МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ПРЕСТУПНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ЭКСТРАДИЦИИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ»

Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ПРЕСТУПНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ЭКСТРАДИЦИИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ' по специальности 'ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ' Читать статью 9
0 17
Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды

ГРНТИ: 10.87 — Международное право

показать все коды
Ключевые слова
  • экстрадиция (выдача преступников)
  • международное уголовное право
  • Международное право
  • международные межгосударственные организации
  • ООН
  • специализированные учреждения ООН
  • Европейский союз
  • Интерпол
  • Европол
  • единый европейский ордер на арест

Аннотация
научной статьи
по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Очкасова Ирина Валериановна

Статья посвящена одному из сложнейших институтов международного уголовного права - институту экстрадиции или выдачи преступников в международных отношениях, а именно в рамках современных международных организаций, таких как ООН, ЕС, Интерпол и Европол

Научная статья по специальности "Международное право" из научного журнала "Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право", Очкасова Ирина Валериановна

Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Очкасова Ирина Валериановна

Текст
научной работы
на тему "МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ПРЕСТУПНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ЭКСТРАДИЦИИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ". Научная статья по специальности "Международное право"

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ПРЕСТУПНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ЭКСТРАДИЦИИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
© И. В. Очкасова
Статья посвящена одному из сложнейших институтов международного уголовного права — институту экстрадиции или выдачи преступников в международных отношениях, а именно в рамках современных международных организаций, таких как ООН, ЕС, Интерпол и Европол.
Ключевые слова: экстрадиция (выдача преступников), международное уголовное право, международное право, международные межгосударственные организации, ООН, специализированные учреждения ООН, Европейский Союз, Интерпол, Европол, единый европейский ордер на арест.
Общепризнанным центром координации деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью является ООН (Организация Объединенных Наций), уставной обязанностью которой является решение проблем социального и гуманитарного характера. Это достигается путем установления единых стандартов и норм в данной сфере сотрудничества, принятия унифицированных конвенций, типовых договоров, других международно-правовых актов и правил обращения с правонарушителями. В эту работу включены как главные, так и вспомогательные органы ООН.
Так в рамках ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН) сосредоточены основные правоохранительные структуры ООН. Среди них особое место занимает Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, созданная в 1992 г. Ее предшественником был Комитет по предупреждению преступности и борьбы с ней. Один раз в 5 лет Комиссия проводит Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Очкасова
Ирина Валериановна
заместитель декана специального факультета Самарский
государственный университет
Они стали глобальными форумами по координации усилий всего человечества в борьбе с преступностью и унификации норм международного уголовного права.
Генеральная Ассамблея ООН принимает долгосрочные планы и программы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Данные программы рассчитаны на оказание государствам помощи в сборе и обмене информацией, подготовке кадров, предоставлении консультативных услуг в деле создания национальных программ предупреждения преступности.
В рамках Секретариата ООН имеется Отдел по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Благодаря его деятельности Секретариат владеет информацией о состоянии преступности и участвует в организации мероприятий по борьбе с ней. Специализированные учреждения ООН участвуют в борьбе с преступностью в рамках своих уставных задач. С 1952 г. в ООН издается «Международный обзор политики в области уголовного права», в нем публикуются статистические сведения о состоянии преступности, отчеты о проведенных конгрессах, данные о новом законодательстве и международно-правовых актах.
Кроме общих универсальных организаций, координацией сотрудничества в борьбе с преступностью занимаются специально созданные с этой целью международные организации, в частности такие, как Международная организация уголовной полиции (Интерпол) и Европейское полицейское ведомство (Европол).
В начале XX века основным пунктом повестки дня для полицейских служб стоял вопрос об объединении разных государств в борьбе с преступностью в международном масштабе. Технические возможности (телефон, телеграф), а также стремление самих полицейских ведомств к объединению своих усилий в розыске преступников закономерно привели к созданию специальной организации. В 1910 г. станция Полду приняла радиограмму с парохода в Атлантике, адресованную Скотленд-Ярду. Это был ответ на первую в мире радиосводку с приметами разыскиваемого преступника. По ней капитан опознал доктора Криппена, который, убив жену, отплыл в Америку и уже считал себя в безопасности. Радио помогло полиции в поимке преступника, данный удачный опыт позже приведет к созданию Интерпола.
