Научная статья на тему 'Современные подходы к концепции лингвистического непрерывного образования'

Современные подходы к концепции лингвистического непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LINGUISTIC EDUCATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIO-CULTURAL INTERACTION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECOLOGICAL SECURITY / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СРЕДА / LINGUISTIC ENVIRONMENT / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / VIRTUAL SPACE / ИНСТИТУТ / INSTITUTION / ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА / LANGUAGE POLICY / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ECOLOGICAL DISCOURSE / ECOLOGICAL AWARENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнова И.А.

В статье рассматриваются методологические основания эколого-социального подхода, релевантные для формирования теоретико-практических оснований общей лингвистической среды в виртуальном пространстве. Описываются элементы языковой политики, отвечающие стратегии сохранения культурно-исторического наследия Российской Федерации. Приводятся конкретные практические действия, направленные на формирование экологического сознания у представителей различных поколений. Особое внимание отводится разъяснению и роли институциональной цепочки, в которую входит институт образования и другие социальные институты, регулирующие внедрение и распространение экологического знания и формирование экологического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусейнова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern approaches to the concept of linguistic continuing education

The article considers methodological principles of the eco-social approach that constitute the theoretical and practical basis for a common linguistic environment in virtual space. Elements of language policy that correspond with the strategy aimed at maintaining cultural and historical heritage of the Russian Federation are described, concrete practical measures that serve to form ecological awareness of different generations are proposed. Emphasis is placed on the role of the institutional chain that unites the Institute of Education and other social institutions that coordinate the introduction and proliferation of ecological knowledge as well as the formation of environmental awareness.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к концепции лингвистического непрерывного образования»

УДК 81-13, 81-37, 81-42

И. А. Гусейнова

доцент, доктор филологических наук; профессор кафедры немецкого языка переводческого факультета МГЛУ; e-mail: ginnap@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОНЦЕПЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются методологические основания эколого-со-циального подхода, релевантные для формирования теоретико-практических оснований общей лингвистической среды в виртуальном пространстве. Описываются элементы языковой политики, отвечающие стратегии сохранения культурно-исторического наследия Российской Федерации. Приводятся конкретные практические действия, направленные на формирование экологического сознания у представителей различных поколений. Особое внимание отводится разъяснению и роли институциональной цепочки, в которую входит институт образования и другие социальные институты, регулирующие внедрение и распространение экологического знания и формирование экологического сознания.

Ключевые слова: лингвистическое образование; непрерывное образование; социокультурное взаимодействие; экологическая безопасность; лингвистическая среда; виртуальное пространство; институт; языковая политика; экологическое сознание; экологический дискурс.

Guseynova I. A.

Doctor of Philology; Professor at the German Department at Faculty Translation and Interpretation; e-mail: ginnap@mail.ru

MODERN APPROACHES TO THE CONCEPT |OF LINGUISTIC CONTINUING EDUCATION

The article considers methodological principles of the eco-social approach that constitute the theoretical and practical basis for a common linguistic environment in virtual space. Elements of language policy that correspond with the strategy aimed at maintaining cultural and historical heritage of the Russian Federation are described, concrete practical measures that serve to form ecological awareness of different generations are proposed. Emphasis is placed on the role of the institutional chain that unites the Institute of Education and other social institutions that coordinate the introduction and proliferation of ecological knowledge as well as the formation of environmental awareness.

Key words: linguistic education; continuing education; socio-cultural interaction; ecological security; linguistic environment; virtual space; institution; language policy; ecological awareness; ecological discourse.

Введение

Московский государственный лингвистический университет (далее - МГЛУ) - центр науки и культуры, занимающий достойное место в системе непрерывного лингвистического образования. Главная задача вуза - подготовка инновационных кадров с высшим лингвистическим образованием для Российской Федерации в контексте современного гуманитарного знания.

За многолетнюю историю МГЛУ стал значимым образовательным и научно-исследовательским центром в области лингвистики и гуманитарного образования. В университете обучаются студенты не только из Москвы, но и из различных регионов Российской Федерации. Качественное образование могут получить также студенты, аспиранты, докторанты и стажеры из России, зарубежных стран, государств СНГ и ШОС. Обучающимся предлагаются основные инновационные образовательные программы бакалавриата, магистратуры и специалитета. С 2016 г. обучение в вузе ведется на 36 иностранных языках - основных европейских, в том числе скандинавских, восточных и языках стран Содружества.

