Научная статья на тему 'Политика МГЛУ в обеспечении качественного лингвистического образования'

Политика МГЛУ в обеспечении качественного лингвистического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГУМАНИТАРНЫЙ ВУЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММА ВКЛЮЧЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПАРАМЕТРЫ ОБУЧЕНИЯ / HUMANITIES UNIVERSITIES / HIGHER EDUCATION PROGRAMME / INCLUSIVE EDUCATION PROGRAMMES / TEACHING CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краева И.А.

Качество высшего образования является приоритетной государственной задачей. Именно по этой причине в институциональной сфере вопросами обеспечения качественного образования занимается отдельный Департамент Департамент государственной политики в сфере высшего образования, во многом определяющий стратегию развития каждого вуза Российской Федерации. Российское образование строится таким образом, чтобы, с одной стороны, отвечать актуальным запросам и потребностям населения, и с другой обеспечивать конкурентоспособность на мировом рынке образовательных программ и услуг. Данная цель регламентируется на институциональном уровне рамками Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». На сегодняшний день российская система высшего образования охватывает около 30 млн человек, что поддерживает устойчивость кадрового обеспечения всех отраслей экономики Российской Федерации. Государственные вузы регулярно отчитываются на институциональном уровне о своих достижениях в области образования и науки, заполняя на регулярной основе отчетные документы. Особое внимание уделяется итоговым результатам выпускных экзаменов и результатам защиты выпускных квалификационных работ. Иными словами, наука и образование являются важнейшими показателями развития и оценки деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MSLU policy of qualitative linguistic education

Quality of higher education is an important government objective. To achieve this objective Ministry of Education and Science of the Russian Federation has established a special department Department of State Policy in the Sphere of Higher Education that to a large degree, determines the strategy of each educational institution in the Russian Federation. Russian education is structured to meet the demands and requirements of the citizens and at the same time to be competitive on the international market of education programmes and services. Successful accomplishment of this task is regulated at the institutional level within the framework of the State Programme of the Russian Federation: “Education Development, 2013-2020”. Today the Russian system of higher education is represented by 30 million students, which ensures a steady influx of staff to be employed in different spheres of economy all across the country. State-funded universities systematically report their achievements to corresponding institutions by regularly filling in special forms and producing necessary documents. Great attention is paid to the results of final examinations and the quality of graduation papers. In other words, science and education are the two major criteria established to assess a higher educational institution in terms of its performance and development.

Текст научной работы на тему «Политика МГЛУ в обеспечении качественного лингвистического образования»

УДК 81-13, 81-37, 81-42

И. А. Краева

кандидат филологических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО МГЛУ; тел.: 8 (499) 245 30 02

ПОЛИТИКА МГЛУ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Качество высшего образования является приоритетной государственной задачей. Именно по этой причине в институциональной сфере вопросами обеспечения качественного образования занимается отдельный Департамент - Департамент государственной политики в сфере высшего образования, во многом определяющий стратегию развития каждого вуза Российской Федерации.

Российское образование строится таким образом, чтобы, с одной стороны, отвечать актуальным запросам и потребностям населения, и с другой - обеспечивать конкурентоспособность на мировом рынке образовательных программ и услуг. Данная цель регламентируется на институциональном уровне рамками Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». На сегодняшний день российская система высшего образования охватывает около 30 млн человек, что поддерживает устойчивость кадрового обеспечения всех отраслей экономики Российской Федерации. Государственные вузы регулярно отчитываются на институциональном уровне о своих достижениях в области образования и науки, заполняя на регулярной основе отчетные документы. Особое внимание уделяется итоговым результатам выпускных экзаменов и результатам защиты выпускных квалификационных работ. Иными словами, наука и образование являются важнейшими показателями развития и оценки деятельности вуза.

Ключевые слова: образование; гуманитарный вуз; образовательная программа; программа включенного обучения; параметры обучения.

I. A. Kraeva

Ph.D. (PhiLoLogy), Professor;

Rector of MSLU; teL.: 8 (499) 245 30 02

MSLU POLICY OF QUALITATIVE LINGUISTIC EDUCATION

QuaLity of higher education is an important government objective. To achieve this objective Ministry of Education and Science of the Russian Federation has established a speciaL department - Department of State PoLicy in the Sphere of Higher Education -that to a Large degree, determines the strategy of each educationaL institution in the Russian Federation.

