Научная статья на тему 'О понятиях межгосударственного и международного видов розыска'

О понятиях межгосударственного и международного видов розыска Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7874
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ РОЗЫСК / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК / РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ИНТЕРПОЛ / INTERSTATE DETECTION / INTERNATIONAL DETECTION / DETECTIVE ACTIVITY / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / INTERPOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дунаева Анна Владимировна

Статья посвящена исследованию дефиниций понятий межгосударственного и международного розыска. Проанализированы понятия данных видов розыска, которые указаны в нормативно-правовых актах Украины и в научной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the terms of interstate and international detection

The paper is devoted to the study of definitions of the terms of interstate and international detection. The researcher analyses the concepts of these types of detection mentioned in legal acts of Ukraine and non-fiction literature.

Текст научной работы на тему «О понятиях межгосударственного и международного видов розыска»

УДК 341

О ПОНЯТИЯХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ВИДОВ РОЗЫСКА

А. В. Дунаева

Статья посвящена исследованию дефиниций понятий межгосударственного и международного розыска. Проанализированы понятия данных видов розыска, которые указаны в нормативно-правовых актах Украины и в научной литературе.

Ключевые слова: межгосударственный розыск, международный розыск, розыскная деятельность, Содружество Независимых Государств, Интерпол.

Важным направлением деятельности по борьбе с международной преступностью правоохранительных органов государств является розыскная работа, особое внимание которой сосредоточено на розыске преступников, скрывающихся от следствия и суда.

В научной литературе и ведомственных нормативных актах Министерства внутренних дел Украины выделяются внутригосударственный и внешнегосударственный виды розыска преступников. Последний разграничивают на межгосударственный и международный розыск, однако их дефиниции не разделяют.

На законодательном уровне в Украине отсутствуют определения межгосударственного и международного розыска, что привело к расхождению в их понимании учеными и сотрудниками правоохранительных органов Украины. В целях устранения таких разногласий рассмотрим понятия, виды внешнегосударственного розыска, определим критерии их разграничения.

Так, Р. Баранник, Д. Компаниец, Г. Душейко, В. Некрасов, В. Мацюк, О. Культенко 1 и др. в своих исследованиях по указанному вопросу используют определения межгосударственного и международного розыска, которые приведены в Инструкции по организации розыска обвиняемых, подсудимых, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, без вести пропавших и установлению личности неопознанных трупов, утвержденной приказом МВД Украины от 5 января 2005 г. № 3 2 Они имеют следующее содержание:

— межгосударственный розыск — это комплекс розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, которые осуществляются на территории стран-участниц СНГ по инициативе правоохранительных органов одной из указанных стран в целях получения информации о вероятном местонахождении без вести пропавших людей, скрывающихся от следствия, суда, исполнения приговора, и установления личности неопознанного трупа;

— международный розыск — это комплекс розыскных, информационно-справочных и других мероприятий, осуществляемых Национальным Центральным Бюро Интерпола на территории государств-участников Международной организации уголовной полиции (МОУП) — Интерпол в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с действующим законодательством Украины в целях получения информации о местонахождении без вести пропавших людей, лица неопознанного трупа, выявления, ареста и выдачи (экстрадиции) лиц, скрывающихся от следствия, суда и исполнения приговора 3.

В 2011 г. Министерством внутренних дел Украины были разработаны Методические рекомендации относительно порядка и условий экстрадиции в Украину обвиняемых на стадии досудебного следствия 4. Таким образом, украинским правоохранителям дали определение понятий межгосударственного и международного розыска. Согласно Методическим рекомендациям текст определения международного розыска дублирует текст данного определения, указанного в Инструкции, а определение межгосударственного розыска, согласно той же Инструкции, дополнено лишь целью розыска: «получение информации о вероятном местонахождении без вести пропавших людей, обнаружения, ареста и выдачи (экстрадиции) лиц, скрывающихся от следствия, суда, исполнения приговора, установления личности неопознанного трупа»5.

Таким образом, основными отличительными чертами приведенных определений межгосударственного и международного видов розыска являются: территория проведения розыска и страны, которые имеют право осуществлять его. Однако остается неясным, почему именно по критерию принадлежности государства к конкретной международной организации устанавливается, какой вид розыска применять. Изучая данную позицию, мы пришли к выводу, что ее сторонники дифференцировали случаи объявления розыска, отталкиваясь от наличия информации о местонахождении разыскиваемого (известна страна пребывания лица, находящегося в розыске), пытаясь таким образом упростить и ускорить процедуру розыска. То есть, если известно, что лицо, которое объявлено в розыск, находится на территории конкретного госу-

дарства, то осуществляется межгосударственный розыск, а когда отсутствует точная информация о стране пребывания разыскиваемого лица при наличии данных о возможном его местонахождении на территории нескольких государств, применяется международный розыск.

