Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в розыске лиц, совершивших коррупционные преступления'

Международное сотрудничество в розыске лиц, совершивших коррупционные преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
610
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ОБВИНЯЕМЫХ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ДВУХСТОРОННИЕ И МНОГОСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матчанов Алимжан Атабаевич

В статье затрагиваются международные аспекты сотрудничества государств посредством двухсторонних и многосторонних договоров, с привлечением международных организаций в розыске лиц, совершивших коррупционные преступления, показаны особенности нормативно-правового регулирования международного сотрудничества их розыска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в розыске лиц, совершивших коррупционные преступления»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РОЗЫСКЕ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Матчанов А.А.

Матчанов Алимжан Атабаевич - кандидат юридических наук, доцент, кафедра предварительного следствия и криминалистики, Академия МВД Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье затрагиваются международные аспекты сотрудничества государств посредством двухсторонних и многосторонних договоров, с привлечением международных организаций в розыске лиц, совершивших коррупционные преступления, показаны особенности нормативно-правового регулирования международного сотрудничества их розыска.

Ключевые слова: коррупционные преступления, международный розыск обвиняемых, международное сотрудничество, двухсторонние и многосторонние договоры.

В настоящее время коррупционные преступления или коррупция представляет проблему международного характера и находится в центре внимания мирового сообщества. Коррупционные отношения стали затрагивать интересы и благосостояние не одного, а многих государств. Ни одно государство в мире не может считать себя застрахованным от акта коррупции. Коррупционные преступления выходят за пределы национальных границ и затрагивают общественные и экономические отношения всех стран. Коррупция свойственна всем странам, независимо от географического расположения, политического устройства и условий экономического развития.

Для решения проблемы коррупции необходима согласованная антикоррупционная политика, направленная на защиту общества и демократических ценностей. В условиях глобализации национальное антикоррупционное законодательство различных стран трансформировалось в международно-правовой институт. Правовым основанием стал тот факт, что 9 декабря 2003 года в Мериде (Мексика) на Политической конференции высокого уровня была подписана Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции. Тем самым проблема, связанная с коррупцией, соответственно и с коррупционными преступлениями приобрела международно-правовой аспект.

Мировое сообщество имеет достаточно прочные основы для сочетания и использования возможностей системы борьбы с коррупцией, предназначенные для государств, которые стремятся к тому, чтобы их национальное антикоррупционное законодательство соответствовало международным стандартам.

Вопросы борьбы с коррупцией, как в отдельной стране, так и во всем мире, в том числе розыск лиц, совершивших эти преступления и скрывающихся от следствия и суда за рубежом, стали актуальными. Это «требует активного взаимодействия правоприменительных органов и судебных властей различных стран не только в рамках ставших уже традиционными форм правовой помощи по уголовным делам, но также путем создания и развития новых правовых институтов, необходимых практике, одним из которых является международный розыск, арест и конфискация (изъятие) полученных преступным путем денежных средств и имущества» [1, с. 139].

Средством борьбы с коррупционными преступлениями является своевременное выявление и привлечения к уголовной ответственности лиц совершивших действия связанные с проявлением коррупции. Каждый коррупционер должен быть привлечен в качестве обвиняемого и понести соответствующее наказание. Это непосредственно связано с осуществлением принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступление, которое предполагает установление лиц виновных в коррупции, а в тех случаях, когда они умышленно скрываются и местонахождение неизвестно, в их розыске.

В своей деятельности правоохранительные структуры и в частности органы внутренних дел, непосредственно занимающиеся розыском лиц совершивших преступления, должны знать особенности международного и национального механизма организации розыскной деятельности и уметь применять достижения современных информационно-коммуникационных технологий. По мнению М.А. Бабаковой, «существенное влияние на необходимость исследования розыскной деятельности оказывает научно-технический прогресс. Непосредственно воздействуя на средства и методы, используемые при совершении криминальных действий, а также при сокрытии разыскиваемых лиц и следов преступления, которые постоянно совершенствуются (прежде всего, это касается сотовых систем связи, сети Интернет, спутниковой навигации, микропроцессорных устройств)» [2, с. 3].