Russian education is structured to meet the demands and requirements of the citizens and at the same time to be competitive on the internationaL market

of education programmes and services. Successful, accomplishment of this task is reguLated at the institutional Level, within the framework of the State Programme of the Russian Federation: "Education Development, 2013-2020". Today the Russian system of higher education is represented by 30 miLLion students, which ensures a steady infLux of staff to be empLoyed in different spheres of economy aLL across the country. State-funded universities systematicaLLy report their achievements to corresponding institutions by reguLarLy fiLLing in speciaL forms and producing necessary documents. Great attention is paid to the resuLts of finaL examinations and the quaLity of graduation papers. In other words, science and education are the two major criteria estabLished to assess a higher educationaL institution in terms of its performance and deveLopment.

Key words: education; humanities universities; higher education programme; incLusive education programmes; teaching criteria.

Введение

Рейтинг лучших вузов России за 2017 г. показывает, что МГЛУ занимает в общем зачете 27 место среди всех вузов РФ. При этом по условиям получения качественного образования - 17 место, по уровню востребованности выпускников работодателями - 52 место, по уровню научно-исследовательской деятельности - 75 место. Следует подчеркнуть, что в рейтинге принимают участие все государственные вузы России, независимо от того, являются ли они моно- или многопрофильными, разрабатывают ли они приоритетные или иные значимые для экономики России научные направления. В контексте вышесказанного следует подчеркнуть, что МГЛУ представляет собой монопрофильный гуманитарный вуз, способный, однако, составлять конкуренцию техническим и естественно-научно ориентированным многопрофильным вузам.

Главная задача государственного вуза заключается в подготовке кадрового резерва для всех отраслей экономики страны. В этом смысле Московский государственный лингвистический университет несет ответственность за качественную подготовку квалифицированных специалистов новой формации в области лингвистики, теории и практики межкультурной коммуникации, перевода и переводоведения, теории и методики преподавания иностранных языков и культур. Востребованной была и остается подготовка специалистов определенной отрасли знания, например, юристов, политологов, социологов и других, владеющих двумя и более иностранными языками.

В МГЛУ качественное обучение осуществляется на всех образовательных уровнях - от бакалавриата до магистратуры и аспирантуры. При этом иностранные языки рассматриваются в качестве ключа, который служит освоению профессии.

Качественное образование как приоритетная стратегия МГЛУ

На основе исторически сложившихся научных школ и учебно-методических разработок в МГЛУ активно развивается современная научная мысль, соответствующая в значительной степени направлениям подготовки инновационных кадров для Российской Федерации, обеспечивающая комплекс образовательных услуг, ориентированных на современные потребности, как столичного региона, так и на нужды всех субъектов РФ, заинтересованных в реализации концепции устойчивого развития своего региона в области образования и науки.

Несмотря на стабильность МГЛУ, авторитет вуза в Российской Федерации и за рубежом, высокий средний балл ЕГЭ при поступлении на бюджетной основе, который составил в 2017 г. 87,6 балла и позволил занять МГЛУ в рейтинге по результатам реализации приемной кампании почетное 9-е место, нам представляется необходимым упомянуть также фактор финансовой устойчивости вуза.

Мы полагаем, что эффективность государственного вуза во многом зависит от грамотного финансового менеджмента. В этом свете научно-образовательное пространство должно соответствовать двум основным, предъявляемым к нему требованиям:

1) соответствие требованиям бюрократического порядка;

2) соответствие требованиям монетизации.

Для успешной реализации программы эффективности вуза МГЛУ выстраивает целую систему подходов, формирующих нравственно-духовные основания всех видов деятельности Университета, что предполагает, прежде всего:

• соответствие структурным и ценностным требованиям (это значит, что по аккредитационным требованиям вуз соответствует своему институциональному статусу (институту, академии, университету и др.), а его образовательные программы нацелены на выполнение научно-образовательных задач государственного масштаба);

• соответствие требованиям государственного и морально-этического порядка в сфере образования и науки (это значит, что вуз ориентирован на выполнение, прежде всего, государственного задания и государственных поручений при соблюдении государственным служащим этического поведения);

• соответствие требованиям рынка образовательно-научных услуг на всех уровнях гуманитарного образования с учетом ценностных ориентаций (это значит, что вуз осуществляет регулярное взаимодействие с работодателями, ежегодно актуализирует учебные планы и программы обучения с учетом внешних социальных, культурных, экономических, геополитических и прочих изменений, опираясь при этом на систему базовых ценностей);

• обеспечение реализации духовно-нравственных систем (это значит, что вуз осуществляет подготовку кадров на основе ценностей, разделяемых всеми членами различных этно-социумов;

• обеспечение популяризации гуманитарного-научного знания с учетом социокультурных параметров целевых аудиторий и этнокомпонента (это значит, что вуз осуществляет постепенное освоение социального и виртуального видов пространства, насыщая его культурным, научным и образовательным содержанием, актуальным для представителей различных этносоциумов).