Суммируя сказанное, отметим: критерий различия межгосударственного и международного розыска сводится к тому, что применение розыска этих видов зависит от точной информации о стране местонахождения разыскиваемого, но ни в коем случае не от принадлежности страны к определенному содружеству.

Проведенный анализ ведомственных нормативных актов МВД Украины также дает основания утверждать, что приведенные определения видов внешнегосударственного розыска не соответствуют современным требованиям практики, а на страницах научной литературы существуют авторские определения межгосударственного и международного розыска. В их основу положены различные критерии в зависимости от отрасли права, в которой учеными разрабатывались данные дефиниции.

Так, М. М. Лата и С. И. Апухтин разработали определение межгосударственного розыска лиц, под которым понимают комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и других мероприятий, направленных на выявление в целях последующего ареста и выдачи (экстрадиции) лиц, разыскиваемых и находящихся за пределами государства — инициатора розыска, но в пределах территорий государств-участников СНГ 6

Сходное определение межгосударственного розыска указано и в ст. 1 Договора государств-участников СНГ о межгосударственном розыске лиц от 10 декабря 2010 г., текст которого расширяет цель и объекты данного вида розыска. В норме указано, что все средства, используемые для розыска лиц, направлены на «выявление, задержание и взятие под стражу с целью выдачи или осуществления уголовного преследования лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда и уклоняющихся от уголовного наказания; установление места нахождения лиц, уклоняющихся от исполнения решений суда по искам; установление местонахождения лиц, пропавших без вести или потерявших связь с родственниками; установление личности человека, который не в состоянии сообщить о себе личные данные; установление личности неопознанных трупов, а также предоставление информации о всех категориях разыскиваемых и устанавливаемых лиц, находящихся за пределами государства-инициатора розыска, но на территории государств СНГ» 7

Так, рассматривая международный розыск с точки зрения ОРД, Т. С. Зеленюк и С. П. Пекарский дают его определение, опираясь на институт оперативно-розыскной деятельности. Согласовав свою точку зрения с мнением Г. А. Душейко, В. А. Некрасовым, В. Я. Мацюком, Д. А. Компанийцем8, они называют международный розыск отдельной функцией международных организаций, национальных органов юстиции, правоохранительных органов (в зависимости от организации оперативнорозыскной деятельности, предварительного следствия и международного сотрудничества в конкретном государстве), который представляет собой комплекс опера-

тивно-розыскных мероприятий и следственных действий, проводимых на территории двух или более государств 9 Т. С. Зеленюк и С. П. Пекарский понимают международный розыск также как совокупность оперативнорозыскных мероприятий, следственных действий, административно-проверочных мероприятий, координируемых международными специализированными организациями или уполномоченными органами государств и проводимых в соответствии с международным правом, и норм национального права, закрепленных в законодательных нормативно-правовых актах. В более узком понимании международный розыск представляет собой комплекс координированных Интерполом с помощью Национальных Центральных Бюро оперативно-розыскных мероприятий, которые проводятся оперативными подразделениями правоохранительных органов этих государств10 Определение международного розыска дает И. В. Лешукова, которая понимает под ним комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и других мероприятий правоохранительных органов Украины и зарубежных государств, которые направлены на выявление, арест и выдачу (экстрадицию) лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда11. По нашему мнению, данное определение некорректно, так как в нем приведен лишь один объект розыска лиц; указанная компетенция субъектов розыска является неопределенной в части осуществления розыскных мероприятий (не разрешается проведение каких-либо мероприятий на территории другого государства, кроме тех, которые установлены совместными нормативно-правовыми актами).

Достаточно удачным надо признать определение понятия «международный розыск», принадлежащее Д. Ком-панийцу: розыск, который объявляется, проводится и прекращается в странах-членах Интерпола; представляет собой сумму и совокупность розыскных мероприятий и действий, предпринимаемых на территории каждого государства силами уголовной полиции, с соблюдением национальных правовых норм и ведомственных нормативно правовых актов, по поручению компетентной службы Генерального секретариата указанной международной орга-

12

низации и при ее координационном участии12.