На протяжении многих лет в вузе успешно реализуется выстроенная и апробированная концепция непрерывного образования. Прежде всего следует упомянуть созданную и успешно функционирующую институциональную цепочку: Центр довузовской подготовки - преду-ниверситарий - университет - институты повышения квалификации. Именно такой комплексный, институционально обоснованный подход в полной мере обеспечивает устойчивое существование университета и обеспечивает качество образования в сфере гуманитарного знания и лингвистики.

Следует отметить, что институциональная цепочка позволяет выстраивать социокультурное взаимодействие с различными целевыми аудиториями:

1) со школьниками г. Москвы и других субъектов РФ;

2) с родительской общественностью (информационные дни, подготовка и проведение различных интеллектуальных состязаний и др.);

3) с учителями и методистами, работающими в системе школьного образования;

4) с преподавателями вузов различных субъектов РФ;

5) со студентами гуманитарных вузов РФ, стран СНГ и ШОС;

6) с заинтересованными лицами.

Актуальный подход к образованию в современном образовательном пространстве

Вопросы языковой политики стоят в центре внимания современного гуманитарного знания, привлекая ученых не только многоаспек-тностью проблемы сохранения и развития культурного и языкового наследия в постоянно глобализирующемся мире, но и пониманием того факта, что неприкосновенность и цельность национально-языковых сообществ во многом зависит от решений вопросов, связанных с экологической безопасностью языков и культур.

В реализации конкретных задач, сопряженных с формированием экологической безопасности языков и культур народов РФ, мы придерживаемся взглядов современных отечественных ученых, занимающихся актуальными вопросами социолингвистики. Под языковой политикой мы понимаем «совокупность мер, предпринимаемых государством, любым другим органом, наделенным соответствующими полномочиями, официальными и неофициальными лицами по сознательному воздействию на язык», «целенаправленное воздействие на язык с целью сохранения или изменения существующего состояния языка», а также «меры, направленные на функциональную сторону языка, а через ее посредство и на саму структуру языка» [Гулинов 2015, с. 8]. Кроме того, институционализация языка создает предпосылки для различения социальных групп и даже целых этносоциу-мов. На этом основании языковая политика может рассматриваться как механизм управления мультиязычием в многополярном мире.

В современной социологии языка прочно утвердилась идея о том, что «говорить о роли языка в обществе можно с помощью ключевых аспектов, основывающихся на экологической перспективе» [Эффективная языковая политика... 2015, с. 39]. Это объясняется тем, что, по мнению зарубежных исследователей, «экологическая перспектива учит нас рационально осознавать угрозу нашему общему достоянию -языку» [там же].

Известно, что природные ресурсы небезграничны, человечество постепенно движется к социально-политической, экономической и экологической катастрофам. Эти обстоятельства привели к поиску новой модели развития, получившей в дальнейшем название Концепции устойчивого развития. Напомним, что Концепция была принята на Конференции ООН в Стокгольме в 1972 г. под наименованием

UNEP (англ. United Nations Environment Programme). В дальнейшем государства, поддержавшие данный документ, стали стремиться к его реализации, формируя при этом новую экологическую политику. В результате институционального взаимодействия большинства государств в 1984 г. Концепция устойчивого развития стала фундаментальной доктриной, определяющей развитие социально-экономического пространства в экологическом ключе [Сухоруков 2017, с. 2].

В контексте вышесказанного следует остановиться на подходах, которые существуют в современном школьном образовательном пространстве.

Подход 1. Обучающимся предлагается постоянно повышать свой уровень знаний, посещая лекции, семинары, различные курсы. Времени у современных школьников для отдыха и развлечений не остается, однако любые пространственно-временные ограничения на обучение приводят к повышенному спросу на репетиторов, готовых предоставлять свои услуги в любое время и требуемом объеме, но без гарантии качества.

Подход 2. Учащимся, помимо обязательных знаний, предлагается осваивать дополнительные знания самостоятельно, т. е. увеличивать объем домашних заданий.

Подход 3. Объем обязательных знаний сокращается до минимума, обучающимся предоставляется право самостоятельно решать, нужно ли им осваивать новый материал или ограничиться допускаемым минимумом знаний.

Подход 4. Для обучающихся разрабатывается система мотивации, основанная на сохранении условий для достижения большего объема знаний.