14-18 апреля 1914 г. в Монако пройдет I Международный конгресс уголовной полиции, данный форум принято считать предпосылкой для создания международной организации уголовной полиции. Основными вопросами на повестке дня Конгресса были: организация международного учета криминалистической информации и унификация процедуры экстрадиции.
7 сентября 1923 г. будет создана постоянно действующая организация - Меяедународная комиссия уголовной полиции (впоследствии получившая название - Интерпол). При Комиссии в 1924 г. будет создан отдел информации о международных преступниках и международная служба их розыска.
Следующей вехой в развитии института экстрадиции в рамках данной международной организации можно выделить, проходивший в 1926 г. в Берлине конгресс, на котором обсуждали вопросы выдачи преступников, а в сентябре 1930 г. будут разработаны принципы, на основании которых могла осуществляться экстрадиция.
В 1946 г. на очередном послевоенном конгрессе в Брюсселе были приняты Временные положения о целях, задачах и принципах деятельности организации, деятельность которой нужно было возобновлять с нуля, так как картотеки были уничтожены фашистами. На брюссельском конгрессе было принято решение, что Комиссия не
будет участвовать в делах военного характера, то есть не будет заниматься поиском военных преступников, разыскиваемых на основании Международных военных трибуналов. Существование такого указания, к сожалению, дало возможность скрыться определенной части военных преступников. Данное решение имеет силу и в наши дни.
В 1956 г. на XXV сессии Международной комиссии уголовной полиции в Вене принимается новый Устав, и с этого момента Комиссия уже официально называется Международная организация уголовной полиции - Интерпол.
СССР до 1990 г. не стремился быть участником данной организации. «Железный занавес», «граница на замке» не позволяли активно развернуться международной преступности. Ряд же социалистических государств были членами этой организации, например, Болгария, Венгрия, Румыния, КНР.
Происходящие демократические преобразования в нашем обществе, а также современные условия развития общественных отношений, в том числе межгосударственного уровня, крупным планом поставили перед нашим государством вопрос о расширении сотрудничества в рамках борьбы с преступностью. 27 сентября 1990 г. СССР вступил в Интерпол, а затем на праве правопреемства участие в этой организации перешло РФ. В 1996 г. Президентом РФ был подписан Указ «Об участии РФ в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола» [1], согласно которому НЦБ - структурное подразделение криминальной милиции - является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными ор-ганами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.
Основным документом более конкретного характера, определяющим функции НЦБ РФ, является Положение о Национальном Центральном бюро Интерпола, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190 [2].
Вернемся к деятельности самой организации Интерпола (штаб-квартира - г. Лион, Франция). В рамках данной организации сотрудничество осуществляется только по делам об общеуголовных преступлениях. С самого начала деятельности организации усилия Интерпола были сосредоточены на борьбе с уголовными преступлениями международного характера. Подход в Интерполе к определению видов преступлений отличается от того, который сложился в теории международного уголовного права, где выделение таких преступлений обусловлено договорным (конвенционным) закреплением. В рамках Интерпола это понятие формируется в первую очередь под воздействием практики сотрудничества полицейских органов в борьбе с преступностью.
Что же касается вопросов экстрадиции, то в структуре самой организации вопросами предэкстрадиционных процедур занимается юридический отдел (третий отдел) Интерпола. В розыскной деятельности Интерпола множество направлений, но самое ведущее - это розыск преступников с целью их выдачи (экстрадиции). Здесь следует иметь в виду, что в такой деятельности полиции отводится основная роль. Она обеспечивает присутствие объекта выдачи. Сами же вопросы выдачи решаются по дипломатическим каналам с участием компетентных органов (как правило, суда и прокуратуры) на основании двусторонних договоров, национального законодательства и принципа взаимности. Следует в этой связи отметить, что Интерпол всегда указывал на необходимость заключения двусторонних или многосторонних договоров о правовой помощи, принятия законов о выдаче, в которых бы предусматривалась процедура экстрадиции.
Так, например, в Договоре между РФ и Республикой Индией о выдаче от 12 декабря 1998 г. прямо указывается на возможность передачи в срочных случаях необходимой для ареста преступника информации через НЦБ Интерпола в договаривающейся стране.
Стараясь помочь в заключении подобного рода договоров, Генеральная Ассамблея Международной организации уголовной полиции одобрила в 1999 г. Модельное соглашение о взаимодействии полицейских органов.