Если сравнить данное определение и понятие, приведенное В. А. Некрасовым, В. Б. Смеликом, С. Е. Житняком, то видим, что они разъясняют средства и действия, с помощью которых осуществляется международный розыск (совокупность оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий и административно-проверочных мероприятий), однако субъекты указывают неопределенно, оговорив: розыск координируется международными специализированными организациями или уполномоченными органами государств 13. Аналогичное определение международного розыска приведено в монографии Г. А. Душейко, В. А. Некрасова, В. Я. Ма-цюка и Д. А. Копанийца14

Собственное определение международного розыска приводит также И. И. Когутич, который называет международный розыск комплексом оперативно-розыскных, информационно-справочных и других мероприятий правоохранительных органов Украины и иностранных государств, направленных на выявление, арест и выдачу (экс-

традицию) разыскиваемых преступников. И уточняет, что эти мероприятия проводятся на территории каждого государства, которое принимает участие в розыске, что регламентировано национальными законами, ведомственными инструкциями, заключенными между этими государствами международными договорами, а также общими нормами права15. Проанализировав указанное определение, мы соглашаемся с его содержательным наполнением, но оно является громоздким, поэтому служить определением понятия «международный розыск» в такой формулировке не может.

Подводя итог приведенному здесь анализу научной литературы по вопросу межгосударственного и международного видов розыска, выделим концепции ученых

о понимании содержания данного вопроса:

1) различие между видами розыска состоит в том, что межгосударственный розыск проводится на территории стран СНГ, а международный — на территории отдельных стран дальнего зарубежья — участниц Интерпола 16;

2) межгосударственный розыск отличается от международного тем, что в первом случае речь идет о розыске лица на территории одного иностранного государства, и начать его можно лишь после того, как стало достоверно известно, что разыскиваемый находится вне границ государства, где он совершил преступление, т. е. на территории страны, к которой направлено прошение

об организации розыска. Независимо от объекта поиска, международный розыск имеет место, когда он проводится одновременно на территории двух или более государств, при отсутствии достоверной информации о местонахождении разыскиваемого, а также инициируется

и координируется из одного специального оперативно-17

го центра .

При межгосударственном и международном розыске осуществляют комплекс розыскных мероприятий как на территории государства, где было совершено преступление, так и за его границами, т. е. одновременно на территории двух и более государств. В таком розыске, соответственно, участвуют правоохранительные органы нескольких государств. При этом полиция (милиция) каждого из них проводит розыск исключительно на своей территории: в границах государства, с использованием сил и технических средств, а также с соблюдением национальных законов и ведомственных инструкций 18. Мы соглашаемся с Г. А. Душейко, В. А. Некрасовым,

В. Я. Мацюком, Д. А. Копанийцем в том, что данные виды розыска в таком разъяснении ничем не отличаются, так как проводятся в соответствии с национальными законами и ведомственными инструкциями каждого государства 19. Из этого следует, что понятие «международный розыск» является более широким, чем «межгосударственный розыск», поэтому считаем необходимым в нормативно-правовых актах Украины говорить лишь о международном розыске, который делится на виды в зависимости от количества государств, участвующих в розыскной работе. Данный вывод необходимо отразить в законодательных нормах, с тем чтобы практические работники понимали различия межгосударственного и международного видов розыска,

а в практической деятельности не было путаницы при выборе вида розыска.

Удачным является определение понятия международного розыска, которое разработано А. Н. Карповым,

и мы предлагаем утвердить его на законодательном уров-

20

не : как основанного на нормах и принципах национального и международного права комплекса оперативных, информационно-справочных и поисковых мероприятий, которые осуществляются по запросам специально уполномоченных органов государств, силами правоохранительных органов государств с использованием возможностей МОКП — Интерпол. В рамках данного определения необходимо указать, что межгосударственный розыск -это разновидность международного розыска, который осуществляется теми же мероприятиями, средствами и с той же целью, но на территории двух государств по инициативе правоохранительных органов одного из указанных государств.

Исходя из изложенного, сделаем несколько выводов:

1) в настоящее время как в ведомственных нормативных актах МВД Украины, так и в научной литературе разделяют два вида розыска с участием международного элемента: международный и межгосударственный. Мы считаем, что межгосударственный розыск является видом международного, а их отличия сводятся к количеству государств-субъектов, которые осуществляют розыск: межгосударственный розыск проводят два государства во взаимодействии между собой, а международный — три и более;

2) в нормативно-правовых актах Украины целесообразно указать единую разновидность розыска с участием иностранного элемента, а именно: «международный розыск», что поможет правоохранителям избежать путаницы в избрании необходимого вида розыска;

3) международный розыск — это основанный на нормах и принципах национального и международного права комплекс оперативных, информационно-справочных и поисковых мероприятий, которые осуществляются по запросам специально уполномоченных органов государств, силами правоохранительных органов государств с использованием возможностей МОКП — Интерпол.