Наука и образование являются важнейшими показателями развития и оценки деятельности вуза. На основе исторически сложившихся научных школ и учебно-методических разработок в МГЛУ активно развивается современная научная мысль, соответствующая в полной мере направлениям подготовки инновационных кадров для Российской Федерации, обеспечивающая комплекс образовательных услуг, ориентированных на современные потребности как столичного региона, так и на нужды всех субъектов РФ, заинтересованных в реализации концепции устойчивого развития своего региона в области образования и науки.

Современное информационно-образовательное пространство должно соответствовать двум основным, предъявляемым к научно-образовательному комплексу требованиям:

1) соответствие требованиям бюрократического порядка;

2) соответствие требованиям монетизации.

На этом основании вся деятельность базируется на подходах, актуальных для лингвистического образования и гуманитарного знания, имеющего нравственно-духовные основания. Итак, концепция непрерывного лингвистического образования предполагает:

• соответствие структурным и ценностным требованиям;

• соответствие требованиям государственного и морально-этического порядка в сфере образования и науки;

• соответствие требованиям рынка образовательных услуг на всех уровнях гуманитарного образования с учетом ценностных ориен-таций;

• обеспечение реализации духовно-нравственных систем;

• обеспечение популяризации гуманитарного-научного знания с учетом социокультурных параметров целевых аудиторий и этно-компонента;

• освоение социального и виртуального пространства с позиций системы базовых ценностей, разделяемых различными этно социумами и конфессиональными группами.

Концепция непрерывного образования в МГЛУ -формирование общей лингвистической среды

В рамках концепции непрерывного лингвистического образования МГЛУ в 2016 г. стартовала серия пилотных проектов, реализуемых в социальном и виртуальном видах пространства. Остановимся на них ниже.

Пилотный проект «Занимательная наука». «Формат, который мы выбрали - это портретное интервью. Мы познакомим Вас с ведущими учеными МГЛУ, которые подробно расскажут Вам о своих учителях, научных направлениях и, конечно, поделятся секретами о том, как грамотно написать научную работу, подготовить доклад и ответить на сложные, нередко каверзные, вопросы аудитории. Цель проекта теоретико-практическая: с одной стороны, мы хотим показать весь спектр научных направлений, который представлен

в нашем вузе, с другой - познакомить Вас с научными достижениями университета в области лингвистического образования в контексте гуманитарного знания» [Занимательная наука. URL //].

Пилотный проект «Автор-сессия». Данный проект рассчитан на социокультурное взаимодействие с различными целевыми аудиториями. Нам представляется важным обеспечить преемственность между поколениями, поэтому в данном проекте слушателями выступают как школьники и студенты, так и их родители, знакомые и друзья. В 2017 г. пилотный проект впервые вышел на Московскую площадку и был представлен широкой общественности - москвичам и гостям столицы на базе «Музеона» (Крымский вал, д. 10). По содержанию данный проект представляет собой цикл интеллектуальных встреч с известными людьми, преимущественно специалистами в области лингвистики и гуманитарного знания. Слушатели имеют возможность прослушать лекцию, принять участие в интерактивной беседе и выразить свое мнение в рамках предлагаемой темы. Материалы регулярно публикуются на сайте МГЛУ [Автор-сессия. URL //].

Пилотный проект «Виртуальные выставки». Данный проект предполагает разработку, представление и публикацию на сайте вуза серии тематических презентаций, посвященных знаковым событиям или приуроченным к различным социально значимым мероприятиям, например, ко Дню русского языка, который традиционно приурочивается ко дню рождения выдающегося русского поэта А. С. Пушкина. Нередко систематизируются учебные издания, подготовленные специалистами вуза для того, чтобы у обучающихся была возможность получить комплексное представление об имеющихся книгах, которые они могут использовать в своей самостоятельной работе, а также при подготовке реферата или выпускной квалификационной работы. О популярности подобного формата свидетельствуют количество обращений в библиотеку, которое постоянно растет [Виртуальные выставки. URL //].

«Молодой профессионал». В Учебном телевизионном центре МГЛУ с помощью профессионального оборудования были сняты видеосюжеты по творчеству великого драматурга: отрывки подготовленной монологической и диалогической речи из драматических произведений, сонеты, научно-исследовательские студенческие доклады-презентации («Iambic Pentameter», «Original Pronunciation of Shakespeare», «Sonnet 116 read in OP», etc.), серия интервью

спонтанной речи «What do you know about Shakespeare?» с участием студентов МГЛУ и иностранных студентов (г. Гранада, Испания), авторский студенческий перевод с русского языка на английский стихотворения С. Я. Маршака «1616-1949».