Интерпол призывает также к подписанию многосторонних международных договоров о выдаче, и с такими просьбами неоднократно обращалась в ООН. Но, к сожалению, государства идут по другому пути, заключая между собой либо двусторонние договоры, либо региональные соглашения (например, Европейская конвенция о выдаче правонарушителей 1957 г., Панамериканская конвенция по экстрадиции 1981г., Конвенция по экстрадиции Экономического сообщества Западно-Африканских государств 1994 г. и др.).
Одним из основных видов деятельности Интерпола является между народный розыск, который проводится за пределами государства, где было совершено преступление, на территории не менее двух или более стран. В рамках нашего предмета изучения остановимся только на розыске преступников с целью их выдачи.
Начинается международный розыск преступника с того, что полицейский орган обращается в НЦБ Интерпола в своей стране с просьбой (запросом) начать международный розыск преступника, бежавшего за границу, страна пребывания которого неизвестна. До обращения в НЦБ сотрудники должны владеть следующей информацией:
- факт совершения преступления;
- личность преступника;
- факт нахождения преступника за пределами запрашиваемого государства (то есть имеются данные о выезде лица за границу, подтвержденные, например, пограничными органами, или достоверно установлено наличие у лица связей за пределами своего государства, а также если есть информация, что лицо намеревалось выехать из страны с деловой или иной целью) [3].
Сотрудник полицейского органа также должен иметь на руках ордер (постановление или иной национальный эквивалент) на арест (заключение под стражу) лица либо приговор суда о назначении лицу наказания в виде лишения свободы.
В просьбе (запросе) содержится описание преступника (биографические данные, специальные приметы и т. п.), ссылка на документ, на основании которого производится розыск лица, а также заверение в том, что при обнаружении лица тут же будет направлено требование о его экстрадиции (выдаче). Затем НЦБ Интерпола проводит первичную юридическую экспертизу просьбы (запроса) на предмет ее соответствия ст. 3 Устава Интерпола (так, ст. 3 Устава закрепляет строгое правило: «организации строго запрещается осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера») [4], а также если имеются основания полагать, что лицо находится в определенном (предполагаемом) государстве, - влечет ли уголовную ответственность на его территории совершенное деяние. Затем направляется формализованный запрос на «красное» извещение (циркуляр) «Разыскиваемый международный преступник» (арест с целью экстрадиции) в Генеральный секретариат Интерпола.
При получении запроса его проверяют в Службе международных извещений Генерального секретариата. Если нужна дополнительная информация, она незамедлительно
запрашивается. Затем составляется специальное извещение. Здесь можно выделить два их вида - «красное» и «синее». Первое из них применяется при розыске лица в странах, где на основании ордера, выданного полицией другого государства, возможен арест преступника (как правило, наличествует международное соглашение), а второе - для стран, где такая возможность отсутствует. В последнем случае лицо разыскивается с целью установления его местонахождения и наблюдения за ним [5].
Оба извещения содержат фотографию лица, отпечатки пальцев, мотивацию розыска, личные данные и просьбу при обнаружении задержать («красный циркуляр») либо взять под наблюдение («синий циркуляр»), «Красный циркуляр» содержит также заверение о том, что при задержании немедленно будут отправлены необходимые для экстрадиции документы.
Получив «красное» извещение, каждое НЦБ проверяет соответствие содержащихся в нем сведений национальному законодательству. Затем лицо объявляется в розыск в соответствии с внутригосударственным законодательством, сведения о нем рассылаются в пункты пересечения границы. В последующем активная деятельность отводится полицейским (милицейским) органам, которые предпринимают определенные действия для розыска лица. Делается это почти одинаково во всех странах. Например, в Швеции публикуются списки разыскиваемых лиц, которые рассылаются во все местные полицейские органы. Раз в месяц в них вносятся дополнения. В ФРГ печатается и рассылается бюллетень на каждого разыскиваемого.
Кроме того, Федеральная служба уголовной полиции ведет особую книгу розыска, в одном из разделов которой (Г-210) регистрируются лица, разыскиваемые Интерполом.
В Генеральном секретариате имеются тексты международных договоров и внутригосударственных законов по вопросам выдачи преступников, заключаемых и принятых странами-членами организации. Поэтому сотрудники секретариата довольно быстро могут вынести свое решение по этим вопросам и отразить его в «красном» циркуляре. Поскольку «красный» циркуляр оформляется всегда по просьбе конкретной страны, просящей об аресте лица, совершившего конкретное преступление (преступления), Генеральный секретариат указывает в циркуляре, в каких странах может быть затребована его выдача в случае задержания.