Таким образом, МГЛУ работает по схеме «Три миссии университета», которая включает в себя следующие приоритетные для вуза направления деятельности - образование, наука, социальные коммуникации. Они и составляют основу качественного российского образования.

В ходе выполнения вышеуказанных требований МГЛУ определяет следующий «портрет» компетентного выпускника:

• знание основ своей будущей профессии;

• владение навыками устной и письменной речи, необходимыми для осуществления коммуникации в профессиональной среде;

• умение применять свои профессиональные знания на иностранном языке в условиях межкультурного взаимодействия.

Непременным условием сохранения качества образования является реализация концепции непрерывного лингвистического образования. Последняя направлена:

1) на формирование системы переподготовки и повышения квалификации специалистов в области методики преподавания иностранных языков, языков народов России, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и БРИКС в условиях многоязычия;

2) на разработку серии уникальных модельных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации переводчиков, преподавателей, обучающих иностранному языку и переводу, для обеспечения современного рынка труда;

3) на создание новых виртуальных образовательных технологий, которые смогут найти применение, как в субъектах РФ, так и на постсоветском пространстве.

Качественному осуществлению концепции непрерывного лингвистического образования служит тесная связь между организациями общего образования, университетом и институтами повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Перед каждым современным российским университетом стоит сложная задача институциональной интеграции российского образования в мировое научно-гуманитарное пространство. МГЛУ заинтересован в расширении программ включенного обучения, реализуемых с такими ведущими университетами мира, как Университет г. Гранады (бакалавриат), Университет г. Байройта (магистратура), Университет г. Амстердама (аспирантура). Эти программы уже успешно апробированы с вузами Испании, Германии и Нидерландов, они продемонстрировали свою роль в повышении международного авторитета нашего вуза.

Напомним, что международное межвузовское сотрудничество основано на расширении палитры предоставляемых образовательных программ, обеспечивающих качество подготовки выпускников. В этом смысле научно-образовательные ориентиры как отечественных, так и зарубежных вузов нацелены:

1) на создание образовательных программ, обеспечивающих качественную подготовку национальных кадров;

2) на обеспечение обучающимся условий для качественного усвоения содержания образовательных программ;

3) на разработку программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава на регулярной основе;

4) на модернизацию информационно-образовательных ресурсов.

Именно вышеприведенными обстоятельствами объясняется возросшая популярность программ включенного обучения. Мы полагаем, что интерес к данному типу программ обусловлен, прежде всего, требованиями межкультурного взаимодействия, которое может быть обеспечено благодаря ряду ключевых параметров включенного обучения, а именно:

• интенсивность обучения, которая осуществляется путем комбинирования различных семиотических кодов, используемых на радио, телевидении, в традиционных печатных СМИ, новых СМИ, в том числе Интернете, транслируемых различными источниками информации, представленными в стране изучаемого языка;

• естественность обучения, которая достигается благодаря возможности культурно-речевой адаптации обучающегося в стране изучаемого языка, а также ежедневному восприятию и усвоению правил и норм, характерных для конкретного иностранного языка, разделяемых всеми членами данного этносоциума;

• профессионализация, реализуемая в процессе освоения нового содержания, современных технологий, производственных условий, подходов к отраслевому знанию и т. п., через иностранный язык;

• научность, достигаемая в процессе обмена опытом во время научно-практических конференций, семинаров, совещаний, обсуждения учебных планов и программ;

• мотивированность, реализуемая в результате кропотливой работы с обучающимися и профессорско-преподавательским составом вузов, а также благодаря тому обстоятельству, что «знакомый учащимся языковой материал оценивается как новая ступень в изучении языка, а не как повторение и тренировка известного, что само по себе важно, так как повышает заинтересованность и усиливает мотивацию обучения» [Эффективная языковая политика: принципы, критерии, инструменты оценки 2013, с. 54];

• популярность, обеспечиваемая внедрением эколого-социаль-ного подхода1 в образовательное пространство;

• коммуникативность [Назарбаев 2017, с. 1-2], обеспечиваемая постоянным контактом обучающихся с носителями языка, а также погруженностью в различные ситуации и условия межкультурного общения;

• вариативность, достигаемая за счет возможности расширения и программы включенного обучения дополнительными курсами, представляющими интерес для обучающихся иностранному языку.

