksana Grigoryevna, candidate of jurisprudence, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: Ostapec60@bk.ru

Specifics of management of transport in Russia in the XXI century: administratively legal aspect

Abstract: Need of increase of efficiency of public administration locates in article the transport, capable to provide stability and dynamism in development of transport branch of the Russian state, rapid response to occurring social and economic, political, scientific and technical processes. Priority activities of the state in the specified sphere are defined and the teoretiko-practical approaches directed on overcoming of crisis situations in transport system are developed.

Keywords: transport branch, informatization on transport, environmental protection, scientific ensuring modernization of transport.

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.