«Выдача может быть затребована» - наиболее часто употребляемая в циркулярах фраза по делам о розыске лица, совершившего какое - либо «конвенционное преступление». Если речь идет о чрезвычайно опасном преступнике, обычно указывается: «Выдача будет затребована, где бы то ни было в мире». Часто в циркуляре прямо обозначается, в каких странах инициатор розыска может затребовать выдачу преступника. В каждом случае зависит от договоров, связывающих страну-инициатора розыска с другими странами по конкретному виду преступления.
В каждой стране на основании полученного из центра бюллетеня местные полицейские (милицейские) органы предпринимают розыскные операции. Циркуляр Интерпола призывает их действовать без промедления. Все розыскные операции ведутся в соответствии с национальным законодательством государства. Как правило, они схожи: под особый контроль берутся пункты въезда и выезда за границу. В ряде стран розыск централизован, используются современные достижения техники.
Если лицо обнаружено, то немедленно задерживается на основании норм национального законодательства, а основанием для задержания является ордер на арест, выданный правоохранительными органами иного государства, либо на основании «красного циркуляра».
Например, согласно ст. 39 Уголовного кодекса Австрии, иностранец может быть взят под стражу за совершенное им за границей преступное деяние, если оно по австрийскому закону квалифицируется как преступление. Согласно ст. 177 УПК той же страны, такой арест может быть произведен полицией в виде исключения без приказа судьи, если существует опасность бегства, сговора, обмана или рецидива и предварительное испрашивание приказа судьи грозит промедлением.
Если в национальном законодательстве нет нормы, предусматривающей задержание по такому основанию, то полицейские оформляют задержание по иному основанию, в соответствии с законодательством своей страны. Уведомляются о задержании и аресте НЦБ обоих государств (разыскиваемое и то, на территории которого лицо было задержано).
Из-за того, что почти во всех государствах задержание ограничено малыми сроками (как правило, 24 часа), о факте задержания незамедлительно сообщается в местный судебный орган. Полиция также возбуждает перед судом вопрос о предварительном аресте лица с целью его последующей экстрадиции. Под предварительным арестом следует понимать период содержания под стражей лица, в течение которого компетентными органами страны его ареста разрешается вопрос о выдаче. Суд, руководствуясь ордером на арест иностранного правоохранительного органа (или на основании «красного» циркуляра), может вынести решение о предварительном аресте. В большинстве стран мира «красный» циркуляр Интерпола признается запросом о предварительном аресте. Так, в 1997 г. Генеральный секретариат Интерпола запросил министерства юстиции стран-членов о том, признается ли в их странах «красное» извещение в качестве основания для предварительного ареста.
Результат был следующим: из 92-х ответивших государств 65 дали утвердительный ответ (из них 36 указали на необходимость наличия соглашения со страной
- инициатором розыска), а 25 дали отрицательный ответ (среди них Канада, Российская Федерация, США и др.) [6].
Генеральная прокуратура РФ через НЦБ ответила, что «красное» извещение не может обладать обязательной силой на территории страны, потому что данный документ не рассматривается в РФ как надлежащий уголовно-процессуальный документ. «Красное» извещение или циркуляр не может рассматриваться и как запрос о задержании или предварительном аресте лица с целью последующей выдачи.
Некоторые государства (Таиланд, Великобритания, Ирландия, США и др.) также указали на противоречие «красных» циркуляров Интерпола и национального законодательства. Некоторые же государства указали на необходимость выполнения дополнительных условий для признания «красного» циркуляра: направление копии ордера на арест (Барбадос) или специального запроса от запрашивающего государства (Мальта), использование дипломатических каналов (ЮАР, Барбадос, Колумбия, Чили, Япония и др.).
Вернемся к дальнейшей процедуре выдачи. Суд, вынося решение о предварительном аресте, одновременно назначает и срок предварительного ареста, в течение которого правоохранительный орган страны-инициатора розыска обязан направить материалы, необходимые для рассмотрения требования о выдаче. Так в странах англо-американской (или точнее - англо-саксонской) правовой системы необходимо предоставить доказательства виновности лица в совершении определенных преступлений. Нередко суд в соответствии с законодательством своей страны требует подтвердить,
что к выдаваемому лицу не будет применено наказание в виде смертной казни. Если суд откажет в предварительном аресте, то полиции необходимо вести наблюдение за лицом и незамедлительно сообщить в Генеральный секретариат Интерпола об изменении лицом страны пребывания.