В современных условиях международное сотрудничество в борьбе с коррупционными преступлениями имеет различные направления ее осуществления. Одним из таких важных, актуальных направлений является международный розыск лиц, совершивших коррупционные преступления. Розыск обвиняемых, совершивших коррупционные преступления и умышленно скрывающиеся от правосудия, направлен на установление их местонахождения и задержания. Нередко разыскиваемые обвиняемые покидают страну проживания и скрываются на территории других государств. Для эффективного их розыска национальные правоохранительные органы должны осуществлять международное сотрудничество в борьбе с этими видами преступлений.

Следует отметить, что международное сотрудничество имеет комплексный, многоотраслевой характер, предусматривает необходимость имплементации международных норм в национальное законодательство страны. Кроме этого оно предусматривает координацию деятельности соответствующих правоохранительных органов государств, а также соответствующих международных организаций в борьбе с преступностью. При этом нормативно-правовые взаимоотношения международных организаций и внутригосударственных органов, непосредственное взаимодействие правоохранительных органов государств между собой, выражаются во взаимном выполнении компетентными правоохранительными органами государств, процессуальных, организационно-тактических, а при необходимости и оперативно-розыскных действий.

По существу международное сотрудничество стран в борьбе с преступностью, в том числе и с коррупцией, предусматривается в заключенных договорах и соглашениях, а также в учредительных нормативно-правовых актах или уставах соответствующих межгосударственных организаций. При этом они, в зависимости от выполняемых задач осуществляют деятельность, направленную на прямое противодействие преступности и в частности на международный розыск лиц совершивших коррупционные преступления. Основными представителями таких организаций является Интерпол и Европол (международная организация уголовной полиции). Наряду с ними имеются и другие международные организации, деятельность которых в целом направлена на разрешение иных задач, но при их выполнении имеются некоторые аспекты, которые затрагивают проблемы борьбы с коррупцией и розыском лиц совершивших коррупционные преступления.

Относительно участия международных организаций в вышеуказанном процессе И.В. Очкасова, отмечает: «Важнейшей формой сотрудничества является выдача лица, совершившего преступление, и в этой сфере, как мы видим, нельзя обойтись без деятельного участия международных организаций. Они выполняют координационную функцию, обеспечивая эффективность предпринимаемых государствами усилий в раскрытии, предупреждении преступлений, а также розыске, задержании и наказании виновных в их совершении.

Таким образом, международное сотрудничество в борьбе с преступностью выражается в скоординированных действиях государств в рамках международных организаций и в единообразии проводимой ими политики» [3, с. 140]. С ее мнением нельзя не согласиться и в свою очередь дополнить, что международные организации играют координирующую роль

28

в деятельности национальных правоохранительных органов в розыске лиц совершивших различного вида общественно-опасных деяний, том числе и коррупционных преступлений.

При рассмотрении проблемы сотрудничества государств в осуществления международного розыска лиц, совершивших коррупционные преступления, необходимо учитывать особенности нормативно-правового регулирования в этой области.

Как и в любой сфере международного сотрудничества и здесь основными формами нормативно-правового регулирования розыска лиц, совершивших преступления, являются двухсторонние и многосторонние договоры (соглашения).

Двухсторонние договоры регламентируют процессуальный порядок (процедуру) правоотношений, возникающих между компетентными правоохранительными органами государств в оказании взаимной помощи (сотрудничества) в розыске скрывшихся за пределами страны преступников. В этих нормативно-правовых актах не всегда имеется прямое указание на розыск, но, по логике, он предполагается, например, по договорам, предусматривающим экстрадицию, как средство обеспечения присутствия лица, подлежащего выдаче.

Договором, где розыск прямо предусмотрен, можно отнести Минскую Конвенцию о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года. В статье шестой Дополнительного Протокола к этой Конвенции (подписан в 1997 году), в качестве самостоятельного действия, был внесен «розыск лиц» в перечень видов правовой помощи.

Международным соглашением, регулирующим розыск лиц совершивших преступления, является договор государств-участников СНГ «О межгосударственном розыске лиц», заключенный в Москве 10 декабря 2010 года [4], который вступил в силу для Республики Узбекистан 24 августа 2011 года.