Студенты II-III курсов в своих выступлениях стремились приблизить свои реальные фонетические навыки к британскому произносительному стандарту, демонстрировали умения, приобретенные на занятиях по практической фонетике английского языка.

Для подготовки своих выступлений студенты не использовали метод повторения за «образцом» - устным текстом, начитанным на Стандарте носителем английского языка. Задачи максимально «скопировать» оригинальное произношение не было. Все выбранные для проекта письменные текстовые отрывки были сначала подвергнуты самостоятельному фонетическому разбору, затем проинтонированы в соответствии с собственной интерпретацией студента и, наконец, отработаны устно самостоятельно и под контролем преподавателя. Все представленные видеосюжеты были сняты при воспроизведении текста наизусть.

Композиция сюжета, в том числе музыкальное сопровождение, фон видеоряда или презентация стали индивидуальным выбором каждого выступающего [Молодой профессионал. URL//].

Всероссийская олимпиада школьников по «новым» языкам (испанскому, итальянскому и китайскому). Наш вуз продолжает работу по выявлению и сопровождению талантливой, лингвистически одаренной молодежи. Для работы со школьниками на базе вуза проводятся вебинары и очные семинары для школьных учителей и школьников, заинтересованных в подготовке к интеллектуальным состязаниям по иностранным языкам. Актуальная информация регулярно появляется в соответствующем разделе сайта. Важно, что школьные учителя и школьники могут обратиться с конкретным вопросом по электронной почте к специалисту по одному из «новых» языков и получить своевременную консультацию [Всероссийская олимпиада школьников. URL//].

В связи с тем, что 2017 г. объявлен в России Годом экологии наш вуз при поддержке Общественного совета Департамента образования г. Москвы инициировал конкурс «Экологическая безопасность языков и культур: создаем вместе единую лингвистическую среду!».

Условия конкурса размещены на сайте МГЛУ [Экологическая безопасность языков и культур... URL//]. Нам представляется важным формировать экологическую безопасность на протяжении всей институциональной цепочки: школа - вуз - социальные институты СМИ, рекламы и маркетинга, обеспечив, таким образом, формирование экологической компетенции у разных целевых аудиторий.

Для конкурса нами был разработан логотип.

Следует отметить, что конкурс носит открытый характер и подразумевает работу с тремя целевыми аудиториями: школьниками средних классов, школьниками старших классов, студентами гуманитарных вузов.

Соответствующим образом распределяются и типы конкурсов.

1. Конкурс плаката на тему «Защити окружающий мир!», в котором могут принять участие ученики 6-8 и 9-11 классов предуниверситариев, гимназий, лицеев и школ г. Москвы, сформированные в проектные группы от 2 до 5 человек. Нами были четко сформулированы требования к оформлению плаката, ср: формат A3 или А1; наличие авторских рисунков, сопровождаемых пословицами и поговорками, имеющими отношение к окружающему миру и природе; обязательное присутствие всех цветов радуги; обоснование из 5 пунктов, объясняющее экологическую значимость конкурсного плаката.

2. Конкурс на лучшую современную экологическую сказку. Название конкурса: «Сочини экологическую сказку на родном или иностранном языке!», в котором могут принять участие студенты не только МГЛУ, но и ведущих гуманитарных вузов г. Москвы. Нами были также детально разработаны требования к оформлению текста сказки: 1 200-1 500 знаков с пробелами, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1,5. Все поля 2,5 см; сказка должна быть волшебной, но главные герои - современными; сказка должна нести экологическую воспитательную функцию.

3. Конкурс на лучшую научную статью на тему «Экологическая безопасность языков народов России: проблема и пути решения»,

в котором могут принять участие студенты гуманитарных вузов г. Москвы, принимающих активное участие в СНО своего вуза. Для этого конкурса также были разработаны требования к оформлению научной статьи: принимаются работы общим объемом до 7 страниц; шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1,5. Все поля 2,5 см; наличие ссылок и списка правильно оформленной библиографии с указанием автора книги / статьи, названия, города издания, издательства и количества страниц - обязательное условие; в работе должна быть отражена не только экологическая проблема, но и возможные пути ее решения.