Мы полагаем, подобная философия лингвистического образования служит решению целого ряда современных задач государственного масштаба:

• экспорт российских образовательных программ в страны СНГ и дальнего зарубежья;

• усиление представленности российского образования и науки в международных

• рейтингах;

• расширение научной активности за счет публикаций в авторитетных международных изданиях;

• продвижение российской культуры, науки и образования в мировом сообществе.

Подчеркнем, что решение поставленных задач возможно при использовании информационных технологий, приобретающих важное значение в условиях цифровой экономики. Так, современные требования к качеству образования получаемого будущими выпускниками вузов предполагают внедрение в образовательный процесс новых современных информационных технологий, имеющих сложную и многокомпонентную структуру, отличающихся большим разнообразием изучаемых предметов. Ведь информационные технологии расширяют рамки образовательного процесса, повышают его практическую направленность, способствуют мотивации обучающихся

1 Под эколого-социальным подходом мы понимаем формирование социально-культурной среды, обеспечивающей равные возможности и ответственность за практические действия для различных национально-языковых сообществ, через освоение лингвистического пространства [Гусейнова 2014, с. 28].

к самостоятельной работе и повышению их познавательной активности. В настоящее время электронная информационно-образовательная среда стала неотъемлемой частью функционирования любого российского вуза.

Заключение

Подводя итог изложенному в статье, отметим, что качественная подготовка инновационных кадров для различных областей деятельности по тематическим направлениям, востребованным применительно к лингвистике, базирующимся на лингвистических мультия-зыковых и мультимодальных знаниях. Открытие новых профилей подготовки бакалавров, разработка новых магистерских программ и внедрение новых программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по актуальным лингвистическим и междисциплинарным направлениям, расширение палитры изучаемых в МГЛУ иностранных языков позволят вузу соответствовать мировым образовательным стандартам и обеспечат вхождение российских образовательных программ в перечень наиболее значимых.

Интернационализация образования с целью расширения экспорта образовательных услуг за счет увеличения количества обучающихся из ближнего и дальнего зарубежья, расширения программ РКИ, получения двух дипломов и взаимного признания ученых степеней, активизации академической мобильности и совместной международной проектной деятельности обеспечат устойчивость российского образования в новых геополитических центрах.

Создание условий для качественного повышения уровня научно-исследовательской деятельности и инновационной активности сотрудников и обучающихся МГЛУ с целью оптимальной интеграции образовательной и научно-исследовательской работы и более активного привлечения молодежи к участию в научной деятельности поддержат престиж российского образования в странах Содружества, ШОС и БРИКС.

Устойчивое развитие и эффективная деятельность Института непрерывного образования МГЛУ в целях повышения качества и расширения спектра дополнительных образовательных программ для детей и взрослых; долгосрочных, краткосрочных и дистанционных программ повышения квалификации преподавателей иностранных

языков; программ подготовки и профессиональной переподготовки кадров для различных отраслей промышленности и бизнеса послужат установлению партнерских отношений между вузами и бизнес-структурами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гусейнова И. А. Подготовка инновационных кадров: эколого-социальный подход // Научно-методические основы формирования инновационной системы языковой подготовки в неязыковых вузах. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. С. 23-29. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 12 (698). Сер. Педагогические науки.) Назарбаев Н. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания //

Деловой Казахстан. № 12 (559). 14 апреля 2017 г. С. 1-2. Научно-методические основы формирования инновационной системы языковой подготовки в неязыковом вузе. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. 166 с. (Вестник МГЛУ ; вып. 12 (698). Сер. Педагогические науки). Эффективная языковая политика: принципы, критерии, инструменты оценки: сборник информационно-аналитических материалов по международному опыту формирования языковой (образовательной и корпоративной) политики. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. 409 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.