В практической деятельности правоохранительных органов стран СНГ розыск подразделяется на три вида: местный - в пределах территории страны; межгосударственный - в пределах стран входящих в Содружество независимых государств (СНГ) и международный - в странах дальнего зарубежья, то есть практически во всем мире.

А.В. Дунаева определяет, что «межгосударственный розыск - это разновидность международного розыска, который осуществляется теми же мероприятиями, средствами и с той же целью, но на территории двух государств по инициативе правоохранительных органов одного из указанных государств» [5, с. 85].

Общепризнанными формами многосторонних договоров в международном праве являются конвенции, которые направлены на определение общих правил и стандартов для координации национальных нормативно-правовых средств борьбы с преступлениями, в том числе и с коррупцией, создание максимально сходной правовой базы в каждом из государств для их эффективного участия в международной борьбе с преступностью. В сущности каждая подобная конвенция, в том числе Конвенция против коррупции, направлена на регулирование сотрудничества против коррупции. В настоящее время к Конвенции присоединились 172 государств. Государства -участники приняли на себя обязательства по внедрению антикоррупционных мер в области законодательства, государственных институтов и правоприменения. Каждое из государств-участников Конвенции призвано в соответствии с принципами честности, ответственности и прозрачности разрабатывать и проводить политику по противодействию и предупреждению коррупции, повышать эффективность работы существующих институтов, антикоррупционных мер, а также развивать сотрудничество по борьбе с коррупцией на международном и региональном уровне. В данном международно -правовом акте нет прямого указания на розыск, но он по логике подразумевается, так как лица, обвиняемые в коррупции, если они умышленно скрываются от правосудия за пределами страны проживания, должны быть разысканы и впоследствии выданы государству выступающего инициатором запроса об экстрадиции. На это указывает п. 9 ст. 16 («Выдача») Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года, где указано, что государства должны принять «надлежащие

29

меры для обеспечения присутствия этих лиц в ходе процедуры выдачи». И если преступник скрывается от правосудия, то единственным средством предусмотренного обеспечения является розыск лица, совершившего преступление.

В противодействии коррупции успех каждой страны и всего мирового сообщества в целом слагается из общего количества расследованных коррупционных преступлений, завершившихся успешным розыском и наказанием виновных. Часто это бывает невозможно из-за неизвестности место пребывания лица, совершившего коррупционное преступление, намеренно скрывающегося в других странах. Если достоверно будет установлен факт его местопребывания за рубежом, то возникает необходимость осуществления международного розыска, установление, задержание его с целью привлечения к уголовной ответственности и решения вопроса об экстрадиции. Вступление Республики Узбекистан в Интерпол, в системе которого международный розыск преступников осуществляется с первых лет возникновения данной международной организации, значительно расширило возможности страны в этой сфере.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что международный розыск лиц, совершивших коррупционные преступления, в том числе и розыск, проводимый в рамках Интерпола, межгосударственный розыск, осуществляемый в странах Содружества Независимых Государств (СНГ), на сегодняшний день еще в недостаточной степени отвечает предъявляемым современным требованиям времени. На наш взгляд необходимо комплексно исследовать уголовно-процессуальные, криминалистические аспекты, оперативно-розыскное обеспечение, международно-правовое регулирование, организацию международного розыска лиц, обвиняемых в коррупции, и выработать необходимые теоретические и практические рекомендации по совершенствованию международного сотрудничества в борьбе с коррупцией.

Список литературы

1. Волеводз А./".Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. М., 2002. С. 139.

2. Бабакова М.А. Проблема розыска при расследовании преступлений в сфере высоких технологий: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. С. 3.

3. Очкасова И.В. Международный розыск преступников с целью экстрадиции в рамках современных международных организаций / И.В. Очкасова. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право», 2007. № 2. С. 140.

4. Сборник международных договоров Республики Узбекистан, 2012. № 1-2.

5. Дунаева А.В. О понятиях межгосударственного и международного видов розыска / А.В. Дунаева. // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013. № 1. С. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.