Помимо вышеуказанного, был детально разработан регламент подачи работ, их оценки и представления на заключительном этапе. Важно, что рабочими языками конкурса были выбраны русский, английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, португальский, норвежский, японский, китайский, корейский, турецкий, персидский (фарси), арабский; языки стран Содружества (украинский, белорусский, азербайджанский, армянский, румынский (молдавский), киргизский, казахский, узбекский, таджикский), а также грузинский; языки народов Российской Федерации (якутский, удмуртский, татарский, осетинский). Кроме того, эксперты жюри принимали работы и на других иностранных языках и языках стран Содружества, но они были рассмотрены на внеконкурсной основе. Отметим, что финалисты и победители экологического московского конкурса «Экологическая безопасность языков и культур: создаем вместе единую лингвистическую среду!» смогут принять участие в VIII Всероссийском конкурсе социальной рекламы «Новый Взгляд» [VIII Всероссийский конкурс... URL//].

Итак, институциональная цепочка включает институт школьного образования; гуманитарные вузы; институты СМИ, рекламы и маркетинг и предполагает демонстрацию результатов конкурса на VIII Всероссийском конкурсе социальной рекламы «Новый Взгляд», который проходит при поддержке Минприроды России.

Заключение

Подытоживая вышесказанное, подчеркнем, что в МГЛУ реализуется концепция непрерывного образования, обеспечивающая на постоянной основе подготовку инновационных кадров для Российской Федерации в области лингвистического и гуманитарного

знания. Ее создание продиктовано анализом современного научно-образовательного пространства.

Реализуемые в МГЛУ с 2016 г. виртуальные и социальные информационно-образовательные проекты основаны:

1) на накопленной в предыдущие периоды материально-технической базе;

2) на научных и исследовательских достижениях ППС МГЛУ;

3) на инновационных решениях в области лингвистического и гуманитарного образования;

4) на популяризации отечественного лингвистического и гуманитарного знания в виртуальном и социальном пространстве.

Информационно-образовательные проекты 2017-2025 гг. и планируемые организационно-структурные изменения предусматривают:

1) привлечение всех обучающихся в «обязательном» (базовом) секторе в области лингвистического образования и гуманитарного знания;

2) заполнение социального досуга различными дополнительными образовательными программами, осуществляемыми в социальном (очном) и виртуальном (дистанционном) форматах.

Концепция непрерывного лингвистического образования направлена:

1) на формирование системы переподготовки и повышения квалификации специалистов в области методики преподавания иностранных языков, языков народов России, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и БРИКС в условиях многоязычия;

2) на разработку серии уникальных модельных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей иностранных языков, переводчиков и преподавателей перевода для современного рынка труда;

3) на создание новых виртуальных образовательных технологий, которые смогут найти применение, как в субъектах РФ, так и на постсоветском пространстве.

Таким образом, планомерное освоение виртуального пространства Интернета для осуществления различных дискурсивных практик, направленных на формирование социокультурного досуга разных целевых аудиторий, способствует реализации концепции непрерывного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Автор-сессия. URL: http://www.linguanet.ru/science/informatsionno-biblio technyy-tsentr/avtor-sessii/.

Виртуальные выставки. URL: http://www.linguanet.ru/science/informatsionno-bibliotechnyy-tsentr/virtualnye-vystavki/

Горожанов А. И. Обучающая виртуальная среда для изучения иностранного языка: проблемы разработки и развития: монография. М. : МГЛУ, 2016. -110 с.

Гулинов Д. Ю. Дискурсивные характеристики языковой политики современной Франции: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград : Волгоградский гос. социально-педагогический университет, 2015. 40 с.

Занимательная наука. URL: http://www.linguanet.ru/science/zanimatelnaya-nauka/

Молодой профессионал. URL: http://www.linguanet.ru/science/studencheskaya-nauka/molodoy-professional/

Назарбаев Н. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания // Деловой Казахстан. 2017. № 12 (559). С. 1-2.

Сухоруков Е. А. Современная немецкая сказка как инструмент формирования экологического сознания: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М. : МГЛУ, 2017. - 28 с.

Экологическая безопасность языков и культур: создаем вместе единую лингвистическую среду! URL: http://www.linguanet.ru/ science/ studencheskaya-nauka/?ELEMENT_ID=1586

Эффективная языковая политика: принципы, критерии, инструменты оценки: сборник информационно-аналитических материалов по международному опыту формирования языковой (образовательной и корпоративной) политики. М. : МГЛУ, 2013. 409 с.

VIII Всероссийский конкурс социальной рекламы «Новый Взгляд». URL: www.tvoykonkurs.ru / Всероссийская олимпиада школьников URL: http:// www.linguanet.ru/science/vserossiyskaya-olimpiada-shkolnikov/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.