Данные выводы, если их учесть на законодательном уровне, будут способствовать усовершенствованию деятельности правоохранительных органов в ходе международного розыска преступников.

1 Бараннік Р., Компанієць Д. Кримінальний розшук поза територією держави: деякі термінологічні та організаційні питання його проведення // Право України. 2006. № 5. С. 135-138 ; Міжнародний розшук: теорія та практика : монографія / Г. Душейко, В. Некрасов, В. Мацюк, Д. Компанієць. 2006. 170 с. ; Культенко О. Роль працівників Інтерполу в Україні з здійсненні міжнародного розшуку та екстрадиції // Вісник Академії управління МВС. Киів, 2009. № 1. С. 168-171.

2 Про затвердження Інструкції з організації розшуку обвинувачених, підсудних, осіб, які ухиляються від відбування кримінального покарання, безвісно зниклих осіб та встановлення особи невпізнаних трупів : наказ МВС України від 05 січня 2005 року. иРР: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main. cgi? т^=70963-09 (дата обращения: 15.08.2012).

3 Культенко О. Указ. соч. С. 168-171.

4 Методичні рекомендації що до порядку та умов екстрадиції до України обвинувачених на стадії досудового слідства. Київ, 2011. 25 с. ПЯЬ: http://donumvd.dn.ua (дата обращения: 15.08.2012).

5 Там же.

6 Лата М. М., Апухтін С. І. Особливості міждержавного розшуку // Розшукова робота ОВС: проблеми та шляхи їх розв’язання : матеріали міжвузівської науково-практичного семінару (Донецьк, 28.03.2008 р.). Донецьк, 2008. С. 120-122.

7 Договір держав-учасниць СНД щодо міждержавного розшуку осіб від 10.12.2010 року ИКЬ: http://zakon1.rada. gov.ua/laws/show/997_n30 (дата обращения: 15.08.2012).

8 Міжнародний розшук: теорія та практика : монографія.

9 Зеленюк Т. С., Пекарський С. П. Поняття та зміст міжнародного розшуку // Розшукова робота ОВС: проблеми та шляхи їх розв’язання : матеріали міжвузівської науково-практичного семінару (Донецьк, 28.03.2008 р.). Донецьк, 2008. С. 110-117.

10 Там же.

11 Лєшукова І. В. Процесуальні особливості міжнародного співробітництва органів внутрішніх справ України при розслідуванні злочинів : дис. ... канд. юрид. наук. Харьків, 2004. 217 с.

12 Компанієць Д. Історико-правовий аспект розшукової функції у діяльності поліції // Право України. 2003. № 1. С. 139-142.

13 Некрасов В. А., Смелік В. Б., Житняк С. Є. Використання можливостей НЦБ Інтерполу в Україні у боротьбі зі злочинами : навч. пос. Киів, 2008. 168 с.

14 Міжнародний розшук: теорія та практика : монографія.

15 Когутич 1.1. Міжнародно-правова допомога та співробітництво у кримінальному судочинстві України : посіб. для вивчення спецкурсу. Львів, 2005. С. 397.

16 Пилипчук В.П. Організація і тактика розшуку обвинувачених, підсудних і злочинців : посібник. Киів, 2003. С. 64-67.

17 Поливода О. Ю. Деякі проблеми та особливості розшуку осіб між країнами СНД / О. Ю. Поливода, С. П. Пекарський // Розшукова робота ОВС: проблеми та шляхи їх розв’язання : матеріали міжвуз. наук-практ. семінару (Донецьк, 28.03.2008 р.) / Донецький юридичний ін-т ЛДУВС ім. Е. О. Ді-доренка. Донецьк, 2008. С. 146-149.

18 Устав международной организации уголовной полиции — Интерпол // Библиотека криминалиста. 2011. № 1.

С. 363-369.

19 Міжнародний розшук: теорія та практика : монографія. С. 51.

20 Карпов О. Н. Використання можливостей міжнародних поліцейських організацій у розшуку злочинців : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киів, 2011. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.