В случае положительного решения вопроса о предварительном аресте полиция сообщает об этом в НЦБ Интерпола своей страны. Последнее, в свою очередь, информирует об аресте Генеральный секретариат и НЦБ Интерпола в стране, которая явилась инициатором розыска лица. Генеральный секретариат после ареста разыскиваемого лица делает отметку, то есть гасит или отменяет действие циркуляра о розыске данного лица. Материалы сдаются в архив на хранение. Об отмене розыска извещаются все государства, которым были направлены циркуляры (или извещения) о розыске.
Другое основание для прекращения международного розыска с целью экстрадиции - истечение его срока (розыск ограничивается одним годом, но может быть продлен по дополнительному запросу правоохранительного органа - инициатора международного розыска). НЦБ Интерпола страны - инициатора розыска сообщает правоохранительному органу своей страны, приславшему просьбу о розыске, что лицо задержано, и дает необходимые рекомендации. Через бюро возможно также согласование вопросов, касающихся передачи лица.
Далее, если иное не предусмотрено международными договорами, необходимые материалы передаются по дипломатическим каналам в орган страны задержания, компетентный решать вопрос об экстрадиции. Так как сроки предварительного ареста до предоставления необходимых материалов, как правило, невелики (например, Европейская конвенция о выдаче правонарушителей 1957 г. и Конвенция о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ 2002 г. предусматривают максимальный срок 40 дней), следовательно, рекомендуется передавать информацию в наикратчайшие сроки.
При получении надлежащим образом оформленных материалов дела компетентный орган (суд, Генеральный прокурор или прокуратура) страны задержания решает вопрос об экстрадиции.
Описанная выше процедура розыска преступников с целью их экстрадиции называется обычным розыском. Другой практикуемый вид розыска в рамках Интерпола - это срочный. Его отличие от обычного заключается в том, что НЦБ Интерпола страны- инициатора розыска напрямую сообщает аналогичному бюро в другой стране (странах) о необходимости розыска лица. Такая процедура применяется, если известно точно или приблизительно, где скрывается лицо. При этом НЦБ Интерпола страны-инициатора извещает о таком запросе (ах) Генеральный секретариат организации, и в случае неудовлетворительного результата такого розыска в течение трех месяцев он заменяется обычным розыском.
Проиллюстрировать приведенный выше механизм розыска преступника с целью экстрадиции можно на примере розыска директора Красноярского алюминиевого завода Анатолия Быкова. Инициатором розыска выступила РФ. В сентябре 1999 г. Генеральной прокуратурой РФ было издано Постановление о применении к вышеуказанному лицу меры пресечения в виде заключения под стражу. А.Быков обвинялся в легализации денежных средств, приобретенных незаконным путем, и в убийстве (соответственно ст. 174 и ст. 105 УК РФ). Было достоверно известно, что данное лицо покинуло территорию РФ. Эта информация поступила в НЦБ Интерпола в РФ, которое направило
информацию о необходимости международного розыска А. Быкова с приложением необходимых сведений по линии Интерпола. Из Генерального секретариата во все государства был разослан «красный» циркуляр. Позднее российская сторона высказала предположение о возможности нахождения разыскиваемого лица в Югославии (Черногории) или в Венгрии. 2 ноября 1999 г. А.Быков был задержан венгерскими властями при пересечении границы. В тот же день суд вынес решение о его предварительном аресте на 60 суток. Основанием для ареста послужило постановление, выданное правоохранительными органами иностранного государства. За время ареста Генеральная прокуратура РФ подготовила и передала через МИД материалы дела. Затем положительно был решен вопрос об экстрадиции судом г. Будапешта, и 21 апреля 2000 г. А. Быков был экстрадирован на территорию РФ и передан в руки российского правосудия [5, с. 70-71]. Здесь следует также отметить, что на принятие решения повлияло наличие между РФ и Венгрией соглашения о правовой помощи.
Итак, розыск преступников с целью их выдачи - это составная часть сотрудничества государств по вопросам экстрадиции, на его долю приходится основной объем розыскной работы Интерпола.
В мае 1996 г. во Франции проходила I Конференция Интерпола по вопросам между народно го розыска. На ней отмечалось, что наиболее эффективным с точки зрения достижения конечного результата розыска, то есть ареста и экстрадиции, является издание международных уведомлений о розыске с целью ареста и экстрадиции (RED NOTIGE), которые издаются Генеральным секретариатом Интерпола на основании формализованного запроса национального бюро, рассылаются в государствам-участ-никам Интерпола и действуют в течение пяти лет [7].
Но из приведенного выше материала видно, что данное обращение не для всех государств является нормой.
Розыск преступников с целью их ареста и последующей экстрадицией, как мы отмечали выше, является наиболее приоритетным направлением Интерпола. В практике международной борьбы с преступностью проблема выдачи преследуемого лица едва ли не самая сложная, так как она непосредственно затрагивает суверенитет заинтересованных государств. Решение всех вопросов, касающихся выдачи преступников, относится к внутренней компетенции государства. Государство само определяет юридические основания выдачи (наличие соответствующих договоров, взаимность, национальное законодательство), каналы, по которым такие вопросы разрешаются (дипломатические или юридические), указывает органы, правомочные выносить окончательное решение о выдаче (суд, прокуратура), а также выдвигает условия, делающие возможной или невозможной выдачу. Надо четко определить, что несмотря на то, что розыск проводится Интерполом в целях последующей выдачи лица, тем не менее, Интерпол выдачу не осуществляет. Этот вопрос решается уполномоченными органами государств, и, как правило, решение этого вопроса проходит по дипломатическим каналам через Министерства иностранных дел.
Разрешение экстрадиционных дел - обычно довольно длительная процедура, так как в ней участвуют, даже в рамках одного государства, несколько заинтересованных ведомств. Бывают случаи, когда она длится около года и даже более. Если не принять своевременные меры, преступник может скрыться и избежать тем самым наказания. Меяеду тем принцип неотвратимости наказания является одним из основных принципов уголовного права всех стран. В экстрадиционной практике государств полиции (милиции) отводится вспомогательная роль - она должна обеспечить присутствие субъекта, 138
подлежащего выдаче. Генеральная Ассамблея Интерпола еще в 1960 г. специально указала, что в «экстрадиционных вопросах полицейские органы являются неизменно и главным образом вспомогательными органами правительственного департамента, ответственного за разрешение выдачи». И, тем не менее, на долю этих вспомогательных органов, то есть полиции (милиции), приходится наиболее сложная, трудоемкая, а часто и просто опасная часть работы: розыск, идентификация, задержание и арест преступника. В данном случае выдача преступника является заключительным этапом, логическим завершением активной деятельности полиции (милиции).
Свою основную задачу в делах об экстрадиции учредители Интерпола видели в сотрудничестве полицейских ведомств разных государств, которое осуществляется одновременно, либо предшествует, либо опережает дипломатические контакты государств по разрешению конкретных вопросов.
Еще на I М с жд у н а р о д н о м конгрессе уголовной полиции в 1914 г. было рекомендовано по делам об экстрадиции прямо обращаться к полиции стран пребывания преступника с просьбой установить за ним негласное наблюдение до тех пор, пока по дипломатическим каналам не поступит официальная просьба о его выдаче. Выше указывалось, что каждое государство в экстрадиционных вопросах самостоятельно определяет свою политику, которая находит воплощение в его законодательстве, а также в международных соглашениях (многосторонних и двусторонних).
В международной экстрадиционной практике в последнее время наблюдается стремление упростить, а значит, и ускорить саму процедуру выдачи, особенно подготовительную стадию - задержание и арест скрывающегося преступника на территории государства пребывания. При участии Интерпола была разработана и проведена в жизнь идея временных (прелиминарных) арестов, то есть содержание под стражей разысканного преступника на тот период, пока по дипломатическим каналам не будут завершены переговоры и оформлена процедура его экстрадиции. Национальные учреждения стран-участников имеют постоянную связь с Генеральным секретариатом Интерпола по поводу розыска преступников, составляя, таким образом, единый слаженный механизм повседневного оперативного сотрудничества полиции всех стран - членов Интерпола. В настоящее время членами данной организации являются 184 государства, по численности стран - участниц Интерпол уступает лишь Организации Объединенных Наций.
В 1992 г. на встрече в Брюсселе министров внутренних дел и юстиции государств
- членов ЕЭС (ныне Европейского Союза) была создана региональная полицейская организация, получившая название «ЕВРОПОЛ». С 1994 г. штаб-квартира данной организации находится в г. Страсбурге (Франция). Государства, входящие в ЕС, организовали единую систему учета криминальных сведений. Ими создан центральный банк электронной информации, аккумулирующий данные о лицах, совершивших преступления или представляющих оперативный интерес, об угнанных автомашинах, о похищенных деньгах и др.
Европейский Союз также поставил перед собой цель сделать экстрадиционную процедуру более гибкой и широкой по своему охвату. Договорные нормы в рамках ЕС постоянно расширяются, так к фундаментальному международно-правовому акту Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 г. были добавлены раздел III, гл. 4 «Экстрадиция» в Шенгенском соглашении 1990 г.; ст.31 раздела VI Договора о ЕС 1992 г. (Маастрихтский договор); Конвенция об упрощенной процедуре экстрадиции
от 10 марта 1995 г. и Конвенция об экстрадиции от 27 сентября 1996 г. На основании вышеизложенных документов была принята Программа мер по разработке единого Европейского ордера на арест (European arrest warrant) в 2001 г.
13 июня 2001 г. принимается Рамочное решение Европейского Совета «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами» [8].
Многие государства ЕС ратовали за введение этого ордера с 2004 г., а Италия на-стаивала на его введении с 2007 г. Европейский ордер дает возможность упростить процедуру экстрадиции, а одним из существенных нововведений данного ордера является отсутствие требования о соблюдении принципа «двойного вменения», т. е. деяние должно быть признано преступлением как в государстве его совершения, так и в государстве суда или в государстве, на территории которого скрывается разыскиваемое лицо.
В 2005 г. единый ордер на арест был введен в странах ЕС, благодаря чему ежегодно в странах ЕС осуществляется примерно около двух тысяч арестов.
В апреле 2007 г. Европейский Верховный суд подтвердил законность данного ордера, что было одобрено Европейской комиссией стран ЕС. В решении суда было еще раз подчеркнуто, что доказывать принцип «двойного вменения или криминальности» излишне, так как лица подвергаются аресту по 32 пунктам за тяжкие преступления, которые признаются таковыми во всех государствах ЕС.
Европейский ордер на арест не сопряжен с полным демонтажем европейского механизма экстрадиции. Конвенция 1957 г., как прежде, будет регулировать отношения по выдаче государств ЕС с другими государствами, не входящими в данный Союз. Упрощенная процедура выдачи лиц подлежит применению только между государствами, входящими в интеграционное европейское объединение, то есть в Европейский Союз.
Итак, из вышеизложенного следует:
- роль международных организаций (ООН, Интерпол, Европол и др.) в борьбе с преступностью велика, и заключается она, прежде всего, в координации международного сотрудничества в рассматриваемой сфере;
- ООН выполняет теоретическую функцию (разрабатывает международные стандарты, принципы и стратегические направления сотрудничества в борьбе с преступностью), а такие организации как Интерпол и Европол проводят основную практическую работу в данной области;
- меяедународное сотрудничество в борьбе с преступностью многоаспектно и включает в себя информационный обмен, профессионально-техническую помощь, договорно-правовую координацию.
Важнейшей формой сотрудничества является выдача лица, совершившего преступление, и в этой сфере, как мы видим, нельзя обойтись без деятельного участия международных организаций. Они выполняют координационную функцию, обеспечивая эффективность предпринимаемых государствами усилий в раскрытии, прсду прсждснии преступлений, а также розыске, задержании и наказании виновных в их совершении.
Таким образом, международное сотрудничество в борьбе с преступностью выражается в скоординированных действиях государств в рамках международных организаций и в единообразии проводимой ими политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 //СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3895.
2. Положение о НЦБ Интерпола, утвержденное Постановлением Правительства РФ от
14 октября 1996 г. № 1190 // СЗ РФ. 1996. № 43. Ст. 4916.
3. Овчинский, B.C. Интерпол (в вопросах и ответах). М., 2001. С. 79.
4. Устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол) принят в Вене на 25-й сессии ГА Международной комиссии уголовной полиции в 1956 г.
5. Самарин, В. И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. СПб., 2004. С. 66-67.
6. ICPO- Interpol General Secretariat. Interol Red Notices // International Criminal Police Review. 1998. №468. P. 12.
7. Международный розыск // Инф. сб. НЦБ Интерпола. 1997. № 20. С. 24.
8. Сафаров, Н. А. Европейский ордер на арест: трансформация процесса экстрадиции // Московский журнал международного права. 2003. № 4. С. 194-215.

в избранное
цитировать
читать
наверх